О калашном ряде, калошах и поэзии Февраль 2016 БЛК

Михаил Фокс
В "Старых записях(1920-30 годы)" у Лидии Гинзбург отмечена чудесная деталь тех времён - ощущение, которое нам сегодня не пережить, но можно представить - "Без калош легче дышится, потому что легко ходится, а дыхание связано с темпом ходьбы" (Л.Я.Гинзбург. Литература в поисках реальности. Л., 1987., с.203.) И вспомнил я об этом утраченном ощущении при чтении февральского лонга БЛК. Не все авторы при написании стихов успели снять "калоши", что, безусловно, повлияло на скорость и красоту поэтического "дыхания" и, главное, на выбор маршрута, особенно, когда обе калоши оказывались на одну ногу)...

АНДРЕЙ КОЗЫРЕВЪ «А в нашей Атлантиде всё спокойно…» http://www.stihi.ru/2016/02/16/1821 номинатор Сергей Беленко

Жалко на такой массивный текст тратить пространство - это во мне ещё "бумажное" мироощущение вопиёт - да и, честно говоря, мало что мы обретём, погружаясь во "влагу" стиха, тем более, там и "газы выходят", и "архетипы роятся". Автор отправляет нас через Атлантиду Платона к пониманию неких историософских глубин, но оказываемся мы в платоновской "пещере", где бесчисленные тени суетятся на стенах и "зыблется вода с трезвоном"...Сократить бы раза в три и всё пришлось бы впору), калоши "Красного треугольника" вещь надёжная, но по размеру не всегда и подберёшь. И отмечу ещё непонятный переход во второй и последующих строфах на иной вариант рифмовки. А по поводу ироничного взгляда на историософские построения не удержусь от самоцитирования - http://www.stihi.ru/2014/08/09/9065

От Ихтиандра и прочих наутилусных отправляемся в мир инсектов для окукливания -

СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА «Куколка» http://www.stihi.ru/2015/02/07/8589 отборочный тур для резидентов БЛК

Болетворящее стихотворение - видимо, калоши оказались малы...Наверное, именно от любви к родине зимой и пишутся вот такие стихи. У изнанки бытия свой пафос, но насколько он эстетически ценен, это вопрос даже не автору, а скорее редакторам, увлёкшимся февральскими паучьими играми...Не радует и истрёпанный поэтический приём - триады при перечислении чего-либо:

"Не двигаться, не чувствовать, не быть,
Не чуять запах лжи, дерьма и крови."...
"Бессмысленно, фасетчато, раскосо..."

"Заметно отощавшая телебашня" - то ли намёк на некую зимнюю диету для телебашен, то ли аллюзия по поводу современного российского телевидения, но в любом случае солнышко жалко, как и читателя...Особенно того, кому сие понравилось)...

МАША НЕ «Пробное» http://www.stihi.ru/2012/02/14/12085 отборочный тур для резидентов БЛК

"Любить, что языком... к качелям... в детстве –
смешно и больно: кровь, тепло, вода.
Немотный поводырь, мое наследство -
смешное целованье «навсегда»"

Первая строка паузами в виде многоточий словно намекает, что язык с тех пор так и не обрёл своей изначальной ловкости. И, конечно же, здесь излюбленная триада - "кровь, тепло, вода". Последующие строки своей манерностью тоже не балуют нас высокой эстетикой. Начало второй строфы "ямщик, таксист" намекает, что рождение стиха проходило под песню А.Розенбаума "Извозчик", который, то бишь извозчик и спрятан между ямщиком и таксистом, дабы не множить подозрительные триады). А если без шуток, то вторая строфа наиболее удачна в стихе. Хороший набор коннотаций формируется вокруг Эльдорадо, утки в зайце и, тем более, греха в героине. Но последние строчки создают комический эффект -
"Луну на убыль гулко ночь уронит
в морозный подстаканник февраля."

Сидишь и думаешь - что же за убыль такая в подстаканнике? И кто там на ночь то глядя прикладывается так, что убывает?) Но это я, видимо, свои калоши забыл снять))...

АННА ДЭ «внутри меня прозрачно» http://www.stihi.ru/2016/02/06/83 отборочный тур для резидентов БЛК

Под песню Аллы Борисовны начинаем разбираться кто же там надувной - мальчик или кит, то есть, кто же на самом деле субъект деятельности, ставший, тем не менее, впоследствии, как и некий объект, жертвой "слепого неслученья". Ассоциативные стихи вроде бы предоставляют бОльшую свободу для воображения читателя, но волей-неволей создают и возможность разрушения целостности художественного мира стиха, и обретения тех реакций, которые, скорее всего, и не предполагались автором.
"А мы без всяких но шагали в ки" - если допустимо сократить слово "кино", то почему не увидеть за "но" ноги и представить, т.с., коллективный поход инвалидов на некую индийскую фильму, которую без слёз смотреть невозможно...Да и бегущий навстречу нам "наискосок" тоже вполне допустим...И изобилие усечённых рифм в стихе не радует. Интересно, а выпускались когда-нибудь надувные калоши?


НАГИБИНА «там» http://www.stihi.ru/2015/05/01/8676 отборочный тур для резидентов БЛК

Как часто название стиха определяет и устройство "оптики восприятия", выбираемое читателями...Знаю я два стиха про "там" и об обоих в своё время сказал добрые слова, одно - это стихотворение Татьяны Комиссаровой "там"  http://www.stihi.ru/2013/06/04/57 и "там" Сергея Константинова http://www.stihi.ru/2015/12/10/2462 . О концептуальном "там" в памятном читательском обзоре июньского лонга 2014г. БЛК -
http://www.stihi.ru/2014/06/30/7370 .
Вот в нынешнем) "там" Босх берёт на себя львиную часть смысловой и образной нагрузки. И явно входит в противоречие с незамысловатым зачином:
"Ты обретаешь светлую печаль-,
Чужую шубу с барского плеча,
И синих птиц, и прошлогодний снег..." - экстремальный набор штампов...

Живём ли мы в босхианском мире - это вопрос, но то, что это лучший из миров - безусловно)...
И финал звучит довольно странно - а что есть варианты для слова существовать помимо знаков?


OLEN (ОЛЬГА ГУЛИНКИНА) «Неважно где» http://www.stihi.ru/2014/03/04/6572 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

 Неважно где, неважно где,
где непреложно лишь наитие,
Христос шагает по воде,
ведомый лучиками-нитями.

Он время держит в кулаке,
где предначертано - там выпустит...
И - дальше, дальше, налегке,
безвременье следами вымостит

по воздуху ли, по воде...

Достало б веры в неизбежное...
Неважно где, неважно где
Ищу сияние мятежное.

Идея свободы - одна из наиважнейших в системе представлений человека о мире и о себе самом. Радоваться бы, что стихотворение обращено к ней и пытается представить  христианский вариант её понимания, но образная система всё только запутывает и начинаешь понимать, что о таких концептах или писать философские(теологические) трактаты, или же обращаться к прозе...
"Христос шагает по воде, ведомый лучиками-нитями" - напоминает марионетку...Обладает ли Сын Божий свободой? Христос подчинён Року? Мир был вне времени до Христа? И проблема выбора, в т.ч. и современного - неважно ли для нас, где мы находим "сияние мятежное", тем более, что ныне мятеж не с христианством связан...Вопросы совсем не поэтического толка. И в стихе мало поэзии, но много религиозного чревовещания...Наверное, стих совсем не БЛК-овский да и не конкурсный вообще...И Olen здесь ни при чём. Видимо, у номинаторов клуба "Рифма" мода на калоши тоже не прошла)...


РОМАН ЧУДОВ «Зачастую шаман...» http://www.stihi.ru/2016/02/15/6410 номинатор Илья Рывкин

Судя по тому, что Гугл и прочие поисковые системы не показывают нам ни Романа Чудова, ни данный стих ни на одном из ресурсов, то сие творение скорее всего мистификация, созданная по правилам яндексовского автопоэта)...Отдельные строчки любопытно получились, но в "папуанской простоте" мне кажется, что было бы даже интереснее воспользоваться одним из вариантов Р.Кено из его "Сто тысяч миллиардов стихотворений"))...И тогда не столь громко бы звучал скрип поношенных калош номинатора...



ТАТЬЯНА ПЕСТНЯ "В моем..." http://www.stihi.ru/2016/02/15/10730 номинатор «Решетория»

И опять триада -

" сезон необузданных гроз,
Сезон неотправленных писем, звонков без ответа."

И четыре места самоидентификации героини - королевство, зазеркалье, лабиринт и замок. Связь их весьма искусственна и образы их раскрывающие, а точнее на них намекающие, банальны...И четыре мужских персонажа, среди которых, видимо, наиболее мужественен гималайский медведь)...И ожидаемая лестница к небу...И дожди, дожди...А значит без калош тут не обошлось...

ФЛЕЙТИСТ «Море и ветки сосен...» http://www.stihi.ru/2016/02/15/7578 номинатор «Термитник поэзии»

 Море и ветки сосен. День на краю земли.
Скоро здесь будет осень, что бы ни изрекли.
Скоро здесь будет сыро, ветер со всех сторон...
Как нас здесь много было с сыром и без ворон.
 
Солнце цвело над нами, и был горяч песок.
Время дружить домами и потерять адресок,
вычеркнуть телефоны, более не звонить...
Время войны и мира, тонкая жизни нить...

Что ни строчка, то торжество банальности...Попытка предстать в роли странствующего мудреца под зонтиком и в калошах на босу ногу)...

РОБЕРТА РО «Год казался...» http://www.stihi.ru/2012/02/08/29 номинатор Валерий Поланд

Год казался бесконечностью,
Но в итоге - как мгновение.
В память о моей беспечности -
Только лишь стихотворение.
Слово главное не сказано,
Поиграли - и довольно...

Очень я к тебе привязана.
И отвязываться больно....

Поэзия не должна чураться трюизмов, но когда они идут сплошными косяками, то трудно отказаться от мысли, что трюизмы то и съедают поэзию...И остаётся лишь кажимость. В классическом гегелевском смысле. Кто-то находит её поэтической). Хотя, возможно, некие гендерные особенности восприятия могут оправдать и такое вИдение...

Продолжение будет, но скорее всего уже с иными аксессуарами)...И об иных аспектах поэтического миропонимания и читательского восприятия.