Горсти серебра, 2

Миоль
Часть 1.
http://www.stihi.ru/2013/05/16/8722

                В стихах, как в горсти серебра…
                Рута Марьяш
                http://www.stihi.ru/avtor/rutta




    У человечества есть всего две эстетические категории для самовыражения – ПРЕКРАСНОЕ и БЕЗОБРАЗНОЕ. Третьего – не дано.
     Так называемый «средний» вкус –
 когда ни то, ни сё, но с претензией,
 лучше всего определил Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго»:
 «Бедствие среднего вкуса – хуже бедствия безвкусицы».
    Вкус, считает и историк Александр Васильев, либо есть, либо нет его.
    Передаётся этот вкус ещё до рождения человека, ибо формируется той средой, куда ему предстоит войти - выйти, окунуться, быть в ней, унаследовав определённую систему ценностей – подлинных или мнимых – тех, которые он и понесёт дальше, передавая детям своим как самое дорогое достояние.
   Наверное, вкус, как и музыкальный слух, можно в себе либо развить, если он есть в зародыше, либо же – заглушить напрочь.
     Под ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВКУСОМ  подразумевается « способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства» (Б.И.Вязьмин.), потому особе значение для воспитания эстетического вкуса имеет искусство и,  как один из его видов, - литература, а именно – искусство Слова.

    « Существует только Красота, а у неё – лишь одно совершенное выражение – Поэзия. Всё прочее – ложь!»
 сказал однажды  Стефан Малларме и, как знать, может быть, оказался не так далек от истины. Во всяком случае, ничто не противоречит его утверждению в таком самобытном взгляде на искусство слова, огранённое рифмами.

  Думается, не стоит дублировать массу ликбезных страниц, имеющихся на сайте, хозяева которых тщательно законспектировали литературоведческие монографии и справочную литературу, жадно заполняя имеющиеся пробелы стихирян теорией, теорией и теорией, совсем забыв о том, что
 «Теория, мой друг, суха, но древо жизни вечно зеленеет» (И. Гёте).

    Не лучше ли  сегодня  поговорить о той эстетической категории искусства слова, которая есть категория  ПРЕКРАСНОГО, не загружая разговор наш всем тем сводом знаний, которые, конечно, важны, но и БЕЗ которых произведение искусства создано быть может, ибо в искусстве всегда важнее были 
 интуиция,
 чувствование природное,
 тот самый вкус,
 широкий эстетический диапазон в сочетании с (откуда-то!) данным умением преломления всех этих составляющих в то, что и становится потом произведением искусства,
 автор которого (возможно) не имел ровно никакого понятия о том, с чего нужно было начинать и как потом преломить полученные знания в образчик стиля.
 Это, полагаю, и есть Дар Божий.
 Это то, что от души, из души, с душой и сердцем.
 Это то, что нельзя объяснить, но это именно то, чем можно (и нужно!) восхищаться,  потому что это – горсти  серебра (Р. Марьяш) или  жемчужины, или – самая необыкновенная стружка  (И. Донсков),  но это, безусловно, то, перед чем хочется остановиться и помолчать,
 не препарируя,
 не оценивая,
 не расчленяя,
 не…

 Помните – у Цветаевой: «И мы шарахаемся и глухое: ох! - Стотысячное -- тебе присягает: Анна Ахматова!

 Сейчас обязательно всплывёт Некто и непременно отпишет –здесь нет ни одной, ни другой… И это – правда, потому что…
 Потому это правда, что
 здесь есть ДРУГИЕ,
 которые –
 за пределом рейтинга
 (добрый знак, если хотите!),
 но не за пределом Поэзии.

 У этих ДРУГИХ есть вкус –
 врождённый ли, развитый ли –
 но он – есть.

 Они, эти другие, способны вызвать это самое стотысячное «ох!».
 Им хочется присягнуть, причём, совершенно искренне, не пытаясь придушить гордыню свою, а просто читать их стихи и думать: «Значит, ты есть, Господи…»

 …а иногда даже – не просто читать стихи, но читать и…плакать…

 От радости встречи с прекрасным…

 Вот как бывает здесь.

 И мне очень жаль, что не всех я смогла назвать, но даже если этого не случилось, тот след, который остался в памяти от встречи с их Поэзий, - останется в сердце моём надолго.

 Возможно
 (очень  хотелось бы!)
 вам захочется,
 прочитав их удивительные строчки,
 заглянуть на страницу авторов и почитать больше.

   Сделайте это,

 чтобы потом,
 когда мы будем говорить о «бедствии среднего вкуса»,
 вспомнить то прекрасное, что уже было вами прочитано,
 и, конечно же(!), оставило след,
 и встрепенуться заставило,
 и вы почувствовали очень редкого оттенка послевкусие,
 и вам его хотелось задержать,
 как можно дольше задержать вам его хотелось,
 чтобы снова и снова…
 снова и снова…

 Сделайте это…

                ***

                Существует только Красота,
                а у неё – лишь одно совершенное выражение  – Поэзия.
                Всё прочее – ложь!
 
                Стефан Малларме


Часть 2.


© Copyright: ЧЁРНАЯ  ЛИСА
http://www.stihi.ru/avtor/lisiya

***

У зим такие лица, лица, лица,
 Что впору молоку на них пролиться.
 А в молоко бы - мёду, чуть корицы.
 Горчичник - на ночь, тёплые носки...

