Итоги. Алексей Королёв

Большой Литературный Конкурс
не вполне понимаю, почему меня пригласили высказать свое мнение о текстах, считаю себя вполне рациональным метроманом (что, в принципе, уже давно многим известно, без принижений говорю), однако, я сдался под напором организаторов конкурса ради игры, в которую мы все вовлечены. стоит, видимо, один раз сыграть эту партию, чтобы потом знать вкус. мнение мое будет не просто сугубо личным, оно скорее будет мимолетным, поверхностным, без детальной оценки и ссылок к критикам и истории. вначале мне хочется высказаться по отношению к конкурсу и его механикам. некоторых из номинаторов я знаю в лицо, очень и очень уважаю их мнение и вкус, некоторых поэтов этой подборки я также знаю в лицо, а некоторых – заочно по ранним годам присутствия на этом сайте. потому хочу упредить всевозможные подковерные игры и суждения относительно моего выбора. повторяю: он совершенно мгновенен. для меня поэзия – в первую очередь, не механика построения текста и увлечения конструкцией (хотя кто не баловался этим), но – волнение, заставляющее трепетать и возвращаться. поражаться тому, что это возможно воплотить. торжество метафоры и – та же добыча радия… наверное, после многих лет пребывания рядом с лагерем истых поэтов и литераторов, мнение мое как-то деформировалось, претерпело изменения, но основное мое восприятие осталось неизменным. это – искра, полыхающее безумство языка, те пещеры, в которых затерялись том сойер со товарищи...

итак, вернемся к списку и к общему восприятию.
мне радостно, что в этой подборке (честь и хвала номинаторам и отборочной комиссии) много воспоминаний, переживаний, прямой речи и петербурга. не радует (скорее в этом виноваты мои годы, увы) обращение к Богу как статисту, поиск себя на уже заасфальтированных шоссе, несколько наивное отношение к натуре и много петербурга. мне не хочется говорить о том, что-де я ожидал нечто большего и сильнодействующего, уверен, что у авторов есть не менее будоражащие тексты, просто хочу отметить, что в моем выборе много перекликающихся стихотворений. первую 10-тку (шорт-лист?) я бы определил так:

1. аня ру. привет, я в кокаиновом апреле.
http://stihi.ru/2005/04/08-1290 номинатор Коля Сулима

87 баллов (баллы пусть будут с потолка). возможно, все эти образы уже где-то были, но сложенные в этом тексте – они меня растрогали. коротко, со знанием темы, с пониманием, где можно остановиться, с четко поставленными ударениями. и – при этом – с оставленной недомолвкой, с нераскрытой тайной, с барским подарком автора – закончить текст мысленно самому. редкое удовольствие – когда ты можешь додумать текст и получить от этого наслаждение. женская тема, переходящая всегда на личное – отработана на все 100. ж-ж-ж. усиление жизни (жизнь-женщина-желание-и-жалость, писал эмин когда-то). женщина – одна сплошная вена, полная горячей бурой любви. образ вскрытия меня несколько притормозил – хотя поверю, что автор ставил на него, как на фаворита. но дальше сердце на веревочке – это как сумасшедший с бритвою в руке у тарковского. хорошо.

2. дмитрий машарыгин озерский. в потерянном доме мы вместо кого.
 http://stihi.ru/2009/05/05/40 номинатор Мелькор

85. мне понравилось, что автор видит текст. видит свое поле – тот поезд, в который он меня посадил, ритмически навевает мне (повторениями тобою и тобой, мое и мое, введением образов в начале и отеческим напоминанием о них далее, что мне приятно, так как автор знает, что делает) шаманское состояние, вход в преднирванное пространство (вспомним, как бродский начинал читать и наращивал и темп, и громкость). отдельные строки запоминаются сразу – а это успех. 1, 2, например. некоторые шероховатости (типа в платках к реке с ними – очень трудная фраза для навязанного мне распева) проглатываются. мне нравится, что текст набран простыми осязаемыми словами – нет спецтерминов, за которыми иной раз отсылают к словарям и википедии (каюсь, грешен). я с нашим ребенком  во сне говорил – просто мистика, которой так не хватает, например, александру спарберу в его зеркале. вверх ртом – мне не понравилось (стих как сдулся сразу). я всегда сторонюсь ярких картинок. вверх ртом меня даже не напугала, не ошарашила – хотя именно это и должна была сделать благодаря рх-рт. к концу я потерялся, возвращался назад несколько раз, но две женщины знали, что я не приду (там ждут меня три имени на «к»). последняя строка – превосходна. само замещение ушедших новыми жильцами – извечная выигрышная карта.

3. светлана ширанкова. баллада о проходящих мимо.
http://www.stihi.ru/2008/08/01/1257 номинатор Ноев Ковчег

80. я выбрал этот текст против тектса воронцовой-юрьевой. все расставлено по своим местам. я принимаю слабость рифм как форму повествования, обязательную в таком формате. в этой ритмике вообще можно было обойтись без рифм – и выиграть словом. не всегда красивые обороты, а хотелось их. паузность, многоточие – хороший выбор. от одушевленного к неодушевленному. через документалистику – вот, что мне понравилось больше всего. в конце все происходящее стало пластиком и полиуретаном. и здесь недосказанность, недопоказанность. вязкая картинка, дающая много мыслей. такие тексты наизусть не учат, но читать их очень хочется. как смотреть фильмы кеслевского. без высоких сердечных ритмов.

4. ленка воробей. безымянной звезде.
http://stihi.ru/2007/05/26-428 номинатор Фима Жиганец

79. просто-напросто оба моих деда в войну сидели. один – за то, что из положенных 5 булок (он был пекарь) сделал 8, и 3 нес своим детям. второй – за то, что при перегоне коров (он был одним из молоденьких пастухов) наступил мор. такое не прощали. между ложками таблетку, синие, а потом – и не золотые (как усиление, причем, нежданное мною, но принятое на ура) купола, горчичниками греты, вора, тяга и расплата – прекрасно. ебнем – несколько резко, можно, наверное, было обойтись и дернем, однако, дело житейское, я не против. картинка что надо. я долго сидел и вспоминал своих. это – тот текст, который заставил меня чуть ли не заплакать. он мог бы быть и почище и постройнее, и поинтереснее, но этой своей отрешенностью и первоблинностью он мне пришелся больше. так ждешь картошку из костра в мальстве. спасибо!

5. рейвен. вода.
http://www.stihi.ru/2009/04/03/6059 номинатор Сергей Беленко

78. пятистопный ямб форева. он мне очень нравится. часто стругаю тексты им. он позволяет растянуть картинку – иногда до 16:9. автор смотрит через маленькую щель. сидит в темноте и обозревает бурлящее впереди. образы очень хороши. то, что ждешь с удовольствием и что получаешь. начиная с первой строки. и все эти нон-канонические двойные прилагательные – даже с удивлением для меня, графомана с большой историей – жаркий синий, угольный вороний превосходно решены переносом на следующую строку и паузой. все продумано как бы. все отметено ненужное. то стихотворение, которое можно перечитывать с удовольствием. солоухинский камешек в/на ладони. впадина виска мне ближе, чем застывший в глину песок (что сложновато для моих оптически тощих мозгов). стих уносит. это правда. как вода в самом быстром месте. разбег пыли и кто-то умерший вернул меня в детство на берег рыбинского водохранилища. если это все, что сумел сделать для меня автор, - в пояс кланяться ему.

6. макарка. питерское.
http://stihi.ru/2003/09/12-838 номинатор Коля Сулима

75. автор попытался сделать несколько интеллектуальную, искусственную картинку (обломки монет раскрыли его задумку). он перебегает улицу в неположенном месте – и оттого мы чувствуем стыки. эти стыки равно паузы смысла – верны. умершие тополя переходят сразу в да будет пухом воздух – ну, не прекрасно ли?! молодая вода, рябь веселая, смолистые лопатки – игрища с вкусными формулами, питание для оскудевшего от будней организма. и опять тополь аки человек. клейкий, как человек. постоянное напряжение картинки, сделанное мастером. так обычно спокойный торговец дает с походом. не дрогнув и не мелочась. макарка сыплет из рога изобилия. питер показывается мне с той стороны, с которой я не жил и не дышал. оттепель – смещая ритм – дает перевести дух, но темп так увлекает, что ты и не успеваешь остановиться. ты несешься. в прищуренную мглу. в прекрасное по плечи, словно в снег по грудь. здесь начато с высокого тона (мы дорожим теплом), а уведено в простую душистую черемуху, образец мгновенного пылкого. блеск.

