Браво, маэстро Попох!

Миоль
                К 100-летию РМК им. Пироговых

     О том, что у Рязани, помимо официального Мюнстера, есть ещё один город-побратим, знают, вероятно, только музыканты. Речь идёт о Саратове, где вот уже более ста лет работает на благо отечественной музыкальной культуры консерватория имени Л.В. Собинова, выпускники которой возвращаются после её окончания в родные пенаты воспитывать юные дарования. Тесное творческое содружество Рязани и Саратова возникло давно, когда в 1948 году педагог рязанского музыкального училища Семён Александрович Заливухин стал ректором консерватории, которая до сих пор числится в тройке лучших по России. В рязанском музыкальном училище (колледже) имени братьев Пироговых достойных выпускников Саратовской консерватории много. Сегодня, накануне столетия учебного заведения и юбилея педагога, хотелось бы рассказать о выдающемся преподавателе и прекрасном пианисте Александре Рувимовиче Попохе, воспитанники которого сегодня разбросаны по всему миру: в Швейцарии (Елена Петрова), в Америке (Маша Курчевская), в Израиле (Нина Лаптева). Все они – лауреаты и дипломанты самых престижных музыкальных всероссийских и международных конкурсов.  Вот и сейчас педагог принимает поздравления –  тринадцатилетняя Наташа Хорохорова, ученица Александра Рувимовича, завоевала золото на Международных Дельфийских играх и серебро – на Всероссийском этапе Дельфийских игр. Такого в Рязани ещё не было, чтобы две медали взяла одна исполнительница! Но серьёзнее Дельфийских игр – Международный конкурс имени  Владимира Крайнева. Ещё Наталья  успела получить  Гран-При на конкурсе Татьяны Николаевой в Брянске, и её победы, - безусловная заслуга музыканта и педагога Попоха, который изо дня в день занимается огранкой природного материала, в котором опытному мастеру удалось разглядеть искру божью.
  Именно поэтому к Александру Рувимовичу стараются отдать своих детей и музыканты, и родители одарённых учеников, которые обучаются на УКП при детской музыкальной школе № 1. С ними преподаватель начинает заниматься ещё до их поступления в музыкальное училище, он же  будет готовить студентов к поступлению в консерваторию.
  Музыканты приходят в профессию в очень раннем возрасте, учатся долго, и от того, насколько повезёт ребёнку с педагогом, будет в дальнейшем зависеть, станет ли он музыкантом. Тем, кто оказывается у Попоха, везёт очень.  Но теперь и он может позволить себе выбирать учеников, чтобы помимо мизерной заработной платы (которая на рязанской земле оказалась самой низкой по РФ) иметь профессиональное и душевное удовлетворение, возможное при работе с творческими одарёнными ребятами, любящими музыку так же самозабвенно.
   Родился Александр Рувимович Попох в 1947 году в Днепропетровске бывшего СССР в семье фронтовика, прошедшего дорогами войны. Семья не имела отношения к музыке, но мальчика отдали учиться в специальную школу, потом он с отличием  окончил музыкальное училище и, позднее, в 1971 году – Саратовскую консерватория – с красным дипломом и был принят на работу в саратовскую филармонию.
  Ему повезло, потому что его педагогом стал Семён Соломонович Бендицкий – ученик великого Нейгауза.  В 1972 году Александр Рувимович оказался в Рязани, а увидев Кремль, влюбился в город и  решил остаться в нём навсегда. Так повернулась жизнь, что из Саратова нужно было уезжать, а Рязань стала пристанищем музыканта. Уже сорок пять лет прожито в этом городе, здесь сложилась семья, родились и выросли дети. Но связь с Саратовым не прервалась, потому что сын Александра Рувимовича - Роман Попох, окончивший, как и отец, саратовскую консерваторию, сейчас работает там мастером музыкальных инструментов и настройщиком фортепиано. На днях Наташа Хорохорова снова поедет со своим педагогом покорять музыкальный Олимп, теперь уже в Саратове, на конкурсе пианистов имени С. Бендицкого.
   – Самые различные музыкальные конкурсы в наше время стали чрезвычайно популярным действом, и  набирают и набирают обороты, - говорит Александр Рувимович. - Я принадлежу к старой музыкальной гвардии, которая не была воспитана на таком обилии конкурсов.  Они не столько способствуют музыкальному обогащению человека, сколько развивают в нём почти спортивные качества, такие, как воля к победе, например. Несколько лет назад Андрей Эшпай, будучи председателем жюри Международного конкурса Чайковского, сказал о том, что ему жалко нервную систему конкурсантов, которая и так очень хрупкая. И по его мнению, в этом конкурсном марафоне никогда бы не победил Фредерик Шопен: у него просто не хватило бы на это сил. Например, без конкурсов прекрасно обошёлся выдающийся пианист современности Евгений Кисин, которого рязанцам посчастливилось слушать в конце восьмидесятых годов прошлого века. Но с другой стороны… Ведь на конкурсах музыканты имеют возможность послушать других. Это общение бывает очень хорошим и полезным, а потому приходится признавать и положительную роль подобного рода творческих соревнований.
