Итоги октября. Антон Прозоров

Большой Литературный Конкурс
В неудачное время я взялся писать обзор. Много работы, мало времени. Но дело даже не в этом. Разлюбил стихи. Читаю их как-то издалека, словно сквозь пелену. Тут вроде хорошо,  там плохо. А толку? Задевают еще отдельные строчки Губанова, да и все на этом. И главное, перестал понимать, зачем вообще стихи. Действительно ли они нужны? Кроме формального ответа, что, мол, все что существует – нужно, ничего в голову не приходит. Да и понятно. Неформальным ответом была бы очевидность какого-нибудь стихотворения, его явленность и обязательность. То есть фактическая необходимость. А ее нет. И осознал я это, к сожалению, уже после того, как взялся за обзор. Иначе бы не стал, потому что нельзя это без любви делать. Такие вот предварительные извинения. Поясняю все это затем, чтобы было понятно: в данном конкретном случае коммуникативные неудачи в большей степени обусловлены сбоями на моем конце провода. Но довольно обо мне.

О стихах лонга, если говорить в целом, замечу, что они достаточно сильны технически. То есть откровенно провальных не встретилось. Напротив, все так достаточно умело, со знанием дела, порой даже чересчур. Впрочем, «чересчур» - это всегдашняя беда, и здесь на Стихире, и, равным образом, где бы то ни было: нарочитая демонстрация своих возможностей, освоенных приемов и поворотов, эквилибристика в вакууме. И ее оборотная сторона: слабость лирического повода, ограниченность поставленной художественной задачи, произвольность средств и смыслов.  С другой стороны, ничего обвинительно в моих словах нет. Речь о молодости (не в смысле возраста, а в смысле избытка жизненных сил, увлеченности и энтузиазма). Оказалось, что можно писать стихи, и даже качественные стихи! Ну как их после этого не писать? А так.

Во всяком случае, если писать, то помнить, что где-то рядом не дремлет этакий метафизический читательский КГБ (не в смысле персоналий, а вообще), для которого все твои «хитрые» ходы, все находки и старательно расставленные приманки-ловушки – все они прозрачны и проходимы; некая инстанция, которая не идет слепо на поводу у знака. По идее, этой инстанцией должен быть критик. По идее.

И еще о лонге. Тяжелое впечатление оставила сквозная тема смерти.

Теперь к конкретным текстам (коротко, поверхностно, порой откровенно вымученно):

1) СТЕП "Падают ноты"
http://www.stihi.ru/2008/09/07/2254 квота Главной редакции

«Падают ноты по небу ступенями» - что это вообще значит, как это понимать? «Бездны колодезной» - аллитерация через край.
В целом, меланхолично и неясно. Как бы философское стихотворение.


2) МАРИЯ СУВОРОВА  "Стих про Юлю"
http://stihi.ru/2011/10/08/8736 номинатор Иван Несмирный

Эмоционально, находчиво. Концептуально ожидаемо. Мне кажется, я уже это читал.

3) ПАТРИК О ЛИРИ "Птице снятся лица"
http://www.stihi.ru/2008/12/20/3466 номинатор Максим Корсаков
 
Герметично. Рифма птице/лица чересчур откровенна, особенно в финале.

4) АЛЕКСЕЙ МИРОНОВ УРАЛ "с самого вчера"
http://www.stihi.ru/2011/09/03/6672 номинатор Максим Корсаков

Хорошо, и я бы сказал, аккуратно. Только почему-то мне не приглянулось прямое обращение к комару «пой хитиновый дракончик/ пей мой резус друг», как элемент явной литературы. В целом же, тихое мелководье.

5) НАТАН ХЛЕБНИК "ну вот и сорок дней читаешь лет"
http://www.stihi.ru/2011/09/02/8283 Отборочный тур БЛК

Хорошо, конечно. Такой вязкий сложный текст. Но речь настолько влюблена в саму себя, что, кажется, уже не нуждается во мне, как читателе. Приди, филолог!

6) ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА "На закате"
http://stihi.ru/2010/11/03/608 Отборочный тур БЛК

Город-дракон - само по себе сомнительно. А так, городская лирика, что называется, программная. И еще «ночь-подмастерье», не могу так сходу объяснить почему, но это что-то ученическое или женское в «плохом» смысле этого слова.

