Арсений Ж-С. Читательский обзор. Июнь-2018

Большой Литературный Клуб
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

Читательский обзор лонг-листа июньского конкурса БЛК сделан мной по одному выделенному признаку. Я не учитывал, насколько мне понравился или не понравился текст, поэтому некоторые тексты получили меньшее или большее количество звёзд, чем мне хотелось бы. Влияние выделенного фактора проверялось на одном единственном читателе – мне – поэтому обзор всё равно остаётся крайне субъективным. И, разумеется, поверхностным.

ОПЫТ ПОВЕРХНОСТНОГО ЧТЕНИЯ

Читать следует поверхностно. В бесконечном потоке информации углубляться в любые поставленные рядом слова просто невозможно. Кто-то внимательно читает только то, что ему посоветовали, кто-то садится у монитора в восемь пятнадцать со словами: сейчас я буду вдумчив, кто-то не задумывается дальше проверенной классики. Но бывает так, что вот стоишь ты, моешь посуду, фоном работает телевизор, крутят какой-то неизвестный тебе фильм. И вдруг услышав краем уха диалог героев, ты откладываешь все дела, садишься у зомбоящика, и не можешь оторваться до самых титров. По-простому это называется – "интересно". Автор может писать интересно или не интересно. Понятно, что есть ещё читательский кредит внимания: кому-то всегда интересно про море, кому-то про секс, кому-то про процесс сочинительства. Но если этот кредит не учитывать, остаётся главный признак мастерства любого художника – управление вниманием.

Управление вниманием – единственное, чем берет искусство. Эстетика прекрасного или безобразного, романтический пейзаж или социальный реализм, новаторство или сплошные парафразы и цитаты – как хочешь, но для начала привлеки моё внимание к тому, о чём и как ты хочешь говорить. Ритм и рифма или отсутствие их, все тропы, любой прием нужен только, как инструмент управления вниманием: сфокусировать, отвлечь, рассеять, разделить аудиторию тонкой аллюзией таким образом, чтобы привлечь внимание только тех, к кому ты хотел обратиться, и отсеять прочих. Я попробую оценить, как авторы июньского Лонга умеют или не умеют работать с моим вниманием.

Оценивать буду по семибалльной системе.

1* Открывая текст, я прежде всего определял длинный или короткий это текст. И это не субъективное восприятие. Под коротким я понимаю такой текст, который весь целиком попадает в моё поле зрения. Даже плохо написанный короткий текст я невольно дочитываю до конца, пусть и по диагонали. Чтобы короткий текст было невозможно дочитать до конца, чтобы из трёх строф, я не мог бы осилить и двух, это надо очень постараться. Ведь какой бы пустой и бездарный ни был короткий текст, если у него сносная просодия, я дойду до последней строки. Если в нем более-менее приятные рифмы, мне будет интересно посмотреть, что к чему срифмовал автор. У текстов с одной звездой нет абсолютно ничего, ни одной причины потратить на чтение полторы минуты жизни.

2* Под длинным текстом подразумеваю любой уходящий за горизонт экрана. Даже если одной строчкой стихотворение уходит из поля зрения, восприятие моё меняется. Одна там строка или сотня, я не знаю. Финал не тянет мой взгляд к себе вниз. И на всем пути следования за мыслью автора, я думаю: а оно мне надо? Текст с двумя звёздами я читаю, и мне совершенно ясно, как и куда меня ведут. Нет, может быть – там – за горизонтом видимости какой-то неожиданный поворот, новое развитие темы, удивительные композиционные кульбиты, оценить которые можно только пройдя долгий путь по выжженной пустыне скучного текста. Но тогда сделай мне подсказку: названием ли, первой строкой, каким-то ещё образом. Пообещай мне что-то, привлеки внимание. Две звезды – не заинтересовался дочитать.

3* Итак, автор достаточно хорошо владеет приемами управления вниманием, чтобы я добрался от первой и до последней строки. С каким чувством я выйду из этого текста? Если автор наобещал мне чего-то хорошего, повесил ружья, выстроил костяшки домино, а по итогу ружья не выстрелили, а костяшки не упали, я буду разочарован. Три звезды – это, когда дочитал текст до конца, и понимаешь, что зря дочитал.

4* Хороший крепкий текст, в котором всё работает. Средства могут быть самые разные, поэтому лучше на конкретных примерах. Таких в лонге много, там и поймёте конкретное содержание всех этих моих общих слов. Есть ещё тексты на 4*, которые вытянуты сильным финалом, а основное мясо текста не хорошо, но и не настолько плохо, чтобы выкинуть меня в середине.

5* Вот тут уже начинается что-то интересное. Пять звёзд я ставлю тем текстам, в которых, на мой взгляд, средства композиции работают так, что текст хочется перечитать два и более раз.
Длинным текстам чуть проще взять эту планку. Если в большом тексте всё на месте, в нужных местах расставлены крючки, не дающие мне выпасть из текста, если все образы начала и середины не разбросаны там абы как, а неуклонно и естественно ведут к неожиданному, но единственно возможному финалу, то из-за большого объёма, когда не можешь после прочтения, бросив взгляд на текст целиком, восстановить весь путь автора, хочется перечитать хотя бы ещё раз, зная финал. Порадоваться тому, что всё на месте.
Текстам с лёгким туманом легче взять эту высоту, хотя лично я предпочитаю максимально прозрачные, где автор прямо говорит без всяких иносказаний. Но это моё личное вкусовое, которое здесь не учитываю. Если баланс между туманом и ясностью сохранен настолько, что интерес к тексту не теряется в середине, то на выходе я хочу его перечитать.
Текстам с более сложными техническими приемами проще взять эту высоту, если хочу, например, ещё раз перечитать и насладиться изящными каламбурами или неожиданной сменой схемы рифмовки

6* Настолько интересно, что копирую в свою библиотеку и буду время от времени перечитывать. А автор скорее всего отправится на испытательный срок в список избранных. Здесь уже заканчивается область чисто технических приемов. Да, описать интересно, хорошо, как умелый фокусник, управляя моим вниманием, можно и метлу. А скучным неумелым рассказом можно убить самую увлекательную историю. Но при прочих равных, при грамотном использовании приемов работы с читателем, перечитывать снова и снова я хочу только те тексты, которые продают мне всё-таки не метлу, а действительно важные интересные темы, сложные неочевидные ракурсы взгляда на жизнь, работают с какими-то очень важными человеческими эмоциями. Взять правильную тему – тоже приём. Прием другого уровня. Всё ниже шестерки – досуговое чтиво.

