Размеры и Мэтры. Верлибр. Подборка

Ноев Ковчег
Доброго времени суток всем стихирянам!

Предлагаемая вашему вниманию подборка составлена по результатам конкурса «Размеры и Мэтры. Верлибр», который проходил с 25.03 по 18.04 на Ноевом Ковчеге http://www.stihi.ru/avtor/kovhceg в рамках постоянно действующей серии конкурсов «Размеры и Мэтры».
Ход конкурса (вводная полемическая статья, прием работ/голосование, итоги):
http://www.stihi.ru/2011/03/25/8119
http://www.stihi.ru/2011/03/28/3479
http://www.stihi.ru/2011/04/18/5442


ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА

Номинация «Экпромт на тему»  - «Танцы на обратной стороне сознания»

I место
- Анна Рубинштейн. Танцы на обратной стороне сознания. http://stihi.ru/2011/03/31/3278:

...танцы на обратной стороне сознания...

...но всё же это танцы...
значит, там звучит музыка.
и ласковые светлые девушки обещают всем стать ласковыми чёрными кошками,
но, наверное, обманывают,
как и должны обманывать кошки.
а иначе они перестанут быть кошками,
а станут опять танцующими девушками...

...но всё же это обратная сторона...
значит, как по ленте мёбиуса,
ты можешь ходить там и тут,
не задумываясь о предстоящем переходе на эту,
нагретую солнцем
привычную
сторону.
а иначе это перестанет быть обратной стороной,
а станет опять этой стороной - такой привычной и нагретой солнцем...

...но всё же это сознание...
значит, мысли клубятся там,
как рой разбуженных закатом мотыльков -
перламутровых,
припудренных,
невечных,
ликующих от мимолётной власти над ночью.
а иначе они перестанут быть мотыльками,
а станут опять серыми гладкими вечными мыслями о ночном безвластии...

...но всё же это танцы на обратной стороне сознания...
значит, под тихую музыку
кошки носятся по ленте мёбиуса,
пытаясь поймать тёплых мотыльков...
а иначе жизнь перестанет иметь смысл,
а станет бессмысленной.
будет жаль.

_______

II место
- Сергей Зоткин. Переход на другую сторону. http://www.stihi.ru/2011/04/02/5694:

Главное, вовремя остановиться
   и перейти
   на другую сторону.

   В стихотворении,
   как и в нашем сознании,
   есть переходы на другую сторону.
   
   Они нарочно придуманы кем-то,
   чтобы ты мог сходить и сравнить,   
   где лучше.

   Но будь осторожен,
   они похожи на черные дыры:
   не каждый может вернуться.
   
   Гёльдерлин, например, не смог.
   
   Но, как мне кажется, это оттуда
   идут сигналы того,
   что делает стихи поэзией.

   А поэзию - необъяснимой потребностью
   человеческого естества.
   
   А мы... Мы только записываем,
   почти бессознательно, почти безумно
   и все же чувствуя:
   не стоит спорить
   с тем, что тебя выше.
   Оно само всё уладит,
   всех убедит.

________

III место
- Елена Белоярова. Изнанка солнца.http://www.stihi.ru/2011/03/31/9516:

Манипуляцией сознания
вязь танцевальных па. Тени
картин
смыкают веки
прежнему миру
иллюзией несбыточных пророчеств...

На ниточках, запутанных во снах,
закружат отблески времен. Вольный
сюжет,
луч преломленья
изнанкой солнца,
где лабиринт и пляшущие человечки

мультипликацией покажут фильм.
Древние египетские рисунки
пирамид
в них оживает
предупрежденьем
мистерия из фараонских шествий

игрою иероглифов
скользящих
заворожив...

***

Номинация «Свободная тема» - ранее опубликованные произведения и экспромты для конкурса по свободной теме.

I место
- Сергей Зоткин. Александр Львович. http://www.stihi.ru/2010/02/02/5153:

Александр Львович пожитки собрал,
шляпу надел и пальто,
дверь закрыл
и отправился в путь -
в обратную перспективу,
спиной вперед.

Поначалу это было совсем непросто,
но скоро он научился,
и уже легко обходил деревья, дома, столбы,
автомобили, прохожих.
И люди, завидев его,
уступали дорогу.
Они понимали:
Александр Львович идет в обратную перспективу,
а поскольку он человек серьезный,
значит и дело это очень серьезное.

И он улыбался им,
и они улыбались в ответ:
им было приятно,
что он, удаляясь от них,
не поворачивается спиной,
и не потому,
что их не боится,
или, прости Господи,
презирает,
а потому (они понимали и это),
что в обратную перспективу
иначе не попадешь.

_______

II место
- Галинасмирнова. Дяденька. http://www.stihi.ru/2010/05/07/4277:

Дяденька
*
он много пил
как всякий художник
и когда пил
особенно нежно любил жену и детей
целовал им пальчики на ногах и пятки
пил со слезами
нерадостно
до собачьей печали
и однажды увидел что попугай сдох
макароны в тарелке засохли
детские пятки
стучали по чужому полу
т.е. по его потолку
а из близких
только вечный бомж
на скамейке у дома
и тогда он сделал последний шаг
может к краю а может от края
а потом он сделал еще 12 шагов
завел кота
изменил палитру
новые женщины были из молодых
немного дурочки
живопись стала светлой и тёплой
понятным день
друзья плевали через плечо
стучали по дереву
он не пил
спал без снотворного
видел во сне жену и детей
плакал и целовал им пальчики на ногах

________

III место
- Александра Инина. Зима. http://www.stihi.ru/2011/02/21/6067:

В стекловидной эмали зимнего дня
ты дышишь радугой
и сердце твое не гаснет.

Всюду, куда уходят твои корни,
всюду, куда уносит мои ветви
время течет сквозь хрусталики,
застывает на кончиках пальцев
за миллионы лет до касания
рисую весну.


РАБОТЫ МЭТРОВ КОНКУРСА

Иероним Босх. Воскресное Зло. http://www.stihi.ru/2010/03/21/1548:

ВОСКРЕСНОЕ ЗЛО

я вынул себя
из-под тёплого одеяла
рано
потому что воскресенье
и торопиться не надо
я просто вытряхнул
из-под тёплого одеяла
рано
младшую дочь
вернувшуюся под утро
с дискотеки
я вежливо извлёк
из-под тёплого одеяла
рано
среднюю дочь
предложением
от которого она
не смогла отказаться
сгонять мне за пивом
вчера был банно-стаканный день
я очень вежливо вытащил
из-под тёплого одеяла
старшую дочь
рано
отругав её за то
что она ещё спит
я выманил жену
из-под тёплого одеяла
рано
обещанием напоить
свежесваренным кофе
с сигаретой
и сказали они хором
что я есть
неизбежное воскресное зло

_______

Иероним Босх. Страсти по Босху. http://www.stihi.ru/2010/07/08/1315:

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОЛГОФУ (Иероним Босх)
http://abdulalhazred.narod.ru/givopis/bosh/bosch23.jpg

СТРАСТИ ПО БОСХУ

« Разница между работами этого человека
и работами других художников…в том, что
другие стараются изобразить человека снаружи,
…ему же хватает мужества изобразить их такими,
какие они есть внутри»

Хосе де Сигуенса – Испанский монах.

так почему же картины Босха на Сотбис не торгуют
не престижно, но престижен Рембрандт и другие гении
имеющие вес и цену, хозяина и застрахованную ценность
творенья Мастера как и мир его бесценны в принципе
основатель сюра и праотец безумного Дали
ереси адепт и психопат с задатком адамита
певец свободы секса от невинности и до порока
знаток алхимии, окульта, галлюциногенов,
видений адских и фантасмагорий корифей
весь мир его во «Восхожденье на Голгофу»
где крест всего лишь буква «Т», где
каринеянен давит на неё (него) Христу не помогая
в гвоздях дощечки, как воздаяние при каждом шаге
Спасителю всего и вся, который сам об этом ещё не знает
разбойник кающийся так благочестиво, монах
внимающий ему учтиво, что им Христос
публичных казней простотА саркомой так же просто
мозг твой убивает
на первом плане сам творец
так равнодушно на тебя взирает
по уверенью многих сам Jheronimus Bosch
но сейчас он вряд ли был  бы опознан

_______

Галия Осень. а осень была огромна. http://www.stihi.ru/2011/03/28/1899:

наша осень была огромна
в белом городе звуков....

когда я от тебя уезжаю,
всегда наступает зима…

не провожай меня,
у меня лёгкий чемодан,
я увожу только воспоминания
и долгой зимой
буду перебирать их,
как сокровища
огромной осени…

глазами, полными тебя
до проливания через край,
ещё обнимая
остатками тепла,
вмолчу в  небо взгляда:
не провожай меня,
я не могу видеть на перроне
жесты однокрылых
птиц.

на полустанках сновидений
я буду выходить в ночь
и бездумно шептать
"а осень была огромна..."

_______

Галия Осень. у одной из них кривая тень... http://www.stihi.ru/2011/03/18/4619:

шуршание змей
так по тонкому звуку
ты улыбки
примеряешь к каждому платью
а к ночи снимаешь уставшие лица кукол
ты заходишь сияя
как будто
расточая объятья вокруг
время суток децембер
в разрезе юбки морок французских кружев
мне темно
почему я не верю
всем этим блеском
зачем ты красишь только снаружи

а заходит она и с нею свет
и даже непогода и шорох твоих лиц
её морщина через весь лоб
и горчинка у рта
не искажают небо
серебристых птиц
она заходит а с нею трели

солнце во все глаза

и я просыпаюсь
потому что время суток
апрель

_______

Оскар Боэций. ниц-ША.html. http://www.stihi.ru/2010/10/29/2833:

<BODY>
<div>

вкрадчиво.
как – простите?
повторяю – должны знать.

<!--  вкрадывается  -->

бывало и хуже.
где?
это вам не ширпотреб
и даже не революция.
пламя задыхается без воздуха.
мозг всегда готов
к самоликвидации.
любой хакер, мать его,
взломает без особого труда.
особый труд – такое, брат, паскудство.
войной – войну. культуру – культом.
тьма юзеров и юзер тьмы.
урл-власть урвать.
там всё – подлог.
кто славы ищет. кто бабла. кто девок. мальчиков. детей.
мозг взбунтовался против головы.
великий цезарь безмятежен.
он вне и над – его не просчитать.
он – баловень.
а мы все – балунишки.

<!--  вкрадывается  -->

весь на пружинках.
строит планы с обратной стороны черепа.
другой рукой – да не скудеет.
взрыв грядёт.
пытается вспомнить – кто такие назареи.
кто такой господь.
бог?
откуда родом?
кто его продвинул?
последний вопрос – на грани.
он сам себя.
как же иначе?
участь бога.

<!--  вкрадывается  -->

ему теперь верят.
раньше – в него. теперь – ему.
костями уже не гремит. в кости не играет.
оброс плотью.
-витамины-спорт-секс-
нажрал контент.
опутал сетью.
мать его.
никто не знает.
повторяю – должны знать.
вкрадчиво.
как – простите?
<!--  взрыв!
вы-зы-ры-вы-зы-ры-вы-зы-ры  -->

</div>
</BODY>
 
<error>

_______

Оскар Боэций. верь-либэ-не-верь. http://www.stihi.ru/2010/10/27/9247:

в некотором царстве,
в некотором роде,
в какой-то далёкой от наших времён школе
бубенчик сзывает первоклашек на урок первомудрости.
старый учитель
появляется с макетом спутника в руках,
втыкает винтовку штыком в землю
и подбрасывает спутник в небо.
коль скоро мы вышли в открытый космос,
а притяжение родины слабеет
до неузнаваемости,
придётся топить нашу атомную печь
обломками чужих цивилизаций.
каменные монстры остались на дне колодца,
старенькая космотарелка,
с визгом исторгнутая из посудомойки пространства,
выглядит голубоглазой старшеклассницей.
должен же быть
где-то выход наружу,
обращается она к луне,
мне говорили, что вселенная – яйцо,
значит, если пробить скорлупу,
можно попасть на птичий двор,
где весело кудахчут куры
и живёт бравый петух.
ку-ка-ре-ку –
кричит мальчуган с последней парты…

_______

Аюна Аюна. Безжалостность. http://www.stihi.ru/2011/01/31/4447:

Однажды я все-таки встретила её.
Вооружившись алмазным резцом
и ослепительно улыбаясь,
она  начала высекать из моего сердца
хрустальную хризантему. 
Наконец она закончила свою работу и сказала:
"Вот и всё, детка.  Теперь ты у нас красавица".
Я ответила: " Лучше бы ты вырезала птицу,
тогда бы я не задержалась здесь ни на секунду".

_______

Вячеслав Куприянов. Кровь речи. http://www.stihi.ru/2004/12/18-265:

не хочу ничего видеть
не хочу ничего слышать
ничего не скажу

закусываю губы
чувствую вкус
крови

закрываю глаза
вижу цвет
крови

затыкаю уши
слышу
шум крови

невозможно
уйти в себя
разорвать с миром
кровные узы

остается вечно
говорить и слушать
слушать и говорить

слово
у всех
в крови

_______

Вячеслав Куприянов. Полет русской души. http://www.stihi.ru/2004/11/26-198:

Легко ли тебе на воле,
o, русская душа?
Или все так же не отпускают
протяжные русские песни,
которые так далеко заводят,
не отпуская?

Не пахнуло ли на тебя
из недр мирового духа
нерусским духом?

Райскими птицами,
жужелицами, мотыльками
мерещатся мимолетные
немецкие, японские,
тьмутараканские души,
сопричастные, странные,
и ты, им невнятная,
соловьиным ли свистом
страшно пролетаешь мимо?

Если души – сплочение плача,
как же ты глубока и прозрачна!
Если души – сплочение смеха,
то ты самая срывающаяся из душ,
о, летящая русская душа!

Итак, наконец, на свободе,
на вожделенной воле,
на просторе, обширнее, чем поле,
без оков тела, ввысь, отвевая
все вести, кроме
благой, отслаиваясь от всего
земного, все позади, или все
впереди, или ты
лишь литота русской земли,
и где оно –
русское небо?

==========================================================

Спасибо всем, кто участвовал в конкурсе и отслеживал его прохождение. Особое спасибо Судьям конкурса за интересные обзоры и корректуру работ участников!

Ведущий конкурса «Размеры и Мэтры. Верлибр», Лекс Андерс.