Экспертный обзор. Виктор Коврижных. Январь-2015

Большой Литературный Клуб
О жуках
Александр Спарбер
http://www.stihi.ru/2010/10/19/6367 квота Главной редакции (от  Ануки)

    "Колорадский жук снял свою пижаму
    и уполз в Колорадо в поисках жанра."
    (Юрий Арабов)

Под дождями, под ветром и градом
рассужденьям пустым вопреки,
улетают жуки в Колорадо
навсегда улетают жуки

Улетают жуки в Колорадо
собираются молча, без слов
и горят их сердца, как лампады,
сквозь хитиновый жёсткий покров

Приземлившись в отчизне любимой,
скинут русской неволи печать
и отправятся, солнцем палимы,
в колорадских полях умирать

Полосатые снимут пижамы
аккуратно надкрылья сложив,
и зароются в землю упрямо
всё, ребята – закончилась жизнь

Но не помнить о них не могу я:
меж картофельных синих глазков
проступают, как след поцелуя,
просветленные лица жуков

Надо отдать должное этому автору. Умение из ничего создать интересное стихотворение. Более того, внести плод тесной интеграции с Америкой, в культурное и смысловое поле нашего менталитета. Воистину: величие фольклора прирастает даже жуками-иноземцами. Всё же эпиграф, на мой взгляд, обязывает автора к более оригинальному решению темы.
"Просветлённые лица жуков" – довольно смелое утверждение, пародийное, но нравится мне эта безоглядность. Эти жуки меня, не стану скрывать, достали основательно. Сражаюсь с ними каждое лето. Поэтому не могу разделить пафос и симпатию автора. И кто знает: а вдруг улетят обратно в самом деле? И мы затоскуем по ним? Зачёт.


Потоп
Саша Лурье
http://www.stihi.ru/2014/06/26/5246 квота Главной редакции (от  Степа)

Случился потоп, мы залезли на башню.
Под нами вода, поглотившая мир.
И в ней огоньками мелькали циркачки,
и мячики котик морской подносил.

В тяжелой воде серебрились монеты,
плыл с черным распятьем обугленный крест,
и к башне последние мячики света
нес котик морской с уходящих небес.

Понравилось. Редкий случай, когда воображение автора прописано в деталях и передана зримость картины. Лаконично, насыщено живым лирическим чувством. Немного смущает чёрное распятье с соседством обугленным крестом. Зачётное.


Мышь. сюрмульт для взрослых
Абашин Алексей
http://www.stihi.ru/2015/01/04/6145  отборочный тур для резидентов БЛК

На берегу реки сидела мышь.
Жевала сыр, добытый в мышеловке.
Погладил мышку ветер по головке,
шепнул: «Привет!» - и спрятался в камыш.
На берегу реки сидела мышь.

Малютка наслаждалась тишиной.
Купала в речке розовые пятки,
искала в жизни мышьей опечатки,
глазела вверх на звёздное пшено.
Малютка наслаждалась тишиной.

А в это время где-то далеко
разбил котёнок крынку с молоком…

На берег выполз утренний туман.
Слизнул пейзаж, оставив только звуки:
уключин скрип и песню о разлуке,
своей тоской сводящую с ума…
На берег выполз утренний туман.

Когда вернулся ветер в этот мир
и разорвал угрюмый морок в клочья,
эстетствующей точкой летней ночи
на берегу реки валялся сыр…
Когда вернулся ветер в этот мир…

А в это время где-то далеко
стряхнул котёнок с лапки молоко…

Аллюзивное во многом. Тут и Аннушка с маслом навеивается, и ёжик в тумане. "Эстетствующей точкой"? – понятно, что сюр предполагает широкий семантический спектр, но не до такой же степени! "Опечатки" – такая же бедность в подборе лексики.
Тем не менее стихотворение понравилось: милое, забавное. Притягательное атмосферой своей. Вызывает улыбку и заставляет призадуматься. Почти сценарий для мультика. Зачёт.


молчанка
Садовник Мэттью
http://www.stihi.ru/2014/12/16/1248  отборочный тур для резидентов БЛК

вступил в свои права сердечный приступ
последний раз расстриженные овцы
цитировали канта на бельканто
воздвигли зёрна памятник юристу
купили зерновые крест торговцу
отпели ноты в церкви музыканта

ночами ходит сторож козлоногий
с оптическим прицелом карла цейса
которому покойные едва ли
платили ежемесячно налоги
с которым после жатвы полицейским
писание святое толковали

ограда прикасается к ограде
портреты смотрят в прошлое нелепо
кому важны забытые детали
одни сажали зёрна денег ради
другие торговали ради хлеба
и ради бога третьи голодали

ведут бомбардировки эскадрильи
эскадры торпедируют причалы
садятся революции в тачанки
они недавно тоже говорили
цитировали канта и кричали
теперь играют с кладбищем в молчанку

Между Миром и Войной, опять же мир и война, но в других формах и методах проявлений. Почти закон сохранения материи. Понравилось стихотворение. Неожиданное по метафорике, своеобразная инверсия, что привносит оригинальность тексту. Хоть он и несколько декларативен. Образы, как бы в диалектике, несущие в себе отражение развития и процесса.
Зачётное.


А в тёмных сенцах светлый дух
Алёна Рычкова
http://www.stihi.ru/2015/01/01/143  отборочный тур для резидентов БЛК

     "Ангеле Божий, хранителю мой святый…"

А в тёмных сенцах светлый дух –
дед Зиновей вздохнёт столетне
и двоеперстием осветит
ребячье темя. Ловит слух
тишайший дедовский полёт
И робко силится ручонка
дверей скрыпучую клеёнку
найти впотьмах, а дед сожмёт
ладошку мягко: вот скоба!
Под указующей ладонью
скользнёт, ладьёю по бездонью,
неслышно дверь. За ней изба
исходит светом. Вязкий мрак
ужом сползёт на дно ушата.
Дед козырнёт молодцевато
и вознесётся на чердак…
И после, в суматохе дней
усвоив твёрдо: «всяк по вере…»
так не одни откроешь двери
одной лишь верою своей.

Мне тут решительно не к чему придраться, несмотря на свой скверный характер. Все слова точны, работают. И хотя дед тут больше литературный, нежели реальный, но образ раскрыт вполне убедительно. На первый взгляд, сусальный видеоряд и интонация покажутся затасканной стилизацией, но финальные строки выносят текст из общего ряда. Зачётное.


живой
Дмитрий Холостой
http://www.stihi.ru/2014/12/17/5568  отборочный тур для резидентов БЛК (квота Юрия Семецкого)

Они приходят в мой дом, когда спят все лампочки,
в предрассветный час, окутанный тишиной.
Один, в перманентной, округлой шапочке,
чёрной, словно обугленный шар земной.
Другой, в пробитом навылет «бронике»
под «разгрузкой» рваной, в багровых пятнах.
Они оба в снегу, но не пачкают пол покойники —
чистота у них там, наверное, ну, понятно.

Они, молча, проходят (всегда только на кухню)
и садятся за стол, очень тесно, плечом к плечу.
Я смотрю на них, и мне кажется, вот-вот рухнет
мой привычный мир…
я смотрю на них и молчу…

Что нас ждёт — мой вопрос, но я знаю, что слов не надо.
Почему-то я знаю — позывные, прозвища, имена,
всех, кто был в РДГ, попавшей в ту ночь в засаду…
на оконном стекле проступает ответ — ВОЙНА

подоконник — алоэ, фляжка, два «акээма»,
лунный свет, удивлённо блуждающий по стволам,
на столе три нетронутых чашки, стакан под хлебом,
неужели, всё правда, ведь им же виднее там…

Напитано гнетущей тишиной. Прописанные детали достоверны и несут в себе трагизм события.
Автор хорошо понимает, как обычными деталями, не впадая в глубокие размышления, выразить, что за ними стоит. Сложно подобрать какие-либо ещё оценочные характеристики к этому, цепляющими за душу стихотворению. Одним словом – достойное. Зачётное.