7. barry vershov. танец с дочерью.
http://www.stihi.ru/2003/05/19-1178 номинатор Гоша Спектор

70. коротко. позволяет оценить образность. метафор тьма. внутри америки - неамерика. внутри нас – не мы. очень проникновенно. после него остаются только слезы и стрелянные гильзы. интересные рифмы. смешение внешнего и внутреннего. боль показная и дикая. очень и очень.

8. сканди. неворобей.
http://stihi.ru/2009/05/20/4455 номинатор Выход из-под контроля

66. осина меня остановила. она ни к чему со словом впору. такая неправдоподобность. начало развезло, но пятая строка именно и начала текст. ирония красного угла как наказания и вызубренного партийного – пришлась. переплет и история – ирония та же. понабегут-повытопчут, межеваться, самосвят, вполголоса, особая подлость, просроченный, исповедь/изгородь – вот из чего состоит эта кладка. звучащая. женские рифмы дают монотонность, которая здесь очень необходима. правильно выбранный размер. мне кажется, что автор играл игру (playing the game), причем, ради собственного удовольствия. он – сконструировал текст. крепко сбил. и текст радует.

9. лешек. бродильное.
http://www.stihi.ru/2009/04/10/7191 номинатор Владислав Сергеев

59. заболонь после ебли мозгов – отменно. это – лучшая прямая речь во всей подборке. ты видишь, удивляясь, что автор играет с этой речью, как довлатов. валерик льва лосева построен так же. мастерски. так маляр не спеша водит кистью, а ты выкатываешь глаза: как это он смог так окрасить?.. так священник освящает пространство. буквы здесь – легкие игрушки. оловянные солдатики, которые должны погибнуть, чтобы ты насладился. и та же недоговоренность, чарующая. действительно, бродит текст. название только обрамляет картинку. это надо воспринимать общо, иначе потеряется градус.

10. анука. городской взгляд на корову.
http://www.stihi.ru/2008/05/03/3567 номинатор отборочный тур БЛК

49. скорее, это фора (смотря ниже, можно найти более сильные тексты). маха смотрит отдельно от тела – так работает мастер компьютерного коллажа, графический дизайнер. корневые клокотания. здесь они: нарочиты, но и так показаны, без обмана. так подбирают к голове президента п. туловище турчинского. просто перечень ассоциаций, так играли вальтер фабер и его дочь в греции и италии, исходя из повествования макса фриша. это – чистое лото. все топмодели – коряво, я бы написал: и рядом с неЮ топмодели, смысл останется, слово-паразит исчезнет. люцерна – хорошо, видишь все в солнечно-желтом. опустевший колокольчик – это в смысле без языка? если так, то - не лучше онемевший? не настаиваю, просто пытаюсь говорить вслух. дурашливость текста для меня оказалась более выигрышной.

кто не был поставлен мною в 10-тку? по порядку. вообще, что касается меня, то я никогда не имел в себе программы редактирования (см. нытье выше), к своим километрам текстов отношусь как к детям, которые просят есть посекундно, так что ниже приведенные тексты вполне могли бы встать в первую десятку. вот они:

11. алекс нежебуд. заклятие жарой.
http://stihi.ru/2008/01/15/695 номинатор Коля Сулима