7) СВЕТА ЧЕРНЫШОВА "Заброшенная мельница"
http://www.stihi.ru/2011/09/10/3210 Отборочный тур БЛК

Стихотворение сделано из выигрышной ритмики и выверенной интонации. Сделано на славу, практически идеально. И все-таки тут нет ни одного слова правды. А кому нужна правда? А никому.

8) СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА "Мифы народов Лукоморья. Песнь вторая"
http://stihi.ru/2011/09/26/3606 Отборочный тур БЛК

«За бывшее не здесь и не сейчас», «пыталась не случиться» - читатель клюнул.
«Рот, разбитый поцелуями наотмашь» - женщины в восторге.
Но КГБ как бы говорит: мы все видим.
Ну да, крепкое качественное стихотворение. Но оно напечатано на печатной машинке. Претензия на миф и эпос - неубедительна.

9) ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ "Яблоки"
http://www.stihi.ru/2011/09/09/8928 Отборочный тур БЛК

И наивно местами, и несколько разжевано. Но это лучшее стихотворение в лонге.

10) АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВ "В древнем nokia"
http://stihi.ru/2011/09/23/2880 Отборочный тур БЛК

«И герои в реальность пищат» - ну о чем после этого говорить?

11) ВАДИМ БАЛАБАН "свете чернышовой письмо №3"
http://www.stihi.ru/2011/08/07/3772 Отборочный тур БЛК

Современно, модно. Как бы не литературно. Якобы необязательность идет в плюс.
Ничего подобного.

12) ВИКТОР ФИШКИН "Глас народа"
http://stihi.ru/2010/06/23/4791 Отборочный тур БЛК

Стихотворение катится как колесо, отвалившееся от телеги. По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке. Куда катится? Туда. Вроде и докатилось до латинской поговорки. Чем не собирающий финал? Я такие стихи не воспринимаю.

13) АЛЕНА РЫЧКОВА "Когда бог маленький"
http://www.stihi.ru/2011/09/28/2963 Отборочный тур БЛК

Ну, может и ничего. Были сомнения насчет темы стиха. Отчасти эти сомнения остались.

14) ТАТЬЯНА ЛЕРНЕР "Нечитание стихов"
http://www.stihi.ru/2011/10/13/9311 Отборочный тур БЛК (квота Игоря Михайлова)

Хорошее стихотворение. Естественно развертывается. Есть литературные хитрости, традиционные. Но хорошо. Хотя финал немного вял, не по мысли, а по словесному воплощению.

15) ГАЛИНАС "через улицу"
http://www.stihi.ru/2011/07/26/3846 Отборочный тур БЛК (квота Клавдии Смирягиной - Дмитриевой)

Автор закрыл свою страницу.

16) ГАЛИНА САМОЙЛОВА "Эвридика – Орфею"
http://www.stihi.ru/2010/08/23/8624 Отборочный тур БЛК (квота Александра Спарбера)

Раз уж я дал волю своей вкусовщине, то скажу что не люблю культурно нагруженные стихи.
По тексту: не понравилась инверсия «связующей музыки нить», да и само выражение не приглянулось какой-то своей банальностью. И неуклюжий стык (о, эти тире!) «взглядом – в спину тебе».

17) СЕРГЕЙ ИВКИН "Музыкант
http://www.stihi.ru/2011/08/24/1758 номинатор Михаил Щерб

С элементами современности, как бы делающими стихотворение актуальным. Понравилось третье четверостишие (но там утомительные составные рифмы).

18) РОМАН УШАКОВ "Чердак и подвал"
http://www.stihi.ru/2010/02/08/1713 номинатор Михаил Щерб

«Под броней одеял» - очевидно же, что слабое место, нет? «Балдели от тьмы» - неузнаваемо, что-то тут неточно. Потому и финал проседает, который вроде должен был вынести стихотворение.

19) ЕВА ТЕНЕЦКАЯ "Засыпание II"
http://www.stihi.ru/2010/05/22/3457 номинатор Иван Шепета

Очень не хочется говорить о влиянии Бродского. Во-первых, потому что не хочется его вспоминать. Во-вторых, потому что не хочется уподобляться тем, кто его везде выискивает. Но подобные мыслепостроения претендующие на… уже изрядно утомили. Все эти сравнения и сентенции одинаково верные и неверные – случайные. Но стихотворение гладкое, и вполне себе сойдет.

20) СЕРГЕЙ СОКОЛКИН "При Сталине бы расстреляли"
http://www.stihi.ru/2009/06/14/4295 номинатор Иван Шепета

Развеселил выкрик-повтор «В печали я!». Как-то не понятно, то ли это юмористическое стихотворение, то ли всерьез. В любом случае, слабое.

21) DOU DOU "Я есмь"
http://stihi.ru/2011/02/13/9613 номинатор Сергей Пагын

«И мы в себе, торцами проницая через гнезда» - как это понимать? Если бы не необходимость оценить стих, я бы на этом и закончил чтение. Дальше. Словообразования – ради бога, никто не осудит, но толку – ноль.

22) ЛЕОНИД ПОТОРАК "Одна история"
http://stihi.ru/2011/08/23/7855    номинатор Сергей Пагын

Еще одно «философское» стихотворение. История ни о чем.
Хочу обратить внимание на выбор эпитета в строке «сквозь строгую склянку часов». Такой способ доносить мысль сильно снижает поэтический градус стихотворения.

23) ИППОЛИТ ПОХЛЁБКИН "Письмо братца Иванушки"
http://stihi.ru/2011/07/17/6806 номинатор Геннадий Руднев

Это поделка человека, умеющего рифмовать.

24) НАТАЛЬЯ СЕВЕЦ-ЕРМОЛИНА "Если вас бросили этой осенью"
http://stihi.ru/2010/10/19/5740 номинатор Геннадий Руднев

А это бестактность и безвкусица.

25) ОЛЕГ РОВИНСКИЙ "Штрафной батальон"
http://www.stihi.ru/2010/06/07/4812   номинатор Игорь Журба

Думал будет хуже. Тема располагает к плохим стихам. Но тут вроде ничего. Но и не шедевр. Облака, мама, все по тексту.
Понравилось «Отдавай, кого не жалко, приглянувшихся – оставь».

26) МАРИАННА  ЧЕРКАСОВА "Моему Новому Году"
http://www.stihi.ru/2010/12/29/7131 номинатор Игорь Журба 

«Шугануть ботинком модным слякоть» - ну как можно было поставить тут «модным»? Особенно в контексте предыдущего. Удачи делают текст, но провалы делают его тем, что он есть, вдвойне.

27) АЛЁ АЛЁ "протеатрально"
http://www.stihi.ru/2009/08/26/443 номинатор Сергей Беленко

Этюд на тему. Так ли все на самом деле? Каким-таким кипятком давятся актеры за кулисами? В чем смысл уточнения про грудное молоко? Что за многозначительный год, который поджидает зрителей? Я не знаю.

28) НЕЛЬСОН-МЛАДШИЙ "молитва Тепла"
http://www.stihi.ru/2009/11/09/5027   номинатор Светлана Чернышова

Известная техника западного верлибра: немотивированные подробности, многословие, блуждающий взгляд. При этом нам должны рассказать какую-нибудь сугубо бытовую «новую» историю. Все построено так, чтобы снижать пафос. Но эффект обратный: все слова как бы претендуют на значимость и необходимость (раз уж их так нужно было поместить в текст), и текст становится настолько самолюбивым, что читателю неловко.

29) АЛИНА МАРК «Шахматы»
http://www.stihi.ru/2010/10/08/3742 номинатор Юрий Семецкий

Не хотел переходить границу и говорить о «гендерных особенностях» (хотя уже пару раз в этом лонг-листе такое желание одолевало), но тут не удержусь. Это насквозь женские стихи и тематически, и стилистически. В этом как бы нет ничего плохого. Но я не знаю как читатели, а вот мужчины (возьму на себя смелость говорить от их лица) уже невероятно устали от всех этих игрищ. Когда я читаю подобные стихи, меня неотступно преследует ощущение, что это разговор с самой собой.

30) АЛЕКСЕЙ ПОРОШИН «Эх, напьюсь...»
http://www.stihi.ru/2011/01/19/1475 номинатор Юрий Семецкий

Это не стихи. Это для капустников или еще каких межпоэтических развлечений. Задорно и немного пошловато.

31) ВИКТОР КОВРИЖНЫХ 2 "Сокровенность"
http://www.stihi.ru/2011/10/01/7230 номинатор Игорь Гонохов

Вспомнил слово: фантасмагория. Чужие сны – потемки. Гладко и тоскливо.

32) ГЕННАДИЙ АКИМОВ "Бедуин"
http://www.stihi.ru/2011/05/23/9078 номинатор Игорь Гонохов

Этнографическая зарисовка. Пожалуй, не плохая. Хотя не берусь судить окончательно – не в курсе. Но как-то по-восточному закругленно, без катарсиса.

33) АННА ДЭ «Питерское»
http://www.stihi.ru/2011/09/18/753 номинатор Анатолий Тищенко

Все плохо, и штампы, и красивости, и на тебе – Достоевский, как в школе учили. И «татуировка – черным по снежному» (о, эти тире!!!).
Но финал понравился. Маяковский в нем такой приятственный.

34) НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА «Век и тяжбы…»
http://www.stihi.ru/2011/07/21/4265 номинатор Анатолий Тищенко

Есть ряд претензий к стиху, но понравилось. Неожиданность вопроса в финале спасла что ли, не знаю.

35) ПОРХАЮЩИЕ ПТИЦЫ  "предчувствие зимы"
http://stihi.ru/2011/09/16/5390  номинатор Александр Крупинин

Что за «пожарные в сутанах»? Наверно могло что-то выйти из этого текста, но, извините, я не увидел.

36) ЛАРИСА ЧИСТОТИНА  "Мои слова"
http://stihi.ru/2011/09/24/3142   номинатор Александр Крупинин

Красивости. Как можно следить за тем, чтобы кому-то открылись тайны? Можно либо их взять и отрыть, либо следить за тем, чтобы они не открылись.

37) НИКА АЛИФАНОВА "Курортное"
http://stihi.ru/2005/11/29-72 номинатор Нина Лёзер

«Трое – в город по перрону» (и еще раз: о, эти тире! чисто женская стилистика, кстати), «Чемодан скрипучий – рысью» (…) ужасно. Ну и еще 3-4 очевидных провала. И в целом, зарисовка со смыслом, известным только автору.

38) ЕЛЕНА ИНОЗЕМЦЕВА "Набросок"
http://www.stihi.ru/2009/04/01/7074 номинатор Нина Лёзер

Нормально. Смысл присутствует, откровенных провалов не заметил. Но также присутствует доля банальности и абстрактность.

39) КСЕНИЯ ПОЛОЗОВА  "1984"
http://stihi.ru/2003/09/04-426  номинатор Евгения Костюкова

Господи, как длинно. Неужели мне все это нужно знать? Все эти подробности. Еще и в рифму.

40) ДМИТРИЙ АРТИС "Представь себе, что папа любит маму... "
http://stihi.ru/2011/09/08/2900  номинатор Евгения Костюкова

Это стихотворение. Спасибо.

41) АНИКИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА «я знаю, что бывает немота…»
http://www.stihi.ru/2011/09/07/45 номинатор Татьяна Лернер

Фауста не надо. А стихотворение хорошее.

42) МИХАИЛ ПОЛЯЧЕК «Бублик»
http://www.stihi.ru/2009/08/23/6349 номинатор Татьяна Лернер

Не проникся, не хватило ума. Но и претензий нет.

43) РИБИКЕ "Нет-и-не-будет"
http://stihi.ru/2010/11/21/713 номинатор Егор Мирный

«Пропасть во лжи» - второй раз за лонг, и второй раз ужасно. Хотя в целом стихотворение неплохое. Только очевидно современное, по стилистике. Но кто сказал, что это плохо? Я сказал.

44) МИХАИЛ ДЫНКИН "точно тусклым мастерком костерка..."
http://stihi.ru/2011/02/04/3351 номинатор Егор Мирный

«Бродит ливень за оседлостью черт» - что это? Вроде неплохое стихотворение, но непонятно о чем, зачем, кому.


45) ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА «Лаврушинский»
http://www.stihi.ru/2011/09/06/4335

Пожалуй, да. Что-то есть в этом стихотворении слишком правильное, что ли. Но может, показалось.



Шорт-лист:

ИВАН ЗЕЛЕНЦОВ "Яблоки"
ДМИТРИЙ АРТИС "Представь себе, что папа любит маму... "
АНИКИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА «я знаю, что бывает немота…»
НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА «Век и тяжбы…»
ТАТЬЯНА ЛЕРНЕР "Нечитание стихов"
ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА «Лаврушинский»



И напоследок, простите, если кого обидел ненароком. Этот обзор явно контрастирует с моим предыдущим обзором и в плане конструктивности, и в плане тактичности. Ну что поделаешь, я честно старался, но не все зависит от меня. Сам я уже давно не пишу. А человек не пишущий, как правило, более злой критик, чем тот, кто пишет. Списывайте на это.

И удачи всем, хороших стихов!