Вера Кузьмина. Обзор по зимнему туру 2014-15

Литературный Фестиваль Рунета
От редакции ЛФР

Вера Кузьмина оценивала произведения по лонг-листу в анонимном формате. При публикации обзора ссылки на авторские страницы были восстановлены.
Благодарим нашего эксперта за огромный труд – даны комментарии ко всем произведениям. Спасибо, Вера!

...................................
...................................

Сразу предупреждаю – разбор непрофессионала и человека, не имеющего к судейству на конкурсах никакого отношения. Скорее всего, это к лучшему. Но все же не принимайте сказанное близко к сердцу, особенно критику – восприятие стихов вещь очень субъективная.

В любом случае всем огромное спасибо за труд, удачи и новых стихов.

1. "На дне Москвы" http://www.stihi.ru/2014/09/08/2086

Фактически, стих делают две последние строчки. Без них, без этого емкого осязаемого образа, была бы старая-старая, навязшая в зубах песня о социальной несправедливости, замусоленная пьеса Горького "На дне" и прочее в том же роде. Это о содержании. Что касается техники – ничего нового, ни взлетов, ни падений. Все на уровне и не больше.

Чувствуется, что у автора большой потенциал. Его мысли точно больше самого стиха.

2. "Старик" http://stihi.ru/2014/11/13/6545

Это не стих, а странная, не лишенная своеобразного обаяния двойственность. Сочетание затертых до дыр и оригинальных образов. Затертые? "Людской поток", "Побитый, как жизнь, пароль". Оригинальные? Прекрасная строчка "Дождь по дороге прячет лицо и пыль", "суставы ветра". Еще более показательно сочетание банальных и ассонансных рифм. Рядом с "мешком-пешком" и "шелухи-стихи" стоят "непреклонней-горизонте", "семейном-шею". Стих бы выиграл, если был бы написан в каком-то одном ключе. Идея сама по себе очень интересна, мышление у автора нестандартное.

3. "Русское солнце" http://www.stihi.ru/2015/01/20/3933

В отличие от предыдущего, от этого стиха – впечатление редкой цельности, картины, данной одним, крупным и ярким мазком, подчинения одной идее. По мне, это большой плюс. Прекрасный образ "венозной памяти". Чуть не хватило нового, силы и остроты в образе "волка-чекиста-серого воинства". Не дотянул автор. По технике – ничего существенного.

4. "Путь" http://www.stihi.ru/2014/12/29/10100

Из плюсов – интересная схема рифмовки и завораживающий ритм. Вообще ритм в стихе – полдела, и хороший стих начинается именно с ритма. Здесь ритм хорош – поступь охотника, шелест травы, неуклонность движения вперед. Стих подчинен ритму – вперед, вперед, по конопле, по штату Ассам, вдох, выдох – остановка, отдых, конец строфы. Но, ребята, – это Киплинг. В этом стихе он прет из-под каждой травинки. Точно знаю – если автор будет вон так же, с таким же драйвом, писать про свое – выйдет круто.

5. "Мне тебя отвоевывать" http://www.stihi.ru/2014/11/02/1636

Очень хорошие образы – "черноглазая горлица-недосказанность" из их числа. И наряду с этим – нарекание автору. Нельзя допускать, чтоб оригинальность образов переливалась через край и создавала проблемы с восприятием. Что такое "чернозевая мертвенность взорванной бороны", так и не поняла, если честно. И просто лезет в глаза сбой ритма. Смотрите сами: "ночь тебя белорукая Святая на земле" и рядом "хворь тебе темноликая Глядя глаза в глаза". Да, бывают акцентные стихи, бывают дольники. Но в них сбой должен быть незаметен. Ненавязчив. Здесь этого нет.

6. "Над кукушкиным гнездом" http://www.stihi.ru/2015/02/05/8922

Хорошая вещь. Крепкая, не пустая. Многослойная даже по языку – "бесстайно, но тайна – она внутри". Из минусов – некоторые неточные выражения, на мой взгляд, "кричащее горло" из их числа. Горло кричать и говорить не может, кричит и говорит язык. Но, в общем, это легко исправимая мелочь.

7. "Сухая плоская ворона" http://www.stihi.ru/2011/09/08/7283

Сразу, на мой взгляд, самый существенный, лезущий в глаза недостаток. Для того, чтоб прочитать одну из строк этого стиха так, как того требует ритм, пришлось сделать над собой великое усилие. Без напряга и усилия это звучит так (ударные гласные выделены):

и жЕртва, бУдто из фанЕры,

со свОйсвом жЕсткой лЕгкости,

моталась в вОздухе двумЕрной

систЕмой пЕрьев на костИ.

