Двухнедельное ревью 73. Обзор Михаила Микаэля

Психоделика
_______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.


Дополнения Михаила Микаэля.

"Как Обозреватель, своим личным решением, ввожу ряд просьб. Именно просьба - можно выполнить, можно нет, это никак не отразится на мнении о стихах...

1. Написать, какие поэты-классики вам близки.
2. Какие стихи современных авторов, в том числе на Стихи.ру, показались наиболее близкими и интересными за последнее время. Меня, понятно, не называть. Желательно дать ссылку.
3. Дать число и месяц рождения (можно без года)для возможных бесед о гороскопе.


Я оставляю за собой возможность попросить участников (со стихами или нет) прокомментировать те или иные выставленные стихи. Повторю - это всего лишь просьба. На ваше усмотрение. У вас же может отсутствовать такое желание или вы можете быть заняты...

Возможно, что появятся еще какие-то мысли, напишу здесь".

Микаэль.


=========================================


ИТОГИ  РЕВЮ
ВСТУПЛЕНИЕ
Ревю далось мне трудно – занятость, плохая сеть… но, в целом, я им доволен. Достаточно высокий уровень ряда стихотворений и вполне достойный в среднем – вот мое общее впечатление. Сейчас мы менее, чем раньше, нуждаемся в издательствах и журналах – нет принципиальной сложности размещать собственные журналы или альманахи в сети, печатать их в бумажном виде, давать возможность скачивать в удобных форматах, читать в «электронных читалках»… Вопрос в ином – наличие авторитетности издания, качественной поэзии, новой, которая смогла бы вызвать приток читателя.  Некоторые подвижки за последние несколько лет видны, однако стихи больше читают те, кто их пишет. А речь идет о том слое читателей, которые не понимают и не любят современных стихов. Я знаю очень многих, кто ведать не ведают о нынешней поэзии, и, при этом, многое читают из прозы. Впрочем, я наблюдал недавно за полками со стихами в книжном магазине на «Новом Арбате» - современной поэзии там почти нет, а то, что есть листают дамы и господа с явно поэтическим выражением лиц. «А мы лучше пишем!», - написано на этих лицах, и это, кстати, по ряду книг, даже возможно… Большая же часть интересуется полками с западной классической поэзией, она есть, и есть книги с подлинником и переводом на развороте.

Почему так важно сейчас обратиться к классике, и не только русской, отчего мне кажутся не только эстетскими, но и вредными заявления типа – «терпеть не могу стихов о стихах, стихов о культуре, это лежалая осетрина»! Потому что мне представляется - настал момент взлета литературы, преодоления «постмодернистского синдрома». Для полета, дальнего, высокого, требуется долгий разбег. Взлетную полосу не проложить среди нынешней культуры, она должна тянуться издалека, из античных и библейских текстов, от корней культурного древа индусов, от подножия египетских пирамид. 

Культура первична, из нее художник-творец строит мир. То, что автор напишет о парикмахерской на углу нынешней улицы, не примета современности – за цирюльней долгая история, как и за париком, как и за включением в контекст Бомарше и портрета Моцарта…
Именно новое осознание культурной  формы произведения и есть существо психоделики. Она работает с основными для стихотворения вещами – архитектоникой и энергетикой в пространстве текста. Вернувшись к исходному пункту, скажу: цель психоделики – привлечение читателя, интеллектуального в первую очередь, образованного, а такой читатель сейчас массовый.  При этом сами стихи пишутся как всегда – интуитивно, и перманентно осмысляются логически… 

Вот вещи о которых я думал, читая стихи ревью, огромная благодарность всем, кто их принес… За исключением тех, что мне мало интересны, приведу стихи, сказав о них – иногда развернуто, а иногда менее подробно.  В принципе, я не сторонник «состязаний», и не раздавал бы никаких «мест», вполне достаточно обсуждения по ходу дела… Ниже я говорю не в порядке «выделения отличившихся», но более исходя из своего удобства, компоновки обзора и прочее…

АЛЕКСАНДР ПЕТРУШКИН

6 сентября 1972 года
Осип Мандельштам, Иван Жданов, Александр Введенский
Янис Грантс http://www.promegalit.ru/autor.php?id=10
Дмитрий Машарыгин http://www.promegalit.ru/autor.php?id=3
Андрей Санников http://www.promegalit.ru/autor.php?id=154
Елена Оболикшта http://www.promegalit.ru/autor.php?id=1
ЛЕТЯЩИЙ ПЁС http://www.stihi.ru/2012/07/19/4114
СТИХОТВОРЕНИЕ ДЛЯ СТАРШЕЙ ДОЧЕРИ

Проговориться с этим [на огне
сидящим] псом – заморенным, ленивым,
скрипящим словом: а) откроешь дверь
б) утром просыпаешься не с дивой,
не с девой в) лопочешь на своей
пифагорейской олбани в оправе
ц) слушаешь, как сторож долбит в смерть
стеклянную железкой д) он вправе
сегодня проживать её со мной –
е) сомневаться в ней, как в речи. Слушай
всегдашний [захромавший в цифре] год.
Проговорился всё ж, урод? – задушит
тебя/меня язык родной страны –
порхай среди цветов, обозначений, званий,
летящий пёс – глазей со стороны,
как стороны текут из тёмных зданий,

как немота уходит через руки,
как суки, здесь выстраивая ад
логарифмический [как хромосомы жуткий]
царапают глаза, сто лет наград
не требуя, как зацветут жасмины
[в соцветии у каждого спит пёс –
две головы которого в режиме
портвейного Харона]. Как вопрос –
так в нас щенок со стороны Аида
заглядывает, и его слюну
со лба стираешь ластиком дебильным.
Обняв его огромную страну,

проговоривши мёртвым языком –
я тридцать два часа сидел в конверте
[в последней номерной Караганде]
и наблюдал, как пёс рисует петли,
царапает над огородом смерть,
что проросла за стрёмное наречье,
как дочь моя шестнадцать лет назад,
чтоб всё простить однажды, изувечив.
Чтоб всё понять, однажды не простив,
резиновые реки поднебесной
плывут сквозь пса, раскрыв больные рты
от этой ереси (не потому что честной –
а потому что спит ещё Харон
и потому что стук пифагорейский
несёт на ржавой палочке Орфей
и учит пса портвейном здесь [в Копейске]

стучаться в тьму то лапой, то крылами
на сто семнадцать метров в высоту,
и всё испить холодными глазами
и выблевать однажды в пустоту,
и выблевать свой шерстяной, как кокон
открывшийся, как неродную речь,
пифагорейский, сказанный, смолчавший
и полететь от дочери за дверь).
За Пушкина [уральского кретина],
за всё молчание меж дочерью и мной
простив меня, скрипит в щенке дрезина
и гонит под урановой дугой.

Это стихотворение большое, состоит из 4 частей, с четким числом строк 16-12-16-12, причем единство текста подчеркнуто отсутствием точек в завершении частей – либо запятая, либо отсутствие знака препинания с переносом выражаемой мысли на следующую строку. Но технический разбор мне интересен только в таких пределах.

Куда любопытнее поразмышлять над семантикой, образными рядами этого сильного произведения. Пожалуй что «дионисийского» родом, восходящего к традициям Данте или Гофману, к энергии «гражданского негодования», но того, когда автор такого типа и при любом благополучии сыщет, такое негодование для поэтов – дом родной, где-нибудь на высоком этаже «нынешней вавилонской башни». Там ветра качают сильнее и легче почувствовать момент крушения…

Я не имею, к сожалению, достаточно времени провести детальный анализ и прошу простить, если где-то разойдусь с общим мнением или мыслями автора. Но я, все же, не критик, это, скорее, некоторое мое мифотворчество о тексте, писательская работа. Фантазии Микаэля. Пес летает? А у меня полет «мысли-перехватчика»!

