Экспертный обзор. Андрей Моисеев. Май-2014

Большой Литературный Клуб
Часть 1. О КРИТЕРИЯХ

По законам жанра, обзор должен начинаться с разговора о критериях – каждый эксперт пытается обосновать ими свой выбор, а заодно делится собственными литературными, творческими и вкусовыми предпочтениями. Собственные предпочтения у меня, конечно, же, есть, но дело не в них. Раз уж я не родился филологом и многоопытным литературным критиком, то вынужден подходить к любым требующим оценки произведениям только с одной позиции – с читательской. А правильная (на мой взгляд) читательская позиция состоит в том, что нужно, насколько возможно, обнулить все свои критерии, и каждое стихотворение рассматривать как новый неизвестный мир, в который тебя пригласили. Этот мир может оказаться совершенно чуждым или, наоборот, чертовски родным и уютным – однако выяснится это только за дверью, когда войдешь внутрь и сориентируешься в обстановке. И может получиться так, что автор сумеет переманить тебя на свою сторону, или наоборот, вызовет глухое, а то и открытое отторжение. Только потом, выйдя обратно, можно попытаться объяснить самому себе, чем тебе понра/не понра то или иное произведение – и вот здесь уже никуда не деться от личного опыта, накопленного в течение долгой жизни, и от тех стихов, которые ты успел прочитать (а также написать) за эту долгую жизнь. 

Чтобы было «по-честному», я воспользовался анонимным лонг-листом, в котором есть тексты, но нет ссылок и имен авторов. По ходу конкурса я всячески удерживался от соблазна почитать дискуссии, переписку редакторов, «народное голосование» и читательские обзоры. Хорошо понимая, что анонимное оценивание – это самый легкий способ испортить отношения с хорошими и добрыми знакомыми, я, тем не менее, иду на эти жертвы ради незамутнённости восприятия представленных на конкурс текстов.   

Хороши или плохи стихи, попавшие в лонг-лист, я думаю, будет справедливым сказать хоть по несколько слов о каждом из тридцати пяти произведений. Поэтому обзор будет не так короток, как хотелось бы, и не так содержателен, как того заслуживают отдельные участники майского тура.

И еще один момент. Я «стреляю» в некоторых пианистов, вполне отдавая себе отчет, что они играют, как умеют, и трудились над своими стихами по велению души, а вовсе не ради того, чтобы однажды случайно оказаться номинированными на БЛК. Поэтому буду рад, если к наиболее злобным и ядовитым моим ремаркам прислушаются не только сами авторы, но и номинаторы представленных стихов, а также нынешние и будущие редакторы отборочных туров.


Часть 2. О СТИХАХ

На всякий случай, напомню, что мнение эксперта может не совпадать с мнением автора и любых третьих лиц, причем еще неизвестно, кто из них прав, а кто заблуждается. Итак, приступим…

СВЕТЛАНА ХОЛОДОВА "Март золотой"
http://stihi.ru/2011/03/22/1356 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру

Не убудет меня, не убудет
от  тебе посвящённой строки,
по весне даже тёмные люди
хорошеют от светлой тоски

и такое раздолье маячит
за снегов жестяным горбылём,
что подумаешь, будь и незрячий –
мы с тобой никогда не умрём

сапожком – через слёзы и лужи,
прямо в детство, распутицу, свет,
как лекарство всесильное, нужен
талой влагой наполненный след

и уже ни за что не покинут
ни сиянье, ни радости дрожь:
у ребёнка потрогаешь спину –
и крыло золотое найдёшь

-----
Есть настроение в этом стихе, и неожиданная концовка его украшает. Жаль, что громоздкие инверсии во второй и шестой строке, а также «будь и незрячий» ощутимо портят впечатление.


ПАФФ ПИФФ «Стихи по-украински»
http://www.stihi.ru/2014/05/11/4270 номинатор Владислав Сергеев

Провожая день тяжёлый,
Отрешённо смотришь вдаль,
Над макушкой - солнца жёлудь,
Под рукой - луны миндаль.

Близок локоть - не укусишь...
Подрастает слово НЕТ,
Не в твоём сегодня вкусе
Этот, в яблоках, рассвет.

Глядя в зеркало кривое,
Краем сердца слышишь трель,
Задеваешь за живое
Недоношенный апрель.

Замолкает музы лира,
Непроглядны слишком сны
И летает голубь мира
Беспокойно вдоль весны.

Шепчешь птичке: ГУЛИ-ГУЛИ,
Зреет памяти вина....
За окном - кружатся пули,
Алчно каркая: ВОЙНА!.....

Жизнь - прекрасна и нелепа,
За окном - дыханье стуж,
За окном - уходят в небо,
Матерясь, десятки душ.

Тлеет вера. Тают силы.
За окном - огня кольцо.
И взывает Бог: ПОМИЛУЙ,
Глядя каждому в лицо...........

-----
Что делать с разгорающимися на наших глазах войнами, никто не знает, и автор – не исключение. Остается только рефлексировать и подсознательно радоваться, если это происходит где-то далеко и не совсем с нами. Спасибо, что в данном случае обошлось без апелляции к какой-либо из противоборствующих сторон.


СТРАН-НИК "Снегопад"
http://www.stihi.ru/2012/01/10/11433 номинатор Татьяна Комиссарова

так недвижим и вязок сегодня свет
словно когда-то, в первые дни творенья
в снежном тумане города больше нет
есть лишь провал во времени

стрелки на ходиках притормозили бег
ладога спит,  ворочаясь подо льдами
чёрный ржаной не склеит голодных век
и не растает саван над головами

тихо-то как, и свет - на другом плече
(вьётся дорога жизни по венам-рекам)
мы лишь привиделись вам в белизне ночей
тёплым двум человекам

в снежную заметь клином взлетят мосты
дом над невой, альбом с пожелтевшим фото
страхи, тревоги, судьбы, мольбы, мечты
старый диван и чей-то чуть слышный шёпот
         
я закурю, чтоб заново воссоздать
зыбкий мирок в заветной уютной были
всё, чем могли с тобою мы обладать
если бы были

-----
Хорошее... Можно было бы придраться к некоторым рифмам, но лучше отмечу бережное отношение автора к очень больной теме. Настолько бережное, что поверхностный читатель, возможно, и не поймет, о чем речь. И это, кстати, тоже хорошо...


KOUKKET "Римская мотоциклистка"
http://stihi.ru/2012/03/02/7853 номинатор Татьяна Комиссарова

Музейные курицы

По паркету вечерних залов ходят вечерние курицы.
За окном замолкает улица,
и становится вдруг темно.
и тогда их пускают к портретам
кутузовских генералов,
и снова средь темных залов
они ходят зимой и летом.
Вот Раевский, а вот Кутайсов,
а вот... Пора нести яйца.
Прошлым великим оплодотворенные,
под шорох шляп с петушиным плюмажем,
под ветра гудящее веретено,
несут аж четыре десятка на завтрак
от всех героев Бородино.