Со сделанным усилием этот отрывок обретает стихотворную форму:

и жЕртва, будто из фанЕры,

со свОйсвом жЕсткой лЕгкостИ – ударение на вот это последнее И.

Стихотворная речь должна быть максимально приближенной к нормальной человеческой речи – ИМХО. Такое насилие считаю недопустимым. Также напрягает то, что большое количество строк начинаются с союзов И и А. Зачем? Было бы красивее и лучше, если были бы найдены другие слова для стиха, которые позволили бы этого избежать. Автор точно поленился. Поленился, а не бездарен – настаиваю специально. Во всяком случае, увидеть в простой уличной картинке символ нашего времени – это очень много. Автор умеет думать, это главное. Техника тут дело наживное.

8. "На потолке от абажура круг" http://www.stihi.ru/2014/11/07/3645

Умница автор. Умница, сохранивший в себе детство и память. Все узнаваемо, многим близко и при этом напоминает детскую страшноватую сказку. Подкупающее сочетание. Минусы – рифмы небрежные попадаются, "круг-уснут" к примеру. И недокручена строчка "густеет в окнах ночь как баклажан". Можно поспевать как баклажан, синеть как баклажан, лежать на грядке как баклажан. Но густеть как баклажан нельзя. Тем обиднее, что образ ночи-баклажана очень красивый и точный сам по себе.

9. "Зеленые холмы Калифорнии" http://www.stihi.ru/2008/10/23/1961

Мне понравилось. Настроение передает отлично. Картинка рисуется. Мало слов – видно много. Минусы? а верлибр это. Поэзия для лентяев.

мы ехали по пыльной дороге

по дороге столетий

и я сказал ей не надо быть вместе

думал, заплачет

она ответила:

машину забираю себе :)

Напечатано за секунду:) тоже типа верлибр. Вы поняли, о чем я?

10. "Трактат о флорофилах и древорастах". http://stihi.ru/2012/06/29/9602
Извините, лучше почитаю "Историю города Глупова". Оценивать это не буду, потому что это не стихи, а изложенная прозой шутка, до смысла которой докапываться лень. Удачи автору.

11. "В папин кабинет не входить" http://www.stihi.ru/2013/06/02/7306

Большой плюс – авторский юмор. Фактически стих вырос из выражения "ж...чуять" – поправьте, если я не права:) и получилось очень неплохо. Но на одном юморе далеко не уедешь. Два самых существенных замечания. "Прямиком из тюремных застенок". Это все равно, что сказать : "Я почистила пару сковородков". Из застенков, а не из застенок. Это не обсуждается. Из той же оперы выражение "Увязаю по маковку в джунгли" – все же "в джунглях" более привычно для слуха. Плохая звукопись в выражении "Убираюсь след в след". Попробуйте прочитать это вслух и не сбиться.
 
12. "В последних числах декабря" http://www.stihi.ru/2011/12/05/2298

Из плюсов – интересная ритмика, красота образов. Вообще стих красочный, затейливый. Внутренние рифмы добавляют красоты и причудливости. Из минусов – наличие неудобоваримых инверсий. "Покупки елей бойкие", "Снега свежем кружеве". Частью из-за них страдает звукопись. Если бы стих чуть доработать, вышла бы очень интересная вещь.

13. "Темпоральное" http://www.stihi.ru/2014/10/22/4537

Сильный стих. Очень сильный – и по заложенной в нем идее, и технически. Четкий ритм, четкие образы. Поневоле вспоминается высказывание какого-то забытого литературного дореволюционного критика, что в русском языке для слова "молитва" есть только одна рифма – слово "битва". Как видим, это высказывание – вранье:) Единственное, что не понравилось – первая строчка, а конкретно – "удары иглы в виске". Образ понятен. Но игла не ударяет, она колет. И некрасиво сливается "в виске" – ясно слышится двойное в.

 14. "На свой уход" http://www.stihi.ru/2014/03/31/7538

Из плюсов – мелодичность и неожиданность образа "ухода без слов", ведь каждому хочется оставить после себя память – хотя бы память последнего слова. Отсюда и печаль стиха, и его мудрость. Из минусов – обилие слов-затычек, втиснутых только для сохранения действительно оригинального размера. "Да вот все не давался мне шанс", "все тот же народ", "доселе неведомых снов". Резать. Заменять. Выкидывать. Тогда это действительно будет торчковый стих – мудрый, нежный и грустный.

