100 лет со дня убийства Григория Распутина

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

Марина Сергеева-Новоскольцева


Перейти внутреннюю Непрядву


"В 1918 г. семинарист Леонтий Филлипович, будущий архиепископ Чилийский и Аргентинский, рассказывал о своём посещении места захоронения Распутина в Царском Селе:


Подходя к этому месту (к гробу Распутина), мои спутники попросили сказать моё ощущение при присутствии на этом месте. Мы подошли к глубокой разрытой яме. Не из чувства симпатии к Григорию Распутину, ибо я всегда относился к нему с предубеждением, почему-то вдруг душу объяла непонятная жгучая тоска и печаль, так что я попросил своих спутников поскорее уйти с этого места. Отойдя, они мне также поведали о таком же ощущении. Этого странного явления я до сих пор объяснить не могу..."


"В убийстве Распутина не было ничего героического... Это было отвратительное преднамеренное убийство. Только подумайте, какие два имени и по сей день в первую очередь упоминаются в связи с ним - Великий князь, один из внуков Царя Освободителя, и потомок одного из наших великих домов, чья жена была дочерью Великого князя. Это показывает, как низко мы пали!" (Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая Второго)


Когда слабый человек порождает нечто чудовищное, осознавая это как чудовищное перед взорами своей души, он, слабый грешный человек пытается уйти от ответственности. Но убежать нельзя. И уничтожить невозможно. Ответственность нужно принять и, значит, осознать свою вину в случившемся.


Как часто плохие родители по жестокой беспечности калечат душу вверенного им ребёнка. Так представители русского высшего общества и интеллигенции во главе с духовной и светской властью подобно дурным родителям, отказавшись от примера самоотверженного служения, жестоко и беспечно изуродовали младенческую душу великого русского народа.
Есть образ этого младенца, печальный, горький и чудовищный - Григорий Распутин, - страшная икона этой бесчеловечно искалеченной народной души, погрязшей в пьянстве и блуде, в безумии и расточительстве, и всё это по подобию воспитавших её. Дракон, который ждёт преображения. Вечно-немой укор нерадивой родительской душе.


Архиепископ Феофан (Быстров):
"Он (Григорий Распутин) не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Но под влиянием высшего общества, которое не могло понять этого простого человека, произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал. Окружение, которое хотело, чтобы это случилось, оставалось равнодушным и считало всё происшедшее чем-то несерьёзным. Но в духовном отношении такое падение должно привести к очень большим последствиям..."


Но "быть может, всё страшное в конце концов есть лишь беспомощное, которое ожидает нашей помощи. Быть может все драконы нашей жизни - это принцессы, которые ждут лишь той минуты, когда они увидят нас прекрасными и мужественными." (Райнер Мария Рильке)


Если каждый, породивший чудовище, с сокрушением скажет: это я породил чудовище, - зло ослабеет, откроется путь к исправлению содеянного, потому что нет непоправимого в существе. Бог может всё.
Есть некая глубина покаяния и самоотвержения, на пределе которой достаточно только всем сердцем пожалеть о драконе и он превратится в прекрасного принца.


"Ты Царь, отец народа, не попусти безумным торжествовать и погубить себя и народ. Вот Германию победят, а Россея? Подумать, так воистину не было от веку горшей страдальицы. Вся тонет в крови - велика погибель, бес конца печаль. Григорий"


О властьимущие учи'тели жизни!
Если бы вы потерпели до конца это видимое отображение вашего блуда, безумия и расточительства, вашей безбожной необразованности, внутренней дремучести, невежества христианского, потерпели бы не как чужой, но как свой собственный позор, вы ада избежали бы молитвой богоносного остатка. Но вы не захотели. И грех ваш налицо, и наказанье не оскудевает.
Чьими молитвами оправдаетесь вы?
Вы породили Иуду, Каина и Хама.
Вы, совратив с путей, сотворили из русского народа продажного предателя и матереубийцу!
Вы - пастыри, пасущие самих себя!


"Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что ещё до первого января я уйду из жизни. Я хочу русскому народу, Папе, русской Маме, детям и Русской Земле наказать, что им предпринять.
Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, Русский Царь, некого опасаться. Оставайся на твоём Троне и царствуй. И ты, Русский Царь, не беспокойся о своих детях. Они ещё сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыть свои руки. Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга. И в течении двадцати пяти лет не будет в стране дворянства.
Русской Земли Царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей Семьи, т.е. детей и родных, не проживёт дольше двух лет. Их убьют. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать Русскому Царю,как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен подумать, всё учесть и осторожно действовать. Ты должен заботиться о твоём спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным.
Заботься о своём избранном роде. Григорий."


Вот он - народ, вкусивший братской крови, испробовавший мщения, постиг, что мщение - не выход, оно не пресекает зла. Он - изверг, брошенный во тьму, слепой, нагой, дрожащий, - сумеет укрепиться, потому что Бог укрепит его. Он - победитель внутренней Германии, увидит воспитателей своих (потому что Бог отверзет очи его) дрожащими, нагими и слепыми, увидит тех, кто примером жизни своей возбранял ему взойти к Богу, и тогда, он - отверженный, - найдёт в себе силы ПОЖАЛЕТЬ их и помолиться об исцелении потомков, как когда-то Григорий молился об исцелении царевича Алексея.


Такой молитвой пресечётся гибельное кровотечение.
Другой молитвы не приимет Господь.


2006 г.


Авель! Где брат твой Каин?


http://www.stihi.ru/2011/03/10/5729




Другие статьи в литературном дневнике: