Экспертный обзор. Александр Сидоров. Октябрь-2014

Большой Литературный Клуб
МНЕ БЕСКОНЕЧНО ЖАЛЬ МОИХ НЕСБЫВШИХСЯ МЕЧТАНИЙ...


Всякого только что родившегося младенца следует старательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: «Не пиши! Не пиши! Не будь писателем!» Если же, несмотря на такую экзекуцию, оный младенец станет проявлять писательские наклонности, то следует попробовать ласку. Если же и ласка не поможет, то махните на младенца рукой и пишите «пропало». Писательский зуд неизлечим.

Антон Чехов. "Правила для начинающих авторов".
................


1. НЕМНОГО ЗОЛОТА В МУТНОЙ ВОДЕ

СУДЯ ПО ВСЕМУ, ко многим из тех, кто попал в октябрьский лонг-лист БЛК, ласку уже применяли, и впустую. Так что, по совету известного доктора Чехонте, лучше бы на этих авторов махнуть рукой. Но - не могу. Мне как-то ближе первый метод. Однако, поскольку администрация БЛК просила меня по мере возможности сдерживать негативные эмоции, обойдёмся без розог.

Начнём с анекдота. Гражданину изменила жена, он бежит к своему адвокату: "Я её убью!" - "До десяти лет лишения свободы". - "Я её покалечу!" - "До шести лет". - "Я её просто поколочу!". - До трёх лет". - "Я... я... я плюну ей в морду!" - "Правильно! Но ради Бога... сделайте это как можно тактичнее".

Пожалуй, и я буду излагать ума холодные размышления и сердца горестные пометы как можно тактичнее. Так что не обижайтесь.
*********************

СНАЧАЛА О ХОРОШЕМ.
Из всего длинного перечня текстов мне удалось отобрать несколько таких, которые с чистым сердцем можно назвать стихами.

Перечисляю их соответственно позиции в лонг-листе. Какие-то из них мне ближе, и, возможно, расставил бы я их по ранжиру несколько иначе. Но главное, всё это - СТИХИ. А личные предпочтения - уже немного из другой оперы.


ЛА СВЕТЛАНА ВЕТКА ВЕТКА «старушка летяга»
http://www.stihi.ru/2010/04/12/6671 отборочный тур для резидентов БЛК

старушка летяга
( сказка для себя)

летела над миром старушка летяга
летела над гомелем, брянском и прагой
летела в пределах старушкиных сил
в далекие земли от снега и зим

далекие земли - далекие страны
левее парижа (правее лозанны)
для бабушки тяжкий нешуточный труд
неаполь - салоники - яффа - бейрут

в пути приземлялась, когда уставала
у тропки, дороги, везде, где попало
(чуть-чуть передышки и снова вперед)
старушка летяга - седой самолет

прохожий, как встретишь старушку летягу
уже пролетевшую гомель и прагу
париж и лозанну (возможно, бейрут)
увидишь, что сказки ни слова не врут

прохожий, подай ей немного еды
когда-нибудь станешь летягой и ты..

ЩЕМЯЩЕЕ. Что мне особенно близко в судьбе этой эмигрантки-старушки, порхающей по свету? То, что горечь подана в форме эдакого весёлого детского стихотворения. Что-то в духе Даниила Хармса. Такой (абсолютно гармоничный, замечу в скобках) контраст между содержанием и формой  - дорогого стоит.


STERVA «И какой-то Гамлет»
http://www.stihi.ru/2014/05/05/3502 номинатор Алексей Исхаков

Этот мир фатален и неподсуден,
Разделяясь на инь и пьянь.
Даже девочки для битья посуды
Ищут мальчиков для битья.

Потому что парность универсальней,
Чем любое из прочих зол.
Все слова, что когда-то уже связали,
Повторятся в другой сезон -
Оттого не менее увлечённо -
У поэтов и сволоты.

Будет чёрным белый и белым чёрный,
А малиновый - золотым.

И какой-то Гамлет не станет Бродским,
Научившись принадлежать,
Отпустив на волю свои наброски
С тридесятого этажа.

СОЧНАЯ ОБРАЗНОСТЬ, метафоричность, которая перетекает в сочную простоту... Вариация "На смерть Поэта", только без "наперстников разврата", "убийцы хладнокровного", "пал, оклеветанный молвой"... Всё проще. Парность универсальней, чем любое из прочих зол. Яна, STERVA, это больно подмечено.


НИК ТУМАНОВ «Мария наливает до краёв...»
http://www.stihi.ru/2014/03/25/2335 номинатор Александр Коковихин

Мария наливает до краёв.
Мария понимает, как устала, мечтая о несбыточном своём, творить в тени чужого пьедестала. Давно ушли задор её и стать, и слава потускнела, вроде меди. А нынче коммуналка три на пять и пьяные с рождения соседи. Мария ночи мается в тоске, не слыша за стеной густого мата.