нежебуда читаю давно и с удовольствием. в тексте много вкусностей и яркостей – оранжевый жернов жары (ж-ж-ж), гераневая смальта (рн-мл), мякиш асфальта, луна одуванчика и проч.. в принципе, при хирургическом анализе все это можно оспорить, разложить по своим блюдцам и дать определения, однако, совмещаясь по одной известной лишь автору схеме, эти слова заставляют гортань клокотать, перекатывать и не спешить проглотить. засуха зданий, прикурить трамвай, сухарик (а не сухарь), махра, пьянчужки, полотенца, корсет, сиеста (несколько выбивается из), скоморохи, гримасы – суть понятия, насытившие лето сполна. прилагательные, образованные от существительных – колесный, квасной, гераневый и проч. – меня дурманят. я проживаю тот июнь читая. волшебное стихотворение. мне несколько тяжелы словосочетания типа «скоморошество пуха», «огниво герани», «снег полотенец», «луна одуванчика» своей трудносбитостью, как разные вагоны в поезде, но в общем тексте они немного размыты, так что это проходит. ритм летний, качающий. на рифмы я не обращал внимания. рефрен хорош, особенно: клоун июнь (и колдовство, и глубина колодца, и заедание магнитофонной пленки – все есть)…

12. наталья воронцова-юрьева. частный случай в ташкенте.
http://stihi.ru/2003/03/08-755  номинатор Gavs

интригующая меня ныне тема сценарного синопсиса – краткое изложение того, что ты недочитал, недосмотрел, недомечтал в конкретном произведении. некий фильм по мотивам. прекрасное решение. четко и профессионально, как это всегда делает наталья. верная женская техника. уменьшительно-ласкательное повествование. напряжение, растущее по ходу чтения – то, чем дышит проза и воспоминания. захват с первой строфы. слова ведут не к словам, но к действию. они – совершенно обычный вроде материал, но рождающий монумент. я не поставил этот текст только из-за того, что нашел несколько перекличек с другими, поставленными в 10-тку. возможно, при сверх детальном рассматривании и реконструкции собственных состояний этот текст можно было бы поменять на текст светланы ширанковой или там ленки воробей. все может быть. потому я и грущу, что выбираю только 10.

13. чен ким. круговорот.
http://stihi.ru/2007/08/20-1066 номинатор Gavs

текст, конечно, выделяющийся из всех. не только языком, привнесенным ильяздом в 1916г., но и легкостью. остальные авторы (ну, может, исключая лешека) не играют с иронией, а чен ким – да. да как! оставьте первую строку – и уже будет о чем думать. вторая строка – тоже отдельна. ненорматив меня никогда не пугал – так что вставлен тут четко. это та зарисовка, которая: а) понятна, б) известна по жизни, в) задириста, г) исключительно пахнет добротой, насыщена эмоцией.

14. марина полякова. урок.
http://www.stihi.ru/2006/03/12-2461 номинатор Владислав Сергеев

канонический текст. вполне без изъянов. немножко выстроен, не выстрадан. я бы его чуть усилил: например, вместо нет, так любить нельзя… я бы поставил: но! так любить нельзя... не хочу ничего навязывать, но иллюзия привычных ощущений заставляет иной раз читать так, как принуждает тебя подсознание, я так и прочел. несколько банальные рифмы, которые – например – меня всегда остепеняют. я бы отметил текст за его правильность, но он меня не взволновал так, чтобы любоваться им, замолчав. здесь все ожидаемо, акценты общего преобладают, но порой (корова?) сбиваются на мелочи, которые отторгаются мною, как чужие, неприжившиеся. ненужные мелочи, что ли. последняя строка должна была быть первой, вот за это мне текст и понравился – за цикличность, размеренное начало и яркий взрыв в конце.

15. дмитрий артис. открыта дверь…
http://stihi.ru/2008/05/11/3967 номинатор отборочный тур БЛК

ну, кто артиса не знает! артис метафоричен здесь – дверь как кепка, что может быть ярче?! поскольку тема ленина мне немного чужда, я был поражен (что, между прочим, может быть сверхзадачей артиса?) продолжением о ленине. мне показалось, что дима подразмыл текст, начиная с третьей строфы, увел меня в другую сторону и я несколько зазевался, оказавшись уже на перемычке эпох, отвлекшись от свежей комсомолки…

16. владимир безладнов. калигула.
http://www.stihi.ru/2008/08/01/1943 номинатор Борис Панкин

это – холодный джаз. работа без педали на фортепьяно. не зря здесь и камю. посторонний взгляд автора, который когда-то участвовал. так он и передал время. правда, появился брубек и монк (что не тянет на кул-джаз). такой размер (может, это – единственное, что меня отвлекло от текста?) не мой. некая греческая ритмика, описательная технология – причем, наличие мелочей (всесильный бог деталей) здесь вытянутое в линейку, глаз обозревает одним кадром, но чуть затянутым, без ярких всполохов. по мне, детали должны не просто присутствовать, но зажигать, как спичка, в нужном месте. хотя автор знает, что пишет, досконально – он вовремя после второго упоминания камю ставит вскл, чтобы сорваться с этого места – напропалую. тут и вышел калигула. как переломный момент гауссового колокола. точка невозврата. но в общем текст мне показался суховатым. представители власти мордастые – это скорее для обид, нежели для тонкого портрета.

17. александр спарбер. зеркало.
http://www.stihi.ru/2008/09/26/4124 номинатор Мелькор

с неделю назад, на море, ночью я пересмотрел этот фильм. в три захода. смакуя. я – конечно – немного поменял какие-то приоритеты в кинематографе, но зеркало – это сугубо личное для каждого. автор иглою с обычной ниткой (не претендуя на пьедестал) играет с сюжетом, известным мне – и мне в первую очередь интересны его маневры, так как сюжет я изучил. работа совершена, конечно, не много запоминается из текста, но он оправдан. мне не хватило мистики, усиленной дыханием леса, падением буханки хлеба, жутким взглядом матери после убийства петуха в доме, похожем на пристанище ведьмы и проч.. а этого я и хотел. недотянул текст.

18. александр илайша. ыцясем.
http://www.stihi.ru/2009/05/10/3398 номинатор Виталий Литвин

ну, тут можно гулять. количество не переросло в качество – возможно, из-за формы. автор стремился меня поразить – поразил. некоторые моменты мне понравились. салют абсолютный, каюк какой лютый, иные корневые сочетания. но – перечитав – я не оставил в себе общей органичности (кстати, возможно, ее и не должно было быть), был немного раздражен наивностью рифм (что для меня – недоработка, лень править). …в том апреле я был гениален – возможно, лучший для меня кусок. имажинисты воскресли. а конструктивисты взошли на трибуны. сельвинский проснулся во мне… крученых перестал торговать текстами хлебникова и прислушался… этому тексту не хватает распущенности, как у влада южакова в его «введении в ленинград», которое по слогу более чистое, если не сказать, что очень чистое.

19. даша досс. а я топилась вчера…
http://www.stihi.ru/2006/02/21-2044 номинатор Ноев Ковчег

вот когда нервируют уменьшительно-ласкательные женские рифмы, но тема хороша. работа на противостоянии. ты весь противоречишь себе в тексте. правильно поставленные даже тире. цветаевский задор. оставим на будущее. последняя строчка обескураживает. я ждал после вопроса более сильного решения. но автор свел текст к шутке, к положительной энергетике. трудно в стихах ждать положительного – но мне всегда интересны эксперименты с хорошим настроением.

20. сергей пагын.
http://stihi.ru/2008/06/23/1000 номинатор Gavs

вот жук толкает свой… мелочи, которые нравятся. ведро без днища, кузнечик доблестный, пылает бабочка, белая паутина на следе – это все очень знакомо и – хотя избито – постоянно трогает. волнует. очень ровная картинка. одна из интересных натурных съемок. страдает только недоработанными рифмами типа песенка нищая (мне не понятно, почему песенка нищая – только из-за рифмы?)


остальное меня не столь тронуло, как могло бы. после чтения этих текстов я понял, что играл в блиц-турнир на выживание или на интуицию. мне стало забавно. я бы повторил, как хорошую рюмку раки, настоянную на смеси полевых трав. спасибо авторам, номинаторам, придумщикам, устроителям и всей армии невидимых механиков проекта.