Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"Здоровюга растерянно стоит у противоположной стены, глядя то на куртку, то на блюющую даму. Кажется, вот-вот, вот сейчас он со всей дури впечатает ей в голову свой тупоносый башмак.
Мне надоело, я убрался в комнату, стал раздеваться. Пора спать. Долго прислушивался, со страхом и интересом ожидая звук удара и сразу за ним — дикий взвизг Лены, рычание здоровюги, а поверх них — одобрительный гогот Лехи". ("Минус" Роман Сенчин)


На ужин вновь была лапша, и ты,
Мицкевич, отодвинув миску,
сказал, что обойдешься без еды.
Поэтому и я, без риску
медбрату показаться бунтарем,
последовал чуть позже за тобою
в уборную, где пробыл до отбоя.
«Февраль всегда идет за январем,
а дальше – март». – Обрывки разговора,
сверканье кафеля, фарфора;
вода звенела хрусталем.

Мицкевич лег, в оранжевый волчок
уставив свой невидящий зрачок.
А может, там судьба ему видна...
Бабанов в коридор медбрата вызвал.
Я замер возле темного окна,
и за спиною грохал телевизор.
«Смотри-ка, Горбунов, какой там хвост!»
«А глаз какой!» – «А видишь тот нарост
над плавником?» – «Похоже на нарыв».

Так в феврале мы, рты раскрыв,
таращились в окно на звездных Рыб,
сдвигая лысоватые затылки,
в том месте, где мокрота на полу.
Где рыбу подают порой к столу,
но к рыбе не дают ножа и вилки.


И.Бродский


*
"Я с утра ничего не ел и поэтому опьянел очень быстро. Дополз до нашей кандейки, упал на топчан и отрубился. И, оказалось, правильно сделал". ("Минус" Роман Сенчин)


Ну да, лучше уж отрубиться, чем с той блюющей дамой и с её кавалерами...


*
"Сервант с праздничным сервизом на двенадцать персон, хрустальными рюмками и фужерами. Старинная, украшенная рисунками звезд и хлебных колосьев швейная машинка стоит на белой еще, почти свежей кружевной скатерочке. Вдоль стен — два стеллажа с тем набором книг, что имелись в советское время в каждой интеллигентной семье: коричневый двадцатипятитомник Горького, зеленый Чехов, такой же зеленый Диккенс, светло-синий Блок, сиреневый трехтомник Бунина, разрозненные тома библиотеки всемирной литературы, бумажные корешки серии «Классики и современники»… В углу на тонких ножках огромный фанерно-стеклянный ящик — телевизор «Рубин»". ("Минус" Роман Сенчин)


то лет через двадцать, когда мой отпрыск,
не сумев отоварить лавровый отблеск,
сможет сам зарабатывать, я осмелюсь
бросить свое семейство -- через
двадцать лет, окружен опекой,
по причине безумия, в дом с аптекой
я приду пешком, если хватит силы,
за единственным, что о тебе в России
мне напомнит. Хоть против правил
возвращаться за тем, что другой оставил.


III


Это в сфере нравов сочтут прогрессом.
Через двадцать лет я приду за креслом,
на котором ты предо мной сидела
в день, когда для Христова тела
завершались распятья муки --
в пятый день Страстной ты сидела, руки
скрестив, как Буонапарт на Эльбе.
И на всех перекрестках белели вербы.
Ты сложила руки на зелень платья,
не рискуя их раскрывать в объятья.


IV


Данная поза, при всей приязни,
это лучшая гемма для нашей жизни.
И она отнюдь не недвижность. Это --
апофеоз в нас самих предмета:
замена смиренья простым покоем.
То есть, новый вид христианства, коим
долг дорожить и стоять на страже
тех, кто, должно быть, способен, даже
когда придет Гавриил с трубою,
мертвый предмет продолжать собою!


И.Бродский "Прощайте, мадемуазель Вероника!"

Холодный день


Мы встретились с тобою в храме
И жили в радостном саду,
Но вот зловонными дворами
Пошли к проклятью и труду.


Мы миновали все ворота
И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине.


И вот пошли туда, где будем
Мы жить под низким потолком,
Где прокляли друг друга люди,
Убитые своим трудом.