...прижмётся скрипка к вымокшей щеке, пульсируя в безумном пиццикато,
сорвутся звуки-камешки с пращи горячих струн, дыханием согретых.
Рыдай, певунья, плачь и трепещи, выбалтывай  сердечные секреты.
Когда у края разума паришь, за счастье призрак славы принимая, летят навстречу Лондон и Париж, и прочие гламурные гавайи. Ведь там, внизу, безгласна и слепа,  взращённая на изысках науки, ликует приземлённая толпа, приветственно раскидывая руки.

...к рассвету тишина берёт своё, сквозь щели выдувая эйфорию.
Мария наливает до краёв.
Тоска уже не мучает Марию. Тот, вымечтанный в юности,  далёк и нынче до него ей мало дела, ведь рядом за столом трубач Валёк, охочий до скрипачкиного тела.
Мосты давно и напрочь сожжены. Дуэты переписаны на соло.
Мария ждёт нашествия весны, как Русь ждала воинственных монголов.

И ЧТО ТУТ КОММЕНТИРОВАТЬ? Высший пилотаж? Но это - выше высшего пилотажа. В некотором смысле - перекличка с предыдущим стихом о Гамлете, который не стал Бродским. Но у Ника, пожалуй, задача была сложнее. Большой текст, да ещё А-4, изначально отпугивает многих нынешних читателей. А тут... Не берусь расписываться за других, но сам я читал, захлёбываясь состраданием. Читал не жадно, но медленно, боясь упустить оттенки звуков, запахов, надрывных переживаний и пьяной безысходности.
"Мария ждёт пришествия весны, как Русь ждала воинственных монголов".
Я всегда держался того мнения, что окончание стиха должно быть ударным. Видимо, и Туманов - тоже.
.

СТЕП «Над родимым гнездом»
http://www.stihi.ru/2014/05/20/194 номинатор Ильдар Харисов

Тот, кто ползать рожден, не взлетит ни сейчас, ни потом,
Даже если научится летным владеть аппаратом.
Но родительский дом мы не зря называем гнездом,
Чтобы помнил любой: ты на свет появился пернатым.

По ночам соловей окликает свою сулико,
Ранним утром в полях жаворонок поет над покосом,
И все это затем, чтобы даже не вздумал никто...
Не поверил на миг, что пришел в этот мир безголосым.

А когда ты решишь, что настал твой последний черед,
Умирать не спеши и хотя бы на время воскресни.
Над родимым гнездом - пусть дана только ночь на пролет -
Пролети и пропой свои самые лучшие песни.

ОЧЕНЬ ЛИРИЧЕСКОЕ.  Степ - человек моего времени. И, судя по его стихам, - моего мировосприятия. В противовес предыдущим двум замечательным стихам, произведение Славы полно мудрой любви к каждому человеку. Тому, кто ещё остался человеком. Не верь, что ты пришёл в этот мир безголосым и бескрылым. Ты ещё сможешь пропеть свои песни, хотя бы перед смертью, пролетая над родимым гнездом. Может быть, смерть даёт душе по-настоящему раскрыться и выплеснуть то, чего ты не мог, не в состоянии был выразить словами при жизни. Верь в это - и тебе будет воздастся пролететь и пропеть свои лучшие песни. Это - голос того, кто точно знает - ОН явился в этот мир не безголосым. Спасибо, Слава.


АЛИНА СЕРЕГИНА «Бабочка и Океан»
http://www.stihi.ru/2014/09/04/8856 номинатор Юлия Вольт

Гoвoрит, не трусит - вoшлa, мoл, в рaж, нo
Этo всё брaвaдa и сплoшь врaньё:
Перелётнoй бaбoчке oчень стрaшнo -
Ведь стихия, в oбщем-тo, не её.

Тaк тoскливo - впoру пoвыть белугaм!
Пaукaми вoлны ей сеть плетут,
A oнa привыклa пoрхaть нaд лугoм,
Тaм цветы и трaвы... A тут, a тут

Глянет вниз - и безднa, и кoлoт лёд в ней,
Ей кричaт oскoлки, друг другa злей,
Чтo oни видaли пoперелётней,
Пoкрылaтей знaли, пoжурaвлей,

Пoстрaстней мечтaвших o дaльней дaли,
Пoпoлней хлебнувших пoлётa вкус -
Дa и те чaстичнo не дoлетaли:
Выдыхaлись или теряли курс...

Oкеaн пoд крыльями флибустьерит -
Всё ему нaгуливaть aппетит...
Нo oнa, кoнечнo, летит и верит,
И хoтя, кoнечнo, не дoлетит,

Oкеaну крoшкoю стaв к oбеду,
Не увидев джунглей и их лиaн -
Oкеaн зaметит свoю пoбеду.
Oкеaн рaсплaчется. Oкеaн

И непoбедимый, и безызъянный,
И oпaсный другу, кaк и врaгу,
Будет дoлгo-дoлгo шaтaться пьяный,
И грoмить трaктиры на берегу.

БОГ ТЫ МОЙ, какое пиршество! Какой фейерверк поэзии, какие рифмы, какая свобода стиха! Я не в силах это даже комментировать. Наверное, это - гениально. Нет, даже наверняка. Спасибо БЛК за то, что он открыл мне такую поэзию. Бабочка, "смертию смерть поправшая" и заставившая плакать Океан - да как! За такие строки можно полжизни отдать.

Глянет вниз - и безднa, и кoлoт лёд в ней,
Ей кричaт oскoлки, друг другa злей,
Чтo oни видaли пoперелётней,
Пoкрылaтей знaли, пoжурaвлей...

Oкеaн

И непoбедимый, и безызъянный,
И oпaсный другу, кaк и врaгу,
Будет дoлгo-дoлгo шaтaться пьяный,
И грoмить трaктиры на берегу.


ЕФИМ БЕРШИН. «Яблокопад»
http://www.stihi.ru/2014/10/05/4641 номинатор «45-я параллель» для БЛК

Это яблоко. Яблокопад.
Это якобы сумерки.
Якобы
это Ева идёт через сад.
подбирая опавшие яблоки.
 
Это яблочный Спас. Это путь
тишины, выходящей из тени.
Контрабас,
контраболь,
контрапункт
приглушённого грехопаденья.
 
Это вечера стёртый пятак
нагоняет ненужные страхи.
Это яблоки падают так,
будто головы падают с плахи.
 
И уже не дано надкусить
ни плода, ни случайной удачи.
Никого не дано искусить
в подмосковном Эдеме на даче.
 
И Господь меня не отлучит,
обрекая изгнанью и стуже,
не затем, что я праведно чист,
а затем, что я больше не нужен.
 
Я лежу, как пятно на холсте.
Я упал.
Я сегодня при деле.
Я прикован к своей наготе,
как любовник к постылой постели.
 
И небес дождевая вода
осторожно смывает усталость.
Подберите меня, господа, –
нас немного осталось.

ОДНО ИЗ ЛУЧШИХ В ПОДБОРКЕ. Несмотря на явно царапнувшее -

Это вечера стёртый пятак
нагоняет ненужные страхи...

Мне кажется, что "пугающий" пятак притянут исключительно для последующей рифмы с "так". Ну, непонятно совершенно, на каком основании вечер сравнивается с потёртым пятаком, а ещё более странно, с какого бодуна этот стёртый пятак нагоняет ненужные страхи. Непроизвольно вспоминается "неразменный пятак" Саши Привалова из "Понедельник начинается в субботу" Стругацких. Там действительно "ненужные страхи" нагнал молоденький милиционер, который задержал незадачливого "экспериментатора".

В остальном - сильно. "не затем, что я праведно чист, а затем, что я больше не нужен"... Отлично.


ЕВГЕНИЙ СТАРОВЕРОВ «Фронтовые лошади»
http://www.stihi.ru/2014/10/03/6586 отборочный тур для резидентов БЛК

Эшелон, гудков многоголосье,
Чёрным крепом заткан горизонт.
Уходил июнь куда-то в осень,
Уходили лошади на фронт.
Юные, с душой по-детски пылкой,
Прихватив вожатых под уздцы.
Озорные девки под-кобылки,
Хмурящие бровь под-жеребцы.

От друзей, что возрастом не вышли,
От уютных тёплых денников.
Где в садах нахохленные вишни,
Смотрят в небо с волжских берегов.
Улыбались просто, без причины,
Доверяясь знанию людей.
В рёв снарядов, в чёрную пучину,
Той войны, что не от лошадей.

Чтобы вшестером, известным цугом,
Одолеть лихую круговерть.
И упасть над Вислой или Бугом,
Грудью на растерзанную твердь.
И уже на грани той, где гимны
Где ночное, дети и костры,
Улыбнуться  горько и наивно,
Людям, что так искренне добры.

ПРИЗНАЮСЬ ЧЕСТНО: поначалу оставил это стихотворение за пределами списка избранных. Очень не понравилась строка "прихватив вожатых под узцы". Не могу настолько абстрагироваться, чтобы представить, как лошади подхватывают под уздцы вожатых. Столько не выпью... Но уж больно стих пронзительный в своей простоте. Пришлось наступить на горло собственной песне в пользу чужой.


ЭТИ СЕМЬ ЗОЛОТЫХ ПЕЧИНОК Я НАМЫЛ ИЗ ПОТОКА, ПРЯМО СКАЖЕМ, ВОДЫ, И ДАЛЕКО НЕ ЧИСТОЙ.


2. ЧУТЬ-ЧУТЬ НЕ СЧИТАЕТСЯ. А ХОТЕЛОСЬ БЫ...

Отдельно хочу сказать о некоторых стихах, которые не включил в избранное, хотя они мне понравились.


ИГОРЬ ТУРУНТАЙ «Решма 7. Юрьевец»
http://www.stihi.ru/2014/10/08/8766 отборочный тур для резидентов БЛК

Не летай на Алтай, и тем более в Пальму де…
Не смягчить твои беды в чужой  воде.
Пусть вода чиста, пусть мягка, тепла –

вся Россия из Волги вытекла…

Ты стоишь у воды, ты читаешь полёт стрекоз.
Ты не знаешь, что будет завтра, забыл – что вчера стряслось,
тебе – ве'домы ветры, понятны – птичьи следы,

голубиная книга воды.

