Елена Зигаленко - написанные рецензии

Рецензия на «Три розы» (Ефим Ташлицкий)

Лето на исходе, но сезон цветения роз продолжается. Давненько как-то попались на глаза стихи Ефима Ташлицкого "Три розы". Они написаны в 2008 году, а опубликованы в 2009 году.
Дотошный читатель сразу задастся вопросом:" А что так? Самому не понравилось?" Ну, это уж вряд ли! Стихи написаны не на заказ, а просто по велению своего сердца. Но как может собственное сердце разонравиться?

Предвижу скептические замечания любителей метаметафорического стиля в поэзии. Действительно, что особенного в стихотворении? Старые, как мир, образы любви и розы. Соловья только и не хватает для сходства с восточной поэзией.
Наверное, только ленивый не посвящал стихи цветку любви. Вот недавно некий современный поэт сравнил лоб любимой с белой розой, ресницы с шипами (приклеенная синтетика, однозначно!), щёки - с розовой розой, зубы - с белой розой (гордость стоматологии!) и так далее, от верхней чакры до самой нижней. Ну да, тоже, видать, любит свою даму сердца.
Розы-морозы-слёзы-метаморфозы... Нет у поэта Ташлицкого этих, навязших в зубах рифм!

А мне вот совсем не хочется заниматься детальным разбором стихотворения, согласно плану написания рецензий, как это делают матёрые литературные критики.
Я позволила себе не копаться в тематике и проблематике, не высчитывать стопы, не выстукивать ритм. Я просто погрузилась в эти вольные ямбические волны. А вольный ямб тем и отличается от подстрочника, что у него есть и рифма, и ритм.
Странным образом стихи Ефима Ташлицкого вызывают у меня определённые ассоциации. Вот и эти "Три розы" не исключение.

Начну хотя бы с того, что родиной культурной розы считается Персия. Любовь к розам была настолько велика, что самой популярной темой персидской поэзии стала цветущая весна и любовь соловья к розе. И надо же так сплести воедино орнитологию и флору!
Если соловей всю ночь заливается трелями, сидя на кусте розы, - это вовсе не означает, что он влюблён в цветок и поёт для него. У нас соловьи поют, сидя на акации, на сирени и т.д. Что поделать, - красивая аллегория, но в поэзии всё возможно!
А ведь и в реальной жизни частенько бывает такое: пока "соловьиха" в гнезде яйца высиживает, "соловей" где-то рядом выводит свои трели и рулады для какой-нибудь "розы". Вроде как и для "соловьихи" старается, а в "розу" влюблён!

Непостижимым образом теснятся и переплетаются мои мысли в голове, самые прозаические и наполненные лиризмом: как всё же надо любить свою женщину, чтобы сравнить её сразу с тремя розами!!! Миллиарды женщин на земле, но Своя, Любимая - "Она одна такая во вселенной...", поэтому " любовью обозначила триптих".
Триптих - это не только три розы, но и единство трёх влечений из знаменитого древнеиндийского трактата "Ветви персика": "Три источника имеют влечения человека: Душу, Разум и Тело. Влечение души порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Соединение трёх влечений порождает любовь". Это я просто напомнила, может, кто подзабыл сие изречение.

И хоть возводится храм Любви на крепком фундаменте доверия, но "красный крови цвет кричит - ревнуй!" А ревность - это яд! Вот и сравнивает поэт любовь в своей лирике то с мёдом, то с ядом. "И от любви получен яд смертельный..."
Кстати, роза издавна была символом не только красоты и любви, но и смерти. Потому что цветок недолговечен. У древних римлян праздник розалий был праздником мёртвых. Одно тешит: при хорошем уходе розовый куст цветёт и цветёт! Так что влюблённым садовникам надо холить и лелеять свою любимую розу.

Белая роза - полная противоположность красной. Если красная - "примета страсти вожделенной", то белая - "сама невинность...наивность и игра...". Ну, да...играть играй, да не заигрывайся.
Белые одежды невест и пророков... Вот интересно, хорошо ли быть невестой у пророка? Ведь пророки всё видят и предвидят! Но в любви двое имеют право устанавливать свои правила игры. Главное, их соблюдать.

Царица Флора так распорядилась, что красная и белая розы контрастны не только по цвету, но и по воздействию на желудочно-кишечный тракт, причём это воздействие кардинально противоположное! Вот откуда произрастает постулат о том, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок!
Вы только представьте, как одной женщине надо умудряться сочетать в себе огонь сердца, умение страстно целовать, сиять небесной чистотой, но быть ещё и лекарем для своего любимого "садовника", своего "сладкозвучного соловья"!

А ведь у нас поэтический триптих: три розы! Розовая роза - "манящие надежды, счастливые года..."
Некоторые дамы любят декорировать свои будуары и спальни в розовых тонах, полагая, что розовый цвет умиротворяет. А на самом деле розовый цвет особенный. Это разбавленный красный. В розовом таятся оттенки страстности, а не только невинные розовые мечты. Потому и "сброшены на пол ненужные одежды".

Но вот это мне больше всего нравится: ...и громкий крик в окно - да, я в неё влюблён!" Вот это я понимаю! Какой энергетический всплеск, взрыв, настоящий апофеоз любовного чувства! И пусть весь мир услышит и узнает: да, Он любит Свою Женщину, которая для Него всё, потому что сумела сочетать в себе все три розы, - и в этом её земная непобедимая сила.

27.08.2018.

Елена Зигаленко   31.08.2018 16:18     Заявить о нарушении
Рецензия на «Прости меня за ночи без огня» (Ефим Ташлицкий)

"Прости меня..." - читатель, эмпатически настроенный, сразу же почувствует эту боль, с первых же строчек она отзовётся подобной болью в его сердце. Стихи эти настолько личные, что не представляется возможным их анализировать. Это всё равно что в чужой незаживающей ране ковыряться.

Но и оставить без внимания эти стихи нельзя, как, собственно, и всё остальное творчество поэта Ефима Ташлицкого. Можно было бы поговорить о пятистопном ямбе, перекрёстной рифмовке, олицетворениях, метафорах и прочих красотах стихосложения. Но все эти поэтические приёмы, мастерски исполненные, так бы и остались красивыми одеждами авторской мысли, если бы не сама Мысль, которая идёт не от ума , а от души через сердце.

Это не душа обобщённого лирического героя говорит с нами, не обобщённые сердца кровоточат. Автор говорит от своего имени. Это его сердце и той, конкретной, не обобщённой героини, плачет от "многополосных ранений".
И только автору и ей известны все причины. А нам это знать не положено.

Поэтому предлагаю не уподобляться зевакам в анатомическом театре, а представить СЕБЯ, скажем, в мастерской искусного портного под названием Время, и примерить на себя отдельные ситуации, о которых с такой болью пишет поэт. А ведь он не зря назвал время "западнёй"! С рождения мы попадаем в эту ловушку, из которой не выбраться никому. Даже боги Олимпа были во власти Времени.

Писал ли поэт с расчётом поднять проблематику, раскрыть тематику и преподнести нам, читателям, морализаторскую жвачку в виде поучений о смысле бытия, о любви и её всепрощении ?
Ничего подобного мы в этих стихах не видим. Поэт не поучает, он размышляет о своей жизни. Но как много знакомых моментов мы обнаруживаем в его размышлениях !

Разве наше время не пролетело, не прогрохотало каретой судьбы, унося все наши мечты и надежды ? Кстати, мечты и надежды при всей схожести понятий, всё же различны по сути. И у каждого из нас есть своё кладбище с крестами над мечтами и надеждами.
И разве не рваные у большинства из нас судьбы ? Разве не надрываемся мы, калечась морально и физически, пытаясь вырваться из силков этой пресловутой кармы ?

