Юрий Годованец. Экспертный обзор, март-2019

Большой Литературный Клуб
/Обзор делался по анонимному лонг-листу. Полные ссылки были восстановлены редколлегией БЛК при подготвоке обзора к публикации./

Как обозревать большой 35-гранный конкурсный кристалл, где пульсирует каждая грань, образуя бесконечное количество остроконечных звезд? Как не растеряться, когда мерцает столько царственных сердец, образующих эти стихотворные фигуры? И какие же из них можно поставить в центр?
Не напрашивается ли здесь система координат по аналогии с параметрами трехмерного мира (высота, широта, глубина). Тогда каждое произведение словесного искусства будет изменяться как произведение следующих оценок:
В какой степени авторский текст является выражением духа всей конкурсной подборки, понимаемой как целое?
В какой степени отдельное стихотворение воплощает замысел самого автора?
В какой степени поэтическое произведение близко концепции творчества, представленной в сборнике «Небесный Андеграунд. Книга для чтения вслух и про себя» (2019) самого эксперта? Суть этой концепции, представленной как часть вечности на сайте издательства «Время», проста: поэзия призвана не отнимать у читателя, а дарить ему время. И с этой точки зрения поэтический конкурс – не времяпрепровождение, а прииск по добыче времени.
К вопросу о четвертом измерении, с него и начну, традиционно выделяя в каждом стихотворении сигнальные строки, которые позволяют соотнести отдельный текст с общим соревновательным контекстом, этот грандиозный верлибр выглядит так:


1. *** ("В этом наверное вся проблема – в отсутствии якорей...") http://www.stihi.ru/2019/03/06/993

Боль на поля прямо в снег слетает первым весенним грачом

2. «Элегия» http://www.stihi.ru/2016/10/26/5403

что ныне вся душа твоя – транзит
от Бога до стихотворенья

3. «Билась» http://www.stihi.ru/2019/03/02/964

билась лбом об источник света

4. «Похороны Эдди» http://www.stihi.ru/2014/04/14/9477

Так двигается траурная процессия то вперед, то назад

5. «Сосед» http://www.stihi.ru/2016/11/01/6241

я всё расту смертельным леденцом и слова восхитительного ядом

6. «Мёртвые матросы не спят» http://www.stihi.ru/2015/08/29/9684

вот тогда зачем-то и бросит в дрожь

7. * * * ("Только черный костюм...") http://www.stihi.ru/2019/01/10/360

вернувшись назад через длинный
временной интервал

8. * * * ("Что остаётся?..") http://www.stihi.ru/2019/03/13/6383

И время за грудки хватает

9. «Айболит» http://www.stihi.ru/2019/02/19/2667

вздыхает дом, наполненный ростками
дорог к зверям

10. «Скверное» http://www.stihi.ru/2019/03/05/3488

От оперы жизни забыто либретто

11. «Музыка» http://www.stihi.ru/2018/06/14/8403

Среди книжной апатии время катится вспять

12. «Кижи» http://www.stihi.ru/2019/02/05/3735

Треснутое море по берегам

13. «Баранкин» http://stihi.ru/2019/02/24/7812

блаженствуют пернатые тела

14. «Мальчик и Бог» http://www.stihi.ru/2019/03/07/3188

Малыш, поцелованный Богом

15. «старуха» http://www.stihi.ru/2018/11/05/9450

плач словно дождь внезапно затихает

16. «Котофеи» http://www.stihi.ru/2009/04/06/6983

Так и хочется без звука хвост на шее затянуть

17. «Лежать с тобой» http://www.stihi.ru/2019/01/10/2495

Когда за стеной весь день завывает дрель

18. «Вернётся вновь...» http://www.stihi.ru/2014/02/18/3034

и вечность уже недалече,
и стал снисходительней Бог

19. «По мотивам» http://www.stihi.ru/2018/10/25/6621

Отразится от неба зимнего

20. «Румба Сарагины» http://www.stihi.ru/2018/09/12/3251

Опьяняла бродяг страна.
Охмуряла трудяг держава

21. «Кошка» http://www.stihi.ru/2013/07/20/4986

Там со вчера завелись русалочки
И полосатые нептуны

22. «Покой и тишь» http://www.stihi.ru/2015/01/19/10412

Меж саванов и платьев подвенечных найду свой старый маленький скворечник.