15. "Зверь песочных часов" http://www.stihi.ru/2014/11/14/3871

Из минусов – отсутствие рифмы. Выше уже высказывалась о том, как отношусь к верлибрам. Также из минусов – перегруженность образами. В стихе должно быть два-три крупных образа, если не один, иначе они сшибают друг дружку с ног, заслоняют и не дают разглядеть. Красота теряется. А стих красивый, особенно центральный образ "зверя песочных часов" и образ линейки девочек. Автор точно может лучше. И намного лучше.

16. "В первой дреме снегопада" http://www.stihi.ru/2014/11/25/7464

Понравилось. Ритм, образы. Стих по цвету – белый, по настрою – легкий. Понравилось бы еще больше, если бы так явно не перекликалось с Пастернаком – "Никого не будет в доме".

17. "Тихое" http://www.stihi.ru/2014/12/18/1346

Ритм хороший, совершенно колдовской, уносящий. Великолепный образ переполненной души, проходящий сквозь стих насквозь. Это вообще отличный стих одного, тщательно проработанного образа. Из минусов – очень режет ухо "годы погодя вода сошла на нет". Повторы звуков настолько отвлекают, что теряется смысл. А строчка – по смыслу одна из центральных и нуждается в более тщательной проработке.

18. "Пал Палыч" http://www.stihi.ru/2014/08/28/8018

Несомненная удача – от названия до смысла, до убийственной точности последней строчки. Еще плюс – каждый увидит в этом стихе что-то свое. Минусы? Пожалуй, нет. Возможно, немногословие, обрывочность картинки. А возможно, это достоинство. И еще не впечатлил образ "печать губ" – не новый уже, не блестит.

19. "Здорово, Маркс! Я черный человек" http://www.stihi.ru/2015/01/18/3604

Не плюс – плюсище за рифмы. Не знаю, как называется такой изыск, когда рифма идет, как часы, не по последнему, а по предпоследнему слогу, но это производит эффект. Такое ощущение, что автор – профи. Он не пишет – он играет. Минус – длинноты. Стих бы только выиграл, если бы его сократили вдвое, и смысл бы точно не пострадал.

20. "Бессмертие Фауста" http://www.stihi.ru/2014/12/01/2054

Оригинальная трактовка великих произведений. Причем – песенная трактовка:) под гитару это спеть – самое то. Читать потруднее будет, но возможно. Отсюда и минусы, и плюсы – все же стих и слова для песни, это разные вещи. Если рассматривать данный стих как песню, несомненная удача. Если как стих, тянет на крепкую четверку с большим плюсом.

21. "Женское" http://www.stihi.ru/2014/10/17/2869

Беспроигрышный конец. Так и надо, так держать. Начало хуже. Неубедительный, затасканный образ вечного бега, вечной охоты – жизни. "Вы живете – все копья наперевес". ВСЕ копья? Точно все, не половину? Зачем уточнять? Низачем? Выходит, и слово ВСЕ – низачем. Крутите строчки и слова как хотите, но избавляйтесь от таких затычек. "То едва духами". Слову "едва" здесь не место. Было бы сказано –  "духами едва-едва", поняла бы. А то полное ощущение, что автор делает шахматный ход Е 2, и почему-то с помощью флакона духов. Тем обиднее – потому что автор-то явно умница с талантом и может многое.

22. "Зимние отражения" http://www.stihi.ru/2015/01/30/11411

Интересно. У автора свой, оригинальный взгляд на мир. Для темы – удачно выбранный ритм. Самая неудачная строчка – "Кровь и топливо загустевают, устав вытекать". Не надо так строить цезуру, чтобы она ломала слово. Слышится-то "Кровь и топливо за----густевают, устав вытекать".

23. "Вешний лед" http://www.stihi.ru/2015/01/15/5965

Мастерства у автора точно достаточно. К технике претензий нет. Особо хочется отметить усеченные строчки, придающие особый шарм, оригинальную схему рифмовки. Из минусов – некоторая назидательность последних строк. "Привыкай"? А если я не хочу? Ну, тут уж чистое ИМХО, так что заранее прошу прощения.

24. "Гербарий неисполненных желаний" http://www.stihi.ru/2014/05/16/4007

По технике – замечательно. Стих идет легко, никакого сбоя, воздушный, прозрачный и чистый. Образ верен. Из минусов – ощущение незавершенности.

25. "Гулять по стрельбищу" http://www.stihi.ru/2011/11/14/8138

Поздравляю. Стих написан поэтом, не мастеровым. Этого не спрячешь. Это нечто неуловимое, и тут оно есть. И этому не мешают даже глагольные рифмы, от которых, впрочем, неплохо бы избавляться.

26. "Первый снег" http://www.stihi.ru/2014/05/22/5060
Хороший детский стих, и этим все сказано. Вся беда только в одном – что на девяносто процентов эти хорошие детские стихи выросли из "Утром кот принес на лапах Первый снег, первый снег. Он имеет вкус и запах, Первый снег, первый снег." Если автор попробует так же хорошо написать на свою, свою собственную тему – конфетка будет.

27. "Двое в одно" http://www.stihi.ru/2014/03/25/892

Забавная вещь. Понятно, что автор нашел изюминку и запек ее в конец пирога. Сиамские близнецы. Символ неразрывности. Но именно это и кажется мне искусственным. Неродным для стиха. А он отличный – достаточно оценить звукопись первой половины стиха. Вообще звукопись – самое сильное его место. И неожиданность и в то же время органичность образов("Рыбья требуха" – !)

28. "В час, когда на белые ступени" http://www.stihi.ru/2010/02/10/2337

Милый стих, легкая зарисовка. Плюс – легкость. Минус – она же. После прочтения запоминается только образ оленей, которые зачем-то преклонили колени, хотя они не верблюды, чтоб это делать. Но респект автору за труд – за подбор рифм.

29. "И никогда" http://www.stihi.ru/2014/12/27/450

Плюс – техника. Ритм, рифмы, размер. Это есть. Минус – монотонность. Из стиха запоминаются две последние строчки. Но так нельзя. Это все равно, что взять хороший камень и оправить его в медь. Положа руку на сердце – что запомнится после прочтения? Стих – это мясо и кровь. Кость, на худой конец – кожа. Здесь – невесомость бумажного листика.

30. "Юноша с веслом" http://www.stihi.ru/2014/12/31/3549

Хороший сонет. Все четко, все по правилам. Понравилось бы еще больше, если бы это было не сонетом. Я не говорю, что сонет – дикая древность. Я не говорю, что его нельзя использовать. Но здесь уж очень живая тема, ее не стоило загонять в тесные сонетные рамки. Хотя – повторяю еще раз – нравится, и очень даже.

31. "Станция Tod" http://www.stihi.ru/2014/05/24/3919

Вот это – по-настоящему интересная вещь. В конце ощутимо мурашит, от образа непоставленной запятой – тоже. По длительности стих как раз – был бы короче, образы бы выпирали, длиннее – рассеялось бы внимание. А вот техника...нет, тут сильно не очень. Самое слабое место – сливание некоторых слов в одно. Пример в самом начале стиха :" Облака брили солнце".  Учитывая ритм стиха, читается как "Облакабрили солнце". Опыта явно не хватает, но это дело наживное. С воображением у автора все в порядке, это главное.

32. "Как ветка" http://www.stihi.ru/2015/01/12/11354

Очень хорошее. Нежное, мягкое, теплое стихо. Образы неожиданны и ожидаемы одновременно. Смутило выражение "фланель листвы". Листва не очень похожа на фланель – разве что листва герани, узамбарской фиалки. Для меня неубедительно.

33. "Вечер шестого дня" http://stihi.ru/2014/12/02/7486

Классический случай, когда формат А4 скрывает банальность рифм и небрежность определений. Не верите? Запишите стих не этим форматом, а построчно – проиграет тут же. Из плюсов – хороший образ двух ангелов, белого и черного – поставленные рядом, они дают новое видение старой темы.

34. "Утренняя страшилка" http://www.stihi.ru/2014/10/16/4971

На эту бы тему да чуть побольше мастерства, цены бы стиху не было. Рыбы в небе – красивый образ, хоть и не новый. А вот то, что они не просто рыбы, а "сомы да окуни" – вообще отлично. Стих сразу обретает живость и законченность. Укушу за "родне-день" и "жила-наживкой". Так не рифмуют. Ассонансы здесь слишком грубые. Этот стих не испортила бы даже парочка банальных рифм, он берет другим – а вот за такие ассонансы глаз сразу цепляется, как за нехорошую занозу в гладкой оструганной палочке.