Молодые, перед которыми лежат тысячи рассветных дорог и тропинок, не умеют так просить прощения, как это делают те, которым за 60, и перед которыми одна закатная дорога. И пусть меня не упрекают в мрачности тона позитивно настроенные читатели.
Безусловно, в закате есть своя прелесть и двигаться можно, не торопясь, с комфортом, с любопытством озирая окрестности. Но куда выкинуть тот рюкзак, что за плечами, который доверху набит непоправимыми ошибками, сожалениями, благими намерениями ? Груз этих болезненных воспоминаний давит на плечи и мешает идти легко и свободно.

Разве нечего нам вспомнить ? Ведь многим встречались на пути поющие о любви звёздочки. Разве мы не пленялись их обманчивым холодным светом, разве не шли увлечённо за ними ?
"Всё думал я, надеждою томим,// Что вот оно...как говорится, счастье..." И где эти наши звёзды, к которым мы так стремились ?
Очень красиво и образно говорит об этом поэт: "На перепутье выбирал пути // За звёздочкой, что тихо в море тонет...". Все наши звёзды, все наши былые увлечения и влюблённости поглотило житейское море.

А что у нас в сухом остатке ? Поэт в стихах сравнивает себя с "наивным Крезом". Сравнение наполнено горькой иронией. Ведь, как известно, Крез - это последний лидийский царь, самый богатый человек на земле. Да ещё бы ему не быть богатым ! Ведь через столицу Лидийского царства протекала золотоносная река. Сказочные богатства позволяли Крезу содержать огромную армию и подчинить себе все ближние земли. Сделаю маленькое отступление. В транскрипции греческое слово Крез звучит как Крёз, Крез и Крес. В стихах Ефим Ташлицкий выбрал звучание Крез, и это понятно почему - для рифмы.

Но выбор образа не случаен. Наивный Крез полагал, что несметные богатства сделали его самым счастливым человеком. Вот эта наивность его и подвела. Крез отправлял своих послов с богатыми дарами к различным оракулам, надеясь задобрить милость богов и получить хорошее предсказание. Но не смог лидийский царь правильно истолковать дельфийского оракула, а в результате потерял всё - и богатства, и царства, и жизнь...
А ведь афинский мудрец Солон предупреждал Креза, что не в богатстве счастье и не в его количестве. И никого при жизни нельзя считать счастливым, ибо счастье призрачно.

Глубокий смысл заключён всего лишь в двух словах: "наивный Крез". Примеряя их к своей жизни и жизни окружающих, разве не видим мы явственно аналогии ? Ведь сколько таких, чьи понятия схожи с жизненной философией Креза ! Они делают богатые подношения храмам, в надежде купить Божье благословение и искупление грехов.

Всё так, но какое это имеет отношение к жизни поэта ? Ведь он сам пишет, что "не накопил богатств", какими же дарами он облагодетельствует храм ?
Но речь не идёт о религиозных воззрениях автора. Как у всякой творческой личности, у поэта накоплены огромные богатства души.
"Звезда мне пела песни о любви,// Я ей внимал...и сердце рвал на части.// Не помогали от кровенья и слова..." Разве нам не знакомы такие ситуации, когда от щедрот своих душевных взамен получаем "омертвенье мумий" ?

И, сгорая каждый раз при каких бы то ни было жизненных коллизиях, разве не мечтаем мы отряхнуть пепел и возродиться, подобно Фениксу ? У каждого наступает в жизни полоса глубокого разочарования и осознания всевластности Времени, которое нам не дано повернуть вспять.
В такие минуты особой глубиной наполняются наши покаянные слова: "Тебе, родная, снова повинюсь,// Сняв чёрное с зеркал...для отраженья...".
Замечательный зрительный образ ! Когда мы завешиваем зеркала ? Правильно, в знак траура. И чтобы усилить впечатление скорби, поэт завесил зеркала чёрным. Конечно, печально хоронить былое.

Поэт сам завесил , но сам и снял траурные покрывала.
Что он надеется увидеть в зеркалах ? А что мы видим обычно - себя и отражение окружающего мира. Но рядом с собой он видит ту , ради которой он и написал эти стихи со словами: "Прости меня за ночи без огня..."
А ведь каждый из нас найдёт, кому сказать подобные признания.

Елена Зигаленко   21.01.2017 15:13     Заявить о нарушении
Рецензия на «Бодрящий запах кофе... волос твой» (Ефим Ташлицкий)

"Бодрящий запах кофе...".Замечательные предновогодние стихи! Не заметить их невозможно. Особенно хорошо они воспринимаются, когда за окном метель, или морозная мгла так всё сковала, что даже воздух кажется неподвижным.

Острословы шутят, что кофе по утрам - это не роскошь, а средство передвижения. И возразить нечего, хоть и приходится читать совершенно противоречивые рекомендации диетологов об этом способе утреннего поднятия тонуса.
Но не о пользе и вреде ароматного кофе написал свои стихи Ефим Ташлицкий. В них говорится о роскоши человеческого общения, а именно о роскошных чувствах мужчины и женщины, которые любят друг друга.

Ясное дело, что от сильных морозов страдает не только природа. Во взаимоотношениях тоже могут возникать заморозки. И чтобы их не допустить, необходимы различные знаки внимания. Одним из таких, согревающих душу и сердце проявлений любви, является утренний кофе для любимой или любимого.
А кто кому его принёс? Продвигаясь поэтическими строчками, мы с уверенностью можем сказать, что это лирический герой сварил кофе для любимой.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: зачем я так дотошно разбираю каждую строчку и чуть ли не каждое слово? Да потому что анализ комментариев и к этим стихам, и к другим показывает, что некоторые читатели весьма поверхностно знакомятся с текстом: выхватывая отдельные слова из него, не хотят проникать в глубину смысла.

О том, что любимая ещё в постели, понятно из первой строфы этого стихотворения: "...волос твой,// Разбросанный по розовой подушке...". Кстати о волосе. Существительное "волос", как мы знаем из литературных источников (из живой речи тоже), употребляется в единственном числе не только в значении одной-единственной волосинки, но и в собирательном значении.
Народная мудрость гласит: "Бабий волос долог, а ум короток". У Н.Гоголя в "Мёртвых душах" есть упоминание вОлоса в собирательном значении.
Но я не буду делать здесь собирательный обзор всей литературы. Кому интересно, ищите сами. А я продолжу анализировать стихи Ефима Ташлицкого.

Вот очень интересная строчка: "Размеренный блаженствами покой...".Что она означает? Слово "размеренный" имеет несколько толкований. Оно может выступать в значении прилагательного, т.е. неторопливый, с плавным ритмом. Но неторопливым, плавным, ритмичным может быть движение. А в стихах говорится о покое!
Покой - либо отсутствие движения, либо спокойное физическое и душевное состояние. И можно было бы предположить, что это размеренное, скажем, дыхание в состоянии физического покоя, сна.
Но сама конструкция предложения указывает на несколько иную информацию. Здесь слово "размеренный" выступает в значении страдательного причастия в прошедшем времени. Это следует понимать так: покой размерен блаженствами.
Взрослый читатель поймёт, что речь идёт о чувстве интимном, и ночь прошла не в сонном обездвиживании - она была размерена чередованием блаженств и покоя.
Надо иметь особый талант, чтобы одной строчкой поведать о сокровенном.

Да здесь во всех двадцати строчках, написанных пятистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, собрана палитра чувств, целая гамма мыслей! А в размеренном ритме по схеме 10-11-10-11 только в двух местах дотошные счетоводы обнаружат удлинение строчек. Но это никак не повлияло на плавное течение повествования.

"Но у судьбы есть новый день на мушке...",т.е. под прицелом. Можем ли мы с точностью знать, что нам готовит новый день? В какую клавишу ткнёт указующий перст Судьбы?
Но лирического героя эта непредсказуемость не пугает: "А впрочем, что он может изменить,// Когда в душе вдруг поселились чувства". И что особо хочу подчеркнуть: для лирического героя эти поселившиеся чувства не временные квартиранты.
Вот как он говорит об этом: "И есть желание начать по-новой жить...". Если есть желания - значит мы живём. Человек начинает умирать, когда исчезают желания.

А вот каким боком втиснулся в стихи Прокруст? Всем известно крылатое выражение "Прокруство ложе". Ложе и лежбище - похожие слова. Но ложе - это, в основном, из мира людей, а лежбище - из мира животных. Да ведь древнегреческий разбойник Прокруст был по своей натуре настоящим жестоким зверем. Поэтому "лежбище Прокруста" вполне уместное словосочетание, и означает оно жизненные обстоятельства как насильственные мерки.

Лирический герой уверен, что житейские трудности, которые то ограничивают, то "жилы вытягивают" (как Прокруст!), разбиваются подобно "лежбищу" этого мифического великана. Но происходит это не само собой. "Твоей улыбкой жизнь озарена,// Она - защита от любых напастей,// Она - бокал игристого вина...".
Озарено не просто утро, начинающее новый день, а жизнь! Озарена, значит освещена какая-то важная жизненная перспектива.

В астрологии брака и семьи среди различных сочетаний есть такие отношения, которые характеризуются как игристое вино типа "Шампанского".
Тонкостенный бокал в стихотворении - это душа, вино - это любовь, а любовь - это оберег, счастливый талисман: "Суть, истина, дарующая счастье...". Поэтому "так сердцу хорошо", ведь оно постоянно находится на связи с другим любящим сердцем.
А после бодрящего кофе, улыбки любимого лица "и размышления начала дня прилежны", старательны, внимательны к мелочам.

Оригинально изображает поэт уходящий год: "Он вычеркнут в реестре у кукушки". Да пусть "кукушка" вычёркивает год за годом! Главное , чтобы одним махом не вычеркнула нас полностью.

В своих стихах Ефим Ташлицкий любит применять кольцевую композицию. Он заканчивает свои, полные оптимизма, стихи первыми двумя строчками: "Бодрящий запах кофе...волос твой,// Разбросанный по розовой подушке..."
А вот любители позубоскалить могут охарактеризовать такой приём композиции как "лыко да мочало - начинай сначала". А пессимисты могут усмотреть в этом "день сурка", т.е. каждодневное приевшееся повторение событий.

Может ли утренний кофе превратиться для двоих из роскоши общения только в роскошь передвижения? Жизненный опыт каждого читателя подскажет, что это довольно частое явление.
Но поэт так умело колдует словами, так завораживает своими поэтическими образами, что невольно веришь ему. И начинаешь понимать, что совместный утренний кофе должен быть магическим ритуалом, в котором оба любящих человека становятся одновременно и адептами , и неофитами в величественном Храме Любви.

Елена Зигаленко   09.01.2017 00:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сиренью пылающий куст» (Ефим Ташлицкий)

Давно хотелось прокомментировать эти стихи, написанные ещё в 1999 году. Ефим Ташлицкий часто помещает их у себя на странице в "Одноклассниках".Стихотворение смело можно отнести к одному из программных. Можно было бы и не комментировать их. Вдумчивому читателю и так всё понятно.
Но ведь все стихи Ефима Ташлицкого имеют такую притягательную силу, что ими интересуются читатели разных возрастов и разного мировосприятия.

Хоть и ринулись грешные чада Божьи в церковные храмы, но с Писанием не все знакомы до такой степени,чтобы свободно его толковать.
Библейские сюжеты всегда вдохновляли и будут вдохновлять творческие натуры. Стихи "Сиренью пылающий куст" написаны на ветхозаветную тематику. В основе лежит история о том, как Моисею было суждено посвятить себя на жертвенное служение народу своему после общения с Господом, явившимся в пламени куста.

Перефразируя Марину Цветаеву, задамся вопросом: "Что нужно кусту..." от него, т.е. от поэта? Самая первая строчка стихотворения Ефима Ташлицого - и уже загадка! "Сиренью пылающий куст...". Двенадцатилетний внук спросил меня: "А почему именно сиренью, а не, скажем, рябиной? Ведь рябина красная, как пламя."
Очень интересный вопрос. Действительно, почему? Ведь согласно Библии на горе Хорив запылал терновый куст! И почему бы поэту не написать: "Терновый пылающий куст..."? Тем более, что "терновый" подходит под трёхстопный амфибрахий, которым написаны стихи.

Да ведь поэты не простые созерцатели природных явлений и человеческих взаимоотношений. Даже обычные следы от дождя на стене, листик в луже, шляпка гвоздика могут вызвать определённые ассоциации и поэтические образы. Причём, это может происходить неосознанно, как некое озарение, подсказывающее ввести в стихи именно этот образ.
Можно из года в год любоваться пышным весенним цветением нежно-лилового куста сирени. Но однажды этот сиреневый бушующий факел вызывает образ горящего тернового куста. Неопалимая купина!

А ведь есть такое растение (и это не тёрен!),которое имеет несколько названий: ясенец, неопалимая купина, куст Моисея. Листья у него покрыты множеством железистых точек, выделяющих эфирные масла. В жаркую безветренную погоду куст может самовозгораться. Научное название "диктамнус альбус" переводится как "карающий куст". Находясь на расстоянии 1-2 м от куста, человек получает ожоги.
Вот и Моисей, желая посмотреть на чудо: "куст горит огнём, но куст не сгорает"(Исход.3:2), получил предупреждение от Господа не подходить близко, "ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая"(Исх.3:5).

Кстати, ясенец цветёт, в том числе и нежно-сиреневыми цветами. А что такое сиреневый цвет? Это фиолетовый, разбавленный белым. Символика фиолетового многослойна, как и сам этот цвет. Он состоит из красного (страсть, огонь, земля) и синего (интеллект, вода, небо). В фиолетовом цвете происходит борьба красного и синего. Добавление в него белого уравновешивает силы и смягчает борьбу.
Одним из символов фиолетового есть мистическое пламя, дух всемогущественного Бога, проявление его духовной любви.

Образ горящего и несгорающего куста имеет несколько толкований, как богословских, так и литературоведческих. Ефим Ташлицкий проводит незримую параллель между встречей Моисея с Ангелом Господним, вещающим голосом Бога из горящего куста, и встречей Поэта с Господом. "Сиренью пылающий куст" в стихотворении символизирует творчество. Огонь - это творческое горение. А "слова из божественных уст" - это вдохновение.
"Как чудо старинных берёст..." - но чудо заключается не в горении куста, а в НЕСГОРАНИИ. Ведь то, что зажигает Бог, не сгорает. Потухает то, что зажигает человек.

Торжественной неотвратимостью звучит строгий призыв, "голоса ясного рост": Так вот. Ты искупишь грехи,// Дорогой оставшихся лет,// И мУкою будут стихи,// И ты в наказанье - поэт!"
Слово "наказанье" здесь следует понимать не как меру воздействия за провинность, а как повеление, наказ. Это тема посвящения обычного грешного человека в избранники Божии.
У ветхозаветного Моисея было при этом избрании пять отговорок. И, подобно Моисею, Поэт в стихах сомневается в своём избрании, в силе слова своего, в способности и в правомерности убеждать: "...я слаб, и, увы, не святой".
Моисей просит: "Господи! Пошли другого, кого можешь послать"(Исх.4:13)
И Поэт взывает: "Избавь меня, Господи, стой!"

Точно так же, как избранный Моисей, Поэт понимает, что испытания верой и страстями несут в себе большие страдания: "Не выдержат плечи мои...Боюсь, что не хватит огня...". Но ведь источник огня - любовь Божья к своему творению. Поэтому надо стремиться не к великой вере, а к вере в великого Бога.
Моисей был пророком особого рода, его "Господь знал лицом к лицу"(Второзак.34:10). Поэты - тоже пророки, призванные сделать человека лучше.
"Я слов не меняю. Иди!" Назначение пророков не уйти безвременно из мира в обитель Божью, а остаться на земле, выполняя предначертания Творца нашего.

Не могу не восхититься красотой стихосложения поэтических строк стихотворения "Сиренью пылающий куст". Как я уже говорила, стихи написаны трёхстопным амфибрахием с усечённой третьей стопой. Рифмовка перекрёстная с мужской рифмой во всех строках, что придаёт чёткость и энергичность стихам. Но вместе с тем, стихи отличаются плавностью, благозвучием, нет нагромождения согласных на стыках слов.

Несмотря на драматичность содержания, в котором явно прослеживаются сомнения и терзания Поэта, стихи не ощущаются поэтической "мУкой". Вот в этом и заключается мастерство поэта Ефима Ташлицкого: донести своё божественное вдохновение до читателя таким образом, чтобы он, т.е. читатель, стал сопричастным к этой таинственной мистерии под названием "Поэзия".

Елена Зигаленко   29.12.2016 15:17     Заявить о нарушении
Рецензия на «Устал я быть любви острожником» (Ефим Ташлицкий)

Очень интересные стихи , очень ! Вечная тема любви раскрывается с помощью оригинального сюжета.Кстати , очень жизненного.
А сколько здесь аналогий , сколько скрытого смысла !
Поэт соединил вместе два мира : мир вещей и мир идей.

Стихотворение написано разностопным размером по схеме 9-8-9-8 с перекрёстной рифмовкой , кроме первого четверостишия. Его схема 10-8-10-8. Да это и понятно. Так передаёт поэт чувство усталости.
Читатель , настроенный эмпатически , с первой же строки проникается эмоциональным состоянием лирического героя.
А лирический герой в данном случае сам поэт. Исповедальный характер стихотворения усиливается благодаря биографическому факту : дед поэта Ефима Ташлицкого работал сапожником.

Но как срифмовались эти два слова : " сапожник" и " острожник" ! Не только по суффиксам (-ник-ник) и по частям корней(-ож-ож) , но и по общему замыслу раскрытия темы.
Ведь кто такой острожник ? Всем известно , что это пленник , арестант. Те , кому доводилось влюбляться , испытывали чувство пленения. Это может быть и сладостный плен , и плен , подобный липкой паутине.
Но сладостный плен не может длиться вечно. Ведь мы не обитатели рая. Всегда наступает момент боли от разлуки , ревности , страха потери. И тогда приходится , как пишет поэт , "по нервам раненым ходить".

Какие же вырисовываются общности у острожника-пленника и сапожника-мастера ? Да самые очевидные и прозаические. И тот и другой "привязаны" к месту нахождения.
И вот тут-то , после первого четверостишия - своеобразного вступления , повествование продолжилось с чётким размером 9-8-9-8 - и так до самого конца.

И эта ритмичная мысль поэта , согретая его чувствами , очень точно передаёт обстановку , окружающую сапожника ; мастерски переплетает , согласно законам символизма , означаемое и означающее.
Простыми словами , обозначающими действия сапожника , поэт создаёт эффект присутствия в маленькой сапожной будке. Запах кожи , резинового клея , постукивание " фигурного ладного молотка"... Как мне всё это знакомо ! Ведь мой дед тоже был сапожником. И я знаю не понаслышке , что молоток действительно фигурный , а набойки прибиваются размашисто. Подкладку обувную клеили самодельным клейстером , а подошву , посадив на клей , прибивали деревянными гвоздиками из осины или калины.
А сколько у сапожника инструментов ! Это разные ножи , пробойчики, рашпили , кусачки , колодки , лапки...и много вспомогательных материалов.
К чему я делаю такой экскурс в сапожную мастерскую ? Я об этом скажу чуть позже.

Когда приходит осознание того , что "любовь , увы , она не вечна...", спадает с глаз любовная пелена. "Волненья , страсти непокой" - всё видится "романтической трухой". И сама любовь - это уже не "нежнейшая радость" , а "обитель лести и грехов...".
В такой сложный период разочарования хочется одиночества и спокойствия : "Сапожник...он всегда один..."
Кажется , что жизнь сапожника течёт размеренно , подобно неспешному прошиванию подошвы дратвой.

Неожиданно поэт применяет такой оборот , который , на первый взгляд , может вызвать недоумение : "...на мир глядящий узколобо..."
Узколобый , в привычном понимании , - это не только особенность физиономии , но и в переносном смысле недалёкий , ограниченный человек.
С чего бы поэт называл сапожника недалёким ? Конечно , он не это имел в виду. "Узколобо" в данном контексте означает ограниченный не КРУГОЗОР , а ОБЗОР из сапожной будки небольшой части улицы : "...пред ним текущей жизни бред , /Снующих по делам убого /Людишек и природы тренд..."
Но , ограниченный в обзоре , сапожник вовсе не лишён способности подмечать мелкие частности. И по состоянию обуви он может судить о характере владельца.
Вот и ещё одна аналогия ! Что поэт , что сапожник - это очень наблюдательные люди.

Как поэт в своём творчестве использует различные приёмы стихосложения , так и сапожник пользуется разными материалами и инструментами.
Как настоящий Поэт - Мастер слова , а не рифмоплёт и графоман , так и у настоящего Сапожника есть профессиональная гордость и умение , позволяющее называться Мастером сапожного дела.

И один и другой - это творческие личности , стремящиеся в уединении предаваться размышлениям.
Пройдя через все превратности жизни , оба они приходят к одному невесёлому выводу : "Любить - сродни , как сесть в тюрьму..."
Действительно , какой это здравомыслящий мужчина захочет "быть вечно под пятой", уподобившись сапожной "лапке"?
Да чтобы по ней каждый день стучал "молоток" "любви подруги", пусть даже "фигурный и ладный"?

Хоть и говорят различные духовные учителя , что наши ошибки надо воспринимать как уроки , но ведь "сомнения и склоки , /И ревность..." - это ведь "по сердцу раны", а раны всегда болят.
И вот, решив залечить свои душевные травмы , один " заштопав " дратвой , другой - стихами , и превратившись просто в "любопытного зрителя" ("другие пусть в любви горят..."), неожиданно встречаются с новым любовным испытанием : "Глаза поднял - прекрасный взгляд , /Лицо мадонны...ножки - чудо ...".
Какой же сапожник , какой же поэт устоит перед чудесными женскими ножками ?
Ведь что взгляд , что ножки женщины - это источник вдохновения для любого мужчины , а не только для поэта или сапожника.

Так что , дорогие мужчины , не зарекайтесь быть просто зрителями. Ведь даже находясь в зрительном зале , вы не знаете , какая "мадонна" окажется рядом. И чей каблучок вы с удовольствием почините , и свою "лапку" под него подставите.

Поэт Ефим Ташлицкий называет любовь "болезнью всех времён" , можно добавить , и всех народов тоже : "...сражён , влюбился , занемог..."
Но помимо таких болезненных симптомов , есть ещё два очень позитивных момента : "растаял равнодушья смог..." и ощущение окрылённости.
Так пусть же всем мужчинам судьба посылает таких женщин , которые "не забивают мозги" , а дарят желанные крылья для полёта души.

Елена Зигаленко   06.12.2016 14:45     Заявить о нарушении
Рецензия на «В мой сад золотистый» (Ефим Ташлицкий)

Прекрасные стихи , дарящие ощущение свежести октябрьского утра. А четко выверенный ритм 4-стопного амфибрахия даёт нам возможность насладиться его мерным покачиванием. Всё выдержано в соответствии с канонами стихосложения. Чувствуется рука Мастера.
Что ж тут комментировать , когда и так всё понятно ?

Но я недаром упомянула руку Мастера. Те , кто хорошо знаком с творчеством Ефима Ташлицкого , знают , что в его стихах нет ничего случайного. И в каждой строфе , каждой строке заключён скрытый смысл. И даже стихотворный размер выбирается не наугад , а по внутреннему побуждению.
Хоть бы взять амфибрахий.Этот размер позволяет использовать более длинные слова , что очень удобно для передачи своего поэтического замысла.
Все нечётные строки в этом стихотворении написаны мужской рифмой с усечённой стопой. А все чётные строки - в четыре стопы с женской рифмой.
А почему так ? Это для того , чтобы создать особый настрой , ощущение присутствия мужского и женского начала.
Нечетные строки своей твёрдой и уверенной мужской рифмой доминируют над чётными.
Но зато женская рифма в чётных строках как бы смягчает некоторую твёрдость мужской. Ну и что из этого? Женская , мужская...какая разница ?
Было бы наивным полагать, что поэт на самом деле с умилением восторженного зоолога стал расписывать яркими словесами встречу с ланью. Откуда бы ей взяться ранним утром возле его дома ? Хоть там и парк рядом , но лани там не бегают. Разве что двуногие.
У каждого из нас есть свой Сад Души. У кого-то Сад этот в весеннем цвету. У кого-то в стадии жаркого лета и зрелых плодов. Кому-то Сад Души зима припорошила снегом , спасая от холода.
А у некоторых Сады их Душ золотистые "от яркой осенней немой красоты, // В которой октябрь чистым помыслом тонет..."
Но парадокс заключается в том , что все мы тщательно охраняем калиточку , ведущую в Сад Души нашей. И одновременно страстно желаем впустить кого-то , кто бы смог рассеять туман нашей серой грусти и полюбоваться нашим Садом.
И мы бываем так убедительны , приглашая : Иди , не тревожься...иди, усмири и сомненья и робость...", ведь "Мосты старой грусти сгорели в кострах..."
И хорошо , если эти помыслы действительно чисты. Тогда можно , презрев страх , довериться "чувственному голосу".
Но как часто бывает , что ветер доносит незнакомые звуки , вызывающие тревогу и сомнения : " Вдруг ветер подул...закружилась листва // И роща виденье осеннее скрыла..."
Вот и всё... То ли была лань , то ли привиделась - мираж , одним словом...
Но поэт не заканчивает стихи на этой грустной ноте. Обратите внимание на кольцевую композицию стихотворения. То есть последняя строфа повторяет первую : " В мой сад золотистый пугливая лань // Невольно проникла... стоит , не решаясь..." и так далее. Значит , не так всё грустно , как показалось. То ли эта лань из любопытства решила вернуться... А может , это совсем другая лань заглянула. Может , в соседней роще их целый табунчик пасётся , который только и ждёт "жеста ладони" - как знать...
Но хочется пожелать мужчинам , читающим эти стихи :
"Доминирующие вы наши ! Если в ваши таинственные Сады по воле Господина Случая вдруг проникнет пугливая лань , не уподобляйтесь любителям спортивной охоты или жаждущим свежатинки. Уж лучше стать пытливым зоологом и с интересом наблюдать за этим парнокопытным млекопитающим из рода оленей. И если повезёт , то вы сможете приручить вашу лань , и она будет есть из ваших рук.
Но не вздумайте впрягать её , прирученную , в телегу. Ведь ещё Пушкин предупреждал : " В одну телегу впрячь не можно //Коня и трепетную лань".

Елена Зигаленко   22.10.2016 02:42     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пусть шторм в душе» (Ефим Ташлицкий)

Кто-то, наткнувшись глазами на слово "Рождество" в стихах Ефима Ташлицкого, может подумать, что здесь затронута религиозная тематика. Но "Пусть шторм в душе" относится к любовной лирике из цикла "Сам себе от любимой..."
И тот факт, что стихотворение написано за несколько дней до Рождества Христова - это простое совпадение в датах. Но это совпадение поэт использует как аллюзию.
Образ "Рождества" здесь на прямую не соотносится с библейской историей о рождении Христа.

В стихах лирическая героиня рассказывает о великом таинстве рождения любви. Слова влюблённой женщины звучат торжественно и страстно одновременно. Она бросает вызов стихиям, олицетворяющим жизненные невзгоды и обстоятельствам, мешающим влюблённым: "Пусть шторм в душе и чувства через край, Пусть холода и море непогоды..."
Но может ли остановить поток чувств та, которая познала рай в объятиях любимого?!
"Любовь к тебе мне подарила рай, И новой страсти сказочные роды".
И это "Рождество" осмысливается ею как событие вселенского масштаба:"К нам нынче благосклонны небеса, На тайны им известны все отгадки..."

Ночь благоволит к влюблённым, убаюкивая их, "дарит ласки без оглядки". Без оглядки на что? В сумасшедшем плену объятий "до хруста" влюблённых не настораживает то, что колыбелью им служат весы. А ведь весы всегда стремятся к равновесию, а тут "ночь, Рождество КАЧАЯ на весах"...
Весы разбалансированы, их зыбкость говорит о том, что нет радости без печали.
Но когда "тела от поцелуев сладких ноют", разве в такой момент кто-то вспоминает о печалях? Теряют ценность все блага мира, привычные слова теряют смысл:"И никаких сокровищ мне взамен Не надо...Я хочу лишь быть с тобою...Лечу с тобой...мне не хватает слов..." Когда "вскипает кровь", все мысли отлетают прочь, "и только мысль:"Я познаю любовь...", - вот он апофеоз любви, её Рождество!

Очень красиво звучат слова, оставляющие глубокое эстетическое впечатление:"Она сейчас на кончиках ресниц..." К образу любви, трепещущей "на кончиках ресниц" частенько обращаются поэты. И на это имеются все основания.
Особенно знакомо это ощущение женщинам как существам нежным и тонко чувствующим.
66% людей закрывают глаза во время поцелуя.
А какие нежные чувства переполняют сердце, когда влюблённая женщина касается своими ресницами лица любимого!.. Эти ресницы порхают подобно крыльям бабочки.Думаю, что и мужчинам приятно это ласковое касание.

Биоэнергетики знают объяснение этому, такому сладостному, явлению.Волосы человеческие, в т.ч. вся растительность на лице и теле - это своего рода "антенны", которые как излучают энергию, так и улавливают. А если учесть, что моргание происходит 5 раз в секунду - сколько любовных посылов можно передать любимому!
Но это если ресницы свои, а не приклеенные или нарощенные. Ни о каких энергетических излучениях с помощью суррогатно-ресничного макияжа говорить не придётся. Эффект Кирлиан не состоится.

А где вообще живёт в организме человека любовь? Поэт поселил её "на каждой точке ласк животворящих". Но психологи относятся к опрелелению любви иначе, чем поэты, называя любовь чувством плодотворным и неплодотворным.
Учёные пошли ещё дальше, определив, что любовь активизирует один и тот же участок мозга. То есть, с помощью техники можно вызывать любовь по желанию.
Как же тогда писать стихи о любви? Ведь они станут похожи на доклад о химических процессах в участке мозга.
А медики признали любовь психическим отклонением и дали ему шифр 63,9! Поздравляю всех влюблённых. Теперь вы в одном ряду с алкоголиками и наркоманами!

Согласится ли с такими выводами влюблённая женщина, ощутившая в себе "страсти сказочные роды", познавшая рай, подаренный любовью? Думаю, что нет!
Об этом же пишет и поэт:"Благославляет нас, любовь обрящих, Крылатый ангел - падающий ниц..."
Пусть не вызывает у читателей недоумение последнее предложение:"Крылатый ангел - падающий ниц..." Это отнюдь не "падший ангел", враг рода человеческого, провокатор и подстрекатель. Падший ангел не может благословлять, у него нет таких прав.
"Крылатый ангел - падающий ниц" - это вестник божественной воли и исполнитель её на земле, поэтому он и становится на колени, с особой теплотой "благословляет нас, любовь обрящих..."

Елена Зигаленко   27.06.2016 00:52     Заявить о нарушении
Рецензия на «Если б мог я жизнь тебе отдать» (Ефим Ташлицкий)

Говорят, что поэт Ефим Ташлицкий влюбился. Но нам-то какое дело до этого? Ведь мы же не "жёлтая пресса". Нас, читателей, должна волновать не личная жизнь поэта, а то, как он искренне,со всей страстностью передаёт чувства влюблённого мужчины.
Да разве можно о любви поведать сдержанно, с холодной рассудительностью? "Ибо холодность, - писал И.С.Тургенев в письме к Полине Виардо, -это уже посредственность...".
А вот как оригинально, но потрясающе точно сказал Виктор Шкловский:"Бессмысленно внушать представление об аромате дыни человеку, который годами жевал сапожные шнурки...". Перефразируя это высказывание, зададим себе вопрос: может ли человек, питавшийся сапожными шнурками, рассказать о вкусе и аромате дыни?
Может ли человек, не познавший всей прелести очарования, смятения, сомнений и восторгов любви, рассказать со всей достоверностью о ней, об эмоциях, которые она вызывает?

Ефим Ташлицкий - вечный страж в Храме Любви. Он ловит её посылы, наряжает их в слова и, как глашатай, несёт их по всему миру.
В каком бурном порыве, как темпераментно звучат первые две строки экспромта:"Если б мог я жизнь тебе отдать,Душу, сердце, руку, мир и пламя"!
Поэт видит в этой жертвенности настоящее проявление мужской любви. А ведь мужская психология такова, что мужчине легче словами признаться, чем позволить себе по-настоящему влюбиться. Но готовность к жертве - это не игра в любовь, такими словами от скуки не разбрасываются.

Это неудержимое желание отдать всего себя любимой очень поэтично подчёркнуто в третьей строке:"Небо синее сияло бы над нами...". Казалось бы, обычный красочный поэтический приём, но где же здесь проглядывает столь сильное желание?
Если вдуматься, что означают слова "небо синее"? Ведь синим называют и ночное небо, и небо полуденное. А в некоторых языках вообще, что голубое, что синее - одинаково звучит.
То есть, автор подчёркивает в стихах, что влюблённый, желая быть вместе с любимой, хочет делить с нею и дни, и ночи.

Вот об этом так чувственно, с такой нежностью рассказывается во втором четверостишии:"Если б мог тебя я целовать...Нежить по утрам, читая строки,И учить с тобой любви уроки...".
Кольцевая рифмовка, повторы первых строк в конце четверостиший создают музыкальную выразительность и придают всему экспромту некий восточный колорит. Подобным образом звучат некоторые переводы восточной поэзии.

Но вот этот повтор "если б", - он вносит в стихи некую условность. И выражал бы он реально возможное условие, но такая маленькая частица из одной буквы "б" приводит к некоторым сомнениям.
С одной стороны, "если б" выражает очень сильное желание в начале каждого четверостишия, а с другой стороны, в конце четверостишия, выражает предполагаемое условие.
Но в предположении нет точной определённости, а есть некая туманность, незаконченность. Условие может реализоваться, а может и нет. Это напоминает зыбкость коромысла и чаши весов.
Вот эта неопределённость мешает лирическому герою ощутить всю полноту счастья:"Если б мог любовью одарить, Был бы я счастливей всех на свете...".

А заключительная строка экспромта вообще вызывает чувство разочарования:"Полночь, бьют часы...порвалась нить...". Не правда ли грустно? И не просто грустно! А даже печально...После такого взрыва эмоций и "...порвалась нить...".
Но может ли порваться "нить", связавшая Золушку с дворцом, о котором она раньше лишь робко мечтала?
"Лето, ночь...Полночь, бьют часы..." - отсутствие соединительных союзов между этими словами придают динамику, насыщенность полуночному моменту.
Сейчас золочёная карета станет огородной тыквой, "кони" разбегутся по своим мышиным норкам, и прочая живность примет свой первоначальный вид, а драгоценный бальный наряд опять станет старым платьем.

То есть, Золушка опять останется наедине с жестокой реальностью. Но гениальный Шарль Перро прибегнул к удивительному изобретению - это туфельки, которые реальны и никуда не исчезнут. И одна из них оказалась в руках у Принца.
Кстати, сказку о Золушке написал младший сын Шарля Перро. Отец доработал и другие его сказки, добавив существенные детали и нравоучения в стихах.
Так вот, существенная деталь - это туфельки. И сказка называлась "Золушка или Туфелька, отороченная мехом". Не хрустальная! Да ведь и понятно почему. Ведь обувь издавна символизирует крепкую опору в жизни. Какая же опора в хрустале?
Сделаю ещё одно небольшое отступление: выбор обуви в сновидениях - это поиск надёжного спутника жизни.

Образ Золушки неоднозначен. Психоаналитики такого в нём "нарыли"!.. Знали бы современные "Золушки" все тонкости психоанализа, не было б на свете стареющих "Золушек", напрасно ждущих и ждущих своего "Принца"...
Я заметила, что маленькие девочки мечтают сразу стать принцессами, и ни одна не хочет быть Золушкой-замарашкой. И все хотят себе "Принца".
А подрастая, многие не желают расставаться с выдуманным миром своих ожиданий. И взяв себе в пример образ Золушки, свято верят в то, что их бесконечное терпение, даже мучение, наградится в итоге встречей с "Принцем", т.е. статусным мужем.

Не будем так жестоки, лишая девушек и женщин их фантазий, которые выполняют защитную функцию от саморазрушения личности. Недаром в сказке Перро оставляет связь Золушки с Принцем в виде туфелек, отороченных мехом.
А как же экспромт? Ведь поэт пишет, что "...порвалась нить..." А это автор просто обрывает нить своего поэтического повествования. Сюжет и так всем известен: всё "хэппи энд"!

И всё же, хоть и получила Золушка в подарок туфельки как символ надёжной опоры и постоянства, а также статусного супруга, ей не следует забывать, что главный урок любви состоит в том, что наша жизнь изменчива, непостоянна. И удержать в руках ценные подарки судьбы можно лишь отбросив груз прежней жизни, золу сомнений и бесплодных мечтаний.А имея высокий уровень притязаний, стремиться к саморазвитию и самореализации.

Елена Зигаленко   15.06.2016 01:27     Заявить о нарушении
Рецензия на «Граненый стакан» (Ефим Ташлицкий)

Мне всегда жаль разбитой посуды, хоть и говорится, что она бьётся на счастье.
Прочитав стихи Ефима Ташлицкого, захотелось и мне реанимировать этот "гранёный стакан". Пусть простит мне Ефим Владимирович мою, несколько необычную, интерпретацию, пересказ его стихов с женской точки зрения.

Беру бокал я в руки...Он прекрасен!
Не хрусталя он горного дитя -
в таверне был стаканом он стеклянным,
и знойные красотки беспрестанно
губами зацеловывали край.
Безжалостные руки тот стакан разбили...
Но повезло осколкам, повезло!
Заводик небольшой осколки переплавил,
для крепости свинец добавил, барий.
А стеклодув умелый сотворил бокал.
Теперь его искрятся грани и сияют!
В росе вечерней пальцы намочу
и нежно проведу по тонкому сияющему краю...
О, чудо! Он запел!
И так нежна , так трепетна мелодия его...
Я с милым тот бокал наполню соком сладких вишен,
добавим мы клубнички и смородины чуть-чуть -
вот выйдет нам коктейль на славу!
Любви напиток будем пить безустали,
любуясь звёздами и отраженьем их в глазах.
А если вдруг бокал нечаянно расколется?
Мы бережно осколки соберём.
Заводик маленький нас выручит опять,
добавит плюмбум, барий -
и возродится наш бокал,
сияя гранями своими в Вечность!..
Так и Любовь вселенская не знает
ни пределов, ни границ...

