Женские образы в лирике Пашкова В. А

Светлана Климашова Дерягина
               

                "Нет ничего прекраснее на свете женщины". Ф.И.Тютчев.
               

         Навстречу по тротуару двигалось  СУЩЕСТВО среднего роста. Спортивные брюки розового цвета плотно охватывали широкие бёдра и полные короткие ноги. Толстовка  обтянула выдающийся живот. Короткая стрижка и очки дополняли внешний облик странного, на первый взгляд СУЩЕСТВА, которое короткими перебежками, смешно подпрыгивая , спешило на автобусную остановку.
 Мимолётный взгляд не дал возможности определить, кто это – мужчина или женщина?  Посмотрела внимательно. Полная, развалившаяся в разные стороны женская грудь, явно говорила в пользу женского пола. Спортивная форма розового цвета ...  Не сообразила!         
           Самые разные мысли зародились в голове.
 Почему женщина, воплощение нежности, доброты и ласки, хрупкий цветок,  загадка и тайна… не похожа на женщину?
          Почему в наше время появляется всё больше «женственных» мужчин и «мужественных» женщин?
           Женщина равна в правах с мужчиной – завоевание двадцатого века. Но значит ли это, что она должна превратиться в СУЩЕСТВО непонятного рода и неразличимого на первый взгляд?
             Обратилась к Поэзии своего любимого Автора Пашкова Виктора Алексеевича.
             Кто, как не Поэт, может сказать о женщине, которая на протяжении веков вдохновляет пишущих людей.
            Нам известен образ «тургеневской» женщины, девушки. Она  воплощение мечтательности, романтичности.
             Прекрасная Дама Александра Блока – загадка и тайна, мечта поэта.
             «Булгаковская Маргарита»-  муза Мастера, воплощение любви, преданности и женственности.
             « Пашковская Женщина», женщина наших дней, какая она?
             Я смогу ответить на этот вопрос, погрузившись в стихи Поэта.
             В богатой палитре лирики Виктора Алексеевича нет ни одного стихотворения, где я смогла бы сразу найти ответ.  Нет ни одного законченного портрета возлюбленной, любимой, где он «нарисовал» бы словами внешний облик  и внутренний женский мир.
            Собирала по крупицам облик той, которая наполняла его любовью, нежностью, лаской. Штрихами попыталась набросать изображение его музы и вдохновительницы.
           На что обращают мужчины внимание, видя женщину? Конечно, прежде всего, на её внешний облик.
 Красота притягивает взор. Виктор Алексеевич в своём стихотворении «Я бархат губ твоих запомнил навсегда» превозносит до небес красоту возлюбленной.
« Я бархат губ твоих запомнил навсегда.
   И где бы ни был, через день тоскую.
   И ты, и поцелуй, как южная звезда,-
   Смотрел бы,  выбрав, молча на любую,

   И свет,
   И выделяющийся контур
   На тёмном ложе неба как живой.
   Звезда моя ,
   В полёте распростёртом
   Ты упиваешься своею красотой».
    http://www.stihi.ru/2013/06/17/2001

             Не только, «моя звезда», обращается Поэт к женщине,   он сравнивает её с луной.
     « Так и вышло:
         весной, незаметно,
         ты ушла, как уходит луна
         с приютившей берёзовой ветки,
         на которой всю ночь проспала.»
          (« Я забыл твоё имя недавно»)
         http://www.stihi.ru/2016/02/07/10240

            Описание метели  в образе « молодой девы» встречаю в стихотворении «Метель, нет молодая дева»
         « Метель,
            Нет, молодая дева:
            Мягка, упруга и бела, -
            в глаза заглядывала смело,
            и с остановки прочь звала»
          http://www.stihi.ru/2015/11/24/7879

           Восторженно – возвышенно называет Поэт девушку - молодая ДЕВА. Обожание, любование прекрасным слышится в его словах.

           Чуть ли не обожествление женщины в стихотворении « Мне нравится, что ты без городского лоска»
       «Мне нравится, что ты
         без городского лоска,
        столичной пошлости,
        распущенности чувств.       
        Ты – основание податливому воску,
        свеча сакральности,
        мелодия искусств»
  http://www.stihi.ru/2017/01/30/8929

Завораживают и  трогают эти слова. «Мелодия искусств»…Можно ли лучше сказать о своей возлюбленной?
        Ответ буду искать, читая другие стихи Поэта – мужчины, тонкого ценителя женской красоты, хорошего психолога, разбирающего в сложных узорах женского характера.
       Совсем не «податливым воском» предстаёт слегка надменная красавица из стихотворения «Я видел Вас, не видя». Влюблён, безнадёжно влюблён Поэт в роковую , с французским шармом женщину.
       «Я видел Вас, не видя,
         только слыша.
         Чуть выдержанный, мягкий, ровный тон,
         А волосы с причёской из Парижа,
         Глазами трогал
         с жадностью
         потом».
http://www.stihi.ru/2014/08/05/352         

