Итоги апреля. Сергей Крюков

Большой Литературный Конкурс
Сергей Крюков. Анализ БЛК. Апрель-2013.

Лонг-лист: http://www.stihi.ru/2013/03/31/11837


ТАБИШЕВ КИРИЛЛ «говоришь»
http://www.stihi.ru/2013/03/27/11980 отборочный тур БЛК

говоришь геометрия, живопись, форма, известный в узких кругах кубист,
говоришь авангард, модерн, ренессанс, раздробить, искажение перспективы,
говоришь, и я слышу, как тихо тебя люблю, кто-то ведь должен т е б я любить,
а не геометрические примитивы.

говоришь язык, пустота, эфир, восприятия нет с момента рождения языка,
говоришь Кастанеда, модальность, безмолвие, Бог, бытие, безупречность,
говоришь, а исчезнешь - никто не будет тебя искать, с огнём по ночам искать
не будет никто, кроме меня, конечно.

говоришь Гумилёв, акмеизм, безрифменность, рваный размер, расстрел,
говоришь эволюция, эго, Эдем, эпатаж, неклассический, Ницше,
говоришь, а они не знают, не видят, не слышат тебя, как я умел,
но рисуют, играют, ваяют, пишут…
 
Ну, хоть убейте меня, не могу я понять, почему часть пунктуации используется, а часть нет.
Не понимаю, почему нужно предложение с малой буквы начинать…
Но – не суть.
говоришь, и я слышу, как тихо тебя люблю – почему именно ТИХО?
В этом ТИХО – много нежности, но насколько она здесь уместна?
Вообще, в другом ракурсе это ТИХО могло бы сработать ёмко.
Например, у Рубцова – «Тихая моя Родина…».
Здесь же эта тишина любви едва ли – на пользу лирическому герою.
Ведь в итоге это оборачивается для него фиаско.
Если нет возможности найти более точное слово, эпитет лучше опустить совсем:
говоришь, а слышу, как я тебя люблю.
Но это – моё мнение.
Чувства автор передал. Может быть, несколько громоздок навал терминов, ничего конкретно не определяющих, но коренного значения это не имеет. Хотя, если слово в произведении можно безболезненно убрать или заменить, то оно – лишнее. Так гласит закон.
Но стихи, тем не менее, хорошие, настоящие, чувственные.


МИХАИЛ ЗАМЯТИН «гита идёт по канату»
http://stihi.ru/2013/03/13/8964 отборочный тур БЛК

Женские взгляды – морозны, мужские – волнами жара.
Жадно глядят подростки на экзотический фрукт.
Гита идёт по кромке узенького тротуара.
Ей салютуют окна, фасады стоят во фрунт.
 
Гита подходит к витрине, словно актриса к рампе.
На Гите звенят украшения, дешевая ерунда.
В лавке от напряжения перегорают лампы,
И на стене наружные трескаются провода.
 
У Гиты пухлые губы, сухие на вкус, как вата. 
Гита опять в движеньи, она никогда не ждёт.
Гита идёт по асфальту, а кажется - по канату,
И этот канат дрожащий проходит сквозь мой живот.

Первая строка великолепна, вторая не прописана.
Не то – под фруктом автор подразумевает эту самую Гиту,
сущность которой так и остаётся не раскрытой в стихотворении,
не то – дело в каком-нибудь манго или ананасе,
Но, не обозначив оный и его местонахождение, автор оставил одни недоумения.
Почему В ДВИЖЕНЬИ? В ДВИЖЕНИИ, но – В ДВИЖЕНЬЕ.
Последняя строка – великолепно образна,
Но именно для идеальной подачи такого образа – хорошо было бы поискать варианты, уводящие от нагромождения сочетающихся согласных.
А стихи очень интересные.


ВЛАДИСЛАВ ДЕКАЛОВ «Пианист»
http://www.stihi.ru/2013/03/18/11728 отборочный тур БЛК

                Франсуа де Рубэ.

Наверное, не так смешны иногда становятся несуразицы,
что невозможно жить и по эту сторону, и по ту.        Фраза, заумная и переусложнённая, вдобавок ещё и не прописана.
НЕ ТАК СМЕШНЫ, что невозможно жить… - или НЕСУРАЗИЦЫ, что невозможно жить?
После авторского ответа я проговорил бы алогизм сказанного, он присутствует в любом варианте.
Ты думаешь, музыка - это море, но в том и разница,
что здесь не бывает спасшихся на плоту.

Порою, голос, вселяющий болезненную уверенность,
звенит в ушах, раздается из-за спины.             Может, раздаваясь из-за спины?

Ты можешь долго качаться как будто на водной поверхности     А запятые сравнительного оборота?
и вдруг нырнуть за ним без ощущения глубины.

Возможно, неполнотой, возможно, непониманием мучимый,
возможно, по старой привычке поддавшись движению волн,
ты внезапно поймешь, кому все твои созвучия,
во имя кого, для кого.

Почувствуешь в бездне чье-то невидимое присутствие,      …незримое чьё-то присутствие
коснешься чьей-то мягкой, теплой руки.
И остановятся губы, повторявшие минуту назад без устали:
"... пока не поздно - беги".

Стихи очень интересные, передающие состояние транса слушателя,
эх, только сожалеть остаётся о неполном их совершенстве…


АНИСКИНА ВС «ласточка»
http://www.stihi.ru/2013/04/02/11921 отборочный тур БЛК

(ласточка) А зачем в названии  - скобки?

и вот она смотрит в окно (из-за тюлевых штор)
не женщина, ласточка в платье из синей тафты
и щурится лампочка, и опадают цветы
когда она смотрит в окно на пустующий двор       повтор фрагмента здесь откровенно вредит.

и вот подъезжает к воротам родное авто
распахнута дверца (в проеме - движение рук)
и ласточка - в форточку, в небо ( так было, не вру)
и вниз, до ладоней мужчины в коротком пальто

и падает прямо в ладони мужчины с небес
мужчина сердит на себя - неумело поймал
(и щурится лампочка: ласточка, холодно, март)
и дышит на ласточку, и открывает подъезд

тот самый мужчина (которого женщина ждет
и знает движениям счет от дверей до дверей)
он дышит на ласточку, бьется со связкой ключей
и дверь поддается, как раз - на второй оборот..

