Экспертный обзор. Петра Калугина. Февраль-2015

Большой Литературный Клуб
Я изначально решила для себя, что не буду делать каких-то обобщений, пытаться определить «среднюю температуру по больнице». Стихи в лонге – как пассажиры в троллейбусе: судьба собрала их вместе и тесно прижала друг к другу, но соседство это случайно и ничего не значит. Так, по крайней мере, мне всегда казалось, когда я подходила к лонгу на БЛК с позиции «голосующего читателя».
Однако сейчас всё как-то совсем иначе. То ли лонг мне достался такой особенный, то ли водруженные на нос очки эксперта добавили зоркости… а может, это только иллюзия зоркости, может, наоборот – глаз замылился от многократного вчитывания, я не знаю…
Тем не менее, открытый передо мной список стихов – это скорее не список, а большая подборка, со всеми признаками таковой как особого поэтического «журнального» жанра. Ощущение цельности замысла, завершенности высказывания, очень сильн;. Качество представленных текстов находится приблизительно на одном, довольно высоком, уровне. О том, что этот уровень действительно высок, заявляю со всей ответственностью еще и потому, что знаю из своего опыта общения с поэтическими текстами, сколь многое меняется при извлечении текста из его «естественной среды обитания» и помещении в искусственные условия конкурса. В некоторых случаях это всё равно что рыбу выхватить из воды и по судорожным движениям, которые она совершает на берегу, судить о ее плавательно-маневренных характеристиках. Только очень сильные, поэтически мускулистые, «идеальные» тексты способны ничего не потерять, оказавшись в ситуации отрыва от своего автора, вне привычной «реки» его творчества; вне контекста.
Верный признак такой самостоятельности стиха – его встраиваемость в другие, чуждые и «случайные», контексты, его многовалентность, способность вступать в «химические» связи с другими текстами, оказавшимися рядом, в одной, условно говоря, подборке. (Условно – потому что перед нами всё-таки не подборка, а лонг-лист, «длинный список» стихотворений разных авторов, и список этот перед нами не для того, чтобы им просто насладиться – из него нужно что-то выбрать, а это уже совсем другая разновидность прочтения.)
В общем, я вот о чем сказать пытаюсь: когда читаешь «длинный список» плохих стихов – то это просто много плохих стихов. (Или посредственных, что суть одно и то же.)
Когда же читаешь «длинный выводок, поезд журавлиный» стихов хороших, выдающихся, в которых «что-то есть» (как минимум – поэтическое событие), то тут неожиданным бонусом выплывает, поверх лонгового, какой-то еще дополнительный, неявный план. Магическая перспектива, где параллели смыкаются и размыкаются; всё связано со всем; рыбы, попав на берег, стремительно эволюционируют, встают на лапы и убегают в джунгли, а пассажирский состав троллейбусов подбирается на небесах.
При чтении нынешнего лонга нечто подобное – случилось. При самом первом его прочтении. Потом-то уже пошла «рутина» и «работа», приценивание к текстам, разглядывание под лупой всевозможных «блох» и прочая проза жизни.
Добычей первого подхода стало несколько стихов, которые я принимаю безоговорочно и безусловно, исключительно по любви. («Принимаю» здесь значит также «принимаю в свою десятку».) Позже к ним добавилось еще несколько, взятых уже, так сказать, осознанно, по зрелом и обстоятельном размышлении.
К формированию своей десятки я подошла не как эксперт-критик, а как эксперт-редактор. Редактор отдела поэзии какого-нибудь в меру упитанного журнала. Представила, что передо мной стоит задача: из большого массива текстов сделать компактную, на десять позиций, подборку. Так что основным критерием (помимо указанного выше безусловного принятия по любви) стал критерий подборкообразуемости: как тот или иной текст вписывается в подборку и что он в нее привносит. И можно ли его убрать без видимого ущерба для «неявного плана магии» (который и без того слишком зыбок, неустойчив и существует лишь в моем читательском воображении, чтобы еще как-то дополнительно его подрывать).
В общем, будь я редактором отдела поэзии какого-нибудь журнала и имей я перед собой задачу создать из предоставленного материала некую «идеальную», в моем понимании,  подборку стихов, то конечный результат моих усилий выглядел бы вот так
(прим. ред.: обзор делался по анонимному лонг-листу, при публикации обзора были восстановлены полные ссылки на произведения):


БУЛАТОВА ГАЛИНА «Волга, Вятка, Ока и Кама»
http://www.stihi.ru/2015/02/15/11672 номинатор Александр Измалкин

Волга, Вятка, Ока и Кама – вот четыре родных сестры.
Между этими берегами пращур мой разжигал костры.
Волховал, приготовясь к севу, и поглаживал оберег,
Чтоб вовек родовое древо пило воду из этих рек.
Чтобы бьющийся слева бакен направлял бы уключин скрип,
И горел бы огонь прабабкин и прадедов на спинах рыб.

...Начинала цвести ясколка, разливался в лугах апрель,
Лучше няньки качала Волга лодку – мамину колыбель.
Знали слово «война» с пелёнок, но хранил беззащитных Бог,
И от «воронов» да воронок он судёнышко уберёг, –
Только омуты да стремнины, но недаром родня ждала:
Скоро доктором станет Нина, будет новая жизнь светла.

...Вечный зов соловьиной Вятки, зачарованный край отцов:
Здесь писал угольком в тетрадке душу русскую Васнецов.
Здесь грозила судьба расстрелом в сорок первом за колоски...
По сестрёнке, навеки в белом, плакал Ванечка у реки...
И остались они живые, целых пятеро, мал мала...
Славный врач из Ивана выйдет, будет новая жизнь светла.

...Первый скальпель, уколы, грелки и родительский непокой:
Это я родилась на Стрелке, между Волгою и Окой.
Если есть у свободы запах, это запах родной реки.
Напиши-ка, смеялся папа: наши, с Вятки-де вы, с Оки.
Вслед за мамою ехал Грека через реку, а в реке рак,
И молочными были реки, и кисельными берега...

Утка в море, хвост на заборе, Волга зыбает корабли,
В Жигулях Жигулёвским морем нарекли её журавли,
Натянув тетиву рассвета на Самарской Луки изгиб, –
Это красное пламя ветры зажигают на спинах рыб,
Это посвист далёкой Стрелки, что почувствовал печенег
По вибрации крупных, мелких – всех впадающих в Каму рек.

«Ты – река! И теперь ты – Кама!» – крикнут белые берега.
Может, это такая карма? Может, это одна река?
Может, это игра течений? Может быть, по воде круги –
Многоточия изречений той одной, родовой реки?
…Волга, Вятка, Ока и Кама, – и щепотью ведомый перст
На груди четырьмя штрихами, как судьбину, выводит крест.


ЮЛИУС «Только проснёшься...»
http://www.stihi.ru/2014/10/24/9477 номинатор «Термитник поэзии»

Всё успевали : шалаш построить,
мяч попинать и сгонять на речку.
сутки уменьшились ровно втрое,
только проснешься и сразу вечер.

Время  ржавеет, как старый велик,
больше не встанет коронной "свечкой".
Годы скукожились до недели,
только проснешься и сразу вечность.


ДМИТРИЙ МУРЗИН «Чу! Вот прямая речь. Толкни и упадёт»
http://www.stihi.ru/2015/01/31/1876 номинатор «Термитник поэзии»

                Александру Кабанову

Чу! Вот – прямая речь. Толкни – и упадёт.
И кто её несёт? В Париже так не носят!
Да чтоб ей ноги в рот! А раненный в живот,
Наверное умрёт, лежит, морошки просит.

Смешав черновики и грязное бельё
В один тугой комок, стеная и рифмуя,
Чего ещё желать? Верните мне моё!
Верните мне моё, чужое сам стяну я.

Уже на языке мозоль себе натёр.
Анкор! Ещё анкор! Скрипи, телега-скрипка.
Как будто до сих пор сочится кровь из пор,
Повтор, ещё повтор! Учи меня, ошибка!

Раздвоенный язык, толкни прямую речь,
Как сифилитик сфинкс останется без носа,
Что из себя ещё такого корчит Керчь.
И кто в журнале «Шо?» не задаёт вопросов.


СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ МИТРОФАНОВ «Обрыв над Волгой»
http://www.stihi.ru/2012/07/17/8756 номинатор Андрей Моисеев

N.

Обрыв над Волгою со свечками берёз,
С сосной над пропастью и с чередой полос
Кембрийских глин, корнями перевитых...
Белеет благородный известняк,
На берег выползает чёрный рак,
Потомок допотопных трилобитов.

Борясь с течением, гружёная баржа
Обходит бакены. Натруженно дыша,
Вдруг чистой нотой ФА разит округу.
Соборным эхом вторят берега,
Подхватывает ветер ХТК,
И волны сносят баховскую фугу

Под стены церкви у откоса на плече,
Где средь крестов собрание грачей
Уместно более, чем утренняя служба
(Церковный постсоветский ренессанс
Сомнителен, как опиумный транс)
И только колокол здесь водит с Богом дружбу.

Теснясь вдоль берега, в надежде на улов,
Бросает спиннинги колонна рыбаков.
Харон нетрезвый, стоя в отдаленье
С моторной лодкой, просит сто рублей
За перевоз туда, где клёв сильней,
Но не даёт гарантий возвращенья.

К баркасу брошенному «велик» прислонив,
Мальчишка с удочкой всё смотрит на обрыв
И видит – взявшись за руки, по склону
Бредут два человечка-муравья...
Ты помахала мальчику, а я,
Прислушиваясь к гаснущему звону,

Глядел за Волгу, вдаль, в распахнутом пальто,
С надеждой робкою увидеть в жизни то,
Чего нигде на свете не увидишь.
Чтоб, завершив наверх тяжёлый путь,
В твои глаза бездонные взглянуть
И как награду в них увидеть Китеж.

* ХТК – хорошо темперированный клавир.


НАДЕЖДА БЕСФАМИЛЬНАЯ «Оленёнок»
http://www.stihi.ru/2012/11/09/3823 номинатор Андрей Моисеев

Диме

И фарами вздрогнет авто удивлённо,
И тормоз откликнется шелестом шин:
Неполноразмерный такой оленёнок
Навстречу опасности смертной спешит.

Отбившись от матери в темени чащи,
Стремится на жёлтый обманчивый свет,
Где фары, как луны, глазищи таращат,
В ночи выбираясь на правильный след.

Ему повезёт в этот раз несказанно –
Уткнётся в песочную насыпь капот,
Водитель стрельнёт многобуквенным залпом
И вытрет со лба лихорадочно пот.

И тихо добавит: – Какой же ты олух...
Нашёл, где спасаться, но как же хорош!
Тебя вожаком бы среди некомолых,
Когда полный рост и кураж наберёшь.

И дальше поедет. А этот, пятнистый,
Уйдя с полотна по другой стороне,
Зароется в ветки, сронившие листья,
Из виду долой растворится во мгле.

Теперь без опеки, но случаем избран,
На свет выбирайся по тропам иным,
От прежней безоблачной маленькой жизни
Отрезанный трассой и страхом ночным.


СЕРГЕЙ ПАГЫН «Всё хорошо, мой Лазарь, всё хорошо»
http://www.stihi.ru/2014/09/22/4342 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

 – Всё хорошо, мой Лазарь, всё хорошо,
выпей вина и миндаля отведай,
видишь, желанный дождь, наконец, пошёл,
первый засушливым этим летом.

Лазарь встаёт и глядит в окно – 
дети, смеясь, танцуют в сиянье лужи.
Только под нёбом горько, в душе темно,
только на сердце иней посмертной стужи.

– Что же мне снилось? Марфа была в слезах,
и виноград, плача, несла Мария.
Я обнимал их, в Марфиных волосах
видел пчелу…
Но были мне все чужие.

Белый козлёнок смотрит в проём дверей,
воды текут улочками кривыми.
Сон отступает…
Ближе, теплей, родней
небо, земля и всё, что на них и с ними.


ТАТЬЯНА ЛЕРНЕР "Квартира на Рубежной"
http://www.stihi.ru/2013/02/12/11376 отборочный тур для резидентов БЛК

Я  двум каштанам под твоим балконом
молилась, –  с них-то  всё и началось.

Бельём казённым, пледиком суконным,
ковром –  там воду пил из речки лось, –
набором чайным в трещинах, кувшином,
в котором кипятильник обитал,
рассветным дальним воплем петушиным,
тремя томами  Маркса «Капитал»,
чем было ей, квартире на Рубежной,
гордиться? Только видом из окна.

Ты открывал балкон. Курил неспешно.
А я, оставшись в этот миг одна,
смотрела на каштаны в красно-жёлтом.
Считала  по затяжкам: докурил.
Не запирая двери на щеколду,
ты выходил, на поручни перил
облокотившись, листья рвал с каштана
и в комнату вносил осенний свет,
ронял его к ногам моим. И странным
мне не казалось, что суконный плед
усыпан весь признаньями твоими
в любви, в тепле, в желании, в тоске
бездонной. Ты моё чудное имя
ласкал, крутил-вертел на языке.

Срывалось имя, листья опадали
с кровати на пол. И шурша, шурша,
летели по Рубежной вдаль. А дали
не ясно было: листья ли, душа...


КИРИЛЛ АЛЕЙНИКОВ 2 «Камчатка»
http://www.stihi.ru/2010/02/11/1393 номинатор Юлия Данилова

Зима.
Камчатка.
Лапы кедрача.
Вулкан замёрз, но жив: жерлом сочится пепел.
Деревья молча стынут у ручья.
Ручей обледенел и обезлюдел.
Снега заполонили всё. Снега...
Снега повсюду.

Пар
стынет в горле.
Крик теряет смысл.
Он, как слепец, блуждает между сопок,
Ведомый эхом.
Напялив мешковину облаков,
Зияет небо наготой в прорехах.

Значенья кроются в следах зверей и птиц.
Их клинопись подвергнув расшифровке,
Крадёмся вслед.
Ружьё прищурилось,
прицелом зацепив
кусты шиповника.

Пустыня камня.
Пирамиды лавы.
В распадке угнездилась тишина.
Бродяжит ветер, зиму проклиная.
Вулкан немыслим.
Неосознаваем.
И грузно оседают облака.

Глашатай пустоты — витает ворон.
Разбрызгав ягоды,
шиповник дышит в снег.
Ольховник мёрзлый потирает ветви.
Затих овраг,
Застывшей лавы полон.
Пороша кроет росомаший след.

Камчатка – место истины.
Престол.
Познание себя. На что ты годен.
Простор безмолвен. Север распростёрт.
Здесь ближе Бог.
И грех здесь
первороден.


АЛЁНА РЫЧКОВА "Болиголов"
http://www.stihi.ru/2015/01/27/10994 отборочный тур для резидентов БЛК

Что там, на дне колодца? Кажется невода…
Потусторонне солнце  ходит туда-сюда.
Плесень ползёт по срубу, розов речной бадан.
И прилипают губы к  губам…
Как мы малы, неловки, держимся за края,
соединив головки. Мерно кружит земля,
Полем уводит близких, кажется, на закат…
В донном оконном диске лаковый звездопад.
А за спиной,  как шрамы, метки следов  в песке,
Где  твой отец и мама порознь идут к реке…
Следом мои торопко – мама бежит в  прибой,
Папу уносит лодка. Постой!
Кружится день над осью старого журавля.
Знать бы какою костью ты прорастёшь в меня,
Мальчик белоголовый.  Болиголова  цвет
выпить, промолвить слово.
И не смотреть.


_______

Отдельно, вне подборки, но внутри шорта, идет стихотворение «Ода бульону». Оду, тем более такую длинную, вообще трудно куда-либо встроить. Но не включить ее в шорт было бы явной несправедливостью и признаком вопиющего непрофессионализма. Так что я поборола соблазн пойти на поводу своих первоначальных редакторских «установок» и скрепя сердце пожертвовала одним из Очень Хороших стихов в пользу Великолепной (хоть и очень длинной) оды.


ГАЛИНА ИЗЗЬЕР «Ода бульону»
http://www.stihi.ru/2014/11/12/10319 номинатор Борис Божков

Науке и логике неподвластны,
Два снадобья лечат универсально –
Имбирный эль мамаши ирландской
Да (у нас говорили о нем с придыханием)
Еврейской мамаши бульончик куриный.
Простуда ли мучит больного,  язва ли,
От хвори банальной иль неисцелимой.
Я где-то услышала – бульон прозвали
Метко еврейским пенициллином.

Расплавленным золотом, жидким кристаллом
Дрожа и дымясь, опаляет весело.
А в детстве я, помнится, презирала
Бульона наваристое еврейство,
И, заболев, торговалась с мамой:
Воротясь от тарелки, ворча "Не буду",
Отодвигала горячей рукой упрямой
Навязчивую заботу этого блюда.

Казалось, откармливают, как курицу – просом,
Под байки, под россказни, под любое
Объяснение, а это просто
Меня отпаивали любовью.
Меня любили, о том не зная,
Неприхотливые те несушки,
Чьи телеса мне несли, вздыхая
(Деликатес, а не хлеб насущный),
С базара, шаманские телодвиженья
Их очищали от грешной крови,
И бледные жертвы кораблекрушенья
вступали в кипящие воды бульоновы.

Всплывали на гребне, потея жарко,
Целомудренно-непорочны,
Местечковые Жанны д'Арк, но
Потом тонули в расчете точном,
Лапки-крылышки виноватым,
Жалким, царственным, женским жестом
Перекрестьем к груди прижаты,
Ножки в крышку стучат, воздеты –
То ль раскаянье Магдалины,
То ль рождение Афродиты,
Антибиотикам альтернатива.


Зла и голода не помнящая,
Выживающая на малом,
Курица себя отдавала полностью,
Веками еврейских детей спасала.
И бабушка, полководец куриный,
Всегда выигрывала Цусиму.
Конечный продукт, в кружевах кипящих,
В желтых нарядных кружках по краю
(Не этот ли бред вдохновляет Кусаму,
Чей желтый горошек весь мир воспевает?),
Для всех – по тарелкам с каймою синей,
А больному всегда наливали в чашку.

А нынче пенициллин – в аптеке,
И, если мне заболеть придется,
Не пощупают лоб, не оттянут веки,
Суета тревожная не начнется.
Сухарей насушите из старой булки,
Отведите в детство, где неудержимо
Любовь на плите, выкипая, булькает
Во вредных прозрачных разводах жира.
Где вы, тетушки, бабушки? Где ты, мама?
Разотрите спину, укройте плечи.
По звонку из китайского ресторана
Принесут чикен суп – только он не лечит.


_____

Это – десятка, но вообще в моем списке стихов для шорта оказалось четырнадцать. Кроме уже упомянутых это: 

БОРИС ФЭРР «Черновая зависть»
http://www.stihi.ru/2015/02/05/11974 номинатор «Решетория»

АЛЕКСАНДР СПАРБЕР "Кустодиев. Масленица."
http://www.stihi.ru/2014/12/23/6093 отборочный тур для резидентов БЛК,

ЕЛЕНА ТВЕРСКАЯ «Поездка в СФ на техническую выставку»
http://www.stihi.ru/2015/02/14/6524 номинатор «Вечерний гондольер»
и
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПУЧКОВСКИЙ «Левий Алфеев»
http://www.stihi.ru/2014/12/25/9690  номинатор Александр Измалкин.

Будь моя воля, я бы… Но увы. Формат конкурса этого не позволяет.

Теперь хотелось бы сказать о некоторых стихах, которые в мой шорт не вошли – при том что очень мне понравились (местами).
К большому сожалению, не сочла возможным включить в десятку стихотворение

ТАНЯ АРСАК «Да, мама…»
http://www.stihi.ru/2015/02/09/6170 отборочный тур БЛК.

Особенно жаль одной строфы:

Хороший повод — вспомнить лишний раз,
Что никогда тебе не нянчить внуков,
Что наша жизнь по разным ноутбукам,
А общий быт по-разному увяз.

Эту блестящую строфу обрамляют строфы менее насыщенные, мысли, выраженные не столь лаконично и точно. Возникает ощущение затянутости, ослабленной нити, спавшего напряжения. Главный эмоциональный посыл исчерпывается в нескольких первых строфах, а дальше он только повторяется и варьируется. Мне показалось, что стихотворение нужно, что называется, «отжать».


Другого рода претензии к ст-нию

КУЛИКОВ «Закат сатанел»
http://www.stihi.ru/2015/01/31/1032  номинатор Татьяна Лернер.

Оно тоже довольно объемное, но упрекнуть его в затянутости я не могу. Не пространное, а – просторное оно, и этого простора как раз хватает для стремительного полета стрижа (что явилось для меня, собственно, планом содержания стиха, этот стрижиный полет над городом, на фоне закатного урбанистического пейзажа).

<…>
Закат сатанел, будто «Мэри» качнули бокал.
Над рейдом алело «морской», багровело «ВОКЗАЛ».
Закат сатанел. Загоралось окно за окном.
И вот уж полгорода дружно играло с огнем.

<…>
И первые сумерки тихо на землю сошли.
И воздух дрожал над поверхностью теплой земли.

И ветер вычесывал божьих коровок из крон.
И город затих, будто в сети попавший бизон.

И лишь одержимый движением маленький стриж
летел над пучинами крон, над утесами крыш.

Претензия же у меня к сюжетной линии №2. К тому, что могло бы стать еще одним ракурсом, раскрытием еще одного плана в стихотворении, но не стало – по причине небрежности изложения. Картинка с сидящим на краю крыши и болтающим ногами (ангелом? просто-мужичком-с-бутылкой-пива?) несостоявшимся «спасителем человечества» получилась несколько замутнённой.

В башке его мутно штормило, звенело в ушах.
Обрывки вчерашнего дико блуждали впотьмах.

И как бы он ни был в такие мгновения тих, 
никак не всплывало, а где же оставил он их.

[кого – их? обрывки вчерашнего? так вот же они – «в башке». П.К.]

Забыл в кабаке, опрометчиво сдав в гардероб?
А может, обрезали парии мрачных трущоб?
Иль в парке дремучем, скрипучем, как старый корвет,
Марию на них уложил, а проснулся – их нет?

[на что он уложил эту внезапно возникшую в стихе Марию? на обрывки вчерашнего, которые «в башке»?]

Их нет – и в районе лопаток протяжно саднит,
когда сквозь икоту глотается гребаный «Пит».

В общем, невольно отрываешься от картинки, начинаешь решать ребус с «обрывками вчерашнего», и движение стиха замедляется, восприятие распадается на хлопья, на эти самые «обрывки», на пену случайных смыслов, и даже маленький героический стриж уже не спасает положения.
Понимаю, за что номинаторы или принимающие редакторы выбрали этот стих. Действительно, он того стоит. Но включить его в десятку – в лучшее из лучшего (по моей версии, конечно) – никак не могу.


От коротких, в две-три строфы, стихов обычно ждешь яркости, выстрела, пружинки. Что-то подобное я предвкушала, читая первые две строфы ст-ния

АЛЕКСАНДР ШАПИРО «Когда она лежала легка...»
http://www.stihi.ru/2015/02/14/6510 номинатор «Вечерний гондольер».

Но третья строфа – разочаровала как заключительная, «козырная». В качестве не-последней она смотрелась бы неплохо, если бы стихотворение венчала еще одна/две – четвертая/пятая, с эффектной концовкой под стать зачину.
Из-за обманутых ожиданий относительно концовки это стихотворение я воспринимаю как половинку стихотворения, либо как ст-ние с размытым нижним контуром, что является несомненным минусом.

***
 
Когда она лежала легка,
легка, потом тяжела,
казалось: медленная река
через неё текла.
 
Ей нравилось отдавать взаймы
реке, возлюбя врага,
свои пещеры, свои холмы,
покатые берега.
 
Тогда, приливами черноты
исследуя каждый штрих,
река смывала ее черты.
Или промывала их.


В стихотворении

ХАЛИГ КЕРИМОВ «Посторонний»
http://www.stihi.ru/2012/06/11/5868 номинатор Юлия Данилова

понравился образ – «деревья в зелёных халатах». Концовка показалась несколько плоской и «начертательной», из области тривиальной геометрии. Любовный треугольник, замкнутый круг, параллельные прямые судеб/жизней/абстрактных понятий (таких как представленные здесь «надежда» и «безысходность») – всё это так часто используется в поэзии, что само по себе, в «голом» виде, работать уже не может и требует подкрепления – каких-то неожиданных ходов, ярких образов, необычного соседства слов.
Для меня в этом стихе не хватило некой игры лучей на рельсах, на этих самых «параллельных прямых».

Посторонний

Стоя у окна последнего этажа
онкологического диспансера,
он смотрел
на причудливо разросшиеся облака.
Так далеко от земли,
от людей,
так близко к небу...
Таким тёплым и родным
оно ещё не бывало.
Деревья в зелёных халатах,
заботливо окружив со всех сторон,
убаюкивали,
выкрадывая по старой привычке
последние мысли.
И только чайки,
словно стервятники,
кружили
в поражающем красотой танце борьбы
над местом,
где непостижимым образом
сходились параллельными прямыми
надежда и безысходность.


Автор ст-ния
 
РОМАН РУБАНОВ «Страшная сказка»
http://www.stihi.ru/2015/01/16/5556 номинатор Наталья Крофтс

мастерски, чётко и ясно донес свою мысль. Важен элемент комического: богатырь, выпивающий на пару с мёртвой головой дракона (которая уже «с душком») – как минимум забавен и несет в себе некий намёк на «особенности национальной самоиронии». (Хоть с тухлой драконьей башкой – лишь бы не одному. Ибо какой же русский не знает: пить в одиночестве – признак алкоголизма).
Есть и другие приметы анекдотической, гротескной «русскости»: креститься и бить поклоны так, чтобы разбивать при этом лоб; просыпающееся ни с того ни с сего желание «помахаться», повоевать, силушку богатырскую показать. Этакая тоска по ратному подвигу, желание гаркнуть молодецки: «Эх, развернись рука, раззудись плечо!» – и ринуться в гущу врага.

А потом грустит: «Вот была б иноверцев рать —
Одолел бы, поди…» Да нет никакой войны.


(Нечто похожее встречается еще у одного автора февральского лонга, в ст-нии

ОЛЬГА ВЕДЁХИНА "Волхвы"
http://www.stihi.ru/2014/12/26/2586 отборочный тур для резидентов БЛК.

«А толку?.. Скучно без войны» – кручинится, хандрит по-онегински лирический герой, только что – за полстрочки до этого – размышлявший о непорочном зачатии Марии).
Главной же, акцентной чертой непроходимой дремучей «русскости» является обыгранная в концовке сомнительная мудрость: хоть плохонький, да свой. В данном случае: пусть дракон/тиран/тухлая голова – зато наш ведь, местный!

А народ, хоть прост, не дурак, кое в чем сечет:
Лучше пусть богатырь стращает, чем те, извне…
А извне из другой башки все подряд течет,
И пока неизвестно, чья голова страшней.

Надеюсь, на мою собственную голову не обрушится град упреков, связанных с такой трактовкой стихотворения. Мне оно скорее понравилось, чем нет. В последнее время смеяться над собой стало, мягко говоря, «не модно» – если этот смех обращен на какие-то «национальные» черты характера. Прочла стих и задумалась: а почему, собственно, мы должны отказывать себе в этом смехе? Из-за сложной политической обстановки? Вот уж нет! Поэзия – вне политики. Спасибо автору, что напомнил...


Еще несколько интересных находок:

- «белокурая война»;  образ рубашки с пришитыми к ней «бордовыми кармашками»
(ИРИНА РЫПКА «Знаю»
http://www.stihi.ru/2015/01/30/9424 отборочный тур БЛК).

- рубашки-ангелы, хранящие людей: «Рубашки, впуская людей, шелестели крыльями.
Хранили, спасали». Здесь, на мой взгляд, очень удачно обыграна идиома «родиться в рубашке».
(АЛЁНА АСЕНЧИК АЕФ «Когда наступает время»
http://www.stihi.ru/2015/01/04/5345  номинатор Тейт Эш).

- трамвай-Левиафан и он же трамвай-ангел в ст-нии
ИГОРЬ КРЕСТЬЯННИКОВ «Валил хохлатый снег...»
http://www.stihi.ru/2015/02/18/6755 номинатор «Решетория»:

Ну что же, так и быть, – я твой сегодня пленник,
В желудке жестяном Ионою трясусь.
<…>
И где твои бока из усть-катавской стали
Морозны и чисты, как ангела броня.

Сравнение общественного транспорта с морским чудовищем, поглотившем лир.героя, уже встречалось мне в поэзии, но никогда еще чудище не было одновременно ангелом. Интересный гибрид, заслуживающий особого исследования.

- «недвижное солнце Галилея» и  Земля, которая «исправно подкручивает тени Путорана» в ст-нии
НАИЛЬ МЕЛИХАНОВ "Сова весной"
http://www.stihi.ru/2014/05/12/1816 отборочный тур для резидентов БЛК.

- «щупальца хрустальные медуз», которые «толкают вверх цветные парашюты»
(ДЖИДА "Тридцать первая"
http://www.stihi.ru/2013/12/08/9765 отборочный тур для резидентов БЛК).

- «яблочный крик репортёра»
(ОЛЬГА АЛЁШИНА «Флоренция»
http://stihi.ru/2014/12/18/6469 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»).

Остальные стихотворения – не упомянутые в обзоре – понравились в меньшей степени.

Резюмируя:

Моя десятка

ГАЛИНА ИЗЗЬЕР «Ода бульону»
http://www.stihi.ru/2014/11/12/10319 номинатор Борис Божков

АЛЁНА РЫЧКОВА "Болиголов"
http://www.stihi.ru/2015/01/27/10994 отборочный тур для резидентов БЛК

ТАТЬЯНА ЛЕРНЕР "Квартира на Рубежной"
http://www.stihi.ru/2013/02/12/11376 отборочный тур для резидентов БЛК

СЕРГЕЙ ПАГЫН «Всё хорошо, мой Лазарь, всё хорошо»
http://www.stihi.ru/2014/09/22/4342 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

БУЛАТОВА ГАЛИНА «Волга, Вятка, Ока и Кама»
http://www.stihi.ru/2015/02/15/11672 номинатор Александр Измалкин

ЮЛИУС «Только проснёшься...»
http://www.stihi.ru/2014/10/24/9477 номинатор «Термитник поэзии»

КИРИЛЛ АЛЕЙНИКОВ 2 «Камчатка»
http://www.stihi.ru/2010/02/11/1393 номинатор Юлия Данилова

ДМИТРИЙ МУРЗИН «Чу! Вот прямая речь. Толкни и упадёт»
http://www.stihi.ru/2015/01/31/1876 номинатор «Термитник поэзии»

НАДЕЖДА БЕСФАМИЛЬНАЯ «Оленёнок»
http://www.stihi.ru/2012/11/09/3823 номинатор Андрей Моисеев

СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ МИТРОФАНОВ «Обрыв над Волгой»
http://www.stihi.ru/2012/07/17/8756 номинатор Андрей Моисеев

P.S. Поскольку лонг я читала в формате анонимном, у меня не было возможности запросить у авторов добро на внесение КОРРЕКТОРСКОЙ правки в тексты, цитируемые в этом обзоре. Так что несколько запятых и один мягкий знак добавлены мной своевольно. За что прошу извинить. Профессиональная привычка, от которой никак не могу избавиться.