Обзор осеннего лонга от Ольги Флярковской

Литературный Фестиваль Рунета
Добрый вечер, уважаемые читатели! Впрочем, и день, и утро, и ночь… Это уж как кому получится найти время ознакомиться с моими записками.)
Во-первых, хочу не формально, а очень искренне поблагодарить ведущих редакторов ЛФР за приглашение поделиться своим мнением, а так же всех авторов и принимающую этот тур команду. Лонг внушительный, довольно яркий и выбрать, безусловно, есть из чего. Не было ни одного стихотворения, на которое душа не откликнулась бы. Не всегда безоговорочно принимая. Но отторжения или возмущения не вызвало во мне ни одно произведение. Скажу больше – чтение доставило мне радость. Спасибо всем!
Как я читала. Вначале анонимно, несколько стихотворений были мне знакомы по БЛК и я их сразу «вычислила», тем более их авторы имеют свой узнаваемый стиль. Из них первое – незабываемое стихотворение Владимира Квашнина. Выбрав свой «лонг» (ну очень уж большой!), я перешла во вторую, «очную»,  группу. Интересное наблюдение – по мере повторного чтения стихи растут, как грибы после дождя. Или нет… скорее они прорастают в тебя по мере того, как ты сам погружаешься в текст, привыкая к нему всё больше. Вам интересен этот первый, длинный,  список? Дам его краткой записью: Герасимова, Арсак, Домрачева, Илларионова, Эдмар, Серёгина, Смирягина-Дмитриева, Пеший, Глухов, Мадо До, Албул, Овсянников, Матрохина, Вера да Юра, Jag, Валентин Емелин, Боровкова, Ительсон, Спарбер, Мурашко, Палайя, Квашнин… Трудно остановиться. Он продолжается, этот список…
С изрядными сомнениями, перестановками, заменами и прочими мучениями, которые сопровождают любой сложный выбор,  сделала свой и я. Я отложила в виртуальную стопочку те листки, на которых оказались стихи, особо тронувшие моё сердце. Потому что это для меня в поэзии главное. Форма, техника, музыкальность, звукопись, поиски в области поэтического языка, стремление к максимальному самовыражению – это всё очень важно, но это – потом. Сами видите, какой предельно субъективный, «неправильный» критерий. Так что совершенно не стоит расстраиваться тем авторам, которые не вошли в мой итоговый  шорт-лист. Это никоим образом не оценка их творческих достижений. Ибо выбор – не есть оценка.
Итак.
Прежде всего хочу по два слова сказать о некоторых стихотворениях лонга, по разным причинам вызвавших во мне это желание.

7 Эдмар «Свечная фея пляшет»
http://www.stihi.ru/2017/02/21/9018

Свечная фея пляшет "финтифлю" -
Потешный танец маленькой Дуняше.
Бабай притих за окнами, не страшен,
И книга ждёт минуточку свою.
И тени, так мешавшие читать,
У стен теперь отплясывают дружно.
Бояться их нисколечко не нужно,
Пора понять:
Они - свои, домашние всегда,
Весь вечер бы носиться да скакать им,
Наутро сонно лягут под кроватью
И дотемна не выйдут никуда...
Пускай свечная фея отдохнёт -
На сказку в книжке... Может быть, станцует
Разок ещё - как маменька, воркуя,
Домой придёт.
______
Изящный, настроенчески очень точный текст! Я вижу и свечную фею (не в язычке ли живого пламени обитает эта маленькая повелительница детских грёз?..), и девочку с сияющими глазами, склонившуюся над старинной книгой с картинками, и густые тени. Чудесная страна того, неизгладимого из нашей литературной памяти, Детства, о котором мы столько знаем из великих книг. Счастье, тайна, сказка…

10 Ольга Домрачева «синее»
http://www.stihi.ru/2017/09/04/1917

в сине-синем лесу даже воздух синь.
в кроне птаха выводит: «фью-фью-синь-синь».
я не вижу её, но наверняка
она тоже си-ня-я.

и вовсе не птица – лобастый налим.
вокруг долговязые водоросли,
из коих, надёжно икру схороня,
притихшая рыба глядит на меня.
в глазах её хищных такая тоска
синяя-синяя.

о, господи, мне бы крыло иль плавник,
чтоб выпорхнуть, выплыть из синих глазниц,
из синего леса – кромешного сна.
очнись, меня нужно сейчас же спасать.

в округе небесно-синей
ти-ши-на.

и ряской несметной плывут облака,
их в клочья кромсает не снасть рыбака,
не громкая воля скупого творца –
актиния
раскинула жгучие щу-паль-ца.
______
У авторов нынешнего лонга случился просто роман с синим цветом. Вот и в этом стихотворении синий цвет переливается и материализуется самым замысловатым образом. Наблюдать за его переливами-перетеканиями весьма интересно. Звукопись стихотворения богатая, темп заманчиво-плавный… завораживающий такой. С опасной ноткой в конце. Природа дана как предельно субъективное переживание. Выразительный текст.

11 Владимир Квашнин 2 «Родное»
http://www.stihi.ru/2016/05/07/7137

Уже и ветром тёплым манит,
И вербой за реку весна,
А мне дедуля: «Ох, омманет,
Весна-то ноне затяжна.
Сосульки, глянь какидлиннючи?
Мотай на ус примету, внук…»
А тут и Север, скомкав тучи,
Навесил ветром добрый хук,
Запел, усевшись на фронтоне…
А утром глянул вдоль плетня, -
С пригорка тёплые ладони
Мне тянет, вытаяв, земля.
Эх, деда, деда, ветер - к счастью!
А значит скоро за мыском
Ушицу утречком карасью,
Туман разбавит молоком!
Просмолим лодки нашей днище,
Фитиль - под берег заревой,
И вот такущихкарасищей
Мотня нам вывалит с икрой!
Как в прошлом годе, помнишь, деда?
Ты только сильно не болей...

И не болел. А в день Победы
Погиб разведчик Пантелей
На той войне. Осколок мины,
Под сердцем стронувшись, убил…
Сосед, под градусом «Полтины»,
Врачей по матушке крестил.
Войну и немцев, и начальство,
И власть, и тёщу, - всех пучком.
Ментов, и тех, зачислил в братство,
И засопел, упав ничком…
С серванта чёрнаяшалейка,
Кручинясь, свесила крыло…
И только деда телогрейка
Всё глубже прятала тепло…
И бился в полдень над оградой
Многоголосый плач родни…
Я помню всё, - и те награды,
Что нёс, стесняясь, впереди.
И домовину на подводе,
И речки, дальний поворот,
Где целовался с половодьем
Среди черёмух небосвод.
Зайчата плыли на лесине…
Протока - в дымке костровой...
А где-то там, в небесной сини,
Чеканил шаг незримый строй.
Дрожали тесовые крыши,
И прогибались облака,
И каждый русский сердцем слышал
Шаги бессмертного полка.
______
Скажу честно, что автора этого стихотворения я узнала бы сразу только по живой и богатой лексике, своеобразному «пешему» темпо-ритму, главное же – по особой, камень пробивающей, сердечности. Узнала бы авторский стиль Владимира Квашнина. Прочитав «Родное», подумаешь: да, вот она, настоящая жизнь! Можно же и о ней слово сказать, а нам послушать? Можно. Можно плеснуть любовью на мир из сердца, в котором её, любви, – до краёв? Можно, оказывается… О своей родине сказать так, чтобы поверили тебе, повести за собой? Да, можно, ёлки-зелёные! И это здорово, что у Владимира получается… Знакома давно с его произведениями и свидетельствую о творческом росте Владимира, рада, что он становится настоящим мастером слова.
…пафос сегодняшнего дня – антипафос. Довольно-таки категоричная разновидность. А основная идея – безыдейность. Там, где живёт и пишет Владимир, в далёком-предалёком Саранпауле (три вида транспорта до Москвы, один из которых – местная авиация), все наши литературные метания не так слышны. Зато слышны тайга и реки, лебединый крик и плеск огромных рыб, голоса «уралов», вой ветра. Он самой жизнью поставлен вне наших внутренних запретов. Может, в этом дело? И в этом – тоже…
Владимира упрекали в якобы присвоении бессмертного полка «русскими». Национальный вопрос всем нам до крови намял сердца, что правда, то правда. И за этим как-то подзабылось, что русские – это общность родного языка и единство культуры, вектор любви к земле и людям, я думаю, что в контексте стихотворения вопрос ставится именно так.

19 Таня Арсак «СВЯЗЬ»
http://www.stihi.ru/2017/09/09/3338

За курсивом бетонных абзацев,
За брожением каменных тел,
Иногда начинает казаться –
Этот город меня проглядел.

Подпоясаться – вот и все сборы,
В сумку – термос, да ветер с тоской –
Я по духу, по точкам опоры
Никогда не была городской.

Пасть вокзальная хищно проглотит;
Поезд выплюнет где-то в глуши
Берендеевой.
Ёлок одротье,
Воздух цапельной ниткой прошит

Над лучком безымянной речушки.
Белит заводь весёлый маляр.
Суетливые береговушки –
В длинных норках суглинистый яр.

Поручейница в зарослях треснет,
Свистнет суслик, ударится язь –
Тут протяжней животная песня
И отчётливей дикая связь

С первобытностью, первоосновой.
Ладит альт канифольный пихтач,
Вековечие – в капле сосновой.
— Плачь, кукушка провидица, плачь,

Бейте, пойте, камлайте, гремите,
Бубны дятлов, юлы клавесин,
До тех пор пока в жёлтом зените
Ненаглядное солнце висит,

Мошкара и крапива кусают –
«Так и надо тебе – поделом».
— Так и надо…
Дорожка косая
На воде под утиным крылом,

Стайка рыб на бурливом пороге
За которым токует глухарь;
Да гремит по небесной дороге
Одинокий овечий болхарь.
______
Как-то очень органично воспринимаются эти стихи после «Бессмертного полка» В. Квашнина. Мир после войны… Хочется повторять за автором и верить про себя, что так и есть: «Я по духу, по точкам опоры/Никогда не была городской».
«Бубны дятлов», «цапельная нитка», «канифольный альт» пихтача… Всего вместе и многовато, может быть. Но образы работают, ткут из воздуха Берендееву глушь, и отчётливо слышится, как «гремит по небесной дороге/Одинокий овечий болхарь».
Рифмы музыкальные и совсем незаметные, естественные.
Мне очень по душе…

24 Марианна Боровкова «Я только хотела»
http://www.stihi.ru/2017/09/04/1624

…и это анисом  пропахшее лето
увянет бесшумно, исчезнет бесследно,
прозрачные  листья из чистого света
сорвутся с ветвей, затанцуют  по ветру,
осиновый лес в маскарадном костюме –
назад не смотреть, не томиться, не думать,
не плакать, не помнить и не сомневаться,
среди разрисованных влёт декораций
искать смысл жизни – кому это нужно?
прогретые солнцем,  взметнутся, закружат
отжившие листья – что вольному воля? –
наверное, падать
и страшно,
и больно,
их песенка спета - искать утешенья
спешат у земли, у травы длинношеей,
у беглой воды, у белёсого дыма,
я только хотела остаться любимой,
но руки немели, обнять не умея,
и листья летели, похожи на змеев,
им всё нипочём - самозванцам бумажным -
таким не бывает
ни больно,
ни страшно,
а ливни  гуляют по стеблям душицы,
пускай  не остаться -
хоть изредка сниться,
ну может не сниться - мерещиться только
таинственной музыкой, месяца долькой,
хоть раз, хоть однажды почудиться где-то,
едва отлетит вслед за листьями лето...
______
Эти стихи – музыка. Для меня – это много.
Да, об осенних листьях писано-переписано, пето-перепето. Вопрос решили вот эти строчки: «но руки немели, обнять не умея,/и листья летели, похожи на змеев,/им всё нипочём - самозванцам бумажным…» Всё состоялось.
Вот только «смыс’ы’л жизни» в этой сюите чуть подкорректировать бы. Не удержалась я от ворчания, ибо сама наступала на тот же инвентарь!) Стихотворению моё «да».