23. «Вслух» http://www.stihi.ru/2019/01/03/6535

И на самой высокой ноте, что неба седьмого повыше

24. «Как хорошо, что здесь безлюдно» http://www.stihi.ru/2017/09/28/2694

Дискретное движенье белки

25. «Можно просто увидеть...» http://www.stihi.ru/2019/03/10/4017

рассмотреть
Силу нежных ростков, пробивающих прочную твердь

26. «Туманное» http://www.stihi.ru/2018/11/02/9414

И холодно, и больно, что живая

27. «Я вчера узнал» http://www.stihi.ru/2014/08/05/2130

Я вчера узнал, что смерти нет

28. «рыбы» http://stihi.ru/2019/02/21/6446

глупые влюблённые дураки.
ты моя рыба-кит.
я твоя рыба-кит

29. «А дальше ехать было некуда...» http://stihi.ru/2019/02/21/6446

Но, глядя вдаль, едва ли знали мы

30. «АА» http://www.stihi.ru/2018/09/24/2872

когда ты будешь – а. не анонимен
десятый шаг

31. «градус» http://www.stihi.ru/2018/03/08/7087

творец с утра откроет аутлук

32. «Казнь Ивана Ворёнка» http://www.stihi.ru/2019/02/25/7191

Есть ли счастье, безмолвное царство?

33. «когда все было разобрано» http://www.stihi.ru/2017/12/05/348

временами клавиши брали музыку в жестокие
практически суицидные обороты

34. «Офелия» http://www.stihi.ru/2019/02/01/9693

зеркальным шаром — быть или не быть —

35. «Повод быть» http://www.stihi.ru/2019/02/14/8651

Какой бы мы ни выбрали сюжет,
ни прошлого, ни будущего нет

................................................

ШОРТ-ЛИСТ

ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ «Элегия»
http://www.stihi.ru/2016/10/26/5403 номитатор "Термитник поэзии"

...И вновь в осенней маешься тоске,
и мертвый лист летит, сорвавшись, мимо
напомнить – все висит на волоске,
все, что тобой так искренне любимо.
Тебе, тебе который мог посметь
счастливым быть, о прошлом не жалея,
в конверте желтом шлет открытку смерть.
Октябрь, куда ведут твои аллеи?
Покуда ветры набирают прыть,
трепещешь, словно тонкая осина.
Как в чистом поле ветками укрыть
свой хрупкий космос – женщину и сына?
Таким нездешним холодом сквозит
так горек запах сырости и тленья,
что ныне вся душа твоя – транзит
от Бога до стихотворенья.

Светлая игра втёмную исподволь выращивает хрупкий кристалл, который позволяет изнутри посмотреть на мир снаружи.


УЛЗЫТУЕВ АМАРСАНА «Похороны Эдди»
http://www.stihi.ru/2014/04/14/9477 номинатор Диана Рыжакова

Гроб, ай да гроб смастерил брат твой Эрик, плотник великий,
Гром тамтамов, музыку сфер, вопль черноокой вдовы
Заслонила огромная рыбина с серебряной чешуей,
Заполонила хижину бедного рыбака.

Да, ослепительную мечту твою
Дарят тебе родственники и друзья на прощанье, Эдди,
Укладывают в нее тебя, как в люльку,
Баюкают в последний путь песнями и плясками.

Проснись! — поет вдова. — Вставай, лентяй!
Просят твои детки голодные рыбы кусочек!
Ну же, иди и поймай нам немного еды!
Нужен ты нам, черный верзила!

Только не слышат его черные уши нежные речи,
Толстые губы не вытянутся до этих ушей от улыбки,
Рыбу-гроб несут пьяные друзья его и понарошку дерутся,
Ибо любил Эдди выпить и, конечно, подраться.

Оп! и рыба слегка накренилась и двинулась вспять,
Окрики сзади: “Вертаемся, Эдди что-то дома забыл — духи велят!”
Так двигается траурная процессия то вперед, то назад,
То распевая черные псалмы, то приплясывая...

Процессия ходит между жизнью и смертью как словно двуручная пила, которая, однако, не распиливает, а соединяет песенную древесину.


ВАСЕЦКИЙ АНТОН * * * ("Только черный костюм...")
http://www.stihi.ru/2019/01/10/360 номинатор Евгений Овсянников

Только черный костюм.
Никакого другого костюма.
Прогуляться к мосту.
Замереть, к огражденьям чугунным
примагнитив больной позвонок
поясничный, как школьник,
что, последний звонок
ожидая, подпер подоконник.

Он, конечно, глубокий знаток
иссушающих болей,
злых депрессий, стреляний в висок,
вековых меланхолий.
Поражен острой формой поэзии,
словно холерой,
или ласковым лезвием
неходового размера.

Он стоит в переполненном зале
застыв, и картина
блещет перед глазами:
вернувшись назад через длинный
временной интервал,
он сравнит изменившийся город
с тем, который не подозревал,
что окажется дорог.

Встанет, как ресторан,
прогоревший на зимних дисконтах,
покосившийся башенный кран
на краю горизонта,
мост у речки у чертовой
с выряженным одиночкой,
нацепившим все черное
летом, включая сорочку.

Стихотворение разрастается, образуя трещины, которые не разрывают, а восстанавливают целое, но такова сокровенная тайна орнамента.


ФЕЛИКС ГОЙХМАН «Музыка»
http://www.stihi.ru/2018/06/14/8403 номинатор Ильдар Харисов

1
Среди книжной апатии время катится вспять,
Как плебей среди знати, там застряла тетрадь.

В недрах этой тетрадки, убранной в переплет,
в жертвенном беспорядке – нерестилище нот.

И похоже на диво, что до нынешних дней
только
духи
архива
колыхались над ней.

Но когда-нибудь
все же
покачнется звезда.
Полагаю, что позже – лучше, чем никогда.

И забвению в пику музыкант-звездочет
неземную музЫку, словно меч, извлечет

из распахнутых ножен.
И тогда ты поймешь: хэппи-энд невозможен,
если это – не ложь.

Что же это,
дремавший,
смертоносный клинок,
или попросту нашей глухоты эпилог?

2
Это – не колумбарий,
музыки компромат,
а мистерия арий
и мираж серенад.

Их волшебные звуки,
что стройны и легки,
словно тянут к нам руки
и берут за грудки.

Сотрясается воздух,
звуковой окоем,
зарождается отзвук
в тихом сердце моем.

Этот отзвук по нотам,
словно мысль о былом,
обернется полетом,
развернувшись крылом.

Не крылом, так обузой,
на позор иль фавор.
Меж фортуной и музой –
непростой разговор.

…не грошовой подачкой
из ошметков и брызг,
а бедовой раскачкой,
где горенье и риск,

не укромным соседством,
что теснит и грозит,
а несметным наследством,
что связуя, разит,

не война после драки,
соловьи –
се ля ви,
то ли нотные знаки,
то ль родство на крови.

Музыка говорит сама за себя. Что еще можно сказать о музыке? Но вдруг оказалось, что можно – с помощью сердечного эха!


ИГОРЬ ГОНОХОВ «Баранкин»
http://stihi.ru/2019/02/24/7812 квота ГР за редактирование отборочного тура

в уютных ваннах летнего тепла
подсохший мох, как солнечная тундра.
блаженствуют пернатые тела –
вздымают рядом золотую пудру

а по-простому пыль... уже болят
хотя не появились крылья птичьи,
но я бы превратился в воробья,
чтоб взять и улететь куда приспичит.

