Взгляд из-за кулис конкурса А король-то голый!

Клуб Слава Фонда
ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА КУЛИС КОНКУРСА
"А КОРОЛЬ-ТО ГОЛЫЙ!"
АВТОРА НАТИКО

Перед Вами – разбор очередного конкурса, и в этом Вы можете не сомневаться: это чистая правда. Конкурс «А король-то голый» посвящён извечной борьбе правды и лжи.
Напомним анонс к конкурсу:
«Принимаются стихи-размышления о правде и лжи, об истинном и фальшивом, а также стихотворения в тему со словами "правда" и "ложь" и их словоформами».
Тема правды и лжи вызвала отклик у 46 наших Авторов. Из них всего несколько человек обратились непосредственно к образу «голого короля» из знаменитой сказки и образу короля. Большинство решили проблему лирически: немало стихов приходится на тему мужских обманов, и тут вариаций очень много – от гордости и замкнутости до любви и всепрощения.
Итак, допустима ли «ложь во спасение», и так ли жестока «голая правда»? Попробуем высказать наше мнение, правдивое и честное, и посмотрим, поверите ли Вы. Только не забывайте – это всего лишь один выкрик из толпы… Точнее, из-за кулис.

Пусть наш обзор откроет коротенькое СТИХОТВОРЕНИЕ №29 «ЯЙЦО ИЛИ КУРИЦА» - по-моему, Автор ответил на этот вопрос блестяще. Стихотворению немножко вредит то, что при таком маленьком объёме на слово «король» нашлась только одна рифма, и она повторяется в двух куплетах, как и слово «свита». Но из-за меткости и афористичности этот недостаток можно не заметить – и повторы можно рассматривать как художественный приём. Приведу стихотворение целиком:
Он сыграл смешную роль,
Приобрёл потешный титул.
Понадеявшись на свиту,
Оказался гол король.

Мраком времени сокрыто,
Чья же здесь первична роль.
Короля сыграла свита –
Свиту... набирал король.

САМ СЕБЕ СКАЗОЧНИК

Сюжет из сказки «Голый король» присутствует в небольшом количестве произведений – всего в двух или трёх, где-то просто упоминается. А ведь между тем Авторы придумали и собственные сказки, вполне самостоятельные. У каждого своя цель и задача, но ведь мы все ищем поэтическую правду и избегаем поэтической лжи, какие бы сказки ни придумывали… Сказка – ложь, да в ней – намёк.

СТИХОТВОРЕНИЕ №1 «ПРИТЧА О ПРАВДАХ И ИСТИНЕ». Правду и истину в своём стихотворении противопоставил Леонид Дербенёв, композитор Евгений Крылатов написал музыку, и получилась песня из фильма «Не покидай»:
«Порой восстанет брат на брата,
Отчаянно, неистово.
И то, что первый крикнет – правда,
И что второй ответит – правда,
Правда, да не истина».
«Правда» и «истина» противопоставляются и в стихотворении нашего уважаемого Автора. Притча про город-гриб, приютивший множество «правд». Правда, он же гриб, поэтому не удосужился разобраться, кто «правее». Возникли противоречия, и тот, кто «правее», затеял драку, в результате которой от города-гриба осталось одно воспоминание.
Почему «гриб»? Опять-таки, у меня возникают аллюзии к детской сказке «Под грибом», который рос, пока шёл дождь: сперва он укрывал только муравья, потом – бабочку, мышку, воробья, дорос до зайца и даже ухитрился спрятать его от лисы. Городу-грибу из стихотворения нашего Автора внешние угрозы не грозят, его разваливает внутренняя вражда, и воду мутит одна «правда», а «город» даже не может отличить, права она или крива. 
Ритм построен не только на сильных и слабых долях, а на сильных и слабых долях плюс пауза. Она играет важнейшую «ритмообразующую» роль. Из-за неё происходит чередование двустопного и трёхстопного размера внутри строки, и внутренний ритм стихотворения получается неровным, но упругим, как резиновый мяч, он постоянно бьётся об одни и те же рамки размера:
Кто был крив из них, а кто прав, 
кто изгой, кто кумир?               
Океан зашумел, забрав,               
беспокойный мир,               
ветер бросил вслед горсть песка...   
там, где нет тропы,          
бродит истина между скал   
и растут грибы...               
«Истина» противопоставляется «правде» и появляется в самом конце, возвещая правильный ответ. А изменить ничего уже нельзя – ни города, ни правды в помине нет. Грустная притча получилась. А что касается самого образа «город-гриб», то конструкция не самая надёжная для хранения стольких правд – чай, не Швейцарский банк, вот и лопнул…

СТИХОТВОРЕНИЕ №11 «ДВА ВИТЯЗЯ» - тоже о лжи и правде. Кто ж на Руси отстаивал святую правду-матушку, как не витязи, богатыри, ратоборцы? Так и здесь. Вот они – друг напротив друга, готовые к битве…
Сузилось небо, как сеть.
Сжалась звенящая высь.
Там и сошлись, где не грех умереть.
Только на том и сошлись.

Накрепко сшиты копьём и мечом
Жизни и смерти края.
Первый спросил у второго: "А в чём
Верная правда твоя?"
В самом деле: хороший вопрос. «В чём сила, брат?» - «Сила, брат, в правде». А тогда в чём правда? На этот вопрос богатыри ответа не дают. Забегая вперёд, скажу, что мы так до конца стихотворения и не узнаем, в чём же правда одного, в чём правда другого, и кто из них вообще «правее». Зато финал – образец афористичности и энергии высказывания, экспрессии, если хотите:
И он услышал в ответ тетиву
Жгучую, как суховей:
"Правда моя - что пока я живу -
Правды не будет твоей".
Первая строчка подкачала: два ударных слога рядом «И он» режут внутренний слух, тут богатырский конь явно споткнулся. Зато две последние строки могут быть в современной былине, в них – непримиримый воин, который не сдаётся и дерётся «не на живот, а на смерть». И остаётся только верить и надеяться, что его дело – действительно правое, потому что он не отступит. 

СТИХОТВОРЕНИЕ №12 «Где Роскошь и Блеск фараонов» - всё насквозь символично. Армагеддон, воплощающийся на глазах читателей и современников, век «под пятою Дракона», Измена, Жестокость, прочие страсти и страстишки. Кажется, что от них нет спасения, на самом деле – есть.
Сметает всю Правду на Свете
Потоком над пропастью Лжи.
Что делать, не бросив на ветер
Последнюю волю Души?..

...Лишь Вера Любовь воскресила
С Надеждой до лучших времён,
Низринув одесную силы,
Что пал в поднебесье Дракон!..
Слово «одесную» у меня вызывает вопросы. «Сесть одесную» - из библейского это значит сесть рядом, по правую руку. А «низринуть одесную» - по-моему, проблематично.
Несмотря на эрудицию, символичность, умело зашифрованные и рассыпанные по всему стихотворению «знаки» и ключевые слова – в нём чувствуется холодноватая академичность. Нет, на самом деле очень интересно рассмотреть каждую строку,  узнать, что в нём зашифровано, расшифровать. Ясно, что это стихотворение-шифр, «концентрат», слиток из исторических познаний и предсказаний. Если бы сюда экспрессию из предыдущего стихотворения, эмоциональный накал – впечатление было бы ещё лучше.

СТИХОТВОРЕНИЕ №13 «ПО ВЕСУ КРАСКИ» - здесь непосредственно возникает образ короля. Но, разумеется, Автор – в роли того мальчика из толпы. Речь идёт о картине, которой все восхищаются, и не восхититься ею – дурной тон.
Ребёнка я исполню роль
И крикну:  "Голый ведь король!"
…Но полотно само – бесценно
По весу краски - 
Несомненно.
Действительно, хорошая картинка того, сколько люди вкладывают в тщеславие, удовлетворение амбиций, создание шумихи вокруг собственного имени. Да, рисунок дорогой. Но чем он дорог?
Меткое наблюдение, хорошо «вписанный» в современность сюжет сказки. Сколько народу не понимает, что гениального в полотнах, или же опасается высказывать своё мнение, когда все вокруг аплодируют очередному «голому королю».
Автору остаётся пожелать только большей работы над словом. Разбирать картину лучше отточенным слогом, чем не отточенным. Нужно избавиться от «служебных» слов вроде этого «ведь» в последних строках, может быть, перестроить фразу. Ясно читается, что «ведь» тут играет роль «дополнительного слога», чтобы попасть в размер, самостоятельное его наличие здесь – не так уж необходимо. А поэтическая речь (в идеале) должна звучать естественно, без «подпорок».
Не очень удачна конструкция и в первом куплете:
Однажды  в городском музее,
Где словно в пёстрый мир - окно,
Остановилась я, глазея
На - во всю стену - полотно. – вот в этой строчке можно по знакам препинания грамматически понять, к чему относится вводная конструкция после «на», но прочесть со сцены вслух будет затруднительно.
Есть и другие случаи в стихотворении, достаточно объёмном, об которые можно «споткнуться», в шлифовке оно ещё нуждается. Нужна меткость слова, большая афористичность. А вот меткость наблюдения у Автора уже есть.

СТИХОТВОРЕНИЮ №17 «НЕТ ПРАВДЫ. ПОЧЕМУ?» тоже не помешала бы работа со словом. Не очень удачная рифмовка, но продуманная схема. Правда, при легкочитаемом ритме Автор удлинил строки в конце каждого катрена, и получилось немного тяжеловато. Сюжет аллегоричен: Ложь решила играть роль Правды на подмостках. И, судя по всему, ей это удалось.
Народ пленился шиком Лжи-сестренки,
кричал ей «браво!» яростно и громко.
Забыл – цена ей в праздник медный грош.
Он вере в Правду изменил –
ему в "награду" – Ложь.
Достаточно простая задумка, простые рифмы и традиционные образы. «Мир – кумир», «жили – не тужили», «сцены – измены», правда, попадается еще и «в подлунном мире – не тужили».
Образ сцены – ну, на эту тему сказано очень много. Как ни старались актёры, начиная от Станиславского, как ни стремились к сценической правде, сцена для Автора этого стихотворения – всего лишь «подмосток Лжи», мостик, по которому она вкралась в умы и сердца. Сцена тут – это плохо, она противопоставлена простому жилищу, где заперлась обиженная людским отношением Правда.
Вывод – пессимистичен: люди сами виноваты, что поверили. В общем, особых философских глубин тут и нет, но ведь и Правда – дело несложное. Говори правду, а то забудешь, где играть какую роль, и не запутаешься. Всё просто, как в этом стихотворении.

СТИХОТВОРЕНИЕ №16 «ГОРОД» - о столкновении правды и лжи, и раскол проходит по сказкам, легендам и притчам. Причём Автор смешал в одном стихотворении и притчи, и сказки, и элементы истории. Что это за «король», о котором говорится в стихотворении – мы не знаем, но явно из другой сказки, чем та, что вынесена в название конкурса.
На белом, а может быть всё-таки на вороном,
Я должен был въехать в тот город, где фон не трещит.
Она показалась бы мне за больничным окном –
Надежда, что веру нельзя опрокинуть на щит.

От гулкого эха площадно корёжилась гать
В болоте заложенных всуе народных примет.
Мой конь испугался бы сонной команды мечтать
О будущем канувших в тень из-за выхода в свет.
Подбор слов достоин отдельного внимания. Но в этом куплете «изыски» явно затеняют смысл. Особенно «наворочены» с грамматической точки зрения последние строки. Я бы не отдала своему коню «сонную команду мечтать о будущем канувших в тень из-за выхода в свет». Конец цитаты.
До смысла докопаться можно, если вчитаться, но останавливаться не хочется, я хочется ехать дальше и узнать, въехал ли герой в город «на белом, а может быть, на вороном», или нет.
Стучали копыта, но двери никто не открыл,
Звенела струна, но костры зажигать не с руки.
Печален удел перемен, отползающих в тыл,
И жалок остаток вождей, растерявших полки. – а вот этот катрен пессимистичен, но грамматически и по смыслу понятен, чёток и потому удачен. Я поняла, что «король» в город всё-таки надеялся попасть:
«Меня называла героем поэтов орда», - про «поэтов орду» мне понравилось. Вообще поэтической братии в конкурсе «о правде и лжи» тоже достаётся, и местами крепко. Но тут – одним словом, однако сколько в этом слове… Хорошо хоть критиков уважаемый Автор не упомянул, а потому продолжаю свой «ордынский набег» на его стихотворение.
В город наш «король» всё-таки не въехал, поскольку судьба совершила «коронный разворот», но он его даже не заметил и вопрошает в стихах, где и когда это было? Однако под копытами коня – уже вечность, «лунная дорога», вплетаются библейские мотивы…
А люди? Что люди? Они – как всегда и везде,
Такие же точно, но портит их вечный вопрос:
Кого обвинять, если век протекает в узде...
И где будет запись по льготной цене на овёс?..
Человечество, «род лукавый и прелюбодейный», Автор явно не идеализирует. Горький вывод в этом стихотворении, не оставляющий надежду, что люди когда-нибудь поумнеют.
Но если уж тут упоминается Библия, то надо вспомнить: за что-то же нас любит Господь Бог… Он ещё надеется, что мы если не въедем, то хотя бы войдём в город и научимся вести себя как люди.

А вот это – редкостный пример иезуитства. Но это ж надо было так прочитать классика… СТИХОТВОРЕНИЕ №36 «ПОЧТИ ТЮТЧЕВ». Обыгрывается фраза «Мысль изречённая есть ложь». Дело в том, что некоторые слова на письме выглядят вполне себе впечатляюще, а вот при произнесении вслух меняют смысл на противоположный. Вот известное наблюдение Чуковского (из сборника «От двух до пяти»). Мама причесывает дочку и приговаривает:
- Терпи, казак, атаманом будешь.
Дочка причёсывает куклу и выдаёт:
- Терпи, коза, а то мамой будешь.
Но это ребёнок, он так услышал. Что же услышал наш Автор в знаменитой фразе? В этом «компоте из классики», который представляет собой стихотворение, примечательна финальная мысль:
И против Тютчева похоже не попрешь -
Он прав- «Мы - слизь, речённая есть ложь»...
Вот такие страшные сказочки и внедряются последние годы в сознание наших людей… Не хочу обидеть Автора, лично я против показного самоуничижения в любой форме, кроме шуточной. Но шутку я не «просекла».

Ещё одна жизненная страшная сказочка – СТИХОТВОРЕНИЕ №37 «КАМУФЛЯЖ».
Есть человек в ветровке,
Есть в джемпере и в тужурке,
Есть в рясе, в рубашке, в толстовке,
Во фраке, в жилетке, и в куртке.

Есть человек на пляже,
Одетый в рамках приличий,
А есть человек в камуфляже,
Наёмник без знаков различий.

(…)
Получит свою зарплату
За реки пролитой крови.
Сняв маску, наденет шляпу,
Смешается с общей толпою.

Он будет в костюме, в футболке,
А может, во френче, в халате,
В пальто, в водолазке, в джинсовке
Иль в телогрейке на вате.

Теперь простая одежда
Послужит ему камуфляжем,
Скрывая за обликом внешним
Душу чернее, чем сажа.

В целом – чуть-чуть технически «недотянутое» стихотворение, в основном это касается ударений и немножко ритма. Но в целом – достойная работа и интересная игра смыслом слова «камуфляж». «Ужастик про киллера».

«Я БЫЛ ЗОЛ» - «И Я СЕРДИЛАСЬ!» - «Я УШЕЛ» - «И Я УШЛА»

Он обманывает её, она не верит, и наоборот… Правда, в подборке присутствует по большей части всё-таки женский взгляд на вещи, и «ОН» предстаёт коварным искусителем чаще, чем «ОНА» - дерзкой обольстительницей.

Но вот одно произведение заслуживает внимания как попытка примирить «женский» и «мужской» взгляд на вещи. СТИХОТВОРЕНИЕ №2 «НУЖНА ЛИ ЛОЖЬ»? Сценка из бытовой жизни, без претензий, достаточно простенькая по исполнению и по задумке. Но с глубоким подтекстом. Предмет спора весьма романтичен – подарок на день рождения: супруга почему-то всё время дарит мужу… часы. А ему неудобно отказаться.
       И потому - дарю часы -
       карманные, настенные, ручные,
       фарфоровые, детские, стальные,
       и вся квартира тикает - увы!
(…)
       Я мог бы ей сказать,
       мог возмутиться,
       но не хочу -
       она же огорчится!
«Часы» - «увы» - это, увы, не рифма, даже приблизительная. Лучше уж с «трусами», пусть банально, зато звучит.
Но будем серьёзны. В финале Автор задаётся правильным вопросом: а нужна ли ложь во спасение, и не лучше ли честно вскричать «Какая гадость эта ваша заливная рыба!», возмутиться, поругаться, помириться и делать (принимать) подарки, доставляющие радость? Почему-то супругам это не приходит в голову. Боятся огорчить – но огорчают ещё больше. И так и так огорчение – стОит ли лукавить?
Ситуация с квартирой, забитой часами, безусловно, утрирована. Ну не могло такого быть на самом деле! Жена заметила бы, что муж отнюдь не «фанатеет» от энных по счёту часов с кукушкой. И муж нашёл бы способ тактично намекнуть, что ему нравятся гантели. Но на самом деле этот простенький стих поднимает одну из сложнейших проблем «правды и лжи» - ложь по умолчанию. Такое бывает. Неудивительно, что многие Авторы обошли её таким же молчанием! Она не явна и не бросается в глаза. Но «свидетель преступления, молчащий об этом, приравнивается к соучастнику».
В стихотворении нашего Автора всё не так страшно и трагично, вроде бы пустяк – подарок, но даже по его поводу героям мешают договориться ложные стереотипы.

СТИХОТВОРЕНИЕ №20 «ПРИЗНАНИЕ» подкупает своей искренностью. Сонет – всего 14 строк – давайте прочитаем целиком.
Не правда ль – что тебе в моих стихах?
Они правдивы и небезыскусны,
Но в них, быть может, не хватает чувства:
Придёшь домой, рассеянно-тиха,

Найдёшь  в авоське  этот мой сонет,
Прочтёшь, не вспыхнешь (хоть и не осудишь),
Вздохнёшь,  уронишь  на пол  и забудешь
Моё признанье – в  суете сует...

Три года без улыбки, без привета,
Но ты права: слова и рифмы – ложь,
Раз не нашли в родной душе ответа.

Ты женщина, ты чувствами живёшь,
Прости – я лишь сегодня понял это.
И ты простишь. И больше не придёшь?
Тут – всё. И робкая надежда (впрочем, достаточно смелая, если он решил признаться). И её непонимание – не от чёрствости, а от занятости-беготни-суеты, от жизни, в общем. Даже признание – в «авоське», где ещё куча полезных и нужных вещей. Наверное, он незаметно подбросил ей этот листочек на свидании в надежде, что дома, в одиночестве, она прочтёт то, что он не решился ей сказать. И снова надежда – робкая – на то, что она всё-таки придёт. Может, стихи и «безыскусные», но очень тонкие.

А вот замечательная вариация в СТИХОТВОРЕНИИ №22 «ОБМАНУЛ»… Лирическая героиня этого стихотворения прямо-таки умоляет: «Обманите меня».
Сколько песен, цветов подарили не мне,
И не я шла с любимым навстречу весне…
Пусть коварна Любовь, но нельзя не любить!
Обманите! Хочу я обманутой быть!
Конечно, классик сказал первым: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Но наша героиня тоже говорит хорошим литературным языком, и обман – не конец света, в её понимании, она готова к такой расплате за чувство.
Он пришёл! Значит, жизнь я не зря прожила,
И Обманщика я не напрасно ждала -
Он сказал, что придёт на одну лишь весну,
А пришёл навсегда……………………….
               
Да, и впрямь обманул!!!
В общем, за такие обманы стОит поднять красивый и цветистый тост!

А вот в СТИХОТВОРЕНИИ №25 «НЕ ЛГИ МНЕ» - напротив, горький упрёк за ложь. Само стихотворение следует отметить за мастерскую работу. Во-первых, тут элементы монорима – через все катрены красиво проходят вариации рифм на слова заголовка: «Не лги мне». «Сильным», «наивней», «гимне», «за ними» - в общем, однообразия нет, есть и глаголы, и прилагательные, и склонения существительных, и даже составные рифмы. Техника отточена. Далее: последняя строчка каждого куплета укорочена, такой невысказанный упрёк, когда «всё остальное» говорится обвиняющим молчанием, паузой.
Я тебя не просила быть сильным.
Я быть слабым тебе не мешала
И просила всего лишь: - Не лги мне.
Так мало.
(…)
Ни звезды, что без неба погибнет,
Ни грехов, что вовек не отмолишь –
Я просила всего лишь: - Не лги мне.
Всего лишь...
Красивый стих. Печально только то, что лирическая героиня так и не смирилась с этой ложью, так и не простила «не единожды солгавшего». А может, это и правильно, так и надо?

А вот этот товарищ тоже солгал своей невесте. СТИХОТВОРЕНИЕ №39 называется «СВАДЕБНЫЙ ВАЛЬС». Очень трогательный сюжет: девушка попала в аварию накануне свадьбы, а её жених продолжал ухаживать за ней и всё время врал на счёт диагноза. Врачи «приговорили» её к тому, что она не будет ходить, а он всё время обнадеживал.
«…Теперь все будет хорошо, я обещаю.
Здесь не курорт, но все же отдохнешь…»
«Но почему я ног не ощущаю?»
«Пройдёт» — он проклинал себя за ложь…
(…)
Ну, а пока поспи. Я рядом буду».
И вышел он, закрыв тихонько дверь.
И кулаком об стену, стиснув зубы.
Ты должен верить в ложь! Ты должен! Верь!

...Часами он просиживал в палате.
Рассказывал, как будут вместе жить.
О том, что свадьбу отыграют в марте…
И в вальсе будет он ее кружить…
Разумеется, всё тайное всегда становится явным, но самое главное, что и она поверила в спасительную ложь – и стала на ноги. В общем, хэппи-энд, всё хорошо, да и в жизни, говорят, иногда такое случается. «Ложь во спасение» во всей красе. Ощущение, что это рифмованный рассказ или жизненная история.
Если вчитаться, у Эдуарда Асадова тоже много «рифмованных историй», часто длинных, часто ритм там бывает неравномерен, если вчитываться строгим взглядом. Но они оставляют в душе след и драматургией, и поставленной проблемой, и очень часто афористичностью. В данном случае драматургия и поставленная проблема немного смазаны. Наверное, из-за необходимости быть кратким Автор упаковал, в принципе, «самоигральный» и развёрнутый сюжет в одну серию. Слишком быстр у девушки переход от потрясения, что любимый её обманул по части диагноза, к радости, и тут же она обещает ему тот самый «свадебный вальс», да и его переживания показаны несколькими штрихами, как готовое решение.
Мы будем самой лучшей в мире парой,
Ведь просто так нам не даётся шанс.
Ты верил за двоих. И все недаром!
Ну и ещё… Я задолжала тебе вальс.»
Этот стих можно расширить на хорошую стихотворную поэму, в «кратком пересказе» он сжат и подлинной драматургии не даёт, скорее предлагает заданные Автором решения и ставит меня как читателя перед фактами. Но это, конечно же, придирки при сравнении с классиками… На самом деле «всё хорошо, что хорошо кончается».

ФИЛОСОФИЯ ПРАВДЫ

Некоторые стихотворения хотелось бы привести целиком. Анализировать – означает «мудрствовать лукаво».

СТИХОТВОРЕНИЕ №46 «ПОЭТЫ»:
Как опавшие листья, легки,
И ветрами шальными гонимы,
Всё живём мы. Живём - вопреки...
Мы - Поэты. Певцы. Пилигримы.

Вопреки - и бессилью, и лжи,
Той, чьё слово от правды разнится...
За спиною - границ рубежи,
Впереди - отторженья границы.

И опять не нужны никому
Наших душ неземные пределы -
Но летят, уплывая во тьму,
Из мелодий и строк каравеллы...

И не слышит никто, хоть кричи,
Наших душ обожжённые струны...
Растворяется пламя в ночи -
Слов несказанных вещие руны...

Только любит за что-то поэт
Обнажённую радость рассвета
И закат догоревший... Но нет -
Не о том его боль... не об этом...

И в щемящую нежность строки
Вдохновения крылья одеты...
Так и светим... Живём... ВОПРЕКИ
Всей ненужности нашей,
П о э т ы ...

СТИХОТВОРЕНИЕ №35 «МОНОЛОГ МАТЕРИ». Без комментариев, но на самом деле действительно: что правильнее – рожь или пшеница? Зачастую об этом вспоминают, когда ножи и тесаки уже пущены в дело.
Упрямые души, умелые руки, красивые лица...
Мой сын был другим, и на сына соседки он был не похож...
Мой сын уважал и выращивал только пшеницу,
А сын у соседки любил и растил исключительно рожь...

Ах, дети, зачем друг на друга вы начали злиться? -
Ведь счастье важнее, чем правда моя и соседская ложь!
Вонзил свой тесак тот, кто вырастил лучшую в мире пшеницу,
И нож свой вогнал тот, кто вырастил лучшую рожь...

А всё ведь иначе при здравом рассудке могло бы случиться... -
Какою большою, какою бы дружной была бы семья:
Какие хорошие здесь уродились и рожь и пшеница,
Какие хорошие в наших краях родились сыновья!
Стихотворение можно считать хоть вечным, хоть злободневным – в зависимости от того, кто читает. Мне оно кажется очень актуальным. Правда – как красота: в глазах смотрящего.

СТИХОТВОРЕНИЕ №32 «ФАКЕЛЬЩИК» - о войне. Великой Отечественной. Вообще много их было, войн, можно и запутаться, но таких жестоких, как в текущем и прошлом веке, люди не знали. Хотя, впрочем, может, и знали, но забыли… Странно, что всё это творит человечество, много тысяч лет назад получившее священные тексты и своды этических правил, которые не учат плохому. И – вот что продолжает твориться…
«Мы опять опоздали. Дома полыхали на взгорке.
Запах гари и крови – кто сможет его позабыть!
Немцы снова ушли, всех угнав, кто способен ходить,
Расстреляв остальных. Вы бы знали, как стыдно и горько
Видеть все – и не мочь, не догнать, не суметь отомстить!

Повара подтянулись. У кухни собралась пехота.
Снова каше перловой – «шрапнели» – был кто-то не рад.
Вдруг – откуда он взялся! – встал к кухне немецкий солдат:
Одуревший от шнапса, небритый; но жрать-то охота!
Налетели, скрутили, сорвали с плеча автомат.

Русской правды порядки просты, это – око за око.
Раз в бензине шинель – не надейся на милость судьбы.
Раскачали и бросили в пламя горящей избы.
Может, кто-то и скажет теперь – поступили жестоко.
Но скажите, а как в этот час поступили бы вы?»
В послесловии к этому стихотворению скажу: к технике замечаний нет. К содержанию – есть. Сейчас модно обвинять советские войска в излишней жесткости. Вообще это циничное изобретение западных идеологов: доказать, что борьба шла не за право ЧЕЛОВЕКА оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, не против фашизма, а два зверя, красный и со свастикой, берлогу не поделили. Модно откапывать и попросту додумывать душераздирающие подробности жестокости советской стороны. Но, при прочих равных, у нас не было концлагерей, где из человеческой кожи шили сумочки. И не мы пришли – а к нам пришли. Даже в Берлине, в Германии, есть на русском языке надписи в память воинов-освободителей. И можно ли вообще ставить вопрос о жестокости и «правах человека» при виде того, что оставлял после себя враг? Да и «права человека» сегодня однобоки: на одних распространяются свято и нерушимо, на других – постольку-поскольку. Действительно, а как бы поступили мы – чем бы «накормили» этого голодного, расстрелявшего и сжегшего мирных жителей? Если учесть, что человек, совершивший то, что делали фашисты во время войны – кто угодно, только не человек.

СТИХОТВОРЕНИЕ №5 «ЯДУ МНЕ, ЯДУ!» - тщательно продуманная конструкция. В конце каждого катрена – укороченная строка, акцентированная, словно бы символ данного четверостишия. От «света» к «влаге дождя», затем «водке», «мёду приторной сласти» - и финал предрешён и обозначен в заголовке: к яду.
Солнце обложено клочьями ваты.
Ты виноват или я виновата
в том, что на правду наложено вето?
Света мне, света!

Дождь распустил безобразные космы,
душу втянул беззастенчивый осмос,
болью наполнив небесные фляги.
Влаги мне, влаги!

Правда в вине или в чём-то покрепче?
Ложь загустевшую вытравить нечем.
Бой продолжается, отдых короткий.
Водки мне, водки!

Горечью пахнут нелепые страсти,
вязкою горечью приторной сласти.
Ложь улыбается, слову в угоду.
Мёду мне, мёду!

Вечер, прощаясь, у двЕри пригнулся,
время отмерив ударами пульса.
Дни-близнецы образуют плеяду.
Яду мне, яду!
Символичность, безнадёжность, оборванность… Правда, в финале всё-таки мерцает надежда. Если вначале лирический герой просил света – и не получил, есть вероятность, что яду он тоже не получит и ещё порадует нас своими наблюдениями.
В общем, как говорит лирическая героиня СТИХОТВОРЕНИЯ №26 «НЕПРАВДЫ МАЛЕНЬКИЙ ГЛОТОК» - это не очень хороший «десерт»
Неправды маленький глоток –
Десерт сомнительного свойства…
Никогда не знаешь, что в стакане: яд, мёд, водка?

СТИХОТВОРЕНИЕ №15 «ВОТ И ВРЕМЯ». Признаться, не все символы оказались понятны лично мне, но то, что это не самое сложное для восприятия произведение – факт. Есть сложнее, додумать и понять можно. Очень нравится художественный повтор, придающий стихотворению ритмичность и смысловую «закольцованность». «Вот и время» подводить итог… «Вот и ладно», сядем дружно в ряд… «Вот и двери», давят на порог…
Я по стилистике угадываю Автора, это его излюбленные приёмы, и все – в одном стихотворении. Узнаваем и пессимизм, и манера продолжать стихотворение, находя другие смыслы у тех же слов: «Нас попросят выйти дружно в сад, из себя» - «выйти в сад», «все в сад», и «выйти из себя». Впрочем, таких «игрушек-приёмов» по стихотворению рассыпано немало, интересно на них натыкаться, потому что удачная игра слов всегда привлекает. Но только игра грустная – этой правды Автор честно не скрывает. 
Вот и время подводить итог. Может, под статью иль монастырь.
Сматывает снасти шапито. Клоуны остались не в чести.
Вот и место огласить указ. Я – не местный, "понаехал тут".
За границей брошенных проказ – прокажённой памяти редут.

Вот и ладно, сядем дружно в ряд: я, надежда, вера и тоска.
На любовь не выписан наряд – вечно херувимы в отпусках.
Ведь не мальчик – старенький Амур – или просто дрогнула рука...
Прикуп ожидая на дому, с честью остаёшься в дураках.

Вот и двери, давят на порог. Три окна – там поле, море, лес.
Рядом перекрёсток трёх дорог, свалка счастья на полях чудес.
Ключ утерян много лет назад. Впрочем, и не заперто давно.
Но идти, куда глядят глаза – поздно, и не тянет, и темно.

Вот и всё. Осталось подписать – нет, не кровью и не приговор –
пачку накладных на паруса (алыми не стали до сих пор).
Я бы на покой не променял, но на волю – духу нет и сил.
Вот и всё в итоге про меня?.. – Боже сохрани и упаси.

Это время не свернуть в дугу. И бараний рог допит до дна.
Я, по правде, больше не могу. Потому что ложь не спит одна.
На каком забытом рубеже: не пытался, не бывал, не жил?
Вот и завершается сюжет. Тухнут, рассыпаясь, миражи...

Вот какой не выдался финал. Выдачи не будет из колод.
Гаснут лица, титры, имена от смешенья красок и пород.
Нас попросят выйти дружно в сад, из себя, тихонько семеня.
Вот и раздаются голоса. На арене. Те же. Без меня.

Вспомним Филатова: «Лучше горькая, но правда, чем приятная, но лесть». В СТИХОТВОРЕНИИ №19 «МЫ ВОСПИТАЛИ ПОКОЛЕНЬЕ, НЕ ВЕРЯЩЕЕ НИКОМУ» - ну очень горькая правда. Не то что горчит – вопиет. Хочется всё-таки надеяться на лучшее, но вот этого «ЛУЧШЕГО» никто никому уже очень давно не прививал.
Мы воспитали поколенье - не верящее никому.
Ему душевные томленья и поиск истин ни к чему.
От сытости, давно привычной, избегнув "зряшного" труда
Интересуется лишь личным: иных беда - не их беда.

Перешагнёт легко лежачих, ударив даже - может быть!
Где стоит хохотать - заплачет, не став над горем - "зря" - грустить.
Сорокой кинется на вещи, рекламой смерив свой успех.
Оценивает телом женщин, мужчин же лишь деньгами, всех.

Своим признает всё, что можно (к чему дотянется рука)!
Смеётся над неосторожным: сочувствий тема не близка.
Не знает равенства и братства, историю страны забыв.
Семью меняет на богатство, детей и жён недолюбив.

Профессию "почище" ищет (куда тут: "пользу приносить")!..
Наш мир - корабль с пробитым днищем, что шторм не сможет пережить.

После разбора «Честь имею» стараюсь «политических» стихотворений избегать. Тут они, кстати, тоже есть. Спорить о политике – любимое занятие для тех, кто привык к «кухонным дебатам» и «разговорам с телевизором». Скажем так: я уважаю Ваши взгляды, пока Вы уважаете мои. Но этот «политический» стих – читайте, в общем, сами. Тоже привожу целиком: СТИХОТВОРЕНИЕ №30 «ОН ДИКТАТОР, ЦИНИК И АГРЕССОР».
Вместо сердца у него процессор,
Страсть его – военные пожары,
Он диктатор, циник и агрессор.
А ему – осанна и фанфары?
Дать ему охрану и упрятать,
Мало ли укромных мест на карте.
Вы о ком подумали, ребята?
Я-то говорю... о Бонапарте*.
Не страсть какая интрига в финале, стих слишком короток, чтобы читатель мог ощутить «эффект неожиданности». Но – и это, между прочим, существенно – во времена Бонапарта не было процессоров, притом он давно уже «упрятан» на остров святой Елены. В наше время, в век существования процессоров и спутниковых навигационных систем, остров святой Елены – не панацея…

И ещё один, не очень профессионально «скроенный» стих, но очень правильный, хотелось бы привести. СТИХОТВОРЕНИЕ №31 «МОЖЕТ БЫТЬ» - сочинял последователь графа Толстого, это его призыв «жить не по лжи» появился в XIX веке. Всё достаточно просто, давно придумано, доступным графским языком изложено.
Может быть, когда-нибудь
Я пойму планет движенье…
Жизнь моя – нелегкий путь,
Жизнь моя – одно мгновенье.
Чем наполнить, что успеть?
Дом, семья, работа, дети…
Что ж, у многих в мире есть
Вехи памятные эти.
На Земле оставить след
Больший, чем надгробья даты,
Могут физик и поэт,
Безымянные солдаты…
А быть может, просто жить –
Тоже подвиг неприметный?
Ясно, честно, не по лжи,
В доброте простой и светлой?
Может быть…

СТИХОТВОРЕНИЕ №40 «СКАЗКА, РАССКАЗАННАЯ В ВОСКРЕСЕНЬЕ». Нет, это не бормотание засыпающего отца, старающегося угомонить неспящее чадо. Это настоящая жизненная программа, и неслабо изложенная. Впрочем, зачем тебе жизненные программы, если ты Плохиш? А если ты Кибальчиш – опять-таки они тебе не нужны, ты ведь и сам всё знаешь…
Это было уже... И, наверно, случится не раз -
Повторяется всё, что рассказано по воскресеньям.
Понимаешь, малыш, ведь не важно, чем кончится сказ,
Но всегда Плохишам достаётся корзина печенья.

Есть один лишь ответ на любое количество бед.
Через тернии к звёздам - по срубам, по струпьям, по трупам...
Остаётся усталость в финале ненужных побед,
А огонь и вода - всё ж гуманней, чем медные трубы.

Только помни, дружок, - на крутых поворотах пути
Тормоза предают в одночасье легко и беззвучно.
Мотыльковое счастье к огню беззаботно летит,
Ну, а выть на луну с покорённых вершин всё ж сподручней.

И гангреной в крови вызревает больная любовь.
Расстояние вдаль уплывает бездонными днями.
Спят на дне корабли, позабывшие зов берегов,
И вгрызается в рёбра им хищно солёная память.

За спиной каждой жизни стоит беспристрастная смерть
И средь чёрных сестёр нелегко белой трепетной птице.
Чтоб чего-то достичь, нужно этой идеей гореть -
Кто тебя обманул, что погасли костры инквизиций?

В каждом ветре свободы сквозит затхлый сумрачный плен,
В каждой новой находке коварно таятся потери,
В каждой пафосной клятве - фальшивые ноты измен,
И сомнений тлетворный угар - в каждой истинной вере.

И зачем тебе знать, чем закончится этот рассказ?..
Как меняются лица на лики под липкою кистью?
Знал один Прометей про распятый ветрами Кавказ,
Знал ведь только орёл сладкий вкус несгибаемых истин.

Ну зачем тебе знать... Да ты, к счастью, давно уже спишь!..
Эту сказку тебе не расскажут ни Кафка, ни Гофман...
Не пеняй на свой крест, если всё-таки ты - Кибальчиш.
И не всё ли равно, где свою ты отыщешь Голгофу?

СТИХОТВОРЕНИЕ №44 «ПУСТЫЕ РАМЫ ПРОЖИТЫХ КАРТИН» - для финала подборки в самый раз. И по уровню – тоже. И так могут встречаться ложь и правда – в узоре из осенних листьев…
Пустые рамы прожитых картин,
Развеянных минувшими ветрами,
Заполнит время, вечный пилигрим,
Совсем иными, новыми штрихами,
Создав другой узор, другой сюжет
Из липких почек и осенних листьев,
Где буду я опять искать ответ
Средь прописных и выдуманных истин…
Сплетутся в них печаль и радость вновь,
Но, Боже, упаси от лжи и фальши!
Даруй, прошу, надежду и любовь,
И веру, и прощение предавшим.


Ссылки на стихотворения, принявшие участие в обзоре конкурса "А король-то голый!"

29 http://www.stihi.ru/2010/08/06/3990
 1 http://www.stihi.ru/2014/06/07/4649
 11 http://www.stihi.ru/2013/08/01/5274
 12 http://www.stihi.ru/2011/09/09/1723
 13 http://www.stihi.ru/2010/02/08/5055
 17 http://www.stihi.ru/2013/05/08/9029
 16 http://www.stihi.ru/2009/02/12/1594
 36 http://www.stihi.ru/2014/03/16/8798
 37 http://www.stihi.ru/2014/06/29/9504
 2 http://www.stihi.ru/2008/08/16/3308
 20 http://www.stihi.ru/2010/05/01/4351
 22 http://www.stihi.ru/2012/06/15/5013
 25 http://www.stihi.ru/2011/05/24/8769
 39 http://www.stihi.ru/2014/06/27/7116
 46 http://www.stihi.ru/2005/11/19-1690
 35 http://www.stihi.ru/2012/09/27/7070
 32 http://www.stihi.ru/2002/10/10-397
 5 http://www.stihi.ru/2013/01/17/9411
 26 http://www.stihi.ru/2009/05/13/6834
 15 http://www.stihi.ru/2011/01/02/4103
 19 http://www.stihi.ru/2014/05/25/8405
 30 http://www.stihi.ru/2014/05/05/2935
 31 http://www.stihi.ru/2011/07/02/3507
 40 http://www.stihi.ru/2012/01/27/7577
 44 http://www.stihi.ru/2014/07/16/7115

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша Натико.