Елена Антхауф - написанные рецензии

Рецензия на «Апостолы» (Игорь Гуревич)

Что-то уж слишком вольно Вы трактуете Деяния: упав с обрыва - это далеко не "низринулся"...
Да и в конце ирония не обоснована, ведь Матфей и Пётр не противоречат друг другу, а скорее дополняют... ведь возможно такое?

Елена Антхауф   07.11.2020 17:42     Заявить о нарушении
Рецензия на «О Мастере и Маргарите. Фрагменты. Часть 4» (Забирова Ольга)

Название эссе заинтриговало (люблю этот роман), но не совсем поняла, какую задачу Вы преследуете в этом анализе? Явно не исследовательская (слишком предвзятые или поверхностные, "ненаучные" цепочки процесса семиозиса).

А вообще, одним из рабочих названий "ММ" было "Антибиблия"...
Заинтересовавшись названием эссе, я ожидала разбора с учётом этого контекста.

В эссе Вы устойчиво противопоставляете персонажей (или мне это показалось?), хотя логичнее было бы рассматривать их как естественное дополнение друг друга в уже искажённой, трансформирующейся картине христианского миропонимания (в которое вовлечены и оба персонажа, то есть, и их содержание детерминировано разрушающейся действительностью). Впрочем, Ваша оценка тоже интересна, возможно, она даже более объективна, чем мне сначала показалось.

В любом случае, работа во многом неожиданная и (если я правильно истолковала название) где-то есть расширенный текст?

Елена Антхауф   23.04.2020 11:08     Заявить о нарушении
В эссе нет даже намёка на противопоставление персонажей, тем паче "устойчивое".

Задача всегда одна — выход на архетипы. Нет ничего более глубинного, чем архетипы. И они не требуют "дополнительной глубины", поскольку исключают поверхностность как таковую.

Считаю, что автор вкладывал в текст романа о "М. и М." совершенно иную семантику, чем принято считать. Устойчивости мнений (сверхустойчивости, я бы сказала) я противопоставляю другой род "устойчивости", возможно его можно толковать как предвзятость.
Эссе не претендует на научность (отсюда и подзаголовок "Фрагменты", это скорее слепок художественного восприятия, оформленный в художественном же ключе, в системе бинарных оппозиций; это совсем другая парадигма.
В качестве дихотомий берутся архетипы как версии одного и того же персонажа, а вовсе не персонажи по отношению один к другому.
Система дихотомий это базовый принцип семиотики.

Предыдущие главы были опубликованы давно, в 2001-ом году, в журнале "Художественное образование", ред. Н.А. Кушаев (О.Б. Абрамова, "Бином Булгакова или пятое измерение в романе "Мастер и Маргарита").

Благодарю за заинтересованный отклик, Елена.

С поклоном —

Забирова Ольга   23.04.2020 12:10   Заявить о нарушении
пропущено слово:
В качестве дихотомий м н о ю берутся)

Забирова Ольга   23.04.2020 12:13   Заявить о нарушении
Противопоставление есть, чувствуется во всех характеристиках, которые Вы дали Маргарите (линия "погубительницы" прослеживается с первой до последней части): если она кого-то губит, значит, есть этот "кто-то", который ещё не погиб.
Т.е. в Мастере (по-Вашему) ещё есть что-то, что можно погубить?

P.S.: в инете расширенного текста нет :(

Елена Антхауф   23.04.2020 12:41   Заявить о нарушении
Говоря об архетипах, в эту работу Вы включаете не весь их спектр, - весьма избирательное поле... Именно поэтому и встаёт вопрос: а какая у Вас была задача?

Елена Антхауф   23.04.2020 12:47   Заявить о нарушении
Что значит "ещё"?

К моменту их встречи у Мастера есть дом, роман, рассудок, хотя бы иллюзия свободы, жизнь.

После встречи с Маргаритой он стремительно теряет, последовательно: рассудок, роман, дом, свободу, жизнь.

Роман он пишет по своей инициативе, но в стол, как и Булгаков.
Публиковать роман его понуждает Маргарита.

Прежде чем погубить, дьявол сперва отнимает ум, как говорит Городничий в "Ревизоре" Гоголя.
Мастер теряет ощущение реальности, ведь не был же он изначально идиотом, чтобы не понимать, чем грозит ему попытка напечатать хотя бы отрывок.

Забирова Ольга   25.04.2020 15:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Время - октябрь» (Игорь Гуревич)

Кто-то сказал, что чем старше человек, тем больше у него риторических вопросов.
Если бы не они, то я назвала бы автора этих строк идеалистом.
Интересно, есть определение для реалиста, скорбящего над утраченным романтизмом?
:)

Елена Антхауф   21.02.2020 15:16     Заявить о нарушении
Ну, насколько автор идеалист трудно судить по одному стихотворению. Скорее, в этом стихотворении идеалист, в другом реалист, в третьем, вообще, старый маразматик и мизантроп :) Вопрос в другом, насколько к месту или не к месту он пользуется всеми этими "личинами" и вообще умеет ими пользоваться сознательно (всё зависит от "тактики боя" и места) или бессознательно что видит-слышит, то поёт? Спасибо за отклик

Игорь Гуревич   21.02.2020 19:59   Заявить о нарушении
И у Вас поэт - лицедей? (как у Оси Бродского?)

Кстати, уже в который раз сталкиваюсь с милитаристскими аналогиями поэзии (один знакомый прозаик сравнивал стихи даже с гранатой, на которую грудью бросается поэт), - и всякий раз слух корёжит... Мне ближе "перуанские" параллели Иоанна Шаховского ;)

Елена Антхауф   22.02.2020 02:06   Заявить о нарушении
1) Лицедей (про Бродского - это вы хорошо подметили) 2)Стихи с войнушкой не сравниваю. Про "тактику" к слову пришлось и, скорее, относится, к "кухне литературного творчества", нежели к стихам. Я не сторонник формулы "стихи не пишутся - случаются". Андрей Андреевич это не без позерства сказал. Хотя образ - конечно убедительный: прямо "вдохновение-озарение" - и никаких трудов :)

Игорь Гуревич   22.02.2020 11:55   Заявить о нарушении
Да нет, Андрей Андреевич совсем даже не позёрствовал: мне кажется, это четверостишие - парафраз на тему стихотворения Уильяма Вордсворта (кажется, он был у А.А. одним из кумиров):

<...>
Не выбирая, видит глаз.
Слух чуток не по приказанью.
Не спрашивают чувства нас,
Являясь вопреки желанью.

И, несомненно, силы есть,
Что дарят знанье нам благое
И сердцу посылают весть
В час созерцанья и покоя.

И если их несметный рой
Нас наполняет голосами,
И все дано само собой, -
Зачем должны искать мы сами?

Теперь, надеюсь, понял ты,
Мой милый друг, что не напрасно
Я время трачу на мечты,
На сером камне сидя праздно.

- и, на мой скромный взгляд, в этом "случилось так" (а в оригинале - от слова "зачем") действительно что-то было от творческого кредо "модного" стихотворца.

(Вы всё-таки лукавите - до лицедейства Ваши стихи не "дотягивают", по крайней мере те, которые я уже прочла, иначе я бы не осилила и пары строф...)

с ув.

Елена Антхауф   22.02.2020 14:23   Заявить о нарушении
Что ж, спасибо за разговор. Было интересно и неожиданно!

Игорь Гуревич   22.02.2020 17:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слова на ощупь» (Игумен Паисий Савосин)

Ну и намудрили, батюшка )) - без подстрочника не разобраться...
Помогай Вам Боже.

Елена Антхауф   13.01.2020 16:23     Заявить о нарушении
ага )
сам в шоке )

Игумен Паисий Савосин   13.01.2020 18:33   Заявить о нарушении
Нет, серьёзно, батюшка, многоступенчатые полипредикативные единицы в структуре лирического стихотворения - ?!! )))
Я тут ещё и "Неузнаваемое" пытаюсь понять )))
Чем-то напомнило "Бабочку" "нашего рыжего" эмигранта (за точность пунктуации не отвечаю, пишу по памяти):

Сказать, что ты мертва? -
но ты жила лишь сутки,
как много грусти в шутке
Творца. Едва
могу произнести "жила", -
единство даты
рожденья и когда ты
в моей горсти рассыпалась меня
смущает вычесть
одно из двух количеств
в пределах дня...

и т.д.

Но ещё больше - Генриха Сапгира :)

Нет, моему мирскому уму такой высоты полёта мысли не осилить )))

с ув.

Елена Антхауф   13.01.2020 19:22   Заявить о нарушении
ох, сколько слов незнакомых ))
да разве ж я могу... ))
а так... пытаюсь, насколько могу, внимательно слушать и точно записывать
конечно, влияют те, чьи стихи люблю, во-первых (так оказалось) Рильке

впрочем, последнее время всё больше хочу писать проще... но как? как просто писал Басё или Фрост ))
не знаю только, смогу ли...

Игумен Паисий Савосин   13.01.2020 19:32   Заявить о нарушении
Вот-вот, "где просто, там ангелов по сто"...
Храни Вас Бог!

Елена Антхауф   13.01.2020 19:40   Заявить о нарушении
Простите, ещё пару слов на посошок (в утешение всем нам - Вашим читателям)):
на самом деле, стихи интригуют, ведь чем сложнее задача, тем интереснее её решать.

С поклоном к Вашему служению...

Елена Антхауф   13.01.2020 19:53   Заявить о нарушении
спасибо сердечное на добром слове )
кланяюсь )

Игумен Паисий Савосин   13.01.2020 20:31   Заявить о нарушении
Извините, ожидания не оправдали. А могли ... Вспомните Пожалуйста, В.Маяковского, слово, что руда. Его хорошенько нужно обработать, если можно до совершенства, как у Пушкина. Вы - духовный наставник, будьте и наставником на ниве Поэзии. Всего хорошего!

Марианна Макарова 3   05.02.2020 06:26   Заявить о нарушении
что ж... я рад )
восходите выше, Марианна )
обретайте то, что Ваше...

Игумен Паисий Савосин   05.02.2020 11:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Северянин в Париже» (Николай Горячев)

)))
Для пущей реалистичности не хватает "большой кори" (по незлобному выражению Георгия Адамовича), а так - да, Северянин узнаётся...

Елена Антхауф   06.01.2020 11:08     Заявить о нарушении
Ага, "коря вас безукорно", такой он манерный. Мой поклон, Вам!

Николай Горячев   06.01.2020 12:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ты моя навсегда» (Сергей Мельник Поэт)

Очень нежно, Сергей, наверное, так нежно только мужчина и может...
Замечательная интонация!

Елена Антхауф   06.01.2020 10:53     Заявить о нарушении
Елена, спасибо за теплый отзыв, очень-очень приятно!

Счастья, любви и бесконечного вдохновения в Новом году, Сергей

Сергей Мельник Поэт   08.01.2020 12:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «001. В электричке» (Татьяна Радова)

Я вот тоже частенько наблюдаю подобные мизансцены - в кафе (где молодые пары в ожидании заказа погружаются каждый в свой смартфон, - неужели им уже и поговорить друг с другом не о чем?), в парке (где трое подружек оккупировали скамью, чтобы пообщаться каждая со своим телефоном, - а зачем тогда встречались?), даже в кино (где смартфон - более важный герой, нежели тот, что на экране)... И мне сначала всех этих молодых людей было очень жаль, потому что для меня же очевидна ущербность их жизни.
Но со временем я поняла, что жалеть надо нас. Ведь трансформация (или всё-таки деградация?) форм со-бытия (общежития) в сторону виртуализации набирает обороты, а мы ни сейчас и, вероятно, уже никогда не сможем встроиться в этот тренд, и, следовательно, шансов быть счастливыми у нас всё меньше и меньше ;).
Что-то изменить или как-то повлиять на происходящее мы не в силах, - слишком мощные игроки взялись за процессы регламентации наших маленьких жизней. Они каждый день и на всех уровнях по микрону отнимают у нас и свободу, и воображение, и чувства, - и что мы можем противопоставить? Мы, которые всё так же невежественны, глупы, хамоваты, безответственны, ленивы, эгоистичны? Которые воспитали себе подобных детей, только с ценностными отклонениями в разы больше и глубже? Для наших наследников представления о благородстве, совести, чувстве долга, свободе выбора, etc. - все эти ценности превратились в архаизмы сознания и должны отправиться на свалку истории. Как когда-то и мы сами поступили в отношении родительских заповедей и заветов. Пожинаем плоды собственных (и, давайте уже признаемся, весьма скромных) трудов...
Изменить ситуацию мы не можем. Как и поменять к ней своё отношение. Что остаётся? ;)

Елена Антхауф   08.12.2019 02:29     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Елена, за Ваши такие пространные рассуждения об этом вопросе. Значит, эта тема Вас трогает. В чём с Вами могу не согласиться, так это в том, что, по моему, существуют и будут вечно существовать простые истины: совесть, честь, благородство, любовь, доброта и т.д. А как относиться к такой ситуации... Каждый сам делает выбор. Хотя бы в том, что может сделать, например, в отношении своих детей, внуков. Вообще - всей окружающей жизни - своего дома, улицы, города. А уж у педагогов и учёных таких возможностей гораздо больше. Вы скажете, что рассуждать об этом легче? Конечно!!! Но хоть что-то каждый из нас может делать. Тем более, есть интернет, и к нему доступ почти у всех. Вот где поле действия - делай, что можешь, что в твоих силах. Не знаю права лия, но так думаю! С уважением Татьяна. Всех Вам благ!

Татьяна Радова   10.12.2019 09:18   Заявить о нарушении
Анна Андреевна однажды прокричала: "Из-под каких развалин говорю, из-под какого я кричу обвала..." Это про Эпоху, которая погребла под собой миллионы и миллионы людей, - погребла, но не сломала. В "Северных элегиях" у Анны Андреевны Эпоха тоже не ломает: "Меня, как реку, суровая эпоха повернула". Повернула куда? - миллионы маленьких судеб сплавились в колоссально могучий замес, изменив саму сущность русского миросознания: из маленького, отягощённого своежитейскими хлопотами человека вырос колосс, взваливший на свои плечи (на свои душу и совесть) ответственность вселенских масштабов. "Кто был ничем" всего за несколько десятилетий превратился в атланта, держащего на своём горбу весь мир.
Про наше время так не скажешь.
Не знаю, Татьяна, способны ли педагоги, учёные и интернет на такое архитяжёлое дело, - я в это не верю. Мне кажется, всё рухнуло давно, - старики уходят и уносят в могилы свою Великую эпоху. Нам же (нашему миропониманию) перепали крохи от тех великих и прекрасных истин, - прямо говоря, ничего не досталось. Потому что любовь, сострадание, ответственность, честь, etc. - всё своим горбом наживать надо, неподготовленная душа эти вселенские дары не вместит...
Вот и живём мы с полу- недо- истинами, уверенные в их полноте...
А наши наследники и вовсе суррогатом дышат.

Елена Антхауф   10.12.2019 17:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вечер играет музыку еле слышно...» (Галия Гали)

Интересное стихотворение :)
Я в юности очень долго бездомничала, иногда было довольно трудно не сойти с ума, спасали примерно такие же мечты... Было очень увлекательно гулять по сумеречному вечернему городу, смотреть на свет в окнах, представлять, как там живут люди, какая у них обстановка... угадывать, что они в тот момент делают - ужинают? смотрят телевизор? пишут письмо? читают газету?.. Хотя я свой придуманный дом никогда не отождествляла с городом, да и вообще с местом, где по соседству ещё кто-то живёт, мне всегда хотелось, чтобы в нём было много гостей, много жизни - обычной, уютной, в чём-то даже банальной... :))
И действительно, в этих прогулках было очень много музыки, - она звучала где-то на уровне феноменологических стыков, то ли навеянная этими фантазиями, то ли порождающая и осеняющая их, без чего невозможны были бы сами эти блуждания.
Простите за сумбурность... невозможно многослойное стихотворение у Вас )))

Елена Антхауф   19.10.2019 04:58     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Елена! Всегда радуюсь таким тонко чувствующим читателям.

Галия Гали   19.10.2019 11:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Подслушано под шум воды» (Наталья Кун)

Здравствуйте, Наталья!

Люблю прозу поэтов :) - кажется, у читателя/поклонника только тут и появляется возможность как-то по-собеседничать... чем не премину воспользоваться.

Всё-таки Любовь - это не равновесие. Даже самые поверхностные чувства привносят в интимное пространство человека колебания и дисбаланс, а если чувства сильные, то и вовсе наступает хаос. Разве не Любовь неоднократно становилась причиной глобальных войн (вспомните хотя бы судьбу легендарной Трои ;) или, на худой конец, королеву Марго...), мотивом жесточайших преступлений и колоссальных обманов?..

Елена Антхауф   19.09.2019 16:13     Заявить о нарушении
От,Елена, хотела на вашу страничку зайти, а там все ставни заколочены и засовы на дверях...
В чем-то согласна с вами, что со-беседничать о стихах трудно, ибо они больше из чувственного опыта, а он у каждого свой и очень уникальный...
Вы хотите поговорить о любви? Многие используют это слово ,часто необдуманно...И все же,я думаю,надо прислушаться к мнению некоторых философов, психиатров и просто умных людей, которые разделяют понятия влюбленность-страсть-любовь...Когда мы зацикливаемся на одном человеке, боготворим его, то мир -весь мир -сужается до твоего партнера...И это все же эгоизм, эгоизм вдвоем...А Любовью, настоящей Любовью,мир размыкается...Близким становится то, что раньше было далеким и непостижимым...Границы между людьми-религиями-странами уходят...Вот так я вижу Любовь...
Спасибо за приятную беседу

Наталья Кун   21.09.2019 23:26   Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за ответ и простите, моя страничка действительно закрыта и, возможно, будет удалена (я пока не разобралась, как это здесь делается).
Хочу ли я поговорить о любви? – с интересным собеседником это всегда наслаждение.
Просто «Шум воды…» трактует любовь как некую третью – всё уравновешивающую – силу, и мне показалось, что это не так. Тем более, когда речь идёт о противостоянии мирового масштаба. Но если говорить о некоем личном пространстве, то, наверное, я с Вами соглашусь, – в той части, где любовь примиряет человека с самим собой.
Если, конечно, речь идёт не о Боге («Бог есть Любовь…»). В этом случае мир действительно длится благодаря Ей…
В «Шуме воды…» Вы оставляете много места для разночтений :)

Елена Антхауф   22.09.2019 03:47   Заявить о нарушении
Этот текст я отношу к "потоковым", он не совсем мой в полном смысле этого слова. То есть он не был написан в ходе каких-то логических умозаключений, просто сформировался сам в моей голове и был изложен га бумаге. Но его смысл мне оказался близок...
А почему вы хотите удалить страницу? Я понимаю, когда люди закрывают доступ к своему творчеству, ведь иногда необходимо взять тайм-аут от общения с другими. Но удалить совсем? Мы никогда не знаем точно что может оказаться важным для отдельно взятого человека, а иногда не просто важным, а спасительным.
Может не стоит так радикально?

Наталья Кун   22.09.2019 11:24   Заявить о нарушении
Не совсем поняла, Наталья, что значит «потоковый»? – простите, я ужасный ретроград… но буду рада, если Вы меня просветите :)
Я всегда была убеждена, что мысли, которые возникают в наших головах, растут из нашего опыта… да и не может быть иначе ну вот никак! – а Ваши слова о «не совсем мой» больше похожи на отречение.
На счёт страницы… Стихира – слишком просторная для меня площадка, я привыкла к более камерной. Я бы и вовсе сюда не зашла, но меня очень настойчиво к этому подталкивал один мой старинный приятель, и я поддалась, а теперь очень жалею…

Елена Антхауф   22.09.2019 11:55   Заявить о нарушении
Доброго дня,Елена!
Я не настолько мистик, чтоб во всем находить иррациональную подоплеку, хотя не отрицаю наличие вещей и явлений, которые мы понять не в силах... " Потоком" я называю состояние, когда информация(или тексты) приходят сами, мне не приходится напрягать свое воображение или разум, чтоб выразить возникшие мысли... Возможно, некоторые из них основаны на моем собственном опыте, это я не отрицаю...Но некоторые темы являются для меня полной неожиданностью...

Наталья Кун   26.09.2019 14:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Праймериз к Турниру поэтов 2019 Выпуск 22» (Юрий Семецкий)

1. Вячеслав Арасланов http://www.stihi.ru/avtor/arslawa
Пожухлый лист, пропащая душа... http://www.stihi.ru/2018/11/12/9929

2. Шабалина Людмила http://stihi.ru/avtor/emilyshante
Затишье http://stihi.ru/2019/06/07/8074

Елена Антхауф   17.09.2019 14:52     Заявить о нарушении
Спасибо.

Юрий Семецкий   17.09.2019 20:43   Заявить о нарушении
Позавчеpa нaчалocь голосовaниe в 1-ом выпускe 2 тура "прaймериз".

Юрий Семецкий   22.09.2019 02:03   Заявить о нарушении
Сегодняшний день последний, когда можно проголосовать в 1 выпуске 2 тура.

Юрий Семецкий   24.09.2019 01:13   Заявить о нарушении
Нaчaлocь гoлocoвание во 2-oм выпyске 2 тура "праймериз".

Юрий Семецкий   25.09.2019 14:09   Заявить о нарушении