      Среди музыкальных кумиров Александра Попоха – Михаил Плетнёв – прекрасный пианист, композитор и дирижёр,  основатель Российского национального оркестра, победитель VI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского; Григорий Соколов и Николай Луганский. 
   Маэстро Попох ещё совсем недавно  играл большие сольные программы на сцене рязанской филармонии, исполняя музыку Бетховена и Шуберта, Грига и Прокофьева, Шопена и Рахманинова, Дебюсси и Брамса. В свой шестидесятилетний юбилей на сцене большого зала рязанского музыкального училища в сопровождении губернаторского симфонического оркестра в исполнении Александра Попоха прозвучал Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. На юбилейный концерт поздравить учителя собрались выпускники разных лет из многих стран мира, а  это произведение С.Рахманинова  в исполнении рязанского музыканта потом смогли услышать жители Касимова и Скопина. Браво, маэстро Попох!
    Вместе с женой – Людмилой Ивановной Алаевой – пианисткой, много лет проработавшей преподавателем РМК им. Пироговых, Александр Рувимович любит посмотреть хорошее авторское кино, в котором для него не последнюю роль играет музыка. Предпочтение отдаётся французским, скандинавским и немецким фильмам, хотя и американский  - «Однажды в Америке» - с  музыкальной темой Эннио Морриконе любит очень, а романс Джона Уильямса из «Списка Шиндлера» считает гениальной музыкой, как и то, что написано для кино нашими композиторами Таривердиевым, Шварцем, Артемьевым.
  В доме Александра Попоха огромная библиотека, перечитать которую полностью не получается – не хватает времени. Но… Ахматова и Гумилёв, Давид Самойлов – это из его поэтиеских пристрастий, а Людмила Ивановна и вовсе слывёт знатоком поэзии и много знает наизусть. Они любят музыку  Баха, и Бетховена, и Шуберта, и Шопена, и Рахманинова. Их семью называют идеальной, настолько хорошая атмосфера окружает их уютный и  добрый дом, лишённый суетности и чего-то наносного.
   Александр Рувимович любит дело, которым занимается, и учеников, потому что может передать им что-то, известное только ему. Он умеет говорить со своими студентами на одном, только им понятном языке, имя которому – музыка. Её он боготворит, за что она платит маэстро взаимностью, одаряя талантливыми учениками и освещая каждый его день, в котором совершенно нет фальшивых нот, потому что Александр Рувимович Попох не просто успешный педагог и прекрасный пианист. Он – добрый светлый человек, не знающий зависти и корысти.
– Завидовать? Завидуют люди, обделённые чем-то, которые не смогли реализовать себя. Самодостаточный человек застрахован от подобных вещей делом, в котором он профессионально успешен»- , говорит А.Р. Попох.
   Кто-то из мудрейших советовал: «Щедро делись своими знаниями, это – путь к бессмертию».  Александр Рувимович охотно раскрывает коллегам секреты мастерства, проводит блестящие мастер-классы в Рязани и области.
   Помнится, в восьмидесятые годы прошлого века выезжал преподаватель Попох со студентами в колхоз, а вечерами, после трудового дня, любил в хорошую погоду рассматривать звёздное небо. «Я видел красоту вокруг и мне казалось тогда, - вспоминает сегодня Александр Рувимович, - что если бы так сложилась жизнь и довелось мне жить и работать в деревне, то я и там был бы счастлив».
    Под счастливыми звёздами родился и живёт музыкант Александр Попох, без малого семьдесят лет идёт не простой, но прекрасной дорогой и беззаветно служит её величеству музыке.
    Браво, маэстро!

               

Фото Владимира Илюхина


14 – 15.05.2017


Специально для "Новой газеты"



М У З Ы К А Н Т Ы

1. Не стало Елены Образцовой
http://www.stihi.ru/2015/01/12/7145

2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229

3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712

4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429

5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766

6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035

7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655

8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545

9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279

10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459

11. Анатолий Лебедев
http://www.stihi.ru/2010/09/10/654

12. Людмила Константиновна Шокшуева
http://www.stihi.ru/2017/02/05/13145


13. Александр Рувимович Попох
http://www.stihi.ru/2017/05/15/4602


14. Певица и педагог Светлана Трач
http://www.stihi.ru/2017/06/27/6340