В жизнь чужую, под осень
Юрий Рудис
http://www.stihi.ru/2015/01/13/1862 номинатор «Вечерний гондольер»

***

В жизнь чужую, под осень, при ясной луне
Самозванец въезжает на белом коне,
Словно в город чужой, как по нотам,
Между пьянкой и переворотом,
Он свободен, спокоен - практически мертв,
И отпет, и последней гордынею горд,
Отражен в придорожном кювете,
И уже ни за что не в ответе.
И дрожит на ветру как осиновый лист,
На себя не похож и от прошлого чист.
Лишь кресты - пораженья трофеи -
На груди и веревка на шее,
Клочья черного знамени над головой.
И чужой стороне он, как водится, свой.
Он один здесь спокоен и ясен,
И на всякое дело согласен.
Он и швец, он и жнец, и последний подлец,
И на дудке игрец, и кругом молодец,
Не жилец, по народным приметам,
Но пока что не знает об этом.

Понравилось. Просто представил, что всадник – востребованный майданом Степан Бандера. Или Гришка Отрепьев. Зачёт.


Волхвы и Василий
Алан
http://www.stihi.ru/2015/01/05/9098 номинатор Татьяна Лернер

Когда поёживается земля
Под холодным пледом листвы,
В деревню "Малые тополя",
А может, "Белые соболя",
А может, "Просто-деревню-6ля"
Хмуро входят волхвы.

Колодезный ворот набычил шею,
Гремит золотая цепь.
Волхвам не верится, неужели
Вот она – цель?
Косые взгляды косых соседей,
Неожиданно добротный засов,
А вместо указанных в брошюрке медведей
Стаи бродячих псов.
Люди гоняют чифирь и мячик,
Играет условный Лепс.
Волхвы подзывают мальчика: "Мальчик,
Здесь живёт Базилевс?"
И Васька выходит, в тоске и в силе.
Окурок летит в кусты.
"Долго ж вы шли, – говорит Василий.
Мои руки пусты, – говорит Василий.
Мои мысли просты, – говорит Василий.
На венах моих – кресты."

Волхвы сдирают с даров упаковку,
Шуршит бумага, скрипит спина.
"У нас, – говорят, – двадцать веков, как
Некого распинать.
Что же вы, – говорят, – встречаете лаем.
Знамение, – говорят, – звезда."

А Василий рифмует ту, что вела их:
"Вам, – говорит, – туда."
Василий захлёбывается кашлем,
Сплёвывает трухой,
"Не надо, – шепчет, – лезть в мою кашу
Немытой вашей рукой.
Вы, – говорит, – меня бы спросили,
Хочу ли я с вами - к вам.
Я не верю словам, – говорит Василий.
Я не верю правам, – говорит Василий.
Я не верю волхвам", – говорит Василий
И показывает волхвам:

На широком плече широкого неба
Набиты яркие купола.
Вера, словно краюха хлеба,
Рубится пополам.
Земля с человеком делится обликом,
Тропа в святые – кровава, крива.
А небо на Нерль опускает облаком
Храм Покрова.
Монеткой в грязи серебрится Ладога,
Выбитым зубом летит душа,
А на небе радуга, радуга, радуга,
Смотрите, как хороша!

Волхвы недоуменно пожимают плечами,
Уворачиваются от даров.
Волхвы укоризненно замечают,
Что Василий, видимо, нездоров.
Уходят, вертя в руках Коран,
Кальвина, Берейшит.

Василий наливает стакан,
Но пить не спешит.

Избы сворачиваются в яранги,
Змеем встаёт Москва,

И к Василию спускается ангел,
Крылатый, как Х-102:
"Мои приходили? Что приносили?
Брот, так сказать, да вайн?"
"Да иди ты к волхвам, – говорит Василий.
А хочешь в глаз? – говорит Василий.
Давай лучше выпьем", – говорит Василий.
И ангел говорит: "Давай."

Притча, однако. Оригинально и технически безупречно. Уж сколь написано о непредсказуемости русской души, но здесь совершенно иной ракурс. Хорошо работает разговорная, слегка ироничная интонация. Даже чем-то роднит с героем "Калины красной" В. Шукшина, который, да уж, брутален во многом и святыни – то наколками, то в набойках, – но он типичен. Живой, не надуманный. Отчасти герой перекочевавший из лагерных шансонов.
Удачное произведение. Зачётное.


