К 100-летию РМК им. Пироговых
Скрипачка Александра Симутова приехала в Рязань в 1971 году после окончания Казанской консерватории имени Н.Г. Жиганова и осталась навсегда, хотя город ей не понравился. После Казани, царственно-благородной, Рязань, от которой до Москвы было рукой подать, показалась ей провинциальным захолустьем.
Почему осталась? Встретила своего будущего мужа и влюбилась без памяти, ждала его два года из армии. Оба сына родились здесь. Укоренилась. Прошли годы, и вот свой семидесятый юбилей готовится отметить на этой земле талантливый музыкант, педагог РМК им. Пироговых и просто доброй души человек, о котором с теплом вспоминают коллеги и многочисленные ученики.
Она родилась и выросла в самом центре Казани, на улице Баумана, которую сегодня и там сделали ещё одним подобием Арбата.
Родители Саши с музыкой связаны не были, но бабушке очень хотелось дать внукам музыкальное образование, потому что своих детей обучить помешала война. Девочку, обладавшую абсолютным слухом, приняли в обычную ДМШ № 3, где она не просто хорошо училась, пробовала писать музыку, но и стала настоящей звездой, которой было позволено закрывать самые серьёзные концерты школы. В 1960 году при Казанской консерватории была открыта Специальная средняя детская музыкальная школа (ССМШ) – аналог московской ЦМШ для особо одарённых детей. Саша выдержала конкурс и была принята, но долгое время директор не выдавала родителям девочки документы, надеясь на то, что она вернется в обычную третью музыкальную школу.
В ССМШ юная скрипачка попала к молодому преподавателю, выпускнику Московской консерватории Р. А. Сайфуллину, и была у него единственной ученицей. Занимался он с ней по три часа, всё отшлифовывалось на уроках до такой степени, что в консерваторию девушка уже могла поступить без вступительных экзаменов – её просто зачисли по итогам выпуска в класс выпускника Московской консерватории – легендарного теперь Бориса Каплуна. На пятом курсе обучения Александра Симутова в составе квартета и камерного ансамбля поехала в Ленинград на Всесоюзный конкурс камерных ансамблей и заняла почётное второе место. Ещё, будучи студенткой, она прошла конкурс в оркестр Татарского государственного академического драматического театра, в репертуаре которого значилось много музыкальных спектаклей.
– Посчастливилось мне поездить с театром по гастролям, - вспоминает Александра Васильевна.- Мы играли в разных городах и театрах, даже в Московском Театре Сатиры.
Рязань, куда приехала девушка, получив хорошую школу, поразила её не только семечками, но и отсутствием в городе профессионального симфонического оркестра. Филармония была, а оркестра при ней – нет. Скрипачка уже много поиграла и на казанском радио в высокопрофессиональных коллективах, и солировала часто, поэтому садиться в любительский коллектив ей показалось не очень интересным, но, тем не менее, в рязанском симфоническом оркестре в итоге она отслужила сорок лет, начиная с 1971 года.
– Я пришла в филармонию, но мне там ничего предложить не могли. Через дорогу находилась первая музыкальная школа и училище. И я пошла туда. Меня приняли и в ДМШ – педагогом по специальности, и в училище – иллюстратором*. А в 1972 году, когда училище переехало в новое здание, мне дали класс камерного ансамбля. Так с 1972 года по 2014 я и проработала в музыкальном училище Рязани, а еще, как приехала, играла в оркестре рязанского цирка,- вспоминает Александра Васильевна.
Многие годы А. Симутова руководила созданным ею ансамблем скрипачей и играла в нём, пятнадцать лет отвечала за сектор педпрактики и до тех пор возглавляла струнно-смычковый отдел, пока не пришла молодая смена, с радостью взвалившая на себя скучное бремя бумажной волокиты.
– Я легко ушла, потому что считаю себя прежде всего музыкантом, а не канцелярским служащим. Творческому человеку заниматься этим очень хлопотно и скучно, а тщеславие мне совсем не свойственно. Я любила и люблю играть, и пока руки не откажут, буду это делать, - говорит Александра Васильевна.
Александра Васильевна поклоняется Баху, считая его музыку божественной. Посредством баховской молитвы общается она со Всевышним, отказываясь от других посредников в столь деликатном деле, считая, что «музыка – лучшее утешение для опечаленного человека» (М. Лютер). Ей не повезло: трижды, причем, в разные годы её жизни, пришлось столкнуться с батюшками весьма непотребного вида, которые посмели прийти на службу после… вчерашнего хорошего застолья. И она поняла, что святее музыки и чище той молитвы, которой говорит с богом её скрипка, быть не может, а «Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык — музыка» (П. И. Чайковский). Без посредников обходится Александра Васильевна и по сей день, ходит в храм как в произведение архитектурного искусства, старясь сделать это в безлюдное время, чтобы постоять – походить – помолчать в одиночестве. Только тогда, уверена она, сможешь увидеть что-то, сокрытое от тебя доселе. И еще ей хотелось бы когда-нибудь снова поиграть под сводами, чтобы голос её скрипки напрямую уходил по натянутым струнам – в небо, как это было в Германии, когда она солировала в ратуше. (В Европе практикуются международные фестивали – «Еврооркестрии». На конкурсной основе музыканты из разных стран собираются в один симфонический оркестр. Видимо, такой молитвы не хватает современному человеку, если приходит публика на подобное действо, а служители культа не считают такое общение прихожан недостойным стен храма)
Больше десяти лет играла Александра Симутова первую скрипку в камерном оркестре Рязани «Perpetuum Mobile», создателем и главным дирижёром которого был её родной брат Герман Павлов, окончивший Казанскую консерваторию по классу виолончели и приехавший вслед за сестрой в Рязань. В составе оркестра поездили музыканты и по России, и по зарубежью, с Испанией были хорошие творческие связи в течение семи лет, а в 2013 году в составе коллектива играла Александра Васильевна во Франции, получив звание лауреата Международного конкурса.
Долгое время несла она ещё одну «почетную» миссию в Рязанском музыкальном училище, которую сама же на себя взвалила, доводя до выпуска тех студентов, которым по разным причинам отказывали в обучении её коллеги. Почему? Из жалости и по доброте душевной, от щедрого материнского сердца, от любви к музыке. Спрашиваю, не обидно ли было доучивать за другими? Отвечает, что нет, не обидно, потому что кто-то из «подобранных» потом оканчивал консерваторию, кто-то сейчас играет в нашем губернаторском симфоническом оркестре, многие работают в ДМШ Рязани, Москвы и Германии.
Может быть, в ней до сих пор побеждает музыкант и ей хочется, чтобы и её студенты, и те, кто попросился к ней от другого преподавателя, не расставались с музыкой, которая, как знать, может принести им не однажды наивысшую творческую радость и удовлетворение. И Александра Васильевна занимается с ними спокойно и добросовестно, не унижая и не оскорбляя. Нынешняя её ученица из ДМШ говорит педагогу: «Вот если Вы вернётесь в училище, то я буду поступать!». Теперь другая задача стоит перед преподавателем: убедить девочку продолжить заниматься музыкой, потому что способности у неё есть.
В 2014 году Марина Чернышова (бывшая студентка Александры Васильевны по камерному ансамблю), ныне возглавляющая Рязанский музыкальный театр, пригласила её с братом в оркестр театра.
Сегодня Александра Васильевна, имеющая Грамоту Минестерства среднего профессионального образования РФ, покинув училище, работает в детской музыкальной школе № 5 имени В.Ф. Бобылёва, куда её долго и настойчиво приглашала директор – Нина Валерьевна Гончарова. Среди учеников преподавателя уже есть и лауреаты конкурсов – Рита Якимова и Лиза Никиткова.
Станет ли музыка их дальнейшей судьбой? Кто знает, но сегодня педагог и музыкант А.В. Симутова делает всё, чтобы сердца ребят не отвернулись от музыки, без которой своей собственной жизни она не представляет до сих пор.
10 - 11.07.2017
Специально для «Новой газеты»
Иллюстратор* в специальном среднем или высшем музыкальном учебном заведении, – музыкант, принимающий участие в процессе обучения студента. Например, пианиста, который должен научиться аккомпанировать певцу (тогда иллюстратором выступит вокалист), скрипачу (иллюстратор – скрипач) и т. д
М У З Ы К А Н Т Ы
1. Не стало Елены Образцовой
http://www.stihi.ru/2015/01/12/7145
2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229
3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712
4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429
5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766
6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035
7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655
8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545
9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279
10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459
11. Анатолий Лебедев
http://www.stihi.ru/2010/09/10/654
12. Людмила Константиновна Шокшуева
http://www.stihi.ru/2017/02/05/13145
13. Александр Рувимович Попох
http://www.stihi.ru/2017/05/15/4602
14. Светлана Трач
http://www.stihi.ru/2017/06/27/6340