Стараясь не запачкать платья,
Ты шла меж спящих на полу;
Но самый сон их был проклятье,
Вон там — в заплеванном углу...


Ты обернулась, заглянула
Доверчиво в мои глаза...
И на щеке моей блеснула,
Скатилась пьяная слеза.


Нет! Счастье — праздная забота,
Ведь молодость давно прошла.
Нам скоротает век работа,
Мне — молоток, тебе — игла.


Сиди, да шей, смотри в окошко,
Людей повсюду гонит труд,
А те, кому трудней немножко,
Те песни длинные поют.


Я близ тебя работать стану,
Авось, ты не припомнишь мне,
Что я увидел дно стакана,
Топя отчаянье в вине.


Ал.Блок


"Еще месяца два-три назад он был упитанным, светловолосым, чистеньким юношей". ("Минус" Роман Сенчин)


"Он двигается как-то рывками — дернется, сделает несколько быстрых движений, а потом обмирает, словно бы проваливается в забытье; затем снова рывок, полминуты активной жизни и снова ступор". ("Минус" Роман Сенчин)


"Если хочешь найти врага — поживи с человеком бок о бок продолжительный срок. Убить будешь готов". ("Минус" Роман Сенчин)


"— Откуда ты такой? — интересуется Анархист. — Избили, что ли?
— Да какое избили… Похмелюга. Три дня квасили тут… в соседнем… ох… доме, — пытается рассказать Юра.— Почти пятисотку пропил… весь аванс. Сегодня очнулся… ох… и ни рубля… Мне как рассказали… шампанское покупал, «Смирновку», пиво… ох… темное… Коктейли изобретал…"("Минус" Роман Сенчин)


"Часов в шесть явился Шолин. Расхристанный, пьяный, обессиленный. Шатаясь и цепляя руками мебель, добрался до дивана и тяжело рухнул на него лицом вниз. Полежал так, повернулся на бок и засопел". ("Минус" Роман Сенчин)


"Таскали кашу ложками из общей большой тарелки, как члены патриархальной крестьянской семьи". ("Минус" Роман Сенчин)


*
"Вот выпьем, и уйду к толкинистам, — ворчит Серега. — Они дураки, конечно, зато у них жизнь. Сражаются, мечи всякие делают". ("Минус" Роман Сенчин)


А вот у Толкиена эльфы эти. Настоящие, романтические. И эльфийки.


Вот у Клайва Льюиса последняя книга в "Хрониках Нарнии", там герои Юстейс и Джилл. Джилл эта попадает в Нарнию по секретному заданию Великого Льва, и такая она в этой Нарнии маленькая, глупая, ненужная, такая, какой и в Англии была. Живёт не Романтическим Заданием и не первым снегом, от которого у меня восторг бывал в детстве, а всё думает, как бы выглядеть опрятно и утром обязательно чтоб умыться. А в первых книгах "Хроник Нарнии" герои не такие. Люси смотрит на картину с кораблём и объясняет Юстейсу, что ей в картине нравится: "Вода, как будто взаправду мокрая. И корабль, как будто взаправду плывёт".


Младенец, Мария, Иосиф, цари,
скотина, верблюды, их поводыри,
в овчине до пят пастухи-исполины
- все стало набором игрушек из глины.


В усыпанном блестками ватном снегу
пылает костер. И потрогать фольгу
звезды пальцем хочется; собственно, всеми
пятью - как младенцу тогда в Вифлееме.


Тогда в Вифлееме все было крупней.
Но глине приятно с фольгою над ней
и ватой, разбросанной тут как попало,
играть роль того, что из виду пропало.


И.Бродский


Люси - такой младенец. Она искренне, полно, волшебно воспринимает мир; её интересы в жизни не крутятся все вокруг того, чтобы утром умыться и иметь опрятное платье.


Вот и эльфы с эльфийками у Толкиена такие же. Настоящая жизнь; большие, всеохватывающие чувства.


В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.


М.Цветаева


Что, если я не хочу быть той социальной категорией - женой, дочерью, рабочим или эксплуататорским классом - которой социальной категорией меня наградила жизнь? Хочу быть эльфийкой, и кто мне запретит?