Вспомнить ВСЁ
Петра Калугина
http://www.stihi.ru/2014/09/30/6007 номинатор «Термитник поэзии»

Помните, вы всё, конечно, помните…
А забыли – тоже хорошо.
Не ищи поэта в темной комнате,
Даже если он туда вошел.

Даже если, чертыхаясь, вычиркнул
Весь свой жар о стены коробка, –
Не спеши бежать к нему со спичками,
Дай ему достигнуть потолка.

Время дай. Как можно больше времени!
Не мешай свернуться на полу
Эмбрионом, лоб сведя с коленями
В пятом неприкаянном углу.

Роскошь абсолютного отсутствия
Предоставь: представь, что его нет!
Рифмами не мучь его без устали,
Будь ему чуть больше, чем сосед

По коробке черепной. По комнате
Не мечись: «та-ти-та, та-та, та!..»
Вспомните, вы непременно вспомните
ВСЁ под пыткой белого листа.

Если в этом есть достаточная необходимость – вспомнить всё, то надо вспомнить.
Понравилась реминисценция, которая в этом тексте прозвучала в ином качестве – избавила от необходимости вводить мотивированность сюжетного развития. Всё же бросается в глаза ритмический сбой – "Предоставь: представь, что Его нет!" Редкий случай, когда стихи о стихах и муках творчества вызывают интерес у меня. Немного иронии, удачные образы и сама мысль о силе поэтического дара, что заставит вспомнить ВСЁ.
Зачётное.


Ни о чём
Пелёвин
http://www.stihi.ru/2014/08/31/4754 квота Главной редакции

какой осенний дождь
косой колючий резкий
то оторопь то дрожь
кухонной занавески
и сыро и темно
ни дна ни перспективы
прогнившее бревно
лежит в крапиве криво
проехал чёрный джип
залаяло собакой
а я зачем-то жив
и даже трезв однако

Ёмкое по содержанию, хоть и названо "Ни о чём". Каждое слово на месте и работает в стройном согласии с остальными. Зримая картинка и точность ощущений. Хотя интересно понять: как это бревно лежит криво? Но, согласитесь, как не положь бревно в этой ситуации, всё равно получится криво.:)
Запоминается стихотворение. Зачётное.

Таков шорт-лист.



Седьмой фут
Смарагда Вторая
http://www.stihi.ru/2015/01/01/385 номинатор Тейт Эш

Сдержанно, без надрыва. Запоминается и отзывается горечью. Первая строка громоздкая, неуклюжая: "постепенно и с трудом"? Натужно, выпирает из общей образной семантики. "Собачий крик"? Лай, брех, вой – привычно. А вот крик? Если это правомочно, то и птичий вой в том же ряду. Последняя строчка в финальной строфе несколько скособочена. К примеру, можно было: "пытаясь неумело заслониться". Жаль, в целом хорошее стихотворение, свежая образность, прописанность.


Заминка
Владислав Усов
http://www.stihi.ru/2014/10/01/2194 отборочный тур БЛК

На внешний взгляд, раскованная интонация, свободный метр-ритм придаёт своеобразие тексту, но нашпиговано избыточной метафоричностью и подробностями. Дождик плачет, слёзы – градом, тут ещё и снег с ветром. Словом, природа в горести от смерти гармониста до аномальных проявлений. Впечатление – расхристанное по форме. К тому же не совсем понятна строка:
"Колька глазом не моргнул – дом свободен под прописку"? Вот и гадай: то ль усопший, то ль родственник с именем Колька. Название "Заминка". Так и не понял в чём заминка и как это отобразилось в сюжете.


Скрипачка. Адажио
Юлия Александровна Михайлова
http://www.stihi.ru/2013/12/18/10520 отборочный тур БЛК

Если упомянуто в тексте "ноты неразученной симфонии", то адажио в названии стихотворения лишнее.
"Где они, загубленные заживо,
Души нерождённых сыновей?" – алогизм. Коль нерождённые, то и заживо не загубленные. Финальная строка – штамп. Похожее уже неоднократно озвучивалось: собаки, кошки, пернатые, как единственная семья одиноких людей.