В результате получилась не просто реанимация "гранёного стакана", а самая настоящая его реинкарнация. Кому-то показалось банальной натяжкой "желание стеклянного стакана" стать хрустальным. Кого-то умилило сходство со сказками Андерсена.
Но ведь поэт затронул очень непростую тему. Здесь даже две темы можно выделить. Кто вплотную сталкивался с проблемой бытового пьянства, тот увидит в этих стихах некую антиалкогольную пропаганду: наглядное изображение пагубного пристрастия, осознание падения и вялую мечту выбраться из этой пропасти: "А впрочем, похоже, найду то, чего я искал".

Но вторая тема более глубокого смысла. Можно было бы предположить, что поэт олицетворил стакан, придав ему человеческие черты.
А на самом деле автор, наоборот, овеществил главное действующее лицо, придав слабовольному, бесхарактерному, опустившемуся морально и физически человеку черты стеклянного стакана.
Но, как мы видим, в "стакане" помимо горячительных напитков ещё теплится душа и слабенькая мечта о свободе.
Воля - это внутренняя сила, близкая к понятию свободы. Именно этого внутреннего стержня не хватает герою стихотворения, уже привыкшему подчиняться чьей-то чужой воле.
Поэтому он, мечтая о свободе, ждёт помощи от вольного "стеклянного заводика". Так что стихи эти очень внятные, а темы очень обширные, бездонные - ну просто "бочка Данаид"!
Но , в отличие от бесполезного и бесконечного труда дочерей царя Даная, чтение "Гранёного стакана" приносит пользу уже тем, что заставяет читателей думать, сопоставлять, анализировать и снова синтезировать свои мысли, приходя к моральным выводам.

А проанализировать есть что. Взять хотя бы пунктуацию. В рецензиях была высказана мысль, чтобы изменить знаки препинания на следующие: "Гранёный стакан - недопитый, с последней попойки. Дрожу: от того, что поставлен у края стола."
Но надо не выпускать из виду характер самого повествования.
Это не рассудочные размышления протрезвевшего представителя стеклянной посуды, где в неспешных философствованиях о смысле бытия продуманно расставляются знаки препинания.
Монолог "стеклянного" героя произносится с нервным напряжением, с дрожью от неизбежной опасности. Где уж ему до иерархических паузальных величин. Чередование мыслей идёт, отделяясь запятыми.
Тире можно было бы поставить при интонации прямой обусловленности или контрастного противопоставления, или неожиданного присоединения.
Какая же здесь прямая обусловленность? Гранёный, потому что недопитый? Или недопитый, потому что гранёный?
На самом деле мы имеем определение, выраженное причастным оборотом, который обозначает признак не постоянный, а временный, сопутствующий действию и состоянию предмета, поэтому причастный оборот выделяется запятой и произносится в одном речевом такте с глаголом-сказуемым "дрожу".
Предупредительно-пояснительный знак двоеточие можно было бы поставить в качестве знака, определяющего обоснование, но эту функцию выполняет подчинительный союз "от того что".
А подчинительный союз вместе с двоеточием - это уже перебор!
Но закончу свои ПРЕПИрательства о знаках ПРЕПИнания. Может, кто-то упрекнёт меня за "препи-препи"? Так я специально употребила этот повтор.

Вернусь от пунктуации к смысловому содержанию.
Что побудило "стакан" мечтать о нелёгком пути реинкарнации? Неужто беззаботная, звонкая "рюмашка"? Или же запах герани так повлиял? Ведь неспроста поэт ввёл эти два образа в своё стихотворение. Герань, как известно, символ домашнего уюта и надежды на счастье.
А может, это просто господин Случай рукою "пацана" положил конец бестолковой, непутёвой жизни "стакана"?..
"Стакан", безусловно, не "бочка Данаид" , и дно у него имеется, и край. "Стакан " это знает и чувствует. Но есть ли у него свобода выбора?
Ведь над ним властвует какая-то незримая сила, и чья-то невидимая рука наполняет и наполняет его "бездонным количеством водки", которая льётся бескрайней рекой. Может, кто-то возразит, что у реки есть край. Но это смотря какая река.
А кто же не бывал на "пустых юбилеях" с их "кулинарными широтами" и пустопорожними разговорами, "блистающими" узостью мысли, избитыми фразами и банальными тостами?
А если это разудалая "компашка" алкашей, то они из любого пустяка сделают "юбилей" и даже "День святого лентяя" отметят. Поэтому образ "пустого юбилея" здесь к месту, он очень зрим и понятен.

Что же касается "заКУСки надКУСанных шпрот" : "кус-кус", на который указала читательница, имеет право быть. Ефим Ташлицкий свободно владеет поэтическим словом и мог бы использовать другой оборот. Ну, скажем, "с тарелкой надкусанных шпрот". Но он умышленно употребил словосочетание "с закуской надкусанных шпрот". Вот этот повтор, этот самый "кус-кус" - он только усиливает ущербность и убогость очередной попойки, "пустого юбилея", но с претензией на некоторую элитарность (шпроты ведь!). Были же времена, когда шпроты являлись дефицитом, закуской для "избранных".

"И жизнь , как по скрипке, металась певучим смычком". Но так ли уж певуче безоблачна жизнь главного героя, воображением автора превращённого в "гранёный стакан"?
А мелодию, сыгранную на скрипке, разве можно назвать монотонной? Вот она тягучая, а то пиликает в неумелых руках; то взвивается ввысь, захватывая дух и стремительно падает вниз, как на качелях, заставляя дрожать всё внутри...
Вот и мечется "гранёный стакан" "певучим смычком", подчиняясь чьей-то воле: то он на очередной развесёлой пирушке, то грустит под поминальный звон церковных колоколов. А то дрожит, поставленный "у края стола"...(или пропасти?), упав в которую, разбивается не только тело, но и душа. И в других своих стихах Ефим Ташлицкий неоднократно сравнивает торс со стеклом, подчёркивая этим хрупкость души человеческой.

Если разбитое тело доктора ещё могут собрать по кусочкам,то с разбитой душой всё намного сложнее.
"Всегда найдётся женская рука, чтобы она, прохладна и легка, жалея и немножечко любя...", - написал Евгений Евтушенко. Но всегда ли такая прохладная и лёгкая рука согласится собрать осколки обычного "стакана", да ещё и захватанного чужими губами? Не побоится ли она пораниться об эти осколки? И все ли осколки соберёт? А если соберёт и реанимирует сосуд души, то чем она наполнит новый, возрождённый "бокал" - вином ли мудрости и любви? Или от слова "вина" чувством вины за грехи прежней беспутной жизни, когда "бокал" был "стаканом"?
Вопросы вытекают один из другого. А ответы... Ответы подскажет личный жизненный опыт вдумчивых читателей.

Елена Зигаленко   08.06.2016 21:49     Заявить о нарушении
Рецензия на «Но - меня не люби» (Ефим Ташлицкий)

"Но - меня не люби" Ефим Ташлицкий написал в 2011 году. А сколько раз он помещал эти стихи в ОК, я уже сбилась со счёта. Чем же объяснить такое внимание поэта к своему детищу? Возможно, это самые любимые стихи у Ефима Владимировича? Но ведь как Творец любит свои создания, так и поэты любят свои стихи. А если они чем-то не устраивают, то все поэты или дорабатывают их или уничтожают свои творения.

Автор назвал стихи "Но - меня не люби" экспромтом. Получается, что написал он их сразу, вдохновенно, без предварительного обдумывания.
В этом экспромте затрагиваются сразу две темы: "Источники вдохновения для поэта" и " Не сотвори себе кумира". Вторая тема плавно переходит в проблему.
Почему же в проблему? И возможно ли такую серьёзную тематику осветить без предварительного обдумывания? Безусловно, эти вопросы волновали и продолжают волновать поэта.

Но недаром Ефим Ташлицкий назвал стихи экспромтом: был такой побуждающий толчок к его написанию. "Из великих миров ты пришла незнакомкой, как тайна,от далёких созвездий лежал неосознанный путь..." Что и говорить...завораживает с первых же слов. Уж не марсианская ли Аэлита явилась поэту? Аэлита - в переводе с вымышленного марсианского языка означает "видимый в последний раз свет звезды". В последний раз... А поэт снова и снова помещает свой экспромт на своей странице в ОК. Значит, явление " незнакомки" не единичный случай, а некоторое постоянство.

А что же это за "великие миры", из которых явилась тайна в женском облике, причём случайно, ведь путь её был "неосознанный".Наивно было бы полагать, что к поэту на самом деле прилетела инопланетянка. Всё, на самом деле, куда реальнее и прозаичнее. Но эта прозаичность не лишена романтичного налёта, что и позволяет ей вылиться в поэтическую форму: " идеальная быль, освещённая яркою гаммой".
"Великие миры" - это сочетание слов здесь имеет два значения. Одно из них - это другие государства, регионы, материки, которые своей отдалённостью, а для некоторых и вообще недоступностью, подобны далёким созвездиям.
Но основное значение - это великие по своему достоинству, выдающиеся по своей неповторимости и непостижимости, миры женских душ и невыразимая прелесть, очарование всего женского естества: "На красивом лице замирала гармонии суть..."

Пока жив род человеческий, мужчины всегда будут восхищаться и вдохновляться женской красотой. Это вовсе не означает, что всё мужское племя состоит из ловеласов, теряющих разум от женских "удивительных взоров случайных". Можно быть примерным семьянином и любить свою спутницу жизни, но ведь глаза мужские так устроены, что они всегда отмечают женский "образ живой". И не имеет значения, где этот образ запечатлён: " на чудесном холсте", на фотоснимках, на мониторе или экране телевизора.

В царстве поэзии любовная лирика занимает достойное место. И невозможно писать стихи о любви к женщине, не имея в сердце своём женский образ. У поэтов одарённых, настоящих мастеров слова, образ этот со временем приобретает идеальные, обобщающие черты, вмещая в себя всё многообразие женских лиц и разноплановость характеров.
Ефим Ташлицкий пишет: "Обрету я тебя, спрячу в сердце своём голограммой". Но прежде чем "спрятать в сердце" некий женский образ, надо "насытиться чудом на век". А для этого надо иметь его перед глазами, чтобы в полной мере насладиться чудесными лепестками губ, изгибами бровей, нежным овалом лица, цветом глаз, волос и прочими женскими прелестями.То есть поэт должен иметь перед собой целую портретную галерею.
Только тогда "придёт...вдохновения сказочный бег!", когда поэт вдоволь налюбуется разнообразными взглядами: и "в стиле ретро", и кокетливыми или задумчивыми, лукавыми или мечтательными, задорными или серьёзными - ведь все эти взгляды "совмещены с самою судьбой", женской судьбой.

А в чём же здесь проблема? Ни для кого не секрет, что любую информацию женщины воспринимают более эмоционально, чем мужчины. А если такая эмоциональная, да ещё и романтическая личность начинает читать этот экспромт...О-о-о!..я просто слышу, как взволнованно начинает биться её сердце: а вдруг это о ней пишет поэт?! Женская логика отлична от мужской, а женские фантазии так масштабны... А тут струна души поэта звучит в унисон с женской...
Сочетание слов в стихах у Ефима Ташлицкого таковы, что их мягкая красота и, в то же время, страстная сила настраивают читающих на определённый лад, темп, идею, заданные поэтом и подчиняющие своеобразию его мышления.

Завораживая читательниц своим необычным поэтическим слогом, изысканной лиричностью, имеющей свой вкус и тональность, поэт подвергает себя опасности стать кумиром для восторженных поклонниц.
А разве это плохо? Но от поклонения до фанатизма один шаг. А женщины склонны создавать нимбы. Мир для них вдруг расцвечивается яркими красками, наполняется смыслом. И однажды стирается эта тонкая грань между поклонницами и фанатками. Любовь к поэзии переносится на самого поэта.
Фанатизм как явление опасен для обеих сторон. Навязчивое внимание к объекту поклонения раздражает сам объект. Но что делать, если известные люди всегда на виду.

Существует такое мнение, что таланты относятся к своим поклонникам как к одному из атрибутов своей работы, как дворник к метле. Может, дворник и вдохновляется метлой, но такое грубое сравнение никак не соотносится с поэтом Ефимом Ташлицким.
Таланты не могут существовать без поклонников. Ведь творчество не существует исключительно ради творчества. Поэт стремится донести свой взгляд на мир остальным людям. Вкладывая в стихи свою психическую энергию, щедро делясь ею с читателями, поэт одновременно вдохновляется ответным пониманием.

Но как отрезвляющий холодный душ звучат слова: "Но - меня не люби, понапрасну сердечко заноет..." Это "НО" возвышается крутой скалой в начале 4 строфы. Оно не объединяет предыдущую 3 строфу, где всё так ярко искрится "голограммой" и предвещает некую сказку, наполненную сердечными признаниями. Наоборот, это "Но" предостерегает, призывает опомниться и отделить любовь к искусству от любви к источнику.
И хоть ангелы целуют в темечко Божьих избранников, сообщая этим поцелуем дар Божий, гениальность не даёт право на святость или ангельский чин в земной жизни.
Вспомнились слова современного поэта и писателя Аль Квотиона: " Поэт - это только со стороны красиво... Поэты - люди сложные, люди внутренних конфликтов. И жить с ними сложно".
А в своём экспромте Ефим Ташлицкий сравнивает себя с ветром, явлением непостоянным и мятущимся: "Я как ветер живой, то шепчу, то кричу, то лечу".
Сравнивая себя с "непрошенным ангелом", поэт побуждает нас задуматься: кто же рад непрошенным гостям? Да это смотря какой гость. Если это ангел, воплощающий в себе нежность, доброту, кротость, то такому гостю женская душа всегда рада.
И хоть гении, увы, не ангелы, но творчество их действует оживляющим эликсиром. Поэт, как всегда, оказался прав.

Так что же делать многочисленным " инопланетянкам", вдохновляющим поэта на творческие озаренья? Любить - не любить? Принимать близко к сердцу кочующего, подобно облаку, гостя - не принимать?
Ответ очень прост. Надо не создавать ореолы непогрешимости и совершенства, а поднять голову и посмотреть на небо. Обожаемый поэт - это безграничное, недостижимое небо, а творчество поэта - это радуга. И небо, и радугу все могут созерцать беспрепятственно.
А может, наоборот? Поэт - радуга, а его творчество - небо? Но ещё древние сравнивали женское начало с землёй, а мужское - с небом.
Небо может быть хмурым или безоблачным, звёздным или грозовым - как и всякий мужчина. А вот радуга - она, как и поэзия,олицетворяет все краски жизни, показывая единство в их разнообразии, и тем самым являясь символом утешения, и даря радость тем, кто вглядывается в небеса.

Елена Зигаленко   03.06.2016 21:48     Заявить о нарушении