*
"Ужинаем тушеным мясом с картошкой. Над столом висит маломощный автомобильный фонарь. Свет он дает неверный, рассеянный и все же слегка разбивает тревожную, мертвую тьму.
— Отец три килограмма говядины заработал, — с гордостью сообщает мама". ("Минус" Роман Сенчин)


Вот мне дал в школе пожить Серебряный Век. Хреново я жила, но со мной всем самым лучшим делились, что было, а чего не было, тем поделиться не могли. Теперь я выросла, надо работать, родителям помогать.


На мосту, где мы встречались,
Фонари едва качались.
Мы стояли на мосту,
Мы любили высоту!


Под мостом, где мы встречались,
Воды быстрые не мчались,
Не гудели корабли -
Поезда спокойно шли.


На мосту, где мы встречались,
Наши муки не кончались.
Поглазев на поезда,
Расходились кто куда.


Ибо мы бездомны были.
Высоту мы не любили!
Но ходили мы туда -
Больше было некуда!


Над мостом, где мы прощались,
С той поры года промчались.
Вот я встану на мосту
И достану!..
Пустоту.


Вероника Долина


Я родился и вырос в балтийских болотах, подле
серых цинковых волн, всегда набегавших по две,
и отсюда -- все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
вьющийся между ними, как мокрый волос,
если вьется вообще. Облокотясь на локоть,
раковина ушная в них различит не рокот,
но хлопки полотна, ставень, ладоней, чайник,
кипящий на керосинке, максимум -- крики чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши
сердце, что скрыться негде и видно дальше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
глаз не посетует на недостаток эха.


И.Бродский


Главный пришёл и сказал, что снег
выпал, и нужен кров.
И вскоре был совершён набег
в лес за охапкой дров.


И.Бродский


*
"Не-ет, раньше в материальном плане жили куда тяжелей. Бедней жили. Зато дух был в людях высокий". ("Минус" Роман Сенчин)


С добрым утром, а я о чём?


"А как работали! Сестра моя с одиннадцати лет трудовой стаж начала". ("Минус" Роман Сенчин)


"Ты их не знал, умерли они рано, потому что не жалели себя…" ("Минус' Роман Сенчин)


"Алкоголь действует на него по-разному: порой, выпив, отец безудержно оптимистичен, мечтает об удачном лете, о нашей скорой светлой жизни, а в другой раз речи его рисуют все в чернейшем цвете, он ожидает скорого всеобщего краха. Сегодня, начав в бодром тоне, он постепенно сбивается на пессимизм". ("Минус" Роман Сенчин)


*
"Главная причина — отсутствие идеологии. Это теперь ругательным словом стало. Но если живешь в государстве — идеология необходима". ("Минус" Роман Сенчин)


А самостоятельно со своей собственной Идеей жить? Не обязательно чтобы хором скандировать.


"Я раньше тоже против ее давления был, а теперь вижу, что стоило гайки чуть отпустить — и все расползлось…" ("Минус" Роман Сенчин)


Вы своих "новых людей" 80 лет воспитывали и выращивали. Полстраны угробили в Гражданскую, чтоб "новые люди" сделались. Что ж у вас в итоге за "новые люди", что, как кончили скандировать идеологию, тут они все и расползлись?


Воланд...


Белые совершенно оскотинились, и какие ж они белые, христиане, воины Духа, если оскотинились так скоропостижно от физических лишений. В конце Гражданской это уже была банда мародёров. Они бы уничтожили страну, если б взяли власть. Ещё сохранившие часть мозга в голове и часть любви к Родине в сердце военачальники организовано погрузили эти свои банды на корабли и вывезли их, страну от них избавив.


Воланд - это эти военачальники, это интеллигенция, на философских пароходах страну покидавшая. Напоследок прежде чем покинуть страну Воланд навещает Москву. Посмотреть на "новых людей", ради которых всё это сделалось. "Люди как люди", приходит он к выводу. "Квартирный вопрос только испортил их".



"— Ладно, отец, — мягким голосом просит мама, — что об этом сейчас…
— Но ведь обидно. — Он досадливо покряхтел, царапнул вилкой по тарелке". ("Минус" Роман Сенчин)


"Не хотим мы так жить… Нигде, наверное, такого кислого торгаша не встретишь, как у нас, у русских". ("Минус" Роман Сенчин)


"А покупатели. Столько всяких приходит, в основном довольно приличные, одеты неплохо, интеллигентные лица, а глаза, глаза нищих". ("Минус" Роман Сенчин)


*
"А потому не урвали, что нормальный наш человек приучен быть в коллективе, приучен стесняться хапать". ("Минус" Роман Сенчин)


Ну да, может быть.


*
"не так уж часто бывает у него возможность говорить, никуда не торопясь, не часто появляется слушатель". ("Минус" Роман Сенчин)


"Друзей тут у них с мамой до сих пор нет. Так, соседи, знакомые". ("Минус" Роман Сенчин)


"При каждом порыве-ударе стекла угрожающе потрескивают и, кажется, даже слегка прогибаются; на крыше что-то хлопает, постепенно разрушаясь. В комнате почти темно, за окном кружится, пляшет снежная мгла, даже березу, что растет в десятке шагов от избы, не различить". ("Минус" Роман Сенчин)


Вьюга


Тень за тенью бежит – не догонит,
вдоль по стенке... Лежи, не ворчи.
Стонет ветер? И пусть себе стонет.
Иль тебе не тепло на печи?

Ночь лихая... Тоска избяная...
Что ж не спится? Иль ветра боюсь?
Это – Русь, а не вьюга степная!
Это корчится черная Русь!

Ах, как воет, как бьется – кликуша!
Коли можешь – пойди и спаси!
А тебе–то что? Полно, не слушай...
Обойдемся и так, без Руси!

Стонет ветер все тише и тише...
Да как взвизгнет! Ах, жутко в степи...
Завтра будут сугробы до крыши...
То–то вьюга! Да ну ее! Спи.


Вл.Набоков


"От чтения болят и слезятся глаза, спать больше не получается". ("Минус" Роман Сенчин)


"Мама, положив под спину и затылок подушки, лежит на диване. Слышно ее трудное, хриплое дыхание". ("Минус" Роман Сенчин)


*
"Кассет много, двадцать восемь штук, и каждую узнаю с первого взгляда, наизусть знаю, что на ней записано. На двадцати четырех — песни любимых групп. Нет, даже не любимых (не то слово), а необходимых мне. Не будь этих песен, не было бы, наверное, и вот такого меня. Они помогали мне…" ("Минус" Роман Сенчин)


"Не имея магнитофона, возможности слушать их, я привозил то одну, то другую кассету в общежитие, вставлял в Лехин магнитофон. Потерпев минуту, сосед нажимал «СТОП». Что ж, ему катит другой музон, я понимаю — каждому свое". ("Минус" Роман Сенчин)


"Сотня с лишним песен на четырех кассетах, и с каждой связаны воспоминания". ("Минус" Роман Сенчин)


"С репетиций, помню, мы шагали просветленными, словно укусы внешнего, взрослого мира больше нам не страшны. А как же иначе, ведь, берясь за гитары, подключая к усилителю микрофоны, наш «ГАМ» наносил адекватный удар окружающему уродству и вранью, лживой благопристойности". ("Минус" Роман Сенчин)


*
"— Плетется сетка из проволоки и ветвей тальника или можно сосновые тонкие жерди. Метр с небольшим высотой. Слегка вкапывается в виде трубы, на дно кладется целлофан для удержания влаги. Изнутри труба тоже оборачивается целлофаном, засыпается землей и перегноем, а в середину — опилки. Для этого можно использовать ведро без дна, чтобы земля особо с опилками не смешивалась. И в боковины сажаем хоть огурцы, хоть помидоры, хоть перец. Сверху делаем вот такой вот каркас из жердей, к ним подвязываем те же огурцы, чтобы держались. Сечешь? Должно быть намного эффективнее, чем просто на грядке или в парнике. И экономия площади, и земля в такой трубе остывать будет намного дольше. В общем, по всем статьям вертикальная гряда удобнее. У? — предлагает мне отец разделить радость от этого изобретения, я снова киваю и улыбаюсь, правда, опасаясь, как бы улыбка не превратилась в скептическую ухмылку.
— Весной планирую поставить штук десять. Пять, скажем, в теплице, пять — на улице, на солнцепеке. Эх, надо ведь как-нибудь из кризиса выбираться. — Отец поднимается, выходит на кухню, обращается к маме: — Выберемся, как думаешь, мама Галя?" ("Минус" Роман Сенчин)


А я вот "новые люди". Вот не опущусь, и шабаш. Буду свою духовность на тальник подвязывать.