Итак, я буду приводить стихотворение по частям и делать вид, будто знаю о написанном нечто такое особенное. Но сначала название: «Летящий пес. Стихотворение для старшей дочери». Стоп! Нет, не слишком тактично мне трактовать – о дочери автора. Некоторых вещей не стоит касаться. А вот «Летящий пес» - загадочно… В настоящее время – летит. Вон, над стихи.ру…

ЧАСТЬ 1

«Проговориться с этим [на огне
сидящим] псом – заморенным, ленивым,
скрипящим словом: а) откроешь дверь
б) утром просыпаешься не с дивой,
не с девой в) лопочешь на своей
пифагорейской олбани в оправе
ц) слушаешь, как сторож долбит в смерть
стеклянную железкой д) он вправе
сегодня проживать её со мной –
е) сомневаться в ней, как в речи. Слушай
всегдашний [захромавший в цифре] год.
Проговорился всё ж, урод? – задушит
тебя/меня язык родной страны –
порхай среди цветов, обозначений, званий,
летящий пёс – глазей со стороны,
как стороны текут из тёмных зданий,»…

Прежде всего видишь список, причем читать надо именно «а», «бэ»… иначе не выйдет размера. Список – совершенно особенная культура письменной речи, это сложная штука, скажу здесь только – хороший список пишется по наитию и плохо подается правке… Затем ты начинаешь читать о псе на огне, и можешь придумать о нем много, «страже огня», но потом выяснится, что пес имеет отношение к Церберу, сторожу Аида. Неприятный зверь – три головы, и две бывало, и 100, всюду на нем змеи, главное – он не дает никому из ушедших вернуться в мир живых. И… и здесь я связал слова названия «летящий пес» с этой «природной задачей» Цербера, и понял основную идею – раз этот пес всюду летает, то места живым нет. Потому еще, что был такой автор, который взял эпиграфом стих из Тредиаковского… №514…

Да, такое понимание все же конкретнее, чем высказывания: «мощно». Я не в упрек…

Далее многозначный синтаксис. А в начале слово и предлог: «проговориться с». То есть кому? Это с кем? Автору с Псом. С ним, Псом, говорить нельзя - любое слово, любая речь против тебя же… Конечно, невнимательный читатель может и запутаться, ну так читайте внимательно. «Заморенным, ленивым, скрипящим словом» - это о своей речи Псу, в попытке говорить о пустом, а если не выходит – затемнить смысл. Так что «шифрованный слог» здесь не творческое кредо автора, а использование такого его свойства в полной гармонии с сюжетным ходом. Что замечательно само по себе.

Драматургия списка такова – ничего особенного, простое, житейское, затем «пифагорейской олбани», уже тень магического, затем «сторож долбит в смерть стеклянную железкой», здесь какой-то образ, который мне разбирать некогда, право… Пес неотлучен, он вправе призывать смерть и наблюдать за умиранием, он внимателен к речам… Далее, я бы уточнил – кто проговорился о «годе Х?», здесь «захромавший» как «век вывихнут»… Пес – убийца языка…И вот, главное событие – пес летит, он тотален, и, замечательный образ – «стороны текут из тёмных зданий», и «стекающие стены» неплохо, а здесь «стороны», образ «всех сторон». «Уроды» здесь и автор, и Пес, все погибнут и всё. Все жертвы.

ЧАСТЬ 2

«как немота уходит через руки,
как суки, здесь выстраивая ад
логарифмический [как хромосомы жуткий]
царапают глаза, сто лет наград
не требуя, как зацветут жасмины
[в соцветии у каждого спит пёс –
две головы которого в режиме
портвейного Харона]. Как вопрос –
так в нас щенок со стороны Аида
заглядывает, и его слюну
со лба стираешь ластиком дебильным.
Обняв его огромную страну,

После сказанного – все довольно понятно. И я уже говорил немного. Цербер не просто тотален в пространстве – он в хромосомах, он в каждом цветке, он размножается экспотенциально и теперь он смотрит отовсюду, «со стороны Аида», всеми глазами цветов. Он – в крови каждого, жизни и она - мертва. Очень точно «щенки».

Строфа – расшифровка и конкретизация. Читатель находит опору, он может перечитать текст иначе. Стихи расшифровывают себя без комментария со стороны. Комментирующий сам себя текст.

ЧАСТЬ 3

проговоривши мёртвым языком –
я тридцать два часа сидел в конверте
[в последней номерной Караганде]
и наблюдал, как пёс рисует петли,
царапает над огородом смерть,
что проросла за стрёмное наречье,
как дочь моя шестнадцать лет назад,
чтоб всё простить однажды, изувечив.
Чтоб всё понять, однажды не простив,
резиновые реки поднебесной
плывут сквозь пса, раскрыв больные рты
от этой ереси (не потому что честной –
а потому что спит ещё Харон
и потому что стук пифагорейский
несёт на ржавой палочке Орфей
и учит пса портвейном здесь [в Копейске]

Некое видение. Оно же воспоминание. Давно пес-то… Язык мертв. ЛГ 32 часа «сидел в конверте». П/Я №…Час, скорее всего – год. А.Петрушкину, кстати, очень скоро 40… Так что не просто так стихи, а этапный цикл, и это было первое, на что я обратил внимание. Само число 32 очень хорошо… ну, отвлекся… Ряд мест опускаю, по названной в начале причине… Это еще не время массовой смерти («спит Харон»), а вот далее –

«и потому что стук пифагорейский
несёт на ржавой палочке Орфей»…

Смотрите. Стихи желают расшифровать себя дальше. Орфей – спустился в Аид с лирой и заслужил право вывести из края смерти жену, Эвридику. Хорошо… У Орфея Лира. А здесь – то стеклянная железка, то ржавая палочка… что же это?

Что? А что важнее всего для поэта, теперь, не во времена лир?.. Ручка. Которой пишут. Стеклянная, со стержнем или с ржавым пером… неважно. Слова, стихи – спасительны, животворящи, побеждают мертвый язык. А железная… «Я памятник себе воздвиг»… вот почему. Да и при стеклянном корпусе есть металл… И поэтому в первой части "палочка" зовет смерть - что опаснее стихов для того, кто боится проговориться....

Такова моя фантазия, так прочитал. Я свободный читатель… Таков мой миф.

Только Орфей не выходит таким героем. Уже в нем самом – страж, с его немой речью.

ЧАСТЬ 4

стучаться в тьму то лапой, то крылами
на сто семнадцать метров в высоту,
и всё испить холодными глазами
и выблевать однажды в пустоту,
и выблевать свой шерстяной, как кокон
открывшийся, как неродную речь,
пифагорейский, сказанный, смолчавший
и полететь от дочери за дверь).
За Пушкина [уральского кретина],
за всё молчание меж дочерью и мной
простив меня, скрипит в щенке дрезина
и гонит под урановой дугой.

Да, А.С. обнаружился. На Урале. Ироничное самоопределение автора. Бросить все, выблевать из себя «стража-щенка». Единственный выход – прийти к живой речи. А через нее к ожившей стране. Прекрасный финал – щенок отправляется в свой Аид, под урановой дугой не очень-то выживешь. Но может и мутирует, между прочим, в какого-то очень шустро «летающего пса»

Я сразу же предупредил – для анализа такого сложного произведения времени у меня мало вовсе... А стихи – мощные и правда, со сложной сюжетикой и хорошими образами.


ЧЁРНЫЙ ГЕОРГ  http://stihi.ru/2012/08/09/5309
русский поэт В.Ш.
Овен
_________ Пик августа _________

Пик августа. Подрагивая листьями,
уходит день по опустевшим улицам...