Римская мотоциклистка

Маленькая римская мотоциклистка,
черный шлем, сползающий на ресницы,
голосом и глазами объясняла мне терпеливо,
как пройти на улицу Барбьери.
Она объясняла маршрут в деталях,
мотоцикл ревел и ее ревновал,
но она продолжала, оттачивая вокал,
и все ясней становились дали,
где кроны сосен во мгле шумели,
и все ясней становился путь,
мой путь до улицы Барбьери.

Монгольский воин

Вылетело навстречу
страшное на колесах,
страшное на копытах -
серый монгольский воин
в стрелах, мечах и косах,
тщательно заплетенных,
выкрашенных хной.
Серый монгольский воин,
словно сосуд пустой,
создан из белой глины,
пламени и воды,
эхо большой равнины,
дух Золотой Орды.

Чио Чио Сан

Я бы не оставил Чио Чио Сан...
Она бы родила мне не менее пяти
полуевреев-полуяпошек,
я так любил бы всех веселых крошек,
сам был бы счастлив, чуток, терпелив,
и вскоре бы увез их в Тель-Авив.
И там бы мы осели навсегда,
оставив сумрачный тяжелый Нагасаки.
И тогда
Мы б не подверглись ядерной атаке
и мести бешеных безумных пинкертонов,
под солнцем Господа живя и подрастая.
Там у небесных врат, границы рая,
я рай земной вкушал бы и
во мне бы деспот был и был султан османский,
персидский царь и крымский хан...
О, бесподобная Чио Чио Сан,
ты знай, что вечно над тобой
звезда счастливая сверкает
и неба цвет навеки голубой.
О, как бы я мечтал войти в реальность ту
назло тоске, назло отчаянию и грусти.
Но сам Пуччини вряд ли пустит
в храм той трагедии великой,
пусть даже с направленьем МИДа,
меня с моей звездой Давида,
шестиконечною звездой,
спасителем японки милой,
японки молодой.

-----
 «Музейные курицы» как-то уже фигурировали на БЛК – помню, была горячая дискуссия об этом стихотворении. Мне гораздо больше понравились два весьма зорких портрета – «Римская мотоциклистка» и «Монгольский воин». А вот в «Чио Чио Сан» как-то не вижу ни гармонии, ни глубины. Что ж, творческий поиск – дело такое, успех отнюдь не гарантирован. Зато не скучно было читать.


МАРИ МАЛИНОВСКА «Толпа вызывает священника криками бис»
http://stihi.ru/2014/03/17/8807  квота Главной редакции

Толпа вызывает священника криками «бис».
Толпа выступает с молитвой на транспаранте.
Твой авторский почерк в абстрактных картинах убийств.
Мы авторы схожие – модусом операнди.

Преследуют нас одинаково: школы одной.
Ты режешь людей в андеграунде. Я – сочиняю.
Мейнстрим коренной с дурновкусицей пристяжной
Опять переходит от дяди Митяя к Миняю.

Обыденность мира вращается, как шестерня,
Зубцами вертя колесо самых жутких фантазий.
И чувствую ночью, что где-то читаешь меня,
И воздух кусаю, крутясь в непрерывном экстазе.

Ты мне отвечаешь. Как прежде Есенину Блок.
Твой творческий путь узнаю по прямым репортажам.
Впервые не с властью – с поэтом такой диалог.
Почти равносильно шокируем эпатажем.

И это ещё не всерьёз, деликатно, щадя.
Конечно, спокойней сейчас не заглядывать вдаль, но
Предвижу твои инсталляции на площадях.
Зови.
Почитаю там.
Будет концептуально.

-----
Довольно смело рассказано о собственной гениаль… незаурядности. Кто знает, может, автор и достигнет славы Есенина и Блока. Выясним это лет через сто. Во всяком случае, отмечу, что в этом стихе выражена позиция – нравится она кому-то или нет. Да и владение словом на весьма достойном уровне.


ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Где у тебя..?»
http://www.stihi.ru/2013/09/08/2290  отборочный тур резидентов БЛК

Милый мой, милый,
август красив и пуст,
радуги делят небо на «под» и «над».
Осень - она такая же, как весна -
вечно растреплет нитки ненужных чувств.
Я не могу тебе показать рванья,
я окаймляю раненые края.

Верной собакой жду у твоей зари,
чтобы метнуться вовремя и лизнуть.
Ну потерпи, дождёмся твою весну.
Ты говоришь: «Мне больно», ты говоришь
то: «Уходи», то: «Где-же-ты-мне-нужна!»
Осень - она такая же, как весна.

Зваться твоей - это не суть,
не суть.
Только по мысли «Где ты?» уже иду,
шаг замедляю, прислушиваюсь в саду:
тихо дрожат капельки навесу.
Призрачный сад наш вдоволь дождём полит.
Милый мой, милый,
где у тебя болит?

-----
Искреннее стихотворение, с несколькими интересными находками. И все же жанр «очень личное» - это всегда ловушка: то, что не на шутку волнует автора (или лирическую героиню) – не факт, что покажется столь же важным и значительным случайному читателю. Хорошо, если совпадёт по ощущениям, а если нет?


УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА  «Розовый оксюморон»
http://www.stihi.ru/2014/01/25/4140  отборочный тур резидентов БЛК

а может быть себе отрезать грудь
как делали когда-то амазонки
влюбиться в даму в барышню в девчонку
ну хоть в кого-то хоть в кого-нибудь
оттанцевать всю ночь напившись в щи
любым путем избавится от клина
и на руке набить браслет из лилий
не замечать и не жалеть  мужчин
купить себе эльфийский длинный лук
и из него однажды застрелиться
от бледной безысходности  на лицах
и от того что баб я  не люблю

-----
Надеюсь, что героиня далека от того, чтобы реализовать описанные фантазии на практике. Иначе получится по поговорке «не знала баба горя, купила баба порося» - раз уж мы заговорили «о бабах» :) А если серьезно, попытка передать внутренние метания души – не грех, но шансов на то, что посторонние, которые судят со своей колокольни, примут близко к сердцу этот частный случай – не так уж много.


АЛЕКСАНДРА ИНИНА «тряпичное ветренное»
http://www.stihi.ru/2014/04/26/2501  отборочный тур резидентов БЛК

конь-ветер бежит по тряпичным дорогам молитвенных флагов
над центром земли
там где выпали первые боги из чаши небес перевернутой
чаши небес выпевающей тихое оммм

драконы и львы и слова на холщовых просторах
о том чтобы чай был и жирен и солон
и множились яки

и то ли старик то ли древний коричневый будда
кивает бегущему ветру
а может быть дремлет качаясь

-----
За чай не скажу, а стих точно получился «и жирен и солон» - слишком высока в нем концентрация образов. Это не всегда хорошо – на мой взгляд, чувство меры автору изменило. Вторая половина стихотворения удачнее, но испуг после прочтения первой строки так до конца и не прошел :)


АНДРЕЙ МАРТЫНОВ-СЛОВО «джезказган»
http://www.stihi.ru/2014/04/29/8567  отборочный тур резидентов БЛК (квота Габриэльфа)

миру мир человеку волк а мне джезказган
потому что поёт и пляшет в груди кайло
я родился утром и мой акушер был пьян
кассий умер но что мне кассий когда светло

скоротаем ночь осуши брат чашу вина
синих глаз океан не вычерпать никому
до небесных кущей дорога лежит длинна
если сто сорок унций золота на кону

на твоём лице смерти знак ты его сотри
не проси пощады сожги на костре послов
а потом мы все дружно скажем на раз два три
хай живе гамарджоба барев дзес мазелтоф

саблей вдаришь подранка в харю ему конец
говорят в городишке есть приличный бордель...

не ищи в моих снах бредовых смысла глупец
это просто дверь...
просто дверь

-----
Мне трудно комментировать стихи, написанные в такой манере. Это из разряда «я так вижу» - и доказывать что-либо друг другу в этом случае бессмысленно. Скажу только, что «я вижу не так».


НАТАЛЬЯ КРОФТС «На развалинах Трои»
http://www.stihi.ru/2012/01/24/4186  отборочный тур резидентов БЛК

                На развалинах Трои лежу, недвижим,
                в ожиданье последней ахейской атаки
                Ю. Левитанский

На развалинах Трои лежу в ожиданье последней атаки.
Закурю папироску. Опять за душой ни гроша.
Боже правый, как тихо. И только завыли собаки
да газетный листок на просохшем ветру прошуршал.
Может – «Таймс», может – «Правда». Уже разбирать неохота.
На развалинах Трои лежу. Ожиданье. Пехота.
Где-то там Пенелопа. А может, Кассандра... А может...
Может, кто-нибудь мудрый однажды за нас подытожит,
всё запишет, поймёт – и потреплет меня по плечу.
А пока я плачу. За себя. За атаку на Трою.
За потомков моих – тех, что Трою когда-то отстроят,
и за тех, что опять её с грязью смешают, и тех,
что возьмут на себя этот страшный, чудовищный грех –
и пошлют умирать – нас. И вас... Как курёнка – на вертел.

А пока я лежу... Только воют собаки и ветер.
И молюсь – я не знаю кому – о конце этих бредней.
Чтоб атака однажды, действительно, стала последней.

-----
Возможно, ошибусь, но мне показалось, что автор и сам не знал, чем закончить удачно стартовавшее стихотворение. Начиная с «Где-то там Пенелопа…» пошло нанизывание слов, и стих постепенно выдохся. Жаль.


ВАЛЕРИЙ ПОЛАНД «про любовь»
http://www.stihi.ru/2014/03/30/6552  отборочный тур резидентов БЛК

За окном сегодня зимний вечер,
без канадских атрибутов клён,
телевизор мной очеловечен,
мной же будет скоро умерщвлён.
На стене - обычная картина,
на полу ковёр недорогой,
питерская съёмная квартира,
третий год беременная мной,
благодарна городу за бремя...
Я расположился на тахте,
телевизор умер от хоккея,
закипает чайник на плите.
На душе тепло, и сердце знает,
только сердце знает почему...
Просто Питер нежно прислоняет
голову к оконному стеклу.

-----
Всё понятно и просто, но есть вопросы к отдельным строчкам – начиная от уместности «канадских атрибутов» и заканчивая «благодарностью городу за бремя».  Понравилось в этом стихотворении всё, что относится к телевизору. Остальное, на мой взгляд, слабее.


ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «Смеющийся парабеллум»
http://www.stihi.ru/2014/05/13/5619  отборочный тур резидентов БЛК

А мы вдвоём встречаем рассвет.
И город-тореадор, раненный чуть выше паха,
ползёт по серой пыли дорог, оставляя за собой
потёки разлитого кофе, вина и мочи.
Прозревающие улицы невинно дыбятся,
как детёныши великана, продольно и гулко
нежатся в каменных распашонках.
Бутылка креплёного – и табурет вылетает
из-под босых, сучащих ног мира.
Мы вместе только вторую неделю. Секрет
влюблённости в том,
чтобы как можно больше и глубже
ввести параллельных игл и катетеров в душу.
Так гадюка в террариуме
не съедает полюбившуюся мышь – всех ест, но её
не трогает. Уже вторую неделю…
Свежий воздух внезапен, как заяц.
Первый троллейбус
на кругу разминает тазобедренные суставы.
Наш разговор прост и прекрасен,
точно кошка лениво прошлась по клавишам рояля
необязательным невозможным этюдом.
Звуки собственных голосов
наблюдаем издалека – сверкающие конструкции,
мост через озеро в Мичигане. Благодаря
этой ночи я встретил судьбу. Судьба
взглянула мне в глаза смеющимся парабеллумом.
И я понял: больше медлить нельзя.
И смёл с доски все фигуры, кроме ферзя и дамки.
Пришло время рисковать на рисовой бумаге
зарисовками простуды, отроков, молебна, Гертруды
в жёлто-синих воскресных тонах.

-----
В этом тексте много замечательных метафор. Это и «свежий воздух, внезапен, как заяц», и первый троллейбус, разминающий суставы, и даже смеющийся парабеллум. Но далеко не всегда из отдельных удачных строк складывается цельное стихотворение. В данном случае повествование аморфно, события в нем не происходят, а только перечисляются. Так можно было бы писать до бесконечности – хорошо, что автор остановился до того, как читателю стало скучно.


ТЕЙТ ЭШ «Изба с опалиной»
http://www.stihi.ru/2014/03/31/11463  отборочный тур резидентов БЛК (квота Фениморьева)

Дома пустеют как товарняк,
Сваливши судьбы в быльё-пылище.
В ладонях ставен бредёт сквозняк,
Тревожа брошенное жилище.
Не поднимая колючих век,
Скрипит сосняк, выплавляя смолы.
Лишь глянет осторонь человек
Слегка неправильного помола.

Изба с опалиной на скуле,
Да без детишек - такая жалость.
Хлебнув настой на таёжной мгле,
Повисла дверь на одной петле -
Но удержалась ведь...
Удержалась.

Чужую кружку согрей в горсти.
На старых снимках застыли лица.
Довольно просто в избу войти,
Куда сложнее в сердца вселиться.
Упрёком в горле горчит перга -
Тамга нехитрого обихода,
Покуда пьёт белену тайга
От ледостава до ледохода.

Резвится солнце на окунях,
Да на ершице - живой и колкой.
Река, уставши гонять коняг,
В сети раскинулась на камнях
Осоловевшею перепёлкой.

Огонь доверчиво льнёт к рукам,
Мышей летучих смахнёт чердачье.
Истосковавшись по рыбакам,
Избушка ластится по-собачьи.
В печурке старой сопит горшок,
Не хватит места тоске-кручине -
Разбитый флюгерный петушок
Уже вторую весну починен.

Домишка, мошками мельтеша,
Латал уютом свои увечья.
А мы смотрели, боясь дышать,
Как в щёлку ставен глядит душа -
Сосноголовая, человечья.

-----
Замечательный язык в этом стихотворении, и бесхитростная, но живая история. Особенно тронула дверь на одной петле, которая удержалась – вот поди пойми, почему именно это место… Не хочется придираться, но соседствующие «перга» и «тамга» перегружают строфу, да и по смыслу не очень сочетаются. А дважды повторяющееся «ставен», хоть и правильно грамматически, но отвлекает от повествования – начинаешь вспоминать: «ставен?» «ставней?» Но это так, мелочи...


СЕРГЕЙ ПИВОВАР «Вернусь»
http://www.stihi.ru/2013/02/03/5872  отборочный тур резидентов БЛК

забудусь
сброшу сорок лет
стою у бочки с хлебным квасом
верчусь к афише с Фантомасом
в кармашке трогая билет
беру большую
жадно пью
пока бидончик доливают
а осы в кружках прибирают
буравя в пене колею
до дома ходу пять минут
второй этаж
обед в подушке
да как дойти - играют в тюшку
торчу
пока не позовут
поесть
умыться
как успеть
ну мама
ведь сеанс начнётся
она лишь только улыбнётся
и мне в ладошку сунет медь
  какой-то зуммер
обернусь
звонят
ответишь?
просыпаюсь
чуть позже
молча подымаюсь
а сердце бухает – вернусь

-----
Беспроигрышная тема и вполне достойное воплощение. Но сказать, что удалось почерпнуть из этого стиха что-то новое, при всей симпатии к автору, не могу. Уже говорилось о том же – хоть и разными словами, но раз, и еще раз, и еще много-много раз.


СЕМЕН КАЦ «Воспоминание о земле костромской»
http://www.stihi.ru/2012/02/19/1304  отборочный тур резидентов БЛК

Час вечерний. Костромское
Небо к северу светлей..
Час вечерний.Час покоя,
Отдыхающих полей.
Фотографией в растворе
Проявляется луна.
Мир огромен и просторен,
Как заволжские луга.
Мир просторен и раздолен,
Только кажется, что он
С деревеньками и полем
Уместился на ладонь
И воробушком с ладони
Крошки хлебные клюёт,
И чирикает о доме,
Где и летом печка - лёд...

-----
То ли тема неисчерпаема, то ли странные совпаденья происходят на БЛК, но вот еще одно удачное стихотворение о «заброшенной избушке». Всё бы хорошо, но при чтении никак не могу отделаться от другого:

Что за радость! Звуки шторма
Возле самого окна.
Ночь безумна и просторна,
Непонятна и черна.
Море – тыща колоколен,
Ветер – пуще топора
И готов валить под корень
Вековые тополя...

Это – Давид Самойлов, классик 20-го века. То, что стихотворение написано на его уровне – это  очень хорошо. Плохо, что Самойлов успел первым. Хотя кто теперь об этом вспомнит…


СЕРЕЖКА ПОПОВ  «шмелёт поля. взгляд из африки»
http://stihi.ru/2012/09/28/4184  отборочный тур резидентов БЛК

пора в поля, пора в поля шмеля
шмелей мой друг, отправимся в а-ля
шмелиное затерянное царство
где хмеля дух разлит, разит в пространстве,
где воздух чище и сырее мать-земля,
где в небе тает след от журавля,
а воздух тихо дышит постоянством.

там, где сереет цапля в камышах,
в шмельной полет зовет тебя душа -
развернутая скатерть-самобранка
(українська - but little - африканка)
и перепела крик стоит в ушах,
и остается только не мешать
душе, шмелепарящей спозаранку

-----
Добротное такое словотворчество, не несущее особого смысла, но создающее настроение. Собственно, главная мысль выражена в названии произведения, а остальное – производная от названия. Но читается легко, непринужденно и без ощущения напрасно потерянного времени.


АЛЕКСАНДР ВАСИЛЕНОК «Шляхта»
http://www.stihi.ru/2014/01/27/5426  отборочный тур резидентов БЛК (квота Лохматого Песика)

Я люблю шляхетский гонор,
Удальство рубить с плеча.
Шляхта, несомненно, донор
Чувства чести – от меча.

Я ценю шляхетский норов.
Даже если он вовред.
Так величию соборов
Вреден колокольный бред.

Восхищает дерзкий вызов
Всем! И чёрту самому!
На войну, на бал, в тюрьму
Шли без жалоб и капризов.

В мире лишь от них звучало,
Прямо в уши королям,
Благородное начало,
Гордое – «Не позволям»!

Но всего мне в них дороже
Не характера черты.
А, с мурашками по коже,
Чувство женской красоты

-----
Ай-яй-яй! К такому хорошему стихотворению приклеить такой беспомощный, банальный и, простите, пошлый финал! Ну скажите, какой народ не отличается чувством женской красоты? Была бы красота, а чувство родится. При чем тут гордые шляхтичи? Всё остальное – живо, метко, читается на одном дыхании. «Гордое - «Не позволям» - вообще прекрасная находка. Обидно, что беспомощная концовка перечеркивает четыре замечательных строфы. 


ЮРИЙ ГЛУХОВ-СЕНТЯБРЬ «Апрель»
http://www.stihi.ru/2014/04/03/9710 отборочный тур БЛК

Вчера, скажи,
         ты видел витражи
Неонового неба на закате?
По черным проводам, как на канате,
Гулял-бродил-скакал апрельский ветер
И что-то пел про Ганзеля и Гретель.
В тенях панельно-пряничных домов
Укрылись восемнадцать колдунов
И руны на стенах нарисовали
Созвездьем голубых и желтых окон,
Свивая туго
            кокон
                волшебства.
Деревья в парке, словно в кинозале,
Смотрели ночь поверх голов друг друга
И строго обещали,
                что листва
Уже вот-вот, что скоро, может, завтра
Сквозь пластилин земли пробьется травка...

Но снег пошел: густой, сырой, лохматый -
Такой обычно ждут на Рождество.
И колдуны, забыв про волшебство,
Опять взялись за метлы и лопаты.

-----
Симпатичный сюжет, но есть в этом стихотворении системный недочет – ради красивой картинки автор жертвует точностью детали. Зря – потому что точность куда более ценна, чем красивость. Не могу поверить и проникнуться, потому что знаю, что закатное небо не неоновое, витражей на нем нет (а если имелись в виду голые ветки, то их забыли упомянуть), панельные дома не пряничные, зажженные окна никогда не бывают только голубыми и желтыми, и наконец, земля не похожа на пластилин. Правда, надо признать, что апрельский снег и вправду густой, сырой и лохматый, да и колдуны получились вполне живыми. Так что всё не так уж плохо.


СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «Кто ко мне коней ведет напиться»
http://www.stihi.ru/2014/01/20/5121 отборочный тур БЛК

Кто ко мне коней ведет напиться,
Кто в котомках тащит лебеду;
Может быть  дурехой я, сторицей,
С ведрами пустыми поутру?
Вглядываюсь в черноту колодцев
И кричу гортанно в пустоту:-
Дайте! Дайте мне воды на донце,
Чтобы успокоить немоту.

Наполняю ведра, с коромыслом
Кое-как надеты, тороплюсь.
Давит суть, из горла рвется птица.
Мне б её не выпустить, боюсь!
Дивная, диковинная птица,
С жарким опереньем и в раю
Пьет она из слов медвяных ситцы.
А когда напьется, я умру.

-----
Стихотворение на любителя. Можно проникнуться переживаниями лирической героини, но остаются вопросы. «Сторицей» означает «в 100 раз больше» - как это уложить в контекст строки? Как можно пить ситцы, да еще из слов? В общем, настроение в стихе есть, а начинаешь вчитываться – и все больше недоумения возникает.


КИСТОЧКА РА «Призрак»
http://www.stihi.ru/2013/07/04/5624 отборочный тур БЛК

… Пустынно.
Горизонт барханов.
Песок в песок.
Струя в висок.
Водой песок, как окаянный,
что вдоль челном, что поперёк.
Бреди, душа,
не озираясь,
бреди, безмолвием полна.
Быть где-то,
миражом без правил,
изрубишь стельки допьяна.
А может здесь,
у крайней точки,
где явью звонкою родник,
явится слово полномочно
и немощно взыграет лик
под покрывалом звёздной манны
с луны к кресту
наискосок.
Пока пустынно.
Тишь барханов.
И жизнь – песок.
В песках висок…

-----
Мне кажется, автор слишком увлекся игрой с «песком» - «виском» и упустил из виду остальное. «Немощно взыграет лик» стопорит читательское восприятие, а следом идущее «под покрывалом звездной манны» окончательно его заклинивает. «Изрубишь стельки допьяна» тоже не украшает стихотворение, и боюсь, что такие пассажи не удастся списать даже на «мираж без правил», который окружает лирического героя, оказавшегося в пустыне.


НАГИБИНА «И ты заснёшь на час»
http://www.stihi.ru/2014/02/21/9011 отборочный тур БЛК

И ты заснешь на час, а за тобой
Безбрежный разливается прибой
И море абрикосового цвета.
Закат в свои владения спешит
И, исчерпав отмеренный лимит,
Умчится в ночь в преддверии рассвета.

И  ты проснёшься, думая что жизнь
За горизонты алые бежит,
На огневую солнечную плаху.
А жизнь, она как зарево легка
Несёт в своих объятьях облака,
Рисуя крылья мотылькам и птахам.

Не тяжела. А именно легка,
Как Божья невесомая рука,
И ты её боишься потревожить.
Лучом закатным мера ей дана.
А ты всё смотришь, смотришь из окна,
Летишь как птица и живёшь как можешь.

-----
Норма романтических красивостей в этом стихотворении явно превышена, и рассуждения о том, какова на самом деле жизнь, на таком фоне кажутся искусственными. Но две удачных финальных строчки отчасти компенсируют первое впечатление. Увы, только отчасти…


АЛЁНА ВОЛЯ «журавль»
http://www.stihi.ru/2013/08/03/6684 отборочный тур БЛК

Колодезной водой не напоил -
журавль в небо накренился саблей,
я обернулась наступив на грабли -
отчаянье, упёршееся в ил
желаний встреч и призрачных удач.
Отныне гептамил уже не лечит.
Сердечный шкворень с каждым годом легче.
В руках, для рыбы стёршейся, уда.
Всё хорошо, когда тебе семнадцать
и планы можно строить, и смеяться,
когда затишьем каждый встречный куст.
Но рухнул мост под тяжестью замковой,
что нами был на белой свадьбе скован,
как только «сука» вырвалось из уст.

-----
Замысел стихотворения становится ясен к концу – да, неприятно, понимаю... Однако должен заметить, что в жизни случаются и куда более серьезные трагедии. А всё, что предшествует финалу, кажется мне случайным, необязательным, а порой и нелепым. Вместо «сабли» и «гептамила» можно подставить что угодно – и хуже не станет. «Накренился в небо» и «уперся в ил» - две одинаково невообразимых словесных конструкции. «Стёршаяся рыба» вызывает недоумение, а уж «сердечный шкворень» (кстати, не в первый раз встреченный на просторах Стихи.ру) - это прямая отсылка к «стремительному домкрату». Только три финальных строки не вызывают вопросов, но, боюсь, спасти стих им уже не под силу.


ВЛАДИМИР ШПАГИН «Негласно»
http://www.stihi.ru/2012/03/18/10861 отборочный тур БЛК

Расшаркивался  ветер  в  дуновеньях
вдоль  моря.  Обличали  чайки:
кочевье  волн  и  рыб  аутотренинг.
Галдёж  стоял  необычайный;
и  некто,  удаляясь,  плыл  настырно,
а  день  был  душным,  пахло  скверно,
как  будто  дождь  грозился  нашатырный,
но  кто-то  ж  плыл,  как  раб  галерный,
туда  где  даль,  дымясь,  как  шнур  бикфордов,
склоняла  тех,  кто  был  на  “ты”  с  ней,
отринуть  берег,  цепкий,  как  намордник,
где  я  играл  в  кастальский  бисер,
где,  сном  Дали,  округа  проступала,
где  не  подвластно,  и  негласно,
на  цыпочках  шло  время  по  лекалам
сомлевших  тел,  глумясь: - Тик,  так  вас.

-----
С третьего или с четвертого прочтения удалось увидеть вместо случайного набора парадоксов более-менее цельную картину. С учетом того, что правил кастальской «игры в бисер» никто так до сих пор и не постиг, можно считать это стихотворение одной из гипотез, вполне имеющей право на существование. Отдельный респект автору – за ироничную концовку. Отдельное порицание – за скучные и неточные рифмы, особенно во втором катрене.


ЮРЕВИЧ СЕРГЕЙ «electrobunin»
http://www.stihi.ru/2012/02/03/4456 отборочный тур БЛК

С прекрасным — оно еще более-менее,

терпимо, не сдохнет никто от прекрасного.

С родными на стенке сложнее оленями,

опять же с оленями свитером. С вазою,

пузатой, как урна при входе на кладбище —

при входе на кладбище урна пузатая.

С родными сложнее — они безобразные,

как бок у рояля. Я пробовал разное:

бока инструмента не видел неделями,

крестил их пузатой. Прощался картинно

с коврами и шерстяными изделиями —

терпимо не дох, прекрасно и длинно.

Я стал безобразен, как бок у рояля,

как бог у рояля, и тёмны аллеи.

Как ваза (крещеная) с запахом винным.

И урна при входе — худеет, худеет.

-----
Насколько я понимаю, авторский замысел во времена СССР охарактеризовали бы как «борьбу с мещанством».  Результат, на мой взгляд, не бесспорный. И все же, несмотря на то, что автор кое-где сам себя перемудрил, впечатление скорее позитивное. Написано интересно и местами неожиданно.