"— Надеюсь… — В ее голосе слышится больше усталости, скрытой досады, чем надежды, и словно в подтверждение этому начинается очередной приступ кашля". ("Минус" Роман Сенчин)


"Бодрость и одухотворенность отца исчезли, морщины на лице стали глубже, сам он как бы уменьшился ростом… Постоял, взглянул на часы, скомкал бумажку с чертежом вертикальной гряды". ("Минус" Роман Сенчин)


"Надоела соха - карабины хватай..." (Ал.Городницкий)


Вот прикончу напоследок сволочь какую-нибудь, дышать легче станет.


Осуждаем вас монахи, осуждаем,
Не воюйте вы, монахи с Государем,
Государь у нас помазанник Божий,
Никогда он быть неправым не может. (Ал.Городницкий)


Государь у нас Господь Христос. Там в тех Евангелиях не написано, что всякий, измявший розочку на праздничном кресле христианина должен так страшно загнуться, чтоб в закрытом гробу его хоронили.


Ветром южным паруса задышали,
Рати дружные блестят бердышами,
Бою выучены царские люди,
Никому из вас пощады не будет.


Плаха алым залита и поката,
Море Белое красно от заката,
Шелка алого рубаха у ката,
И рукав ее по локоть закатан.


Шелка алого рубаха у ката,
И рукав у ней по локоть закатан,
Враз подымется топор, враз ударит,
Не воюйте вы, монахи, с Государем.


Ал.Городницкий


Я кат. Я даже на плахе оказавшись последним своим рывком бью один раз и наверняка.


"Да, давненько, давненько я не бывал в таком приподнятом настроении. В меня словно вставили новую батарейку, и теперь я все смогу". ("Минус" Роман Сенчин)


"Я впервые за долгое время свободен и крепок, меня не сковывает ни сосед-дебил (его теперь просто нет), ни отсутствие денег, ни слабость похмелья" ("Минус" Роман Сенчин)


"Может, поразведаю насчет стоящей работенки". ("Минус" Роман Сенчин)


"Или попытаться в абаканский театр устроиться, там зарплата выше, и ее хоть «катановками», но выдают, говорят, почти без задержек. Можно поучиться, стать осветителем, а если получится — и в актеры затесаться. С молодыми парнями у них проблемы…" ("Минус" Роман Сенчин)


Советским, что ли, компанию составить.


*
"Все бы, чувствую, с удовольствием выпили, съели чего-нибудь вкусного, но так трудно вытащить под чужие взгляды родимую пачечку, бросить в общак две-три десятки и предложить: «Давайте-ка загудим!». Когда эти две-три десятки единственные, сделать это намного легче". ("Минус" Роман Сенчин)


Куда вот у вас "деньги" нахрен проваливаются, стоит вам загудеть? Три последние десятки пропьёшь полностью, и гуляй. А когда три сотни у тебя провалятся бессмысленно, это уже другое дело.


*
"Над стойкой бара большой телевизор, на экране— клип песни на иностранном: по трассе мчится шикарный, с открытым кузовом автомобиль, за рулем отвязная, симпатичная герлица с желтыми волосами, в майке и по-модному рваных шортах. Ей на все наплевать, она гонит по встречной полосе и поет. Машины сворачивают, боясь столкновения, летят в кювет, переворачиваются, а желтоволосой хоть бы что. Закрыла глаза, поставила ноги на руль…" ("Минус" Роман Сенчин)


"Ясно, герла не остановится, это ее последняя отвязка, зато стопроцентно крутая…" ("Минус" Роман Сенчин)


*
Красивую жизнь с Жанной захотел... Пока вот у меня "денег" не было, сидело на мне всё как на корове седло, слова из меня путного нельзя было выдоить - никто не приглашал. А мне хотелось между прочим. Ты сделал что-нибудь для этой красивой жизни, которой в природе не существует? Что-нибудь такое, чтобы мне не прожить, как спичка сгорает в тёмной комнате, не нажраться в итоге не зная меры, не провалиться в шизофрению вместе с чертями? Откуда я тебе красивую жизнь возьму? Нет у меня "денег", одна видимость.


