Классика без авангарда мертва-авангард мертв без классики

Кедров-Челищев: литературный дневник

Директриса Третьяковки на Крымской любезно провела со мной экскурсию перед закрытием выставки "Россия и Европа".Ничего не могу поделать-вздохнул свободно только в 20-ом веке возле Кандинского и Пикассо.Все эти семипудовые тицианы и даже тернеры давят предметностью. В беспредметной живописи произошло нечто большее,чем смена стилей.У человечества прорезалось новое зрение. Зрение,но не слух.В поэзии беспредметность -это прежде всего ЗАУМЬ Крученых. Она пока незамечена и не оценена должным образом.Катаев рассказывал мне ,как Бунин яростно топал ногами и кричал "заумное -значит глупое".Видимо Бунин в отличие от Пастернака и Фета никогда не читал Канта "Критику чистого разума". В русской поэзии вершина чистого разума Пушкин. "Не дай мне Бог сойти с ума"-его молитва. А надо в поэзии сходить с ума. Еще одно открытие для себя-оказывается для того чтобы беспредметность воспринималась как свобода,необходимы и эти семипудовые тицианы.Больше того,тицианы после кандинских по-иному воспринимаются-открывается их бесконечность и глубина. Так символисты узрели асонансные рифмы у Пушкина,а теперь после нас стали натыкаться на анаграммы и подразумеваемые палиндромы. Авангард и Классика живы только рядом по принципу дополнительности. Пушкин без Хлебникова мертвец..



Другие статьи в литературном дневнике: