Двухнедельное ревью 91. Обзор Ученого Кота

Психоделика
                _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Ученый Кот       http://www.stihi.ru/avtor/z3apa3a



                _______________ ПРЕДИСЛОВИЕ ВЕДУЩЕГО  _______________



Здравствуйте.
Давайте уделим две недели стихам, вызывающим эмоциональный отклик, т.е. той разновидности суггестии, которая направлена на формирование у читателя эмоционального фона. Но: давайте уйдем от типичных штампов, где манипуляция происходит слишком явно: кладбищ и психбольниц, оборванных крыльев, умерших близких родственников, больных маленьких мальчиков, умирающих девочек с последней просьбой, одиноких старушек, брошенных на чердаках игрушках и прочих разорванных котяток. Поищем более необычные символы и персонажи, ситуации и точки зрения.
Любопытно будет оценить влияние ритмики и звучания стиха на глубину полученного эффекта. Не забывайте, что если читатель спотыкается из-за прыгающей ритмики, сбивающейся рифмы или трудночитаемых звукосочетаний, то завладеть его вниманием и эмоциями гораздо сложнее.


                _______________ ОБЗОР  _______________

Гроза над Эгейским морем утихла, унеся с собой сполохи молний, и тучи, зацепившие было верхушки гор, ушли дальше, на Северо-запад. Упавшие в неподвижную воду небольшой бухты звезды подрагивают в едва заметном прибое, обещая еще одно ясное утро желтого лета, как называют этот сезон путеводители, вложенные в кармашек впереди стоящего кресла.

Так, следуя неизменной смене часовых поясов, месяцев и сезонов, разбрасывающих камни и сеющих зерна, пора и нам собрать свой урожай.

Ну и типа того, короче. Давайте пройдемся по всему тому, что нам встретилось, увиделось, запомнилось и, что самое главное, заставило почувствовать что-то, вопреки разуму, настроению и ненормированному рабочему дню. Не будем разбирать отдельные труды, пройдемся вместо этого по встретившимся и не встретившимся приемам, превращающим читателя в послушную марионетку в руках маститого литературовода.

ПЕРЕДАЧА СЦЕНЫ, КАДР:
очень важно поместить читателя в определенное "здесь" и "сейчас" - как в хорошей фотографии недостаточно снять объект - необходимо подчеркнуть сиюминутность кадра, иначе это не художественная съемка, а рекламная. Мелкие детали, указания на реальность происходящего - даже если происходящее не реально - вот что заставляет читателя сопереживать.
Картинка определенно присутствует у Сергей Богомолова http://www.stihi.ru/2013/03/11/1946 , Георга http://www.stihi.ru/rec.html?2013/09/14/758 .
У Гаэлины hhttp://www.stihi.ru/2013/08/27/6741 и Аю http://www.stihi.ru/2013/08/31/9850 есть попытка получить сценку, но кадр слишком общ, в нем не хватает деталей.
У Модеста Лосика http://www.stihi.ru/2012/12/21/6885 - картинка слишком "штампована", как на детском рисунке где солнце с лучиками.
У Даунова http://www.stihi.ru/2013/09/20/7620 - удачное, в плане кадра, начало, но дальше все теряется.
У Александра Крупинина http://www.stihi.ru/2008/02/01/2574 кадр используется, скорее, как вспомогательный прием.
У Сары http://www.stihi.ru/2013/07/31/751 картинка складывается к конце текста.
У Алексанры Ининой http://www.stihi.ru/2013/07/04/574 интересный подход к построению картинки.

СЮЖЕТ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КАДРОВ:
скорее из области того, что не встретилось. Архитектоника определенно присутствовала, например в стихах Черного Георга, Сергея Богомолова и Сары Бет. Но, основана она не на развитии действия, а скорее на смене точки зрения - как если бы камера ехала вдоль достаточно статичной картинки. Так же упорядоченную смену кадров можно наблюдать у Аннабель Ли http://www.stihi.ru/2013/03/07/770 , но у нее картинка слишком фрагментарна.

Еще Евгения Ивачевского http://www.stihi.ru/2013/08/13/2678 забыл упомянуть и Ла Дзету http://www.stihi.ru/2012/06/20/81 (может быть и еще кого-нибудь) - пишу второпях на садящейся батарейке.

НЕТЕКСТОВЫЕ ПРИЕМЫ:

ЗВУКОИМИТАЦИИ И ЗВУКОПИСЬ:
Какой-либо интересной внутритекстуальной звукописи используемой для звукоимитации, а не как ритмический элемент (например в ассонансах) я не заметил, но, возможно, пропустил. Звукоимитация присутствует у Ла Дзеты для создания "песенного" антуража и отчасти у Анабель Ли, но у последней, скорее, не удачно, т.к. не вписывается в ритмику стиха.

ВНЕШНЯЯ РИТМИКА - внешняя (по отношению к стихотворному размеру) ритмика обеспечивает цикличность стихотворения, и может быть использована для различных эффектов - принуждения читателя к ретроспективе текста, подтвержденного или обманутого ожидания. Но для обеспечения ритмики недостаточно просто повторения элементов - необходимо развитие, движение. Можно найти ритмические элементы к Ла Дзеты, Микаэля http://www.stihi.ru/2010/06/23/5309 , Александр Крупинина, причем у последнего - и удачные и неудачные, слишком явные.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ ЗАМЕНЫ:
позволяют расширить пространство текста, использовать те образы и эмоции, которые уже "внедрены" в голову читателя другими авторами, а значит добиться, естественно при правильном использовании, большего эффекта в меньших словах. Это могут быть как персонажи, так и аллюзии к другим текстам, фильмам и прочим художественным явлениям. Присутствуют у Георга (и весьма удачно), у Сергея Бгомолова, Гаэлины и еще нескольких авторов менее удачно - персонажи называются, но фактически не используются.

Прошу прощения за обзор второпях - если вспомню что-то общее - то добавляю. Постарался каждому написать что-нибудь в комментариях.



- Ученый Кот -