отставник 4
Александр Марочкин 2
http://www.stihi.ru/2014/06/22/7415 отборочный тур БЛК

Сложная тема – война. Важно найти свою нужную интонацию, чтобы не впасть в расхожесть. В данном случае интонация обезличенная. Никакая. Может стоило добавить экспрессию? А то война, как в известном стихотворении – "трудная работа" и повествовательный слог уставшего работника, равнодушно рассуждающего об окопной жизни. И сам тон суховатый вполне подходит, но не хватило неожиданностей, поворотов авторской мысли. Вяло, анемично, словно газетный репортаж. Жаль...


Дождь
Юлия Долгановских
http://www.stihi.ru/2014/11/28/10775 отборочный тур БЛК

Ничем не удивило...


marmotte ноября
Алексей Миронов Урал
http://www.stihi.ru/2014/11/16/8690 квота Главной редакции (от   Ирины Зиновьевны)

Что-то похожее на кукольный театр в духе Метерлинка, с поэтикой раннего Заболоцкого. Не смею судить в этом случае: хорошо или плохо? Скорей хорошо. Но не в моём вкусе, Алексей. Простите мой автоматизм восприятия. К тому же не воспринимаю всерьёз вкрапление иностранных слов. Пижонство.


Осень в Эдеме
Сергей Смирнов-Ямбург
http://www.stihi.ru/2015/01/03/5955  отборочный тур для резидентов БЛК

Хорошее отношение к Творцу. Сочувствие к Его одиночеству. Жалко, конечно...
"лишь змей ползёт на брюхе, роя прах"? Не совсем ясно, как можно ползти и рыть прах?
В целом, неплохо и вполне зачётное, но отдаёт вторичностью. Жаль...


Архитектоника страха
Чернаков
http://www.stihi.ru/2012/11/07/7486  отборочный тур для резидентов БЛК

Понравилось: "площадь гранатой". В свете нынешних событий актуально. Всё остальное – концептуализм, голая архитектура.Попытка доказать, что предчувствие войны меняет представление об окружающем пейзаже. Тополя с окровавленной листвой. Увы, досужее формотворчество.


Фонарщик, аптекарь и прохожий
Игорь Турунтай
http://www.stihi.ru/2014/12/18/6608  отборочный тур для резидентов БЛК (квота Братиславы)

Несмотря на простоту изложения стихотворение символичное. Выходящее из локального ряда обычного восприятия. Три действующих лица, у каждого своё представление о жизни, исходя из задач, что несут по жизни. И что дальше? А дальше требуется убедительная мотивация: почему именно "прохожему" неможется? И почему под ним земля вертится медленнее? – остаётся гадать. Но есть начало: "В величие простого человека...". Однако в чём величие? В том, что он не обременён полезным делом? В его сомнениях? Стихотворение оставляет массу вопросов. Не думаю, что автор именно такую ставил задачу. Всего лишь намёки на многозначительность.
Не впечатлило.


Мама-рыба
Анна Арканина
http://www.stihi.ru/2015/01/12/3452  отборочный тур для резидентов БЛК (квота Александры Герасимовой)

Так и не понял: почему мама-рыба?
Неряшливые рифмы, невразумительные тропы:
"тихо врастаю в остров.
Если не выкручусь, то вкручусь –
стану чуть ниже ростом"?
Интересная метафорфоза: майка на лямочках и время на лямках. Жаль, но развитие оставляет желать лучшего.


Соблазны
Сергей Каратов
http://www.stihi.ru/2015/01/15/3129 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Интересны три первые строфы: прописанность, живая интонация. А затем рассудочность, назидательные нотки, избитая тема ностальгии: "Сердцу мило всё, что было...". Здесь своего автор так ничего и не добавил. Было это уже. Многократно.


