Эксп. обзор. Александр Кобринский. Итоги года-2015

Большой Литературный Клуб
НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШАЯ ПОДБОРКА»


ОЛЕГ БАБИНОВ (отборочный тур)
1. Человечево http://www.stihi.ru/2015/05/02/6408
2. Рядовой Рахманинов http://www.stihi.ru/2015/07/12/845
3. Никто http://www.stihi.ru/2014/06/24/3440

Стихи с экспериментальным уклоном. Словотворческие эксперименты требуют особенной точности при подаче материала, что не всегда соблюдается автором. Но несмотря на отдельные промахи и нестыковки, все три предъявленных стихотворения имеют достоинств больше, чем недостатков.

Замечания частного порядка:

Стихотворение 1. Человечево 
Человечево плотево
унижать его, пороть его…
«Пороть» имеет много значений и в общеупотребительной лексике, и в воровском жаргоне. Все ли значения слова учел автор?

Стихотворение 2. Рядовой Рахманинов 
Отсутствует, как мне кажется, ассоциативно увязанная цепочка перехода от Господа к санитару. Для этого между второй и третьей строфой не мешало бы добавить еще одну.

Стихотворение 3. Никто
Самое слабое стихотворение в подборке. Затянутое и грешащее отдельными логическими нестыковками. Его нельзя сбрасывать со счета, потому что в нем есть очень сильные места, например – вот это:

и там, под солнцем и луной,
как нижнее бельё,
на мне останется со мной
никтожество моё.

Но стихотворение только выиграет, если из него выбросить самую слабую строфу:

Гомер был слеп, Бетховен глух,
Адам был бос и наг.
Я свет, стреляющий с двух рук.
А звать меня никак.

- Перечисление (Гомер, Бетховен, Адам) – троица. Но для какой цели эта троица возникла? Если в первой строфе перечисляются великий слепой (Гомер), великий глухой (Бетховен) и великий немой (синематограф), то в этом усматривается определенная логика. Но ничем не оправдано то, что на место синематографа приходит вдруг Адам.
- Следом автор заявляет «Я свет, стреляющий с двух рук», но строфой выше, в прямой речи, обращенной к волку, стреляющему с двух рук, автор уже заявил, что он видит свет. Так он видит свет или сам является светом? Это во-первых.
- А во-вторых, автор уже представился читателю, назвав самого себя «светом, стреляющим с двух рук», поэтому странно читать в следующей строчке, что звать его никак. При самом минимальном анализе мы наблюдаем, как строфа рассыпается на отдельные фразы, не несущие никакого смыслового наполнения. 

==========================

АЛЁНА ЛЁШИНА (отборочный тур)
1. Господи, я нелюбимая дочь твоя... http://www.stihi.ru/2015/11/14/7021
2. В суете бессмысленно солнечных, светлых лет... http://www.stihi.ru/2013/09/10/3242
3. Любит меня http://www.stihi.ru/2015/10/14/1157

Самая сильная подборка.  Очень интересная поэзия, без ассоциативно-логических провалов, без погрешностей против вкуса. Монологи лирической героини полны оправданной экспрессии, эмоциональны без истерики и содержательны на всем протяжении текстов.  Хочется цитировать:

…вот и теперь, когда мир сошел с ума,
я то и дело теряю тебя внутри… (из стихотворения 1)

…оглянись в себя, не слушай немое «нет»,
провались в себя, во внутреннюю пустоту… (из стихотворения 2)
 
…хочет меня
по-своему переделать,
переиначить, перепрошить, взъерошить,
хуже татарина гость мой окаменелый… (из стихотворения 3)

Считаю данную подборку наиболее цельной и выдержанной (без сбоев) на высоком профессиональном уровне.

==========================

ЕВГЕНИЙ СЕЛЬЦ (три шорт-листа в октябре 2015г.)
1. Дождь пошаманил и свинтил... http://www.stihi.ru/2015/11/14/11483
2. Пасхальный вечер... http://www.stihi.ru/2015/11/14/11490
3. Колыбельная http://www.stihi.ru/2015/11/14/11497

Цельная подборка. Все три стихотворения вызывают эмоциональный отклик. Подкупает легкость и непринужденность поэтической игры. Неожиданность ассоциаций и оборотов не дает скучать. Например:

 …и свечка, как алкоголичка,
так туго свет вплетает в звук,
что получается косичка… (Стихотворение 1)

Или, еще один пример, неожиданность применения строчки Пушкина «Товарищ, верь! Взойдет она…», частым цитированием превращенной в набившую оскомину идиому, наполняет текст освежающим юмором:

Товарищ Верь сидит в углу,
пьет портвешок, сосет конфету… (Стихотворение 1)

 В стихотворении 2 еврейская тема подана ненавязчиво и без идеологического подтекста – читается на одном дыхании.