ЭТО - СЛАВНЫЙ СТИХ. Но не совсем правильно было выставлять его на конкурс отдельным произведением. Вне цикла он много теряет. Очень много. Советую зайти к Игорю и прочесть весь цикл "РЕШМА". Совершенно иное впечатление.
Нет, конечно, и "голубиная книга воды" - замечательная концовка с аллюзией на Старую Русь, и чтение полёта стрекоз, и эпитеты воды - всё здорово. Но нельзя вырывать кусок мяса из живого организма, чтобы накормить прожорливую птицу Рух. Прости, Игорь. Оценил, но...


ПЕТРА КАЛУГИНА «Чтобы всё заново»
http://www.stihi.ru/2013/02/26/4338 отборочный тур для резидентов БЛК

Зрелищ достаточно. Хлеба и неба!
Веруешь в Господа, «ибо нелепо»,
Едешь в далекие гости общественным
Транспортом с видами на путешествие
В кем-то оставленной зябкой проталине
(Памятный след пятерни из «Титаника»);
Едешь и думаешь: ТКАНИ, ПРОДУКТЫ…
Сам себе заяц и сам же кондуктор - и т.д.

БЫЛ УВЕРЕН, ТОЛЬКО ОДНО ИМЯ УВИДЕВ, ЧТО ТОЧНО ВКЛЮЧУ. И настроение есть, и образность, и стиль. Талантливо. Но - не моё. Просто - не моё. Извини, Танечка.


ЯДВИГА РОЗЕНПАУЛИС «Северная Бастилия»
http://www.stihi.ru/2014/05/04/5163 номинатор Нателла Климанова

Ингерманландия - котёл гнилой воды,
Перелицованный дворец Фата-морганы:
Фатой туманов спеленованы курганы,
Фасады башен Петропавловских седы - и т.д.

ГЛАДКО НАПИСАНО. В общем - неплохо. но как-то напоминает школьное изложение. Хорошее изложение. Однако - не более. А хотелось бы - более.


ИЛЬЯ ПЛОХИХ «Чайка была в отчаянье...»
http://stihi.ru/2013/10/23/2588 номинатор Александр Коковихин

Чайка была в отчаянье.
Море играло бликами.
Чайка его урчание
Перекрывала гиками. 

Было в них что-то нужное.
Было в них что-то важное.
Что-то не слишком южное.
Что-то совсем не пляжное.

Люди вращали лицами. 
Но от еды, от зноя ли 
Были они тупицами
И ничего не поняли.

Хорошо начал, солдат... Или, как у Гайдара: и всё бы хорошо, да что-то нехорошо. Очень хотелось бы увидеть, как "люди вращают лицами".... Даже для обэриутов это слишком. А начиналось славно. Вот что значит ложка дёгтя.


ИГОРЬ ГОНОХОВ «Почти по Беккету»
http://www.stihi.ru/2014/08/17/8362  квота Главной редакции

Коньячные струи, ручьи лимонада
Иссякли. Протёрся последний гандон.
Сто лет ожидаем какого-то гада.
Не гада, а как бишь его там? Годо!

Придёт он и сразу окончится мука.
Приедет с печеньем большой самосвал.
Но он не приходит, такая–то сука.
Я б ноги за это ему обломал - и т.д.

НЕПЛОХО. И придраться особенно не к чему. Просто такие стихи можно писать пачками. Они забавны, прикольны. Но хотелось бы на конкурсе чего-то большего.
***

Отдельно отмечу в этой главе и других авторов -

КИРА ЛЕОНИДОВА  «припомнишь город...»
http://www.stihi.ru/2011/08/09/6244 квота Главной редакции

АНАТОЛИЙ ГОЛОВКОВ «Иногда проезжая платформу Очаково»
http://www.stihi.ru/2013/08/22/3672 номинатор Международный поэтический клуб «Рифма»

АП ОЛ ЛО (ПОЛИНА ОРЫНЯНСКАЯ) «Жилец двухэтажки»
http://www.stihi.ru/2014/04/03/5171 номинатор Международный поэтический клуб  «Рифма»

МИХАИЛ ЮДОВСКИЙ «Прибрежный парк»
http://stihi.ru/2013/07/19/6413 номинатор Ольга Алёшина

АЛЕКСЕЙ КОРОЛЕВ «На перепутье»
http://www.stihi.ru/2014/10/07/9157 номинатор Юлия Вольт
      
Впрочем, Алексей не порадовал. Стих - я пишу, потому что пишу? экзерсис ради... ради ничего. руку правую потешить. так, с тоски порифмовать.

МАЙЯ ШВАРЦМАН «Лай, собака…»
http://www.stihi.ru/2014/10/07/6941 номинатор Георгий Яропольский

технически неплохо. но на самом деле - упражнение на тему "как помудрёнее выразить несколько тривиальных мыслей".