25 Влад Велич «Сопрано»
http://www.stihi.ru/2016/01/30/8602

                Виктории Манасевич*

Ты и вправду голос, звенящий светом. И
Кровь страниц, что дразнят, сочась ответами,
И неровное пламя грудного трепета -
Согревать петербургские облака.
Обронив себя, не гадай, которую.
Солнце пишет сегодняшнюю историю.
Это, может быть, будет твоя виктория,
Это точно будет еще строка.

Будет смех и крик сотворенных заново,
Говоривших ясно, хотевших странного.
Память будет истерзана и отравлена,
Боги изгнаны, губы обожжены.
Заповедано мало: не быть жестокими,
Прорастать, беречь, говорить с истоками.
В этом мире воздух насыщен строками
До звенящей в панике тишины.

Вдох и выдох – по сути, уже причастие.
Ты ребенок смысла, творец и часть его.
Я хочу быть принятием и участием,
Каплей света для высказанной души.
Небо лжет, что для спора не хватит роста нам.
Этот странный мир, нам в ладони розданный -
Черновик, оброненный когда-то Господом.

Ты его, пожалуйста, допиши.
______
Ради последнего восьмистишия я легко простила автору«память», которая «будет истерзана и отравлена», и «изгнанных богов»…
Есть в этих стихах живая энергия, напор, горячность… Мне это импонирует, я – поддаюсь и верю. Хочу пожелать автору удачи!

29 Владислав Беликов (Jag ) «Дрезден. Дрезден»
http://www.stihi.ru/2015/10/30/2960
I

Дай руку, сестренка, весь город горит –
В толпе потеряться не трудно.
Рождественский рынок в тумане гудит,
Плывет, как огромное судно.

Шатается мостик, на палубе дым –
Румяные жарят колбаски.
Одну на двоих мы, конечно, съедим...
А вон золоченые маски!

Где пряничный домик? А хочешь, сестра,
Мы будем, как Гензель и Гретель?
Представь, мы в лесу, и темно, и костра
Нам нечем зажечь, далеко до утра,
Во мраке напетляно петель...

Боишься, трусишка? Но я то с тобой!
Смотри, белый мишка и ангел с трубой,
Щелкунчик – совсем настоящий…
Вот там, впереди. Хочешь в гости к нему?
Сейчас, подожди, я тебя подниму –
Поставлю повыше, на ящик.

Орешек кладем… нажимай на рычаг!
Нет лучше вдвоем, чуть сильнее... Крик-крак!
Пожалуйте, крошка Марихен!

На башне высокой пробили часы.
Старик улыбнулся в седые усы.

и в праздничной неразберихе
никто не услышал, как скрипнула ось,
ремни натянулись, с упора снялось,
качнулось, как будто робея,
но вот уже рук разомкнуло кольцо
и огненным кругом пошло колесо,
быстрее, быстрее, быстрее!

II

Дай руку, сестренка, весь город горит...
______
«Цепкое», властное, очень концентрированное письмо! Строг к себе автор, ни слова лишнего, кому-то может показаться, что даже и не хватает каких-то проясняющих сюжет слов. Мне – не кажется. Огненное колесо давно катится по литературе. У Влада Беликова, за поэтическим развитием которого я с удовольствием наблюдаю уже несколько лет, оно катится «по-своему». Автор отличный стилист – чего стоит музыкально звучащий повтор «Дрезден, Дрезден…», «Крик-крак!/Пожалуйте, крошка Марихен!». Весь этот праздничный протестантский Дрезден с его пряничными домиками всё же жутковат уже с первой строки… Слишком ясный вектор восприятия задаётся: пляшут на языке Ханс и Гретель, так и хочется их радостно опознать в героях стихотворения, и автор даёт нам эту возможность… Но нет. Стихи о другом. И только любовь брата к сестре и сестры к брату, только их невинная радость бедняков перед одной жареной колбаской на двоих,только сиротское, но неразрывное одиночество двух детей в перспективе надвигающейся катастрофы… – всё, на что может уповать сердце, чем спасаться в мире этого стихотворения. Мотив беззащитного детства в канун Рождества – изящная смысловая рифма.
Молодец автор, что вторую часть свёл к одной строке!

32 Елена Ительсон «Вам говорили, что всё - суета?»
http://www.stihi.ru/2010/10/26/6115

Вам  говорили, что всё – суета?
Жизнь пробегает – чиста–нечиста,
Жизнь переходит границы.
Вам говорили, что ветер унёс
Запахи трав и отсутствие гроз?
Всё повторится...
Всё повторится. Но вряд ли смогу
Я переждать на другом берегу,
Всё переждать и не слышать,
Больше не слышать, как птицы поют,
Как создают они скромный уют,
Делая тише...
Делая тише леса и поля,
Делая тише напевы...
Ангел Души!
Пух летит в тополя,
Хлеб переходит в посевы-
Это обратный событий черёд.
То, что состариться нам не даёт,
То, что выводит вперёд
Детские годы...
А чистота... Она будет всегда,
Там, где событий льётся вода –
Там поминанье. Исход.
______
Главное в этом стихотворении – его ступенчатый ритм. Лёгкое задыхание такое. Интересен приём зеркала, в котором всё начинает видеться вспять…
«А чистота... Она будет всегда…» – прекрасное утверждение. На нём для меня закончилось это стихотворение. Две последние строки вернули меня на первую ступеньку лестницы, по которой я поднималась вместе с автором, затаив дыхание.

37 Михаил Пучковский «Всего три дня. Предпасхальное»
http://www.stihi.ru/2017/04/13/5840

На берегу вселенского потопа
Уснул пловец, хмельной и нерадивый,
У бруствера, распаханного взрывом,
На самой первой линии окопов.

Война изнемогла, война остыла.
От тишины уже не ждут подвоха.
Ни выстрела, ни окрика, ни вздоха.
И с каждым днём важнее весть из тыла.

Кто там родился в дальней деревушке,
Кого крестили, а кого отпели.
Как плещется вода в святой купели,
И как жестки больничные подушки.

Натружены ладони до мозолей
Не о цевьё – о мастерок и шпатель.
Никто не партизан и не предатель,
И порох не важнее хлеба-соли.

Так тихо в мире вечером субботним...
Собаки по покойникам не воют.
И ангел над бедовой головою
Поёт о Воскресении Господнем.

А месяц пробивается упрямо
Сквозь облака, с которых дождик брызнул.
Всего лишь миг на возвращенье к жизни,
Всего три дня на воздвиженье Храма.
______
Интересна мне заглавная тема. Отношусь к ней очень серьёзно, и поэтому всегда жду от подобным образом заявленных стихотворений какого-то личного открытия. С этим текстом у меня не случилось романа. Много здесь всего: и дальняя деревня, и бруствер, и первая линия окопов, и потоп вселенский, и весть из тыла (вести?), которая «с каждым днём всё важнее»… Глобальное и личное. Большое и малое. Война и мир. И даже нерадивый, да ещё ихмельной пловец, как-то сумевший преодолеть вселенский потоп. Стало быть, не такой уж и нерадивый?..  Всё вместил в себя этот небольшой текст. А вот пасхального-то ожидания и не расслышала я в нём. Кроме одного четверостишия, стоящего особняком и вызывающего некоторое удивление. Хорошего четверостишия. Впрочем, это могут быть только мои проблемы со слухом и читатель со мной не согласится. Как наверняка не согласится автор. За что я смиренно прошу его меня простить.
Расслышала антивоенный пафос. И желание автора как-то спроецировать его на пасхальную тему.Вот если бы всё стихотворение было подчинено одной развёрнутой метафоре: постапокалиптический мир стоит накануне воскресения, чуть-чуть, и начнётся трудовая, чистая жизнь…
Вообще, стихи о войне составляют особую тему в отобранном редакторами лонге.

38 Анна Германова «Изверившись в ровном и прочном...»
http://www.stihi.ru/2017/07/07/10736

Изверившись в ровном и прочном,
брести по камням и стерне,
где частые гребни обочин
под рёбра подхватят тесней,
ветвями возьмутся за плечи,
поднимут, упасть не дадут.
Так легче, так всё-таки легче
врастать, избывая беду,
в своё бездорожье всем телом.
Суровой холстиной степей,
бечёвками троп запустелых
стреноживать сердце, скупей
тоску свою мерить словами,
пока в её мраке горит
едва различимое пламя
и боль выжигает внутри.
______
Красивый и убедительный портрет душевного состояния. Мне лично несколько не хватило причин и следствий, какой-то простоты в разговоре о крайне важном, чтобы «присвоить» его себе и сделать это стихотворение событием личной биографии. Ведь после некоторых стихов  в нашей жизни реально что-то меняется. Хотя бы то, что забыть их мы уже не можем. Таков «Ров» данного автора.
«бечёвками троп запустелых /стреноживать сердце» - очень понравилось.

39 Ульяна Валерьевна «Колдунчики»
http://www.stihi.ru/2017/07/20/7086.
Это вовсе не одиночество -
у тебя есть не только плюшевый заяц,
которого ты называешь по отчеству,
боишься, что он слишком много знает,
следит не забыли ли полить столетник
и герань в запертой комнате бабушки,
чтобы ты не лазила в шкаф, не копалась в столе,
не трогала коллекцию бабочек.

Есть еще тот, кто точно расколдует,
когда ты расставила руки, играя в колдунчики,
запасает для тебя шишки туи,
чтобы стрелять из пластмассовой дудочки
в водомерок с носа дедовой лодки,
а вместо ужина вместе кормить чаек
последним куском утренней шарлотки.
Одиночество - когда ты только зайца и замечаешь.
______
Камерная лирика. Вроде, всё хорошо. Живых деталей много, хотя с водомерками перебор (мне показалось). Ну, в уток там из дудочки пульнуть… Уж больно мал и хил объект – водомерка. Но фокус этого стихотворения показался мне несколько нечётким, и оттого финал – смазанным. Не «когда ты только зайца и замечаешь», а когда только его и видишь? Не так ли? А вообще я и герань, и столетник, и шебуршанье во взрослом столе принимаю полностью – всё милое, близкое. И живое.

41 Нина Матрохина «Рыцарь мой»
http://www.stihi.ru/2016/10/31/4963

За душой у тебя ни поместья, ни имени,
Только щит, но его ты по случаю выменял
У копателей чёрных на дедовский штык
От винтовки какого-то ...дцатого  года.
Где ты бродишь, мой рыцарь, какими дорогами,
Кем пригрет и  какими отвергнут порогами?
Возвращайся, любимый! Пешком напрямик,
Сквозь завалы на суше, по омутам бродом.
Для тебя, огрубевшего в долгих походах,
Словно отпрыску самого знатного рода
В замке будет на вертеле жариться бык.

Приходи со своими рубцами и ранами,
Перемолотый Библиями и Коранами.
Разорви даже самый нервущийся круг
За секунду до встречи с пылающим адом.
Я забыла твой голос. Ночами бессонными
Неустанно прошу, чтобы чрево бездонное,
Ненасытное, страшное, с множеством рук
Обошёл стороной ты, минуя преграды.
К чёрту все эти войны, джихад, интифаду!
Я тебя у судьбы отмолю как награду,
Проплутавшую век и вручённую вдруг...
______
Смешение времён и конфессий, фэнтези и хоррора, всё летит в воронку чувства. Энергия стихотворения бьёт через край. Меня достигли (и остались со мной долгим послевкусием) две последние строки.
Ох уж эти последние две строки!
Кто их выиграл, выиграл бой! По крайней мере, в классическом стихосложении. Постмодернисты с этим утверждением не согласятся, конечно.

43 Rewsky «Прибой»
http://www.stihi.ru/2017/09/08/7594

В моей усталости - зола. В твоей беспечности - уют.
Заря плеснёт на купола сухим шампанским сорта брют.
И это утро без струны, и этот ветер без причин,
найдут в распятии луны ответ из множества личин.
И маска белого Пьеро, застыв с закушенной губой,
заменит сотню новых слов, шуршащих в мыслях, как прибой.
Приляг ракушкой на песок, укрой туманом абрис плеч.
Мир выметает лунный сор, но не о том и ночь, и речь.
Ни о тебе, и ни о ней - частицах смальты на песке -
полоска меркнущих огней рыбацких лодок вдалеке.
______
Медленно, красиво, длинной волной.  Несколько туманно… в стиле «брют». В «распятии» луны не уверена. Последняя строка хороша. Так и вспомнились черногорские лодочки под балконом. Э-эх!..

44 Евгений Овсянников «Донное»
http://www.stihi.ru/2017/08/11/7827

По радио утром сказали: «Достигли дна» -
И город накрыло солёной морской шугой.
Вполне атлантидно под нами плывёт страна,
И мы кессонно не знаем такой другой.

Кто ласты клеит, кто жабры себе растит,
А солнце вверху в абажуре из снежуры.
Молчи, непечатных знаков копя петит,
Пока на соседних звёздах цветут миры.

Оксюморительно видеть сухим сырьё:
В подводном царстве нелепо играть с огнём,
Но только всё чаще ты слышишь, как ё моё,
Крепчая, становится этаким общим ём.
______
А мне понравилось! И рэповый ритм, и энергия, и «абажур из снежуры», и ироничный современный сленг – всё работает на мысль. И мысль эта с разными интонациями озвучивается всё той же труднопереводимой идиомой.

34 Валентин Емелин «Соседи»
http://www.stihi.ru/2016/08/09/4356

Их уютный дом был напротив нашего.
Их не надо было долго упрашивать
К нам заглянуть – посидеть дотемна
За бокалом вина.

Он был худ, держался всегда с достоинством,
Эстет, однако не видел пустого в том,
Чтоб коснуться вскользь политических буден: 
"И как там геррПьютен?"

Он был викинг. Она была родом из Лондона.
Он – банкир. Она – леди, так была создана.
Они, несмотря на условности круга, 
Любили друг друга.

Она улыбалась очаровательно.
Он был по природе завоеватель, но
Его, несмотря на скрываемый тремор,
Поддерживал юмор.

Она говорила: "Не правда ли, мило? – 
Праправнучку правнучка к нам привозила!"…
...Они поженились в военном аду
В сорок пятом году.

***
Oн скончался на следующей неделе,
Как им власти спилили столетнюю ель – и
Она незаметно ушла, по весне,
Улыбаясь во сне.

Тёмен дом. Лепестки намело на пороге.
"Продаётся" – табличка гласит на дороге.
Но нет-нет да и видятся в ауре света
Два их силуэта.
______
Прочитала это стихотворение впервые на авторской странице, уже давненько. Запомнила его героев с первого прочтения. Спасибо автору за эмоциональную «скупость», сдержанность, строгость к себе. За умение одним упомянутым фактом нарисовать цепочку причин и следствий, дать код целого поколения («Они поженились в военном аду, / В сорок пятом году»).
Срубленная властями ель – так понятна и нам. Безжалостность новой машины по перетасовыванию (скажем мягко) людей.
Очень «скандинавские» по атмосфере стихи. «Аура света» вокруг силуэтов героев для меня перекликается с обычаем северных стран, где темнеет рано, оставлять в окнах свет. Даже вешаются специально маленькие такие лампочки. Свет как преодоление отчаяния…

35 Вера Да Юра 2 «Лоскутное одеяло»
http://www.stihi.ru/2017/08/20/3569

У Веры всегда и всё хорошо - просто не может быть плохо,
она говорит - мол, время пришло, что уж тут ахать и охать.
Живёт одиноко, особняком - в доме лишь кот-приживала,
он шить помогает из лоскутов памятных дней одеяло.
Судьба ей дарила разную ткань - бархат, сатин, бумазею,
но годы взымают тяжкую дань и никого не жалеют.
А Вера хранит прошедшие дни радостных ярких расцветок,
разгладит с любовью те лоскутки и возвращается в лето,
где платья нарядны и коротки из невесомейших тканей,
где крутит пластинка старый мотив - смотришь и легче ей станет,
как будто не чай - живая вода ждёт на скатёрке из  крепа...               
Не обварила б, случайно, кота -
Вера лет пять, как ослепла.
______
Стихотворение нарастает постепенно, собирается лоскуток за лоскутком… Последний лоскуток, после присоединения которого всё встаёт на свои места,– кот, вечно трущийся о ноги. Предмет опасений своей хозяйки: не обварить бы кипятком ненароком…
Большая психологическая правда есть в этих стихах. Кто живёт один, тот не жалуется. Кто живёт на грани выживания – тот крепится. По-настоящему тяжкие недуги люди скрывают, понимая, как трудно просто находиться рядом, не имея возможности немедленно всё изменить. Постепенно и долго что-то менять окружающие не всегда готовы… «У Веры всегда и всё хорошо…»

49 Мадо До «собака бежит...»
http://www.stihi.ru/2017/03/30/6873

и.бо"

собака бежит по каменной лестнице по ступеням
за ней детские босые ноги без тормоза
можно я буду смотреть через стекло автобуса
заворачивать разговор в пергамент от сахарного печенья
чтобы крошки остатки слов собрать в ладонь
там всегда изюм орехи и пудра
так вот – собирать всё это чтобы наутро когда
за окном розовое и пасмурно только два силуэта
клара и клаусколдующие над новым гнездом
чувствую что не дотянут до лета
кто-нибудь добрый с девятого этажа
выстрелит пару раз – так уже раньше бывало
ветки и тонкая скорлупа – всё упадёт на газон
на площадку для теннисных игр
игорьигорь... я тебя прочитала
газета попалась из новых вместе с рекламой
а там дневник: думаю о плохом о смысле о том чего нет
о кошках которых пора усыпить о маме о стёклах дома
жизнь так устроена что лучше бывает не жить
или чтобы не попадались газеты среди бумажного лома
потому что забыть не получится сразу – и голос и тусклый цвет
названия улиц таблеток слова окрашены в серый
спрашиваешь себя –
чего тебе надобно в этот странный весенний день
и кажется что ничего – всего без меры

"человеку который живёт на войне
______
Бег по ступеням, выше, выше…  Нервная взвинченность по нарастающей. Ранящие образы Карла и Клары, «несостоявшаяся скорлупа», несбывшееся гнездо чьей-то жизни… Стихи на бумажных руинах… Тема хрупкости, обнажённости творчества.  Цепочка: память – чувство  – творчество. Всё на предощущении утраты и тревоге. Крайне сенситивный, очень городской, «особый» текст, всё в нём – такое, «особое». Отъединённое.
Безусловно, производит впечатление…

50 Елена Албул "Время графики"
http://www.stihi.ru/2016/10/31/3545

Случается день
такой в октябре:
осеннюю живопись
в каждом дворе
накроет предзимняя графика.
До самых кончиков
вмиг занесён,
чистейшим листом
белеет газон
в ожиданьи собачьего трафика.

Нетронутый снег
хрустит под ногой,
а рядом машины,
одна за другой,
скользят на резине летней.
И каждый шаг
на снегу как печать,
и хочется
новую жизнь начать
ещё один раз. Последний.
______
Чистая интонация. Внятная картинка. Точный выбор деталей, не ярких, но вполне убедительных. И многозначительная последняя строка, делающая весь текст стихотворением.

18 Юлия Долгановских «Иггдрасиль»
http://www.stihi.ru/2017/01/03/2631

В час недобрый, когда с головой накрывает упадок сил,
с недостижимой для взгляда кроны дерева Иггдрасиль
срывается птица, царапает воздух, садится тебе на плечо —
и начинает петь.

Если птичий язык распознал как родной — ты, увы, обречён.
Обречён молчать во веки веков и владеть ключом.
Молчать, даже если тянулся к небу, но пальцы попали в гниль
и на спину обрушилась плеть.

Птица, клюв наклонив, пропоёт, что Земля — это ком,
ком налипшей земли на корнях, что укрыты песком,
ствол томится в волнах, что дают свою зелень листве —
в ней покоится шар золотой.

В этом мироустройстве таится печальный ответ —
то, что мы испокон принимали за солнечный свет,
есть лишь сон, ибо тьма поутру распускается хищным цветком,
обволакивая слепотой.

Видят люди во сне, что летят над Землёй высоко,
что идти и бежать, и дышать — широко и легко,
дети видят во сне, что по дереву лезут вверх
и сидят на тяжёлых ветвях.

Рыбы спят — видят сны, как выпрыгивают из рек
и скользят в облаках, где идёт и бежит человек,
человек забирает руками, плывёт на восток,
обжигаясь о шар второпях.

Мрак дневной убивает живое — и множится гниль.
Каждый погибший становится семенем Иггдрасиль.
Вырастают деревья. Шатаясь, к плечу плечо,
из корней выплетают сеть.

Мой язык распознал как родной? Знай, что ты обречён.
Обречён молчать во веки веков и владеть ключом.
...Открывается дверь, за которой раскинулся лес Иггдрасиль.
Ты начинаешь петь.

*
Иггдрасиль - мифическое Мировое Дерево, пронизывающее Вселенную.
______
Мифы опасны тем, что они сбываются. Причём многократно. Этим они, собственно, проверяются.
Вообще непонятно, миф творит реальность в качестве развёртывающейся модели или реальность находит отражение в мифе?.. На эту тему написано много чудесных книжек. И стихотворений. Передо мной – одно из таких.
Спасибо автору за нежную душу, пусть «каждый погибший становится семенем Иггдрасиль», всё одно, завершается (начинается) всё песней. Ключи, тайное знание, посвящение – манкие готические мотивы. Такое рондо получилось…

21 Ива Че «Ошеломленное»
http://www.stihi.ru/2017/04/11/1376

Природа ошеломлена,
и над её цветным шеломом
парит столетняя сосна
и, я застыла у окна:
смотрю на то, как перед домом

танцует медленный фокстрот
листва, как, шаркая шагами,
она в соседний двор пойдёт,
как лето кончится вот-вот,
как сонно движется над нами

сырая вата облаков,
в её изменчивых движеньях
намёк надежды на спасенье
чуть промелькнул и
был таков.
И так - всегда в тоске осенней.

Но стоит сквозь тенеты туч
лучу случайному пробиться,
он жжёт тоски моей сургуч,
сургуч течёт, и на странице,

где только что своей рукой
я перекрыла путь намёку,
вновь намечается такой-
сякой, как он, неподалёку.

И мнится, что на этот раз
я всё учту и не спасую:
связав намёки парой фраз,
их всех спасу - себя спасу я.
______
«Ошеломленная» природа.  Листва, шаркая ногами, бредущая в соседний двор. Приостановленное откровение на авторской странице, занесённое перо… Это да, это очень понравилось. Фокстрот понятен в контексте, но рядом с шаркающей походкой для меня лично выглядит слишком «глянцево».

22 Кошаков «Случайные миры»
http://www.stihi.ru/2015/05/08/10839

Скоро ночь, крепкий чай заварен.
 Угли в топках галактик тлеют,
 перемешиваясь в пожаре –
 может, космосу так теплее.
 Подражая в повадках звездам,
 в кружке кружат частицы чая;
 мной кусочек вселенной создан
 снова – буднично и случайно.

 Чьи-то судьбы по край налиты,
 разместилась в секундах вечность.
 На роптания и молитвы
 по традиции не отвечу,
 чайных жителей не услышав –
 сам имею никчемный опыт
 обращений к тому, кто выше.
 Не дано находить и штопать
 раны мира всесильным словом,
воздавать по делам нет власти,
 чудесами не избалован,
 временами со злом согласен.

 Звезды ссорятся или дружат,
 вихрь чаинок орбиты чертит –
 нас вращает в одной из кружек
 кто-то грешный, большой
 и смертный.
______
Я не о страшноватом выводе ЛГ, а о том, ка к написано это стихотворение: ёмко и убедительно. Стихотворение рождает целый шлейф ассоциаций из мира лучшей научной фантастики, но при этом передаёт психологически точно состояние неуверенности и тревоги, так часто охватывающее нас последнее время. Вообще, самая трудная тема в поэзии – сегодняшний день.

40 Жиль Де Брюн «с войны»
http://www.stihi.ru/2016/07/08/999

Пока наш дом ещё стоит в песках
пологих дюн у моря, где треска
случается всегда не по сезону -
мне есть куда спешить с моей войны,
из жаркой обезлюдевшей страны -
к тебе спешить потерянным Ясоном.

Дождись меня, не глядя в календарь,
уже не важно, май или январь -
шторма морские всё переиначат.
От Посейдона Кроносу дары:
кадушки пересоленной икры -
как будто мать-треска по детям плачет.

Не заходи за пенную черту -
за ней седое море прячет ту,
какой была ты до моих поминок -
поспешных, да - теперь ты поняла,
как гибели противятся тела
лишённые далёких половинок.

Не верь моим друзьям, не верь родным -
я опоздал погибнуть молодым.
Войду в наш дом, товарищей оплакав,
скажу: "война - страшнейшее из зол".

Неси меня домой, мой друг Эол.
И пусть не будет в небе страшных знаков.
______
Прекрасная, вечно юная Античность! Всё-то норовит она «с тяжким грохотом» да «к изголовью»… И как тут противиться?! А и не надо противиться. Мотивов и образов столько, только тетрадки подставляй.
По стихотворению. Мать-треска, плачущая по детям, ритм, некоторые рифмы, волнообразное движение энергии этого стихотворения я просто не могу не отметить. И хотя пересоленные рыбьими слезами кадушки икры так и подготавливают появление Медеи и дают точный вектор восприятия текста, некоторая всё же нехватка конкретики играет с читателем (со мной во всяком случае) злую шутку. На уровне мотива возвращения из морского военного путешествия на место главного героя начинает властно претендовать Одиссей, хотя ему и так довольно всяческой славы. А он не хочет уходить, и всё тут! И Пенни с её «тканьём» (цитирую «Вечер в Византии»)  спешит заслонить истинную героиню этого красивого и мелодичного стихотворения…

56 Змей Горыныч 3 «Шалая»
http://www.stihi.ru/2017/10/25/5021

Близится время старой, как мир, игры.
Лес поднебесный землю щенком сосет.
Сумрак рассвета льется для шестерых.
Шалая рядом. Шалая знает все.

Утро сдувает млечный туман с реки.
У водопоя не шелохнется лист.
Призрак беззвучен, замер и ждет других.
Только крылатый посвисты сыплет вниз.

Тень затаилась в шепчущих камышах.
Белый крадется вдоль ивняка к воде.
Сладко в подбрюшье страхом зашлась душа…
Быстрый выходит пробовать новый день.

Важно ступает, гордо несет рога.
Уши прядают – вечно настороже.
Если почует – сразу умчит в луга,
Там бесполезно, там не догнать уже.

Только под ветром скрыты места засад,
Даже Ночная выучила урок.
К водной стремнине манит сойти коса…
Издали слышен первый его глоток.

Сполох движенья… Поздно спастись прыжком.
Пепел и Лютый раньше ушли в бросок.
Все навалились – вот и осел мешком
Он, содрогаясь, там, на речной песок.

В кровь налипает от бодяка пушок.
Сытое брюхо – первая из побед.
Только скорее – может прийти большой.
С ним не поспоришь. Все заберет себе.

Призрак и Пепел тихо ворчат нутром,
Голову чутко приподнимает Тень.
Всякое бродит возле звериных троп.
Шалая воет – в чащу зовет детей.
______
Мы опять находимся на территории мифа, или, скорее Игры, о чём и предупреждает нас автор в первой строке. Игры о волчице и её шестерых детях. Жуть и сладость охоты. Ворчание, свист, внезапная тишь и бешеный стук сердец. Всё проживаешь с автором. Автором мастерски нагнетается атмосфера. Заметила поразившую меня вещь. Рифмы подчас динамично и донельзя сжато рассказывают сюжет стихотворения, иногда тот, что таится в подтексте. Здесь это точно работает.

57 Иван Пеший «Уже в руках осенней мафии...»
http://www.stihi.ru/2013/10/01/3143

Не верю августу с припевками,
Что впереди еще – тепло.
Мол, сеновал, да в ночь, да с девками…
Он хоть любимчик, а трепло.

Уже в руках осенней мафии, -
Дождей, туманов и ветров,
Берут урок хореографии
Деревья с ликами костров.