Стихотворение 3 «Колыбельная». Тема вроде бы объезженная, но выражена свежо и трагически трогательно.

==========================

АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ (два шорт-листа + 1-2 место НГ в мае 2015г.)
1. Жили-были дед да баба http://www.stihi.ru/2015/04/18/10764
2. Эквилибриум http://www.stihi.ru/2015/09/28/914
3. French Connection http://www.stihi.ru/2015/06/25/5261

Подборка в целом производит впечатление, но замечания все же есть.

Остановлюсь, для примера, на стихотворении 1.

Третьеклассник за стенкой учил сонатину Кулау.
Он был явно не Рихтер. И это сводило с ума.

Спрашивается, кого сводила с ума неумелая игра на фортепиано?.. Оказывается, шестилетнего мальчика, знакомого, исходя из контекста стихотворения, с именами Кулау и Рихтера, что при описываемом интеллектуальном окружении этих двух мальчиков по всей вероятности невозможно. В общем, «Жили-были дед и баба» (ели кашу с молоком)

==========================

С выбором 5-й подборки возникли серьезные затруднения. Я был полон решимости ограничиться четырьмя, но уважаемая главная редакция уговорила меня включить в данную номинацию подборку автора 2*, два стихотворения которого я отмечал во второй номинации. Не сразу я согласился, потому что стихотворение «Я люблю чёрно-белые фильмы» не стоит никакого внимания, на мой взгляд. Лживая чепуха! Но так как был установлен минимальный предел, а больше подборок, в которых бы мне понравились больше одного стихотворения, я не находил, я поддался уговорам.

ЕЛЕНА СЛОБОДСКАЯ (три шорт-листа в июне 2015г.)
1. Внутри тебя бессмертно http://www.stihi.ru/2015/11/11/11483
2. Я люблю чёрно-белые фильмы http://www.stihi.ru/2011/11/05/27
3. Парусится ветер http://www.stihi.ru/2012/02/23/4717

Примечательные стихи, но имеются незначительные замечания по технике.

Стихотворение 1. Внутри тебя бессмертно

…припомнят всё и головы, и руки.

Вот так, однажды, осенью/весной,
взяв в руки нечто…

За руками тут же следуют руки, хотя словесного повтора можно было избежать.  Грабли взять в руки – это само собой разумеется, потому что взять их в зубы – крайне затруднительно, а  в ноги – невозможно.

Стихотворение 3. Парусится ветер

На четыре правды
вывернется город.
Под густой приправой
не поймешь, кто дорог.

Вместо строки «Под густой приправой» не мешало бы найти что-либо более отчетливое.


НОМИНАЦИЯ «ЛУЧШЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ»


ВАДИМ ГРОЙСМАН (отборочный тур)
2. Джанна - http://www.stihi.ru/2015/11/14/8879

Замечаний нет. В этом стихотворении каждое слово располагается на своем месте.


Вроде все мы вылеплены Богом
Из того же глиняного теста,
Но встречает праведных за гробом
Джанна – зачарованное место.

Там, как молчаливые машины,
Винтики отлаженного чуда,
Носят слуги полные кувшины,
Расставляют золотые блюда.

Там Аллах, от детской крови бурый,
Истина, надежда и награда,
Ровным строем посылает гурий
Беззаветным воинам джихада.

Мальчик из разрушенного дома,
Хочешь оказаться в самом деле
Далеко от пламени и грома,
В этом нескончаемом борделе?

Будь мужчиной, отомсти неверным,
Кровью утоли свою обиду –
Купишь вечность подвигом мгновенным,
Смертью, подобающей шахиду.

И когда ты станешь чёрной пылью,
Превратишься в огненную точку,
Ангелы к тебе протянут крылья,
Соберут и слепят по кусочку..