Какие замечательные, трепетные женские стихи!
Только очень мешает читать отсутствие пунктуации и точек над Ё.


АЛЕКСЕЙ ЕФИПОВ «Смысловые галлюцинации»
http://www.stihi.ru/2013/04/14/4259 отборочный тур БЛК

На ветках не зависть - завязь,             А почему на ветКАХ – одна единственная ЗАВЯЗЬ? А с какой бы стати, дорогой Вы мой, на ветках появилась бы ЗАВИСТЬ? Этакое построение могло бы сработать только как раз в противоположном смысле: НА ВЕТКАХ НЕ ЗАВЯЗИ – ЗАВИСТЬ. А у Вас получилось: «На ветках не НОНСЕНС – ОБЫЧНАЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ».
 простодушная, робкая,
 помнишь, в детстве, когда выбивало пробки,
 ты сидела с закрытыми глазами,
 долго, не решаясь открыть их - а вдруг ослепла?
 Трогательно? Нелепо?
 Также несмело, всуе,                Да не ТАКЖЕ, а ТАК ЖЕ понимаешь!
 поминая, понимаешь малость:

 то, что видимое - не существует,
 а невидимого - не осталось.

понимаешь малость – здесь в погоне за звуками автор допустил непрописанность:
то ли он имел в виду МАЛОСТЬ в качестве существительного, то ли – в качестве НЕМНОГО или ЧАСТИЧНО.
Это – откровения ослепшего?


ТАТЬЯНА БОРИНЕВИЧ-ЭКЛОГА «семейный портрет в интерьере»
http://www.stihi.ru/2001/06/05-140 номинатор Анна Асеева

Натюрморт и подросток. Пейзаж и тинейджер.   Ничего нельзя понять. Подросток рядом с натюрмортом находиться не может, он – не часть мёртвой природы. Тинейджер от подростка едва ли существенно отличается.
Он один на портрете. По разным причинам
Завелась в его доме какая-то нежить.
Лишь один человек из троих получился.   Из каких таких троих? Хоть бы намёк дали.

Да, он вырос. И ими бессовестно предан,   Союз «И» здесь неминуемо сливается с местоимением.
Но он в птичку фотографа всё ещё верит.  Птичка не фотографа, а вспышки, фотоаппарата на худой конец.
Это то, что должно быть семейным портретом,
А не взрослый ребенок в пустом интерьере.  Опять непростительная неточность: видимо хотели сказать – «А не фото ребёнка в пустом интерьере». Ребёнок портретом быть не может.

Узелок со слезами тяжёлыми скомкав,         Узелок или платок? Как скомкать узел? Прямой смысл абсурден, а от него никуда не деться.
Глубоко его спрятал. А как же иначе?
Потому что вдолбили в него аксиому,         Точнее – аксиомКу, но и это – не вполне точно. Это и не аксиома, и не истина, и не закон… Мужчины плачут редко, …но метко.
Вспомним стихи Маяковского. У гениального поэта и Калинин плачет, и даже… лошадь. И плачут настолько уместно, что на их месте не плакать – чистая фальшь. Сильные мужчины плачут. Как насчёт фильма «Судьба человека»?  Мне и то плакать хочется, когда его смотрю. А когда друзей теряем? Какая уж тут аксиома?
Что мужчины не плачут, не плачут, не плачут.

Понимая, что мир его всё-таки рухнет,
Горький запах разлуки по-волчьи почуяв,      Разлуки – с кем? И почему – именно по-волчьи? «По-звериному запах разлуки почуяв.»
Как распятый Спаситель, раскинувши руки,      Спаситель рук не раскидывал! Ну, нельзя тут так неточно!
Обнимает пространство в надежде на чудо.

Весьма эффектная концовка, да и сами стихи удались… бы, если бы их поэтику удалось донести, минуя издержки косноязычия и непрописанностей.


САША ЛУРЬЕ «История»
http://www.stihi.ru/2013/02/07/4435 отборочный тур БЛК

коридоры и кабинеты
генералы и дипломаты
птиценосые из совета
рыбоглазые из сената
необузданные планеты
озарения и идеи
гладколобые комитеты
узкощекие ассамблеи
пережеванные останки
усыпленных в плену сатрапов
острогубые из генштаба
плотноухие из охранки
руки тянут к стеклу и меху       В таких случаях необходимо повторять предлоги: «Руки тянут к стеклу и к меху.»
происходит прикосновенье
И тогда расстается с эхом
чей-то голос, и тело с тенью     В такой форме предложение не имеет прав на жизнь.
Глагол РАССТАЁТСЯ относится к обеим парам, значит РАССТАЮТСЯ – и запятая упраздняется, поскольку глагольное действие распространяется на все субъекты.
Но точнее:
«И тогда расстаётся с эхом
чей-то голос. И тело с тенью…»   Именно так прописываются подобные фрагменты, но автор в силу упразднения пунктуации утратил для себя такую возможность – и поплатился неграмотным изложением. А ради чего, спрашивается, лишать себя огромных возможностей, предоставленных совокупностью правил языка!? Вот хоть убейте, не пойму.
Из предложенного набора история не выстраивается, наворочена масса необязательного, в то время как сущность этим никак не проявлена.
Последний заявленный образ эффектен, но никакого отношения к истории не имеет.
Либо неудачно выбрано название, либо замечательнейший образ пришёл не ко времени.


