К 70-и лети отдела «Теория музыки» в РМК имени Г.и А. Пироговых
Сегодня Аде Лаврентьевне Соболевой 86 лет и с 1994 года она не преподаёт в рязанском музыкальном училище (колледже), но каждый день находит время и силы, превозмогая суставные боли, сесть к инструменту и обязательно поиграть гаммы, этюды, пьесы. Зачем? Чтобы руки помнили и голова не забывала. «Мне, конечно, не так просто даётся это, - говорит Ада Лаврентьевна, - но очень хочется не опускаться ниже консерваторского уровня, вот и стараюсь держать форму вопреки всему, потому что музыка - это мой воздух, моя жизнь. Без неё всё было бы серым и скучным». И вспоминается Владимир Михайлович Бехтерев: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.»
Она боготворит Баха и считает его музыкальной вершиной на Земле и за её пределами. Бах – Бог… Кажется, они где-то рядом, а для многих - почти одно и то же. Ада Лаврентьевна любит романтиков: Шопена и раннего Скрябина, Мендельсона (чего стоит его единственный и неповторимый Концерт для скрипки с оркестром!). И как же музыковеду без величайшего Чайковского?
Я слушаю её интересные рассказы о музыке, о работе в училище, об учёбе в Саратовской консерватории имени Л.В.Собинова и думаю о том, как повезло людям, которым довелось быть рядом с ней, потому что такой энциклопедичности знаний по истории искусства, каким обладает этот человек, можно искренне позавидовать.
Ада Лаврентьевна Соболева – живая легенда рязанского музыкального училища. Она – Просветитель с большой буквы, которая и по сей день, как бы пафосно это не звучало, сеет разумное, доброе, а главное – вечное, и делает это легко, непринужденно, с большой любовью. Тому свежий пример? Пожалуйста! Два года назад попала Ада Лаврентьевна в БСМП (больницу скорой медицинской помощи). Когда пришла в себя и освоилась в палате, стали знакомиться. Сопалатницы поинтересовались, кто она и чем занималась. Слово «музыковед» потребовало разъяснения, но закончилось всё тем, что каждый вечер перед сном Ада Лаврентьевна рассказывала женщинам содержание одной из опер, напевала самые известные арии и темы. Это было настолько увлекательно, что к ним приходили посетители , чтобы послушать интересную пациентку-рассказчицу, которой на тот момент было хорошо за восемьдесят. Вот такой музыкальный ликбез - лекторий был в БСМП благодаря Аде Лаврентьевне!
«Первой оперой, о которой я рассказала в больнице, была «Риголетто» Верди. Сколько дней лежала, столько и рассказывала. Всё не так скучно было время коротать на больничной койке! А уходила я из больницы под аплодисменты, потому что «Музыка — высшее в мире искусство», как говорил Лев Толстой, - с гордостью вспоминает Ада Лаврентьевна.
А ещё классик называл музыку «стенографией чувств» и был абсолютно прав.
Я прошу её рассказать о себе, а она начинает с коллектива единомышленников, который «в нашем училище – замечательный, потому никак не могу я себя отделить от него».
Всю жизнь занималась Ада Лаврентьевна просветительством и пропагандой, делала и большие режиссёрские постановки городского масштаба, например, к 9 мая - « Страницы войны».
« Это была грандиозная по замыслу композиция. Мне очень помог наш талантливый инженер Е.П. Глушко. Артисты, музыканты, педагоги – целая творческая армия была задействована в этом проекте», - вспоминает Ада Лаврентьевна. –В лекторско-музыковедческой работе я тесно сотрудничала с моими коллегами-музыкантами: пианисткой Э.Е.Огарёвой, баянистом С.А.Ваньковым, певицей Л.А. Ячменниковой, Г.Н. Болховитиновой А.Р. Попохом, дирижёрами Ю. Васильевым и В. Ильиным, с Н.М.Щербаковой, которая и прекрасный хоровик, и очень талантливая чтица. Наши театрализованные композиции пользовались большим успехом в городе».
Ада Лаврентьевна создала и маленький театр, который не так долго продержался в училище при отсутствии финансирования, но несколько чеховских сцен поставлено всё же было. «В этом театре раскрылся драматический талант нынешнего министра культуры и хорошего пианиста Виталия Попова», - подытожила Ада Лаврентьевна.
Многие вспоминают соболевский цикл лекций «Паустовский и музыка». Сотрудники библиотеки говорили о том, что студенты смели с библиотечных полок произведения писателя, - такова была сила лекторского слова!
Большое место в жизни Ады Лаврентьевны по сей день занимают книги. «Вы знаете, я с большим интересом читаю сейчас историю Ключевского и узнаю много нового для себя. И обязательно у меня на столе сочинения Пушкина, потому что это – очень хороший литературный язык, который никак нельзя забывать. Без Пушкина, как и без музыки, я своей жизни не мыслю. Его нужно читать и перечитывать. А ещё – Юрий Бондарев, представьте себе. «Батальоны просят огня». Только что перечитала и порекомендовала приятельнице», - говорит Ада Лаврентьевна.
Вот она – старая гвардия – уходящая натура – настоящая интеллигенция, которая сегодня выживает совершенно удивительным образом, не держа зла ни на кого, не помня обиды, которых, конечно, было за долгую жизнь немало. Литература и музыка… Искусство – вот та живительная среда, которая держит на плаву и даёт силы даже тогда, когда, казалось бы, их совсем не остаётся. Восемнадцать лет не выходить из дома? Но ведь если, хоть и с большим трудом, подойти к инструменту, открыть тяжёлую крышку, коснуться клавиш, а дальше… А дальше… за окном может накрапывать холодный дождь или белый нежный снег будет опускаться на землю, и это окажется настоящим счастьем, потому что помимо всего происходящего зазвучит музыка, наедине с которой хорошо погрустить под осеннюю непогоду, порадоваться теплому весеннему солнышку, помечтать поздним зимним вечером под волшебство тихого снегопада за окошком, вспомнив то, что бережно хранится в сердце, и даже… захотеть рассказать об этом.
«Мне ведь очень повезло с педагогами: и в Скопине, где я начинала учиться музыке, и в рязанском училище, и в саратовской консерватории, конечно. В Рязани меня учила И.В. Шумская – пианистка, ученица самого Нейгауза. Представляете, какие это имена! Б.И. Алексеев, С.А. Заливухин, который потом стал ректором саратовской консерватории. А теоретик Л.Ф. Спиридонов, воспитавший величайших брата и сестру Холоповых?! Наше училище – очаг настоящей культуры, это – не простые слова! А Саратовская консерватория в 50-е годы, когда я там училась? Во времена борьбы с космополитизмом туда приезжали самые талантливые музыканты, которые и стали преподавателями в консерватории. Это же – золотой фонд музыкальной жизни не только Саратова! Нам повезло очень, потому что саратовская консерватория – третья по значимости в России после московской и питерской, в 2012 году отметившая свой столетний юбилей! », - говорит Ада Лаврентьевна
После окончания Саратовской консерватории она оказалась в Краснодаре, где ей была предложена учёба в аспирантуре в Москве, но нельзя было оставить родителей без помощи, поэтому в 1970 году Ада Лаврентьевна вернулась в Рязань, где и проработала на отделении «Теория музыки» до 65-и лет.
Сегодняшний её день – это окружение внучки и правнучки, которых Ада Лаврентьевна нежно любит. Это обязательное прослушивание на канале «Культура» оркестровых произведений в записи лучших мировых коллективов. Это – премьеры опер, которыми балует всё тот же канал «Культура».
Вспоминается Шостакович: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.»
Ада Лаврентьевна не смогла присутствовать на юбилее своего теоретического отдела, но написала Письмо – обращение к его нынешним музыкантам, вспомнив славное прошлое. Она рассказала о тех преподавателях, для которых понятие «Музыка» и служение ей было святым, а в каждом своём ученике они старались видеть личность. Об этом же писала в дневниках выдающаяся Берта Михайловна Рейнгбальд, воспитавшая великого Гигельса, «настоящий педагог исходит не из своих приёмов и привычек, а приспосабливается к данным ученика и развивает его индивидуальность» (в 1974 г. Эмиль Гилельс дал в Одессе специальный концерт к 30-летию её смерти).
Слушать, понимать и любить величайшее из искусств – музыку, - этому всю свою долгую жизнь и старалась научить Ада Лаврентьевна Соболева, справедливо считавшая, что "музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» ( Василий Сухомлинский).
24.12.2016
Специально для "Новой газеты"
М У З Ы К А Н Т Ы
1. Не стало Елены Образцовой
http://www.stihi.ru/2015/01/12/7145
2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229
3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712
4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429
5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766
6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035
7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655
8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545
9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279
10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459
11. Анатолий Лебедев
http://www.stihi.ru/2010/09/10/654
12. Людмила Константиновна Шокшуева
http://www.stihi.ru/2017/02/05/13145