А я бреду за ним, шагами лисьими,
на встречу со своей бессмертной спутницей.
Дождь кончился. Все плоские поверхности
усеяны сферическими стразами,
что кажутся водой – живущим в вечности,
а нам – непозволительно-прекрасными.
Нимб солнца опускается за скверами,
слепя кварталы окнами вечерними...

Когда-нибудь я научусь, наверное,
и этому не придавать значения.

http://stihi.ru/2012/08/09/5309

Стихи Георга я люблю, о нем рассказывают немало вздорного, но, по своей сути, это замечательный поэт-лирик, умеющий передать сложные идеи в образах, не теряя ни ироничности, ни качества поэзии, ни себя – своих переживаний, тепла, устремленности к свету.

Необыкновенная точность, «невыдуманность», легкость слога – весьма характерны для Георга. И он умеет пользоваться инструментами, которые именуются «психоделическими» - теория пси результат значительного опыта, а не «изобретенные бредни», которые хотели бы видеть в творчестве Георга «наши поэтические бюргеры» с их суевериями, страхами, нежеланием вдуматься, выйти за пределы своего обжитого мирка.

Вот первое двустишие: «Пик августа. Подрагивая листьями,/уходит день по опустевшим улицам»... Этого достаточно, чтобы обозначить время и место события, более того, топографию – «пик августа», некоторая высота «во времени» автоматически переносится на пространство и, одновременно, все же еще вопрос – идет ли эта улица под уклон? А, возможно, это дорожка без уклона, но – не вниз? Вниз? Это важное ощущение двойственности…. Второе, отмечу, «уходит день», а не человек, и это вроде бы банальность, но этот день включает листву, она его часть. День «подрагивает» листвой, точно он живое существо, которое отряхивается от дождя, и за этим днем-поводырем идет автор, на встречу с «бессмертной спутницей», то есть смертью (можно сказать «жизнью», «любовью», «надеждой» - но я беру это, для ясности). Два заявления здесь – смерть бессмертна, и смерть – постоянно рядом, «спутница», но такая, соседства с которой хочется избежать, и вот отчего «шагами лисьими», путая, убегая…здесь рифма не новая, но звучная, нужная, неправильно было бы отвлечь читателя изыском - от красивого образа… а затем 4 «загадочных» стиха:

«Дождь кончился. Все плоские поверхности
усеяны сферическими стразами,
что кажутся водой – живущим в вечности,
а нам – непозволительно-прекрасными».

Отмечу, «плоское и изогнутое», в частности  сферическое - эти понятия, которые незаметно входят в образный ряд, и им оперирует автор… «Улицы», «Лисьи петли», «сферическими стразами», «нимб» - «изогнутое», «изгиб», а рядом «плоские поверхности»…  но, далее. Итак, капли воды на плоских поверхностях, живое на конструктивном, в природе прямой линии нет, «стразы» - капли воды, а не драгоценные камни. Но вот потом, что за зверь? Они и есть вода, отчего же они водой только кажутся, да еще «живущим в вечности?»… Припомним «бессмертной спутницей» и сделаем вывод – человек ощущает себя бессмертным, пока жив, он редко думает иначе. Это простой вывод. Мы все видим только капли дождя. Или так полагает «наша плоская часть» мировосприятия. «Нам» - не всем вовсе, не в смысле «живущим», но тем из нас, кто видит прекрасное, для кого осуществлен прорыв в «изогнутое», «неправильное». Дальнейший ход текста определяется уже легко. Это именно «прекрасный мир», который синтезирует «плоскую геометрию окон» с лучами заходящего солнца. Это выполнено безукоризненно – настроение вечера, окна верхних этажей, отраженный в них закатный свет… Финал:

«Когда-нибудь я научусь, наверное,
и этому не придавать значения».

В частности – свести жизнь и смерть, изогнутое и плоское, «древо» и «теорию» к единому и к одному языку…

О мягкой пси текста пусть говорит автор произведения – он скажет точнее.
¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_________________________________________
САРА БЕТ БЕРНАР
1 августа

Занимательная телеология

Было тихо и сухо. Душистой волной
обдавала, тревожа, июльская ночь.
Постовой Портупеев стоял у пивной,
размышляя — войти или двинуться прочь

от порочащих честь постового блаженств
в полновесную тень цеппелина жены.
В это время в пивной под шансонную жесть
о любви тосковала Эстер Племенных -

плыл Титаник надежды сквозь гогот и смог,
ждал счастливого случая с черепом флаг.
За столом, под прожженной табличкой «No smoke!»
мужичок хапал травку — украдкой, в кулак.

Лысый, рыжебородый, с хитринкой в глазах,
что-то тихо шептал - «тибидох»? «крэкс-пэкс-фэкс»?
С каждым выдранным волосом вспыхивал зал -
и Эстер приносила янтарный «Эфес».

Так плескалась в глазах голубицы печаль,
так рвалась из-под фартучка сочная плоть,
что мужик после пятой на жизнь осерчал
и решился Эстерову грусть забороть:

«крэкс-пэкс-фэкс» - Племенных заспешила к жене,
«тибидох» - и за стойкою встал постовой.
И в июльскую ночь полилось - все нежней:
«Лениин всегда живой...»

 Иронично поданная гражданская лирика – редкий зверь. Если говорить о настоящих стихах. Плотных и образных. Тем более с историко-культурным фоном. Иллюстрация подходящая на странице, и не вносит диссонанса – всем советую взглянуть… http://www.stihi.ru/2012/08/03/12

Давайте подробнее.  «Было тихо и сухо. Душистой волной/обдавала, тревожа, июльская ночь./Постовой Портупеев стоял у пивной,/размышляя — войти или двинуться прочь»… очень точное вступление – и время действия, и настроение, и «тревожа», что «втягивает читателя некоторой таинственностью», но и дает состояние постового. Он же в раздумьях, куда двинуться. Фамилия Портупеев, как и Племенных превосходно выбраны. Не так это легко, точное имя очень многое вносит в текст, само по себе делает его многослойным. Так Портупеев сразу вносит картину и современную, и времен военных, Ильича. И еще «тупость, тупее»…

Выбор невелик – либо выпить задарма, либо, тоже без расходов, «в полновесную тень цеппелина жены». Образ превосходный, исчерпывающий. И даже с характером супруги «цап-цеппелина». Портупеев входит в пивную, Эстер Племенных, официантка, тоскует под «шансонную жесть», и…

«плыл Титаник надежды сквозь гогот и смог,
ждал счастливого случая с черепом флаг.
За столом, под прожженной табличкой «No smoke!»
мужичок хапал травку — украдкой, в кулак.
Лысый, рыжебородый, с хитринкой в глазах,
что-то тихо шептал - «тибидох»? «крэкс-пэкс-фэкс»?

Ключевое событие стихотворения – В. И. сидит в пивной, в несколько неадекватном состоянии, и показывает фокусы. Опять-таки, все абсолютно выверено – и «Титаник надежды», ей затонуть, и «счастливый случай», иначе не получить власти, такого рода, и с «черепом флаг» - это и авантюризм, и просто флаг с изображением характерного черепа вождя… Превосходный портрет большевизма - одновременно и предупреждение… Далее – финал. Драма вновь возвращается к фарсу, В. И. жалеет Племенных с ее прелестями и та меняется с постовым ролями – она (он) спешит к «жене - цепеллину», а постовой, в роли официантки, за стойкой поет «Ленин всегда живой»… Чем меня привлек этот финал? Да тем, что и ныне проживающий в многочисленных сердцах наших сограждан вождь, исходил именно из учения о тех, кто из ничего станет всем, и о переделке человека, сотворении нового человека… Булгаков так, в «Собачьем сердце», о том же…

А плотность и последовательность сюжета ничем не уступает Пелевинскому «Чапаеву», и, хотя во многом сходно по типу, по крайней мере не хуже, чем у Пелевина, по яркости, выдумке… Во всяком случае – не слишком мне Пелевин с его безъязыкостью, а здесь хорошо.

