Ирина Васильева. Обзор произведений 3го цикла

Белый Мамонт Поэзия
Дорогие друзья!
Август традиционно щедр на всевозможные плоды. И многие из них, я уверена, уже покоятся в больших и малых банках на полках ваших холодильников и кладовок, ибо не стихотворением единым жив человек. Но и стихотворением тоже. И наш августовский лонг до краёв полон стихами интересными, разными (это особенно отрадно), стихами на все случаи жизни.
Как писала в одном из своих рассказов Виктория Токарева: "Музыканты - люди меченые, не могут без музыки. Они - как земноводные: могут и на суше. Но в воде лучше." Так и сочинители стихов: могут и так, но выбирают, как правило, эдак. И нет нам покоя ни при луне, ни под августовским звездопадом.


1.  Анна Дэ "Кружева" (номинация Юлии Близнецовой) http://www.stihi.ru/2011/10/25/2272
Такое путешествие к центру себя. Мастерски связанное стихотворение - из последовательно чередующихся лицевых и изнаночных петель, а воздух между ними - как раз то неуловимое, что я называю поэзией. Параллельный мир, сотканный из быта. Четырёхкомнатная цель в начале стихотворения и "окно-диван" в финале делают вещь готовой. Круг замкнулся: тут тебе и изысканная беретка ручной работы, и кружевная салфетка на телевизор, и замёрзшее окно с обязательным глазком в мир.

2. Владимир Узланер, Торонто. Поедем к домику на море http://www.stihi.ru/2012/08/03/5735
Пёстрое стихотворение. Без определённых географических координат. Поэзия не разделена на часовые пояса и климатические зоны, здесь могут существовать в одной плоскости море, японка, хвойные леса, домашние животные, персонажи европейского фольклора и русская деревня. Понравился звёздный контур черпака и маяк, который мукомолит сны. Вот только Пастернак выскакивает из последней строки, как из-за угла, не предупредив заранее о своём появлении. Отсюда и вопрос: а почему именно Борис Леонидович, а не Александр Сергеевич и не Владимир Владимирович?
 
3. Эдмар. У психолога http://www.stihi.ru/2012/05/21/9910
Создаётся ощущение, что герой стихотворения разговаривает не с дипломированным психологом, восседающим в частном кабинете, а с самим собой. Что-то вроде доктора своего тела (и мозга). Поток сознания. Вариация на тему: что такое творчество и откуда оно берётся - вытянуть невроз из подсознания, осознать, запечатлеть, и на какое-то время будет немного легче.
Особенно удачны три последние строфы.

4. Любовь Левитина. Израиль, г.Ашкелон. Нет http://www.stihi.ru/2011/11/14/7453
Называется "Нет", а на самом деле про "Да!". Чувство есть. Его не может не быть. Героиня же не просто вопросы задаёт: перед каждым из них - кусочек её неба, а герой своими ответами, как топором, - хрясь по крыльям! И вот в финале, когда надежды вроде бы уже и нет, такие вот поддавки: да, буду сниться, не надейся. А у героини уже все последние крылья растрачены. Ни пуха, ни пера ей, в общем!

5. Кузнецова Людмила, Воронеж. Лес рубить - не женское занятье http://www.stihi.ru/2010/01/11/6162
Глубоко женское. Пушкин говорил: "Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный." Но что может быть страшней и беспощадней взбунтовавшейся женщины! Тут и дров наломает, и щепки полетят, и клочки по закоулочкам пойдут. Не будите в женщине лесоруба!
Сочетание свадебного платья с орясиной поразило, но, наверное, в этом суть каждой женщины - нежность и воздушность и сокрушительное "Эхма!" в одном флаконе. Когда нам легко было?
А вот ритмический слом в третьем четверостишии режет слух.

6. Александр Шершнев Второй "Нити" (номинация Юлии Близнецовой) http://www.stihi.ru/2011/01/21/431
Есть категория поэтических произведений (я называю из "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались"), после прочтения которых вдруг осознаёшь: я хороший, все хорошие, мир хороший (психологи говорят, что так ощущают себя здоровые, адекватные и счастливые люди). И хочется сделать что-то большое и светлое для ближнего и дальнего. Такие тексты увеличивают количество любви в мире, на них приходят, как на огонёк. Хотя утверждение, что "каждый сам по себе ни копейки, наверно, не стоит", представляется мне спорным. Очень даже стоит. Просто человеку без человека трудно. Но есть и другие.
 
7. Борис Аксельруд "Август на Мертвом море" (номинация Юлии Близнецовой) http://www.stihi.ru/2011/08/18/1695
Несмотря на 40 в тени, поёживаюсь. Море на треть умерло (хотя и без того уже Мёртвое), человек на треть умер. Какой-то очень выпуклый и странный пейзаж (как будто другая планета) И каждый молчит, и каждый сам по себе. Очень яркое противопоставление ужасного солнца и изумрудной луны. День - опасен для жизни, ночь даёт надежду на спасение.

8. Грановская Ирина (Тель Авив). Потерянное поколение http://www.stihi.ru/2011/06/17/3868
Очень радостно было встретить Наше Всё не только в первой строке, но и в последней, хотя вопрос: "Куда ж  нам плыть?" по-прежнему остаётся открытым. Мне, как человеку до безобразия аполитичному, ближе вставки А4, они как будто приглушают громкость опоясывающих гражданских строк. Очень понравился "волосатый ком проклятий", год, который "копейкой уходит в свет", и вот это, очень - "с тобою дети и их дети".
Кажется, каждое последующее поколение считается "потерянным" по отношению к предыдущему. Но у человечества, видимо, большой запас прочности, раз оно до сих пор не потерялось окончательно. Видимо, в чём-то черпает силы.
 
9. Симамура, Чернигов. Innuendo (номинация Ники Невыразимовой) http://www.stihi.ru/2009/01/14/90
Намёк на человека, который всё-таки был. Воспоминание о нём ходит, как рыба подо льдом (чем не загустевшее эхо - вода?), между одним холодом и другим. Чтобы попасть домой, нужно нарушить границы. Призрак милого Алого страшен. Бабушки - статуи, охраняющие вход в подъезд. Музей прошлой жизни. И мы - всегда за границей: какого-то города, страны, времен года, сорока лет, жизни.
 
10. Мария Махова, Иваново. етский ад (номинация Ники Невыразимовой) http://stihi.ru/2012/03/30/9790
Пробирает до самого потаённого детского. Про всех, кто там был, молоко с пенками пил, за шиворот текло, а в рот не попало. А имя таким - легион. Во времена моего детства, по крайней мере, лишь единицы приходили в первый класс от бабушки, а не из детского комбината (что за враг детей и зверей придумал это название?!). Кто из нас не мечтал в детстве - дотянуть до семи лет, когда не нужно будет притворяться спящими средь бела дня (за открытые глаза - угол!), читать за конфеты под ёлкой? Кто не боялся, что мама забудет забрать вечером, и ты с грузной няней, свёрнутым матрасом и небольшой группкой героев пятидневки пойдёшь куда-то здесь спать?
Мы смотрели из-за решётки, мы ждали школы, как воли, не ведая ещё, что просто перейдём на другой круг ада. И там тоже никогда и никто не назовёт по имени.
P.S. Сейчас, говорят, другие сады. Многие дети, говорят, с удовольствием ходят.

11. Настасья Нечаева. Я тебе нарисую город (номинация Доктора Нэли) http://www.stihi.ru/2010/12/18/7477
Ну как тут не процитировать Татьяну Толстую (роман "Кысь")! "А зовётся наш город, родная сторонка, - Фёдор-Кузьмичск, а до того, говорит матушка, звался Иван-Порфирьичск, а ещё до того - Сергей-Сергеичск, а прежде имя ему было Южные Склады, а совсем прежде - Москва."
Ну как тут не вспомнить бессмертное: "Вместо домов у людей в этом городе небо. Руки любимых у них вместо квартир. Я никогда в этом городе не был, не был. Я всё ищу и никак мне его не найти."
Уютное, как компания нежных людей в свитерах возле костра с гитарой. Так вот и жить бы в любимом Василии (Петре, Иване) - верном, добром, сильном и красивом одновременно. Но - город, он город и есть: то автобусной дверцей прижмёт, то грязью из-под колёс окатит ненароком.

12. Николай Гончаров, Ярославль. "Строка" http://www.stihi.ru/2012/05/07/2290
Бывает и такое: человек пишет не оттого, что ему плохо, а оттого, что ему хорошо жить на свете (во всяком случае, во мне именно такие ощущения оставил этот текст). Ни надрыва, ни вселенской тоски, ни позы. Спокойно, искренне, мудро. Душа отдыхает. К тому же очень гармоничное. Понравилось про стрелу и диссонанс тетивы и про лавину живых и мёртвых звуков.

13. Кузичка Масина. в этом городе http://www.stihi.ru/2012/07/01/2700
Самый большой романтик здесь, как мне кажется, - наследственный бургомистр (звание, которое очень развеселило). С завидным постоянством он подбрасывает жителям вверенного ему города мечту в виде снега необычного цвета. (Чем не синяя птица? Так же эфемерен: выпал - и нет его. А герои "Небес обетованных, ждущие синего снега, как чуда, как доказательства того, что есть другая, лучшая, жизнь?). Немного романтики, немного вдохновения - с завидной периодичностью и настойчивостью. А им (жителям то есть) ничего не надо. Привыкли. И ноги случайно не промочат -  все галошами запаслись.
Не отказывайтесь от мечты!

14. Александр Спарбер, Москва. Читая Юхана Боргена. Вверх и вниз (номинация Клавдии Смирягиной-Дмитриевой) http://stihi.ru/2012/07/04/7710
Стихотворение, которое оставляет во мне (как и вся скандинавская литература) ощущение медленного времени. Всё, что глаз фиксирует за долю секунды (лес, пруд, лошади), здесь рассматриваешь, как картину со множеством деталей. От этого кажется, что мальчик летает в руках отца будто в замедленной съёмке -  годы, века. Такое вечное действие. А за пределами текста всё проходит гораздо быстрее и бестолковее. Стихотворение состоит из очень простых (бытовых даже) слов - как обед на каком-нибудь шведском или норвежском хуторе. Но насыщает лучше деликатесов.
 
15. Алина Кодали. "Плач Маргариты" http://www.stihi.ru/2012/07/13/4657
Нынешний лонг оказался очень богатым на разного рода парадоксы и перевёртыши. Вот и здесь - "Плач" в названии, и ожидаешь тягучего, грустного, а этот текст нервный, я бы сказала, даже яростный какой-то. С другой стороны, стоны - не для Маргариты, она борется даже тогда, когда всё кончено. Поэтому в словах "обречённые друг на друга" нет обречённости, а только страсть и утверждение.
Но если сказать тому гению, кто верит тебе (и в тебя) абсолютно: "Ты бездарь", он, может быть, всё уничтожит, уйдёт и будет жив. Но не спасён.

16. Ася Алиева. Если бы мне подарили лошадь http://stihi.ru/2010/06/06/7111
Весёлое, как сарафан в горошек. Почему-то именно лошадь - символ самого комичного и нелепого подарка. Так и видишь Анатолия Ефремовича Новосельцева в перекошенных очках, в обнимку с увесистым конём, которого надо спрятать, чтобы юбиляр не обрадовался раньше времени. И уже потом вспоминается мультфильм из серии про Масяню, в которой бойфренд от души преподносит ей неподъёмный статуй.
А живая лошадь - отличный подарок: монгольскому мальчику, сыну фермера, потомственному ковбою. Она способна перевернуть жизнь героине стихотворения. Но я бы сначала в дверной глазок на дарителей посмотрела, затаилась и не отвечала бы ни на какие звонки: пусть уводят туда, где взяли. Вот что бы я сделала, если бы мне попытались подарить лошадь.

17. Галия Гали, Екатеринбург. за снегом http://stihi.ru/2011/06/02/4823
О простом и вечном. Переливается, дрожит, болит. Очень удачно выбран размер (амфибрахий мудрый и очень лёгкий одновременно). Мир, разбитый на счастье, - совершенно свежий, чудесный образ. Светлое и высокое предпоследнее четверостишие. Не из тьмы приходим и во тьму возвращаемся, а из света в свет. И никто не минует своего снега.

18. Александр Здориков. В Междустрочиях... (номинация Екатерины Секретарёвой) http://stihi.ru/2008/11/22/1267
Лирика без всяких примесей. Именно из междустрочия мыслей, как мне кажется, и приходят образы, которых ждёт обновлённый мир, чистый лист.
Так всегда: сначала хаос, сумбур, ветер в лицо и все мысли перепутаны, а потом - тишина, белое поле и полная ясность. Не спугнуть бы.
Шагающие голуби, которые будто гирь наклевались - чудо!

19. Виктор Калениченко. Веселые лоси http://stihi.ru/2010/12/09/3489
Весело и очень энергично. С приятным привкусом абсурда. Это неправильные лоси! Они поют о том, что давненько их не мучали флюсы, как будто бы даже с сожалением. Честно говоря, рифма плюсов-флюсы кажется мне искусственной, чужой на фоне яркой, живой и контрастной картины: добрые и непосредственные представители живой природы против мрачных селян.

20. Регина Мариц. Сядь на подоконник и смотри... http://www.stihi.ru/2012/08/06/8604
Похожие ощущения были у меня после прочтения "Вина из одуванчиков" Бредбери: золотистый туман, потаённость, уют. Как будто три раза калейдоскоп повернула - яркие, разные, хрупкие картинки. И хочется поворачивать дальше.
Свежайшая дачная окрошка из взрослого и детского. Одно неотделимо от другого, как зверь и растение в грибе. И природа - ещё не равнодушная, а почти товарищ по играм, член семьи.
Стихотворение, убаюканное строчками:
"родимых ждать с реки",

"Всё, что дорогое — заверни
в чистую оранжевую песню",

"шептать: «Храни их», — и ждать к обеду."

И уложенное в колыбель. И все вокруг ходят на цыпочках.


21. Лана Григ, Саратов. Бессонная ночь http://stihi.ru/2012/08/18/2118
Только после третьего или четвёртого прочтения заметила одну интересную деталь: в каждом четверостишии рифмуются только нечётные строки, в то время как в чётных есть внутренняя рифма: бессонная-заоконного; измучена-тучами; ужаса-мужества. Как бессоница: вроде бы всё правильно - некто лежит под одеялом, ночь. Но глаза его открыты, нормальный ритм, в котором должен жить человек, нарушен. Мы привыкли говорить: "Меня мучает бессоница". А здесь всё наоборот - бессоница мучается человеком. Так непонятно бывает иногда - то ли мы пользуемся вещами, то ли вещи пользуются нами.
Понравилось, что бессонная ночь "ушла, как было велено". Но последняя строчка мешает спокойно заснуть, беспокоит, как крошки в постели, как горошина под десятью перинами.

22. Липа Липовая, Томск.  А счастье приходит ночами, когда все спят... http://www.stihi.ru/2011/04/07/8452
Густонаселённое стихотворение. Но не по горизонтали, как, например, Китай, а как многоквартирный дом - по вертикали, где над профессором изящных искусств может жить вечный студент, а под - ничейная бабушка; где на площадке встречаются утром старый собачник, небритый непризнанный гений, действительно гениальный хирург и троечник без всяких комплексов. Цепочки ДНК, которые несут в себе информацию об уже написанном и о том, что ещё только будет создано.

23. Дмитрий Машков, Бали. Пятистишие http://stihi.ru/2012/07/27/508
Многослойное, с таким же сложным строением, как кисть руки; неизвестно, какой палец первый, какой последний, какой главный. Ясно одно: их ровно пять.
Настоящая философия не темна и тяжеловесна, а легка и прозрачна, когда душой сразу понимаешь, о чём это, но не можешь внятно объяснить себе, почему ты это понимаешь.
Много ярких, запоминающихся образов, но Любовь, которую ладонью читают с листа - отдельна и прекрасна!
 
24. Нина Кермине,  Моск.обл., Люберецкий р-н, п. Красково. Я танцую душу твоей зурны http://www.stihi.ru/2012/03/08/10451
Даже не самое чуткое ухо различит собственную мелодию этого стихотворения. Его насыщенный, как у восточных сладостей, вкус. Скупое на краски, но запоминается ярко, будто развалины древнего города на фоне полуденного южного неба. "Ночи прохладный нрав" - хорошо сказано!

25. Наталья Дорофеева,  Екатеринбург.  Эгей, Пенелопа...  http://www.stihi.ru/2009/09/17/4505
Помнится, когда я училась в средней школе, на уроке физики был вопрос: что будет, если брусок из чистого золота плотно прижать к бруску свинцовому и оставить так на некоторое время? Ответ: поскольку золото и свинец - металлы мягкие, бруски слипнуться.
Две первые строфы - ну просто чистое золото. Я очень люблю в стихах такие вот двойные смыслы: эгей - это и призывное междометие, частичка речи, которая сразу создаёт ощущение пространства, через которое пытаются докричаться друг до друга два сердца. Это и главная часть речи - имя собственное. Окоём, расшитый пузырчатой пеной - здорово! Про парус - просто отлично! А вот финал свинцовой дробью расстрелял в упор. Такого же яркого хотелось, лёгкого, а рифма надежды-одежды, можно сказать, на дно тянет.

26. Юрий Рехтер.  Я войною не захвачен http://www.stihi.ru/2012/05/09/675
Стихи на военную тему трудно "обозревать". Поэтому я хочу остановиться на одном только четверостишии, которое выделяется на общем эмоционально-личностном фоне, и тем замечательно. Вот оно:
На какой-то дальней ветке,
В тихой памяти моей
Не забытый, не отпетый
Спит военный воробей.
Дальняя ветка памяти - чудесный образ. И не отпетый, не забытый воробей. Что такое неприметная серая пташка, когда и людей-то никто не считал, и многие не похоронены до сих пор? Но вот это и есть поэзия: через такую микроскопическую деталь мы чувствуем трагедию вселенского масштаба. И после столь сильного места немного наивным кажется финал. Что такое Берлин? Просто город, в котором так же, как и везде, живут, работают, любят, страдают и умирают люди. И он ни в чём не виноват. Убивает не граната, а рука, которая её бросила.
 
27. Юрий Семецкий, Москва. У меня вчера был шок, или Страшные стихи http://www.stihi.ru/2012/08/23/4261
Однажды прочитала я на асфальте такую надпись: "Зайчики в трамвайчике, жаба на метле... Мне кажется, Чуковский сидел на наркоте." Не очень-то уважительное отношение к патриарху детской литературы. Но, как говорится, в духе времени. Достаётся и Агнии Львовне, и  Сергею Владимировичу. Цитируют, приводят примеры. И правда, читаешь взрослыми глазами такое, например, из дедушки Корнея:
И тебя, кровожадную гадину,
Я сейчас изрублю, как говядину.
Ну, приостановишь чтение, поражённый внезапно открывшимся новым смыслом знакомых с детства строк. А ребёнок кричит: "дальше!" То же самое и с прозой.
Не пугаются они (дети то есть)  ни оторванных лап, ни вывернутых наизнанку волков (подвиг Мюнхаузена в пересказе того же Чуковского), ни кровавых баталий насекомых. Их не удивляет мать, пересчитывающая сливы (бессмертная "Косточка" Толстого) и отец, обещающий смерть от проглоченной косточки. Дети радуются, что посуда вернулась к Федоре, что звери снова здоровы, а снеговая баба будет под луной не одна и т. д. Ума не приложу, в чём тут фокус! Мы ругаем Чуковского и Барто, но в каждой домашней библиотеке мокнет под дождём зайка, качается бычок, свирепствует Тараканище и плачет безутешная Таня.

28. Виктор Колесников 6.  Дождь пахнет мокрою собакой http://stihi.ru/2012/06/18/7832
Была искренне удивлена, что это стихотворение собрало так мало голосов. На мой взгляд, просто отличная зарисовка - коротко, ясно, отточенно, образно. Звукопись, игра смыслами - всё на уровне! Понравилось, в общем.

Вот, пожалуй, и всё на этот раз. Пользуясь случаем, хочу ещё раз поздравить победителей третьего цикла, поблагодарить наших прекрасных номинаторов. Всем удачи, вдохновения и - до встречи на "Белом мамонте"! Напоминаю, что наш очередной цикл проходит здесь: http://stihi.ru/2012/09/13/1593. Будем рады видеть авторов лонга и в качестве номинаторов. Приходите! Всегда рады хорошим стихам и талантливым авторам.