ИРЛАН ХУГАЕВ. «Дети рисуют»
http://www.stihi.ru/2014/10/05/4812 номинатор «45-я параллель» для БЛК


3. ОНИ ХОЧУТ СВОЮ ОБРАЗОВАННОСТЬ ПОКАЗАТЬ И ВСЕГДА ГОВОРЯТ О НЕПОНЯТНОМ

Поговорим о тех, кто мог, но не сумел.
Чтобы было яснее, обращусь снова к анекдоту - на сей раз к литературному.

Михаил Светлов однажды, беседуя с молодым автором, объяснял ему, почему рассказ о разведчике, представленный этим сочинителем, никуда не годен: "Вот когда я читаю хороший рассказ, то вижу, как отважный боец ползёт к границе. А ваш читаю и вижу, как вы ползёте в Союз писателей".

Я не к тому, что авторы произведений, о которых речь пойдёт ниже, так уж рьяно стремятся в писательский союз. Тем паче союзов этих нынче не меньше, чем блох на ёжике, и попасть в какой-нибудь из них - как два пальца об асфальт. В конце концов, можно и свой собственный зарегистрировать, нет проблем. Например, "Международную ассоциацию писателей, поэтов и драматургов". И вы - во главе на белом коне.

Таковы времена. Но мы не о них. Мы о стихах. О том, что стихи надо писать исключительно для поэзии. Всё остальное - не стихи. И даже не вирши. Ты пишешь не для "улучшения нравов", не для "обличения мерзости", не ради того, чтобы показать, как изысканно, с подвывертом можешь излагать мысль или её жалкое подобие. Главный и первый потребитель и ценитель поэзии - не читатель, а Бог. Неважно, верите вы в него или не верите, однако настоящие стихи получаются лишь тогда, когда автор исходит из провозглашённого выше принципа. Умный, тонкий, даже критически настроенный читатель - это всего лишь посланник Всевышнего, его передаточное звено.

Стихи могут превратить в поэзию любую тему. Но если в рифмованных поделках поэзия отсутствует - это всего лишь профанация святого дела. Вспомните об этом, когда решитесь предоставить публике очередной опус.

Заумь, выпендрёж, заунывное самокопание, искусственное вымучивание "сложных образов", нарочито изломанные позы и псевдокрасивости - это халтура.

Всё это непроханжэ на территорию моего поэтиццкого скуса. Так что прошу пардона у почтеннейшей публики. Вот так у нас хранится советская граница.

Увы, перечисленные мною определения порою касаются и не самых захудалых произведений.

САДОВНИК МЭТТЬЮ «дочь урбаниста»
http://www.stihi.ru/2014/08/31/1109 номинатор Тейт Эш

как стремительна осенняя пора
путешествие начнётся ровно в восемь
красно-жёлтый иноземный аппарат
разнотравье увядающее скосит
наколдует листопадов берендей
и наденет пятипалое монисто
на летящих мимо неба лебедей
дочь приблудная седого урбаниста

разобьётся мшистый камень о стекло
положи отцу ладони на колени
время жизни урбаниста истекло
у крыльца стоят лапландские олени
приготовься к поминутной суете
на закате ты столкнёшься с чудесами
чтобы смог отец спокойно улететь
посади его вперёд ногами в сани
а сама останься дома и смотри
как полоска света тихо угасает
как ломая затянувшийся артрит
замахнётся на отца косой косая - и т.д.

ЧТО-ТО БЫЛО В ЭТОЙ "дочери урбаниста". Мысль, тема, образы. Но всё как-то скомкано, нагорожено:

красно-жёлтый иноземный аппарат
разнотравье увядающее скосит -

это о газонокосилке? какое отношение этот аппарат имеет к путешествию, и почему оно начнётся ровно в восемь, ни минутой раньше или позже?

И главное - кто же всё-таки сказал отцу амен в начале смерти? и почему ты вспомнишь это за секунду до судьбы? Я не за то, чтобы каждую строку разжёвывать. Но образ должен всё-таки быть хоть сколько-нибудь внятным. В принципе, всё можно домыслить: Бог сказал в начале смерти амен, и затем началась собственная судьба дочери урбаниста, прежде привязанная к судьбе отца. Но все эти домыслы, умыслы, догадки, загадки - не есть задача поэзии. Нет, не вышел каменный цветок. По-моему, конечно.


ТАТЬЯНА ШЕИНА «Чаячье»
http://www.stihi.ru/2014/07/10/971 номинатор Татьяна Лернер:

На границе миров, где не правят ни время, ни ранги,
Сколько раненых душ к моему приникало плечу?
Я вросла в литораль наподобие чёрного мангра,
Я четырнадцать лет от отчаянья чаек лечу.

Ну вот фига выдрючиваться? - как говорят в интеллигентских кругах. Минимум три четверти читателей бросятся шарить по Интернету, чтобы узнать, что литораль - приливно-отливная зона морского берега, а мангры - вечнозелёные лиственные леса в этой зоне. Можно ещё десяток-другой терминов воткнуть, типа биоценоза и прочих забавных вещиц. Всё это, на мой взгляд, неоправданное пижонство.

Вы можете возмутиться: надо всё-таки воспринимать образный взгляд автора! Надо, наверное. Только не надо путать поэзию и шараду.

