Александр Спарбер. Экспертный обзор. Август-2019

Большой Литературный Клуб
Первое. Разумеется, в данном случае речь об анонимности не идет.
Второе. Хочу поблагодарить редакторов отборочного тура (резидентского) за замечательную работу. Возможно, будь я редактором, результат был бы другим, но сам процесс был весьма увлекательным. ))
Третье. Пользуясь случаем и служебным положением, хочу пригласить всех на Кубок мира по русской поэзии-2019, который проводит портал стихи.лв. Прием текстов (новых, нигде не засвеченных) начнется 21 сентября и продолжится до 21 ноября. Положение о конкурсе уже есть на портале. Главное жюри в этот раз ну очень представительное. Впрочем, и отборочное жюри тоже.
А теперь конкретно о стихах лонга.

ЕВГЕНИЯ УТРО «Раскраски» http://www.stihi.ru/2019/01/10/6393
номинатор журнал «Тропы»
Любопытный текст. Хотя сам образ кажется мне несколько притянутым за уши. Впрочем, не знаю. При известном воображении – возможно. Но мне такое в голову никогда не приходило и, может быть, потому не слишком затронуло. Кроме того, некоторые вещи кажутся откровенно лишними. Я имею в виду называния чувств типа «поистине трогают», «как же страшно мне было».
И да, в детстве у меня было нечто похожее. А вот «поскользнулась» пишется без «д». Есть и еще некоторые придирки, но они спорные.

АЛЕКСЕЙ ТЕРЕНИЧЕНКО «Парад»
http://stihi.ru/2019/08/20/8935 номинатор журнал «Тропы»
Ну, не знаю. Песня акына. Что вижу, то пою. Мне не совсем понятен «месседж». По-русски говоря: а что сказать-то хотел? Нет, понятно, понятно… но невнятно. И как-то поэзии я здесь не обнаруживаю.
У Окуджавы есть песенка на эту тему:
Ах, трубы медные гремят, 
кружится воинский парад — 
за рядом ряд, за рядом ряд идут в строю солдаты.
Не в силах радость превозмочь, 
поет жена, гордится дочь, 
и только мать уходит прочь... Куда же ты, куда ты?
И боль, и пыль, и пушек гром... 
Ах, это будет всё потом, 
чего ж печалиться о том — а может, обойдется? 
Ведь нынче музыка — тебе, 
трубач играет на трубе, 
мундштук трясется на губе, трясется он, трясется.
 
ДОЛМА «Затакт»
http://www.stihi.ru/2019/08/04/4560 квота Инги Сташевской за редактирование отборочного тура
Наверное, чтобы проникнуться, нужно быть музыкантом. Я не музыкант, и потому не проникся. Стих любопытен своим синтаксисом (почти весь – одно предложение). Похоже на настройку инструментов в оркестре, когда разные звуки накладываются один на другой. Но этот синтаксис играет с автором злую шутку. Музыка так и не возникает. Лично я запутался в лабиринте кракелюров. А фраза про канифоль и степного скакуна уводит мое испорченное воображение куда-то не туда. ))

МАЙЯ ШВАРЦМАН «Своей кончины тишину...»
http://www.stihi.ru/2019/08/04/5855 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Мне кажется, что это сильный стих. Автор знает больше, чем большинство из нас.

ДМИТРИЙ ШУНИН «Трава»
http://www.stihi.ru/2011/07/19/2012 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Красивый стих. И вообще хороший, да. Но, конечно, Пастернак уж больно проступает. Кроме того, такое впечатление (возможно, неверное), что все перечисленные действия могли быть в принципе какими угодно. Здесь важен только вывод – трава говорит, просто мы не слышим. А дети ли играют, собака ли катается по этой траве – никакой разницы.

АЛЕКС ШУБИН «Покров»
http://stihi.ru/2015/10/25/5476 квота ГР за ведение Гостиной в июне
Вот здесь трудно. Судя по тому, что Алекс сам выбрал этот стих, он считает его если не хорошим, то по крайней мере значимым. И это действительно интересно. Судя по всему, здесь речь идет о преображении бытового, об осознании быта как части общего замысла, что ли. Но мне кажется, для этой задачи не хватает непосредственного, детского восприятия. Может быть, оно и есть, но настолько личное, что трудно пробиться. К тому же в первой части довольно тяжелый синтаксис – нагромождение причастных оборотов. А хотелось бы наоборот.


ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «В краю охоты вечной...»
http://www.stihi.ru/2019/08/18/3587 номинатор Термитник поэзии
Да простят меня остальные, но это стихотворение кажется мне лучшим в лонге. Данте так свободно ходил по посмертным мирам, что веришь тому, что он это видел своими глазами. Вот и здесь, по-видимому, некий (индейский?) вариант посмертия, очень точный и очень достоверный, который перерастает в острое интимное переживание. Не знаю, я читаю – и аж мороз по коже. В меня этот стих попал точно.
Это, кстати, тоже одно предложение.
Временами только напоминает Тарковского: и птицам с нами было по дороге / и рыбы поднимались по реке…

МАЙКА ЛУНЁВСКАЯ «живём в дыре»
http://www.stihi.ru/2019/08/09/7007 номинатор Термитник поэзии
А знаете, понравилось. Некоторое коверкание языка здесь явный прием – так-то автор явно языком владеет. Первые две строчки – это вообще афоризм практически. Да и последняя хороша. Если бы весь стих удалось удержать на таком уровне – был бы шедевр.

ЮРИЙ ГЛУХОВ-СЕНТЯБРЬ «буковки»
http://www.stihi.ru/2019/01/05/2164 квота ГР за редактирование отборочного тура

И опять нравится. Хорошая игра смыслов и звуков. Единственное, что слегка царапает, это «красавица Бугульма».

ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Па-де-де»
http://www.stihi.ru/2019/07/08/8230 квота ГР за ведение Гостиной
Даже если бы я читал анонимный лонг, этого автора я бы узнал точно. У Юли какой-то особый склад ума, не всегда понятно вообще, о чем она пишет, но всегда завораживает. Кроме того, ее стихи чаще всего находятся на стыке поэзии с драматургией, что само по себе интересно. Что касается конкретно этого текста, то мне кажется, что присутствует некоторый перекос в сторону драматургии.

АЛЕКС ТРУДЛЕР «сказочка»
http://stihi.ru/2019/06/08/7044 квота ГР за редактирование отборочного тура
Это почти центон. Отдельные места понравились. Особенно аллюзия на Багрицкого. Да и в целом весьма любопытно. Но мне воспринимающему не хватает логических связок между частями.

СМАГИНА ВИКТОРИЯ «чудище»
http://stihi.ru/2019/08/05/2908 номинатор Евгений Овсянников
Несколько запутанное для меня стихотворение. Финал эмоциональный и простой и работает на контрапункте к остальному стиху, который сложный и кажется мне головным. Возможно, так и было задумано.

ПОЛИНА КОРИЦКАЯ «И ты идешь, и свет трещит»
http://stihi.ru/2019/02/25/4154 номинатор Евгений Овсянников
Ну.. мысль понятна. Но представляется, что в этом стихе много случайного. Вначале свет трещит меж ветками (кстати, почему не меж веток?) осин, потом почему-то отвечает сосна и почему-то одна (камни все отвечают, но деревья выбрали, видимо, главную сосну и делегировали ей право отвечать). Кто-то голосит – звучит комично. Как и «еще немного наследишь». В общем, не убедил меня этот стих.

ИРИНА ЧУДНОВА «Колодец»
http://stihi.ru/2019/05/02/1591 квота ГР за редактирование отборочного тура
О!. Это интересно. Во-первых, здесь потрясающая ритмика. Во-вторых, очень любопытная и первобытная образная система. И стихийность, как сказала бы Цветаева. И некоторая стилизация под библейское мышление. «Запертый сад сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник…».
Правда, есть и сомнительные места. Больше всего меня царапает хорда. Хорда есть у осетровых рыб, и это отрезок, соединяющий точки окружности, как известно. Мне она кажется здесь чужеродной.
Коль скоро слюда и самум здесь не склоняются, то я все же поставил бы перед ними тире. Ну, как сокол и окунь перетираются в песок, тоже не очень представляю… но все же в данном контексте это, наверное, нормально. Тарантул не режет – почему кошачья голова может быть во рту, а тарантул нет? 

ОЛЕГ ПАРШЕВ «Скажи, ты тоже видишь это?»
http://www.stihi.ru/2015/07/23/8676 квота ГР за редактирование отборочного тура
Хороший стих. Летучий такой. И лето, и зима. И тьма, и свет. Не очень нравится, что «как» меняется на «что». Карябает как-то.
Ну и вообще, хотелось бы чуть больше. Но в своих рамках, повторюсь, стих хороший.

СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ «Здесь был когда-то дом»
http://stihi.ru/2013/02/26/4155 номинатор Марго Сергеева
Интересный стих. Атмосферный и, как я понимаю, личный, а не придуманный. Две его части борются между собой даже на стилистическом уровне. И это, наверное, правильно. Хотя есть и некоторые сомнения. Или вопросы. Неологизм подкроватье естественен, но в контексте не слишком понятен. Почему подкроватье распахнутое? А скомканное надиванье понятно, но само слово как-то сопротивляется. Еще вопрос – тот, у чьих ног хотелось умереть – это что, тот же, у кого угнали самокат? Других персонажей я здесь не наблюдаю))

ИНЕССА ПОЛЯНСКАЯ «Завтрак в стиле Рильке»
http://stihi.ru/2015/07/20/6070 номинатор Марго Сергеева
Нет. Вы меня извините, но мне этот стих не нравится. Это не уровень БЛК. Уже в первой строфе какие-то явные нелады с русским языком. Дальше вообще непонятно, для чего это все написано. И главное – при чем здесь Рильке?
Хотел сказать резче и попенять номинатору за выбор, но подумал: а вдруг я ошибаюсь и чего-то не вижу?

СВЕТЛАНА ИЛЛАРИОНОВА «Навсегда»
http://www.stihi.ru/2019/01/17/5160 номинатор Елена Ительсон
Нет, это хороший стих. Правда, хороший. Такой… непосредственный, без желания «сделать поэзию». И потому задевает, да.  Единственное – мне несколько мешают прилагаки – «сонные глаза», «сильное плечо». Да, вроде бы, они уточняют ситуацию, но все равно мешают. Мне.

ИРИНА РЫПКА «Август похож на полотна Густава»
http://www.stihi.ru/2019/07/09/1098 номинатор Елена Ительсон
По первому впечатлению этот стих кажется корявым. Впрочем, он корявый и есть. Времена глаголов все время меняются, с согласованиями тоже не все в порядке, перескоки с места на место, с предмета на предмет. Однако из всего этого вдруг возникает конкретный человек, немного косноязычный, со своей речью и своей судьбой. И так без эмоций, спокойно – а производит впечатление.  Весьма скупыми средствами сказано многое.

ТАИНА КИМ «Солдат и чёрт»
http://www.stihi.ru/2018/08/15/2752 номинатор Елена Лерак Маркелова
Хороший стих. Другое дело, что не оставляет ощущение, что будь сие записано прозой (хорошей), суть изменилась бы несущественно. Впрочем, у меня такое ощущение почти от всех нарративных стихов. Мне не хватает «поэтической добавки», приращения смысла собственно от поэтической формы. Допускаю, что не прав.

ВИКТОР ВОРОНЕНКО «местечковое»
http://www.stihi.ru/2014/12/26/7763 номинатор Елена Лерак Маркелова
Опять же, написано здорово, и впечатление производит. У меня к этому стихотворению только две претензии. Первое – название. Все же «местечко», как и «местечковый» относится преимущественно к еврейскому населению. Так уж сложилось исторически. Так что аббат и сжигание на костре со словом «местечковое» никак не коррелируют.
Второе – мне здесь не хватает глубины, что ли… Ну, разве что нехитрая мысль, что так есть, было и, скорее всего, будет всегда. Мысль эта вполне грустная, но и вполне не новая.
Вот парадокс: вроде бы и написано от первого лица, и подробности какие-то есть, а погружения в стих не происходит. Я так и остаюсь сторонним наблюдателем. Может быть, конечно, что это мои трудности. А может быть, и нет.

СЕЛЕНА КА «Бел-горючее»
http://www.stihi.ru/2018/01/01/3144 номинатор Юрий Семецкий
Нет, я не могу сказать, что это стихотворение плохое. Оно написано хорошо, убедительно так. Даже здорово. Но во всем этом для меня есть, с одной стороны, перебор по части красивости (ну, очень много прилагаков!), а с другой – недобор по части новизны. 

СВЕТЛАНА САЛАХОВА «В мыслях и стихах»
http://www.stihi.ru/2019/05/06/6098 номинатор Юрий Семецкий
Очень много вопросов к этому стиху. Почему нужно так странно выражаться? К тяжелым шубам путь забыт. А зимой, стало быть, мы все идем и идем к тяжелым шубам? Почему угрюм, как Эверест, а не как пик Коммунизма, к примеру? Почему солнце нужно ругать за то, что ноги промокли? Да еще не просто, а за факт? Почему бесчинствует именно сныть? Вот этот, как его… борщевик куда разнузданней. И так далее… Последние две строчки, впрочем, хороши. Нет, и в середине есть вполне свежие места.
Сейчас придет Семецкий и будет возражать.

АГУВА ДЫНКИНА «Alter ego»
http://www.stihi.ru/2019/06/08/7398 отборочный тур (квота Филиппа Хаустова)
Запомнил это стихотворение еще с Чемпионата Балтии. И да, оно запоминается, что о многом говорит. И вообще, безусловно, сильная вещь. Единственное, что мне не нравится – это имя героини. Я охотно верю, что Салли созвучно с Ассоль, но какая-то в этом неправда есть. Да и, если честно, Ассоли вкупе с Греями уже изрядно поднадоели в стихах. Но текст действительно сильный. Правда.

НИКОЛАЙ СЫРОМЯТНИКОВ «лечит болью»
http://www.stihi.ru/2019/08/11/9702 отборочный тур (квота Эмкея)
Безотносительно к авторству. Честно пытался понять две вещи: сам стих и почему редактор его выбрал. Не понял ни того, ни другого.

АННА ХАБИБУЛИНА ЛУГАНСК «Мой город отмечен печатью беды»
http://www.stihi.ru/2018/10/31/1853 отборочный тур
Ну да, личное, больное стихотворение. Не все в нем, правда, в порядке со знаками препинания, но это ладно. Мне только кажется, что финал мог бы быть более интересным и более личным. А здесь он общий и банальный.

У ВЭЙ «необыкновенно»
http://www.stihi.ru/2018/12/14/6393 отборочный тур для резидентов
Это интересно, хотя я не все понял. Напоминает такой легкий карандашный набросок. Но интересно. Из того, что не нравится – фраза «семенем пройдена мысленная черта несуществующего рубикона». Для моего слабого мозга это чересчур, а для моего воображения это непредставимо.

ЮЛИЯ МИЛАНЕС «Не плачь»
http://www.stihi.ru/2019/07/23/509 отборочный тур для резидентов
Кажется, я понимаю, почему редакторы выбрали этот текст. Он необычный. В нем сделана попытка ухватить за хвост мысль, точнее, ощущение, которое трудно ухватывается. И интуитивно форма очень точно попадает на эту попытку – такое объяснение, подбирание слов на ощупь. И в этом контексте меня не смущают ни повторения «лишь», ни волокно (оно такое слегка шерстяное, шершавое), ни не вполне точные препинаки. А если и смущают, то не сильно. Существенно больше тревожит «в добро, в людей». Да, по смыслу, да, выражение как бы слегка закавычено, но все равно режет. Как если бы на легкую акварель вдруг плеснули пару ярких пятен масляной краски. 

ЕЛЕНА ИТЕЛЬСОН «Ты жив. Я жива»
http://www.stihi.ru/2010/04/12/5720 отборочный тур для резидентов
Такое… беззащитное стихотворение, практически исповедальное. И одновременно наотмашь. С очень точной интонацией. И, что интересно, хотя оно вполне интимное, но срез эпохи так достоверен, что очень легко в этот текст вкладываешь себя.

АНИКИН ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ «Играя на струнах...»
http://www.stihi.ru/2019/07/19/4019 отборочный тур для резидентов
Интересный стих, несомненно. Начинается как некоторая стилизация, даже не знаю, подо что – сказ? песня? А последняя строфа, в которой обнаруживается, что это Давид играет Саулу, стих переворачивает, придавая ему совсем другой смысл.
Вот только вторая строфа кажется мне слабее остальных. Да, я вижу, что нужно именно троекратное повторение рефрена – два раза мало, четыре – много. Но по смыслу она почти ничего не добавляет, да и лексически хуже, на мой взгляд. Но стих все равно славный.

НЕСТОР ИВАНОФФ «Бензиновый слон»
http://www.stihi.ru/2019/07/27/7828 отборочный тур для резидентов
Всегда с удовольствием читаю стихи Нестора. Но читать с удовольствием – это одно, а включать в шорт – другое. Стих хороший, но, на мой слух, действительно хорошим он становится в конце, когда разгоняется. Парадоксально финал напоминает финал «Лебедя» Бодлера.
А в середине и в начале есть интонационные провалы, когда кусок фразы ни на чем не держится. Ну и, на мой вкус, несколько многословно. Впрочем, это особенность жанра. 

ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «фея железных дорог»
http://www.stihi.ru/2019/07/02/5985 отборочный тур для резидентов
Во многом согласен с Крупининым. Но у меня основная претензия к этому тексту – финал. Читаешь – стих идет и идет, и жизнь внутри него идет, и интересно, к чему же они придут? И получаешь какой-то невнятный финал, из которого будто выдули воздух, будто автор сам не знал и так и не придумал, чем же закончить.

АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «Как жертвенны рисунки на песке»
http://stihi.ru/2019/07/25/3693 отборочный тур для резидентов
Чудесный стих. Осуществление, неосуществление, мимолетность… и звук прекрасный. Объяснять что-то не вижу необходимости – стих достаточно прозрачный. Единственное, что мне непонятно, это плоды оливы. Пламенными их представить трудно. Или речь во второй строфе идет о других плодах?

ТО ДАСЕ «К зеркалу»
http://www.stihi.ru/2019/03/02/10369 отборочный тур для резидентов
Опять могу повторить почти слово в слово все, что уже сказал Крупинин в гостиной. Стихи, в которых говоришь от имени известного человека, хороши, мне кажется, тогда, когда есть некое обобщение, когда этот человек становится архетипом. Здесь этого нет, по-моему. Фрида Кало остается Фридой Кало. Частным случаем. Но написано хорошо, энергично, упруго.

ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «автоответчик Бога»
http://stihi.ru/2019/07/11/5346 отборочный тур для резидентов
Диму, кажется, много раз упрекали в некоторой «избыточности» его текстов. Так что здесь мы имеем в некотором смысле «антиблизнюка». Мысль интересная, прием интересный. Но сама фраза этого приема не перешибает. С моей точки зрения, этот опус рассматривать как поэтическое произведение можно только с некоторой натяжкой. Можно. Но с натяжкой. Хотя кто его знает – возможно, оно будет органично смотреться, скажем, в качестве своеобразного эпиграфа к сборнику стихов.

СЕРГЕЙ ТЕНЯТНИКОВ «Не жди, я не вернусь»
http://stihi.ru/2019/08/18/4031 номинатор Ильдар Харисов
Эх, Ильдар, Ильдар! Ничего попроще номинировать нельзя было?
С комментированием этого стиха, наверное, справился бы Петрушкин – он пашет на схожем поле. Мне тяжеловато.
Хотя уровень чувствуется. Такая искаженная, другая реальность. С самого начала парадоксальный ход: настоящий – это значит не живой, а мертвый. Видимо, речь здесь идет о некоем переходном пространстве, когда еще не определилось, куда. А потом человек возвращается в свою избу. Хотя некоторые вещи все равно кажутся странными. Например, «вошел, как черемша».

ИГОРЬ ГОНОХОВ «Почти вся жизнь»
http://www.stihi.ru/2019/03/17/8023 номинатор Ильдар Харисов
Вот странное дело: вроде все так банально. Старушка, которая когда-то была молодой… такое можно встретить в тысячах стихов. Да и метафор практически нет. Но у поэтики Игоря есть одна особенность, какая-то особость интонации, моментально включающая читателя в «здесь и сейчас». И от этого стих как бы подсвечивается изнутри, словно волшебный шар.
Единственное, что последняя строфа так построена, что непонятно, кому нужно на руки к Богородице – бабушке или ее кошке. Ежели все-таки бабушке, то я бы отделил последние две строчки пробельной строкой или хотя бы начал их с многоточия, что ли…

--

Так. Теперь шорт. Сколько получится, столько и получится.
МАЙЯ ШВАРЦМАН «Своей кончины тишину...»
http://www.stihi.ru/2019/08/04/5855 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ «В краю охоты вечной...»
http://www.stihi.ru/2019/08/18/3587 номинатор Термитник поэзии
ИРИНА ЧУДНОВА «Колодец»
http://stihi.ru/2019/05/02/1591 квота ГР за редактирование отборочного тура
ИРИНА РЫПКА «Август похож на полотна Густава»
http://www.stihi.ru/2019/07/09/1098 номинатор Елена Ительсон
ЕЛЕНА ИТЕЛЬСОН «Ты жив. Я жива»
http://www.stihi.ru/2010/04/12/5720 отборочный тур для резидентов
АНИКИН ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ «Играя на струнах...»
http://www.stihi.ru/2019/07/19/4019 отборочный тур для резидентов
АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «Как жертвенны рисунки на песке»
http://stihi.ru/2019/07/25/3693 отборочный тур для резидентов
ИГОРЬ ГОНОХОВ «Почти вся жизнь»
http://www.stihi.ru/2019/03/17/8023 номинатор Ильдар Харисов
Сколько получилось? Восемь? Ну, значит, восемь.