Сара Бет – замечательный автор. Лирики, они частенько, как начнут стих, так и завоют. За немногими исключениями. Но так мало тех, кто умеет написать хороший сюжет, поэтично, на современном уровне и с отличной иронией…
_______________________________________________
ЯН БРУШТЕЙН
Ломоносов, Пастернак выборочно, Мандельштам сильно выборочно, Ахматова - совсем выборочно…
Лешек почти весь, а из последних это: http://www.stihi.ru/2011/11/11/5468 и особенно http://www.stihi.ru/2011/03/04/3744
Лёша Ивантер: http://www.stihi.ru/2012/02/23/6987, очень!
Сара Бет: http://www.stihi.ru/2010/04/10/8433    
10 ноября

местоимение
http://www.stihi.ru/2012/06/16/9543

местоимение моё
имение и место
в раю оставлено враньё
в деревне плоть и стыд
и насосалось комарьё
так что под кожей тесно
гоню железное гнильё
за тридцать три версты

там где излучина и злу
чинарик не достался
его когда-то докурил
я обжигая рот
и вот развеяли золу
и приняло пространство
всё то что вызнал от Курил
до питерских болот

кто над водами сед и пуст
где время стало тенью
пылал неугасимый куст
сгорев почти на треть
моя железная ладья
дрожала в нетерпенье
и если честно был ли я
уже не рассмотреть

Ян Бруштейн сумел найти некую «золотую середину» - его стихи пользуются вниманием читателя, чему я не один раз был свидетелем, иногда – несколько упрощены, всегда предполагают «понятный и простой слой текста». Но далеко не случаен интерес Яна к этой площадке, он ее завсегдатай с давних пор. Ряд его  замечательных стихотворений включены в коллекцию психоделики http://www.stihi.ru/2010/11/05/1213 , в частности «Миф о красных деревьях», «Прощание с Арахной», «Ныряющий с моста»,  «Рыбы», «Лошадка цвета мышки...», «Мой брат»…

Поскольку автор не высказал желания видеть стихи подробно разобранными, но просил лишь сформулировать общее впечатление, то так  и поступаю. Это хорошие стихи, не просто возможные к публикации, но обязательные. Отличное название, жизненные, как будто обыденные, события и, одновременно, личное переживание судьбы, утверждение о свете, добре, как «главном в человеке и творчестве». Я выражаюсь чуток трафаретно, но это очень существенно. Человек «вне культурного покрова» - йеху, темное в нем сильно, пещерные комплексы – рвутся наружу. Первое, что свершает Всевышний, отделяет свет от тьмы, а затем свет становится днем, а тьма – уже не изначальным мраком, но звездной ночью. Культурные аллюзии многочисленны – например, именно «33 версты», не другое число, или все начало третьей строфы с отчетливым библейским подтекстом… «Время стало тенью», вот замечательный образ возращения к исходной точке, образ «тающей вечности» и ухода из жизни, если мы «обитаем» в основной платоновской конструкции, где реальное – тень. С этим образом связан и точный финал.
___________________________________-
АЮНА АЮНА

еще о пустынях
.http://www.stihi.ru/2012/08/16/9615

называю себя песком а тебя пустыней
пусть ветер пересчитывает путешественников и верблюдов
текущих между текучих барханов
текущих между текучим и постоянным
пусть пересчитывают песчинки и звезды арабы
а уходящие из Басры когда-нибудь в Басру вернутся


Отличное лирическое стихотворение - о постоянстве и переменчивости ("текущих между текучим и постоянным"), о том, что любовь возвращает к себе ("а уходящие из Басры когда-нибудь в Басру вернутся")... Неподвижное сцеплено, связано с подвижным, а в нем миры... так любовь неизменна и постоянна, а в ней время-движение чувств, страсти, разрывы... Текущие пески - своего рода песочные часы, они обозначают время, возможно, оно мало что значит в медленном существовании пустыни… и все же льются пески и возвращение состоится...

Самое важное в стихотворении – соотношение между песком и пустыней. Это единый образ:  где пустыня – там песок, где много песка – там пустыня. Если вам хочется увидеть поэтический синоним пространства-времени, то вот он: пустыня и песок, пространство «пустыня-песка»… Любопытно – оазис, колодец, вода, они не входят в лексику произведения.  Отчего же? А вода, река - иной поэтический синоним времени, сходный, оттого ненужный. У воды свои часы – клепсидра. Реки-время текут в пространствах Ньютона. Есть и механические часы, модель «Все известно наперед»… Я сейчас думаю, как раз, об использовании для стихов солнечных часов, это вполне перспективно…

У Аюны в стихотворении, есть еще «ветер» - нечто внешнее к миру песка-пустыни, и дающее движение, некий перводвигатель, и есть люди, караваны – они уравнены в правах с песчинками, а также звездами, как отражение движения и неподвижности (звезды)... Стихи Аюны хороши тем, что говоря о любви, они дают энергию мысли…

 СТРАН-НИК
Арс. Тарковский, Н. Рериха, Бродский, Ахматова.

Свищев, Артис, Орлов, Царев, Пагын, Крупинин, Лешек, Гонохов, Аюна. Кажутся интересными отдельные эксперименты Артемоны, Синевой, Егора Мирного.
Дата рождения: 5 декабря

Страсти по Иоанну
http://www.stihi.ru/2011/12/07/440

Сон ли привёл тебя в волшебные эти дебри?
Хлюпает под ногами болотная ржавая паста
и расцветает роза, такая же, как у Бредбери,
или, как у Желязны, кровавая - для Экклезиаста.
Вырастает ртутный цветок на бетонных кочках,
над железным миром, растекшимся в бурую жижу,
и трепещут, тянутся к небу его коготочки -
протыкают стоящей в болотах хижине крышу.
Или это не хижина, это - ковчег нетленный?
И вылетают семь ангелов из чрева болотной химеры
и летят над Кавказом и сирой от серы Сеной,
и четыре угрюмых всадника появляются прямо из серы.
А в руках у ангелов раскаленные трубы. Или это не трубы вовсе,
а хоботки как у бражников? Или это слоны над цветком летают,
пьют нектар и ждут конца света? И свет исчезает, и остаётся ослик
пиросманьевский и улыбка Джоконды, которая тает,
тает под слоем болотной жижи и превращается в кадмий
и неаполитанскую жёлтую в вечном церулеуме тягучем.
Ослик, блеснув чешуёй, забивается в ил под корнями рами,
и рушатся Кордильеры и другие горные кручи.
И наливается роза светом коллайдерным и умирает тоже.
Где тот крест, на котором можно распять планету?
Где те губы, что будут шептать в вечном мраке «боже»?
Ты еще спишь, Иоанн, но все сны уже канули в лету.
Ты еще спишь, Иоанн, и дрожат твои веки безвольно,
войны еще не созрели и ядерный гриб Хиросимы
не вырастает над миром. Еще никому не больно,
не страшно и не тревожно в последние наши зимы.
Кровавой мельницы крылья не кружатся на Монмартре,
не богохульствует Эффель, и Мона Лиза не снится
ни Оппенгеймеру, ни да Винчи... Может, приснится в марте?
И свет начинается снова, и змеем вползает тебе под ресницы...

 В целом - интересные стихи, достаточно плотные, с большим числом аллюзий. "Или это слоны над цветком летают" (с), как упоминание картины "Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения" С. Дали - достаточно характерный эпизод. Разбирать различные ряды и связи довольно долго, в принципе пришел к выводу о соответствии... Скажу о существенном - мне понравилась решение: говорить в отклике на "Апокалипсис" достаточно много о гибели культуры, сделать это важным. Такое решение органично, поскольку "И небо скрылось, свившись как свиток", то есть мир вырастает из слов, культуры, а не наоборот. И гибель искусства - окончательная и бесповоротная гибель. И нравится основное решение, отраженное в названии, и сразу реализуемое прямым обращением к Иоанну: "Сон ли привёл тебя в волшебные эти дебри"? (кстати, "волшебные" кажется не совсем верным словом, в нем некая "мягкость", "сказочность", речь же о жестком, трагичном, и великом событии)... В некоторых случаях есть чрезмерные упрощения, скажем "светом коллайдерным". Я хорошо понимаю - важный "прокол в современность", тем не менее советовал бы просмотреть такие места тщательно, окончательного мнения у меня нет, или вот "и ядерный гриб Хиросимы не вырастает над миром"... иногда нужны банальности для "читаемости" и полезны... но лучше бы они были качественнее.


ВИКТОР КОВРИЖНЫХ

 А.Пушкин, Н.Некрасов, А.Блок, Н.Заболоцкий, П.Васильев, Н.Рубцов, Ю.Кузнецов.
Из стихирских: М.Анищенко-Шелехметский, А.Логинов, А.Раевский, и со вчерашнего дня А.Петрушкин Кыштым.

5.11.1952.

ОДИНОЧЕСТВО

http://www.stihi.ru/2011/08/05/7262
Я случайно, внезапно вошёл в этот снег:
стыли сумерки в белом ознобе,
заблудившийся в поле стоял человек,
утонув по колени в сугробе.

Ни следов, ни примет, только снега игра
и повсюду - ни капельки света!..
И казалось, что я уже умер вчера,
а сейчас только понял я это.

Но прорезался "скорый", как вспышка огня.
И - погас... Звук распался в отрогах.
И опять белый мрак, и опять тишина,
ни дорог, ни надежд, ни тревоги...

Но остался в душе, словно след ножевой -
снег дрожащий над полем ознобом.
В предпоследнем вагоне я ехал домой
и на поезд глядел из сугробов...

1984 г.

Очень интересные стихи, такая белая пелена и не знаешь где ты... У Пруста, это определение точки пребывания в пространстве и времени... сходный, со снежной пеленой был в одном фантастическом романе, когда из времени в другое переходили воссоздав всю обстановку пункта назначения. Там, в романе, очень близкая обстановка - снег в Центральном парке Нью-Йорка и потеря понимания - где ты... В некоторой степени соотносится с "В полдневный жар в долине Дагестана", скажем. Замечу - и там, и там пустынно, нет других людей, связей... В любом случае, этот давний стих - удача.

ЮЛИЯ ЕЛИНА

Межелайтис, Высоцкий,Тарковский.
Из ныне живущих - Ольга Хохлова, Олеся Николаева.
Стихирские - Сергей Ивкин, Дмитрий Мельников, Елена Мудрова(Чёрная Лиса). 

http://stihi.ru/2011/12/08/10901
Поющему.

Мелодия.
Гармония.
Гортань
И мягкие
податливые связки.
Да, эта плоть
сама рождает звук!
Трёхслойный ряд
из рыхлых алых тканей
Становится волшебным инструментом.
Поющий сам является оргАном
и Органом.
Так дух его и плоть
совместно резонируют друг в друга,
Осваивая эту тайну тайн.
Мелодия.
Гармония.
Гортань.

Юлия Елина человек думающий, идеи ей важны. А так же - человек образованный. Стихотворение меня удивило относительной, для такого рода текстов, простотой, что мне скорее нравится. Гармония и плоть в единстве - хорошая тема. И хорошо, что дано через музыку, причем целостно, неким "маленьким оркестром". И прекрасно, что о творчестве - видовом отличии человека. Приметно, что речь идет о песне-познании этого единства. Так что выходит и вовсе не просто... На мой взгляд - серьезный, состоявшийся поэт. Содержательные, современные стихи.

СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ
ранняя Цветаева, поздний Пастернак, Тарковский,
из Гумилёва, Бродского, Чичибабина…

2. стихирских живых не буду называть - пусть живут себе :-))), подольше,
поэтому пусть это будут почившие М.Сопин и В.Гаврилин.

3. 22 авг. 1959 года от Р.Х.
В пустыне

http://stihi.ru/2010/04/23/9006

...эта дорога, как все, сперва
не тяжела, чуть позже
стала желтеть вдоль неё трава.
Стала с загаром кожа.

Где-то мелькавшая рядом жизнь
быть не хотела взрослой,
и возникавшие миражи
воспринимались просто.

Дальше трава отошла : пески
с перекати-полями
слово "мираж" превратили в стиль
пагубный, но желанный.

Дальше - оазис : он как бы есть,
но у него в колодце
стильная, сильная чья-то месть :
камень блестит на солнце.

Мысль умирает, и чувство за
ней семенит на тризну,
всё ещё видящие глаза
видят, как тела призрак

на раскалённый падёт песок,
и зазвучит валторна
первоидеи, пришедшей в со-
при-косновенье с горлом.

И поднимаюсь, и вновь иду,
так и иду поныне
я, победивший пустыни дух,
к новой своей пустыне.

Мне близко это стихотворение, к чьим несомненным достоинствам отнес бы преображение достаточно известного образа «жизнь-дорога» в образ вечного странствия по череде пустынь.

«Мысль умирает, и чувство за
ней семенит на тризну»…

Здесь сказано очень многое, в том числе о соотношении мысли и чувства, первичности идеи. В стране, разбитой «параличом материализма», нет более важной темы.


ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА

Мандельштам, Блок, Хлебников, Цветаева, Бродский


http://stihi.ru/2012/08/19/3024   Ольга Алёшина
http://stihi.ru/2012/07/10/566    Григоров Амирам
http://stihi.ru/2012/08/22/6139   Дмитрий Артис
http://stihi.ru/2012/08/05/8134   Т. Литвинова
http://stihi.ru/2011/12/15/7911   Черная Лиса


17 марта 1978 года

серебряное

http://stihi.ru/2012/06/08/4047

алело время, датами болея.
вдруг щёлкнул выключатель и затих,
но кажутся не тёмными аллеи,
а светлыми, как нерождённый стих.

наверно, из окна иллюзий проще
смотреть на мир, вдыхая аромат
дождя, который прошлое полощет,
где сходим вместе с одного ума.

для узников – сума – такая роскошь.
неузнанной, неспетой, налегке
пройти бы вдоль осоловелой рощи,
рыбёшкой сгинуть в каменной реке.

На мой вкус печальные, искренние лирические стихи, с мелодией, в которых все найдено, да вот не все доработано…

Здесь использован прием – содержание стихотворение расширено опорой на классику («Темные аллеи», Бунина). Я отношусь к такому решению уважительно, это некоторые материалисты говорят о том, что плохи стихи о стихах или прозе, они не понимают – не реальный мир отражен в искусстве, а оно строит реальность. Но это я к слову…

Итак, «Темные аллеи», содержание всем известно. «И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», — прибавила она с недоброй улыбкой»… У вас все это есть, стоит за текстом. При некотором «засилье рыб», «каменная река», то есть улица, очень точный поэтический символ времени. Есть у Окуджавы «ты течешь, как река», но вовсе в ином контексте…

ЕГОР МИРНЫЙ

Арсений Тарковский, Георгий ИвАнов, Марина Цветаева
за последнее время:
 http://stihi.ru/2012/03/31/6140   Мария Маркова

http://stihi.ru/2011/07/24/4797    Плахов

http://stihi.ru/2011/04/08/6428    Дмитрий Мельников

http://stihi.ru/2006/08/26-1967    Игорь М.

