Скрипачка свободного полёта. Елена Коновалова

Миоль
               

                К 100 – летию РМК им. Пироговых

Скрипачка и … горнолыжница, рукодельница и автогонщица, руководитель камерного оркестра и преподаватель РМК с тридцатилетнем стажем… Жизнь, которая уместилась между двумя пятёрками.

   Елена Коновалова…Скрипачка, чья жизнь в настоящее время уместилась между двух пятёрок, потому что пришло время знакового юбилея, подводящего определённую черту, но много ещё осталось впереди и в жизни, и в профессии.    Рукодельница (вязание, вышивание, шитьё, макраме) и автогонщица с тех пор, когда женщины за рулём были редкостью, она – такая разная и непредсказуемая, стремительная и страстная в том, что любит и чему посвятила жизнь, считая музыку самой главной своей любовью. Окончившая РМУ (1981) и Ростовский музыкально-педагогический институт (1986), работающая в музыкальном колледже Рязани около тридцати лет, вызывает восторг безумства и восхищения тем, что помимо всего перечисленного она ещё и … горнолыжница, которая с началом сезона старается не пропустить ни одного выходного дня, чтобы съездить в Алпатьево, где хорошие овражистые спуски, красивые смелые люди, экстрим и прекрасное морозно-солнечное настроение.
   Больше всего поражает её увлечение опасным видом спорта, где одно неловкое движение может надолго или навсегда лишить возможности заниматься профессией – играть на скрипке. Откуда у музыканта столь странное хобби?
 – От горнолыжницы мамы, - отвечает Елена.- В семнадцать лет я поняла, какой это красивый вид спорта. Страха не было, но понимание того, что надо быть технически грамотным, прочно стоять на ногах и не падать, потому что это опасно, - было и есть до сих пор. Падать боюсь, потому падаю редко. Для того, чтобы получать удовольствие, нужна свобода движения, хорошая координация, пластичность. В игре на скрипке требуется то же самое! Правда, выходить на сцену гораздо страшнее, чем спускаться с высокой горы, но ещё страшнее, когда играет твой ученик. Всё как-то перекликается, одно не мешает другому. Папа говорил, что «каждый современный человек должен водить машину». И я села за руль в 28 лет. А моя дочь ещё раньше, и у неё очень хорошая координация, поэтому мне ездить с ней комфортно.
     Редкий случай сочетания экстремального вида спорта с профессиональной исполнительской деятельностью, к которой мы постепенно переходим в нашем разговоре.
    Рихтер называл музыку театром, потому что любое музыкальное произведение – своеобразный театр чувств, эмоций, оттенков, полутонов. В хорошей музыке обязательно есть драматургия, значит, исполнитель имеет дело с разными состояниями души и ему нужен очень широкий диапазон перевоплощения, то есть артист «должен уметь перевоплощаться в то сочинение, которое он исполняет. Это есть необходимое условие приближения к гению» (Важа Чачава).
    Любой образованный музыкант сможет безукоризненно прочитать с листа даже самое сложное произведение, но в искусстве не это главное. Важно, насколько ты сумел своё видение подчинить чужому замыслу и чужое сделать своим. Именно за этим и приходят в концертные залы, именно потому и имеет значение то божественное состояние, когда «над вымыслом слезами обольюсь» - совпадение двух творческих ипостасей – сочинительской и исполнительской.
       Чей вымысел доводит до слёз Елену Коновалову, что больше соответствует её темпераменту?
 – Я люблю хорошую музыку. Разную: классику, джаз. Это зависит от сиюминутного настроения. Не буду оригинальной, если назову Баха, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Сибелиуса. Их произведения гармонизируют, приводят в порядок и мысли, и чувства, дают ответы на многие вопросы. Есть музыка очень интеллектуальная, как высшая математика, которую нужно понимать умом, но и в этом бывает душевная потребность. А уж от хорошего исполнения просто получаешь эстетическое удовольствие.
  Сейчас в жизни Елены Анатольевны акцент сместился в сторону преподавательской деятельности, которая отнимает гораздо больше времени, чем раньше. Теперь она может сказать, что гораздо труднее слушать выступление ученика, чем самому стоять на сцене.
– К нам приходят те, кто сознательно хочет заниматься музыкой. Студенты – народ увлекающийся, творческий, но могут и не подготовиться. Причины и ситуации бывают разные. Мне интересно найти такой ключик в работе с каждым учеником, который поможет нам не стоять на месте. Раньше я могла и вспылить, а теперь пришло понимание чего-то более важного. Поиск общего языка – главная составляющая учебного процесса, когда каждое твоё занятие – своеобразный тест на психологическую совместимость. И если эта совместимость существует, то любые задачи, даже самые сложные, - решаемы.
   Достижения учеников – несомненная заслуга педагога. Но Елене Анатольевне выпало редкое педагогическое счастье стать хорошим учителем собственной дочери, скрипачки Ирины Коноваловой, окончившей РМК с красным дипломом. Дело даже не в цвете диплома, хотя он и является показательным. После смерти В.Ф. Бобылёва Елена сама решила продолжить обучение девочки, тем более, что в своё время тоже училась у Владимира Фёдоровича, а уже потом, став педагогом, посещала его мастер-классы, присутствовала на уроках дочери, обращалась к мастеру за методическими советами. Окончив ДМШ у мамы, дочь поступила к ней в училище. Не каждая мать возьмёт на себя труд обучения собственного ребёнка, потому что ответственность в данном случае возрастает в разы. Чаще этим занимаются музыканты - папы. Блестящее выпускное выступление Ирины на госэкзаменах запомнилось многим, а председатель комиссии был искренне огорчён тем, что талантливая девушка выбрала архитектуру и переубедить её не бросать музыку не получится. Но Ирина, став архитектором, не рассталась со скрипкой и продолжает играть в камерном оркестре МКЦ, которым сегодня руководит Елена Коновалова.
   Имя Бобылёва произносится в их семье с благоговейным трепетом. Он вывел на большую сцену родную племянницу Елены –  Полину Борисову, а самой Елене передал своё наследство: помимо специальности она преподаёт в колледже методику обучения игры на струнно-смычковых инструментах – тот курс, который читал В.Ф.Бобылёв.
  – А к нему я попала случайно, - вспоминает Елена Анатольевна.-  На фортепиано поступало много детей и мне предложили пойти на скрипку. Владимир Фёдорович так понятно объяснял, как надо играть, что мне понравилось. Папа видел меня математиком, а я поняла, что без скрипки жить не смогу. Потом, посещая мои концерты, он признавался, что считает нашу профессию особенной, потому что налицо результат работы, который проявляется в отношении к исполнителю публики. Они с мамой гордились и мной с сестрой, а потом и Полиной с Ириной.
   В семье Борисовых музыку любили настолько, что отдали и младшую дочь учиться играть на фортепиано, решив таким образом концертмейстерскую проблему: сёстры Елена и Светлана часто выступали вместе.
   В 90-годы Елена Коновалова была очень востребованной скрипачкой в Рязани. Она много играла в ансамблях с лучшими рязанскими музыкантами – Т. Иванишко, Л. Якубовской, Е. Яковлевой, Г. Макаровым. Была солисткой в камерном оркестре МКЦ. Многие помнят «Времена года» Вивальди в исполнении Елены и камерного оркестра под управлением Николая Панина.
   Больше тридцати лет Елена Коновалова прослужила в рязанском симфоническом оркестре, с которым прошла все этапы его становления и развития и где довелось поработать концертмейстером. Сегодня в оркестре играют её выпускники.
  – Мы – счастливые люди, - говорит Елена Анатольевна, - потому что профессия совпадает с нашим увлечением. И ещё, конечно, нельзя не сказать о том взаимопонимании в семье, которое является значимой частью успеха музыканта. Мой дом всегда был моим надёжным тылом. Я много концертировала и знала, что ребёнок не брошен, уроки выучены, на каток Ирину сводят, сказку на ночь расскажут. Муж всегда помогал мне, за что я ему бесконечно благодарна.
    Коллеги говорят, что Елена Анатольевна «открытый и отзывчивый человек, без камня за пазухой. Много работает и ещё успевает кому-то помочь, если требуется. «Против кого дружите» - это не про неё. Не опускается до обсуждения со студентами своих коллег, - не все могут избежать такого искушения. И в зависти замечена не была.»
        До начала горнолыжного сезона ездила на дачу – грести листья, укрывать цветы на зиму, сделать ещё что-то необходимое, потому что до весны выезжать в загородный дом не получится. Есть и домашние дела, которые тоже требуют её сил, и ученики, открывающие в своём строгом педагоге новые грани преподавательского дарования, и, конечно же, её любимый камерный оркестр, дающий Елене большую сценическую радость.



10 – 13. 11. 2017
Специально для «Новой газеты»


М У З Ы К А Н Т Ы : к 100-летию РМК им. Пироговых (юбилейный сборник)



2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229

3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712

4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429

5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766

6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035

7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655

8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545

9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279

10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459

12. Людмила Константиновна Шокшуева
http://www.stihi.ru/2017/02/05/13145

13. Александр Рувимович Попох
http://www.stihi.ru/2017/05/15/4602

14. Светлана Трач
http://www.stihi.ru/2017/06/27/6340

15. Александра Симутова
http://www.stihi.ru/2017/07/10/10536

16. Геннадий Гинзбург
http://www.stihi.ru/2017/07/14/2678

17. Александр Грущин
http://www.stihi.ru/2017/10/26/1384

18. Лариса Якубовская
http://www.stihi.ru/2017/11/02/103

19. Ирина Антонова
http://www.stihi.ru/2017/11/09/50

20. Елена Коновалова
http://www.stihi.ru/2017/12/14/120