Хлебников. ПоединокВ 1919 году Хлебников переживает свою «Болдинскую осень», точнее, Сабуровскую. В апреле 1919 года поэт срочно и неожиданно уезжает из Москвы в Харьков, хотя в Москве у него была прописка, его приняли в союз писателей и он готовит вместе с Якобсоном свое собрание сочинений. Такое с ним случалось часто: никогда невозможно было предугадать, когда в нем проснется дух странничества. Но в июне, когда Хлебников уже несколько месяцев жил в Харькове, город занял Деникин. Возникла реальная угроза быть призванным в Добровольческую белогвардейскую армию. Врачи направили Хлебникова в психиатрическую больницу, на Сабурову Дачу, для обследования и вынесения вердикта о пригодности Хлебникова к военной службе. Здесь поэт проведет часть лета и всю осень 1919 года, оказавшуюся одной из самых плодотворных в его творчестве. Спас Хлебникова от военной службы профессор психиатрической клиники Владимир Яковлевич Анфимов, изучавший связь психиатрии с творчеством. Поэт оказался среди его пациентов, точнее, врач должен был дать заключение о пригодности поэта по нервно-психическим характеристикам к службе в армии. Владимир Яковлевич вспоминает: «Задумчивый, никогда не жалующийся на жизненные невзгоды и, как будто не замечавший лишений того сурового периода; тихий и предупредительный, он пользовался всеобщей любовью своих соседей… подобно Стриндбергу и Ван-Гогу, он производил впечатление вечного странника…. Мой новый пациент как будто обрадовался человеку, имеющему с ним общие интересы, он оказался мягким, простодушно-приветливым и с готовностью пошел навстречу медицинскому и экспериментально-психологическому исследованию…». Хлебников откровенно рассказал врачу о своей семье, в частности, что в их роду было много душевнобольных, оригиналов и чудаков. Его дядя по материнской линии страдал от депрессий и психозов, другой дядя слыл чудаком, страстно любившим птиц, заполнявших всю его квартиру. Когда вместе с революцией в Ленинград пришел голод, он никак не мог приспособиться к новым условиям и погиб среди своих попугаев от истощения. Все пятеро детей в семье Хлебниковых имели некие психические причины, не позволявшие им вступать в брак, а старший брат умер от душевного недуга. Сам Виктор в детстве с удовольствием нюхал «эфир», а с пятнадцати и до семнадцати лет страдал неврастенией, от которой лечился и в последующие годы. Проведя обследование и ряд экспериментов, психиатр делает заключение о непригодности поэта к военной службе: «Для меня не было сомнений, что в В. Хлебникове развертываются нарушения нормы, так называемого шизофренического круга, в виде расщепления — дисгармонии нервно-психических процессов. … Однако все это не выливалось в форму психоза с окончательным оскудением личности…. Все ограничивалось врожденным уклонением от среднего уровня, которое приводило к некоторому внутреннему хаосу, но не лишенному богатого содержания. … При наличии нарушения психической нормы надо установить, общество ли надо защищать от этого субъекта, или наоборот, этого субъекта от коллектива». Странное заключение, хотя вполне логичное с точки зрения психиатрии. Но с точки зрения творчества настоящий поэт никогда или почти никогда не укладывается в среднюю норму, поэтому о защите таких чудаков от общества – очень верно и точно. В больнице врач проводит с Хлебниковым несколько экспериментов. В частности, для изучения фантазии он дает поэту задание на подбор ассоциаций к словам и предлагает развить три темы, которые явно носят провокационный характер: лунный свет, охота и карнавал. Чуть позднее он добавил к ним еще три: чары, тоска, ангелы. Ассоциативный ряд поразил врача оригинальностью: Буря — бурчик — летящее, быстрое, темное, чашка с красной полосой. На предложение психиатра - развернуть темы, профессор получает целую россыпь оригинальных поэтических произведений: стихотворение "Лунный свет", прозаическую сказку «Охота», лирическую поэму «Карнавал», известную как «Поэт», стихотворения «Горные чары» и «Ангелы, драматическую поэму «Лесная тоска» и еще ряд произведений, написанных вне рамок задания, навеянных общей атмосферой психиатрической больницы. К числу последних относится, например, «Полужелезная изба...» («Гаршин»). Диалог между врачом и пациентом превратился в драматический поединок ученого психиатра с поэтом, в котором однозначно победу одерживает поэт. Знавшие Хлебникова вряд ли бы удивились такому мощному выбросу его поэтической фантазии и энергии. Маяковский как-то сказал, что Виктор мог сходу написать любое стихотворение в самой необычной форме и на любую предложенную тему, поскольку его голова круглосуточно работала над поэзией. Но то, что знавших поэта не удивляло, врача – поражало. Профессор с удивлением наблюдал, как Хлебников быстро-быстро исписывает и разбрасывает вокруг себя множество белых листочков, покрытых бисером букв, которые складываются в гениальные поэтические строчки. Но то были поэмы не о себе, не о пациенте, о душевных тайнах которого хотел узнать врач, а о восприятии мира поэтом. "Поэт" и "Лесная тоска", которые Хлебников относил к числу лучших своих поэм, написаны на языке фольклора и народных сказаний, в духе Пушкина и Гоголя. Поэма «Поэт» написана в прозрачном классическом стиле, который чувствуется с первых же строчек: Как осень изменяет сад, Сравнение осени и масленицы только на первый взгляд кажется нелогичным, но и та и другая являют собой похороны: одна – лета, вторая – зимы. Врач называет это хаосом, смешением, поэт - космосом, врач называет это болезненным творчеством, поэт – созиданием света из тьмы. В «Поэте» слышны отголоски всей русской поэзии, начиная от Державина и заканчивая Блоком. Поэма разворачивает и являет на примере русской поэзии теорию времени Хлебникова. Поэт находится в своем перпендикулярном пространстве и свысока обозревает все поэтические времена, с легкостью переходя из одного века в другой. Все поэтическое пространство России предстает как единое целое: от золотого века через символизм - к новой поэзии начала века. Хлебников собирает в свою поэтическую корзину богатый поэтический урожай: Пушкин, Лермонтов и Баратынский; Фет, Тютчев и Некрасов; Сологуб, Блок и Бунин. Поэт видик, как после смерти золотого века и зимы символизма, наступает весна - новая поэтическая волна, новое искусство, свидетелем и частью которой является сам Хлебников. Тот же свет торжества будущего просвечивает и в поэме «Лесная тоска», в которой ночные кошмары в духе Вия Гоголя заканчиваются не смертью, а торжеством жизни. Утро. Поспешите, пастушата! Поэт, вопреки ужасу гражданской войны, революции и "прелестям" психиатрической больницы остается оптимистом и ждет от мира света и чуда возрождения жизни. Врач видит хаос в произведениях и делает вывод о душевном состоянии пациента, не понимая, что поэт - это больше, чем его психическое состояние, а космос не может родиться иначе, как из хаоса. Тина Гай © Copyright: Валерий Новоскольцев, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|