Да Бог бы с ним. Но четвёртая строка вообще выбивает из седла. Потому что шарада продолжается. "Я четырнадцать лет от отчаянья чаек лечу".
Вот вы можете мне так сразу пояснить: ЧТО ИМЕЕТСЯ В ВИДУ?! Автор летит прочь от отчаянья чаек? Автор, впав в отчаяние, лечит несчастных чаек? Или автор лечит чаек от болезни, имя которой отчаяние.  Забегая вперёд, поясняю: правилен третий ответ. Но до него надо долго и долго докапываться. Пробиваясь сквозь не менее заумные конструкции типа " Он в кромешную полночь меня от отчаянья лечит". "В кромешную полночь" - это когда или куда? Элементарные детсадовские ошибки при потугах создать нечто космическое.

А ведь стихотворение неплохое в целом. Есть образы хорошие, неологизмы и т.д. Честное слово, хотелось внести в список избранных. Увы, рука не поднялась.
***

ЧЁРНЫЙ ГЕОРГ «В плену чужих посадочных полос»
http://www.stihi.ru/2009/05/01/4759 номинатор Нателла Климанова

Из неба розовый сочился экссудат:
в нём шпили скальпелем надсёк хирург-закат,
и я ладонью защищал свои глаза,
не будучи уверен, что сказать
успею – до наркоза – что здоров.
О, видел я таких поспешных докторов!..

ЧЁРНЫЙ ГЕОРГ РАССТРОИЛ ДО НЕВОЗМОЖНОСТИ. Уже начало (я даже не имею в виду эпиграф из стихотворения Чёрного Георга к стихотворению Чёрного же Георга, это я не цитирую) - просто никакое.
Если не литораль, то всенепременно надо впихнуть экссудат. На всякий случай, экссудат - жидкость, которая выделяется в ткани организма из мелких сосудов при воспалении. Совершенно непонятно, на кой шут "хирург-закат" "надсекал шпили" скальпелем? А дальше - глаза-сказать, здоров-докторов... Зная умение Георга версифицировать, просто отказываешься верить.

Закаляйся, если хочешь быть здоров,
Постарайся позабыть про докторов,
Водой холодной обмывааайссся...

Короче, всё вперемешку, вкривь-вкось, в операционную врывается чертёжник, который

профиль твой из облака кроил,
макая пальцы – за отсутствием чернил –
в залива Финского расплавленный металл... –
и вновь чертил, без балеринки и лекал.

Если "кроить" - на кой шут обмакивать пальцы в чернила?!! Короче, даже анализировать не имею желания. Да, большую свинью Георгу подложил его номинатор.


ЛЮБОВЬ ЛЕВИТИНА «Гербарий неисполненных желаний»
http://www.stihi.ru/2014/05/16/4007  номинатор Татьяна Лернер

Пылится в заколоченном чулане,
а может быть, на старом чердаке
гербарий неисполненных желаний
и грезит о заботливой руке.

Забытые, отправленные в небыль,
листы, где нет ни времени, ни дат,
а только бледный цвет, засохший стебель,
сожжённый лес и вырубленный сад.

Гербарию загаданное снится,
он дремлет и не ведает пока,
что время копит новые страницы,
свисая паутиной с потолка.

Вот пробежишься глазами - вроде неплохая философская зарисовка.
Но это - если поверхностно. Однако подобный антропоморфизм при ближайшем рассмотрении оказывается несколько нелепым.

"Гербарию загаданное снится": попробуйте представить себе гербарий, даже неисполненных желаний, которому "загаданное снится".

Далее вопрос: загаданное - кем? владельцем гербария? или самим гербарием? Да и вообще: гербарий состоит из отдельных засушенных растений. Трудно представить его как единое мыслящее существо. То есть можно, конечно, олицетворить и кладбище. "Тревожные мертвецы" как единое целое.

А в принципе - стихотворение звучит и воспринимается красиво. Смысл есть. Техника стиха хорошая. Слава Всевышнему, "небыль" рифмуется не с "небом", а со "стебель". Тоже дёрнулась рука поднять шлагбаум. Но в этот раз - не судьба.
***

САРА ЗЕЛЬЦЕР «Все отели мира…»
http://www.stihi.ru/2014/10/02/4882  номинатор Алексей Исхаков

Все отели мира похожи на Вавилон,
Что под галькой прячет останки презерватива - и проч.

Смысл в целом понятен: неудачный трах-тибидох в отеле, остатки девственности на простынях и трагическое расставание под лёгкий выпивон. Это - краткое содержание. Ради этого накручивается двойной бурбон, Рахиль с колыбелью внутри, Иов в чреве кита, "Выпьем за боинги цвета беж"...

Деушки, если хочете свою образованность показать, то хотя бы не лепите галиматью. Ладушки, в слове Иов ударение - на первом слоге (о рАхилях не говорю, потому как давно уже закрепилось русское ударение из-за французского  варианта Рашель - "Рахиля, гадом буду, вы мне ндравитесь", как поют в Одессе). Но Иов - только на первом слоге, запишите для верности. Как и ИешУа, а не иЕшуа, что принято у наших "лубителей Булгакова". И - ЕршалаИм, а не ЕршалАим.