==========================

ОЛЬГА СУХАНОВА (отборочный тур)
1. Пожалел бы ты крысу-дурочку http://www.stihi.ru/2011/02/06/10692

Стихотворение в общем впечатлило. Но все же есть технический недочет: «Не страшна ей у горла мгла - / Страшно ей, что твою мелодию». Здесь «страшна» и «страшно» - неоправданный повтор, который можно было легко избежать. Например: «Не страшна ей у горла мгла - / Жутко ей, что твою мелодию».


Пожалел бы ты крысу-дурочку,
Не бродил бы в такой дали, -
Ведь она за твоею дудочкой
Побежит хоть на край земли.

И, плутая в проулках узеньких,
Как привязанная, пойдет
За нехитрой твоею музыкой,
Где всего-то двенадцать нот.

И никем пока не измерена
В речке разная глубина:
Для тебя – только шаг от берега,
Для нее – не достать до дна.

Но она не боится вроде бы,
Не страшна ей у горла мгла -
Страшно ей, что твою мелодию
Не услышать она могла.

==========================

АЗАЧЕМ (отборочный тур)
1. Котельное http://www.stihi.ru/2015/02/22/5789

Стихотворение «на злобу дня» написано точно, конкретно и по живым впечатлениям.
Низкий и уважительный  поклон автору.


Возьму район височный пальцами в кольцо условного «котла»
И вижу мысленно Дебальцево, освобожденное дотла.
Сугробы сыты мясом пушечным, которому не повезло.
Кричат вороны по-кликушечьи над бывшим транспортным узлом.
 
Поля, запаханные «градами», уже отвыкли от сохи.
Свежи могилы за оградами, глаза иссякшие сухи.
И не походит на творение людей разумных этот ад.
С любой наличной точки зрения, творец – пещерней, чем примат.
 
На звук урчания утробного наложен будничный салют.
Не тронет волк себе подобного, а люди - глазом не моргнут.
И разум ежится от этого, дрожит замерзшим воробьем.
Кто первым начал – фиолетово, друг друга если перебьем.
 
Но только нет конца безумию, и к радости окопных вшей
Здесь каждый – вылитая мумия, уже без глаз и без ушей.
Дымится адская котельная, и планы в общем-то просты -
Сменить к чертям кресты нательные на деревянные кресты.

==========================

ПЕЛЁВИН (отборочный тур)
2. поутру http://www.stihi.ru/2014/10/28/10303

Мнение – положительное: Краткость – сестра таланта!..


а поутру а поутру
я полутруп я полутруп
а почему а потому
что ночью снилась мне Му-му
и в полудрёме в полусне
я с нею был на самом дне
мычал Герасим с вышины
как все Герасимы страны

==========================

АЛЕКСЕЙ ЕФИПОВ (отборочный тур)
1. Простынь детства http://www.stihi.ru/2012/10/08/10848

Конкретика наша, совковая, но исторически пережитая – близкая и чем-то невыразимо святая. Эмоциональные, крепкие и безукоризненные с технической точки зрения стихи.


Это было давненько -
память обиженно курит -
я любил рисовать ярко-синих куриц,
нет, не тех, советских, просто синих,
которых выбрасывали в магазинах
по случаю смерти очередного черненко...

Все так жили, жили не скучно,
бабушка работала на заводе
по производству шариковых ручек,
мама на ночь читала сказки,
чаще других "Синюю птицу",
теперь уже знаю, что Метерлинка,
по телевизору - футбол, блистали Линекер
и Гуллит, чемпионат Европы, вроде,
или мира, в общем, заграница...

Наверное, и поэтому я без ластика
на тетрадной бумаге в линейку
рисовал ярко-синих куриц,
ярко, ярко-синих...

А потом умирал очередной черненко,
его выносили, выносили
товарищи из Политбюро. Сутулясь,
стояли товарищи из ЦК на Мавзолее,
на фоне нездорового заката солнца,
Союза
их лица неестесственно краснели
даже по черно-белому "Рекорду".
Твердо
шагали вдоль улиц
официальные противники джаза и блюза
пионеры и комсомольцы -
шеренги умников и умниц,
втихую слушавшие БГ и Макара...

А я по-старому,
запершись в комнате,
продолжаю рисовать ярко-синих куриц,
в профиль,
точнее, даже не куриц - их проекции...

Да, почему-то вспомнилось:
тогда не было хорошего кофе...

Но было детство.


==========================

*Подборки и стихотворения рассматривались экспертом в обезличенном виде, под порядковыми номерами в лонг-листе. Полные ссылки восстановлены Главной редакцией БЛК при публикации обзора.