Экспертный обзор. Александр Петрушкин. Май-2015

Большой Литературный Клуб
Доброе время.

Начну с некоторых общих замечаний, а именно -  для меня в восприятии стихотворения важно, насколько оно напоминает воронку – то есть геометрически ты в начале приятия его -  идешь по длинному краю звукового гула, постепенно приближаясь к середине спирального потока (это область метафорического приятия или неприятия), далее метафора приближает читающего к невербализируемому смыслу стихотворения и, когда ты оказываешься на дне воронки, ты выходишь в перекодированную реальность, где акценты мира, который казался реальным, уже смещены.
Оговорюсь, что в представленных мне на рассмотрение стихотворениях ни одно из них не приблизилось к «идеальному для меня как читателя тексту», поэтому пришлось включать иные механизмы для оценки стихотворений. Что и как получилось у меня – вы сможете прочитать ниже. Также хочу сказать, что все тексты были для меня анонимны*, кроме одного, узнанного – поскольку было прочитано некоторое время назад в других источниках. Анонимность была для меня крайне важна – поскольку ничто не накладывало отпечаток на восприятие и не искажало мою детскую непосредственность в высказываниях.


1. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «снег тронул завязь - вишни не успели»
http://www.stihi.ru/2015/04/24/5440 номинатор Александр Крупинин

снег тронул завязь
вишни не успели
бесплодный венчик кутают листы
как будто воды храмовой купели
уже крестимы но ещё пусты
но не страшись метельной этой люти
апрелевый не пощадившей цвет
не длиться присно мертвенной минуте
порошей проступив на рукаве
не обнищает изумруд двулистий
кровинки вишен в них не изомрут
и как в купели – в пиале лучистой
вишнёвой ветви полулик слезистый
омоет поглотивший солнце пруд
и горсти вишен в небе поплывут

Стихотворение заинтересовало, но центр его (от «но не страшись метельной этой люти» и до «полулик слезистый») несколько не прописан, в том смысле, что холодная акварель вдруг наполняется «арабской вязью», тем неожиданней и любопытней, что текст все таки вырулил обратно в акварель – финальные два стиха. Скорее – да, чем нет.


2. ОЛЬГА ХВОРОСТ "рисуешь..."
http://www.stihi.ru/2015/04/17/1447 отборочный тур для резидентов

просыпаешься, открываешь глаза - темно,
соображаешь, сомневаешься, чешешь репу,
берёшь краски, распахиваешь окно
и рисуешь небо,
голубое-голубое, огромное, без границ,
смотришь и думаешь - какое ж оно пустое,
берёшь краски и в небе рисуешь птиц -
примерно штук сто, и
беспокоишься - вдруг замёрзнут, погибнут вдруг,
пытаешься их согреть - не удаётся,
берёшь жёлтую краску, рисуешь круг -
чтобы было солнце,
теперь - порядок, собираешься наконец,
спешишь, шапку - на голову, ботинки - на ноги,
открываешь дверь, а там ничего нет...
и ты рисуешь дорогу.

Для меня немного «слишком простое» стихотворение, так вероятно видят мир дети, когда еще не больны рефлексиями. «Голубое-голубое, огромное без границ», «примерно штук сто» и так далее - это классные стилизационные детали. Будет любопытно узнать возраст автора. При всем при этом, стихотворение, что называется, «не моё», в том смысле, что всё ожидаемо – лабиринта нет, но думаю, он и не предполагался.


3. НИКОЛАЙ БИЦЮК "Не помню"
http://www.stihi.ru/2015/05/04/5963 отборочный тур для резидентов

Память плутает меж склоками, ссорами,
Прошлое сбито с пути.
-Помнишь, как были условности сорваны?
-Помнишь?
-Не помню, прости.

-Не возвращайся.
-Не нужно, а хочется
Выбрать фартовый билет.
Между страницами спит одиночество
Пять непрочитанных лет.

Пять ожиданий желаний неистовых,
Жгучих, бессвязных речей.
Жалких заложников меткого выстрела
В плоскость сутулых плечей.

Пулей покотимся, мыслью покатимся.
(Кажется наоборот?)
Не возвратимся, точней не воротимся,
К створкам скрипучих ворот.

И удалимся никчемными нищими,
Сквозь лабиринты шарад.
Первые - смелыми, третьи - не лишними,
Пятые - пятясь назад.

      *  *  *

Ночь открывая глаза свои карие,
Мелким дождём отболит.
Не исполняйте обычные арии
Вместо вечерних молитв.

Это стихотворение мимо меня – в связи с избытком общих мест, которые остаются пустОтами на общем тексте. Это и «вечерние молитвы», и «обычные арии», и «скрипучие ворота, и «никчемные нищие». В общем, для меня – однозначное нет (о чем сожалею, как при неудавшейся встрече с любым новым открываемым стихотворением).


4. СЕРГЕЙ СМИРНОВ-ЯМБУРГ "Планктон"
http://www.stihi.ru/2015/03/14/5783 отборочный тур для резидентов

Там, где роится офисный планктон,
в тиши и неге тёплого затона,
по Дарвину живут, не по Платону,
над всем царит естественный закон.
Там ночью бродят тени по стене:
киты финансов, бизнеса акулы –
мелькают плавники, косые скулы,
создания, пришедшие извне.

Охранник кормит рыбок. Видит он:
плывёт в огнях глубоководный город,
плывут огни полиции и «скорой»,
плывут, мерцая, натрий и неон,
предпочитая ретро и олдскул,
плывёт рыбак на облачной изнанке,
он ловит города и рыбку в банке,
охранника, планктон, китов, акул.

Все ловят всех, велик ты или мал,
все ловят всех от мала до велика.
Охранник просветлел угрюмым ликом –
он рыбака за бороду поймал.
Блесну забросив в ласковый затон,
тот дремлет над волною до рассвета.
По всем, попавшим на крючок и в сети,
звучит в ночи назойливый рингтон.

Ощущение, что стихотворение не развернулось, а только лишь началось. Учитывая, что для меня оно по прочтении уютно расположилось в векторе – от блоковской незнакомки и до «московского времени» в лице Кенжеева-Гандлевского – хронотоп его должен был бы быть более продолжительным, по моему скромному мнению, то есть пустот в отличие от предыдущего текста я не увидел, но времени/продолжительности войти в стихотворение мне не хватило. Пока скорее нет, чем да.


5. ВЛАДИМИР МАРКИН "Молчание тишины"
http://www.stihi.ru/2011/01/11/2028 отборочный тур для резидентов

Здесь тишина особенного свойства,
когда слова – источник беспокойства;
в одно касанье прожитые дни,
в долга-шелка одетая эпоха –
без выдоха не разрешают вдоха,
на ухо шепчут: «боже сохрани».

Над чередой смертей и возрождений
мятущийся, непросветлённый гений,
в сомнениях от пят до головы,
опять стучит в незапертые двери;
ужо воздастся каждому по вере,
и в равной мере – неба и травы.

Волчицы историческое вымя
всему начало, и чего во имя
то кровь, то слёзы молчаливо льём;
молчание, зажатое в кавычки,
давно вошло в анналы и привычки
копьём судьбы с афинским остриём.

Безмолвие прямит кривые речи,
ты сам когда-то понял, человече,
что доброта – есть меньшее из зол,
ты осознал и записал на свитке,
и все свои нехитрые пожитки
раздал по нитке и остался гол.

Мы все склоняем головы и выи,
когда идём на исповедь немые,
и только под покровом тишины
мы ощущаем нервами нагими,
что в тишине становимся другими,
для ладанок срезая колтуны.

Мелодическое строение стихотворения настраивает изначально лёгкое приятие его, ввиду этого настроил себя на более внимательное вчитывание в него. При таком вчитывании обнаруживаю (для себя) определенные сомнительные места. Например,
 
«[…]без выдоха не разрешают вдоха,
на ухо шепчут: «боже сохрани». […]

Вопрос – а возможно ли вдохнуть воздух в наполненные им (до предела) лёгкие? Далее - как (на каком уровне) сопрягаются первая и вторая строка?
Далее – как можно склонить выю (шею)? Далее – исповедь подразумевает проговаривание потаённого (насколько мне известно). Доброта как меньшее из зол (зла) – это оксюморон. При подобном детальном разборе (большую часть анализа опускаю)  в итоге мне остался крайний стих текста «для ладанок срезая колтуны». За эту строку – спасибо автору. Но все-таки, в совокупном, стихотворению – моё нет.


6. МИХАИЛ СВИЩЕВ "Муму"
http://www.stihi.ru/2015/01/31/61 отборочный тур для резидентов

А мы за причалом минуем причал,
Гребки тяжелы и неловки,
Две жизни похожи, как два кирпича
На дне прохудившейся лодки.

Молчат в глубине голубые язи,
Танцуют пьянчужки на пляже,
Вода не вино – не развяжет язык,
Простого узла не развяжет.

Везде тишина – что погост, что вокзал,
Не знающий бабьего тела
Мужик мужикам ничего не сказал –
Мужик развернулся и сделал.

За чаем усядусь, белёсый, как мел,
Ладони положат на плечи
И спросят - от горя, поди, онемел?
А я чуть не вспомнил дар речи,

А вспомнил, как раньше, на голову глух,
невнятно, грешно и убого
одну лишь тебя звал по имени вслух,
тебя – и по всенощным Бога…

Немые коровы плетутся с лугов,
Щенок заливается куцый,
Два слога похожи, как пара кругов,
Что молча сейчас разойдутся.

Наименование стихотворения настраивает на неожиданный переворот (переосмысление) в кодифицированной в нём информации. В итоге, этого переворота не приключилось. Хотя попытка кольцевания таких двустиший:
«Две жизни похожи, как два кирпича
На дне прохудившейся лодки».
и
«Два слога похожи, как пара кругов,
Что молча сейчас разойдутся»
- оставляет шанс на перекодификацию слова «муму», которая всё же не происходит, поскольку автор неожиданно решает, что стихотворение должно закончиться. Увы – нет.


7. АЛЕКСАНДР СПАРБЕР "Улитка и курица"
http://www.stihi.ru/2015/05/12/3263 отборочный тур для резидентов

                Александру Крупинину

В детстве я знал улитку по имени Дарья Ивановна –
тихая и скромная, она никому не желала зла.
Когда ее трогали пальцами, она забиралась в раковину.
Но в основном ползла.

А еще я знал белую курицу по имени Марианна Плевако –
та всё бегала и кудахтала – взволнованно и смешно, 
она была домашняя и послушная, как собака –
гребешок давала гладить и клевала из рук зерно.

Мы ее клали на спину, а вокруг рисовали мелом
(или даже карандашом) небольшой кружок –
и тогда она окончательно бледнела,
и всё никак не могла выйти за несуществующий порог.

А Дарья Ивановна тем временем добралась до подоконника
и по кирпичной кладке перебиралась в сад –
и всё так незаметненько, так скромно и тихоненько…
Но уже тогда было ясно, что она не придёт назад.

Мы выпускали Плевако, и она, радуясь вместе со всеми,
благодарная, кудахтала: кто не с нами – тот глуп! Тот глуп!
И вот так она в основном проводила время.
Последний раз я её видел, когда кушал суп.

А Дарья Ивановна всё ползла и ползла упрямо,
По осени, правда, она надевала пальто.
Последний раз её видели на западном склоне горы Фудзияма.
А больше не видел никто.

Стихотворение цельно (манера адресата, лично для меня, узнаваема). То есть технически исполнено, но для меня встаёт вопрос, а зачем оно написано? Только лишь для того, чтобы выказать свои ремесленные навыки? Скажу грубо (и рассчитываю, что автор не обидится) – все же Фудзияма родила улитку. Тем не менее, этому тексту от меня – ДА.


8. ВИКТОР ФИШКИН "Гвадалахара"
http://stihi.ru/2011/05/31/4068 отборочный тур для резидентов

На лугах пасутся твари,
по камням несутся твари,
и плывут те твари в море,
и поют те твари в хоре,
и живут те твари в ванне
и в кармане от Армани,
на бульваре эти твари,
и в тарелке, и в стакане,
твари - лёжа, сидя, стоя…

«Помогите! Где я, кто я»?

«Ты, сейчас, в Гвадалахаре,
Гвитя-Сан-Мигель Фишгойя».

«Гвитя-Сан», шептали реки,
«Гвитя-Сан», кричали рыбы,
древнепламенные греки
грели каменные глыбы.

Проходили на прополку,
чохом ветреные бабы.

Спел я бабам-царь-девицам:
«вы – яйцо, а я – иголка,
я – топор, а вы – полено,
ухватив меня за холку,
уведите в плен из плена»

Увели.
Меняю лица.
Вспомнил.
Чувствую вину.
Но сижу у них в плену.

Гармонентны наши тропы.

Здесь, у нас в Гвадалахаре,
может люмпен-пролетарий
тренькать-бренькать на гитаре,
проезжая автостопом
по паэлье и вину
с песней Пенелопы Гну.

Где бы, кто бы, как бы, я бы?
Где кораллы? Где награды?
Где корабль? Где компас?
Где рычаг и кто бы спас?

Все молчат.
Я тоже – пас.

Бывают тексты, которые подразумевают сами собой невозможность создать пародию на себя. Вот это стихотворение, в моей системе координат, именно из таких родом. Если оно именно так было изначально задумано, а далее столь мастерски исполнено автором, то автору воистину браво от меня, но пока не скажу ни да, ни нет. Все зависит от остальных стихотворений, которые будут мной прочитаны.


9. НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА "Человек растет в сторонке"
http://www.stihi.ru/2014/12/13/36 отборочный тур для резидентов

Человек растёт в сторонке,
будто поле и ручей.
Он прозрачный стебель тонкий.
Вырастает - и ничей.

В голове его - заноза,
а в ладонях полдуши.
Он стоит - дурная проза,
алой ниткой перешит.

Мимо плавают трамваи,
Сквозь него толпа кричит.
Так один и умирает...
Умирает и молчит.

Грань Хармсовской трагедии для меня очевидная, что делает стихотворение на данный момент  фаворитом лонг-листа этого конкурса. Простительная вкусовая слабость, которую я позволю себе не объяснять.


10. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН "Главнокомандующий - маленький паук"
http://www.stihi.ru/2015/05/02/8852 отборочный тур для резидентов

Главнокомандующий - маленький паук.
Он непоседлив, зол и ненасытен.
Его не любит генерал Никитин,
Не любит и фельдмаршал Гаврылюк
За юмор непристойный и убогий.

Никитина волнуют только боги.
Он видит за спиной у паука               
Смешных богов резвящуюся стаю.
Фельдмаршал в полудрёме  вспоминает
 Красавца, патриота, смельчака -
Полковника Штауффенберга,

А боги что-то пляшут вроде тверка  -
Потешный танец, может быть, канкан,
И строят уморительные рожи.
Главнокомандующий лезет вон из кожи,
Чтобы понравиться военным паукам,
И травит анекдот за анекдотом.

В зал заседаний тихо входит кто-то.
В полу за сценой открывают люк,
И вылезает некто одноглазый.
Он паукам не виден, только сразу               
Всё понимает  маршал Гаврылюк,
Предчувствует, какого фейерверка
Дождаться можно от Штауффенберга.

Главнокомандующий ждёт от них примера,
Когда команду "стройся!" прокричат,
И выйдут миллионы паучат
За партию, отечество и веру.
И во главе герои-пауки
Всем подлецам и смыслу вопреки.

Но генерал Никитин не таков.
Его интересуют только боги.
Они эффектно задирают ноги,
Они гораздо лучше пауков,
Хотя бы не строчат из автомата.

Фельдмаршал Гаврылюк ползёт куда-то.
Куда ползёте, маршал Гаврылюк?
Да вы, наверно, испугались взрыва.
Вы думаете, жизнь свою спасли вы,
И этого достаточно, мой друг?
Отечество и вождь пустые фразы
Там, где портфель оставил одноглазый?

Первое впечатление (впоследствии  я в нем утвердился) – традиции раннего Бориса Гребенщикова и Анатолия Гуницкого. Поэтический театр. Поскольку регулярно ностальгирую по своей подпольной рок-молодости – поставлю стихотворению ДА. Быть несерьёзным в тексте – это очень серьёзно и очень трудно.


11. БЛИЦ-СИ "на выход"
http://www.stihi.ru/2014/09/18/5877 номинатор Александр Фральцов

                счастье - это когда тебя понимают(с)

Если снег подползает к морю,
Море жмурится и хохочет.
У меня есть сто пять историй,
Я бессмертный небесный кормчий.

Я зимой выхожу на берег
Каждый вечер и глажу море.
Только море в меня и верит,
Только море меня и помнит.

Снег, что сахар сегодня сладкий,
Мир, что волк истощал озлоблен.
И горит на горе лампадка,
И ревёт у лампадки гоблин.

Всё смешалось и всё сместилось,
Равновесие ближе к бесам.
Где искать мне, скажи на милость,
Равновесие равновесий.

В человечьих бетонных норах
Время вышло и замертвело.
Больше не с кем о вечном спорить,
И душа покидает тело.

Ночи зимние откровенны,
Море зимнее одиноко,
Снег похож на морскую пену.
Мир похож на огромный кокон.

Для меня это стихотворение на грани, а в некоторых своих местностях за гранью. Поясню, в бытность свою редактором некоего литературного издания я обучил себя принимать презумпцию осмысленности того, почему стих сделан именно так, для чего. В этом стихотворении  я эти связи то и дело терял – некоторый перебор (на мой взгляд) романтизма, что в итоге сделало стихотворение для меня неубедительным, но с эпиграфом/предпосылкой я абсолютно согласен.


12. ГЕОРГИЙ ЧУРОЧКИН "Лебединая песня"
http://www.stihi.ru/2014/10/18/11231 номинатор Александр Фральцов

Брызги, дрязги, дребезги -
Слышится песня лебедя:
Да, я красивый,
Наполненный силой -
Но взяв, не спросили
И крепко вмесили
В звенящую, грязную, грузную, грустную землю России;
Держать не осилили,
И поместили
В стоящие тоннами глыбы бетонные, полные сонмами, мирные, сонные стены квартиры;
Талант не простили,
И внутрь прорастили
Законы и меры, где мысли и нервы, где вечно не первый, где линии, сферы бесплотной безумной разумной всесильной и мнимой пещеры.
И слышится, слышится, льётся как дышится, судьбами пишется,
Жмётся руками, стучит кулаками
В радости, стоне, земле и бетоне, в неволе и вместе
Звучит и зовёт и живёт лебединая песня;
Печётся как хлеб и потом отправляется в небо,
Оставив для дела внизу среди строя построек простое утиное тело.
Так гадко и странно смотреть, как с экрана - как ссорятся страны, как старятся раны и учат заранее:
Внемлите, люди,
Так было, так есть и, поймите, так будет -
Брызги, дрязги, дребезги,
Но слышится песня лебедя,
Слышится, дышится, судьбами пишется, в хохоте, стоне, траве и бетоне, подмоге и мести, звучит и зовёт и живёт лебединая песня.
Лебединая песня...
Лебединая песня.

Стихотворение проговариваемое. Прям-таки и вижу нового Бояна, но слишком прямолинейно и одновекторно, что от меня потребовало определенного читательского усилия, чтобы дочитать его. Всё это можно было написать и прозой, а это уже для меня показатель. Отсюда моё нет. Простите.


13. АЛЕКСАНДР САВОСТЬЯНОВ «Чёрный Ворон»
http://www.stihi.ru/2013/11/17/9653 отборочный тур

«В 1949 году на станции Обязь заключенные восстали, разоружили охрану, побили всех и направили в сторону Воркуты освобождать каторжников-шахтеров. Восставшие прошли около 80 километров с боями, освобождая лагерь за лагерем. К ним примыкали все новые и новые силы из освобожденных лагерей, и, в конце концов, число восставших достигло более 70 тысяч… Были приняты меры. Самолетами высадили десант, "подтянули" минометы, артиллерию, и началось уничтожение этих заключенных с воздуха и земли. Две недели шли бои, пока всех их не уничтожили».
(Из статьи, подготовленной Ринатом Саитовым по материалам  журнала "Ямальский Меридиан", газеты "Красный Север", документов из архива Окружного краеведческого музея ЯНАО http://www.yamal.org/501/doc/5.htm)

«Жаль, будет жестокая бойня...» – тревожно застыл караул.
«Хоть семьдесят тысяч!» – спокойно, как пепел из трубки стряхнул:
«Однако, всё это чревато... Смущает подобный масштаб!
Готовы сражаться солдаты?» –
«Так точно!» – ответил Генштаб.

И брат отрекался от брата, от матери – собственный сын...
В упор добивали снаряды фрагменты вокзальных руин...
Дымился в руке у дороги нательный расплавленный крест.
Одни умирали, как боги, других подзадоривал бес.
В атаку пошла десантура (что делать?) – в бессмысленный бой,
И жертвой орла диктатуры пал самый последний герой.
Где с ночью был день перемолот, расстрельный развеялся дым:
Кто был столь наивен и молод, тот стал безнадёжно седым.

…Смущает практичным предлогом опять поворот – не туда:
По сталинским «Мёртвым дорогам» летят по костям поезда…
Смывают дожди по карьерам истории нашей «прости»:
Скрывающим суть лицемерам покоя в душе не найти!

– Хоть семьдесят тысяч! – ОН молвил, как пепел из трубки стряхнул…
Все семьдесят.
Вздрогнув невольно, 
Как мёртвый, застыл караул…

Стихотворение оставило ощущение черновика, отрывка, а точнее, собрания отрывков некоторой большЕй вещи. Плохо, что предуведомление занимает 1/3 часть текста, что приемлемо в комментированных изданиях. А вот в развернутом виде стихотворение – думаю, меня бы заинтересовало. Но в таком виде – нет. А жаль.


14. ЛЕННА ЖУК «Поездное»
http://www.stihi.ru/2015/03/26/3718 отборочный тур

В душной комнате без дверей,
разбухали людские дрожжи,
мчался поезд – скорей, скорей!
пересохшей степною кожей,
шпально - рельсный играя рок
под гитарные  перестуки.

Пассажиры давились впрок,
пирожками с яйцом и луком.
- Угощайтесь!
- Ага, мерси….
Запятые дорожных stories*
ординатами на оси
пересёкшихся траекторий
ускоряли процесс родства
неслучайных случайных судеб
меж-плацкартного естества.

Мчался поезд. Жевали люди.

Будоражил протяжный гул полудрёму степных вокзалов.
Просыпаясь, зевал аул, мял подушки и одеяла,
принимая вагонный люд,
пусть в недолгие, но объятья
перекуров, столовских блюд,
туалетов…. В цветастых платьях
тётки - местные торгаши,
юрко путаясь под ногами,
семафорили: «беляши-и-и-и!...»
и саманные оригами
уплывали под стук колёс,
различимые еле-еле. 
Вслед ругался вокзальный пёс,
мол, разъездились, разгуделись….

Монотонный резной ковёр - сплошь коктеу** да полустанки
из орнамента. Кромка гор, филигранной, ручной чеканки,
подпирала раздутый тюк
с облаками – небесной ватой.

Поезд с севера и на юг
всё
спешил
и
спешил
куда-то….

*story (англ.) - история
** Коктеу - весеннее пастбище.

Признаюсь, что к этому стихотворению  я начал приходить в расстройство и понимать, что я ничего не понимаю в современной поэзии – то есть, по всей видимости, сейчас принята эклетичность используемых в одном тексте  языковых пластов. Для меня, в этом всегда есть некий перебор. Также замечу, что финальная строка в себе тоже содержит эклектику: есть точное указание куда (на Юг) и откуда (с Севера) едет поезд, но затем следует неопределенное указание цели поезда (спешил куда-то). Простите, от меня - нет.


15. ЗЛАЯОЧЕНЬ КОШКА «Воскресенье»
http://www.stihi.ru/2015/04/28/868 отборочный тур

Воскресенье. Июнь. Предрасстрельное
небо...
На востоке в испуге застыл скарабей.
Мы не примем господ и узнаем о недо-
человеческой сущности наших детей.
В одиночку, по-взводно, десятками тысяч,
сплюнув с кровью окрошку истёртых
зубов,
унесём имена, всё равно всех не высечь
на скупых обелисках и ветвях крестов.
на руках своих женщин голодными ртами
мы оставим смешных голенастых галчат.
Мы попросим прощенья у них, умирая,
а они подрастут и о нас помолчат.
Мы научимся верить и в Бога и в Рода,
проклинать пыль дорог и безоблачность
дней,
сомневаться в Вождях и единстве народа,
и устраивать баню из пары камней.
Будем видеть людей до прозрачного
донца,
и на ненависть пережигая любовь,
новых спилов души пересчитывать
кольца,
с каждым разом всё меньше. И снова, и
вновь
поднимать из окопов за волосы тело,
и, мелодию смерти читая с листа,
выполнять не святое - обычное дело -
защищать.
и мы выживем... трое из ста.

Пафос – это хорошо, но требует даже более качественного исполнения, чем, скажем, домашняя лирика или лирика мандельштамовского толка. Претензии к данному тексту.
- Почему скарабей, если далее упоминаются кресты и Род (которые ни в коем случае не соотносятся с долиной Нила)?
- Окрошка подразумевает несколько более крупную фракцию, чем получается из истертых зубов. Или я не прав?
- Ветви крестов – для меня неисполняемый, не увиденный мной образ/метафора. Точнее сказать, не развернутый в дальнейшем. А такой шанс был – и это было бы для меня, интересно. 
- Или вот еще очень сложный (несложившийся образ): голодные рты галчат на руках женщин. То есть я понимаю, что автор хотел сказать. Но первая реакция у меня была, скажем так, нервная и сюрреалистичная.
Можно было бы продолжить список, но думаю, что имеет смысл остановиться. Тексту нет. Не сложилось.


16. ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ «о том кто жил за стенкой»
http://www.stihi.ru/2012/09/05/5198 отборочный тур

Он выглядел неcкладным и нелепым,
всегда таил улыбку в складке губ,
как будто знал о чём-то очень светлом…
Да вся беда, что был на слово скуп.
Из шёпота своих стихотворений
он каждый вечер ладил корабли,
сплетая явь и морок сновидений
бродяг ветров со всех концов земли.
Спуская их на отмели забвенья
он верил, что найдёт когда-нибудь
хотя б одно бумажное творенье -
к большой воде и к звездам верный путь.
Но времени безжалостны резоны,
и он, однажды втиснувшись меж строк,
стал парусником, доверху гружённым
обочинами пройденных дорог.
Скрипела дверь натужно и протяжно,
хозяйничали в доме сквозняки,
и был последний парусник бумажный
сколочен из не струганной доски…
Над палубой, обитой черным крепом,
хрипело солнце мятой медью труб,
а он, опять не к месту и нелепо,
улыбку прятал в твёрдой складке губ.
Остался только ветер дальних странствий,
зашитый им в изнанку парусов
размеченного временем пространства
исчерканных поправками листов.
И я увёл не дрогнувшей рукою,
под шумный говор пивших за стеной,
весь флот, ещё оставшийся в покоях
тетрадных стоп с убористой строкой,
спасая их от гибели в кладовке,
от сырости и тления в пыли...
И лишь теперь, по мере подготовки,
я в море отпускаю корабли...

От большинства представленных на рассмотрение стихотворений исходит ощущение отрывков. Этот текст не исключение. Все же смею предполагать, что текст должен куда-то приводить или выводить (это как получится), но пока в большинстве своём я в финале текста оказываюсь где-то посередине пути. Смутившие метафоры:
- парусник, доверху гружённый обочинами пройденных дорог (предполагаю, что обочина это сухопутное понятие),
-  парусник бумажный, сколоченный из не струганной доски (тут одно из двух – или он бумажный, или он из досок и гвоздей. Середина у меня лично не получается). Тексту - от меня нет. Простите.


17. ЕЛЕНА КОПЫТОВА РИГА " Дорожное"
http://www.stihi.ru/2015/05/03/11044 номинатор Инга Сташевска

…а за окном – берёзово. Шпалы – чересполосицей.
Небо играет красками щедро и нараспев.
Сумерки гонят с пастбища рыжее стадо осени.
Даль убегает в прошлое, выдохнуть не успев.

Только прикосновение, только намёк – не более…
Тянется-канителится времени волокно,
зыбится послесловием чеховской меланхолии…
Жёлтый зрачок прожектора высветил полотно.
 
Беглый этюд – плацкартное:  рыжий трёхлетка с яблоком.
Ложка  по подстаканнику бряцает бубенцом.
На незнакомой станции суетно, как на ярмарке.
Пахнет капустой квашеной, бочечным огурцом.

Можно дышать, как дышится… или парить, как движется.
Можно сказать, как выдохнуть – шелестом-ветерком.
Только вот слово «Родина»,  в общем-то,  слишком книжное…
лучше бы – полушёпотом, тающим сквозняком.

Бродят слова ненужные (вроде письма с оказией) –
то ли уже на подступе, то ли еще в пути …
 
– Вяленым рыбным Севером, спелой арбузной Азией,
мокрым хохлатым Питером
встреть меня, приюти...
и посмотри доверчиво… и обними по-дружески…
пусть себе паутинится медленной речи вязь.
Будь ты слегка подвыпившей, луковой и простуженной…
Знаешь, и пуповинная недолговечна связь.

Вижу – на шею времени  кольца легли годичные.
Вижу как из дорожного старого рюкзака
волком глядит предательство паспорта заграничного
с ужасом обреченности вечного чужака.

Помимо той же претензии, что была озвучена в предыдущем комментарии, есть еще два вопроса к метафорам:
- а за окном – берёзово. Шпалы – чересполосицей (вот первый вопрос, который у меня возник – где находится это окно, что упирается «лицом в шпалы»? Очень странная геометрия пространства в моем понимании/непонимании).
- кольца годичные всё же должны лечь не НА шею, а В шею (то есть я понимаю, что оформить эту логику несколько сложнее, но для вот этого вы и поэты). К сожалению, стихотворению от меня нет. Увы.


18. МИХАЛИНА ДИКОВИЧ "Спорынья"
http://www.stihi.ru/2015/05/13/1681 номинатор Инга Сташевска

Ой да гореть тебе на семи кострах, до последнего верить: а вдруг простит...
А из всех грехов тяжелейший – страх, а из всех костров самый жаркий – стыд.
Инквизитор потягивает вино да глумится под вой галисийских ведьм.
Всё, что было священно, разорено – перед кем нам сегодня благоговеть?

Sancta Maria, Mater Dei,
убереги нас от лиходея.
Сколько веков мы дороги месили –
дай нам Мессию!

Ой да лететь тебе на семи ветрах неизбежной жертвой любых расправ,
с невесомых стоп отрясая прах: кто остался жив – тот и будет прав.
Тут на каждой груди серебрится крест – как понять, кто и правда с креста сошед?
Если выпало выйти из этих мест, позаботься сам о своей душе.

– Спорынья в квашню!
– Сто рублей в мошну!
То-то будет хлеб –
накормить страну.

Ой да пройти тебе через семь кругов да уснуть в обители подлецов,
где богов не менее, чем врагов, и пророки все на одно лицо.
А невинные прячутся по углам, но и в их глазах не найти любви.
Даже самый высокий и светлый храм всё равно возводится на крови.

Ах, Богородице Приснодево!
Сгинуло втуне дивное диво.
Медленно тает в облаке чёрном
град обречённый.

Для меня в этом стихотворении сомнительна прививка латыни к славянской основной структуре. Далее (тут мы вступаем в теологические споры) – человек, в глазах которого не найти любви, по определению не есть невинный - просто по основам православной догматики. И тут я  как человек крайне ортодоксальный  буду стоять на своём. Для себя уловил аналогию с Егоркиной былиной от Александра Башлачева. Отмечу также любопытную попытку нарисовать антоним Граду небесному, связав со Градом обреченным Стругацких. По крайней мере, мне эта связь привиделась. Тексту, скорее всего, пока нет. 


19. РУСЛАН РАФИКОВ «Гиперанимация»
http://www.stihi.ru/2014/10/31/3363 квота Главной редакции

Реанимация включает анимацию,
мастера подкручивают колёсики.
Гроздья душистые белой акации
не подчиняются осени.
Отцвели уж давно не считается
достойным обсуждения вопросом.
Два миллиарда китайцев
прыгают, и золушкино просо
отделяется от риса
в полумиллиарде харчевен.
Каждому peace'у хватает короткого peace'а,
только размер войны имеет значение.

Секунда клонируется
шестьдесят раз в минуту,
медленнее чем планируется
размножать перечницу Бенвенуто
Челлини на открытках.
Не говоря о размножении нутрий,
утюгов, корыт,
изделий кожевенной
промышленности, томиков Донцовой,
абонементов для похода в бассейн.
Цельсий не выдерживал свои под сорок,
Пушкин не выдерживал тридцать семь.
Заблудившийся солнечный атом
дыбит электронную шерсть, -
планета выдерживает шесть миллиардов
помноженное на тридцать шесть и шесть.

Стихотворение из разряда так называемой актуальной поэзии. Вполне себе выдержанное в рамках правил этой поэзии. Отсюда у меня возникает ощущение старательно выполненного упражнения в заданных рамках. Тем не менее, вполне допускаю, что войдёт в мой шорт – поскольку все правила соблюдены. Пока записываю стихотворению – да.


20. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2 «А если знать...»
http://www.stihi.ru/2011/09/22/2733 квота Главной редакции (от Светланы Илларионовой)

А если знать, что будущего нет,
Что «завтра» не наступит, словно кто-то
С маниакальной страстью идиота
Для всех одновременно тушит свет…

А если наших «планов громадьё»
Бессмысленно? Уже мелькают титры
И рвется кинопленка… Блеском бритвы –
Мелькнет над нами смерти остриё.

И этот ежедневник на столе
С расписанными встречами, звонками,
Растрепанная книжка Мураками
И кошка, задремавшая в тепле,

И недопитый чай. И черновик,
Исчерканный безбожно - рифмы, строчки… -
Всё кончится. Мир съежится. До точки.
А ты к нему почти уже привык…

Несмотря на лёгкую педагогичность стихотворения, а также бритву, которая остриё (мне видится здесь фактурная ошибка), к финалу его решил, что стихотворение свершилось. Это хорошо. Думаю, что – ДА.