Однако не это главное. Хотя надо, на всякий случай, знать, что праведный Иов никогда не был во чреве кита. Там побывал другой персонаж - Иона.

И напоследок: а почему следует пить за боинги исключительно "цвета беж"? Чтобы срифмовать с "неизбеж..."? Или существуют другие причины?

Короче, непроханжэ, как говорят французы.


Не знаю, кто отобрал вирш
АНДРЕЙ ПШЕНКО «В неубранной квартире»,
http://www.stihi.ru/2014/01/09/3074 отборочный тур для резидентов БЛК,
но номинатор сильно поспешил.

В неубранной квартире - всё на месте
Лишь тронешь - небыль превратится в быль
Ну захотите - лампочку повесьте
Чтоб драгоценней показалась пыль

Не смахивайте - я здесь жил когда то

Портрет,
Альбом,
Тома ненужных книг
На вас глядят смешно и виновато

Хозяин их читал - и не постиг


Честно говоря, навеяло "Институтку - дочь камергера", шансончик:

Только лишь иногда, под покров дикой страсти,
Я вспоминаю Одессы любимую пыль,
И тогда я плюю в их слюнявые пасти,
А всё остальное - печальная быль.

И это верно. Всё остальное - надёрганные там-сям образы, лексика, фигуры речи. Печальная быль.
***

Нечто похожее можно сказать и о произведении автора
АННА АРКАНИНА «в Москве идут дожди наискосок»
http://www.stihi.ru/2010/11/03/3915 отборочный тур для резидентов БЛК

в Москве идут дожди наискосок
тут  выпавшая осень пахнет небом
глинтвейном сыростью стихов
колючим пледом
и одиночеством из полинявших снов
тут все за всем кружится и летает
реально левитирует  –  живьем -
старушка рыжий пес бесхозный шарик
мой зонт деревья и влюбленные -
 вдвоем
 тут от порядка мало что осталось
сезонный хаос
чей- то мудрый чих
пусть мне это приснилось показалось
пусть не придется
всё это
лечить

ЧТОБЫ УЧУЯТЬ В МОСКВЕ ЗАПАХ ГЛИНТВЕЙНА, надо сильно принюхиваться. Пивали, было дело. Но - не наш это напиток, не москальский. Заранее отметаю возражения - "а я вот пью"! Мой приятель Паша пил лосьон и жидкость для снятия лака с ногтей. Однако это не повод для широких обобщений. Короче, в стихе собраны все образчики банальных "красивостей" за пару веков - глинтвейн, плед, одиночество, сны... У Бунина воспринималось естественнее:

Что ж, камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.

А нонче - панталоны с чужого плеча. Не спасают даже летающие старушки (сравните со старушкой-летягой Ветки-Ветки, насколько у Светы образ насыщеннее) и влюблённые "под Шагала", и "девочка плачет, шарик улетел".
***

О стихе автора
УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА «Яблочное»
http://www.stihi.ru/2014/10/01/4842 отборочный тур для резидентов БЛК
- особо распространяться не стоит. С первых строк пошёл лёгкий напряг:

сидела тонкая она
плечами в шали

АВТОРА ЗДОРОВО ПОДВЕЛО отсутствие знаков препинания. Плечами не сидят, на это есть другое место. Далее - прочтите вторую строчку вслух. ВША ЛИ? Дальше даже разбирать не буду. Опасаюсь педикулёза.
***

РОБЕРТА РО «Наше первое свидание...»
http://www.stihi.ru/2014/04/01/721 отборочный тур для резидентов БЛК

Наше первое свидание,
Светит месяц молодой.

Ты, за все мои страдания
Мне подаренный судьбой -
Happy end в моём сценарии.
Это - просто волшебство…

И глаза...
                Такие карие…
Ну совсем как у него…

ЕСЛИ БЫ НЕ СТРОКА, где хэппи энд и сценарий - дурное подражание Фатьянову или Исаковскому.
***
 
Я понимаю, что на дворе - осень, однако даже со скидкой на суровые погоды - в представленных стихотворных опытах меня неприятно поразило обилие мрака, серости, слякоти, бледности. НЕ В ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ - В САМОМ ЧТО НИ НА ЕСТЬ ПРЯМОМ. Вот навздёржку несколько цитат опусов, которые с самого начала выписаны тускло и тоскливо:

ВЛАДИМИР ДЕМИДОВ ПП «Чёрный день»
http://www.stihi.ru/2014/09/17/4521 отборочный тур БЛК

Художник, что с тобой? В палитре – только сажа.
Где яркие цвета, что радовали глаз?
О скалы бьёт прибой и камни чёрным мажет,
По солнечным следам стекает мрак на нас…

Далее рифмуется "цифры-палитры", "тень-день"... Обсуждению не подлежит.
***

ИРИНА КУЗНЕЦОВА 17 «Сентябрьский график»
http://www.stihi.ru/2014/05/20/9904 отборочный тур БЛК

Потухает сентябрь, и сумерки над проспектом
Проступают фреской, плечо холодят стеною,
Накрывая оттенки дня монохромным спектром:
Светло-серое, темно-серое и стальное.
Именитый стрелок устал оперённым вектором
Разделять весь мир на тебя и на остальное.