7* Высота, которую одним текстом автор взять едва ли сможет. Даже признанные мэтры берут эту высоту (за редким исключением) не одним текстом, а всем своим творчеством, своей судьбой, дневниками и манифестами. Это тот уровень интереса к тексту, когда хочется не просто увидеть в нем что-то своё, а непременно докопаться до того, что именно пытался сказать автор, декодировать его, как декодируют "Заблудившийся трамвай" и "Пророка". Когда вложенные автором смыслы для меня вдруг становятся важнее, чем мои собственные вчитанные в его текст.
Ведь задумайтесь, для чего вообще пытаться проникнуть в глубины текста? Зачем вообще искать, что там имел в виду автор? Какой-то обычный, как вы и я, человек что-то имел в виду. Он не алхимик, и не запрятал там формулу философского камня, не пророк, общающийся с серафимами, не шпион, передающий в стихах точное местонахождение вражеских пусковых установок. Единственное, чему может научить меня другой поэт, это использованию тех или иных приемов управления вниманием. И для этого достаточно поверхностного чтения. Если только за текстом не стоит личность такого масштаба и такой глубины, что понять его правильно, мне действительно стоит. Можно ли такое показать читателю одним единственным текстом? Случается, что да.
Именно на этом рубеже и заканчивается поверхностное чтение и начинается вдумчивое и глубокое, единственно ценное в искусстве. Только на этом уровне можно начинать применять все эти ваши лингво-поэтические анализы, вникать в контекст, задумываться о тенденциях современной литературы и искать связи с классикой. Только на этом уровне работают все экспертные критерии. Эта та высота, на которой стоит уходить вглубь. Всё ниже этой планки не заслуживает ничего, кроме взгляда водомерки.

ЗАПИСКИ ВОДОМЕРКИ
*

МАКСИМ ПОТАРИН "Exodus"
http://www.stihi.ru/2017/07/19/9446 квота Евгения Овсянникова за редактирование отборочного тура

Все эти пробиблейские озарения, как простой читатель не люблю. Но это не важно. По факту, отсылка к известному мне сюжету заостряет мое внимание, создаёт ожидание: мне интересно куда и от кого/чего будет бежать герой. Предвкушение беды/опасности, путешествия, полного трудностей, радости достижения заветной цели. Название хорошо работает на внимание. Тем более, что Исход – вообще один из самых эпических и захватывающих фэнтези-сюжетов в литературе.

Там, на юге, где добрая нянька-ночь
варит кисель из мяты, сверчков и звезд,

И тут по вхождению в текст я понимаю, что передо мной сейчас начнут жонглировать красивостями, показывать, насколько автор умеет вкусно описывать ту конечную заветную цель исхода. Если бы не название, пообещавшее мне столько всего, уже вышел бы из текста на первых нотах.

а левада в люпинах – одна из почв
и птицу-счастье можно схватить за хвост,

Всякие запинки и неблагозвучия, сбивчивость ритма, очень даже люблю в текстах обыкновенно. Но когда меня баюкают образами прекрасного далёка, выкидывает ещё больше.

ждут меня не дождутся заречный звон,
шелковый ветер, лунное молоко
в узкой кринке колодца – и легкий сон
между шеренг соломенных облаков,

Совсем потерял интерес. Только название и – да – то что взгляд зафиксировал общий объем текста, заставляет дочитать. Но читаю уже по верхам.

так случится – разбудит к утру петух,
солнца желток по стенке стечет в зенит,
лед на сердце истает в его свету -
хуже не будет, может, и отболит.

Финальная строка очень хорошая. Это такая находка порядка слов, в которой весь сюжет. Только представьте такой моностих. Открываете книгу, а там –

Здесь и неназванная, но обозначенная внутренняя драма, и решение – сделать нечто хорошее (уехать ли на юг, сходить ли в кино, заняться ли дайвингом – какая разница?), потому что и хуже не будет (как если напиться, например) и есть ещё малый шанс выхода из депрессии. В этом порядке слов всё на месте: сюжет, напряжение, философия. Не разочарован, что до него дошел, не рассеял внимание. Но это было трудно. Помогли – название и малый объём.

Но в итоге – крепкие 4*

_____________
НАТАША ДУБРАУ «Завтра»
http://www.stihi.ru/2016/09/18/6358 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Название сразу задаёт ожидание. Я понимаю, что герой будет говорить из условного "сегодня", о том, о чем он может лишь догадываться с большей или меньшей долей вероятности – о завтрашнем дне. Мне интересно.



Знаешь, а в этом, наверное, что-то есть –

Автор налаживает контакт со мной, даёт ещё одно ожидание, рассказывая, что найдет сейчас в чем-то, что кажется бессмысленным и пустым – тень чего-то важного.

В старой привычке подолгу не спать ночами,
Слушать тревожно, как вечно забытый чайник
Криком истошным разносит благую весть.