Любит Поэт страстно, искренно, нежно. Не жалеет слов для того, чтобы сказать их своим возлюбленным: «Сероглазая, синеокая,
настоящее чувство моё…».http://www.stihi.ru/2015/09/19/1795

« Моя весна» - так обращается он к женщине в стихотворении «Мы растворились у камина в тишине» http://www.stihi.ru/2014/03/16/10

 Только одна строка из стихотворения «Ненужная встреча, бокалы пусты» волнует невероятно. Расстаются, когда-то влюблённые,навсегда, но «За гибкое тело , прощаясь, держусь:….http://www.stihi.ru/2018/03/16/7673
Страсть, ещё не угасшая или воспоминание звучат в этой строке.
Расставание…

А вот о нетерпении в ожидании встречи в следующем          
произведении Виктора Алексеевича, где  и восторг, и радость.
          «Тишина, уходи.
            Сумрак, занавес вверх.
            Я сегодня с любимой встречаюсь!»
http://www.stihi.ru/2014/01/18/29

        Стихов с грустью немало. Это одно из тех, где безграничное счастье переполнило любящего  Поэта.

      Само сердце говорит словами влюблённого. Любовь не знает границ в проявлении чувств.
« Не зови позабытое, зыбкое». http://www.stihi.ru/2013/06/12/2351

          «Не зови позабытое, зыбкое
           к себе в гости вечерней порой:
           ты была и останешься скрипкою
           ценной, преданной и дорогой.

           Ты сама приходила с мелодией
           еле слышной в шумящем миру,
           и казалась мне маленькой родиной,
           где я рос, где я жил и умру».

Возвышенность, романтичность, трепетное отношение…
Разве можно пройти мимо этого стихотворения? Разве можно не откликнуться всеми самыми чувствительными струнами своей души на песню, пропетую Поэтом  в честь самого прекрасного чувства на земле – всепоглощающей Любви!
      
        В этом стихотворении привлекает слово « преданной».
Эту черту характера ценит Поэт, говоря о любимой.
         Преданность-  черта «булгаковской Маргариты».  Мы находим её и у «пашковской Женщины».
          Внутренний мир любимой, важен для Поэта. Тогда и он откликается  всем сердцем:
« …согласен я на вечный труд: не засыпать в постели с милой».
 http://www.stihi.ru/2018/07/30/5328
(«Глаза на женщин не глядят»).

Жертвенность, вера и надежа в характере Поэта. Он любит, а значит: «…прихожу каждый вечер по – прежнему, не встречать, но с охапкою роз».
 http://www.stihi.ru/2013/06/20/1497
(« Ты уехала на Петербургском»).

   Тревога и беспокойство за самую дорогую женщину: «Где ты? С кем ты? Что с тобой? Как тебе помочь?...».
  http://www.stihi.ru/2013/07/12/151 
(«Нет тебя на перекрёстке»).

               В своём эссе затронула пока только положительные женские образы. Но, всегда есть «но».
         Немало отрицательных героинь в стихах Виктора Алексеевича. Недаром, в одном из своих стихотворений  он пишет: «…но встречались мне … женщины не те».
       Исходя из вышеизложенного, эта строка может удивить.
  Но, жизнь длинна.  Встреч немало, а  нужна одна, единственная, «земная любовь». О такой любви стихотворение, которое ошеломило меня своей исповедальностью при первом прочтении "Ты шла по лезвию предела".
       Считаю его лучшим стихотворением Виктора Алексеевича о любви.
 Он создал образ « вечной земной любви», очень трогательно признался в своём чувстве своей Любимой.
Это стихотворение поможет завершить создание образа "пашковской Женщины".
     В ней есть своя неповторимая загадочность «блоковской Прекрасной Дамы», нежность «тургеневских героинь» и, что больше всего импонирует мне  - преданность и желание жертвовать собой ради Любимого.
 Заключаю своё эссе этим стихотворением.

             Ты шла по лезвию предела,
             скрывала боль и седину
             Стесняясь, сердцем встречи грела,
             Не полагаясь на весну.

             Несла на казнь любовь простую,
             а верность прятала от глаз.
             родившись в пятницу страстную,
             крест не носила напоказ.

             Любил и верил, точно зная,
             Подобных не было и нет:
             ты – жизнь и смерть моя земная
             в возможной вечности планет.
        http://www.stihi.ru/2018/08/28/1180