СЕРГЕЙ ЗУБАРЕВ " в этой местности"
http://www.stihi.ru/2014/05/14/6393 номинатор Геннадий Руднев

в этой местности славно быть немножко кинг-конгом
говорить на всех языках и палить из пушки
и носить на месте зубов золотые коронки
и уменьем блистать превращенья в слона лягушки

в огороде жука колорадского подсиропить
тормознуть мотор закупить кондом а кабак не карцер
прививая сопатым чадам невинный опыт
как кнута в раю а волков на воле бояться

в этой местности странно не хотеть быть чуть-чуть кинг-конгом
если
смертны все задарма ж не суют гостинцев
если
общеизвестно что легче порвать где тонко
если
в вены впрыснут сей грех с молоком материнским

так расти большой изучай законы природы
как порвать кадык когда патронташ опустеет
как на трон тираном быть избранным всенародно

и никто не посмеет распять тебя на кресте
и

-----
Если автор рассчитывает, что я начну метать громы и молнии по поводу четвертой строки, то я скажу: не дождетесь. Потому что видно, что это сделано нарочно, чтобы подразнить публику. И вообще, слишком многое выдает здесь хорошо набитую руку. Что же касается содержательной стороны – совершенно не моя система координат. Так что не мне и судить.


АГЛАЯ ПАЮШИНА "между розовым небом и жёлтой водой..."
http://stihi.ru/2014/04/19/3768 номинатор Сергей Богомолов

между розовым небом и жёлтой водой
отражение бездны, растянутой вдоль.
там плывут облака, как пловцы по кривой,
а потом исчезают, нырнув с головой.
а на дне ничего, а на дне пустота,
а на дне череда обесцененных дней,
облака торопливо считают до ста,
и всплывают к блестящей медальной луне.

между розовым небом и жёлтой водой
удивительных сказок большая ладонь,
она гладит меня, своего малыша,
когда страшно любить, когда больно дышать,
и я плачу в неё, и мелю всякий вздор
между розовым небом и жёлтой водой.

-----
Две строчки в этом стихотворении, на мой взгляд,  настоящие:

она гладит меня, своего малыша,
когда страшно любить, когда больно дышать…

Остальное – не скажу, что слабо, но выглядит лишь обрамлением или, если хотите, виньеткой. Но и две отличных строчки – это немало.


АЛАН "Потоп"
http://www.stihi.ru/2013/09/03/4236 номинатор Тейт Эш

Когда последняя волна
Взошла стеною,
Два человека (он/она)
Явились к Ною.
Они сказали: «Кончен век,
И воздух солон.»
Они сказали: «Твой ковчег
Не так уж полон.
Вода накроет шар земной,
Он станет плоским.
Возьми людей с собою, Ной,
Мы очень просим!

Ты погрузил бультерьеров, слонов и крыс,
Дикого зверя и мирный домашний скот.
Люди стоят и под ними не видно крыш.
Дети в руках, дети рады - им высоко.

Это проверка, не кара, всего лишь тест,
Кто мы друг другу, и правда ли, что пусты.
Ну же, не бойся, ты знаешь, никто не съест.
Но при условии, Ной, что не выдашь ты.

Волны пока что не выше чем небеса,
Он всё надеется, Он ещё не спешит.
Если мы сами не будем себя спасать,
Стоим ли мы Его слова, руки, души?»

Стояли горы под луной.
Ни сна, ни знака.
Молился Ной. Напился Ной.
Блуждал и плакал.
Потом отчалил, а потом
Солёным клином
Пришёл потоп, прошёл потоп,
Убил и схлынул.
И все, что знали, имена
Гребками вышив,
Два человека (он/она)
Пытались выжить,
Пока их влёк слепой поток
К иным кочевьям,
Пока их плоть была плотом,
А дух - ковчегом.
Мир выколачивал ковёр -
Ему ль до пыли?
Они шептали: «доплывём».
И не доплыли.

Мир изменился, осунулся, поседел.
Ной перекатывал землю в сухой горсти.
Он уходил от предавших Его людей,
Он их творил не затем, чтобы так уйти.

Новое слово напутствует старый страх:
Можно ли жить, если велено умирать.
Правнуки Ноя расселись вокруг костра -
Кроме огня больше не с кем было играть.

Сучат ногами времена
В петле событий.
Два человека (он/она)
Давно забыты.
Они в краях, где спит вода
И воздух сладок,
Где божье слово - это дар,
А не порядок.
И ни скрижалей, и ни книг
За их спиною.

Я бы хотел пойти от них,
А не от Ноя.

-----
Здесь анонимной оценки не получится – я читал это стихотворение ранее, и оно произвело на меня очень сильное впечатление. Давно знаю автора и считаю его одним из самых интересных современных поэтов с очень высоким КПД.
В «Потопе» несколько кульминационных точек, когда  перехватывает дыхание и кажется, что всё – дальше некуда… Но повествование продолжается, выходишь на следующий пик – и с него открываются новые горизонты. Вообще, это очень редкий случай, когда стихотворная интерпретация библейского сюжета (коих написано великое множество) принимается безоговорочно. На моей памяти это во второй раз – первым был блестящий «Выбор Лота» Александра Шапиро.


ВЛАДИМИР МОНАХОВ «читая Казимира Малевича»
http://www.stihi.ru/2014/04/15/3297 номинатор Юлия Вольт

Трогаю струны приступом ностальгии,
воспоминания срывают с места душу..
Райские кущи неба заросли быльем,
запинается усталый взгляд прошлого
о горизонт свалки бытия.
Нет давно от господа нашего никаких вестей..
Зато есть художник БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ,
КОТОРЫЙ МАКАЕТ В РАБОЧУЮ СРЕДУ ТИШИНЫ БУДУЩЕГО
КИСТИ, УВЕКОВЕЧИВАЯ ЛИЦО СОВРЕМЕННОСТИ,
РЯБОЕ ОТ ЗВЁЗД.

Избранная акварель зацелованного грядущего,
упакованная В ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ БЫТИЯ НЕБЫТИЯ,
обнажает и отыгрывает молчание ничто,
ГДЕ СПРЯТАНЫ В НАЧАЛЕ СЛОВА КОНЦЫ ИСТОРИИ.
Но художник извлекает из молчания этого света
новые признаки жизни среди набросков
БЫТИЯ ПОМОЛА ГРУБОГО, пейзаж которого освещён
КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ ОСТЫВШЕГО СЕРДЦА.

Из-под мышек НИЧТО ПАХНЕТ ПУШЕЧНЫМ МЯСОМ
И ПЛОТЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ МАСС,
которые неустанно молятся на языке черного глагола:

«ГОСПОДИ! УПАКУЙ НАШИ ДУШИ!»

-----
Одно из двух – или автор слишком гениален для моего уровня восприятия, или это неотредактированный поток сознания, не имеющий начала, конца и связей между отдельными фрагментами. Очень надеюсь, что все-таки первое :)


СЕРГЕЙ СИНЬКОВ «В.Г. Распутину»
http://www.stihi.ru/2014/01/16/3160 номинатор Юлия Вольт

               Матеры

Ночь застенчиво вздохнула,
Чёрной бровью повела.
Юность смехом потянулась
За околицу села.

Ну а там пошла по кругу
Вперепев да вперепляс,
И сплеталась хмельность луга
С озорством девИчьих глаз...

Режут времени полозья
Наст эпох,ушедших в тень.
О плотины бьются слёзы
Затонувших деревень.

-----
Стихотворение отчетливо напоминает поэзию времен СССР из журнала «Юность» - к сожалению, не в лучших своих воплощениях. «Хмельность луга» и «озорство девичьих глаз» - это оттуда же. Вот уж не думал, что советские поэтические штампы благополучно перекочуют в 21-й век...


АНДРЕЙ СТУЖЕВ «Треблинка»
http://www.stihi.ru/2014/05/05/8529 номинатор Алексей Ефипов

Осколки снов нам рассказать
Способны многое, возможно.
У смерти женские глаза,
По-детски ласковая кожа.

Эльжбетта, Жанна, Аннабель.
Имен у смерти, будто кружев.
Рука качает колыбель
И жнет простуженные души.

Свеча сочится в темноту,
Дыханье трепетно и терпко.
Сквозь боль, сквозь страх, сквозь немоту
По капле смерть из чрева черпай.

Смерть ждет тебя, спеши, мой сын,
Ты не рожден для этой жизни,
Где свет у встречной полосы
Полощет пепел наших ближних…

-----
Автор старался. Думаю, что стихотворение написано с искренней болью. Но, увы, один исторический факт умножает на ноль все усилия. Откройте Википедию - 99,5% погибших в Треблинке были польскими евреями, остальные полпроцента – цыганами. А вы – «Эльжбетта, Жанна, Аннабель»…


РЕГИНА МАРИЦ «Персики»
http://www.stihi.ru/2014/01/10/1805 номинатор Алексей Ефипов

*
каждое лето
в нашем саду родятся персики

бархатистые
и тугие

щекочут нам губы
и мы улыбаемся

услаждают языки
и мы говорим золотые слова

дерево же
просто живёт

материнское счастье бесхитростно

**
игра «найди сына»
подсказка в хазарской сказке
страница заложена розой
сухой от восторга

***
он смотрел на мать
чуть брезгливо

она – со страхом

но правда ещё никому
не облегчала ноши

****
где степь натянута, как платье
на узловатые колени реки
шпаклюют ульи, ладят бочки
сетуют на ослепший от жары дождь
и варят вино с обжигающим перцем

после
танцуют цепкие сны
о рыбе, плывущей на душных волнах
о детях, вернувшихся в рыбьих глазах
из греций каких-то
персий
или других богемий

цепче
только лоза
в отцовских землях

-----
Второе стихотворение напоминает одно из бесчисленных хокку, которыми так богата русская поэзия 21-го века :). Последнее – сверх меры перегружено образами, и мысль о родных, пропавших на чужбине («вернувшихся в рыбьих глазах») теряется за частоколом слов. А вот более бесхитростные «картинки» - первая и третья – получились очень живыми и точными.


НАТАЛЬЯ ВЕРДЕРЕВСКАЯ «Баллада о речке Дарье»
http://www.stihi.ru/2014/05/04/1011 номинатор Ильдар Харисов

     Памяти предка моего, татарина Салхомира, который в XIV веке
     вышел из Золотой Орды в Рязанское княжество
     и стал основателем русского рода дворян Вердеревских.

                Как за речкой да за Дарьею
                Злы татарове дуван дуванили.
                Доставалася тёща зятю.
                (Старинная русская песня)

В каком то посаде — быть может, в Рязани –
Татарские конники пленников взяли.
За Дарьей-рекой, где стояли кибитки,
Делили добычу: рабов и пожитки.
И нукер седой, не последний в набеге,
Законную долю грузил на телеги.
Мальчишка безусый захвачен в походе
Да женщина в возрасте; сил на исходе.
Годна по хозяйству, для помощи жёнам,
Ходить за ребёнком, недавно рожоным.
Прясть шерсть вечерами, доить верблюдицу.
Старуха; а где то ещё пригодится.

И вот над Итилью, под солнцем играя,
Зажглись, наконец, минареты Сарая.
Толпа разноликая. Груды товара.
Щемящие звуки зурны и дутара.
Дворцы над водою и юрты на взгорье.
И вот уж она на татарском подворье.
На кошмах играет хозяйский малайка.
Летящей походкой подходит хозяйка.
В одежде чужой, непривычной для глазу
(Их жонок ещё не видала ни разу).
Но только откинула та покрывало –
Рабыня любимую дочку узнала.

Не сказано в песне, когда разлучились,
Как долго в невольной разлуке томились,
Как шла та девчонка с косичкой льняною
Тропой полонянок — дорогой степною,
И как ей в неволе судила судьбина
Стать милой женою и матерью сына.
Глядят друг на друга с надеждой и страхом.
По воле Христа или воле Аллаха,
По воле Вершителя судеб земного
Они, разлучённые, встретились снова.

«Кровиночка, дочка, ужель не узнала?»,
И дочка к ногам материнским припала.
«Ах, матушка, мати, не грёза ль ночная?
Ужель наяву тебя вижу, родная?
Я ветры степные молила ночами,
Чтоб малую весточку к дому домчали,
Чтоб дочкина доля — не солью на рану,
Чтоб ты не терзала себя неустанно.
Ты ноги в тяжёлом пути натрудила.
Присядь, чтобы я их водою омыла.
Вот сыр, и лепёшка, и гроздь винограда.
Вот дыни чарджуйские — сердцу услада.
Бери узорочье и жемчуг, и лалы.
Бери серебро, чтоб нужды ты не знала.
Вернёшься на Русь — в том мне муж не откажет –
Так скоро, что снег ещё дома не ляжет.
Обратно поедешь в покое и неге
По тихой Итили — не в тряской телеге.
С ветрами попутными плыть вам недолго.
Итиль, моя матушка, — это же Волга».

Прижала к себе, как девчонку когда то,
«Не плачь, моё чадо, не надо, не надо.
Мы вместе опять, так к чему нам разлука!
Утри же глаза. Покажи ка мне внука.
На что мне теперь все сокровища мира!
Я бабка ему. Мне и нянчить батыра…»

Старинная песня. В ней много печали.
Века, когда мир разрубался мечами
И смерды в лесах хоронились, страшася
Чужого ли хана, соседа ли князя.
Когда и Орда на Орду восставала
И с древнею Тверью Москва враждовала.
Но в эти туманом повитые годы
Не только сражались — дружились народы.
Рождались скреплённые браком союзы,
Семейные связи и кровные узы
В ордынских шатрах и московских палатах,
В татарских баитах и в русских балладах...

-----
Написано-то хорошо… Но наши современники, видимо, насмотревшись кинофильмов исторического жанра, раз за разом повторяют одну и ту же ошибку – приписывают людям из далекого прошлого мысли, речи, мотивы и поступки представителей нынешнего постиндустриального общества. При всем уважении к памяти предков, могу уверить автора, что всё было совсем не так, просто потому что «так» в 14-м веке быть не могло.


ЕВЛЕНЬЯ ВИНОГРАДОВА «под вороньей звездой»
http://www.stihi.ru/2013/04/12/6471 номинатор Ильдар Харисов

С неба птица спустилась на белых крылах.
На других непохожею птица была.
Мне бы надо её отогреть, накормить,
приручить и водою с руки напоить;
полюбить непременно за то, что бела,
и упрятать в мешок (с глаз долой) зеркала…

Без размаха жилось, - с нею (диву даюсь)
радость вовсе ушла. Только грусть, только грусть.
Не поёт моя птаха, тревогой полна, -
вместе с нею и я не вольна... не вольна...
Ей бы ветви носить для устройства гнезда!
... а на крыше просторно и светит звезда.

Ничего не придумала птица умней, -
на трубе стала жить и хотеть сыновей.
Одинокая птица,  а лету конец...
Ну откуда у бедной возьмётся птенец?
Да и мне нужно печи топить до тепла,
на огне душу-феникс сжигая дотла...

... Миновала зима. Прилетел козодой
петь и пить из ручья под вороньей звездой.
«Фюрр-фюрр-фюрррюю...» ему вторит чудо-жена.

Не от сажи, так с горя ворона черна…

-----
Эта житейская история вызывает сочувствие и человеческую симпатию к одинокой птице и одинокой женщине, хотя у меня такое впечатление, что автор пытался добиться прямо противоположного результата. «Полюбить НЕПРЕМЕННО за то, что бела» (с какой стати?), «упрятать в мешок зеркала» (куда же еще, как не в мешок?), «на трубе стала жить и хотеть сыновей» (а почему не дочерей?) – такими методами можно любого читателя довести до белого каления. Но, несмотря на это, стихотворение удивительным образом выжило. Объяснить это можно только тем, что автор одарен на уровне интуиции и пишет так, словно ему было «надиктовано» свыше.


МОНАДА «Музыка»
http://www.stihi.ru/2009/04/02/3837 номинатор Тейт Эш

Тогда

Вон он - мученик музыкалки,
зазубрив пару нот из-под палки,
по морозу под смех ворон
тащит в школу аккордеон -
на дурацком играть концерте
перед кучкою мудаков
ты подумай: Джузеппе Верди!
Ты послушай-ка: «Марш стрелков»!
Ученик никакого класса
мямлит музыку по складам,
левой путаясь в кнопках баса:
до-фа-до... что же дальше там?
По привычке найти глазами
третье место в восьмом ряду.
Да и хрен бы с ними, с басами.
Да не хлопайте - сам уйду.
Но во сне, раздобыв сигарету,
криминальный раскрыв пенал,
возвращаешься в школу эту,
в этот актовый тёмный зал
и, горлан, огрубевший неуч,
ты присмотришься: вот оно -
то, что ментор твой, Сан Евгеньич
свысока называл «фоно»,
надлежащее высшей касте,
дыба хрестоматийных дев
и, в его растворённой пасти
окончательно разглядев
пожелтевшие зубы клавиш
и безвкусные вензеля,
с наслажденьем бычок раздавишь
о постылую ноту ля.

        Теперь

Птица бьётся в пустой груди -
та, которая не воробей.
Или в чувство меня приведи,
или слышишь, того, добей,
слышишь, бог мой, холодный мрамор -
Аполлон или как там тебя?
Вот я в тёмном подъезде замер,
штукатурку ногтём скребя.
Распластавшись в сыром пролёте,
второпях открываю рот,
чтобы птица в слепом полёте,
не боясь никаких «высот»,
суматошно теряя перья,
долбанулась башкой в стекло.
Вроде всё. Ничего теперь я
не должон тебе. Отлегло.

-----
Безумно трудно облечь в слова затаённые переживания не склонной к рефлексии души – и  особенно приятно, когда кому-то это удается. Мне очень нравится «вкусная», живая и точная первая часть, и несколько меньше – сумбурная вторая. Возможно, я не до конца ее понял, но, по-моему, фрагмент под названием «Тогда» вполне вместил в себя и «Теперь», а посему уже не нуждается в дополнениях. Впрочем, ничто не мешает читателю мысленно отделить одно от другого – даже если автор сочтет это кощунством. 


ИОСИФ ГАЛЬПЕРИН "Пролетарская песня"
http://www.stihi.ru/2014/05/01/3297 номинатор Геннадий Руднев

Пролетает тающая стая,
вот что значит — пролетариат.
Каждый знает, что он неспасаем,
ни один не повернёт назад.
Что за птицы, ах, какие птицы!
Разные и криком, и пером,
могут клином в небе разместиться,
могут перестраиваться в ромб.
Да какая разница летящим
ниоткуда прямо в никуда,
если хлещет ветер нисходящий,
если крылья прорвала вода?
Кто руководил подъёмной силой?
Что такое — близкая земля?
Каждый верит в ветер негасимый,
ни один не ведает руля.

-----
К сожалению, ассоциация «пролетариев» с чем-то «пролетающим» уже, так сказать, сильно не нова. Но из этой скудной почвы автору удалось извлечь по максимуму. Не знаю, кому как, но для меня это стихотворение ничего не открывает – лишь констатирует сложившееся и давно осмысленное положение вещей.  Однако надо признаться, эта констатация выполнена весьма цепко и остроумно.


Часть 3. РАЗДАЧА СЛОНОВ

Сейчас я всех ужасно разочарую. По гамбургскому счету, десяти достойных произведений для шорт-листа не набралось – набралось только пять. Уже слышу ваше дружное улюлюканье, но могу сказать, что я честно пытался набрать пресловутую «десятку», подбираясь к списку и так, и эдак, пока не понял, что это будет насилием и над собой, и над участниками конкурса. Дорогие авторы, вы же не хотите, чтобы добрая Марьиванна с трудом натянула вам четверку с минусом? Не ЕГЭ же сдаем, в самом-то деле… Так что пусть останется пять, но зато – по гамбургскому счету. Правда, было еще одно достойное стихотворение – подсмотренное в отборочном туре, но оно получило два «нет». Не включаю его в шорт только из уважения к мнению редакторов (хотя это вовсе не означает, что я с ними согласен).

Вот что у меня получилось в итоге:

АЛАН (Александр Ланин) «Потоп»
http://www.stihi.ru/2013/09/03/4236 номинатор Тейт Эш
(с большим отрывом от остальных)

СТРАН-НИК "Снегопад"
http://www.stihi.ru/2012/01/10/11433 номинатор Татьяна Комиссарова

ТЕЙТ ЭШ «Изба с опалиной»
http://www.stihi.ru/2014/03/31/11463  отборочный тур резидентов БЛК (квота Андрея Федосеева)

РЕГИНА МАРИЦ «Персики»
http://www.stihi.ru/2014/01/10/1805 номинатор Алексей Ефипов

МОНАДА «Музыка»
http://www.stihi.ru/2009/04/02/3837 номинатор Тейт Эш

Если кого-то обидел или не понял при прочтении – извините.
Всем участникам и болельщикам майского тура - спасибо!


------------------
Апдейт от 08.06.2014:

По просьбе эксперта в его шорт-лист добавляется шестое произведение:

KOUKKET "Римская мотоциклистка"
http://stihi.ru/2012/03/02/7853 номинатор Татьяна Комиссарова