***

Как это странно - снег листать и злиться,
 Что в пальцах рассыпаются страницы,
 И не прочесть ни строчки, ни словечка...

***

Сбегу. Да-да, сегодня же сбегу
 На старой лодке, спрятанной в снегу,

 А может быть, на новом корабле.
 Оставлю Вам записку на столе:

 Прощайте, не ищите, город мой.
 Сыта по горло Вашею зимой!

***

Лежу себе под одеялом,
 А день до чертиков хорош.
 В нем сумасшествия навалом
 И здравомыслия - на грош.

http://www.stihi.ru/2010/04/24/4150


***


© Copyright: АЛЕКСЕЙ ИВАНТЕР
http://www.stihi.ru/avtor/ivanter


***

Как волк ступаю следом, земную мну скудель, досталось мне за дедом донашивать шинель, поправить полы зябко, не протопить избу, настало мне за бабкой донашивать судьбу.

http://www.stihi.ru/2013/02/12/5910


***

За листвою порыжелой облупившийся хором, где в горячке батя в белой с финским бегал топором, где топтал пиджак с изнанки, падал в мокрую траву, и кричал – «введите танки, танки русские в Москву!»

http://www.stihi.ru/2013/01/13/9620


***

Писал бы прозу – не умею, стихи слагал бы – не могу, сложу строку и онемею, как руки в сандовском снегу, где веселились и тужили, брались за гуж и воз везли, как днём последним дорожили наделом крошечным земли, обновы редкие справляли, с детьми давали слабину, и жёнам кольца оставляли перед уходом на войну

http://www.stihi.ru/2012/11/10/6824


***

© Copyright: ЛЮБОВЬ ЛЕВИТИНА
http://www.stihi.ru/avtor/miciya

***

Неумолима "лестница-чудесница",
не одолеть текучей западни.
Слова увянут, время перебесится.

Бегут ступеньки - ниже, ниже, ни...

http://www.stihi.ru/2013/06/21/3916

***

Грустишь, но улыбаешься невольно -
 всё вперемешку. Строчки неясны,
 Так неохота думать про контрольную
 в предчувствии весны!

http://www.stihi.ru/2013/04/25/4904

***

Вечер, прощаясь, у двЕри пригнулся,
 время отмерив ударами пульса.
 Дни-близнецы образуют плеяду.
 Яду мне, яду!


http://www.stihi.ru/2013/01/17/9411

***

Оглянись на собственном пороге,
 Слёз не лей, ведь ты уже большая.
 Жизнь моя, не заблудись в дороге,
 Уходя, прощаясь и прощая.

http://www.stihi.ru/2011/02/27/1214

***

В ожидании боли, потерь или краха, если крошатся мысли на рваные части,
 ты почувствуешь запах привычного страха, забивающий запах привычного счастья.
 Страх исходит тяжёлым удушливым смрадом, заполняющим время твоё и пространство,
 отгоняя всех тех, кто окажется рядом, обретает в тебе для себя постоянство.

http://www.stihi.ru/2010/09/29/4917


***

© Copyright: АНЮТА ЖУКОВА
http://www.stihi.ru/avtor/stenhope

*****

 Как часто отступают не любя –
 сдают в заклад то мысли, то картины.      
 Заклады не становятся старинней.
 Я – твой заклад, просрочивший тебя.

 *****

 Не вольница. Довольна пленом.
 До вольна – значит, не вольна.
 Мой остров! Я – твоя Сирена.
 И только чуточку – жена.

http://www.stihi.ru/2013/06/28/4462


***


Говорят, что я на тебя похожа – повадкой, походкой и, кажется, кожей, легкоранимой, как пол в прихожей, вытертый до дорогих ковров.
 Ещё говорят, - это врут, конечно, что в целом мире нет больше женщин, таких, как я, - и в обвалах трещин каждый уже умереть готов.

http://www.stihi.ru/2011/08/14/7446


***


 Перепачканные сны –
 не твоим ли прикасаньем?
 Сколько в мире всякой дряни
 «виновато без вины»…


http://www.stihi.ru/2013/06/25/4721


***

 Всё, что было со мной до тебя, было ради тебя:
 одиночество слов выплетала речною косой,
 одиночество слёз отдавала промёрзшим степям,
 одиночество снов принимала в свой дом на постой.


http://www.stihi.ru/2012/12/04/4559


***


 Темнота бывает разной:
 топь – неволит, глубь – пугает.
 Тот, кто вынырнет не сразу,
 птице крылья обломает.


http://www.stihi.ru/2013/04/04/4825


***


 Говоришь: влюблена, - а целуешь, как будто
 Рассыпаешь по буквам времён имена.
 И часы продлеваешь неспешно в минуты…
 Говоришь: влюблена.


http://www.stihi.ru/2011/03/08/4125


***


© Copyright: АНАТОЛЬ СТРАХОВ
http://www.stihi.ru/avtor/astra11

О стихах А. Страхова

1.
Странник Анатоль Страхов. Песни теней Менестреля
http://www.stihi.ru/2010/11/05/7290

2.Странник Анатоль Страхов
http://www.stihi.ru/2010/10/21/742


***

Подборка АССИМЕТРИЯ

http://www.stihi.ru/2011/04/23/8215


***

Фуга. Два измерения. PS

http://www.stihi.ru/2010/11/14/3137


***