Распечатаны начерно, мокрым блестят графитом
Берега и мосты, абсциссы и ординаты,
На которые кто-то дрожащей рукой неофита
С прилежаньем наносит график: дела и даты,
Завтраки, праздничные обеды, сцены, софиты,
Озаренья, падения - столько-то и тогда-то.

ВОПРОСЫ ПО ХОДУ ДЕЛА: кто таков именитый стрелок? Амур, что ли? Но, честно говоря, трудно представить дебильные занятия с "оперённым вектором". Или это вообще о другом? Загадка... И почему именно рука неофита наносит непонятный график? Какого неофита? Нового приверженца какого-то неясного учения? Нового ухажёра? ПРО ЧТО ЭТО?!!
***

АЛМА СЕЛЕСТЕ  «О теплом и простом»
http://www.stihi.ru/2014/10/02/8574 отборочный тур для резидентов БЛК

Мне хочется - о теплом и простом.
Но город цвета высушенной цедры
Истаял, стал почти что невесом.

ВСЯКОЕ СРАВНЕНИЕ ХРОМАЕТ, говаривал дедушка Ленин. Сравнение с высушенной цедрой - хромает на четыре лапы. Всё-таки тонкая верхняя часть кожуры цитрусовых, когда её высушат, приобретает разные цвета - в зависимости от того, о каком из цитрусов идёт речь. У апельсиновой или померанцевой цвет - оранжевый или желтовато-бурый, у лимонной - лимонно-жёлтый, у грейпфрута в зависимости от цвета - от бледно-зеленоватого до почти красного, у лайма цедра зелёная... Не всякая цедра используется в кулинарии, но это - совсем другая тема.

Далее -

Кто может нас преобразить собой,
Как яблочный пирог - щепоть корицы.

Ошибка из программы пятого класса - типа "кто на ком стоял?". Что чего преображает: яблочный пирог - корицу или корица - яблочный пирог? Синонимия именительного и винительного падежей здесь создаёт отчётливую нелепость, тем более сначала упоминается яблочный пирог.

Далее - совсем уже не в Красную Армию -

Чтоб проросло отборное зерно
И в поле ржи не страшно было падать.

Во-первых, непонятно, в каком падеже использовано слово "рожь". ГДЕ падать (в поле ржи) или КУДА ПАДАТЬ (в поле ржи). Не говоря уже о третьем смысле - ЧЕМУ КУДА ПАДАТЬ (ржи не страшно падать в поле). И вообще, при каких делах тут рожь? Автор даёт аллюзию на роман Сэлинждера "Над пропастью во ржи" (она же - "Ловец во ржи")? Если это так, то аллюзия эта нелепа и безграмотна. Поскольку у Сэлинджера пропасть вовсе НЕ ВНУТРИ РЖАНОГО ПОЛЯ, а как раз с краю, и ловец пытается помешать детям свалиться в бездну, которую не видно из-за густой ржи. В этом случае как раз не след уповать на прорастающее ржаное зерно, поскольку, когда оно заколосится, опасность упасть в пропасть лишь увеличится.

Я могу, конечно, ошибаться, и у автора присутствовала куда более простая мысль - в густую рожь падать удобно. Но и в этом случае образ нелеп. Во-первых, даже в молодые побеги ржи падать не страшно. С чего вдруг? Неудобно - возможно. Но при чём тут страх? Во-вторых, для того, чтобы падать в рожь было удобно, мало прорасти зерну, даже отборному. Надо ещё пойти в рост и заколоситься.

Что в сухом остатке? Попытка изъясниться красиво и - очевидный конфуз.
***

НАТАЛИЯ ПРИЛЕПО "Так не умирают"
http://www.stihi.ru/2013/10/23/3295 номинатор Елена Наильевна

Хрупкую зиму пряча
За белизною век,
Спит безымянный мальчик
И выдыхает снег.

Ночь по земле горбатой
Рыщет бродячим псом,
До немоты истратив
Голос на горький зов.

До глубины прозрачный,
Призрачный, словно дым,
В черных зрачках собачьих
Снег тяжелей воды.

Крыльями птиц незрячих
Дерево к небу льнёт.
Спит безымянный мальчик
И выдыхает лёд.

И выдыхает иней
Медленней и страшней.
Лёд прорастает синим
В темный гипноз корней.

Спит безымянный мальчик,
Не разжимая рта.
Господи, так не плачут.
Не умирают так.

САМОЕ НЕПРИЯТНОЕ, СТЫДНОЕ "КРАСИВО". Не люблю, когда красиво играют в смерть. Вариация "Девочки со спичками" Андерсена. От того, что мальчик выдыхает лёд, ничего не меняется.

ПОЖАЛУЙ, ТЕМ И ЗАВЕРШИМ. Да простят меня авторы, которых не упомянул. И без того рассыпано столько яблок раздора, что только успевай собирать урожай.