21. ЖЕНЯ КАЗАЗИДИ «Маме»
http://www.stihi.ru/2015/02/12/8647 номинатор Зиновий Антонов

Разливаешь по стопочкам клюковку, праздник сегодня!
Вспоминаешь бабулю, собес, полусгнившие сходни,
на которых  хозяйственным мылом за двадцать копеек
худосочные дети войны натирали, потея,
износившийся скарб, обветшалые брюки и платья.
Нищета унизительна, вот и ворчали: "Стирать-то -
стыдоба, а не то, что носить! Может справить другие?"

Желваки у отца-инвалида под кожей ходили,
но молчал и смолил самосад. Он, ей-богу, бы запил,
если б было на что. "Маньша, сбегай, купи пару капель".
Это значит - чекушку ему, а себе карамели.
Ну, так  пенсия - тридцать рублей, а чего  вы хотели?

На полмесяца хватит, потом всем гуртом на попутке
до ближайшего ряма, за ягодой (тоже не шутка,
по холодной, болотной воде да в худых сапожонках
и обратно с тяжёлым ведром восемь вёрст по щебёнке).

Нанимались куда только можно: посадки, покосы,
а зимой по соседям - распилим, расколем, наносим.
Что ж дивиться артритным ногам, все сказалось под старость.
-Бог с ним, с прошлым, давай, дочь, за праздник!
                Но я, задыхаясь,
выхожу на балкон, а навстречу мне тысячи окон.
Мегаполис не спит - пьёт, поёт, говорит о высоком
вифлеемском предвестнике и дорожающем сыре.
Возвращаюсь. Молчу.
                ...Мы забыли. Мы это забыли.
Нам уже не понять, что такое портки и портянки,
на полатях не спать, не едать с лебедою буханки,
за иконой не прятать рубли, не ютить похоронки,
не травить всей округою вшей и на танцах в сторонке
не стоять от того, что несёт и махоркой, и дустом.
 Рождество.
          Благодать.
               Мам, не плачь, твой Господь не допустит...

Несмотря на то, что стихотворение - из чужеродной мне традиции, считаю его состоявшимся и цельным. Это хорошо и спасибо автору.


22. ПОЛИНА СИНЁВА «Наизусть, минуя все алфавиты мира...»
http://www.stihi.ru/2001/11/05-319 номинатор Алексей Исхаков

***

Наизусть, минуя все алфавиты мира,
наклоняясь снова к своей природе,
перегнёшься через её перила:
не с того языка тебя переводят.

Взглядом до себя дотянешься, еле-еле:
облака внизу, туман, и уже светает.
Человек лежит на уступе пустой постели,
как из текста выпавшая запятая.

Это стихотворение мне увиделось  как часть речи Иосифа Александровича. Имею в виду образный ряд, архитектонику текста, его освещение кадра. Пожалуй,  это всё, что я могу сказать о стихотворении.


23.
НАИЛЬ МЕЛИХАНОВ «Ola!»
http://www.stihi.ru/2014/05/09/7689 номинатор Алексей Исхаков

Здравствуйте.
Рассаживайтесь, Андре, Нгуен и Серёжа.
Доставайте тетрадки и стерженьки,
подпирайте локтями мозги и спичками веки.
Тема лекции: «Происхождение человека».

...дело было на берегах очень древнего континента,
Задолго до Ч.Р. Дарвина и, тем более, Магомета...
...странные белые обезьяны,
пигментированные лишь отчасти,
ступали на кромку не Индийского ещё океана…

Здрасьте,
Оленька Полежаева.
Опоздали вполне ожидаемо.
Присаживайтесь. Повнимательнее.
 
… опасливо приближались и пальчиками касались дражайшей ряби лагун в свете гигантских лун недремлющего Юпитера третичного геопериода.
…неловкие и слабосильные входили в воду и спины их, забавно узкие в талии, стремились стать вертикальнее.
… льющая шёлком шёрстка, роднящая их с кошками, сходила на нет понемножку и обнажала кожу, трепетную и ранимую.
…полные губы кармином светились от лёгкого бриза, а под влияньем каприза мигрирующих хромосом, струились за спину гривы, искристые рыжие гривы.
… приплясывали игриво в знойном тропическом мареве дивно долгие ноги.
… на мелководьях отлогих – щекочущие миноги, полураскрытые мидии, сладко жгучие нити вздыхающих томно медуз,  метнётся пугливый лангуст, а шаловливые крабики трогают жемчуг–капельку в розовых складках устрицы: такие лагунные вкусности они добывали без риска – изысканный провиант.
… буквально каждый примат во впадинках и ложбинках нёс запах пармских фиалок, а Отто Юльевич Хармдт, известный сомно-весталог, в кадастр занёс: «Аромат».
… к вечеру, перед ненастьем, небо топило красным. Они поднимали запястья, тонкие, и от счастья:  «Ola!», – кричали, - «Solo!».  Пишите: «Первое слово».
… они выходили стайкой на берег, зовущий тайной, а чёрные обезьяны ждали их, неустанно в длинные барабаны: «Да-дам!», - били, - «да-дам!».

Итак:
такова вкратце,
Нгуен, Андре и Серёжа,
теория возникновения
«Homo belissimus» расы.

А Вы, Оля, в свитерке из «ангоры» и скошенной чёлкой,
не приближайтесь ко мне со своей зачёткой -
Вы органически не способны ни к одной из
естественнейших наук.
Имя твоё!
бьётся в мозгу
двояковыпуклой льдинкой
и издаёт непристойный
и совершенный звук.

В этом стихотворении проявлю вкусовщину. Органически не приемлю стихотворения в так называемом формате А4. Прошу простить меня. Это на самом деле – проблемы физиологии моего восприятия поэтической речи.


24. ГРУСТНАЯ НОТА «Безымянное»
http://www.stihi.ru/2015/01/06/3120  номинатор Зиновий Антонов

Я скоро женюсь.
Я водитель трамвая.
Я мамин единственный сын.

Царапала нёбо трава полевая,
шагали по небу часы.
Жила тишина между взрывом и пулей
под мерное пение ос.
И прятался день, чтоб его не вернули
считать свой несчётный укос.

А сон возвращался, живой, состоящий
из мамы, конфеты, борща,
трамвая, похожего больше на ящик
в зелёном плаще из плюща,
любимой, любимой, ещё раз любимой,
бегущей по буквам письма.

Горячие сны, словно россыпь рубинов,
а всё остальное – зима:
замерзла вода, зачерствела буханка.
Зато перестало болеть.

Я был женихом.
Я – водителем танка.
А я не успел повзрослеть.

Стихотворение не развернулось (кажется, я где-то выше уже пользовался этим термином). Фрагментарно, читательски, понравилось, но хочется более крепкого основания для его существования.


25. ДАВИД ПАТАШИНСКИЙ «Всё, что сказал...»
http://www.stihi.ru/2015/05/08/10172 номинатор «Вечерний гондольер»

***
 
Все, что сказал, станет теперь ложь,
слова сделали ноги и по кустам,
а в России сейчас идет дождь,
или солнце жаркое там,
а в России сейчас выпал снег,
по снегу прошел человек,
у него черные злые зрачки,
и любви нет почти.
 
Все, что подумал, сейчас станет мрак,
сейчас стонет, что я сейчас скажу,
а в России детский не слышен крик,
или он слышен уже?
Нет, не слышен, слишком он далеко,
и не знаю, зачем написал о том,
а в России холодное молоко
согреваешь горячим ртом.
 
Каждый раз, когда настает ночь, я иду в печь,
ты не плачь, я караваем туда иду,
а ты идешь от меня прочь, с другим лечь,
дергаться, как рыба на льду.
А на дороге от обезумевших голубей,
но ты их не пугай, не бей.
А в России небо выше и голубей,
выше и голубей.

Стихи Давида Паташинского люблю, хотя мне представляется, участие этого автора на общих основаниях в данном конкурсе неправильным. Но если мы считаем, что все «играют» на общих условиях, то стих входит в мой список, если будет недобор до 10 авторов.


26. НИКА БАТХЕН «Карантин»
http://www.stihi.ru/2015/05/08/10190 номинатор «Вечерний гондольер»

Здесь поселились старые бандиты.
Пьянчуги, оборванцы, бузотеры,
Луддиты - кулаки всегда сердиты,
Глаза - как обмелевшие озера,
Слова - булыжник, камни мостовые,
Костяшки пальцев - сплошь татуировки
На животах - узоры ножевые.
Их любят виноватые воровки
И молодухи с фабрики игрушек
И жены моряков и санитарки,
И вдовы на горе тугих подушек
И даже одинокие татарки.
Они же любят деньги. Рыбу. Бани.
Газету поутру. Футбол в газете.
И задремать на выцветшем диване,
Спокойно позабыв про все на свете.
По правилам бессмысленной науки
Они воруют месяцы у смерти.
К ним никогда не приезжают внуки.
Придет письмо в испятнанном конверте -
Уже удача.
- В Англии?
- Иди ты!!!
- Купил коттедж?!
- Торгует буряками!
...Так незаметно старые бандиты
Становятся простыми стариками.

Очень милая, ностальгирующая… но проза. А жаль. Прошу прощения, но нет.


27. АЛЕКСЕЙ ЗАСЫПКИН «В глухой провинции без моря»
http://www.stihi.ru/2015/05/20/8732 номинатор Тейт Эш

*  *  *

"Для звуков сладких и молитв" –
Всё так, по сути, но
Накрапывает, Ной смолит
Свою посудину.

Кап-кап. Качаются круги
На водной глади,
Как неоплатные долги.
Задумчив Клавдий.

Кап-кап. Племянник во дворце,
Шаги его гремят.
Кап-кап. Вопросы об отце
Всегда не вовремя.

Вода и небо – монолит,
Одна громада.
Для звуков сладких и молитв –
Так надо, надо.

Я щедро стрелами колчан
Ссудил капризными
И плясками односельчан
Любуюсь издали.

Наверно, есть какой-то смысл
В нас, несуразных…
Пойдём их провожать на мыс,
Счастливцев праздных.

Противопоставление, изначально заложенное в имени стиха, как я предполагаю, требует гораздо более монолитного основания или развития в тексте – к сожалению подобного развития я не обнаружил.


28. АЛЕКСАНДР А. ШАПИРО «Выбор Иакова»
http://www.stihi.ru/2004/11/29-1039 номинатор Тейт Эш

                Иаков сказал: Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
                Бытие, 32, 26.

Всё снаружи готово. Раскрыта щель. Выкарабкивайся, балда!
Кислый запах алькова. Щелчок клещей, отсекающих навсегда.
Но в приветственном  крике – тоска, тоска. Изначально – конец, конец.
Из тебе предназначенного соска насыщается брат-близнец.

Мой большой первородный косматый брат. Исполать тебе, дураку.
Человек – это тот, кто умеет врать. Мне дано. Я могу, могу.
Мы вдвоем, мы одни, мы одних кровей. Я люблю тебя. Ты мой враг.
Полведра чечевицы – и я первей. Всё, свободен. Гуляй, дурак.

Словно черный мешок голова слепца. Он сердит, не меня зовёт.
Невеликий грешок – обмануть отца, если ставка – Завет, Завет.
Я – другой. Привлечен. Поднялся с колен. К стариковской груди прижат.
Дело кончено. Проклят. Благословен. Что осталось? Бежать, бежать.

Крики дикой чужбины. Бездонный зной. Крики чаек, скота, шпанья.
Крики самки, кончающей подо мной. Крики первенца – кровь моя.
Ненавидеть жену. Презирать нагой. Подминать на чужом одре.
В это время мечтать о другой, другой: о прекрасной сестре, сестре.

Добиваться сестрицы. Семь лет – рабом их отца. Быть рабом раба.
Загородки. Границы. Об стенку лбом. Жизнь – проигранная борьба.
Я хочу. Я хочу. Насейчас. Навек. До утра. До последних дат.
Я сильнее желания. Человек – это тот, кто умеет ждать.

До родимого дома семь дней пути. Возвращаюсь – почти сдаюсь.
Брат, охотник, кулема, прости, прости. Не сердись, я боюсь, боюсь.
… Эта пыль золотая косых песков, эта стая сухих пустот –
этот сон. Никогда я не видел снов. Человек? Человек – суть тот,

кто срывает резьбу заводных орбит, дабы вольной звездой бродить.
Человек – это тот, кто умеет бить. Слышишь, Боже? Умеет бить.
Равнозначные роли живых картин – кто по краю, кто посреди?
Это ты в моей воле, мой Господин. Победи – или отойди.

Привкус легкой победы. Дела, дела. Эко хлебово заварил.
Для семьи, для народа земля мала. Здесь зовут меня - Израиль.
Я – народ. Я – семья. Я один, как гриб. Загляни в себя: это я.
Человек? Человек – он тогда погиб. Сыновья растут, сыновья.

Не знаю, чем вызвано изобилие религиозных или стремящихся к религиозности стихотворений в этом цикле конкурса – возможно общей политической обстановкой вокруг и внутри русскоязычного пространства. Должен заметить, что человек, взявшийся за преосмысление традиции, берет на себя очень большую ответственность, и в основе этой попытки должны быть очень важные причины. Будучи несколько знакомым с писанием – реагирую крайне нервно, если не вижу результатов таких попыток. Переживаю. Это всё, что могу сказать по тексту. Простите.


29. ГОФАЙЗЕН МИХАИЛ «Моей Пенелопе»
http://www.stihi.ru/2015/05/05/4877 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Циклоп и циклон помешали,
моя дорогая!
Дорога моя (вдоль портовых подворий да пёсьего лая),
по-прежнему, ставит сюрпризы в своей путевой антрепризе,
но я доберусь, невзирая на лица… на визы.
Мне местный визирь, он у них отвечает за транспорт,
за малую мзду дал согласие выправить паспорт.
Осталось команду набрать да спроворить в заливе триеру.
Я верю в тебя, и другой мне не хочется веры.

Так много воды утекло с нашумевших троянских событий...
В Египте искал я наш дом, в Иудее, на Крите.
Вот странное дело,
где был он – не знаю,
но, где бы он ни был,
к нему одному облака устремлялись, и мысли, и рыбы.
Увядший вандал, повидавший развалины Рима,
девица, воровка из гетто, с глазами налима -
моложе меня на столетья, однако давно опочили,
а мне всё до дома никак не дойти - будто гири на киле.

Я скоро.
Клянусь!
Потерпи – подлатать нужно днище…
Ты ждёшь, значит, я всё ещё не бессмыслен. И чище,
светлее мой день, моё море, мой  гром, моё небо, мой ветер.
Наш дом – это ты, и покуда ты ждёшь, я бессмертен.

Намешано очень многое. Честь по чести – испытал определённое человеческое (не столь поэтическое) удовольствие от крайней строки.


30. ВЛАДИМИР МЯЛИН «Соседей полон лестничный пролет...»
http://www.stihi.ru/2012/05/07/4279 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

*  *  *
   
Соседей полон лестничный пролёт.
И чёрным ходом крест Христос несёт;
Прикрыв глаза, не смотрит на людей;
Вздыхает эллин, плачет иудей,
Играет скрипка где-то за стеной,
И лампочка тускнеет желтизной…
Который час?.. Мотается клубок;
Старушка седенькая, ночи образок
Качается в задумчивом окне:
Мне снится сон; лет пять, наверно, мне…

Здесь имею сказать только то же, что высказал по поводу «Выбора Иакова».


31. АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ "Полупрозрачно"
http://www.stihi.ru/2013/08/06/9454 квота Главной редакции (по итогам «народного выбора» в марте-2015)

В стекле электрички своей я вижу
не леса обиженный край, отодвинутый от дороги
и не столбы, держащие провода,
стоящие близко к вагонам и оттого
имеющие скорость состава.

Я вижу вагон изнутри, а вернее -
его отраженье, его преломление
сквозь призму леса.
Седой человек, один на шести местах,
спиной ко мне, как и его отраженье
в окошке, как в зеркале - силуэт у окна -
точь-в-точь Пастернак
и трепещется лес в его контурах
призрачных, полупрозрачных.

Стоит взгляд повернуть - упираюсь в усталую спину -
от жизни, от неблагодарной работы.
В окне - Пастернак - вдохновенный и призрачный контур,
но вот
он потерялся, поскольку на той стороне
пронёсся навстречу состав,
и свет перестал проходить
и высвечивать профиль волшебный -
а в этот момент человек, что его создавал,
снял сумку и вышел в тамбур.

Промчался состав, человек ушёл,
но призрачный Пастернак, уже повернувшись,
смотрел на меня со стекла
и улыбался всё шире, и зубы его росли.
И там, в отражении, пассажиры
тянули к нему ладони.
Он откусывал пальцы и делался непрозрачным,
настоящим, знаете, Пастернаком.
А потом он подсел ко мне и сказал спасибо,
и спросил, как попасть в Москву.

Мир, изломанный призмой. Пастернак, похожий на булгаковского Бегемота вкупе с Коровьевым. Искажение завораживает, но неприродность искажения заставляет меня оставить это стихотворение за пределами моего списка. Думаю, что это субъективное приятие/неприятие (вполне возможно, что через несколько дней я бы включил его в свою «десятку»).


32. ГЕННАДИЙ АКИМОВ "Летаргия"
http://www.stihi.ru/2015/01/04/10383 квота Главной редакции (по итогам «народного выбора» в марте-2015)

Николай Васильевич неестественно долго спит,
Наотрез отказываясь просыпаться.
А в Диканьке – гульба, каждый пьян и сыт,
И уже пробило двенадцать.

Что за поганого чорта намалевал кузнец!
Чорт сбежал и принялся делать гадости:
Подсыпает свинец в праздничный холодец,
Отравляет селянам горилку и сладости.

Сотник Остап кричит брату Андрию: “Стой!
Ты продался вражине, так подыхай, собака!”
Мёртвая панночка плачет кровавой слезой,
Наглотавшись огня и сухого мака.

И взрывается фейерверк такой смертоносной красы,
Что до самого Питера свет нестерпимый в землях.
Там по Невскому строем идут и идут носы,
Как один – в утеплённых шинелях.

Запевай колядки, в снежки превращай сугроб.
Мы вчера схоронили уже третьего запевалу…
Над Хомой пролетает с воем цинковый гроб,
И Хома вприсядку бежит к подвалу.

Все в укрытии, а пан голова даже залез в мешок.
Звезду не увидишь отсюда, зато безопасно.
Ах, Диканька коханая, вечное Рождество,
Летаргическое пространство...

Ожидаемая сценография стихотворения также не позволяет мне включить это стихотворение в мой список. При всем при этом текст сделанный и выстроенный, что в системе моих нынешних оценочных координат все же недостаток – в то время как для других всё может обстоять ровно наоборот.


33. ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Тягуча леность праздничного дня»
http://www.stihi.ru/2015/02/15/5603 квота Главной редакции (по итогам «народного выбора» в марте-2015)

Тягуча леность праздничного дня.
Отложена на завтра беготня,
полы, кастрюли, брюки, магазины,
налоги и счета, звонки кузины,
с заколкою игра "найди меня".
Чтоб сутки - не застелена кровать,
потягиваться, нежно приставать
и затихать под тяжестью мужчины...

Особо не готовить ничего,
класть иногда малину в рот его
и шарики домашней моцареллы,
что так влажны, душисты и белы,
и соком из китайской пиалы
чуть смачивая пальцы то и дело...

И так весь день -
тянуться и мурррчать,
пить в промежутках чабрецовый чай,
раскрашенный как раненое утро,
пока мужчина близок и блажен,
и слизывать с него клубничный джем,
нечаянно уроненный как будто...

Не смог пройти мимо «затихать под тяжестью мужчины» - понимаю, что это моё извращённое сознание и буйная фантазия, которые не простимы. Финал напоминает известные кадры из фильма «9 1/2 недели»


34. МАРИНА ЧИРКОВА "Знать"
http://www.stihi.ru/2015/03/11/268 квота Главной редакции (по итогам «народного выбора» в апреле-2015)

Я хочу знать о тебе всё.
Зачерпнуть эхо твоих слов,
городов жилых и проезжих сёл
затвердить географию набело.
Как шуршит в кедрах глухой дождь,
как бежит по коже капля воды…
Называя: брат, понимать: ложь,
но честней прочих её ходы.

Как блестит в дебрях волос – соль,
как красно солнце с изнанки век, –
повторять этот язык вдоль,
поперёк, насквозь и врасплох, в разбег…
Как растут бережно семена,
как качает бешеных дрожь земли…
Как другие пили тебя до дна!.. –
и о тех, которые не могли…

Я бегу выиграть сей звук,
хоть не все тоны нашла уже:
он поёт, как умереть вдруг
и как вечно жить, и о той меже,
что разводит за руки да и нет;
древний космос полон муры, туфты!..
Но его джаз-бэнд отражён в тебе,
и гремит во мне потому что – ты…

Я шепчу, и ветер ерошит ворс
дыбом вдоль хребтины тянь-шаньских гор,
я хочу, чтоб он и в тебя врос,
золотой септический септаккорд, –
чтобы ты слышал в нём ноту Si
и в её синь пропадал, спасён
из песков-льдин-неводов, и
чтоб хотел знать обо мне – всё…

Ну вот не романтик я, и ничего с этим не сделаешь. Отмечу, что «муры, туфты» выглядит заплаткой на парче.


35. АЛЕКСАНДР БУРЛАКОВ 2 «Потому ли, что нечего больше сказать...»
http://www.stihi.ru/2015/01/15/3509 номинатор Юлия Данилова

Потому ли, что нечего больше сказать,
Оттого ли, что не с кого стало спросить,
Я всё чаще гляжу не вперёд, а назад…
…или глаз это – так,
                по привычке, косит?!

И земля, будто спьяну – ушла из-под ног,
Словно видится что в ледяных зеркалах…
Было много обещано – мало дано
И – спасибо за то
                …и Господь, и Аллах.

Ждали Года Козы, да по-моему – зря...
…не хватало тут синих восточных скотин!
Врать не буду, но – слышал – опять говорят:
«К нам заместо козы-то –
                козёл прикатил…»

А с него – молока – и того не видать,
Не видать!
                Но зато метров за сто – душок…
…У меня ностальгия – ну просто беда!
Так бы, кажется, в детство пешком и ушёл.

По сугробам – к заваленным снегом логам –
Поутру, несмотря на метель да мороз,
Без лыжни, чтобы «вцело» ступала нога…
…не ушёл, так
                убрёл бы, на брюхе уполз.
               
Времена…  Времена –
                ни вперёд, ни назад…
Ночь не ходко, но всё же, пошла на излом.
У мечты – голубые, наверно, глаза…
…Ох ты, батюшки, как же меня развезло!!!

За «Господь и Аллах», думаю, исповедующие ислам обиделись бы. Я понял, про что это стихотворение, но не понял зачем.


36. ДОЧЬ НЬЕРДА «Мурчалка для Лены»
http://stihi.ru/2015/01/15/8629 квота главной редакции

Маленькими ладонями вылепи быль без боли, пламенная моя.
Вымоли мне раздольное донниковое поле – опаловые края.
В латы мои калёные вдавливая пальцы, вызволи крылья.
                Рви
Мысли обызвествлённые: корчатся, остро скалятся, оскольчатые, в крови.
Лунно-лилейно-капельно лаву вливая в слово, хлынь золотой волной.
Горькую гарь-окалину стряхивая с былого, сплавленного с войной,
Выправи плоть агониями вымышленного боя, бренного бытия…
Маленькими ладонями вылепи быль без боли, пламенная моя…

Такая мурчалка – всем мурчалкам мурчалка, а вот «латы калёные» несколько далеки от мурчания. Но это опять же частное восприятие.


37. ЗЛАТА ВОЛЧАРСКАЯ «Старик»
http://www.stihi.ru/2015/05/12/6928 номинатор «Решетория»

            «Если бы молодость знала…»


он на завалинке в валенках

маленький

серой сухой абрикосиной

с проседью

руки в пергаменте кожаном

ношеном

пять волосинок на темени

времени

мало осталось в сосудах

осудят

мол, умирай, задержался

сражался

раньше с любыми невзгодами

взлётами

мысли железными крыльями

сильными

нынче – струпьём заскорузлым

обузой

болью забвенья натружен

не нужен

только он помнит таёжное

прошлое

помнит, как потчевал хлебушком

девушку

дети – в бессмертие лестница

светятся

хочется жить не из жалости

в старости

даже в сегодняшнем возрасте

бодрости

старость кряхтит на завалинке
в валенках


взглядом пронзает запальчивым

мальчика

Финальная фраза хороша – но путь до неё слишком долог (я опять о хронотопе текста). Очень длительное предуведомление и очень краткое содержание. Тем более, суть высказана ещё в эпиграфе.


38. ВАЛЕРИЙ ВОЛКОВ «Этажи»
http://www.stihi.ru/2015/05/02/2707 номинатор «Решетория»

При движении в одиночку в принципе не важны
направленья маршрутов, особенно при ходьбе ночами
по тропинкам иллюзий, где тишины
накопилось столько, что хоть разгребай руками,
и слова сотрясают пространство куда сильней
ста песчаных бурь, вызывая из Базы Данных
ангелов с мечами, деревья, зеленых змей
и с пустых небес — проливную манну;
там туман прозрачен, а зеркала честней,
и сокрытое днем обретает во тьме сиянье...

На любом из множества этажей
и в любом из множества состояний,
по осколкам пришлых, отмерших вер,
между добрым и злым, между сном и явью.
я скольжу невидимкой, преодолев барьер...
И прозрачное тело мое легко
проникает сквозь стены и топчет воду,
уносясь чудовищно далеко...

Очевидно, это и есть свобода,
о которой мечтается будним днем
по пути домой — в толчее переходов,
у табачных ларьков или перед огнем
светофорного равнодушья на перекрестках
наших судеб, событий, дорог, привычек, —
и которой достичь, в общем, так же просто,
как извлечь огонь мановеньем спички.

Стихотворение, если я верно понял, о матрице и Нео. Одна из возможных вариаций.


39. АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ «Седьмой день»
http://www.stihi.ru/2015/04/18/6422 номинатор Наталья Крофтс

Шесть дней из семи в неделю он словно в коме:
работа, друзья и затхлый привычный быт...
Он будто плывёт на странном пустом пароме,
а порт назначенья им навсегда забыт.
Он — словно случайно выживший в гекатомбе.
Он всё потерял, зато уцелел. И вот —
шесть дней из семи в неделю он робот. Зомби.
Его завели, как куклу — и он идёт.
Он распознаёт, как прежде, места и лица.
Он помнит свои маршруты и где рождён.
Он знает, как есть. Он помнит, как спать и бриться.
Шесть дней из семи обходится этим он.
Он знает давно: ничто под луной не ново,
но, верность пустой мечте до сих пор храня,
шесть дней из семи в неделю
он ждёт седьмого —
всего одного достойного жизни дня.
Один только день в неделю — его вершина,
и там пустоты кончается полоса...
В субботу ему разрешают увидеть сына.
На три часа.

История трогательная, но очень устаешь от необязательных эпитетов – навроде «затхлый привычный быт». Это замечание относится не столько к данному стихотворению, но скорее ко всем текстам (или почти всем) из списка. Исключения есть, но их мало.


40. НОРА КРУК «Белые, чистые хлопья»
http://www.stihi.ru/2015/05/08/5916 номинатор Наталья Крофтс

***

Белые, чистые хлопья на этой панели
В грязь превращаются. Белые, чистые – в грязь.
Город жестокий украсить они не посмели,
Он ненавидит всё чистое, не таясь.

Вот он – Шанхай. Над чудовищным месивом грязи
Льется из окон высоких прикрашенный свет,
Судьбы людские без смысла, без цели, без связи
Прячут от жизни нарядные тюль и жоржет.

Климат душевный тяжёл, ограниченны дали,
Страшно, что вакуум жизни уютен и чист.
Люди и сами смертельно уютными стали,
Тянет в болото безжалостный город-садист.

Смотрим предыдущий комментарий. Город жестокий, климат душевный – из той же оперетты.


41. ВИТАЛИЙ АЙРИЯН «Вечер мается на взморье...»
http://www.stihi.ru/2014/12/20/4357 номинатор «Термитник поэзии»

Вечер мается на взморье.
Тает чаек поголовье.
И закат сочится кровью
под лопочущий прибой.
День грядущий спозаранку
моря вытряхнет изнанку -
осетра, медуз и банку
с этикеткою рябой.
Только крабы в ложе тины
будут долго невредимы,
вновь начнет плести седины
лодка рокотом винта.
И рассеют наши снасти
время, канувшее в пасти
ржавой банки из-под счастья
с глупой надписью "Минтай".

Смотрим предыдущий комментарий. Чаек поголовье, сочится кровью, лопочущий прибой…


42. ИЗ БУРГОСА «Страна»
http://www.stihi.ru/2015/03/09/887 номинатор «Термитник поэзии»

Заклинал её донною Анной
и горящим калины кустом
и пейзажами И. Левитана
на своём - пубертатно-простом.

Но не слушала, морщилась только
и по венам текла и текла
как наливка, вернее, настойка -
ручейком раскалённым стекла.

Что я сделал такого плохого?
Заглянул за изнанку твою?
Не сдержал пионерского слова
иль товарищей кинул в бою?

Разомкни поскорее ресницы,
слишком страшно твоё "впереди".
Там тебе ничего не приснится.
И поэтому не уходи.

Но сожми мне бескровную руку
в лихорадочно-алой горсти,
чтоб - на славную вечную муку -
по болотам своим привести.


Смотрим предыдущий комментарий. Лихорадочно-алой горсти, славную вечную муку… Вопрос – а бывает пубертатно-непростой? Стихотворение состоит из случайностей, но не тех, что делают стихотворение более лёгким и необычным для восприятия.


43. ОЛЕГ МАКОША 33 «Йод»
http://www.stihi.ru/2015/04/02/2039 номинатор Андрей Моисеев

Кафе разбирают веранды –
Это осень,
Кафе собирают веранды –
Это весна,
Нам ничего не надо –
Не просим…
Кроме любви
И спокойного сна.

А если дойдет до дела,
Если дойдет
До самого главного дела,
Скажет любой,
Из каждого бренного тела –
Как йод,
Как цинк и свинец,
Будет добыта
Любовь.

И пусть убирают веранды,
Присядем на парапет,
Главное, запах кофе
И захлебнуться слюной,
Нам ничего не надо –
Все бред,
Кроме, конечно, любви
И жизни самой.

Не оставляет ощущения, что стих состоит из лозунгов. Перечитал внимательно – лозунгов в буквальном смысле нет, но – отчего-то ощущение не покинуло.


44. СЕРГЕЙ ЛЕОНТЬЕВ «Поколение войны»
http://www.stihi.ru/2011/08/22/3305  номинатор Андрей Моисеев

Неровным, размыкающимся строем,
В мир неисповедимой тишины
Уходит поколение героев,
Уходит поколение войны.

Не сетуя, по выдоху, по вдоху,
Слабеющей лучиною горя,
От нас уходит целая эпоха,
Вместившая войну и лагеря.

Но если жизнь на небе всё же есть –
Там всё готово к званому обеду,
Там ждут последних, чтобы вместе сесть
И выпить за великую Победу.

И там, где всем навеки хватит места,
Где незачем и не с кем воевать,
Отцов увидят дети наконец-то,
А вдовы станут жёнами опять.

Обнимутся солдаты и матросы –
Медаль, звеня, ударит о медаль.
И будут петь Шульженко и Утёсов,
А Шостакович сядет за рояль.

И где-то там в рубахе деревенской,
Как на портрете – и плечист, и юн, –
Сидит мой дед, пропавший под Смоленском,
И обнимает бабушку мою.

Её – того родного человека,
Что, в смерть не веря, в стареньком дому
Ждала его, ждала его полвека,
Не отдавая сердце никому.

Идут солдаты в небо тропкой узкой
И будто входят в свой родимый дом:
– А ну-ка, где тут первый Белорусский,
Ну, где тут мой гвардейский батальон?

И тут же, сразу – всё порасспросили:
– Ну, что у нас? Какой теперь расклад?
А к ним прильнут: – Ну, как она, Россия?
А к ним прильнут: – Ну, как она, Москва?

Рассядутся за длинными столами,
И разольётся песня, как река,
Аж колыхнётся боевое знамя!
Но это будет после, а пока…

Задумавшись, в нетягостном молчанье,
На облако присев, как на топчан,
Дымят махрой и ждут однополчане
Оставшихся своих однополчан.

Это стихотворение включил в свою десятку, исключительно из-за финального катрена. Остальные строки – очень сильно напоминают поэзию военного поколения, что не является недостатком, но накладывает отпечаток на моё восприятие его.

Вот, пожалуй, и все что я могу сказать в рамках своего судейства. Предлагаю помнить, что это мое частное восприятие выданного мне материала, а также слова Вильяма Нашего Шекспира «а роза пахнет розой…».

Далее,  моя десятка этого цикла. Порядок произвольный.

НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА "Человек растет в сторонке"
http://www.stihi.ru/2014/12/13/36 отборочный тур для резидентов

АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «снег тронул завязь - вишни не успели»
http://www.stihi.ru/2015/04/24/5440 номинатор Александр Крупинин

АЛЕКСАНДР СПАРБЕР "Улитка и курица"
http://www.stihi.ru/2015/05/12/3263 отборочный тур для резидентов

АЛЕКСАНДР КРУПИНИН "Главнокомандующий - маленький паук"
http://www.stihi.ru/2015/05/02/8852 отборочный тур для резидентов

РУСЛАН РАФИКОВ «Гиперанимация»
http://www.stihi.ru/2014/10/31/3363 квота Главной редакции

ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2 «А если знать...»
http://www.stihi.ru/2011/09/22/2733 квота Главной редакции (от Светланы Илларионовой)

ЖЕНЯ КАЗАЗИДИ «Маме»
http://www.stihi.ru/2015/02/12/8647 номинатор Зиновий Антонов

ДАВИД ПАТАШИНСКИЙ «Всё, что сказал...»
http://www.stihi.ru/2015/05/08/10172 номинатор «Вечерний гондольер»

АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ «Седьмой день»
http://www.stihi.ru/2015/04/18/6422 номинатор Наталья Крофтс

СЕРГЕЙ ЛЕОНТЬЕВ «Поколение войны»
http://www.stihi.ru/2011/08/22/3305  номинатор Андрей Моисеев


Всем спасибо, был рад прочитать вас всех.

Александр Петрушкин, 08/06/2015


--------------------
* при публикации обзора были восстановлены полные ссылки на стихотворения лонг-листа. – ГР БЛК