На казни Святого Тома
Саша Бест
http://www.stihi.ru/2014/11/28/9873 номинатор Ольга Алёшина

Живое. Ироничный слог. Сам по себе сюжет чуть ли не анекдотический. Привлекает внимание. Но всё же это на уровне стёба.
Не знаю, кто такой Святой Том. Может, есть такой. Дело не в этом. Почему все радуются казни Тома и сделали это праздником, где радуются и праведники в Эдеме, и грешники в Аду и простые смертные на земле? К этому стихотворению не помешала бы ссылка: кто такой Том и за что его казнили.
Боржоми и самогон, конечно, смешно, но мы где живём и где жил Том? Семантика, опять же.
Будем считать, что я не смог понять замысел автора.


И над пеплом вечерним
Владимир Антропов
http://www.stihi.ru/2015/01/13/1857 номинатор «Вечерний гондольер»

Слишком абстрактно для моего восприятия. "Снежные, чёрные плавятся города"?
"Светлый ангел прощания, – в небе зашедших лун
Зренья золото - в дымном терпеньи земли," – почему так? Бездоказательно. Далёкие ассоциации при абстрактной логике. Заумь с внешними эффектами фигур речи.


колыбельное
Зиновий Антонов
http://www.stihi.ru/2014/05/25/870 квота Главной редакции (по итогам «народного выбора» в декабре-2014)

Понравилась финальная часть. Насыщенная образностью.
Остальное – спарберовское сибаритство.
"Я улягусь на планете и на ней останусь спать. Этакий эпатажный вызов". Позиция...


Мой язык не мёртв
Родион Вереск
http://www.stihi.ru/2015/01/09/10008 номинатор Татьяна Лернер

"Мой язык не мёртв – он просто не знает, куда идти," – дальше можно и не продолжать.
Ничего серьёзного и мотивированного. Говорение в самого себя.


снежная ко
Иван Храмовник
http://www.stihi.ru/2015/01/08/9743 номинатор Ульяна Валерьевна

"и закинувшись в небо, теряешься на лету
но если в бреющем линии инея не сошлись" – так и не сумел просечь смысл иносказательной конструкции. Ничего кроме скуки не вызвало.


Знаки препинания
Бах Ахмедов
http://www.stihi.ru/2015/01/05/3943 номинатор Наталья Крофтс

Увы, не впечатлило. Доминирует формализм. Из ряда занимательной литературы. Такое чувство, что у автора нет темы, но есть желание что-либо этакое написать.


Эвакуация
Михаил Этельзон
http://www.stihi.ru/2005/10/31-321 номинатор Наталья Крофтс

Расхристанное, но можно принять, как художественный приём. Есть некоторый перебор подробностей, не добавляющий по сути, а лишь повторяющий эмоциональное восприятие эвакуации. Нет, к сожалению, достойного завершения.


ТерраКота
Алена Бабанская
http://www.stihi.ru/2014/12/26/8341 номинатор «Термитник поэзии»

Забавно. Вызывает улыбку. Технически безукоризненно. Пожалуй, всё достоинство. Но этого маловато. Мелкотемье.


Тени
Ёкарныбабаев
http://www.stihi.ru/2014/10/05/10965 номинатор Александр Измалкин

"А, наутро, саамы расскажут,
что рассвет навсегда отменили..." – единственное, что понравилось. Неожиданный поворот авторской мысли. Остальное – заунывное стенание. Скучно читать.


Гизелле
Марина Чиркова
http://www.stihi.ru/2014/08/25/5779 номинатор Александр Измалкин

Всё же утомительное чтение. Монотонность и пестрота стилевых изысков. Назойливых и вычурных, с пышностью эпитетов и прочими красивостями. Понравились лишь первая и третья часть.


такое кино. или песня
Берта Лучева
http://www.stihi.ru/2014/09/13/9213 квота Главной редакции

Рискованная тема и не менее – исполнение её. Требует высокого мастерства.
"раздеть до тела", "говорят что она утонула в субботу воды налей". Как понимать при отсутствии знаков препинания? Как бы инфернальная ситуация, где льётся поток сознания погибшего. И если присутствие алюминиевого памятника оправдывает достоверность события, веришь, то вот с водой и субботой полнейший абсурд.
Несколько пафосно да и не к месту "аве мария". Католицизм.