Лёгкое разочарование от того, что сюжет опять про бессонную ночь на кухне. Ох уж эти поэты. Но лёгкий ритм не даёт резко вынырнуть из этого повествования. Правда, о том, что в "этом" есть не просто что-то, а очень много чего – штука известная.

Снова и снова глазами искать дыру
Круглую желтую над горизонтом крыши.
Греть одеяло на пару с хвостатой рыжей

Описание вечера на кухне (хоть без пледа – спасибо) затягивается. Две строфы – это уже много. Начинаю чувствовать лёгкое раздражение. Хоть картинку из ВК с девочкой в кресле с большой керамической кружкой  не поставила – спасибо.

(спи и не бойся, собакен, что я умру).

Точно! Постик ВКонтакте.

Думать о сыне, из дерева строить дом,
Страх из-за пазухи – прятать на дальней полке.
Выключить свет и смотреть еще долго-долго
В завтрашний день, отложив его на потом.

Игры с фразеологизмами. Точно ВК-формат. Лёгкий звук и малый объём дали дочитать. Но финал, заявленный в названии, не работает никак.

3* безотносительно глупости и банальности содержания и мило-сетевых образов котэ и собакена. Только потому, что название и первая строка не обернулись чем-то новым, неожиданным.

Заметьте, что тексты с тремя звёздами эмоционально воспринимаются хуже, чем с одной и двумя. Потому что, если текст не стоило читать, и я его не стал читать – всё хорошо. А вот дочитать до конца такой текст – обидно.

*
АЛЕКСАНДРА САНДОМИРСКАЯ «от позолоты, от частого серебрения...»
http://www.stihi.ru/2014/05/04/1133 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»


От позолоты, от частого серебрения
повыпадали волосы, повылезали перья.

Начало прекрасно. Само по себе. Точность порядка слов достойная поговорки. Мем в хорошем смысле. Буду по ситуации повторять к месту. Такое начало привлекает безусловно.

Шкура висит клоками, серая, неухоженная.
Все говорят: куда ты прешься с такой-то рожею?

Он ощупывает лицо, смотрит в зеркало недоверчиво.
Думает: ладно, выйду на улицу  вечером.
Делает круг по комнате и снова подходит к зеркалу.
Думает:  ведь и правда, куда мне с такими зенками?
Останусь, пожалуй, дома, на промысел выйду ночью,
во тьме худо-бедно, но смогут сойти за очи.
Возьму из подушки перьев, прикрою плечи и темя.
С друзьями встречаться не буду, разве что с теми,
с кем виделся раза два от силы, не более,
скажу им: луна на ущербе, и в мае обычно болен я.
С боков занавешусь мглой, со спины туманами.

Хорошее нагнетание истории. Снова и снова подходит, меняет выводы, усугубляя. Заинтригован.

Снова к зеркалу, смотрит: боже, кого обманываю?!
Ужасен, и день последний не так будет страшен ведь.
Увидят, спустят собак, и кто я, не станут спрашивать.

Пока подожду, там глядишь — перья снова вырастут
или...
          опа! на лбу моем два появилось выроста,
шерсть на ушах, загривке, и тонко так пахнет серою.
Вот и шкура уже не такая, по-моему, серая.
И в зрачках, у самого дна, искорки скачут весело.

Поворот сюжета. Метаморфоза. Новое нагнетание. Но уже не так цепляет. Почему? Наверное, в первой части, где то, что речь об ангеле даётся парой штрихов, а далее – действия, ситуации, конфликты, здесь всё выстроено на простом перечислении внешних признаков. Благо, короче, чем первая часть.

Ну, а что, чем не повод?.
                Возьму да сменю профессию.

Тююю... Финалка превращает всю историю неплохо выстроенную по кадрам, по динамике – в анекдот. Не самый смешной при том. Логика поворота – тещин язык. Очень обидно. От прекрасной во всех отношениях первых строк, через хороший напряженный текст, к не очень интересной метаморфозе и отвратительному финалу. Ровный без перепадов спуск.
3* – хотя, как простой читатель, без заявленной в начале системы, дал бы больше за высокий старт.
*
Другие тройки:
ЕВДОКИМОВ АЛЕКСАНДР «Кислота моя»
http://www.stihi.ru/2018/05/29/5731 (квота Руслана Рафикова) отборочный тур для резидентовДАНА КУРСКАЯ «Ведьма»
http://www.stihi.ru/2018/05/31/9244 номинатор Юрий Семецкий
*

ГРИГОРИЙ КОФМАН «Свякуба, рагатки, борят, шептуны...»
http://www.stihi.ru/2017/11/10/6371 номинатор Ильдар Харисов
Хорошо. Держит. Объем тот, что надо. Будь текст длиннее – играть в эту игру вместе с автором стало бы скучно. Будь меньше – только посмеяться. Ритм помогает проплыть по тексту. И главное, все эти игры создают желание ещё пару раз перечитать, покатать звук на языке. А вот дешифровывать не убедил. Для меня – крепкие 5*

*
ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН «Несбылось»
http://www.stihi.ru/2018/01/01/4486 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."
 
Снова название обещает. Обещает историю, в которой было бы всё хорошо, если бы не… Обещает, что мы будем сопереживать, что будет злая непреодолимая сила обстоятельств. Предвкушаю.


Он был смешной
и немного нескладный подросток,
пришедший в посёлок
откуда-то из болотной дали;,
на ходульных ножках,
трогательный, горбоносый,
и грациозный,
словно слоны с картины Дали.

Так. Знакомлюсь с героем. Тут важно не затягивать портрет. Только существенное. Передо мной Бэмби. Зная, что не сбудется что-то, чувствую, что мне будет его по-человечески жалко. Не как героя а-ля Рэмбо, который мог бы сказать: не вышло, да и шут с ним. Тут иначе, портрет правильный для предстоящего мне, видимо, сопереживания.

Он вышел из чащи
прямо на райские кущи,
не зная про дерево
познанья добра и зла.
Ему просто нравилось
эти яблоки красные кушать,
аппетитно хрумкая,
вот и все дела.

Поворот. Бэмби оказался Адамом. Следовательно, я догадываюсь (возможно, не верно), чем дело закончится – как с «Исходом». Но в этой версии, Адам-бэмби просто не знал, не был предупрежден. Спойлер о том, куда, как мне кажется, пойдет сюжет уравновешивается альтернативной версией. Мне всё ещё очень интересно.

Они были так сладки,
восхитительны и пьянящи,
внутри превращались
в пенный, осенний сидр...
И, осой в янтаре,
он застывал в настоящем,
пока время по капле
вытекало из разбитых клепсидр.

Постепенно ноги
ослабевали в коленях,
они хуже держали,
выписывая замысловатые па...
Наконец, поскользнувшись
на подгнивших поленьях,
подломились – и тут же
он заснул, где упал.

Не ожидал такой сцены. Интерес усиливается. Альтернативность будет явно преобладать над повторением библейского мотива. И очень страшно за героя, ничего не подозревающего, уснувшего. Мне-то, как читателю дали намеки – название, отсылку. Хичкок говорил, если не путаю, что напряжение создается, когда зритель знает больше героя. Если чудовище неожиданно для нас выпрыгнет из-за угла, просто шок. Но если герой, спокойно насвистывая, входит в дом, а мы уже знаем, что в этом доме маньяк спрятался – каждая минута повествования становится напряженной. Именно так здесь это и работает благодаря подсказкам-спойлерам.


Он проснулся под утро,
под коровье мычанье из хлева,
И тогда, с удивлением
оглядевшись вокруг,
он увидел сияние по имени Ева,
и губами карминовый
принял плод у неё из рук...

Появление героини. Я весь затаился.

Пантократор тем временем
оказался немного занят:
то ли спасал человечество,
то ли решил немного вздремнуть...
После ей объяснит,
глядя честными, голубыми глазами,
демографического контроля
санитарную суть.

Последняя фраза ломанная, трудная на слух, требует вникнуть. Обрывает очень мощно затягивавшее вращение сюжета. Кажется чужеродной для конца строфы.


Он совсем не боялся,
когда камуфляжный архангел
навёл цейсовское распятие
на его беззащитный лоб.
Превентивный отстрел
подданных, проданных с потрохами,
по лицензии, с квотой
в рассчитанное число голов.

Хм... Но это был переход. Та же сложность в этой строфе ложится на слух идеально. Сам сюжет становится страшнее ожидаемого, что прекрасно работает на внимание.

...Они расчленили его –
деловито, согласно науке.
Каждый член клуба
получил причитающийся кусок.
Умывал председатель
алым выпачканные руки
и расчёсывал бороду –
к волоску волосок.

Так случилось изгнание
из обманно-прекрасного рая.
Проживи он подольше –
и был бы великолепный лось!

Вот жеж. Это про охоту на лося. Восторг! И как я не догадался на строфу ранее!

Горько плакала Ева
от познания – как умирают.

Немного притянуто ради библии, мне кажется.

Несудьба им, как видно, выпала.
Несбылось.

И в целом смазанный несколько финал. Но фокус удался. Кролик. То есть Бэмби. То есть лосенок появился из шляпы. Почти нигде не затянуто. Последняя строка достаточно длинного текста, детали, которого можно было бы потерять при первом прочтении, подсказывает, что в названии, кроме спойлера ещё и игра слов. Перечитать хочется однозначно, чтобы, уже зная финал оценить все повороты. Утащить в блокнот – безусловно. Семёрка ли? Чтобы была семёрка, мне должно быть очень важно, почему именно этот библейский сюжет выбран для развернутой метафоры. Я должен сейчас, в конце текста почувствовать, что это не спроста. Что так же, как и библейский сюжет, история глубоко философская. Тогда я буду не просто перечитывать, а стараться вникнуть в логику мысли автора. Но именно финальная строка – последняя нота – дающая поверхностную игру слов несбыЛОСЬ, даёт мне стойкое ощущение, что вся эта библия ради леса, яблока и Евы – чисто изобразительный приём. Возможно, это не так. Но перечитывать я этот текст буду без мысли «а что хотел сказать автор на самом деле». Прекрасные 6*, но не более.

*

ОЛЬГА ВЕДЁХИНА «Вот вам и...»
http://www.stihi.ru/2014/04/29/3048 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

Вот вам и Петергоф –

Хорошее взаимодействие названия с первой строчкой: когда в названии первый стих дан в усеченном виде, невольно делаю паузу перед спрятанным словом. Приятное ощущение того, что со мной играют.

Сама конструкция входа в текст тоже многообещающая. "Вот вам и" – обещает, что сейчас автор возьмёт знакомый мне образ и разрушит его. Я де думал, что Петергоф – это то, ан нет, здесь вам не тут.

лебеди на волнах.
Дикие на дикой воде.
Люди на берегу: «ох!», «ах!» -
это вам не двое  ручных  в Летнем саду – здесь лебедей
целая стая.

Попутно разрушая моё представление о лебедях, знакомых мне, видимо, по Летнему Саду и диснеевской мультипликации, автор рассказывает мне про по-новому увиденный ей Петергоф. Первая строка сработала. Но как-то сразу. Заявили – нате. Чем автор будет держать меня дальше?

Кажется, только моргнёшь – растают
белые хлопья в синей ряби залива.
Предвосхищение
скоро грядущего вишнецветения.
Белые нежные проволоки шей,
танцем воспетых,
ледяная вода согрета
пушистыми контурами их теней.
Не видят никого, не замечают,
догадываясь, что они – центр композиции.
Фонтаны, Венеры, Самсоны исчезают,
оставляя пейзаж с птицами.

 Наблюдения зоркие, вполне держат небольшой объём и без истории. Внимание весь текст ровное, без скачков и разочарований. Именно столько, сколько нужно, чтобы прочувствовать образ. Несколько раз перечитаю ради звука, планов, настроения. Хотел бы больше дать, но это уже начнётся какая-то личная симпатия к тексту, не относящаяся к заявленному критерию.
 5*

*
МАРИНА ЧИРКОВА «этажи»
http://www.stihi.ru/2015/11/16/8155 квота ГР за редактирование отборочного тура

Название, на мой вкус, работает с текстом плохо. Ничего не имею против плотно срифмованного текста, но мне кажется, что рядком забивать в меня короткие срифмованные строчки следует со второй. Чтобы первую я ещё прочувствовал, как вхождение.

Эта жизнь... – и тут начинают стелить. А из-за названия, первую строчку я уже воспринимаю невнимательно, как часть, заколачиваемого в меня ритма.



эта жизнь.
её этажи, витражи, виражи.

Если бы не название – начало очень бы село. И ритмом, и, как экспозиция к чему-то далее.
 
ты л(жив)?

И тут же меня останавливают, сбивают с толку. Неожиданное неоткуда появление какого-то "ты", игра со скобками. Сбивает, но интригует. Думаю – сейчас начнется драматический клубок: он, она, жизнь, ложь.

вопрошают через стекло.
плоско, гладко, бело, светло.
отвечаю —
лечу, я чай-
ка, почти излечился, чай
вот завариваю. разговариваю.
тонет в облаке земля-
ника.

Но нет. Всё превращается в игру словами, фрагментами слов, никакой драматический истории – явной. И хотя текст короткий, он мог бы быть ещё короче, построенный на таком приеме. Далее я уже пробегаюсь глазами поверх, проверяя, не появится ли там ниже какой-то истории.

то не ты, то не я — плыви к ней
в высоты висячем лесу.
а листва далеко внизу.
глубоко не видать. не спрыгнуть.
птицы.
птицы — бывшие рыбы.
посмотри сквозь воздух: тонка
спица глобуса и волчка.
закру-
жить.
не дрожи. ножи?
с отражениями
дружи.
нена-
видишь
себя в зеркалах.
ок-
нах.

История явилась. Я+он+ другая. И финальная реакция героини на появление другой: "О.К., нах." – мол, а чё, мля, сделать, пусть так. Собственно, без этой нотки фатализма и юмора, история была бы дана в столь общих чертах, что и говорить было бы не о чем. Но финал вытягивает.
4*

*

ПЕТР ЛЮКШИН «апельсин»
http://www.stihi.ru/2018/01/08/7939 номинатор Ник Туманов

последний новогодний апельсин.

И название, и первая строка номинативные. про мастерство поэта говорят, что он, если захочет и швабру/веник/метлу может описать в стихах. Возможно. Но стоит ли выдерживать это более 2-3 строф? В идеале вообще – хокку – оптимально найденная форма и объем для того, чтобы глубокомысленно задерживать взгляд на предметах. Если не появится чего-то кроме описания мира в выделенной вещи и чувства/эмоции автора.

не буду есть.

Вот на этой мысли хокку и закончилось бы. Сказано много и глубоко. Дальше, предполагаю, будут стихи ради стихов.

помоет зайчик лапки,
сто тысяч лет пройдет,
сто тысяч зим,
снегурочки уйдут из внучек в бабки,
кикиморы вернутся в города,
и сбросят кожу
троллики-уродцы.

... и выйдет Вифлеемская звезда
не в полночь – нет! – в печаль
и засмеется.
и зазвенит гонцов лихая прыть,
и заскрипят счастливо половицы.

Приятное рождественское рифмоплетение. Доброе, атмосферное и незатейливое, как добрые рождественские фильмы Голливуда. Без напряжения скольжу по тексту.

всего и надо только:
сохранить.
не потерять,
не съесть,
не соблазниться...

А вот финал очень интересно играет с вниманием. Фраза построена так, что мы чувствуем в ней какое-то откровение, пронзительное открытие. Она заставляет меня уже после прочтения остановиться и начать думать: как это? И даже не смотря на то, что совершенно точно для себя понимаю, что это трюк, просто фигура речи, ради текста только, но держит. Никакой образ заплесневелой цитрусовой кожицы, не может отогнать мысли о вечном рождественском последнем с новогоднего стола апельсине. Идеальный пример того, как автор, через форму высказывания, порядок слов, из пустоты достает кролика или апельсин.
Но у меня негодование! Я вынужден поставить этому тексту 7* Да, на мой взгляд он пуст, он только фокус с вниманием. Но последняя строка так мастерски замаскирована под удивительное прозрение, что я вынужден несколько раз перечитывать этот текст, следовать за логикой автора, а не своей, чтобы просто самому себе доказать, что это был фокус. Простите меня все те, чьи тексты мне понравились больше.

*
ЕЛЕНА КОПЫТОВА Рига «Мой город жив»
http://www.stihi.ru/2018/01/03/5361 номинатор Ник Туманов

Текст уходит за горизонт монитора. Не знаю, какой объем мне предстоит осилить, хотя не более 25000 знаков. У автора нет преимущества обозримого текста, а значит, ему придется постараться. Название пока ничего не обещает. Хотя в сочетании с именем авторской страницы... Но если это будет очередное излияние любви к родному городу…



Мой город жив. – До дна ещё не выпит,
не продан иноземцу «с молотка».
Он сиротлив (хотя, пока – не Припять).
Здесь время крутит пальцем у виска.