но я бы превратился в стрекозу,
я стал бы жёлтой бабочкой дневною,
чтоб увидать невольную слезу
у девочки, застывшей надо мною.

я б муравьём на ягель выползал,
неосторожным, глупым и безгрешным,
заглядывая в чёрные глаза
ветвисторогим северным олешкам.

менял бы жабры и покой коряг
на быстроту кентавра древних греков.
а как иначе, по-другому как,
остаться в нашей жизни человеком?

И на карусели тревоги и азарта все еще живут образные звери, на которых можно без страха кататься детям. 


ПАФФ ПИФФ (НИКОЛАЙ ЛОБАНОВ) «Мальчик и Бог»
http://www.stihi.ru/2019/03/07/3188 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

За тёмного леса порогом
Стояли – к напастям спиной –
Малыш, поцелованный Богом,
И Бог, окрылённый весной.

И мальчик, печали итожа,
Расспрашивал Бога: "Скажи –
Когда ты был маленьким – тоже
Не верил в зефирную жизнь?"

И Бог отвечал: "Всё так близко –
Когда я был маленьким, то
Казались прогорклой ириска
И куцым безбожно пальто.

Жизнь – это и раны, и рамки"...
Но после, качнув облака,
Добавил, поправив панамку:
"Не думай об этом пока"...

Поиск малой пластической формы, которая, образно мерцая, служит мастерскому соединению земного и небесного.


КОНСТАНТИН КОНДИТЕРОВ «Румба Сарагины»
http://www.stihi.ru/2018/09/12/3251  номинатор Юрий Семецкий

Детство. Жар. Молоко и мёд.
Он в постели прекрасно болен.
Чёрный чай. Чёрно-серый йод.
Только флагам кумач дозволен,
что из ржавых обрезков труб
над восторженным пионером
прославляют ударный труд
арестантов. Они все в сером
на работу идут с войны
по замёрзшим блокадным трупам
с чувством гордости и вины.
Сарагина танцует румбу.

Дать бы точку опоры им –
повернули бы Землю круто.
Но сквозь памяти серый дым
смутный страх проступает. Смута
завершилась не так давно
укреплением новой власти.
Им поведал о том в кино
лицедей, миновавший кастинг.
Шёл в атаку как будто он,
крупным планом он падал с крупа,
как бы пулей врага сражён.
Сарагина танцует румбу.

В шуме песен казённых вдруг
слышен был Окуджава. Галич
звал на площадь. И слово «друг»
отличалось от «верь, товарищ»,
как от «Шипки» и «Примы» на
неказистой витрине «Ява».
Опьяняла бродяг страна.
Охмуряла трудяг держава.
Но сквозь ложь, как сквозь ткань мешка –
шило, хрипло, надрывно, грубо
пел Высоцкий «хозяюшка».
Сарагина танцует румбу.

Он в постели горяч, как печь.
Загорается нить вольфрама.
Колеёй убегает речь
от первичного слова «мама».
Словом было вторым «нельзя».
Быть нельзя, и не быть нельзя им.
Крокодил проглотил ферзя.
Солнце съел на обед хозяин.
Третье слово, конечно, «дай».
И бушприт корабля Колумба
пикой рая пронзает край.
Сарагина танцует румбу.

Жар спадает. Он сладко спит.
Рядом – тело холодной грелки.
Нарезает круги бушприт,
обернувшись минутной стрелкой.
Грелка выросла, почернев,
вон из омута ощущений.
Над постелью, гриваст как лев,
наклонился седой священник.
За спиной у него стоят,
неподвижные как два румба,
двое серых слепых солдат.
Сарагина танцует румбу.

Серый сумрак за дверью пуст.
По тоннелю разносит эхо
стук шагов, что похож на пульс.
Так трещит скорлупа ореха.
Яркий свет. Перекличка птиц.
Строй слепых по команде «целься»
к омертвелым зрачкам глазниц
прислонил окуляры «цейса».
От дурацкого слова «пли»
завертелась планета. Кругом
вновь пошла голова Земли.
Сарагина танцует румбу.

Поиск большой формы напоминает вращение многоконечной звезды во времени и пространстве, сочетающем признаки загадки и головоломки.


АЛЁНКА ОВСЯННИКОВА «Вслух»
http://www.stihi.ru/2019/01/03/6535 отборочный тур

Это было зимнее утро в одном из городов Петра,
Ты проснулась от теплой руки, лёгшей на гладкую плоть бедра,
И огонь, что мерцал, как свечное пламя в тебе, дрожа,
Превратился разом в лесной пожар,
И ответило тело на вечный венерин зов,
Будто в стенки динамика бил ритмично и мягко прибой низов,
И на самой высокой ноте, что неба седьмого повыше, на
Восхитительной коде осталась в мире одна дрожащая тишина,
Даже если бы ангел по улице пролетел –
Ты бы слышала это, поскольку сплетенье тел
Обостряет внутренний, тайный, еще не открытый слух,
И ты знаешь, что яркая бабочка села на дальний зелёный луг,
Но не слышишь, как рвут за окном ветра
Ко всему привычную плоть одного из городов Петра.

Когда любовь к малой родине большая, внутри ее оказывается город Петра, то есть камня, читай, философского основания, в том числе, для телесных медитаций.


АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ ТИХОМИРОВ «Казнь Ивана Ворёнка»
http://www.stihi.ru/2019/02/25/7191 отборочный тур для резидентов БЛК

Зайцем прыгало детское сердце:
Было слышно, как ставят помост.
Помни, Русь, и об этом младенце,
Кому жить три зимы довелось.

Как спустились в подземные ясли,
Кто-то в красном, большой, как пожар,
Вытер снегом гниющие язвы
И к груди, словно сына, прижал.

И в овчинный тулуп, как в пеленку,
Завернул. Вдруг спросило дитя
(Будто речь подарили ягненку):
 – А куда вы несете меня?

– Спать, родимый, на белой перине,
Вдоль Ордынки уж собран народ,
То-то радости маме – Марине:
Новый царь по столице идет!

И пусть мама далёко-далёко,
В крепкой башне над тихой Окой –
Разглядит материнское око,
Как столетья плывут над тобой.

На веревочных крыльях мочальных,
Над Москвою поднимем тебя…
Так и смотрят два лика печальных:
Мать – из башни, из петли – дитя.

Есть ли счастье, безмолвное царство?
Чтоб не ржавели скрепы твои,
Пьёшь без устали это лекарство,
Эту смесь – «Молоко на крови».

В соревновании за внимание читателя, конечно, побеждает лирически эпическое кино, где красота боли и боль красоты отражаются друг в друге.


АНЯ СИРОТКИНА «Повод быть»
http://www.stihi.ru/2019/02/14/8651 отборочный тур для резидентов БЛК

Ты ждешь её, а истина проста –
по чопорной шершавости листа
она свои разбрасывает зёрна.
И прорастает иглами травы,
осочьим обрамленьем синевы
на скатерти, где неба гладь озёрна.

Какой бы мы ни выбрали сюжет,
ни прошлого, ни будущего нет,
а есть лишь неизбежное сегодня.
Оно саднит наколотым тату
и чувствовать его невмоготу,
но это всё же повод быть свободней.

Желаний пустота – и блажь, и брешь.
Горят цветные фантики надежд
в закатной полыхающей жаровне.
Блестит на пальце времени кольцо.
До черточки любимое лицо
так близко, что не надо ничего мне.


Завершая тезисы весны, рискну отметить, что поэзия – это нарушение правил, но только достигнуть ее состояния можно, лишь тщательно их соблюдая.