РЕГИНА МАРИЦ «Кишинёв»
http://www.stihi.ru/2013/02/11/1000 отборочный тур БЛК

Двенадцать лет и лето нараспашку.        Строка не прописана. Если двенадцать лет лирической героине, то где запятая, разделяющая два предложения? Да и что может указывать на моё предположение?
Вспотевший двор хрущёвской трёхэтажки,   А разве при хрущёвских застройках были дворы? Двор – замкнутое ограниченное пространство, прилегающее к дому или домам.
рукастые каштаны
в балконные карманы — 
без спроса.               То есть, как это – балконы без спроса? Без утверждения в Горархитектуре? Ну, написали бы – в обратном полрядке, получили бы вольность каштанов, а тут…
Чу! Из казанов —   Из казанОв, то есть из любителей романтических похождений?
Или всё-таки – из казАнов? Ну, разве же так можно?
вишнёвое стаккато: Ки_ши_нёв.

Вирджил Васильевич выносит мусор — 
румянец и послеинсультный шаг,
фанат Вертинского и женских бюстов;
как выпьет, плачет, кроет Сибирлаг
и русских: тех, что увели корову
и папу — ни за что и навсегда.

Опять бушует рэбе со второго!
Поёт, кричит ли, молится?..
Седа
в его окне колючая джида.      Предложение совсем не обязательное,  случайное.. Получается – использовано только для наполнения и рифмовки.

За гаражами тень, и три девицы
гадают на сыпучих лепестках:
останемся, уедем, что случится?..

Всё будет хорошо.

А будет так:
вот этой, с левантийскими глазами,
цвести, толстеть и соблюдать шаббат;
вот этой, длинноногой, в Алабаме
рожать разнокалиберных ребят;

а этой вот, молчунье близорукой,
ходить за словом, за вишнёвым звуком,
неузнанной маруськой
по памяти по узкой,
оттуда,
где был русский мир
натянут между «доАмне» и «вэй'з мир».

Стихи замечательны, бесспорно. Но! - если стихи написаны только для части читателей, то почему они – на общем конкурсе? Будем справедливыми, написанное понятно автору, понятно мне, понятно ещё некоторому кругу читателей, но – по крайней мере половина прочитавших этого не поймёт, не сможет осмыслить в полной мере... Для них автор устроила перечень сносок. Тем самым перечеркнув основной смысл жанра: стихи должны восприниматься мгновенно, досознательно, даже и не разумом сначала… Вот почему так важны всегда и прямые смыслы образов, и звукосочетания, и прозрачная ясность…
Ну, и, наконец, нужно определить суть опуса. А она проста – зарисовка, пусть зарисовка, растянутая в эпизодах памяти на многие годы, пусть состоящая из судеб людей и города, за которым просматриваются и более масштабные судьбы, но всё же – зарисовка.
Тем не менее, повторюсь, стихи замечательные, талантливый автор сумел в стихах донести вкус своего детства, вкус воспоминаний жизни, вкус течения времени в отдельном местечке, вкус немного публицистический, но грустный, откровенно-трепетный…
---
джидА - листопадный или вечнозелёный кустарник или дерево, часто колючий.
доАмне - [’dwam-ne] боже мой! (с румынского)
вэй'з мир - боже мой! (идиш) 


АЛЕНА РЫЧКОВА «О грызунах и ракообразных…»
http://www.stihi.ru/2013/03/28/7001 отборочный тур БЛК

Приучай себя жить первозданно и просто.        Замечательная строка, только я союз не ставил бы.
Открывай по теплу   все задвижки, все  лазы.     Можно догадаться, если подумать, что ПО ТЕПЛУ означает – С НАСТУПЛЕНИЕМ ТЕПЛА, но это не прописано.
Видишь – тянется нить? Слышишь – щёлкают кросна?
Грызунов не пугайся и ракообразных -
Трёх упругих мокриц, что  похожи на блёсны.      Ну, зачем же мешать мокриц, о которых идёт распространённое повествование с упоминанием грызунов – в одном предложении? И если уж похожи мокрицы на блёсны, то только – на зимние. И почему именно ТРЁХ, а не ТЕХ?
Дай им час, не таясь, по сырым  половицам,
Выползать  на просвет, по-мокричьи  молиться,
Пересчитывать лапки и  скудные  вёсны.     Лапки и вёсны в один ряд перечислений не укладываются. Необходимо разносить по разным предложениям.

В кладовой разгребая истлевшую вату,
Сознавая, что  мир твой  - отрезок, не более,    НЕ БОЛЕ, зачем тут второе Е?
Между крайних других, ты забудешь о горе.
Восполняя покапельно эту утрату,
(Вот она благодать и присутствие свыше)
Между старых картонок с потёртыми швами,
Бог задумал, в тряпье, узелок с малышами…     Похоже, что-то тут неладно с пунктуацией.

На плаву твой ковчег, коль плодятся в нём мыши.     Строка гениальная.

Да Боже мой, насколько талантливо! И насколько небрежно! Ну, обидно же.
Вот так и будем дары Божьи транжирить?


МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ «Аэродромы»
http://www.stihi.ru/2013/04/03/3947 отборочный тур БЛК

И.Т.

Всё, покинутое человеком, приходит в упадок -
Будь то жизнь, любовь, история, архитектура:
В усадьбах перекашиваются двери, валятся ограды,
Осыпаются фрески, как с бальзаковской дамы пудра.

В неухоженных садах по-чертополошьи дичают розы,
Яблони, тяжелея, впадают в сидровую кому,
И, единственные, кому забывание идет на пользу,   А забвенье тут не точнее?
Это аэродромы.

Там такие петли выделывают стрекозы-асы,
Что и не снилось пикирующим шмелям-тяжеловесам,
И мерцает по утрам марокканскими алмазами
Ржа аэродромного железа.
   
Где  взлетали, садились, падали - поди, найди-ка…
Ни бетонной взлетки, ни гула, ни криков, ни гари.     Здесь было бы полезно многоточие.
И локомотивцы собирают в шлемы пахучую землянику,
«Шайбу, шайбу!» - волнуется за их спинами разнотравье.

На ладонь положи солнечную медаль и
Смотри, как в её лучах выныривают из глубины небесной
Самые дорогие лица, самые уже достижимые дали, 
Самые прекрасные стюардессы.

Вот начал читать – и подумалось,
А права ли автор, столь категорично утверждая тезу восстановления природы – всеобщим разрушением? Ан, нет, не так всё у неё просто, и аэродромы – исключение из правил, доказывающее общий закон. Закон, который каждый читатель должен сформулировать для себя сам, сделав выбор, на чьей он стороне – стороне разрушающей природы или разрушителя-человека.
Очень характерен подход к раскрытию поэтики, очень свой, непохожий, специфично вкусный.
Единственное, что сначала помешало восприятию – это возникшая мысль о нарочитости рваного написания стихов автором, владеющим в совершенстве ритмикой изложения мыслей.
Замечательная работа.


АЛЕКСЕЙ МИРОНОВ УРАЛ «смердый конь»
http://www.stihi.ru/2013/02/05/7280 отборочный тур БЛК

посмотри мне смердый конь
поперек кромешных век

все ли стало там смеркаться
в чем приходит человек

по твоей ноздре пойму
где скровавлен узелок

подыши мне прямо в душу
прямо в сердце поперек

ты созрителен и чал
но молчишь мне оттого

что мое смирное платье
паче снега самого

Тут даже по строкам разбирать не хочется. Автора яро тянет к оригинальности в продолжение символизма выдающегося поэта Юрия Кузнецова, но, в отличие от последнего, где всё в стихах работало ради выражения пронзительных мыслей автора, усилия буксуют и проваливаются в вязком песке ретронеологизма.
Не получается прилагательное СМЕРДЫЙ, не свойственно оно русскому языку, а поперечные взгляды и дыхания повисают в воздухе лишением прямых смыслов.
Если тщательно разбираться в написанном, смысл проваливается совсем.
Только усилием воли можно заставить себя найти, что же именно хотелось сказать автору, что за смерти он ищет себе и человечеству. А усилие-то это прикладывать – и не хочется.
Жаль, ведь автор, вне сомнения, одарён.


ТАТЬЯНА ВЛ. ДЕМИНА «Мария»
http://www.stihi.ru/2013/03/20/1414 отборочный тур БЛК

Марии сорок лет. Она живёт
Без мужа и детей, но с той-терьером.
Собакен мил, хоть круглый идиот:
Разрыл паркет и гадит за портьерой.

Зовут глупышку Генрих-Томас Манн,
И он не виноват, что безголовый.
Не выгонишь - и так бездомных тьма -
Скитающихся псов, котов дворовых.

На первый взгляд покажется: пустяк,
Но всякий раз на улице Мария
Подкармливает брошенных собак,
А птиц и белок - в парке в выходные.

И чувствует собачница Мари
Себя чуть меньшей сволочью и стервой
За Борю, даунёнка, там, в Твери,         «Чувствовать сволочью за Борю» - к сожалению, не по-русски сказано. Из-за Бори.
Что ходит в первый класс. Наверно, в первый.

Как известно, «умность» собаки обеспечивается только хозяином. Именно на этом построено произведение, полное драматизма жизни лирической героини.
И построено очень классично – с кульминационной развязкой в конце
Написанное как бы в повествовательном тоне стихотворение, тем не менее, передаёт чувства сострадания автора, обращённые к своей несчастной героине.
Хорошая работа.


АЛЕКСАНДР КОВАЛЬЧУК КАМЧАТКА «В брусничном сне...»
http://www.stihi.ru/2013/03/20/1366 отборочный тур БЛК

В брусничном сне
И клюквенном за ним -      И в клюквенном… Предлоги требуют при перечислении повторений.
Вином переливается залив...
 
Рубиновый, кипрейный, на меду...

Я, не проснувшись, по воде иду,
Залив пересекая напрямик…

Лови меня на электрички крик...     «…кикрик» – не здорово в таком лиричном стихотворении, от сдвигологий нужно уходить..
Поймай меня за Пойменным мостом,
Не оставляй надолго, на потом…      Ну не годится это друг за другом! Надолго и На потом – совершенно разные вещи.

В брусничном сне
И клюквенном за ним -
Вином переливается залив…

Очень приятная лирическая зарисовка, наполненная любовью лирического героя к закадровой героине.


ВЛАДИМИР МЯЛИН "Я - бузинная матушка, я бузина..."
http://stihi.ru/2013/03/11/4340 номинатор Сергей Пагын

*  *  *

Я – бузинная матушка, я бузина;
Я стара, весела и добра.
Подо мною – скамья, надо мной тишина
С колокольчиком из серебра.

Собирайтесь, ребятки – седлайте лошадок,
Путь далёк ваш, в три жёрдочки мостик  ваш шаток,     «вашшаток» – неудачное сочетание, сдвигология.
Но раскинулся сад за ручьём.
Там над фруктами вьются дремотные пчёлы;
Снится мальчику в море кораблик весёлый,
Снятся девочке – куклы и дом...

Как проснётесь,  зелёными стану руками          Очень неудачная инверсия.
Гладить головы ваши, играть волосками –
Как спокойно на лавочке тут;
В райский сад, в океан вы спешили отсюда,
И вернулись – прошла-то всего лишь минута –
И седины над вами цветут...

Я душа бузины, нет меня зеленей,
Хорошо подо мной отдохнуть...
Дети, детки, седлайте качалок-коней –       …к-к… - неудачно Перечисление ДЕТИ, ДЕТКИ – не здорово, лучше поискать что-то типа: «Ну-ка, детки…»
Колокольчики шепчутся:  «в путь...»     Не ШЕПЧУТСЯ, а ШЕПЧУТ.

Какое светлое доброе лирическое стихотворение! Столько тепла…
Можно цепляться к мелким неточностям, но в целом – замечательно.
Хотя и негоже мужчине от лица женщины писать, равно как и наоборот.


ВАСИЛАСИЙ ПЕРВЫЙ "Шаги торговца песком"
http://stihi.ru/2011/02/01/4738 номинатор Сергей Пагын

***
Шаги торговца песком
слышны за моим окном.
А где-то в углу двора
качается тень с утра…

И некому снять с гвоздя
рубаху,
промокшую от дождя.
И тихо растет трава
из ветхого рукава…

Эдакая сюрная зарисовочка. Сальвадор Дали в миниатюре.
Только почему-то пришла на память украинская поговорка, насчёт бузины в огороде и дядьки в Киеве. И совершенно непонятно, почему трава перестанет расти, если с гвоздя рубаху снять. И зачем её снимать вообще. И – почему некому. Ведь если лирический герой увидел, что за окном идёт именно торговец песком, то снять рубаху он, наверно, смог бы.
А торговец песком должен издавать ещё, как минимум, звук перемещения колёс транспортного средства, на котором пресловутый песок и находится…
Мало находить образы. Чтобы из них получились стихи, нужно ещё и мыслить литературно. Свежесть, вне сомнения, присутствует, однако для реализации в поэзии автору предстоит ещё много учёбы, и не в интернете. Нужен серьёзный наставник.


РУССО ЛИНГВИСТО «Вальс для трёх Л»
http://stihi.ru/2011/08/01/6891 номинатор Юлия Елина

Сотни свечей темноты не разгонят,
Не станет светло,
Там, где глаза прикрывает ладонью
Ненужная Ло…
Если уж к ней затесался на праздник
Ролей и личин,
«Маска Болтуньи»* всего безопасней –
Сожми – и молчи!          Получается, что призывают сжать маску. Это - непрописанность.

Город огромный навек застывает
Букашкой в смоле,
Там, где крыло мотыльку отрывает
Бездумная Ле…
В Царство ее забредаешь, зевая,
Унылой порой.
Тут уж как в сказке: часы заиграют -     От частицы УЖ всегда необходимо избавляться, как от мусора. Тем более, что она сливается в сдвигологию ТУТУШ. Например: «Если, как в сказке…»
Беги – хоть босой!

Но ни один мой совет не спасает, -
Забудь их, молю!
Там, где с разбегу - на миг! – замирает       Замирать с разбегу невозможно.
Безумная Лю…

Там, где крыло мотыльку отрывает
Там, где ладонью глаза прикрывает
Там, где тотчас подарив, отнимает
Там, где находит, крадет и теряет

Бесценная Лю… 

* Венецианская «Маска Болтуньи» не имеет ни лент, ни ручки. Чтобы удержать такую маску на лице, нужно сжать зубами стерженек на обратной стороне: вот и приходится молчать))

Очень любопытный опус, динамичный, музыкальный… Прописать почище – и получится замечательный текст для авторской песни. Хороша энергетика произведения.


МИХАИЛ СВИЩЁВ «Минувший век, как порох невесом»     Запятая потерялась.
http://stihi.ru/2013/04/17/7216 номинатор Юлия Елина

…Леноре снится страшный сон    Знаки на конце фразы?
                Г. Иванов    Это – провокация? Ленора написана Бюргером, переведена Жуковским.
И не СНИТСЯ, а СНИЛСЯ.

Минувший век, как порох, невесом,
а если спать – и вовсе выйдет малость.
Царевна спит и вечный видит сон         Запятая. А если убрать инверсию, уйдёт сдвигология ИВЕЧНЫЙ.
как наяву спала и волновалась,

когда ещё не вглядывалась в суть,
не билась в окна мартовской синицей,
когда ещё не знала, что заснуть          Тире.
на деле означает пробудиться,

поднять ресницы, челюсти разжать
и, кровь пуская паводком по венам,
тот первый сон чудесный продолжать,
что прерван был другим, обыкновенным,

когда в глазах, как в проруби, темно –
и вправду – что царевне делать, коли
щербатое твоё веретено
её до самой смерти не уколет?

Ну, чисто Шекспир в сонетах: всё произведение – одно предложение.
Забавная вещица, напомнившая пастернаковское: «В посаде, куда ни одна нога не ступала…». Но это – всего лишь игрушка.


ИННА ДОМРАЧЕВА «День открытых дверей»
http://stihi.ru/2013/04/17/6638 номинатор Егор Мирный

Мы сегодня были в школе,
В той, в которую решили,            Получилась ящерица с оторванным хвостом. А зачем? «В которую хотим» - ещё куда ни шло бы.
И, чтоб мы решили точно,
Нам со сцены пели дети.
Третьей справа пела Саша,
Я её немного знаю:
Саша первой тянет руку,
Если спросят на уроке,
Ёрзает от нетерпенья,
И, дорвавшись, отвечает.        А тут – избыточность. Естественно, что она отвечает, дорвавшись.
А ещё она дерётся,
Но сугубо на татами,            Сугубо – слово совсем не детское.
У неё уже нашивка…
Стало быть, ещё поёт.
У неё на сарафане
Тёмно-школьном, густо-синем –
Шерсть от очень белой кошки
И на туфлях лак облез.
Вот их целая шеренга.
Настоящие такие,
Галстучки перекосились,
Гольфы, бантики сползли…
И когда они запели
Так серьёзно и пискляво
О любви к родной России,
Я едва не заревела.
Видимые только мною,           Если раньше была стилизация под речь ребёнка,  то почему же вставлена такая недетская строка?
Из-за плеч аналоговых          А что такое – «аналогОвый»?
Сыновей и дочек злобно
Ржали лица цифровые            …лилица…
И кричали стоголосо:
«Надо сваливать из Рашки».
«Сцуко, жгут аборигены!»
«Опа-оп, вперде, Роисся!» -
Это мамы, это папы.

Интернеты, интернеты,
А я вымерший такой…          Введение этой пары стихов мне непонятно.

То ли мне должно быть стыдно
За свою сентиментальность,
То ли мне должно быть страшно
Оттого, что стало стыдно?

Да, зацепил автор не детскую темку. Только текст девочки должен быть выделенным кавычками, чтобы авторский текст не мешался с ним. Концовка интересна.


ОЛЕСЯ СУРИКОВА «Девство твоё комом в горле…»
http://stihi.ru/2013/04/17/6677 номинатор Егор Мирный

Девство твоё комом в горле, рыбная кость,        Получилось, будто рыбная кость – комом в горле, а ком в горле – это приступ рыданий, а не то, чем физически можно подавиться.
 Сухая злость,
 Девичество твоё, незамужество        Зачем в одном произведении использовать устаревшую и современную формы слова?
 Мне жизни поперёк,
 Милый друг,
 Ужас мой.

 Сидишь на венчальных своих простынях,
 крахмальных своих простынях,
 Белоснежных своих простынях.
 И простыни ждут, и груди темнеют и ждут.
 Зима за окном с открытым ртом,
 С чёрным открытым ртом,
 Глядит сквозь стекло на твою свечу
 И ходит всё, ходит всё, кружит всё.
 И я вместе с нею гляжу, и я вместе с нею молчу,
 Свет мой, любимая, ужас мой.

 Ходит зима, ставит кругом зеркала,
 Тебя, неподвижную, множит.
 Нежность моя, где ты была?
 Нежность моя, ты была?
 Кем ты была, Господи Боже?

Какие пронзительно-драматичные в своей безысходности стихи!
Только почему-то лирическая героиня одновременно присутствует и первым, и вторым лицами. Получается раздвоение личности. С этим нужно быть точнее.


КАДАЙ  "Шах и мат" 
http://www.stihi.ru/2010/09/04/1714  номинатор Александр Молочников

Где-то среди московских тугих колец            Ну, не СРЕДИ. Не получается так. «…в тисках…» - что-то такого плана.
Этот сентябрь-волчонок  колючим взглядом
Выхватит безошибочно нас из стада,         И не ВЫХВАТИТ, глагол точнее тут нужен.
Словно  больных овец

Смирно  анорексичные тополя
Встанут как тени лагерных кинохроник
Возле дорог, которыми нас  погонят
В сторону октября

И никуда не денешься. Шах и мат.
Глупо петлять  в толпе, уходя от слежки,
Осень  переставляет по клеткам пешки
Вовсе не наугад
А точка, надо понимать, на клавиатуре выпала?
Смысл очень поэтичен, всё было бы здорово…
Кабы от начала до конца работал один образ. А тут их – целых три, толкающихся друг с другом в напрасной надежде выжить. Выживает в конце концов образ шахматной игры.
Гибнут овцы, исчезают в пучине вечности арестанты, бредущие по этапам…
Вышло очередное доказательство того, что нельзя злоупотреблять образностью в стихах.
А счастье было так возможно!


НИНА ЛЁЗЕР «Вечный вопрос М. Ц»
http://www.stihi.ru/2013/04/01/181 номинатор Александр Молочников

"Под лаской плюшевого пледа
 Вчерашний вызываю сон.
Что это было? - Чья победа? -
  Кто побежден? "
 М. Цветаева

 Как окрыляет, как влечет ко дну
 Явление, отмеченное страстью!
 Где сладок пряник, где в запасе – кнут,
 И хрупок тыл семейный… миф о счастье,
 В беспечности, в забаве – не скорбят,
 Свой плед другому уступить не в праве,       ВПРАВЕ – наречие, пишется слитно.
 Там  каждый тянет бархат на себя
 И каблучками тараканов давит.                А при чём тут – тараканы?

 Был на двоих всего один лишь плед,           ЛИШЬПЛЕД – сдвигология.
 И не поймёшь, кто девочка, кто мальчик.      А откуда – девочка и мальчик?
 Игра во что? А в то, что на земле
 Один игрок всегда другого жальче.            НА ЗЕМЛЕ ОДИН ИГРОК ВСЕГДА ДРУГОГО ЖАЛЬЧЕ – это название игры? Или суть её?
 Среди побед, но всё- таки … побит,
 Как будто бы здоров, – почти калека.         Две непрописанности: о ком – речь?
 Весь мир ещё трепещет и звенит
 Потехами серебряного века.                А почему СЕРЕБРЯНЫЙ – с малой буквы?

Серебряный век сведён автором к потехам?
Весь мир по сию пору живёт отголосками Серебряного века, а не его потехами.
Творчество плеяды гениев к потехам сводить – кощунство, даже условно.
Но при этом мне импонирует размеренная манера автора, присущая её произведениям.
Читать приятно.


ЭЛЛИОНОРА ЛЕОНЧИК «От возгорания...»
http://www.stihi.ru/2012/11/18/7454  номинатор Лада Миллер

***
От возгорания отгороди меня,
город двугорбый!..
Шарфиком или узлом Гордиевым
осень на горле -
чтоб не хотелось ни в рай с табурета,
ни покориться
этим глазам, где мускат, амаретто,
кофе, корица;

чтоб не желалось ни "душу вручаю",
ни по тавернам,
ни мимолетно срастаться плечами
в сквериках скверных;
чтоб не пополнила местная нечисть
мною медийно
список имён, близлежащих тесней, чем         Близлежащих – это не друг к другу. Здесь – просто ЛЕЖАЩИХ.
в банке сардины...

Чтоб не вливалось морей средиземных
в кровь и подкожно,
пью ноября отворотное зелье -
привкус такой же
прежде случался, въедался и длился,
стих огребая...                А «огребая» тут грубовато.
Только была до корицы мелисса -
аве, гербарий!

Отгородил меня от возгорания
город сохатый:                Никогда не видел двугорбых лосей.
чем-то зашторено, как-то задраено
сердца стаккато...
Зря соглядатаи глазками шарят -
насыпь и осыпь...
Вовремя встретились осень и шарфик,
горло и осень.

Звукопись стихотворения завораживает, автор заколдовывает читателя перечислениями тёплых уютных фрагментов, много чего положительного,
Но автор звукописью увлекается, ради неё порой жертвует точностью.
Но вещица, тем не менее, очень приятная, цельная, закруглённая.


АГЛАЯ ПАЮШИНА «Сбежавший спешил»
http://www.stihi.ru/2012/10/27/6624  номинатор Лада Миллер

Сбежавший спешил. Позабыл коня.
Дверь хлопнула. В кухне разбилось блюдце.
А мне даже нравится догонять,
Того, кто не может ко мне вернуться.
 
Сбежавший спешил. Поспешу и я
(И конь поплетётся вздыхая следом)
По мягкому стелищу ковыля,
За тем кто забыл, потерял и предал.
 
Сбежавший спешил. А ему нельзя.
Печальное сердце истерлось рано.
Догнали! От смертного сна озяб,
Покоится в зарослях валерьяны.
 
Сбежавший спешил. Как за ним поспеть.
И что остаётся двум близким душам.
Мне - грустные песни протяжно петь,
Коню - стричь ушами и горько слушать

Какой тонкий сарказм,
Как горько дочитывать до конца…
Какое доброе сердце – у лирической героини.
Пусть она прощает всех всегда – ей зачтётся.
Замечательные стихи.


ЕЛЕНА МИТРОФАНОВА 3 «Неисправимая»
http://stihi.ru/2012/04/23/590  номинатор Евгения Костюкова

"Сломалась, наверное, - думает пылесос, -
Сидит на полу, а не в кресле, листает книжку,
Упавшую с полки. Ведь мы же с утра всерьёз
Уборку затеяли! (Я же ей не мальчишка,
Как чайник, к примеру, который свистит и сам
Потом отключается, я же не глупый  телек,
Умеющий целыми сутками  пыль в глаза
Пускать, привлекая внимание, а на деле -
Бездельник, ворующий время, и пустослов!..)
Сломалась...Пожалуй, теперь до обеда будет
Читать... Ну хоть выключи!  Как же не повезло       Здесь после НУ нужна запятая.
Мне с этой хозяйкой! У всех пылесосов - люди,
Как люди и, если работают, то с душой.
А эта ломается вечно. Позор  мужчине
Живущему с ней! Очевидно - лентяй большой...
Понять не могу, почему он её не чинит?"

Забавная безделушка, выписанная весьма точно.
Но такие стихи хороши в специальных блиц-конкурсах по заданиям,
А на серьёзные литературные победы претендовать едва ли могут.


ИН-НА ЛЕНСКАЯ  «письмецо в конверте»
http://www.stihi.ru/2010/09/22/393 номинатор Евгения Костюкова

здравствуй,   Ванечка...  Иоганн Мажорный.
время - лучший  лекарь  и   крепкий жёрнов.
время  -  улица,   время  -  фонарь,   аптека,
та,  где   провизор  из  прокажённых,
или  прожжённых  стойких  ацтеков,
иль  оловянных    солдатиков       швейков,
скажет,  жуя  бутерброд  с  брауншвейгской:
если  есть  жёрнов -  должен  быть  пекарь.
 
сила  моя   на  земле, под  землёй, на  небе,
сила  моя -  в  белом,  пшеничном  хлебе.
я,  как пойду  за  хлебом,  так  сразу  вспомню,
за  урожай, благодарственный  твой,  молебен.       Это что тут запятые делают?
не  о  чем  говорить -  резал  ты под корень.
слово мололо, молчание камнем   било,
это   было, Ванечка. с  нами  ли  это  было?
это  было  три  века  назад, теперь без комьев

я -  мука.  рассыпчатая  крупчатка.
а  мука  нечувствительна  к  отпечаткам
времени.  время  - звёздная  пыль  вчерашнего
на  твоих  висках,  на  твоих  перчатках...
испеки,  Вано,  из  муки  лаваш    мне,
только знаешь,  Джованни,  о  том  не  спрашивай,
почему  мне  холодно.  снами  страшными,             хорошая строка
Иоанн,  божья  милость  моя  окрашена

в  чёрный  цвет. рассыпаюсь  я. я  немею.
я  люблю  тебя,  Ванечка.

                Саломея.

Мне не удалось найти здесь ничего, кроме игры слов и игр в рифмы.
Никакой глубиной замысла, никакого сюжета, фабулы, осмысленности написанного не вижу.
Напомнило довоенную песенку: «…Парень хороший, парень хороший, как тебя зовут?.. _ По-грузински я Вано, а по-русски Ваня.»
Название работе не соответствует. Много понаписано лишнего, необязательного…
Может, я просто что-то в этом недопонимаю.


СЕРГЕЙ ГЕВОРКЯН «Памятник»
http://www.stihi.ru/2009/07/04/4471 номинатор Андрей Моисеев

Надгробный памятник, надбровный –
Твой лоб меня увековечит
Мой вожделенный обелиск –
То не какой-то камень пробный –
Любви моей отчёт подробный,
Где нега бисера не мечет –             Откуда взялась тут нега и почему она вдруг должна метать бисер?
Как перед ней ни обелись.              Нельзя так долго читателя держать в неведении, о каком памятнике идёт речь. Вместо упрощения восприятия идёт его нарочитое усложнение, читатель должен многократно возвращаться к началу, чтобы свести концы с концами.

Под эту памятную стелу
Грядут с букетами другие –
Вершить природные дела…
Хоть круг черти, прибегнув к мелу,
Но те, кто вскользь прильнули к телу,
Не стоят прочной ностальгии:
Ты всё, что было, отдала.

Не хорони меня так рано –
Не морщи лба в смурной попытке         Я бы здесь предпочёл использование винительного падежа. Хотя, Есенин написал: «…не печаль бровей…» Но у него разного хватает.
Понять хоть что-нибудь во мне:
Мужчина витязем Корана
Пробьётся с твёрдостью тарана
Вовнутрь и сгинет в той подпитке,
Но не останется – вовне.

Ты поведёшь дворянской бровью:
Ресницы шепчутся подлеском,
Зрачки выносят приговор…
Сердечный плод нальётся кровью,
И Евью хворь, как чашу вдовью,
Ты примешь – всю! – с присущим блеском,
И мы продолжим разговор.

И это будет – битва равных,
Противоборство двух единых –
Иаков с ангелом быстрей
Разобрались на кортах травных…
Мы можем жить – хоть в разных странах,
Плыть с огоньком на разных льдинах
В круговороте мартобрей –

Что б ни стряслось – моя награда,
Мой бонус – памятник надбровный,
Нерукотворный монумент –
Чело твоё - вот та отрада
Превыше плоти и обряда,
И что мне возглас твой неровный:
«Постой! Ещё один момент…»

Как много пафоса!
Он при чтении вызывает антитезы.
Я не смогу по достоинству оценить такие стихи: меня всю жизнь учили иному мои замечательные учителя.


ДАНИИЛ ВЕРЕТЕННИКОВ «Маме»
http://www.stihi.ru/2009/11/29/228 номинатор Андрей Моисеев

Вспомнить бы
тот -
самый солнечный -
полдень:
новенький ранец,
в линейку тетрадь...
Вот бы успеть
хоть отчасти исполнить
то,
что я в детстве успел загадать.
Ярким сияньем
оставшись в наследство,
над горизонтом пути моего
светит мне детство,
огромное детство...
Память,
спасибо тебе
за него.

Может быть,
всё это понял не зря я...
Дружеских встреч мне не стало хватать.
Трудно,
давнишних друзей не теряя,
новых хороших друзей
обретать.
Песня,
как исповедь,
рвется наружу:
толки,
что всё продаётся, -
враньё!
Верю
в годами скреплённую дружбу.
Время,
спасибо тебе
за неё.

Хочется слушать
псалмы ветровые
и,
забывая о боли и зле,
осознавать -
каждый раз как впервые -          А где запятые вокруг сравнительного оборота?
чудо родиться на этой земле.
Много ли будет чудес -
неизвестно.
Мне же
хватило бы и одного.
Я этот мир
полюбил беззаветно.

Мама,
спасибо тебе
за него.

Сколько солнца!
Даниил, спасибо Вам – за него!
Замечательное произведение.


ШОРТ-ЛИСТ
.
Это часто бывают такие странности: понащёлкал понравившегося - и оказался ровно десяток.
:
ТАБИШЕВ КИРИЛЛ «говоришь»
http://www.stihi.ru/2013/03/27/11980 отборочный тур БЛК

АНИСКИНА ВС «ласточка»
http://www.stihi.ru/2013/04/02/11921 отборочный тур БЛК

РЕГИНА МАРИЦ «Кишинёв»
http://www.stihi.ru/2013/02/11/1000 отборочный тур БЛК

АЛЕНА РЫЧКОВА «О грызунах и ракообразных…»
http://www.stihi.ru/2013/03/28/7001 отборочный тур БЛК

МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ «Аэродромы»
http://www.stihi.ru/2013/04/03/3947 отборочный тур БЛК

ТАТЬЯНА ВЛ. ДЕМИНА «Мария»
http://www.stihi.ru/2013/03/20/1414 отборочный тур БЛК

ВЛАДИМИР МЯЛИН "Я - бузинная матушка, я бузина..."
http://stihi.ru/2013/03/11/4340 номинатор Сергей Пагын

ОЛЕСЯ СУРИКОВА «Девство твоё комом в горле…»
http://stihi.ru/2013/04/17/6677 номинатор Егор Мирный

АГЛАЯ ПАЮШИНА «Сбежавший спешил»
http://www.stihi.ru/2012/10/27/6624  номинатор Лада Миллер

ДАНИИЛ ВЕРЕТЕННИКОВ «Маме»
http://www.stihi.ru/2009/11/29/228 номинатор Андрей Моисеев


РЕЗЮМЕ.

Как читатели, ознакомившиеся с моим шорт-листом, уже смогли догадаться, основное внимание я уделил при анализе произведений лонг-листа наличию поэзии в стихах.
И выбрал этот критерий не я .
Литература без поэзии, без поэтики – мертва.
Скажу точнее: без поэтики литературы нет в принципе.
Как определяют моё скромное творчество литературоведы, я – последний традиционалист, сформировавшийся в результате длительной учёбы у двух выдающихся несовместимых друг с другом больших поэтов.
Ивана Васильевича Рыжикова, смоленского поэта, некогда редактировавшего поэзию в журнале «Новый мир», а ныне – живой легенды всего восточного Подмосковья,
и Льва Константиновича Котюкова, главреда журнала ПОЭЗИЯ МО СП России (в редакции которого и я имею честь состоять), Председателя Правления МОО СП России, о поэзии которого упоминать излишне.
Так я вот о чём.
Вся история развития русской литературы говорит о том, что, несмотря на множественные атаки различных течений на её стержневую суть, – традиционная классическая русская поэзия остаётся незыблемой.
Её молодые веточки на протяжении последних столетий подвержены влиянию многих активных ветров, однако это никак не сказывается ни на крепких её ветвях, ни, тем более, - на могучем незыблемом стволе.
А кто этого не знает, тот, значит, истории отечественной литературы не изучал и непонятно, что около литературы делать пытается.
Это я – к множеству тех, кто под воздействием совершенно безбашенной моды отказывается от половины средств языка, прежде всего – от пунктуации, лишая свои стихи огромного количества великолепных возможностей. А почему бы экспериментаторам не отказаться и от половины букв языка, от гласных, например?!
Да и к вниманию тех, кто строит своё творчество с целью быть оригинальным либо в изобретении несуразных неологизмов, либо в применении образов, лишённых прямого смысла…
Да, без НОВИЗНЫ стихотворение не имеет прав на жизнь, но кто это сказал, что новизну необходимо искать в неадекватных формах, а не в сути изложения, свойственной автору?

Что мне хотелось бы сказать по поводу проанализированного апрельского этапа?
Есть весьма техничные произведения, которым впору бы претендовать на классичность, однако при этом – недотягивающие в литературном плане, в плане поэтики.
Есть яркопоэтичные стихи, авторам которых над техникой – работать и работать.
Есть и одно-два стихотворения, в которых сошлись поэтика с техникой исполнения, но, к великому сожалению, назвать их выдающимися даже с натяжкой трудно.
Впрочем – всё, как всегда.
А остальное я уже сказал по месту.
Всем участникам и организаторам конкурса – огромное спасибо.
Вне сомнения, такие конкурсы помогают течению литературного процесса в стране и поддерживают на плаву литературу, покинутую нашим эфемерным государством.
Творите, друзья! И не забывайте при этом учиться.
Успехов!