35. "Не сбрехал" http://www.stihi.ru/2014/07/10/3495

В целом неплохая вещь. Этакая подкупающая брутальность. Этакая по-русски поданная тема, когда не знаешь, то ли после прочтения водки выпить, то ли повеситься. Это все плюсы. Стих оставляет ощутимый след. Все хорошие стихи должны оставлять след, царапать. Правда, еще бы лучше было, чтоб не рифмовалось "охмурил-любви". И первая строчка невнятна и выбивается из стиха. "Мастерство, как говорят, не пропьешь". Кто не пропьет мастерство? Бабник, охмуряющий бабенку? Сама бабенка? Люди, которые судачат за спиной? Вернее всего, что бабник...а можно как-нибудь без догадок?

36. "Из жизни кошачьих" http://www.stihi.ru/2014/11/06/3908

Славный стих, милая картинка из жизни. Забавная, как рассказы Чапека, и в то же время есть трагедийный....не текст, подтекст. В общем, все на высоте, за исключением фразы "взять выкинуть за дверь". Или уж "взять, выкинуть за дверь" – но тогда легкий плавный ход стиха сбоит паузой. Или уж как-то надо обойтись без этого "взять". Как? автор пусть думает:)

37. "Постэкзюперизм" http://www.stihi.ru/2012/06/03/10121

Самое лучшее в этом стихе – название. Самое худшее – банальности: осколки времени, выжженная пустыня души. Чуть получше – необъянимости. Те же химеры. Сразу напрашивается вопрос: откуда химеры? почему именно химеры? В общем, образы стиха неубедительны, за исключением последнего – Лис превращается в змею-убийцу.

 38. "Фотинья" http://www.stihi.ru/2014/12/26/1828

Самое слабое место стиха – неточность формулировок. Что значит "за пазухой камни"? Есть устойчивое выражение – "камень за пазухой". Оно не предусматривает множественного числа. И как может движение кисти "застыть Луною в разрезе"? И что значит "трезвонно кипит чайник"? Как он может трезвонить? Максимум свистеть, это точно не трезвон. Но потенциал у автора есть. Трагедия одинокой женской души цепляет. И еще у автора есть вкус. Не было бы вкуса, не было бы такого имени – Фотинья. Мелочь, а многое показывает. В общем, есть куда расти.

39. "Семь сорок" http://www.stihi.ru/2014/11/02/2609

Нестандартная схема рифмовки – плюс. Использование устойчивого выражения "семь сорок" в данном значении – время утром – плюс. Многословие – минус. Все сказанное можно уместить в стих в два раза меньший по объему.

40. "Коридор" http://www.stihi.ru/2014/10/18/9219

Рифмы самые простые, неинтересно читать. В одной строчке явный снос ударения – ударение в слове "пЕред" на первый слог, а поскольку стих написан чистым ямбом с ударением на второй слог, слово читается в стихе как "перЕд". А вот коридор памяти, в котором открываются разные вещи – это хорошо сделано. И "лихорадка на губе" в конце ставит эффектную точку.

 

Подведем итоги.

Мой выбор:

6. Алина Серегина "Над кукушкиным гнездом" http://www.stihi.ru/2015/02/05/8922

8. Андрей Мартынов Слово "на потолке от абажура круг" http://www.stihi.ru/2014/11/07/3645

13. Влад Велич "Темпоральное" http://www.stihi.ru/2014/10/22/4537

18. Игорь Брен "Пал Палыч" http://www.stihi.ru/2014/08/28/8018

25. Людмила Поклонная "гулять по стрельбищу" http://www.stihi.ru/2011/11/14/8138

27. Люся Пикалова "двое в одно" http://www.stihi.ru/2014/03/25/892

32. Нина Злаказова "Как ветка" http://www.stihi.ru/2015/01/12/11354

После долгих, мрачных и злобных раздумий добавляю:

19. Игорь Мальцев "Здорово, Маркс! Я чёрный человек..." http://www.stihi.ru/2015/01/18/3604

20. Илья Бестужев "Бессмертие Фауста" http://www.stihi.ru/2014/12/01/2054

35. Сергей Пивовар "не сбрехал" http://www.stihi.ru/2014/07/10/3495
 

Всем спасибо. Можете приходить меня дубасить. Адрес известен:)

venik

...................................
...................................

Об эксперте

ВЕРА КУЗЬМИНА
Поэт. Публикации в альманахе "Финбан", журнале "Лиterraтура" и др.
Живет в Каменске-Уральском.
http://www.stihi.ru/2014/11/22/6863