Если ценности дарят, то дарят чужие,
Ничего своего у них ценного нет.


Ал.Городницкий


"Скорей нажраться и рухнуть. Прикончить сегодняшний день…" ("Минус" Роман Сенчин)


"Провода, запчасти, ручки всякие тащут на пункты". ("Минус" Роман Сенчин)


"Ну и правильно, Ромка. Мы с тобой таких башлей заработаем — все охренеют!" ("Минус" Роман Сенчин)


"Вон в парке Победы сколько бронзы там, меди. Только надо по-хитрому как-нибудь…" ("Минус" Роман Сенчин)


*


Всю жизнь хотела, если жизни нет, то хоть выглядеть. Ну, и потратила на это все свои собственные "три сотни". Отрываюсь в последний раз, трачу на что хочу.


И Сенчин протрезвел, между прочим. Хоть поманила его Жанна, и то хорошо.


Прошёл январь за окнами тюрьмы,
и я услышал пенье заключённых,
звучащее в кирпичном сонме камер:
"Один из наших братьев на свободе".


Ещё ты слышишь пенье заключённых
и топот надзирателей безгласных,
ещё ты сам поёшь, поёшь безмолвно:
"Прощай, январь".
Лицом поворотясь к окну,
ещё ты пьёшь глотками тёплый воздух,
а я опять задумчиво бреду
с допроса на допрос по коридору
в ту дальнюю страну, где больше нет
ни января, ни февраля, ни марта.


И.Бродский


Я, может, на балу танцевала.


Но однажды сбылися мечты сумасшедшие.
Платье было надето. Фиалки цвели.
И какие-то люди, за Вами пришедшие,
В катафалке по городу Вас повезли.


На слепых лошадях колыхались плюмажики,
Старый попик любезно кадилом махал, -
Так весной в бутафорском смешном экипажике
Вы поехали к Богу на бал.


Вертинский


"Алексеев - счастливый человек" читала или начинала читать в ВУЗе, но теперь уже забыла. Но Машу помню.


"Стройная, довольно высокая, молодая, но почему-то не пользующаяся вниманием у мужчин. Что-то есть в ней неуловимое, необъяснимое, что отталкивает от нее людей. Не во внешности, не в характере, не в поведении, но в то же время, кажется, и в том, и в другом, и в третьем…" ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Вот, такая и я была, так по крайней мере себя ощущала, в школе то есть. С каким-то фатальным изъяном. И что же? Нашёлся бы вот советский, "новый человек" за 80 лет воспитанный, психолог, вывел бы меня из этого моего прискорбного состояния...


"— Здравствуйте, Илья Павлович, — сказала Маша и остановилась.


Илье Павловичу тоже пришлось остановиться.


— Здравствуй, Мария Скворцова, — шутливым тоном постарался ответить он. — Как творческие и личные успехи?" ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


"Илья Павлович первым пошел по коридору. Настроение испортилось окончательно. На плечи надавило что-то тяжелое, гнуло его, мяло. Стучащие по паркету каблуки Машиных туфелек иглами кололи уши… Сначала идиот Давыдин, теперь вот эта проходу не дает…" ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


*
"— М-да, — усмехнулась Марина Олеговна. — Этот Давыдин… Вечно у него… А о конкретной работе, за что ему деньги платят, вконец забыл. Что он сделал за последнее время? — Обернувшись со своего переднего сиденья, она выжидающе смотрела на Германова, на Илью Павловича. Сама и ответила: — Ничего, кажется. Ничего, что заслуживает мало-мальского интереса. А вот фильм, это, конечно, — она снова усмехнулась, — это по его одаренности, его масштабы". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Ну вот я вас и послушалась. Работаю каждый день канцелярской крысой, в герои не лезу.


Ещё волнуются живые голоса
О сладкой вольности гражданства,
Но жертвы не хотят слепые небеса -
Вернее труд и постоянство.