И где ж теперь ты, август-жиголо?
У жизни истина одна:
Каким бы сладким счастье ни было,
Его нельзя испить до дна.

Свое нутро на холод зарева
Излаял в кровь бездомный пес.
Он воет веще: «Это палево!»
Да так, что душу рвет из гнезд.

И черт на небе знаки высечет:
"Ты – жалкий парус среди льдин.
Закатов лета будут тысячи,
Лишь у людей закат один".

Но жизни пряжа черно-белая,
Где красок не было, и нет,
Сегодня - вижу ошалело я,
Медово-рыжая на свет.
______
«Деревья с ликами костров» и пряжа жизни, «медово-рыжая на свет» – великолепны! Вообще, автору удалось меня «захватить в плен», хотя и многовато всего намешано. Но в поэтическую энергию это – перемалывается! Главное тут – не уныние от осенних картин, а острота, даже страсть проживания момента!..

58 Клавдия Смирягина Дмитриева «Старуха»
http://www.stihi.ru/2017/08/18/767

Над Лукоморьем пролетая, холодный ветер петли вьёт.
И вмёрзла рыбка золотая в искрящийся хрустальный лёд.
Глядит усталая старуха привычно в спину старика,
опять к морщинистому уху его приложена рука.
Что он пытается услышать сквозь надвигающийся мрак?
Весёлый стук капели с крыши? Лай возвратившихся собак?
Но тихо всё. Всё шито-крыто, давно умолк последний крик,
и цвета старого корыта старухи деревянный лик.
Старуха слышит в гуле ветра весёлый топот детских ног.
Старуха знает - ищет где-то свою судьбу её сынок.
Старуха верит - лёд растает, тепло вернется в старый дом,
и снова рыбка золотая вильнёт доверчиво хвостом.
Мелькнет на море белый парус, и пара крепких сильных рук
с волос седых сминая гарус, её возьмёт в сыновний круг.
И, может быть, корыто даже сынок починит, как придёт.
А рыбка... Что ей наши блажи? Пускай плывет себе, плывет...
______
Гармоничная длинная строка, спокойная эпичность повествования, зримые образы. Особенно отмечу «и цвета старого корыта старухи деревянный лик».

62 Алина Серёгина «Иуда»
http://www.stihi.ru/2017/10/10/4181

Он злится: "Я не подобен крысе!"
И жалко жмётся в своей щели'.
С его души доскребают рыси
Всё то, что кошки не доскребли.
И, чтоб не вылось болотной выпью,
Да не тянуло в петлю залезть,
Он очень крепко сегодня выпьет,
Поскольку деньги на это есть -
Не то, чтоб много, но всё же - тридцать,
И всё же - чистого серебра...
По влажной стенке скользнёт мокрица,
И сердце стукнет из-под ребра...

Ты не злорадствуй, и я не буду -
Давай смеяться, давай шутить!
Наш личный выбор - простить Иуду,
Но так ли просто его простить?
Он дышит часто, он смотрит щеньи,
(Уж лучше б - косо, уж лучше б - зло!)
Он искушает нас не-прощеньем,
И нам от этого тяжело.
Чего же стоят мои сонеты,
И где же сила моей строки,
Раз он читал их - и взял монеты
Из предложившей ему руки?

Я и любима, и отогрета,
А он - изгнанник для всех светил,
Но гре'шны равно - и тот, кто предал,
И тот, кто этого не простил.
И, вновь вбивая в гордыню сваю, -
Нет, не сочти это слабиной! -
Я через силу ему киваю
И поворачиваюсь спиной.
______
Просто поразительно, какой сложности поставил себе задачу автор. И справился с взятой высотой! Одна из самых сложных тем, неудобная, неуютная. Труднейший для христианского сознания вопрос находит убедительный ответ. Я не могу «вбить» в свою гордыню «сваю» и разделить позицию автора. Но я его понимаю и покидаю страницу этого стихотворения взволнованная и в глубокой задумчивости…

Итак, мой шорт:
1.7 Эдмар «Свечная фея пляшет»
http://www.stihi.ru/2017/02/21/9018
2.10 Ольга Домрачева «синее»
http://www.stihi.ru/2017/09/04/1917
3.11 Владимир Квашнин 2 «Родное»
http://www.stihi.ru/2016/05/07/7137
4. 18 Юлия Долгановских «Иггдрасиль»
http://www.stihi.ru/2017/01/03/2631
5. 19 Таня Арсак «СВЯЗЬ»
http://www.stihi.ru/2017/09/09/3338
6. 22 Кошаков «Случайные миры»
http://www.stihi.ru/2015/05/08/10839
7.24 Марианна Боровкова «Я только хотела»
http://www.stihi.ru/2017/09/04/1624
8.29 Владислав Беликов (Jag ) «Дрезден. Дрезден»
http://www.stihi.ru/2015/10/30/2960
9.32 Елена Ительсон «Вам говорили, что всё - суета?»
http://www.stihi.ru/2010/10/26/6115
10.34 Валентин Емелин «Соседи»
http://www.stihi.ru/2016/08/09/4356
11. 35 Вера Да Юра 2 «Лоскутное одеяло»
http://www.stihi.ru/2017/08/20/3569
12.49 Мадо До «собака бежит...»
http://www.stihi.ru/2017/03/30/6873
13.57 Иван Пеший «Уже в руках осенней мафии...»
http://www.stihi.ru/2013/10/01/3143
14.58 Клавдия Смирягина Дмитриева «Старуха»
http://www.stihi.ru/2017/08/18/767
15.62 Алина Серёгина «Иуда»
http://www.stihi.ru/2017/10/10/4181

Жаль, пятнадцати мест мне не хватило.

Дорогие авторы, редакторы и ведущие! Декабрь пролетит очень быстро. С Наступающим вас всех! Пусть 2018 год будет милосерднее и спокойнее. Только добрых известий!