Даже остроумная строчка про Припять, взятая явно за рифму, не спасает. У меня ощущение, что сейчас начнется типичная и бессмысленная городская лирика. Образы ради образов. Более или менее точный портрет интересный только жителю этого города, либо – если технически это будет виртуозно – любителю стихов, к коим я не отношусь.

Здесь – родины, которые свернулись
в тугой клубок и намертво вросли
в евклидово пространство тесных улиц,
в неровное дыхание земли.

Да, теперь я абсолютно уверен, что меня ждёт верчение строк ради строк и образы ради типичного поэтического «остроумия», как с эвклидовым пространством. Закрываю, не дочитывая. Возможно, там ниже начало удивительного сюжета или поразительно точных слов. Но автор сделал с моим вниманием всё, чтобы у меня пропало желание это проверять.
2*

*

АНДРЕЙ МАРТЫНОВ «я в лес вёл сталинистку»
http://www.stihi.ru/2017/12/27/10417 квота ГР за редактирование отборочного тура


....................."Я вёл расстреливать бандитку.
......................Она пощады не просила" Д.Самойлов.

....................."и я повёл сепаратистку
......................расстреливать в овраг" А.Кабанов.

я в лес вёл сталинистку, где ждал её расстрел
туман стелился низко, в ложбинах серебрел

Люблю ли я ироничные стихи, не люблю ли, умею ли посмеяться вместе с автором, нет – а всё равно экспозиция такая, что не дочитать до конца надо очень постараться. Это вам не "на кухне пью чай", тут намечается кровь, жестокость и свист пуль.

мы с ней брели устало по щиколку в росе
когда она сказала – вы извращенцы, все
и я ответил – верно, о чём тут разговор
и с нами джонни леннон и дядька томас мор
мы на европу дрочим, америке сосём
и в частности, и в общем, плюём в наш водоём
мы грязно обсирали ещё ссср
и сможет только сталин нас извести совсем
всё это очень мило, однако ж, вот и лес
и очередь прошила её наперерез

за бабушку! за деда! за маму – "дочь врага"
за то, что вы победу присвоили тогда
за стук в ночи, за голос, за смятую постель
за всё, что не упёрлось вам объяснять теперь

Смех-то – такой, с искренней злобой и болью. И читал на одном дыхании. Вот только текст ещё не закончился, а весь сюжет уже размотан, да и финальный монолог-пояснение состоялся. Куда меня дальше тащит автор?

она уже упала на землю вниз лицом
а огненное жало всё ярость изрыгало
всё харкало свинцом...
Ну теперь-то, после финального кульбита с рифмовкой. Что там ещё?

я в лес вёл сталинистку, где ждал её расстрел

мне сон такой приснился
он сам
я не хотел

Финалочка со сном – по-моему лишняя, но почему бы и нет. 4*

*

ЕГОР ЛЕМЕК «к В»
http://www.stihi.ru/2018/05/07/4772 квота Берты Лучевой за редактирование отборочного тура

я черно-белый фильм смотрел
в полупустом кинотеатре
поскрипывал кожзам
уснувших кресел
затхлый сумрак надо мною нависал
как шаль над школьной партой

Экспозиция держит. Атмосферно.

учительница первая моя
какие фильмы крутят там
где в безвоздушной нежности
ощупываешь титры брайля
с улыбкой узнаешь
оставшихся в живых
после любви в трех актах и
после войны документальной
всю правду их и ложь

Вопрошание милой тени. Автор и вправду так общался со своей первой учительницей? Или с тенями и призраками принято так?

но как всегда на двадцать пятом
с половиной кадре
врубают операционный свет
иглу калечит патефон
и видишь: сыплется с небес кинотеатра
сирени сладостный попкорн

И "пробуждение"... Хм... Да это же композиция Батюшкова "Тень друга". Сумрачная экспозиция, вопрос к тени, пробуждение. У Батюшкова длинный текст, который держит внимание. Здесь – предельно короткий, который способен выкинуть в центральной части. Но обозримый объем держит. В чем дело? Да, собственно, именно в центральном фрагменте. Экспозиция крепкая, выход из текста привлекательный. Не верю, как читатель во взаимоотношения героев. Крику тени погибшего друга верю. Такому вопросу в адрес первой учительницы – нет. Есть ощущение умных стихов для ум показать. А это не способно держать фокус. Но справедливости эксперимента ради 4*
*
НАТАЛЬЯ ВАНХАНЕН «Сквозная»
http://www.stihi.ru/2018/06/05/3519 номинатор Елена Ительсон
В этом объеме, в этом ритме, с этими сквозными образами текст с интересом и вниманием прочитывается до конца и ещё пару раз. Очень ровно и цельно.  5*
*

ЕВДОКИМ СУХОРУКОВ «Любовь в стиле ретро»
http://www.stihi.ru/2014/09/09/2174 номинатор Феликс Гойхман
Стилизация затягивает, тянет медленно прочитать до конца. Лексика, построение фраз – навевает массу ассоциаций, и при этом абсолютно не вдумываюсь в слова, читаю поверх букв, фоном, как знакомую мелодию. Понятно, что на тех, кто не слушал часами городской романс, это так работать не будет. Но, полагаю, эти не слушавшие и не являются целевой аудиторией текста. Прочитал, и уже не помню, что там было внутри. Но ощущение приятное. 4*
*

НАТАЛЬЯ МАКСИМОВА «Прогноз»
http://www.stihi.ru/2018/01/15/838 номинатор Феликс Гойхман

A прогнозец – опять неважный
Словно скупость вершит зимУ
Небу – холодно
Птицам – страшно
Что ж мне весело? – не пойму

Интрига! Жду, что в финале героиня найдет ответ на свой вопрос, почему ей весело. Единственно, если в конце я услышу что-то вроде: ах, я, кажется, влюблена, – меня стошнит. Надеюсь, развязка будет интересной.