28 декабря 1983

корни

http://stihi.ru/2012/05/06/2416

мой наполнитель это скорее лес,
воспитанный грибниками и пауками.
мальчишки на пнях оставляют солёный хлеб,
который ещё в руках превращается в камень.

меня обжимает свет, повторяет воздух,
ровняет огонь, отслеживает вода,
я по костям зверей узнаю свой возраст,
по мху на деревьях - откуда любви не ждать,

по жирным следам лесника выбираюсь в люди,
по тёплой листве забираюсь опять в себя.
таёжное небо, ссутулясь, меня кормит грудью,
и звери мои, как бы не было тихо, не спят,

а я им даю имена, а затем изменяю,
потом выгоняю наружу - они не идут,
звери с ничего не значащими именами;
лес, уходящий корнями в пустоту.

Интересное стихотворение – «потемки души» овеществляются в образе «темного леса» из которого хочется найти дорогу, выйти к людям. Несомненна связь корней деревьев, слов, личностных корней… Финальная строка «лес, уходящий корнями в пустоту» связан для меня и с библейским образом бездны, и с неуверенностью автора в осмысленности существования – без взаимодействия с миром, да и в целом. Для меня вопроса здесь нет – Творец создал человека-творца, это его видовое отличие, как говорилось неоднократно. Поэтому не столь сложны вопросы о «смысле жизни» или «корнях»… Стихи, творчество – реализация сути человека, а многие ли их возносят или нет, дело второе.

ГАЭЛИНА

А. Тарковский, Б. Пастернак, А. Блок, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина.

http://stihi.ru/2010/01/31/7100  Миронова Елена

http://stihi.ru/2007/07/22-1802  Симон Слуцкин

http://stihi.ru/2009/05/21/3684  Горшков Олег

http://stihi.ru/2011/07/30/7091  Владимир Пучков
Сергей Пагын:  http://www.stihi.ru/2010/09/06/2874
18.05…
http://stihi.ru/2012/08/28/7188

Прорва.

Дом возникает вдруг, из темноты,
И наплывает синею громадой,
Распахнутые окна, словно рты,
Вбирают жадно майскую прохладу.

Промокший сад и кроны набекрень –
Всё движется стремительно навстречу,
Вступая в бой, лохматая сирень,
Соцветья осыпает мне на плечи.

Потоком выпуская яркий свет,
Хозяин отворяет дверь, как шлюзы,
И к ночи вопрошая, ждёт ответ,
Но я молчу, покуда им не узнан…

Застыв на расстояньи, вижу как
Он наклоняет голову по-птичьи.
Собачий лай летит во влажный мрак
На отголосок поздней электрички.

Внося в весенний воздух диссонанс,
Насквозь пропитан запахом вокзала,
Я остро сознаю, что время нас,
Как мотыльков на иглы нанизало,

Что прорве двадцати минувших лет
И наших сил, и молодости мало,
На островке страны, которой нет,
Нас и самих как будто бы не стало.

Дождь моросит и, загнано в тупик,
Почти что осязаемо мгновенье.
Охрипшее: «Ну, как живешь, старик?»
Выдавливаю, подойдя к ступеням.

Хорошо выполнено. Я бы сказал стихи, в которых повторяющаяся из года в год радость жизни, уходящая и приходящая вновь весна, противопоставлены угасанию дружбы, разрыву связей и уходу, тем самым, в старость. Не имеет особого значения – вельможность, богатство или иные «радости» стали тому причиной, но мы живем в других и умираем при угасании наших в них отражений.

НАСТЯ КАМЕНСКАЯ
http://www.stihi.ru/2012/08/19/4190
Мамкины туфельки. Платьице клёвое.
Речка журчит, озираясь опасливо.
Милое лето моё мотыльковое,
рядом с тобою я, кажется, счастлива:
первым свиданием с льющимся месяцем.

Где поцелуй пробирает до косточек,
низки перила, и хочется свеситься
вниз повзрослевшей на толику полночью;
мокнуть от вытканной небом испарины.
Вытерты млечные стёжки подошвами.

Верю, что к нам незаметно приставлены
ангелы с пухлыми белыми ножками.

Мне нравится в этом стихотворении «примерка прошлого на себя», что задано сразу «Мамкины туфельки» и еще более словом «клёвое», вполне к «туфелькам» «на пару». Стихи светлые, чуть улыбающиеся прошлым временам, немного ироничные, но с верой в Ангелов-хранителей, еще как бы детей, но умеющих провести за руку по нынешним «крутым дорогам».


АЛЕКС РУДОВ
Опыты символики.. голос

Нет, это не эхо, нет, нет, не душа,
потерянный голос в забытой пещере
живет, словно преданный слугами шах
и случая ждет у заваленной двери.
Нет, это не эхо, нет, это не джин,
неведомый звук и осознанный разум,
он многие годы и людям служил,
но так и не вышел на волю, ни разу.
Где тысячи лет утекли с той поры,
прошли, пролетели, и в чем-то остались,
он начал свой путь с этой самой горы,
в нее и вернулся уставшим и старым.
Сначала он встретил больного царя
и стал постепенно надменным и грубым,
скитался в пустыне, ходил по морям,
шептал в Иерихонские Трубы.
Был рыцарь, был конюх, монах, брадобрей
в его путешествии с тела в тело,
перебирался в другое - лелеял,
и помогал, начинал голос делать.
Однажды он плотника встретил в пути,
почувствовал родственность, веру и силу,
забыл он надменность, гордыню, притих
и вспомнил в чем истинность блага.
Бескрылый,
бескрылый, слабый во время убийства,
прополз по копью, проникавшему в сердце,
в руку солдата неслышно спустился,
затем воевать переправился в Персию.
Случалось, что он изменялся в пути:
служил куртизанкам, певицам и леди,
крестьянскую девочку случай найти
помог. Лишь минута была до победы,
когда разгорелся последний костер,
и он перешел из огня к тамплиеру,
бежал за границу, услужливо стер
всю память о войнах, оставив лишь веру.
И в той же горе, когда умер адепт,
он, словно к сокровищам брошен в ловушку,
как прежде живет заключенный, бездельник,
да музыку неба пытается слушать.
Нет, это не эхо и это не джин,
потерянный голос в забытой пещере
еще существует и сам господин,
своим откровениям, памяти, вере.
Нет, это не эхо, нет, нет, не душа,
когда у людей просыпается совесть,
быть может они где-то сняли с ножа
тот самый, забытый, божественный голос.

Не до конца выправленное произведение, но представляющее вполне идеи автора. «Нет, это не эхо, нет, нет,»… отлично, «эхо» изображено фонетически…

«шептал в Иерихонские Трубы» - очень понравилось.

И прием продлен, рефреном, он держит каркас произведения. Его места -1, 5, 42, 46 строки при общем их числе 49… мог чуть ошибиться, но и 49=7х7 и 50 неплохо, отдал бы предпочтение стихотворению 7х7, именно в связи с тамплиерами. Внутренние радости, но иногда очень способствуют – дают энергию автору.

Я об этом говорю, потому что искал место, где бы разместить еще рефрен, может некоторое золотое сечение, любая гармония… тем не менее, такие, парно-окаймляющие строки, без дополнительного рефрена, тоже очень неплохи, симметричны…

ВИКТОР ФИШКИН

Мандельштам, Пастернак (больше – до середины 20-х), ранние Маяковский и Заболоцкий, несколько стихотворений Тютчева, Блока, Хлебникова, Цветаевой, Ахматовой, Есенина, Северянина, Кирсанова, Бориса Корнилова, Тарковского, Шпаликова, Вознесенского. Одно стихотворение Державина «Река времён в своём стремленьи…». Пушкина «Евгений Онегин». Русские былины.

…  «скажу только про Гулю Кириллова, поскольку его никто не знает, а я уже более 30 лет периодически бормочу [его строки]»…

17.07.1951
http://stihi.ru/2012/09/02/3951
В. Фишкин
Бесконтактная страсть

Вы хлебали «Моет», я потягивал виски.
Хрипло выла певица про любовь и обман.
Вы надели очки – я казался Вам близким,
А когда без очков – превращался в туман.

Вы струились змеёй, вы кокетили фразы,
что нелепа судьба, как французский бульдог,
вас измучила страсть кокаиновым сглазом,
но когда вы со мной, вас преследует долг.

Как достал этот мир, этот шарм моветона,
наших глаз пустота и усталость фигур…
Я хочу умереть в чём-то жёлто-лимонном,
но сегодня лилов проливной Сингапур.

Стилизация "Танго Магнолия" - качественная. Мне нравятся стихи В. Фишкина – высоким качеством, профессионализмом, главное – доброй иронией, хорошим юмором.

ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ

1. Блок "На поле Куликовом", Маяковский "Молнию метнула глазами", Есенин "Мне осталась одна забава", Бальмонт "Мы говорим на разных языках", Пастернак "Свеча горела", Анненский Иннокентий "Среди миров", Бродский "Письма римскому другу", Евтушенко "Казнь Стеньки Разина".
2. Быков "Баллада о кустах", Строчков "Я говорю, устал, устал, отпусти", Полозкова "Вместо подытога".
3. Терех, Прозоров, Свищев.

http://www.stihi.ru/2012/07/01/3554

Когда я стану насмешлив

Когда я стану насмешлив и даже груб,
она прижмётся ко мне, в ремень вопьётся рука.
- Это наш клиент, - скажет, смеясь, мой друг.
А я не хочу этих мокрых горячих губ
с запахом пива и табака.
Но она будет настойчива и дерзка,
ткнётся губами в ухо, зашепчет: - люблю, люблю...
И будет стремительнее, чем река,
похожая на зверька,
верящая в семью.
Очевидное глупо было бы отрицать -
не любовь ею движет, слепой протест,
но я не хочу потерять лица,
и я не смогу заменить отца
дочери, которой нужен отец.

Стихи вполне ясные, даже чуток «шлягерные», но вполне уровневые. Я ценю и понимаю такое соединение…

«И будет стремительнее, чем река,
похожая на зверька,
верящая в семью»…

Очень хорошо.

ОЛЯ БАКИНСКАЯ
Пастернак, Ахматова, Цветаева....и мн. другие.
Черная Лиса http://www.stihi.ru/avtor/lisiya
Штуша-кутуша http://www.stihi.ru/avtor/777777777777777
Сима Радченко http://www.stihi.ru/avtor/simaradchenko
Александр Жигун http://www.stihi.ru/avtor/zhigun919
Сергей Ширчков http://www.stihi.ru/avtor/ser291074
Елена Касьян http://www.stihi.ru/avtor/pristalnaya

для бесед о гороскопе: 10.08.1976


http://www.stihi.ru/2012/01/11/10395
забудь меня такой

Открой глаза.
Прошу тебя - смотри!
Вот я какая. Вся как на ладони...
Хочу чтоб ты меня такой запомнил:
с огнем в глазах...
и пустотой внутри.
Прошу тебя - внимательно смотри!

Да, я - болванка, чучело, муляж.
Всего лишь сплав удачных генотипов.
Тебе казалось - здесь богатство скрыто,
а это был искусный "макияж"...
И за него теперь рубля не дашь.

Финита ля...что ты придумал сам -
быть героиней не дано субретке.
Не наливай себе микстуры едкой
из памяти с надеждой пополам!
Пусть будет так - пускай я буду хлам!

Забыть меня так просто, милый мой.
А эта тяжесть в левом подреберье
пройдет сама...
Не велика потеря,
не обнищаешь, чтоб ходить с сумой...
Открой глаза.
Забудь меня такой...

Личностные стихи, не "лиргероиня". Что же добавить? В такого рода поэзии часто проступает некоторая парадоксальность "Открой глаза.Забудь меня такой"... и диалоговый строй стиха. Причем скорее это внутренний спор, а не с "другой стороной лирической пары", такие стихи тянутся к драматургии. Вряд ли в стихотворение такого размера возможно уместить "Укрощение строптивой" с поворотом типа диалога - от "фехтования" к "ироничному согласию". Но очевидно и у вас - "соглашаясь взять верх"...

ЕЛЕНА ЭЛЕНТУХ
http://www.stihi.ru/2012/08/09/5363
Кажется

Ему только кажется,
что она им изучена досконально.
Исхожены тропы,
в её лесах не осталось зверей и тайны.
Моря, острова названы,
туземцы хороши, поскольку мертвы.
Даже между деревьев не спрятаться:
ни коры тебе, ни листвы.
Она всегда под рукой,
понимающая без слов, прощающая без слёз.
Он привычно раздражается,
когда слышит /сотый раз и всерьёз/
крик,- Хочешь? Плыви к другим континентам!
Латает ему паруса,
пальцы иглою колоты.
Он отдаёт швартовы, видит глаза
золотые, как клады пиратские,
слитки, дублоны, пиастры.
Кается,
протягивает букетик, её любимые астры.
Целует ей руки,
надеясь, что она уйти не отважится.
Он ныряет за кладом. Хватит воздуха?
Ему только кажется.
В принципе лучше всего сравнить эту работу со стихами Оли Бакинской, здесь же, на ревью. Если у Оли стихи тяготеют к драматургии, то у вас близкая тема решается с использованием инструментария прозы. Это выражается в том, что речь ведется от третьего лица. Нам рассказывается некая лирическая история. Но мы не знаем, насколько она личная для автора, хотя, возможно, личная. Хорошо, что есть 2 плана - реальной истории и метафорический, относящийся к морским путешествиям, поискам другой женщины... тем не менее, перед читателем история с "перевертышем", вот здесь очень видно: "Он отдаёт швартовы, видит глаза золотые, как клады пиратские"... ряды смыслов смыкаются, поиск не нужен, клад давно обретен. Сказка (или быль?) рассказанная женщиной самой себе... . Символика воды выражена довольно успешно, но это понятно, так что пропущу... сами финальные строки могут толковаться по-разному - и как реальное событие, в самой резкой трактовке, уход женщины из жизни в вечность (море) или попросту уход навсегда. А ему не догнать... плюс "она нужна, как воздух". Достаточно гармоничные стихи.

ЛИВЕРИЙ

Любимые поэты классики: Маяковский, Цветаева и др.
Современники: Николай Зиновьев, Вера Павлова.
Стихирские: Михаил Свищёв, Сканди.

Ты готова нежить жалеть
http://www.stihi.ru/2011/01/08/774

Ты готова нежить жалеть,
А детей гурьба – голытьба.
Хоть шаром кати эта клеть,
И чинить избу не судьба.

За забором сосед на обед.
Он построил терем теперь.
Твоего же много лет нет.
А не хочешь верить – не верь.

За окошком снова ложь – дождь.
Так и будет во всю прыть лить
Ты сидишь и юбку клёш шьёшь
И его напрасно ждёшь жить.

Поднимаешься с утра в рань –
Вдруг как чудо из чудес в шесть
Разлетится на весь край грай.
Он вернётся, чтобы сесть есть.


Некоторая близость интонации к песне. Я воспринимаю эту интонацию в данном случае, как сюжетно-оправданную: женщина одинока, ждет, некая связь с соседом, непрочная – поест и уйдет… вот она, возможно, что-то и напевает… в целом узнаваемая и грустная история. Интересно то, что так полно отраженные в классике отношения бедной женщины с богачом  или барином имеют быть место в современности.

РОБЕРТА  РО
http://www.stihi.ru/2012/08/03/329
***
Ну что ж, проходи, рассказывай,
Что нового, как дела.
Меня бережёшь?
................А надо ли...
Что?
................Девочку родила...
Вот видишь - теперь вас четверо.
Да, именно - как у всех...

... В тот год было так же ветренно,
Мне слышался детский смех,
И снилось: смешная девочка
И мы - на краю земли...

А что у меня? Так, мелочи:
Вот - волосы отросли...

Роберта удивляет меня четкими финалами стихов, хотя и допускает, иногда, погрешности в тексте. Стихотворение, тем не менее, целостное. «Простая история», рассказанная искренне. Финал отличный, имеющий глубокий подтекст – волосы, это символ волшебной силы, магии колдуний. Библейская история о Самсоне сразу же пришла мне на ум. Хотя здесь речь идет о женщине, потерявшей и вновь обретшей свою силу. Такого рода финал неожиданно меняет текст и заставляет перечитать его уже под другим углом зрения.

ОЛЕГ КАЛИНЕНКОВ 
http://stihi.ru/2012/07/25/1411

Выбивая из чашки ягоды от компота,
к сорока семи набил на носу горбинку –
насмерть стоят полувековые шпангоуты
с профилями доколумбовских инков.

И, постигая слабость свою чувствительными местами,
всех обойдёшь блудниц – ба! знакомые лица –
но ни одной не отыщется родом из Месопотамии,
чтобы разлиться.

Стихотворение, на мой взгляд интересное, со многими аллюзиями, лучше всего прокомментировала Сара Бет Бернар: «Я бы назвала стих философско-ироничным. По большому счету, все просто - автор на кухне пьет компот и размышляет о себе и мире, который его окружает. Стих настроение, стих ностальгия по тем временам, когда и трава была зеленее, и женщины в своих чувствах "полноводнее" :)
Любопытный с психологической точки зрения момент: ЛГ кушает фрукты (вареные, не свежие - тут можно провести параллель со свежестью чувств) и как-то обыденно, слегка по-стариковски, думает - де, типажи все те же, с теми же качествами, присущими слабому полу, но исчезло в них что-то, что раньше заставляло восхищаться и терять голову.
Возможно, дело не в людях, а в личном мировосприятии, в утрате свежести чувств, в "замыленности" глаз и старении души. Не секрет, что мир таков, каким мы его видим - если от него ничего не ожидать, то он и не сможет ничем удивить».


ЮЛИЯ ВИ КОМАРОВА

1. Любимые поэты Анненский, Ахматова, Мандельштам, Аронзон, Елена Шварц.
2. Из живых нынче - Олег Воробьёв
http://www.stihi.ru/2011/02/28/654
http://www.stihi.ru/2011/03/24/4319
3. Д.р - 3 июня


Синий шар http://www.stihi.ru/2012/06/15/2937

Закутаться, зарыться бы в тебе
поглубже, так, чтоб стало даже больно...

Мы привыкаем - вольно и невольно
к тоске по телу больше, чем к судьбе.
Смиряемся с разладом, с пустотой
в душе, но не с пустой своей кроватью.
И с мыслью и банальной, и простой,
что тело обладает благодатью

смягчать удары сердца и судьбы,
мы переносим ссоры и упрёки,
сдаёмся - кто с трудом, кто без борьбы
укладываясь в заданные сроки.
Всё потому, что холод, как и жар,
нам легче пережить вдвоём и вместе.

Летит по небу синий-синий шар -
он так идёт взволнованной невесте.


Интересно и "достаточно классично" соединением страсти и размышления...

"Смиряемся с разладом, с пустотой
в душе, но не с пустой своей кроватью.
И с мыслью и банальной, и простой,
что тело обладает благодатью"...

Только при условии, что тело вмещает в себя душу…



ФИНАЛЬНЫЕ СТРОКИ

Ревю получилось неплохим, ряд текстов можно оценить как весьма высокие по уровню. Я прошу прощения у тех авторов, что не включил в обзор – скорее здесь виноват я, чем эти авторы.  Но постоянная борьба с плохой сетью…)) Возможно, что найду в себе силы и смогу написать о положительных свойствах еще ряда произведений… Я не говорил в обзоре о технических замечаниях или смысловых неувязках. Считаю такой общий подход для итога наиболее верным. Спасибо, всем удач!

ПРИЛОЖЕНИЕ:  ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ТАЛИСМАНАХ
Я предоставляю право всем желающим ознакомиться с таблицей Агриппы, если им такого рода вещи забавны))
Овен Первая (дни с 1 по 10) Темный человек, одетый в белое, хорошо сложен, красные глаза, сильный и злой.
Вторая (дни со 11 по 20) Женщина, одетая в красное, стоящая на белой ткани.
Третья (дни с 21 по 30) Злой, бледный человек с рыжими волосами, одетый в красное, с золотым браслетом и деревянным посохом.
Телец Первая Обнаженный человек, лучник, фермер (сеющий или пашущий) и постройка (здание).
Вторая Обнаженный человек, держащий ключ.
Третья Человек, держащий змею и копье.
Близнецы Первая Человек, держащий ветвь и прислуживающий другому.
Вторая Один человек держит дудочку, другой копает землю.
Третья Человек, ищущий оружие, и дурак, с птицей в правой руке и дудочкой в левой.
Рак Первая Девушка в красивой одежде с короной на голове.
Вторая Хорошо одетый мужчина; или мужчина и женщина, играющие за столом.
Третья Охотящийся человек, с сетью и горном, чтобы подозвать собак.
Лев Первая Человек, катающийся на льве.
Вторая Голова злого человека в короне и поднятыми вверх руками. Угрожающе выглядывающий человек с нарисованным на правой руке мечом и маленьким щитом на левой.
Третья Очень печальный больной юноша, держащий кнут.
Дева Первая Девушка и человек, разбрасывающий зерна.
Вторая Темный человек, одетый в меха, и человек с гребнем для волос, держащий сумку.
Третья Бледная, глухая старуха; или старик, опирающийся на посох.
Весы Первая Злой человек, держащий дудочку, и человек, читающий книгу.
Вторая Два злых человека и хорошо одетый мужчина, сидящий на стуле.
Третья Буйный человек с луком, перед ним обнаженный человек, и другой человек, с хлебом в одной руке и чашкой в другой.
Скорпион Первая Хорошо одетая женщина, на которую нападают двое мужчин.
Вторая Обнаженный мужчина, женщина и мужчина, сидящий на земле. Две собаки кусают друг друга.
Третья Мужчина на коленях, женщина бьет его посохом.
Стрелец Первая Мужчина в колодках, держащий обнаженный меч.
Вторая Плачущая женщина, закутанная в одежды.
Третья Золотой человек, играющий с посохом.
Козерог Первая Мужчина и женщина, несущие тяжелые мешки.
Вторая Две женщины и мужчина, смотрящие на летящих птиц.
Третья Скромная, мудрая, работающая женщина и банкир (ростовщик), собирающий на столе деньги.
Водолей Первая Бережливый человек и прядущая женщина.
Вторая Человек с длинной бородой.
Третья Темный, злой человек.
Рыбы Первая Хорошо одетый человек с мешком на плечах.
Вторая Симпатичная, хорошо одетая женщина.
Третья Обнаженный мужчина и юноша с красивой девушкой с венками из цветов на головах.