Конкурс Городской романс. Победители

Творческая Мастерская Ежи
Дорогие друзья, вот и закончился наш конкурс, пора подвести итоги. Приведённый ниже обзор Андрея Моисеева касается всех финалистов конкурса, такого ещё не было в ТМ ранее. За это нашему судье отдельное спасибо! К сожалению, обзора от Ольги Корзовой не будет, но решение по призёрам принято Ольгой и Андреем коллегиально.

ОБЗОР АНДРЕЯ МОИСЕЕВА:

Здравствуйте.

Для начала – сухая статистика. В списке финалистов обнаружены следующие города:
Москва – 3 стихотворения,
С-Петербург – 3 стихотворения,
по одному стиху – Самара, Болшево (Подмосковье), Иркутск, Прага, Казань и Иваново,
неопознанные города (а чаще – собирательно-абстрактные) – 13 штук.

Это на самом деле ничего не означает, просто надо же от чего-то оттолкнуться при написании обзора ; Ну и география – интересная наука к тому же.

Надо сказать, что на мой вкус, уровень стихотворений, вышедших в финал, оказался довольно ровным, поэтому ранжировать их только по художественным критериям было бы не очень легко. Поэтому в числе прочих достоинств я обращал внимание на соответствие представленных произведений теме конкурса. И некоторые из них пришлось занести в категории «не романс» или «не городской».

Стихирская рубрика «городская лирика» неспроста популярна в народе – она дает автору широкие возможности для рефлексии и фиксации собственных впечатлений. Но, как всегда, легкость работы в этом жанре на самом деле – кажущаяся. Простое перечисление городских достопримечательностей и даже сопутствующие ему восторженные ахи и горестные охи большинством читателей не воспринимаются никак – эка невидаль, да мы сами и не такое видали! Следовательно, произведение должно выводить читателя на какой-то иной уровень – философский, эстетический, может быть, этический. Но если для разговора об этих высоких материях городской пейзаж был использован всего лишь в качестве зацепки, и, начиная с третьей строки, уже не упоминается вовсе – вправе ли мы относить такое стихотворение к жанру городской лирики?

В общем, не всё так просто, как кажется на первый взгляд, и истинное мастерство состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс между «городской» и «негородской» составляющими. В этом отношении эталоном может послужить «Осенний вечер в скромном городке…», не случайно и очень кстати вынесенный в эпиграф конкурсной странички. Добавим, что это стихотворение в сочетании с объявленной                темой конкурса однозначно вызывает ассоциацию с неупомянутым, но явно подразумеваемым «Рождественским романсом» - того же автора. Так что неудивительно, что тень Иосифа Александровича прямо-таки нависала над некоторыми участниками в момент написания конкурсных произведений. По правде говоря, я не вижу в этом никакой трагедии, но дело опять-таки в балансе – сколько процентов Бродского допускается в стихотворении Иван Иваныча Иванова? Ведь если сильно переборщить, то сам Иван Иваныч может стать в собственном произведении бесконечно малой величиной. К сожалению, это отнюдь не означает, что Иосиф Александрович займет 100 процентов освободившегося объема, как мечтается некоторым авторам… ;

Я должен попросить прощения у тех, кто не вошел в финальный список, за то, что не смогу написать что-либо об их стихотворениях. У финалистов прошу прощения за не слишком подробные комментарии. Если Вы с чем-то в них не согласны – значит, правы вы, а не я, ибо никто не понимает смысла написанного лучше, чем сам автор.

Итак, приступим – в порядке очередности.

Гольгертс - Там, где кончился воздух... - http://www.stihi.ru/2013/06/22/7066
Письмо к неизвестному (а возможно – к несуществующему) адресату, со всем набором полагающихся в таких случаях художественных приемов. Было бы скучно (ибо не впервой), если бы не острая наблюдательность автора, точные эпитеты и отличная финальная рифма. Иосиф Александрович мощно присутствует в начале стихотворения, чуть-чуть заглядывает в финал, а вот в середине он явно отошел покурить.

Галина Иззьер - Из "Прогулок провинциалов" - http://www.stihi.ru/2012/07/20/1384
Для восприятия этого стихотворения нужен определенный настрой, много свободного времени и живой интерес к внутреннему миру лирического героя. Признаюсь честно, что у меня не нашлось ни того, ни другого, ни третьего. Сказать, что стих зацепил, не могу. Однако утверждать, что это неинтересно (при наличии вышеупомянутых условий) – тоже язык не повернется. По форме это, конечно, не Бродский, но и здесь не обошлось без его вездесущего ока.

Хелена Фисои - город, где вам не скажут правду - http://www.stihi.ru/2015/07/01/7518
В этом стихотворении достославный Иосиф Александрович присутствует лично – в виде эпиграфа. Правда, на эпиграфе он и кончается. Ниже идет весьма интересный текст, слегка подпорченный неаккуратными рифмами и искусственно приклеенной концовкой. На мой взгляд, разрыва шаблона, как задумал автор, не получилось, а получилось то, что в архитектуре называется эклектикой. Однако открытие поджидало меня в другом месте – введя в Яндекс поисковый запрос «Люций», я попал в совершенно неведомый мир, о существовании которого даже не подозревал. Теперь сижу и гадаю – то ли автор такой начитанный, то ли вместо «Люция» следовало читать «Люцифер»?

Алёна Вайсберг - бесснежье - http://www.stihi.ru/2008/12/30/1539
Не буду интриговать читателя – это стихотворение среди всех представленных работ кажется мне наиболее интересным, гармоничным и соответствующим теме конкурса. Здесь совсем нет Бродского, если не считать того, что всё произведение соответствует высоким стандартам настоящей поэзии. Если изъять  из него любую составную часть – город Самару, душу, философию, горечь, иронию, звукопись, рифмовку - оно распадётся и уже не склеится обратно. Пожалуй, единственный случай на этом конкурсе, когда стих в равной и достаточной мере – и «городской», и «романс».   

Авраам Белый - как печален сейчас - http://www.stihi.ru/2013/10/09/5703
Чем больше читаю этот стих, тем больше он мне нравится. Жесткий, без сантиментов, но с точными формулировками, богатыми образами, и несколькими шикарными рифмами. Хочет того читатель или нет, но автор властно вовлекает его в описываемый мир, пробивая броню отстраненности. Что интересно – это классическая городская лирика, почти не выходящая за рамки жанра, и по определению обреченная на заурядный финал («ах, как я люблю этот город!» либо «ах, я этот город терпеть не могу!»). Но даже в финале автору удалось не смазать впечатление при помощи такого вот заковыристого парадокса. В общем, мастерство видно невооруженным глазом. И процент Бродского – в норме ;

Гаэлина - ильск - http://www.stihi.ru/2015/09/20/5595
По прочтении этого стиха подумалось, что на любом вокзале найдется хотя бы один посетитель, который никого не встречает, не провожает и сам никуда не едет. В стихотворении есть замечательные фрагменты – в первую очередь, это описание продавщицы и ее сна, а также финальный катрен. Остальное, к сожалению, показалось не столь интересным – не то чтобы плохо написано, но «обыкновенно». В результате послевкусие получилось несколько разбавленным, а жаль.   

Гаэлина - В дороге - http://www.stihi.ru/2013/11/14/9664
Мне кажется, этому стихотворению вредит избыточная образность. Как говорил Шерлок Холмс, «Хорошо, Ватсон, высокая кирпичная стена. Рассказывайте дальше». Так и здесь – когда на закате по весенней улице едет трамвай, вовсе не обязательно апеллировать к «кучевым глубинам» и «первоцвета снегу». Правда, «Качаемся вне времени и дат, // И крыльями стеснёнными поводим»  - зацепило и понравилось. Но в целом «ильск» показался интереснее.

Юлия Александровна Михайлова - "Бродячий город" - http://www.stihi.ru/2015/01/14/6214
В этой печальной и по-своему красивой семейной истории совсем нет городской темы. Хоть слово «город» и упоминается в тексте три раза, сам текст – совершенно о другом. Конечно, стих от этого хуже не становится, но принесён он совсем не по адресу.



Юлия Александровна Михайлова - "Лениво и душно. Таджиками скошены травы" -http://www.stihi.ru/2014/06/01/2217
Несмотря на «лениво и душно», что-то мне подсказывает, что стихотворение – не о городе Душанбе, хотя он тоже стоит на двух берегах реки Варзоб. Вполне традиционная городская лирика – немного выхваченных городских картинок, немного воспоминаний, немного ностальгии. Вот только внуки совершенно точно не напишут на фото того романтического бреда, который приводит лирическая героиня. Такого, извините, даже на могилах не пишут. «О друг мой, Аркадий, не говори красиво!» (с).

Юлия Долгановских - Мир, как свадебный торт... - http://www.stihi.ru/2014/11/03/5751
Обаятельное стихотворение, но и здесь не обошлось без друга Аркадия. Можно поверить в то, что героиня давала обеты в храмах, но что это были обеты «не блуждать до зари переулками лающей памяти» - извините. И чемодан с «уголками до дырок затертыми» тоже вызывает станиславское «Не верю!» – купите уже кто-нибудь чемодан человеку, который спустил всё до копеечки на авиабилеты до Биаррица!

Ольга Ведёхина - "Улица Пестеля" - http://www.stihi.ru/2015/05/25/2530
Совершенно случайно эта тема оказалась мне близка, ибо на моей улице живут целых два замечательных стихирских поэта ; Правда, должен заметить: если этот стих еще как-то можно с натяжкой назвать городским, то уж романсом точно не назовешь – спеть это невозможно, только продекламировать. Бродский в стихе присутствует самым непосредственным образом, и хорошо, что автор не поддался соблазну перенять его манеру письма – иначе получился бы явный перебор.

Лёша Исхаков - Болшево - http://www.stihi.ru/2013/12/15/6305
На мой субъективный взгляд, у этого стихотворения провальная (скучная и невнятная) первая половина и совершенно великолепная – вторая. Если автор сделал это для контраста, то контраст удался. И все же не удержусь от критического брюзжания: простите, но где у нас на карте город Болшево и где река Яуза? И зачем дуре-чайке, путешествующей из Петербурга в Москву, делать такой крюк – чего ей не летелось по прямой, непосредственно над Октябрьской железной дорогой? Будь в названии стиха Фирсановка или, например, Сходня - таких вопросов бы не возникало, но что поделать – раз автор сказал «Болшево» - значит, Болшево… ;

Наиль Мелиханов - Иркутск. - http://www.stihi.ru/2015/02/09/3902
Признаюсь честно: мне сложно воспринимать стихи Наиля Мелиханова – он оперирует художественными кодами, которые я, как правило, не считываю. Так и здесь – понимаю, что каждая строчка несет свой подтекст, но, видимо, только посвященным дано его разгадать. А я, как на грех, и в Иркутске-то не бывал ни разу. Правда, свист сабли в первой строке – да, действительно, расслышал.

Светлейшая Лилия - Лётгород - http://www.stihi.ru/2012/03/15/3223
Меня в этом стихе больше всего заинтересовало несоответствие сусально-романтического сюжета и того весьма брутального языка, которым описано это мероприятие. Вполне допускаю, что автор создал такой контраст намеренно – может быть, и не зря, а то получилось бы очередное «мы в город Изумрудный идем дорогой трудной…»

Елена Слободская - И этот дождь - http://www.stihi.ru/2014/11/23/11780
Если бы под этим стихом стояла дата «1915 г.», я бы не удивился – такое ощущение, что отечественная словесность никуда не продвинулась со времен Серебряного века. Правда «день – дне» в те далекие времена все-таки не рифмовали...

Татьяна Комиссарова - В Старых Садех - http://www.stihi.ru/2014/02/02/12816
Это стихотворение может понять только коренной москвич, которым я, по совпадению, и оказался. Собственно, авторский замысел в том и состоял, чтобы передать зашифрованное послание единоверцам – и, надо сказать, реализован этот замысел великолепно. Жаль, что оценить почти некому -  экскурсовод такого не объяснит. Кому-то может показаться, что здесь завуалирован известный тезис «понаехали тут», но, уверяю вас, это совсем не так – в стихе присутствует лишь сожаление о безвозвратно ушедших временах и о жителях, которые эти времена населяли.

Александр Крупинин - Пафнутий - http://www.stihi.ru/2010/08/19/5072
Ну совсем-совсем не романс, здесь даже спорить не о чем. Но не могу не признаться в любви к поэзии Александра Крупинина – он и сказочник, и фантаст, и изобретатель, и грустно-веселый клоун, и философ, и нежный лирик в одном лице. Читаю его «Пафнутия» с улыбкой, снова и снова наслаждаюсь фонтаном искрометных идей и испытываю самую настоящую белую зависть – я бы так не смог.

Капитан Буратино Пражские тени - http://www.stihi.ru/2009/08/09/3545
Понимаю и разделяю благородный замысел автора – под впечатлением от посещения в Праге старого еврейского кладбища, которое сохранилось в неизменном виде с конца 18-го века, рассказать, помянуть добрым словом еврейскую общину города, вносившую огромный вклад в его процветание на протяжении нескольких веков. Отличная тема, замечательный замысел – но, к сожалению,  полностью реализовать его не удалось. Автор сказал то, что задумал, но в стихотворении, на мой взгляд, присутствует больше труда, чем вдохновения. Боюсь, что эмоционального заряда в нем недостаточно – неподготовленный читатель, как мне кажется, останется равнодушным. Очень жаль…

Лариса Морозова Цырлина - Когда душа привыкнет к холоду - http://www.stihi.ru/2008/12/02/4214
Для того чтобы взбудоражить в читателе сильные чувства, вовсе не обязательно громко кричать или использовать какие-то особенные слова. «Идете вы бродить по городу, // Где вас  убили» - и ощущение большой беды возникает даже у тех, кто не в курсе, о чем этот стих. Единственная моя претензия состоит в том, что без пояснений мало кому понятно, о каком городе речь, и кого в нем убили. А речь идет об узниках, замученных и расстрелянных в подвалах Лубянки, обо всех жертвах НКВД – КГБ, чьи души витают над Москвой, невзирая на сроки давности. Смысл стихотворения состоит в том, что этот мрачный бэкграунд Москва продолжает нести на своих плечах, и никакие парки, велодорожки, музеи и вальсы Штрауса не снимут с нее этой тяжести, пока московские улицы названы именами убийц, а главные палачи мирно покоятся на Красной площади. И пускай этот текст плохо сочетается со словом «романс», сама тема, ее подача и воплощение делают его одним из лучших на этом конкурсе.

Наталья Мартишина - Случай в Казани - http://www.stihi.ru/2012/10/06/11441
Я не в большом восторге от техники написания этого стиха – мне кажется, можно было сделать лучше, поработать над огрехами, начиная прямо с первой строки. Но здесь есть то, что заставляет притормозить при чтении. На первый взгляд, это тоже не столько городская лирика, сколько житейская история, которая могла бы произойти где угодно. Но Казань в этом отношении «работает» очень удачно – помпезный, вылизанный до блеска центр города, монастырь, в котором трудолюбивыми руками наведена и поддерживается «лепота», радующая душу паломника - и грязные, мрачные, убогие жилые районы с диковатым, а порой и опасным народом, от которого не знаешь, чего ожидать. Но и у этого чужого по сути люда случаются свои радости и драмы. И оказывается, что случайно подсмотренная картинка чужой беды не отпускает даже после того, как душа героини погружается в мир благолепия, добравшись до заветной цели – монастырских ворот. «Зачем оглянулась? – «Альберт, помоги»? // Ведь нет мне из рая дороги обратной…» - очень сильная концовка, на мой взгляд.

Ян Бруштейн - Мой двор - http://www.stihi.ru/2015/04/17/11284
Не мне учить писать стихи Яна Бруштейна, большого мастера, одного из лучших поэтов Стихиры. Всё здесь на месте – и картинка, и некоторая загадка старого дома, и попытка проникнуть в мир его обитателей, столь же непонятных и пугающих, как и у Натальи Мартишиной. Но с любимыми авторами почти всегда получается такая история: читаешь новое – и мысленно сравниваешь с тем, что давно написано, запомнилось и полюбилось. И даже если новое не хуже, то нужно время, чтобы оно «прижилось» в читательском восприятии. Так что воздержусь пока от оценки.

Владимир Сорочкин  -  "Захолустье" - http://www.stihi.ru/2013/08/10/236
Владимир Сорочкин, пришедший на Стихи.ру два года назад, - тоже большой и опытный мастер, и я рад, что его творчество наконец-то стало получать заслуженное признание. Большинство стихотворений, которые доводилось читать, отличает особая ясность и прозрачность мысли, не замутненная красивостями и пустословием. Поэтому рискну предположить, что «Захолоустье» – это вызов собственным традициям, а может быть, и ожиданиям публики. Во-первых, здесь отчетливо слышны интонации Бродского (и вряд ли это получилось случайно). Во-вторых, возможно, автор хотел поставить эксперимент – удастся ли удержать внимание читателя долгим потоком сознания с непредсказуемой траекторией развития. Могу сказать, как подопытный, что «я список кораблей прочел до середины», а дальше окончательно потерял нить, отключил мозги и дочитывал по инерции, получая, тем не менее, удовольствие от завораживающего ритма и музыкальности произведения.

Нина Злаказова - невечный город -  http://www.stihi.ru/2013/08/26/5129
Не вижу в этом стихотворении ни интересного замысла, ни большой работы над формой. Вот как лиргерои готовы поменяться местами – какая разница, кто рисует, а кто смотрит? – так можно менять местами те самые кубики Лего, из которых собрано это стихотворение. И потом, если это верлибр, то какой же это романс?

Юрий Октябрёв - Мосты - http://www.stihi.ru/2014/11/17/9524
Настолько классичное стихотворение – и по содержанию, и по форме – что прямо и не знаю, что сказать... Добротное, аккуратно сделанное, со смыслом, с весьма точными наблюдениями – а вот чего-то не хватает, какой-то изюминки. Может быть, отсутствие недостатков еще не означает наличия больших достоинств?

Влада Зизак - Улыбка в тишине -  http://www.stihi.ru/2013/05/12/2101
Мне это стихотворение показалось каким-то несерьезным, причем не в лучшем смысле слова. В начале читатель невольно  переключается на избитое «тише, мыши, кот на крыше». Дальше идет милый и добрый текст, который, на мой взгляд, лучше бы смотрелся на семейном празднике, чем на конкурсе городских романсов – и по тематике, и по уровню исполнения.

Посовещавшись с Ольгой Корзовой, мы, судейская бригада, решили:

Первое место – Алёна ВАЙСБЕРГ, «бесснежье»
Второе место - Авраам БЕЛЫЙ, «как печален сейчас…»
Третье место - Лариса МОРОЗОВА ЦЫРЛИНА, «Когда душа привыкнет к холоду…»

Надо сказать, что наши с Ольгой шорт-листы совпали почти по всем позициям. Поэтому авторов, которых хотелось бы дополнительно отметить, мы с ней просто «поделили». Мой выбор остановился на следующих стихотворениях:

Александр КРУПИНИН, «Пафнутий»
Наталья МАРТИШИНА, «Случай в Казани»

Всем – спасибо за внимание и новых творческих удач!

РЕДАКЦИЯ ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И БЛАГОДАРИТ СУДЕЙ, НОМИНАТОРОВ КОНКУРСА ЗА ИХ ТРУД, УЧАСТНИКОВ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ НАМ РАБОТЫ!