Не читаема
Не любима
Спать случается через раз
Стих – не белый
Судьба – не зрима
Слышно только обрывки фраз
 
Чай заварен – хозяин-барин
В доме убрано – хоть рыдай
И носок семядольно спарен
Чтоб земной состоялся рай

Перебираю вместе с автором варианты, в каком углу не лежит клад.

Он рутинный и ежедневный
Как молитва и проездной
Небо вздрогнуло – это нервы.
Смейся, милая, или пой

Нервное? Ответ или обманка?

И окажется жизнь добрее
И за смехом – блеснёт слеза
И ответные голоса
Вслед за птицами – в небеса
Где январское солнце греет

Финал смазан. Последняя строфа мне кажется лишней. Что будет, если не имея ни одной причины для радости, всё же нервически смеяться или петь, что произойдет с жизнью, классно было бы оставить на фантазию читателю. Тогда, такой действительно неожидаемый в начале ответ на приковавший внимание вопрос, заставит перечитывать текст, ища свои продолжения.
Пока 4*
*

НАРИНЭ КАРАПЕТЯН «Полярная сова»
http://www.stihi.ru/2018/05/14/9538 номинатор Елена Бородина
Я понятия не имею, про что там будет дальше этот текст, но читать в таком монотонном ритме срифмованное подробное описание кадров national geographic, без интригующих вставок, зацепок и т.д. не могу. Выкидывает из текста строке на пятнадцатой.
2*
*
Такие же две звезды получают:
ПРИХОЖАНКА «Сады»
http://www.stihi.ru/2013/05/31/2696 номинатор Света Хохломская
АЛЁША СМИРНОВ «Улитки видят сны»
http://www.stihi.ru/2013/10/14/1067 номинатор Света Хохломская
ГЕРА ШТОРМ «Егерь»
http://www.stihi.ru/2018/02/23/3577 номинатор Юрий Семецкий

АННА КРАСНИЦКАЯ «2018. Аполлония" Анна Красницкая»
http://www.stihi.ru/2018/02/23/874 отборочный тур для резидентов
ОЛЬГА ВИРЯЗОВА «Опавшие лепестки держатся за руки...»
http://www.stihi.ru/2018/06/01/1086 (квота Джу) отборочный тур для резидентов

*

АЛЛА ШАРАПОВА «Непрошеное пророчество»
http://www.stihi.ru/2009/09/18/3739 номинатор Елена Ительсон

Когда серая рыба-меч прорежет брешь в акваланге
И ты упадешь на дно, выпустив трос из рук,
К тебе подплывет полосатая рыба-ангел,
Тебя поцелует в лоб голубая рыба-хирург.

На маленьких островах живут рыбари-карибы,
И, знаешь, моя душа имеет такую власть –
Отправить тебя туда, где шастают эти рыбы
И сделать именно так, чтоб ты заглянул им в пасть.

Ты думаешь про себя, что личность я ниже рангом,
Что создана только ждать и плакать на берегу.
Ведь все-таки ты моряк и плаваешь с аквалангом,
А я вот и без него как следует не могу.

Вроде начало драматическое. Про насильственную смерть. Но, когда понимаешь, что это настолько метафора, что развивать её будут без напряжения, без драматизма, становится скучно.

Но там, где родился ты,

Всё. Я думал, что хотя бы основную линию будет продолжать, а тут ещё отступление лирическое сейчас начнется такое же монотонное. Закрыл. 2*

*

ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Смерть медведя» 
http://www.stihi.ru/2018/01/11/8104 отборочный тур для резидентов
То, что говорил о других текстах – как работают названия и т.д. не повторяю. Достаточно прозрачно, чтобы уловить две сюжетные линии необычным, неожиданным образом переплетённые. Достаточно туманно, чтобы перечитать ещё пару раз, расставляя в уме персонажей на карте. А вот вникать в иносказание лично мне не хватило. Вернее так, за историей медведя и мотылька мне следить интересно, как читателю, а вот в то, что лично мне, как человеку, откроется что-то важное, если я пойму иносказание, я не верю. В вопросах духовных не увидел в авторе (по одному тексту) авторитета, который способен мне что-то открыть. Не потому что автор плох. А потому, что указаний на это в тексте не увидел.
Очень хорошие 5*

*

ГАЛИНА ИЗЗЬЕР «Купали мать»
http://www.stihi.ru/2018/05/24/8459 отборочный тур для резидентов
6* Говорить, чего не хватает до семи не хочется. Искренне надеюсь, что автору плевать, что там какому читателю не хватило. Просто забираю в своё избранное.
*
ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «Красный яр» Ольга Домрачева отборочный тур для резидентов
http://www.stihi.ru/2018/06/06/6108
До конца добрался с трудом. Но не разочарован. Чуть буквально не хватает динамики. Таких фраз, чтобы не просто раскадровка этого сюра, а с нетерпением ждал, что же дальше. И первая строфа много портит. Приятные на внутренний взгляд
 4*

*

АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «это было странно и хорошо» (из цикла «дочкиматери»)
http://www.stihi.ru/2018/06/06/7457 отборочный тур для резидентов
Хороший пример того, как до финала доводит форма, и как она же оставляет легкое приятное послевкусие. Укороченный стих в каждой строфе ждёшь, читаешь и радуешься – оп, коротыш!
4*

*
ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «колечко»
http://www.stihi.ru/2017/05/31/7417 (квота Юлии Елиной) отборочный тур для резидентов
4*
*
Одна звезда:
КЛИМ ПИТЕР «Факел»
http://www.stihi.ru/2018/05/04/3911 номинатор Елена Бородина
ЕЛЕНА ТЮТИНА «Хрущёвский двор»
http://www.stihi.ru/2018/02/23/4271 отборочный тур
ИРИНА-СОВА «Бумажные змеи»
http://www.stihi.ru/2017/09/25/7132 отборочный тур
ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР «Выныривая на...»
http://www.stihi.ru/2017/05/28/2122 отборочный тур
АЛИСА 100 «Верчу-кручу»
http://www.stihi.ru/2018/05/15/5739 отборочный тур


ПАРШИВАЯ ОВЦА УХОДИТ

Водомерка – это вам, конечно, совсем не овца. С неё и клока шерсти не набрать. Пользы автору от поверхностного читателя ноль.
Зато, раз уж в прошедшем туре, как и в каждом почти, звучали упрёки в адрес принимающих редакторов: мол, такие талантищи отшиваются, – пробежался по поверхности нерезидентского отбора.

Полотно, икра, будильник
http://stihi.ru/2018/02/22/6588
Ольга Попова Хамкеты – 2*

Тик-так
http://www.stihi.ru/2013/08/05/1886
Юраан – 2*

Чайное
http://www.stihi.ru/2018/05/13/7685
Втфлай – 2*

Бабочка

http://www.stihi.ru/2018/02/19/6683
Алексей Цветков 4 – 2*

Смородина
http://www.stihi.ru/2018/06/02/2846
Ми Тенников – 2*

Новая Любовь
http://www.stihi.ru/2018/06/08/8813
Анатолий Сорокин 22 – 3*

Страна души
http://www.stihi.ru/2017/08/20/5320
Алёнка Овсянникова – 2*

Воспоминание
http://www.stihi.ru/2016/11/30/665
Айна Кэм – 2*

Орфей. Весеннее
http://www.stihi.ru/2018/06/08/6329
Елька22 – 1*

Вне времени...
http://www.stihi.ru/2015/12/13/5859
Владислав Кощаков – 2*

Рождество
http://www.stihi.ru/2018/01/06/5962
То Дасе – 2*

скамья в парке
http://www.stihi.ru/2018/05/26/5395
Юра Палеский – 2*

Рассвет
http://www.stihi.ru/2018/01/24/105
Ден Ильин – 2*

Твоя тайна... Сильным
http://www.stihi.ru/2018/05/21/892
Татьяна Хакина – 2*

Sos!
http://www.stihi.ru/2018/06/06/7498
Радио-Активен – 1*

Белый ворон
http://www.stihi.ru/2018/04/21/4853
Татьяна Миронова 4 – 2*

Обрывки строчек...
http://www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl
Ольга Белоус 1   – 2*

Морюшко
http://www.stihi.ru/2017/06/02/7694
Феликс Зигельбаум – 1*

Любимая кружка
http://www.stihi.ru/2017/04/25/8377
Сергей Известный – 1*

Прости мне все мои грехи!
http://www.stihi.ru/2017/12/14/10620
Артур Мальцев – 1*

Гудят на полустанке поезда
http://www.stihi.ru/2017/08/31/3666
Настасья Корюшкина – 3*

Невестушка
http://www.stihi.ru/2018/05/20/1060
Рыжая Ляля – 1*

8. 16
http://www.stihi.ru/2018/05/16/6426
Роман Корольчук – 1*

Триумфальная арка. 1. Жоан Маду
http://www.stihi.ru/2015/10/07/1214
Владимир Кузнецов 20 – 2*

Третий уровень непосредственности
http://www.stihi.ru/2018/05/28/2508
Визор Кверти – 1*

***
http://www.stihi.ru/2018/06/04/5648
Огурцова Татьяна – 1*

Берегини
http://www.stihi.ru/2016/12/15/11117
Светлана Салахова – 1*

остаток зимы
http://www.stihi.ru/2008/03/17/575
Соль Цвейг – 2*

опять коленки – кошки – пенки, или – мадонна утрен
http://www.stihi.ru/2017/01/13/8528
Борис Балицкий – 3*

Пусть лето и не балует
http://www.stihi.ru/2018/06/02/7271
Тавал – 2*

Мне однажды под утро приснился загадочный сон...
http://www.stihi.ru/2018/03/03/4240
Галиаскарова Елена – 1*

На паперти стояли
http://www.stihi.ru/2017/07/19/8691
Алексеев Осип – 2*

Пасьянс раскладывает осень
http://www.stihi.ru/2018/05/08/4920
Владимир Кривоносов – 1*

На боках стакана ризой соль...
http://www.stihi.ru/2018/02/26/7488
Анна Иделевич – 1*

Других
http://www.stihi.ru/2018/06/02/301
Хрестослов – 1*

Рыбалка
http://www.stihi.ru/2014/08/07/3040
Лариса Гончарова Ларсегона – 1*

Чистый лист песка.
http://www.proza.ru/2018/06/01/2125
Андросова Лана – 1*

Прощальная волна
http://www.stihi.ru/2012/12/08/5952
Марина Вечер – 1*

5. Стансы кабаку в котором пил Уильям Блейк
http://www.stihi.ru/2018/06/01/4961
Аникин Дмитрий Владимирович – 1*

Как и люди
http://www.stihi.ru/2018/06/01/4052
Владимир Николаевич Тюрин – 2*

Вычёркивайте. Рубаи
http://www.stihi.ru/2017/08/06/3372
Зелёный Юнец – 3*

Грёзы о лете...
http://www.stihi.ru/2009/09/22/7608
Наталья Радолина – 1*

Объяснительная участковому
http://www.stihi.ru/2018/03/30/6496
Саша Неместный – 2*

Гармошки ль мехА, батареи
http://www.stihi.ru/2018/05/14/5105
Ильдар Ахметсафин  – 3*