Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"Из сидевших за столом прежде всего бросался в глаза Макс. Короткая по бокам и сзади прическа, а надо лбом закрепленный лаком в виде козырька чубчик. Над левым ухом вдобавок искусно выстрижены до самой кожи три извилистых полоски. Сначала мне подумалось, что это следы от какой-нибудь сложной операции на черепе, но чем больше я смотрел на полоски, тем они становились привлекательнее; и уже вскоре я был уверен, что без них (если б их не было) Макс сделался бы проще и малоинтересней. Как и без трех серебряных колечек в том же ухе, даже не в самой мочке, а чуть выше, где начинается загиб ушной раковины…" ("Нубук" Роман Сенчин)


У кого что. Все ищут своё место в жизни.


"Макс был хорошо сложен, подтянут, подкачан и в то же время тонок и строен, как фигурист; движения небыстрые, плавные. Одежда в отличие от остальных, явно предпочитающих темные тона, пестрая, броская; из-под темно-бордового жакета выглядывала оранжевая рубашка, ворот стянут синим галстуком с меленькими разноцветными крокодильчиками…" ("Нубук" Роман Сенчин)


*
"— Почему нет, Вэл? — перебил Джон и подозрительно прищурил глаз, отчего его шрам сморщился гармошкой. — Помнишь, ты меня к какому-то чувачку возил, мне индулин нужен был? Где-то в Обухове у него, что ли, склад. Там, я видел же, этого по горло было. И дела у него вроде нормально шли — две машины разом грузились… Может, возьмет за шесть тысяч? Тоже оптом. Вспомнил, а?


Володька, видимо, вспомнил, потому что лицо его стало мрачным, он даже перестал борщ хлебать.


— Этот чувачок уже с полгода на Северном кладбище лежит. Да ты, — он повернулся к Владу, — его знаешь. Шурик Никитин.


— Которого прямо в каре вальнули? — уточнил тот, нисколько не оживившись.


Володька кивнул, а Джон вздохнул досадливо:


— Хрено-ово. Я рассчитывал ему спихнуть. И нам бы по куску с лишним, и он бы мог навариться неплохо". ("Нубук" Роман Сенчин)


Живые подыхают. Нет времени долго расстраиваться.


Здесь все то же, то же, что и прежде,
Здесь напрасным кажется мечтать.
В доме, у дороги непроезжей,
Надо рано ставни запирать.


Тихий дом мой пуст и неприветлив,
Он на лес глядит одним окном,
В нем кого-то вынули из петли
И бранили мертвого потом.


Был он грустен или тайно-весел,
Только смерть — большое торжество.
На истертом красном плюше кресел
Изредка мелькает тень его.


И часы с кукушкой ночи рады,
Все слышней их четкий разговор.
В щелочку смотрю я: конокрады
Зажигают за холмом костер.


И, пророча близкое ненастье,
Низко, низко стелется дымок.
Мне не страшно. Я ношу на счастье
Темно-синий шелковый шнурок.


Анна Ахматова


Трудно, трудно, брат, трёхмерной тенью
В тесноте влачить свою судьбу!
На Канатчиковой – переуплотненье,
И на кладбище уж не в гробу,
Не в просторных погребах-хоромах, –
В жестяной кастрюльке прах хоронят.

Мир совсем не так уже обширен.
Поубавился и вширь, и ввысь...
Хочешь умереть? – Ступай за ширму
И тихонько там развоплотись.
Скромно, никого не беспокоя,
Без истерик, – время не такое!

А умрёшь – вокруг неукротимо
Вновь «младая будет жизнь играть»:
День и ночь шуметь охрипший примус,
Пьяный мать, рыгая, поминать...
Так-то! Был сосед за ширмой, был да
выбыл.
Не убили – и за то спасибо!


С.Я.Парнок


И попугай весьма тропической расцветки
сидит на ветке и так поет:


Презренье к ближнему у нюхающих розы
пускай не лучше, но честней гражданской позы.
И то, и это порождает кровь и слезы.
Тем паче в тропиках у нас, где смерть, увы,
распространяется, как мухами - зараза,
иль как в кафе удачно брошенная фраза,
и где у черепа в кустах всегда три глаза,
и в каждом - пышный пучок травы.


И.Бродский


"— Мое мнение, парни: не стоит вам связываться с этой штукой. Вы, каждый из вас, имеет свое дело, у каждого своя… ну… специализация. Зачем распыляться? По тысяче, да, можете заработать, а в итоге потеряете раза в три больше…" ("Нубук" Роман Сенчин)


Вот так не будешь связываться ещё и с классовой теорией, пока не окажется, что она - единственное противоядие против фашизма.


"И слышь, Вэл, желательно побыстрее. А то этот… он ведь тоже ищет". ("Нубук" Роман Сенчин)


"Перетаскивая коробки с обувью из “мерседеса” в свою “девятку”, Макс заметил:


— Не бережешь ты, Вэл, тачку. Я б такую…


— В музей поставил, — досказал хозяин “мерса” и объяснил: — Пускай вкалывает, как и я. Как там? Машина — это не роскошь, а средство передвижения". ("Нубук" Роман Сенчин)


"Квартира сразу показалась мне неплохой, хотя была захламлена, с выцветшими обоями и старой мебелью. На вещах лежал толстенный слой пыли, а шторы были темные, будто траурные занавеси". ("Нубук" Роман Сенчин)


"Поужинав в кабачке где-то в центре (из окна виднелась золоченая игла Петропавловки), мы рванули в клуб — отдыхать…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"И весь город держался на чуде, держался каким-нибудь последним гвоздем, полусгнившей подпоркой, единственным не до конца разъеденным влагой кирпичом". ("Нубук" Роман Сенчин)


"Где-нибудь в районе Малой Охты или на Крестовском острове я соступал с асфальтового тротуара на газон и тут же начинал увязать в прикрытом бледно-зеленой травой болотце, в мои туфли готова была втечь холодная жижа, и я отпрыгивал обратно на твердость асфальта и с изумлением смотрел на девятиэтажный (в Малой Охте) или пятиэтажный (на Крестовском) дом, что спокойно стоял посреди болотца и не думал в него погружаться. Чудо!.." ("Нубук" Роман Сенчин)


"Или взять метро. Когда я узнал, что перегон между “Лесной” и “Площадью мужества” затопило, то решил: вот и началось, сейчас одно за другим будет постепенно гибнуть все, захлебнется в жиже, сгинет, порастет бледно-зеленой болотной травкой, будто и не было. Но перегон запечатали бетоном, и гибель остановилась, жизнь пошла своим чередом". ("Нубук" Роман Сенчин)


"Перед тем как спуститься вниз, люди неторопливо перекуривали под козырьком станции, угрожающе провисшем, и, кажется, совсем не боялись, что он может рухнуть на них, хотя с неделю назад такой же точно козырек обвалился на “Сенной”, покалечив кого-то и даже убив…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"Да вообще-то стоило ли бояться? — тогда приходилось бы бояться всего — каждого здания, каждого лепного узора на фасаде, каждой истресканной статуи, каждой вывески и рекламного щита, ненадежно прикрепленных к рыхлым стенам". ("Нубук" Роман Сенчин)


"Не дождавшись катастрофы в Никольском дворе, я стал проводить время в кафе, что находилось почти напротив нашего склада. Брал пива, фисташек и наблюдал, когда из чрева “Торгового дома” появится бухгалтерша. Обычно она задерживалась у Володьки часа два-три". ("Нубук" Роман Сенчин)


"После ее посещений Володька становился то радостен и полон энергии, напевал, прогуливался меж коробок, помахивая руками, будто делал зарядку, то сидел в офисе посеревший, тихий, барабанил пальцами по столу, и проходило достаточно много времени, чтоб к нему вернулось его обычное настроение и способность действовать". ("Нубук" Роман Сенчин)


"А мать Володьки Евгения (черт, не помню отчества) — разве это мать “президента”? Живет в однокомнатной квартире, пусть и своей (сын купил в новом доме, но на окраине, в Купчине), целыми днями сидит на рынке в ДК Ленсовета, торгует сапогами и туфлями. Не очень-то вольготная жизнь… Но, впрочем, кажется, она не слишком страдает и устает — видимо, ее это устраивает…" ("Нубук" Роман Сенчин)


И на это ангел Люся - так зовут её в народе -
Говорит довольно тихо: "Трам-тарам-тарам-там-там!"
Что наверное означает, что негоже так уж вроде...
Что, мол, глотку перекусит за родной универсам.


Л.Сергеев


"Ни у матери, ни у Татьяны я так ни разу и не побывал, да и Володька, кажется, виделся с ними лишь на складе и рынке…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"Все его приятели, кроме старого друга Андрюхи, были одновременно и деловыми партнерами, встречались они в основном по делу. Лишь по вечерам, в клубе, не высчитывали, не спорили, не планировали — в клубе они отдыхали". ("Нубук" Роман Сенчин)


"Часами играли в “американку”, танцевали самозабвенно, прикрыв глаза, будто входили в транс; бывало, просто сидели в мягких креслах, молчали, размышляя о чем-то, или, наоборот, пытались ни о чем не думать". ("Нубук" Ролман Сенчин)


"Там вчера возврат привезли. В левом углу, возле двери лежит. Навалили все кучей. Надо распределить по моделям. Ну, сам знаешь. И подготовь семьдесят пар полусапог…" ("Нубук" Роман Сенчин)


Энергетика там хреновая, шизофреническая. А людям жить надо. А с такой энергетикой невозможно. Вот очистишь ихнюю энергетику, дополнишь до комплекта недостающими качествами, тебе от общего количества энергетики процент полагается.


"Из нубука которые. Завтра утром забрать должны. Уложи в коробки, оскотчуй, сверху количество напиши, чтоб не путаться…" ("Нубук" Роман Сенчин)


Чудом держится город. А чуда так просто не бывает. Чудо совершать кто-то должен.


"Я взял ручку, записал код моделей полусапог". ("Нубук" Роман Сенчин)


"— Кстати, а что такое нубук? — Почему-то впервые за три недели работы заинтересовался значением этого слова". ("Нубук" Роман Сенчин)


А нубук - это общий рисунок личности. И на каком комплексе идей личность держится, как на костяке.


"Нубук? Ну, кожа такая. М-м… — Володька напрягся, озадачился моим вопросом, не зная, видимо, как точно ответить. — Ну, такая, слегка на замшу похожа…" ("Нубук" Роман Сенчин)


Наживы ради снимают ****и усталость нашу в ночном порту... (Ал.Городницкий) "Вот же, жирненький кроличек, ешь его сырым, и не надо никаких картох".


"За аркой был черный до непроглядности двор, свет фар превратился в два желтых столба, вырывающих из тьмы куски кирпичных стен, мертвые окна, холодные автомобили…" ("Нубук" Роман Сенчин)


*
"На экономический. При универе открыли коммерческое отделение. В районе двух тысяч баксов за год. — Володька отложил газету, в его голосе появилась мечтательность. — Пора серьезными делами начинать заниматься. Обстановка вроде устанавливается, не сравнить с тем, что еще года два назад было. Разборки насчет каждого киоска, каждой точки, которая и сотни тысяч за день не дает. Кого надо, уже завалили, или они сами исчезли, а кто валил — успокоился. Теперь и нам разворачиваться можно. У меня планов-то — во! — Он резанул себя ребром ладони по горлу. — А мозгов пока не хватает…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"— Кстати, — перебил я, — правда, что деньги менять собираются?


— Да не то чтоб менять, просто нули уберут. Было, скажем, десять тысяч, а станет десять рублей, а лимон — тысячей. Удобней, конечно, — меньше путаницы с этими пустыми нулями…" ("Нубук" Роман Сенчин)


*
"Хорошо посидеть в такое время на перевернутом дном вверх ведре где-нибудь на бывшей грядке, покурить в кулак, ежась от несильного, но пронизывающего холодом ветра… на пруд глядеть, на дальний посеревший березовый лесок. Листья уже опали, верхушки деревьев кажутся какими-то дымчато-воздушными, способными в любой момент раствориться, исчезнуть…" ("Нубук" Роман Сенчин)


Папироса за папиросой.
Заседаем, решаем, судим.
Целый вечер, рыжеволосая,
Вся в дыму я мерещусь людям.

А другая блуждает в пустыне...
Свет несказанно-синий!
Каждым листочком, грустные,
Вздрагивают осины.

Расступаются сонные своды,
Открывается ясная пасека, -
«Падчерицы мои! Пасынки!..» -
Вздыхает природа.


С.Я.Парнок


"Становится грустно и сладко, хочется навсегда остаться сидеть, смотреть, курить, тоже раствориться в окружающем, готовом к снегу, к месяцам мертвой зимы… И лишь что-нибудь внешнее заставляет шевелиться дальше — поздняя муха, ищущая теплую щель, или, еще лучше, устало гребущие по небу, покрикивающие прощально родным северным землям журавли… А здесь… Накрапывает третий день подряд дождь, однообразно долбят капли крышу полуразвалившегося Никольского двора, такой же полуразвалившийся, изржавевший грузовичок с чурками вместо колес, марку которого (может, “ЗИЛ”, может, “ГАЗ”) определить издалека уже невозможно…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"Но, слегка тоскуя по деревне, родителям, тому укладу, каким прожил почти пять лет, я, конечно, если б пришлось выбирать, не хотел туда возвращаться. Просто, наверное, необходимо было потосковать. Да и воспоминания рисовали те времена намного благостней, чем они были, и сама тоска была приятна, хотелось наслаждаться ею, разжигать в себе чуть не до слез, в глубине же души зная, что у меня теперь другая, новая, куда более интересная и настоящая жизнь…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"Володька все чаще заговаривал о том, что пришло время переключаться на более серьезное дело". ("Нубук" Роман Сенчин)


"Закупили и стали устанавливать новое оборудование. Вместо простых обрезных досок планировали выпускать качественные пиломатериалы, которые тогда были в особенном дефиците — новорусские замки уже строились, а отделывать их было нечем; Финляндия на всех не успевала…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"Попредлагав, ребята исчезли, а потом директор попал в больницу — встретили хулиганы на улице вечером и избили. Володьке в окно кинули гранату, правда, без запала (но, наверное, умышленно без запала — в виде профилактики). Эти намеки Володька понял и уже сам нашел ребят, для порядка поторговался, выцыганил сверх их цены процентов пять и забыл про свою попытку заняться лесом…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"Обувной бизнес идет неплохо, но настоящего размаха и удовольствия, по словам Володьки, от этого нет". ("Нубук" Роман Сенчин)


"Впрочем, в последнее время он пребывал чаще в приподнятом настроении, и это вряд ли связывалось только со сменой сезона и, значит, улучшением торговли; почитав деловую газету вроде “Коммерсанта” или вернувшись со встречи с партнерами, заварив чаю покрепче, он бормотал довольно: “Кажется, устаканивается… да-а, устаканивается потихоньку…”" ("Нубук" Роман Сенчин)


*
"Магазин Макса с не особенно благозвучным названием “Экзот” находился на площади возле Технологического института. Я попадал сюда редко, в основном вместе с Володькой, зато, попав, смотрел на товары во все глаза, словно бы оказывался в волшебной лавке. Да он таким и был, этот “Экзот”, набитый супермодными безделушками, экстравагантной одеждой и обувью, подделками под индуистскую и африканскую древность". ("Нубук" Роман Сенчин)


Тоже вариант.


"Глаза действительно разбегались, я снова казался себе пятнадцатилетним подростком, желающим выделиться из общей массы, а здесь для этой цели было все, начиная от рэпперских балахонов и переводных татуировок и кончая папуасскими копьями и индейскими амулетами с ладонь величиной…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"Я часами, и не замечая этих часов, мог бродить взглядом по прилавкам и полкам, где выстроились рогатые мотоциклетные шлемы, разноцветные сапоги на двадцатисантиметровой подошве, лежали благовонные палочки, наборы для пирсинга (в уши такие-то и столько-то колечек, в соски такие-то, в нос такие-то…)". ("Нубук" Роман Сенчин)


"Да, я готов был торчать в магазинчике сколько угодно, ведь сам когда-то тяготел к неформалам, слушал нетрадиционную музыку, пытался вырядиться понеобычней. И старые симпатии просыпались, когда я оказывался здесь…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"Да и Оля, если с нее стереть тональный крем и переодеть в нормальное, будет наверняка не ахти…" ("Нубук" Роман Сенчин)



*
"Вообще, на первый взгляд он казался простецким и даже слегка недалеким, но на самом деле зарабатывал довольно хорошо, потихоньку заканчивал юрфак ЛГУ". ("Нубук" Роман Сенчин)


Лидеры нужны новые в мистике, всё под землю провалиться пытается. Как бы это ВУЗов с пять одновременно закончить.


*
"Правда, теперь он давно только получал деньги, а весь процесс — закупка, перевозка, реализация мяса — шел как бы сам собой, по созданной Андрюхой когда-то цепочке…" ("Нубук" Роман Сенчин)


Деньги очень нужны. Я их на вип-клиентов трачу. Реставрирую им энергетику себе в глубокий убыток. У них не оттого такая энергетика, что они скоты, а оттого, что они берутся за неподъёмные темы.


"Володька, знающий каждого своего продавца, следящий за каждой парой ботинок, частенько вслух завидовал Андрюхиной системе, пытался сделать так и у себя, правда безрезультатно…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"набил киоски всем, чем только возможно, — от кожаных курток до жвачки и презервативов" ("Нубук" Роман Сенчин)


"и, нарушая все законы товарного соседства, в молочном отделе продавались джинсы, кипятильники, сервелат, расфасовывалась гречка…" ("Нубук" Роман Сенчин)


*
"После довольно долгих и бессвязных чертыханий он повернулся к Андрюхе и прокричал вопрос-восклицание:


— Ну вот объясни, куда можно просрать сорок тысяч?!" ("Нубук" Роман Сенчин)


я башку себе за эти сорок тысяч разбила. Это кровь моя, а не деньги.


Антикризисный вариант. Дефолт. Берёшь свой рисунок личности и взрываешь его действиями, прямо противопоказанными идеологической аскезе всей твоей жизни. У тебя тут оказывается, вроде бы, очень много денег - потому что одномоментно. Но если посчитать, как ты копил каждый день, то даже себестоимость не окупается. Это как разбить себе об стену башку, добывая из взрыва энергию.


"Он не слишком напоминал уличных алкашей, скорее полуспившийся, слегка чокнутый интеллигент, каких в Питере через одного, из категории так называемых “соловьев”. Вроде алкаш, но алкаш много знающий, размышляющий, имеющий на все свою точку зрения…" ("Нубук" Роман Сенчин)


Точно, это я.


"Вкалывали на Кировском заводе, жили на казарменном положении в доме, где и при царях рабочие жили. Хуже крестьян… " ("Нубук" Роман Сенчин)


А теперь эти сорок тысяч дефолтовые мои - в нарождающейся инквизиции, как я понимаю. А где им ещё оказаться?


"А теперь?.. Все, что такой ценой досталось, — у них…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"В девяносто втором так идешь, — нестерпимый уже голос соседа, — смотришь на человека, и он явно тебе врезать готов. Ненависть в нем такая…" ("Нубук" Роман Сенчин)


"А сна нет. Пока сидели с соседом, пока он гнал свои бесконечные рассуждения, глаза слипались, а теперь нет и намека… И выпитой четверти литра не чувствуется… Что ж делать…" ("Нубук" Роман Сенчин)


-А вот, жтвёшь как в какой-то вязкой субстанции всё детство. Постоянно чувствуешь уродство своё и окружающего мира. Какое-то наваждение. Как в медленном, вязком, отвратительном тумане. Это вроде как бы чужая болезненная энергетика, а ты ещё не натаскана на техники с ней работать; не знаешь этих техник даже рассудочно; не знаешь даже того, что это - чужая энергетика, наваждение, а на самом деле ты вовсе не так уродлива, как тебе кажется. Каждую минуту сильно охота повеситься, и так минуту за минутой, часами, месяцами, годами. Периодически, вместо чтоб оттянуться в клубе, испытываешь больное экзальтированное восторженное состояние от цветаевских стихов или синего неба над головой. Потом уж ты узнаешь, что, живя каждую минуту в этой чужой энергетике, ты как бы эту чужую энергетику каждую минуту перерабатывала, очищала. В какой-то момент такой жизни начинается мысль "теперь уж нельзя вешаться, вешаться надо было раньше, а теперь надо дожить до того момента, в который объяснится, зачем всё это было".


*
"Толпы веселого полупьяного народа, здоровый морозец, хрустящий под ногами снег, красиво освещенный фонарями Зимний дворец. Салют, восторженные визги девчонок. Хлопки вылетающих пробок из бутылок шампанского, пластиковые стаканчики. Ледяные, чуть оплывшие от дневных оттепелей статуи…


Ближе к утру мы забрались в дальний угол кафешки на углу Невского и Мойки, пили крепленую “Изабеллу”, ели тосты и целовались. Какой-то ошалевший, далеко уже не молодой пузатый дядя, по виду актер, громко и выразительно травил анекдоты, стоя в центре зала меж столиков, а благодарная публика хохотала до слез". ("Нубук" Роман Сенчин)


Ну да, вот бывало, то ли Цветаева, то ли небо, то ли красиво освещённый фонарями Зимний дворец.


*




Другие статьи в литературном дневнике: