Итоги апреля. Сергей Крюков

Большой Литературный Конкурс
Сергей Крюков. Анализ БЛК. Апрель-2013.

Лонг-лист: http://www.stihi.ru/2013/03/31/11837


ТАБИШЕВ КИРИЛЛ «говоришь»
http://www.stihi.ru/2013/03/27/11980 отборочный тур БЛК

говоришь геометрия, живопись, форма, известный в узких кругах кубист,
говоришь авангард, модерн, ренессанс, раздробить, искажение перспективы,
говоришь, и я слышу, как тихо тебя люблю, кто-то ведь должен т е б я любить,
а не геометрические примитивы.

говоришь язык, пустота, эфир, восприятия нет с момента рождения языка,
говоришь Кастанеда, модальность, безмолвие, Бог, бытие, безупречность,
говоришь, а исчезнешь - никто не будет тебя искать, с огнём по ночам искать
не будет никто, кроме меня, конечно.

говоришь Гумилёв, акмеизм, безрифменность, рваный размер, расстрел,
говоришь эволюция, эго, Эдем, эпатаж, неклассический, Ницше,
говоришь, а они не знают, не видят, не слышат тебя, как я умел,
но рисуют, играют, ваяют, пишут…
 
Ну, хоть убейте меня, не могу я понять, почему часть пунктуации используется, а часть нет.
Не понимаю, почему нужно предложение с малой буквы начинать…
Но – не суть.
говоришь, и я слышу, как тихо тебя люблю – почему именно ТИХО?
В этом ТИХО – много нежности, но насколько она здесь уместна?
Вообще, в другом ракурсе это ТИХО могло бы сработать ёмко.
Например, у Рубцова – «Тихая моя Родина…».
Здесь же эта тишина любви едва ли – на пользу лирическому герою.
Ведь в итоге это оборачивается для него фиаско.
Если нет возможности найти более точное слово, эпитет лучше опустить совсем:
говоришь, а слышу, как я тебя люблю.
Но это – моё мнение.
Чувства автор передал. Может быть, несколько громоздок навал терминов, ничего конкретно не определяющих, но коренного значения это не имеет. Хотя, если слово в произведении можно безболезненно убрать или заменить, то оно – лишнее. Так гласит закон.
Но стихи, тем не менее, хорошие, настоящие, чувственные.


МИХАИЛ ЗАМЯТИН «гита идёт по канату»
http://stihi.ru/2013/03/13/8964 отборочный тур БЛК

Женские взгляды – морозны, мужские – волнами жара.
Жадно глядят подростки на экзотический фрукт.
Гита идёт по кромке узенького тротуара.
Ей салютуют окна, фасады стоят во фрунт.
 
Гита подходит к витрине, словно актриса к рампе.
На Гите звенят украшения, дешевая ерунда.
В лавке от напряжения перегорают лампы,
И на стене наружные трескаются провода.
 
У Гиты пухлые губы, сухие на вкус, как вата. 
Гита опять в движеньи, она никогда не ждёт.
Гита идёт по асфальту, а кажется - по канату,
И этот канат дрожащий проходит сквозь мой живот.

Первая строка великолепна, вторая не прописана.
Не то – под фруктом автор подразумевает эту самую Гиту,
сущность которой так и остаётся не раскрытой в стихотворении,
не то – дело в каком-нибудь манго или ананасе,
Но, не обозначив оный и его местонахождение, автор оставил одни недоумения.
Почему В ДВИЖЕНЬИ? В ДВИЖЕНИИ, но – В ДВИЖЕНЬЕ.
Последняя строка – великолепно образна,
Но именно для идеальной подачи такого образа – хорошо было бы поискать варианты, уводящие от нагромождения сочетающихся согласных.
А стихи очень интересные.


ВЛАДИСЛАВ ДЕКАЛОВ «Пианист»
http://www.stihi.ru/2013/03/18/11728 отборочный тур БЛК

                Франсуа де Рубэ.

Наверное, не так смешны иногда становятся несуразицы,
что невозможно жить и по эту сторону, и по ту.        Фраза, заумная и переусложнённая, вдобавок ещё и не прописана.
НЕ ТАК СМЕШНЫ, что невозможно жить… - или НЕСУРАЗИЦЫ, что невозможно жить?
После авторского ответа я проговорил бы алогизм сказанного, он присутствует в любом варианте.
Ты думаешь, музыка - это море, но в том и разница,
что здесь не бывает спасшихся на плоту.

Порою, голос, вселяющий болезненную уверенность,
звенит в ушах, раздается из-за спины.             Может, раздаваясь из-за спины?

Ты можешь долго качаться как будто на водной поверхности     А запятые сравнительного оборота?
и вдруг нырнуть за ним без ощущения глубины.

Возможно, неполнотой, возможно, непониманием мучимый,
возможно, по старой привычке поддавшись движению волн,
ты внезапно поймешь, кому все твои созвучия,
во имя кого, для кого.

Почувствуешь в бездне чье-то невидимое присутствие,      …незримое чьё-то присутствие
коснешься чьей-то мягкой, теплой руки.
И остановятся губы, повторявшие минуту назад без устали:
"... пока не поздно - беги".

Стихи очень интересные, передающие состояние транса слушателя,
эх, только сожалеть остаётся о неполном их совершенстве…


АНИСКИНА ВС «ласточка»
http://www.stihi.ru/2013/04/02/11921 отборочный тур БЛК

(ласточка) А зачем в названии  - скобки?

и вот она смотрит в окно (из-за тюлевых штор)
не женщина, ласточка в платье из синей тафты
и щурится лампочка, и опадают цветы
когда она смотрит в окно на пустующий двор       повтор фрагмента здесь откровенно вредит.

и вот подъезжает к воротам родное авто
распахнута дверца (в проеме - движение рук)
и ласточка - в форточку, в небо ( так было, не вру)
и вниз, до ладоней мужчины в коротком пальто

и падает прямо в ладони мужчины с небес
мужчина сердит на себя - неумело поймал
(и щурится лампочка: ласточка, холодно, март)
и дышит на ласточку, и открывает подъезд

тот самый мужчина (которого женщина ждет
и знает движениям счет от дверей до дверей)
он дышит на ласточку, бьется со связкой ключей
и дверь поддается, как раз - на второй оборот..

Какие замечательные, трепетные женские стихи!
Только очень мешает читать отсутствие пунктуации и точек над Ё.


АЛЕКСЕЙ ЕФИПОВ «Смысловые галлюцинации»
http://www.stihi.ru/2013/04/14/4259 отборочный тур БЛК

На ветках не зависть - завязь,             А почему на ветКАХ – одна единственная ЗАВЯЗЬ? А с какой бы стати, дорогой Вы мой, на ветках появилась бы ЗАВИСТЬ? Этакое построение могло бы сработать только как раз в противоположном смысле: НА ВЕТКАХ НЕ ЗАВЯЗИ – ЗАВИСТЬ. А у Вас получилось: «На ветках не НОНСЕНС – ОБЫЧНАЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ».
 простодушная, робкая,
 помнишь, в детстве, когда выбивало пробки,
 ты сидела с закрытыми глазами,
 долго, не решаясь открыть их - а вдруг ослепла?
 Трогательно? Нелепо?
 Также несмело, всуе,                Да не ТАКЖЕ, а ТАК ЖЕ понимаешь!
 поминая, понимаешь малость:

 то, что видимое - не существует,
 а невидимого - не осталось.

понимаешь малость – здесь в погоне за звуками автор допустил непрописанность:
то ли он имел в виду МАЛОСТЬ в качестве существительного, то ли – в качестве НЕМНОГО или ЧАСТИЧНО.
Это – откровения ослепшего?


ТАТЬЯНА БОРИНЕВИЧ-ЭКЛОГА «семейный портрет в интерьере»
http://www.stihi.ru/2001/06/05-140 номинатор Анна Асеева

Натюрморт и подросток. Пейзаж и тинейджер.   Ничего нельзя понять. Подросток рядом с натюрмортом находиться не может, он – не часть мёртвой природы. Тинейджер от подростка едва ли существенно отличается.
Он один на портрете. По разным причинам
Завелась в его доме какая-то нежить.
Лишь один человек из троих получился.   Из каких таких троих? Хоть бы намёк дали.

Да, он вырос. И ими бессовестно предан,   Союз «И» здесь неминуемо сливается с местоимением.
Но он в птичку фотографа всё ещё верит.  Птичка не фотографа, а вспышки, фотоаппарата на худой конец.
Это то, что должно быть семейным портретом,
А не взрослый ребенок в пустом интерьере.  Опять непростительная неточность: видимо хотели сказать – «А не фото ребёнка в пустом интерьере». Ребёнок портретом быть не может.

Узелок со слезами тяжёлыми скомкав,         Узелок или платок? Как скомкать узел? Прямой смысл абсурден, а от него никуда не деться.
Глубоко его спрятал. А как же иначе?
Потому что вдолбили в него аксиому,         Точнее – аксиомКу, но и это – не вполне точно. Это и не аксиома, и не истина, и не закон… Мужчины плачут редко, …но метко.
Вспомним стихи Маяковского. У гениального поэта и Калинин плачет, и даже… лошадь. И плачут настолько уместно, что на их месте не плакать – чистая фальшь. Сильные мужчины плачут. Как насчёт фильма «Судьба человека»?  Мне и то плакать хочется, когда его смотрю. А когда друзей теряем? Какая уж тут аксиома?
Что мужчины не плачут, не плачут, не плачут.

Понимая, что мир его всё-таки рухнет,
Горький запах разлуки по-волчьи почуяв,      Разлуки – с кем? И почему – именно по-волчьи? «По-звериному запах разлуки почуяв.»
Как распятый Спаситель, раскинувши руки,      Спаситель рук не раскидывал! Ну, нельзя тут так неточно!
Обнимает пространство в надежде на чудо.

Весьма эффектная концовка, да и сами стихи удались… бы, если бы их поэтику удалось донести, минуя издержки косноязычия и непрописанностей.


САША ЛУРЬЕ «История»
http://www.stihi.ru/2013/02/07/4435 отборочный тур БЛК

коридоры и кабинеты
генералы и дипломаты
птиценосые из совета
рыбоглазые из сената
необузданные планеты
озарения и идеи
гладколобые комитеты
узкощекие ассамблеи
пережеванные останки
усыпленных в плену сатрапов
острогубые из генштаба
Текст произведения находится на модерации в связи с возможным нарушением законодательства РФ