Наталия Макарова. Когда в согласии с собой

Миоль
   Баян знают все, потому что редкие свадьбы или праздники обходятся без этого инструмента. Заметелит в новогоднюю ночь у подъезда  сосед-баянист нехитрую  мелодию, соберётся народ, покинув обильные застолья под пошлые телеогоньки, затянет в диссонанс с баянистом песню… И пусть исполнитель через раз попадает в ноты  и редко осиливает играемое от начала до конца, пусть перескакивает с одной мелодии на другую, но создаётся у людей ощущение праздника даже при таком приблизительном исполнении. А между тем, инструмент этот в руках маэстро-виртуоза способен творить чудеса. А если баяны  собираются в мощный по звучанию оркестр, понимаешь, какая пропасть лежит между подвыпившим исполнителем праздничного веселья на улице и музыкой, достигающей баховских органных высот при игре на народном инструменте, имя которому «баян». Инструмент имеет оркестровое звучание. Любую литературу на нём можно сыграть – от народных песен до переложений для баяна Шнитке: это и Паганини, и Рахманинов, и Чайковский. А что говорить о танго Астора Пьяццоллы, украсивших концертный репертуар баянистов!
   Сегодня речь о таком музыканте – преподавателе РМК им. Пироговых, артистке рязанского академического оркестра русских народных инструментов под управлением А. Лаврухина Наталии Николаевне Макаровой, только что отметившей солидный юбилей.
   Выросшая в интеллигентной семье, где все говорила по-французски, а дед знал три языка, включая эсперанто, маленькая Наташа, помимо французского языка, которым хорошо владеет и поныне, пленялась сказками Роу,где впервые и услышала звучание оркестра народных инструментов. Услышала и полюбила навсегда. И из Нижнего Новгорода (тогда это был Горький), от своей консерватории поехала в Казань, потому что там работал бог-дирижёр «народник» – А.В.Тихонов – гениальный баянист и дирижёр. И только у него Наташа хотела учиться, потому оказалась в Казани и по своей одарённости была зачислена в студентки сразу после первого тура, минуя второй и третий. Она окончила Казанскую консерваторию у выдающегося преподавателя В.П. Плетнёва, сын которого – пианист Михаил Плетнев, теперь – главный дирижёр  Российского академического национального оркестра, созданного им в 1990 году.
   Полюбив сказочное звучание русских народных инструментов, Наталия Николаевна получила ещё одну специальность, - дирижёрскую. И теперь  уже в её власти оказывалось звучание целого коллектива, с которым они старались слушать и понимать друг друга с полуслова, полужеста, с полутона. Стажироваться к ней приходят многие, причем, не только народники, но и скрипачи мечтают попасть на её факультативы. Мечтает она о том, чтобы часы по дирижированию включили обязательной программой в обучение струнников, потому что многие из них потом создают свои камерные коллективы, становясь за дирижерский пульт.
 Наталия Николаевна Макарова – автор развивающей Программы по дирижированию для детей старших классов ДМШ, и программа эта не только на бумаге значится. Задача автора программы –«не только научить руками махать», но поставить ребёнка к настоящему оркестру, чтобы он почувствовал, что это такое, когда тебе подчиняется (или не подчиняется) большой коллектив музыкантов и инструментов, готовых услышать тебя и откликнуться на твоё движение. И если находится понимание между оркестром и дирижёром, - это настоящее творческое счастье! Не о нем ли писал Оскар Уайльд: «А как это увлекательно — проверять силу своего влияния на другого человека! Ничто не может с этим сравниться. Перелить свою душу в другого, дать ей побыть в нём; слышать отзвуки собственных мыслей, усиленные музыкой юности и страсти, передавать другому свой темперамент, как тончайший флюид или своеобразный аромат, — это истинное наслаждение, самая большая радость, быть может, какая дана человеку в наш ограниченный и пошлый век с его грубо-чувственными утехами и грубо-примитивными стремлениями.»
   Оркестр, в котором и которому преданно служит наша героиня, - её самая совершенная планета, хотя и на ней много несовершенств и проблем, о которых Наталия Николаевна с большой болью говорит накануне сорокалетнего юбилея оркестра, который будет отмечаться в этом концертном сезоне.
 – Не успел однажды наш замечательный коллектив получить поддержку губернатора, когда эту роль исполнял в Рязани генерал Шпак. Вы видели нашу комнатёнку для репетиций, на сцену выйти получается один раз перед концертом. А летом, когда жара, а в репетитории нет кондиционера и сидим мы, плотненько стиснув ряды, как сельди в бочке? Но ведь музыканты приходят и отдают и время своё, и душу. Обещали нам баян новый – нет его. И будет ли когда… А выцветшие безвкусные красные костюмы, в которых оркестр напоминает далеко не академический коллектив! И ведь это серьёзные проблемы, о которых говорится из года в год и которые из года в год не решаются, - сетует Наталия Николаевна. – Наш оркестр работает как филармонический, играет очень много: скажут нам, что надо завтра играть, мы играем. Репертуар у нас огромный, 500 произведений, включая джаз. Спасибо В.В. Колчаеву, который старается нас поддерживать, но понятно, что коллективу требуется поддержка на другом, более серьезном уровне. Чего стоят зарплаты оркестрантов, подумайте: 3,5 тысячи! Вы скажите, это не издевательство над музыкантами? В Рязани очень много говорится о культуре и очень мало делается. Было время, что хотели наш оркестр совсем закрыть, дескать, не нужен он есенинской Руси, на которой стрижёт купоны город!  И опять … Колчаев отстоял коллектив!
  Наталья Николаевна из тех, кто не боится поднимать проблемы, озвучивая их на любом уровне. За это её и любят, и ненавидят, и завидуют ей, такова уж природа человеческая, но «количество наших завистников лишь подтверждает наши способности» (О. Уайльд).
    Не могу не вспомнить своего впечатления от Наталии Николаевны, которую я впервые увидела на юбилее теоретического отдела музыкального училища. На сцену вышла … леди. Даже если бы она не сказала ничего, этого было бы вполне достаточно, чтобы обозначить свою принадлежность к культуре. Появившись на сцене одного из лучших средних музыкальных учебных заведений России (это – статистика, а не частное мнение) Наталия Николаевна сразу обратила на себя внимание  безупречным вкусом, который был виден в изысканности облика и очень продуманной искренней речи.
   Я услышала много хорошего о ней: жёсткая, если надо, но справедливая и добрая; прекрасный музыкант и преподаватель; красивая женщина и замечательная мать, дочь которой окончила консерваторию и  стала музыкантом, продолжив мамино дело. Просто хороший человек… «Быть хорошим человеком, значит быть в согласии с самим собой. Разлад — необходимость быть в согласии с другими» (О. Уайльд). Это – про Н. Макарову, давшую путевку в профессию не одному поколению музыкантов. Она гордится своими учениками:  Заслуженный работник культуры РФ В.В. Ильин, Заслуженный артист РФ В. Колупаев, А.И. Рождествин, композитор и баянист В. Меркушин, концертмейстер оркестра Л.С. Рождествина.
А если назвать имя талантливейшего артиста и директора ДМШ № 1 Сергея Алексеевича Ванькова, юбилей которого тоже не за горами, то станет ясно: скажи мне, кто твой ученик...
– Серёжа Ваньков – это мой ангел-хранитель, - говорит Наталия Николаевна. – Он ведь удивительный человек, солнце наше. И такого дарования, и столько сделал в Рязани, а всё никак не дадут ему звания поистине заслуженного. Я не рязанка, но с 1969 года в этом городе, приехала с мужем-десантником по его службе, и мне по сей день очень странно наблюдать наплевательское отношение местных чиновников к своим артистам, которые, к слову сказать, приносят славу городу. Был уже юбилей у Ваньква пять лет назад. Поговорили, поговорили, на том и дело кончилось. А он столько за пять лет сделал плюсом к тем годам – и в своей музыкальной школе, и на УПК, которое тоже он тащит, и в филармонии. Неужели в городе правда не считают, что он достоин звания Заслуженного артиста РФ? Такое карабас-барабасовское отношение к артистом пугает. Или кому-то страшно будет «руководить» столь признанными мастерами? Я бы назвала это местечковым произволом и наплевательством, когда кроме своих насиженных мест людей, занимающих кресла, больше ничего не интересует. Это грустно и страшно на самом деле. Хотелось бы, чтобы сдинулось с мёртвой точки это дело, чтобы стало, наконец, не стыдно Рязани отмечать тех людей, которые этого заслуживают самым честным образом. Я никогда этого не смогу понять: неужели   г о р о д   в этом не заинтересован?- с горечью подытоживает Наталия Николаевна.
    Может быть, кто-то не знает, что природа не обделила Наталию Николаевну и литературным даром: она пишет стихи и прозу. Действительно, талантливый человек талантлив во многом, и главный среди её талантов – талант человечности. Есть у неё одна задумка помимо улучшения жизнедеятельности любимого оркестра. Мечтает Наталия Николаевна ещё раз, может быть, последний, свозить Нину Алексеевну Шарлыгину, которой сейчас идёт 91 год,  в Братиславу на могилу её отца. Может быть, кто-то  откликнется на это доброе дело и тогда оно станет реальностью. А мы пожелаем обеим здоровья и сил  для исполнения желания и для жизни, которая у них не перестаёт быть интересной.

23.01.2017
               
Фото В. Илюхина

"Новая газета" от 26 .01.2017


                М У З Ы К А Н Т Ы

1. Не стало Елены Образцовой
http://www.stihi.ru/2015/01/12/7145

2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229

3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712

4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429

5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766

6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035

7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655

8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545

9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279

10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459

11. Анатолий Лебедев
http://www.stihi.ru/2010/09/10/654