О.Э.Мандельштам


"Семак, явно начиная злиться, подытожила:


— Давайте, господа, своими обязанностями заниматься!" ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


"— Что-то на беспорядки-то не похоже, — сказал Германов, озираясь по сторонам". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


"— Как в какое-то средневековье снова свалились — и никому ничего!.." ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


*
"Илья Павлович снимал женщин, беспомощную Марину Олеговну, тщетно старающуюся сделать приемлемый репортаж, с вопросами и ответами. Работницы снова загомонили все разом, не стесняясь камеры, сыпали матом, неразборчивыми восклицаниями…" ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Слух различает в ропоте листвы
жаргон, которым пользуются души,
общаясь в переполненном Аду.


И.Бродский


Это с детства начинается.


Наша девочка проснулась -
За окошком шум грозы...
Наша жизнь перевернулась,
Как песочные часы.


Вероника Долина


К моменту моего поступления в ВУЗ - ещё я в глазах собеседников вдруг тот же Ад видеть начала, какие-то считывала с них обрывки, состояния... Шизофрению. Так вот к моменту моего поступления в ВУЗ я уже неспособна была говорить по-человечески. Только материться, да на жаргоне беседовать о погоде.


*
"На качелях на детской площадке сидит человек. Слегка отталкивается ногами от земли, покачивается, и по двору, в прохладном, мертвеющем воздухе, плывет ленивый, наводящий тоску и беспокойство скрип заржавевших подшипников". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Это типа я вот там так и просидела все старшие классы.


"К нему шел Максим Петров. В старом плаще, патлатый, щетинистый, заметно постаревший за те несколько месяцев, что они не встречались". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


"От Максима попахивало свежей водкой, но пьяным он не казался — скорее растерянным и расстроенным". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


"— Слушай, я тебя тут жду… часа два просидел. Как знал, что ты пойдешь. Все порывался уходить, поздно ведь, а что-то не пускало — ждал. Дождался вот".("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


*
"— Кху… Ты же знаешь, что к вам я не пойду, зачем и приглашать…


— Почему?


— А тебе жена ничего не говорила? — удивился Максим.


— О чем?


— М-м, странно… Я, короче говоря, принес стихи… ей… Отвергли.


— И что, из-за этого?..


— А этого мало?! — В голосе Максима послышались слезы. И он снова попросил: — Пойдем, Илья, поговорим пятнадцать минут. И разбежимся". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Ну, так и что ж теперь, если я была истерична, уродлива, "Я пессимист: курсистки будут всегда". (Вл. Маяковский) Повеситься мне было пойти?


Ещё кто баре-то, жрущие, сами не зная, что обжираются, когда народу пятьдесят рублей негде взять. Вот читала Горького "На дне", там персонаж, в этой жуткой ночлежке живёт, денег нет у него, соседи все выморочные такие, кошмарные; а он выходит из-за занавески, косая сажень под потолок, потягивается, говорит мечтательно: "А я во сне ТАКУЮ рыбу поймал!" И нет у него ни истерики, ни экзальтации, ни цитат из Достоевского и Башкирцевой вместо собственных мыслей, ни сидения на качелях во дворе в мороз, всё ему легко, на всё ему наплевать.


"— Пойдем, — вздохнул Илья Павлович.


В ближайшем кафе они заняли столик. Максим заказал две водки по сто граммов и два бутерброда.


— Я не буду, — сказал Алексеев, отодвигая стаканчик.


— Ну, глоток!..


— Слушай, Максим…


— Все-все. Как хочешь". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Хорошо было этому герою, не пил, ТАКУЮ рыбу ловил во сне... Но к моему поступлению в ВУЗ и он тоже спился.


"В Максиме появилось пугающее, кажется, никогда его не отпускающее теперь напряжение, какое бывает у сходящих с ума, покоренных одной громоздкой мыслью людей; они обсасывают ее, ощупывают со всех сторон, не могут от нее отвязаться". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Ну, и не могут.


"И, глядя на своего прежнего друга, на его полуприкрытые красноватыми опухшими веками глаза, на тонкие губы, по привычке беззвучно шевелящиеся, Илье Павловичу стало жаль Петрова, захотелось сказать ему что-нибудь искреннее, хорошее. Но таких слов не находилось". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


"Было время, они с Максимом довольно близко общались, жены их были в хороших отношениях. Дети дружили. Потом Максим вдруг возомнил себя поэтом, запил, развелся с женой…" ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


"— А ты, а ты… — тоже сдерживаясь, чтоб не кричать, ответил Петров, — ты знаешь, как она со мной… когда я стихи ей принес? Так, словно я мразь последняя, даже сесть не предложила… И вернула так… как собаке поганую кость…" ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


"— Сами они виноваты, — буркнул Виктор, взглянув на экран.


— Почему это? — Илья Павлович удивился.


— Да так… Нормальные люди там давно не работают". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Так и у нас в семье говорили. А я откуда знаю, как им там торговать на рынках? Я б может лучше сама торговала. Не пробовала, провела за прилавком на рынке только несколько дней. Запуталась в расчётах, в итоге случайно из своих денег в хозяйские добавила.


*
"— Так, ладно, — отмахнулся он. Строго спросил сына: — Ну и что, Виктор, случилось?


— У? — Тот сделал вид, что не понял.


— Договорились идти к зубному, мать тебя прождала, изнервничалась… Ты ее подвел, получается. В чем дело?


— У Ирки же Чепурновой день рожденья был… Чаепитие.


— Как раз сегодня?


— Уху.


— Перестань ухукать! — не выдержав, повысил голос глава семьи. — И что, ты не мог сообщить, что так и так, позвонить, чтобы мать не волновалась?" ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Как вам было звонить, о чём? Вот у Бондаренко эта её ЛГ в "Малиновой жабе", не пойду, говорит, к психиатру. Найдут что-нибудь, длинными словами назовут. Все мои состояния, всё, чем я живу.


Вот скажут, главное в жизни деньги и социалистическая идеология. А мне помогли они, эти деньги? А в социалистической идеологии про мои состояния ничего не сказано.


Я вот маме, помню, как-то говорила в старших классах. Мне, мама, говорю, к врачу надо.


"— Нехорошо, сын, подло, прямо надо сказать, ты поступил, — стал заканчивать Илья Павлович; от выпитой водки хотелось в кресло" ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


*
"— Ладно, поверим, хотя… Ты взрослый человек, Виктор, нужно следить за своими поступками". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Это вот не лесник, казёнными формулировками сообщающий Елтышеву, кто он, Елтышев, такой есть?


*
"— Такое приносят… Фуф, просто диву даешься!


Илья Павлович пошутил:


— Гениальное?


— Да уж, — вздохнула жена уныло, — гениальное — дальше некуда.


— Вот хорошо, что напомнила! Тут Петрова встретил, точнее, он меня возле подъезда ждал. И… и стал жаловаться, что, дескать, ты его стихи читала, он тебе приносил, и как-то плохо с ним обошлась, вернула как-то…


— Петров? Мне стихи? — искренне изумилась жена.


— А что, Тань?


— Да ничего он не приносил… Может, кому другому, но мне — нет.


— Действительно?


— И что он говорил?


— Н-ну, страшно обижен, принес, говорит, сборник, работал над ним несколько лет, а ты, мол, вернула, не сказав ничего… Он считает, что из-за того так, что он Елену бросил, сына… Ну и прочее в том же роде…" ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


Да вот, уже и заговариваешься, плетёшь х... знает что, врёшь, и как-то по-мерзкому. Ко мне однажды на станции метро бомжиха подощла. У меня, говорит, сына единственного должны судить в пятницу. Водкой от неё разит. Понимаю, что нет у неё никакого сына, и судить никого не будут. Но всё равно приезжаю к ней в пятницу на ту же станцию, поддержать. Естественно, не дожидаюсь.


И куда мне, кроме как в петлю? Мне, такой же, как эта бомжиха. Это уродство. Это всё равно как горшки за мной выносить, или наблюдать, как я инъекции себе делаю. Никто не станет.


"— Забавно! — Жена разволновалась, отложила карандаш, поднялась. — Нет, ничего он мне никогда не давал читать. Ни строчки. — Прошлась по комнате. — Может, Вере позвонить? Ей, может, давал?


— Да ладно, не стоит. Завтра узнаешь.


— А он трезвый был, Максим?


— Не особенно, но вроде и не пьяный. Ладно, Тань, успокойся. Черт с ним, с этим Петровым". ("Алексеев - счастливый человек" Роман Сенчин)


*



Другие статьи в литературном дневнике: