Ирина Васильева Обзор произведений 15 цикла

Белый Мамонт Поэзия
                Дорогие друзья!

Очень скоро снова будет так. Разноцветные огоньки, свечи, мандарины, подарки под ёлкой, никогда не надоедающий бессмертный салат. Странный момент перехода. И если успеешь проглотить полный бокал пузырьков точно под бой курантов, да ещё при этом на тебе будет костюм зайца, портал откроется. С криками, хлопушками и бенгальскими огнями окажешься ТАМ. По правде. А тот, кто всё проспал и ни во что не верит, только перебросит лист календаря, а на самом деле так и останется в своём старом годе, в своём старом счастье, и нового не видать ему, как своих ушей (собственных, конечно, не заячьих). Известно, что всё это предрассудки, и вообще, ночью объедаться вредно для здоровья. Но таинственный конец декабря приближается, и все положенные ритуалы соблюдены. Вот уже куплены подарки для близких и друзей и приготовлены детские карнавальные костюмы, и скуплены билеты на все новогодние представления, и на днях пора ставить ёлку, и уже договорились с компанией на вечер тридцать первого… Милый Дедушка Мороз, где же моё новогоднее настроение? Ничего мне не надо, ни шоколада, ни мармелада, ни кухонного полотенца с символом года, хочу как тогда, в детстве, замирать просто от того, что на экране телевизора дяденька в чёрной водолазке и красивая светловолосая тётенька встретились в новогоднюю ночь. Я ещё ничего не понимаю ни в их странных песнях, ни в их любви, я просто вешаю на ёлку хрупкий красный шар. Стеклянный, настоящий. Папа распутывает гирлянду, мама дошивает новый костюм снежинки, потому что из старого я выросла, а требования детского сада к новогоднему утреннику остались прежними. Через несколько дней случится небывалое: я всё-таки выйду к ёлке, я всё-таки прочитаю наизусть стихотворение, которая дала воспитательница! И Дед Мороз достанет из необъятного мешка заслуженную конфету. И, сняв с руки варежку, протянет мне. И я увижу, что у щедрого на подарки дедушки женская рука. А потом, когда закончатся все хороводы, кто-то из моих наблюдательных одногруппников заметит в кабинке Саньки Зиневича маску Деда Мороза. В шесть лет дети уже умеют выстраивать кое-какие логические цепочки. Но мы смеялись, мы знали точно, что кроме переодетой мамы есть на свете и Морозко. А потом выросли.
И всё-таки… Почему же мы, взрослые, уже ни во что не верящие, надеемся и рядимся, покупаем на рынке гуся, которого никогда в жизни не готовили, режем «Оливье», который готовили в своей жизни семьсот пятьдесят три раза? И у каждого в эту самую ночь хоть раз происходило чудо, необъяснимое, непонятное, присланное нам не ряженым с утренника, а могучим, седым, таинственным, который все награды раздаёт. А если у кого-то чуда ещё не было, пусть оно случится – во имя хрупкого красного шара, во имя дяденьки в чёрной водолазке и светлой тётеньки, во имя папы с ёлкой на плече и мамы, пришивающей к маленькому платью снежинку из фольги! Невозможно поверить: тогда они были моложе, чем мы теперь. И ещё один год прошёл так быстро…
Но пусть будет праздник! И мой литературный подарок -  этот вкусный отрывок из «Рождественской песни в прозе» Диккенса. Её главный герой, мрачный старый Скрудж, никого не поздравлял, ничего не праздновал, но всё закончилось хорошо. И у нас, без сомнения, будет так же.
"Появление гуся произвело невообразимую суматоху. Можно было подумать, что эта домашняя птица такой феномен, по сравнению с которым черный лебедь самое заурядное явление. А впрочем, в этом бедном жилище гусь и впрямь был диковинкой. Миссис Крэтчит подогрела подливку (приготовленную заранее в маленькой кастрюльке), пока она не зашипела. Юный Питер с нечеловеческой энергией принялся разминать картофель. Мисс Белинда добавила сахару в яблочный соус. Марта обтерла горячие тарелки. Боб усадил Малютку Тима в уголку, рядом с собой, а Крэтчиты младшие расставили для всех стулья, не забыв при этом и себя, и застыли у стола на сторожевых постах, закупорив себе ложками рты, дабы не попросить кусочек гуся, прежде чем до них дойдет черед.
Но вот стол накрыт. Прочли молитву. Наступает томительная пауза. Все затаили дыхание, а миссис Крэтчит, окинув испытующим взглядом лезвие ножа для жаркого, приготовилась вонзить его в грудь птицы. Когда же нож вонзился, и брызнул сок, и долгожданный фарш открылся взору, единодушный вздох восторга пронесся над столом, и даже Малютка Тим, подстрекаемый младшими Крэтчитами, постучал по столу рукояткой ножа и слабо пискнул:
– Ура!
Нет, не бывало еще на свете такого гуся! Боб решительно заявил, что никогда не поверит, чтобы где-нибудь мог сыскаться другой такой замечательный фаршированный гусь! Все наперебой восторгались его сочностью и ароматом, а также величиной и дешевизной. С дополнением яблочного соуса и картофельного пюре его вполне хватило на ужин для всей семьи. Да, в самом деле, они даже не смогли его прикончить, как восхищенно заметила миссис Крэтчит, обнаружив уцелевшую на блюде микроскопическую косточку. Однако каждый был сыт, а младшие Крэтчиты не только наелись до отвала, но перемазались луковой начинкой по самые брови. Но вот мисс Белинда сменила тарелки, и миссис Крэтчит в полном одиночестве покинула комнату, дабы вынуть пудинг из котла. Она так волновалась, что пожелала сделать это без свидетелей.
А ну как пудинг не дошел! А ну как он развалится, когда его будут выкладывать из формы! А ну как его стащили, пока они тут веселились и уплетали гуся! Какой-нибудь злоумышленник мог ведь перелезть через забор, забраться во двор и похитить пудинг с черного хода! Такие предположения заставили младших Крэтчитов помертветь от страха. Словом, какие только ужасы не полезли тут в голову!
Внимание! В комнату повалил пар! Это пудинг вынули из котла. Запахло, как во время стирки! Это – от мокрой салфетки. Теперь пахнет как возле трактира, когда рядом кондитерская, а в соседнем доме живет прачка! Ну, конечно, – несут пудинг!
И вот появляется миссис Крэтчит – раскрасневшаяся, запыхавшаяся, но с горделивой улыбкой на лице и с пудингом на блюде, – таким необычайно твердым и крепким, что он более всего похож на рябое пушечное ядро. Пудинг охвачен со всех сторон пламенем от горящего рома и украшен рождественской веткой остролиста, воткнутой в самую его верхушку.
О дивный пудинг! Боб Крэтчит заявил, что за все время их брака миссис Крэтчит еще ни разу ни в чем не удавалось достигнуть такого совершенства, а миссис Крэтчит заявила, что теперь у нее на сердце полегчало, и она может признаться, как грызло ее беспокойство – хватит ли муки. У каждого было что сказать во славу пудинга, но никому и в голову не пришло не только сказать, но хотя бы подумать, что это был очень маленький пудинг для такого большого семейства. Это было бы просто кощунством. Да каждый из Крэтчитов сгорел бы со стыда, если бы позволил себе подобный намек.
Но вот с обедом покончено, скатерть убрали со стола, в камине подмели, разожгли огонь. Попробовали содержимое кувшина и признали его превосходным. На столе появились яблоки и апельсины, а на угли высыпали полный совок каштанов. Зятем все семейство собралось у камелька «в кружок», как выразился Боб Крэтчит, имея в виду, должно быть, полукруг. По правую руку Боба выстроилась в ряд вся коллекция фамильного хрусталя: два стакана и кружка с отбитой ручкой.
Эти сосуды, впрочем, могли вмещать в себя горячую жидкость ничуть не хуже каких-нибудь золотых кубков, и когда Боб наполнял их из кувшина, лицо его сияло, а каштаны на огне шипели и лопались с веселым треском. Затем Боб провозгласил:
– Веселых святок, друзья мои! И да благословит нас всех Господь!
И все хором повторили его слова."


1.Юрий Погорельский, Красногорск. ЖЕЛУДЬ http://www.stihi.ru/2013/11/04/5242 (Номинация Петры Калугиной)

Тема молчаливого влюблённого Пьеро, который счастлив ожиданием, мечтанием, случайным прикосновением, является традиционно мужской. Женщина равна Вселенной, она едина и бесконечна. Мать-сыра земля, от которой всё пошло. Нырнуть в карман, спрятаться за пазухой, прилипнуть волоском к рукаву, ничего не требуя для себя, - это ли не блаженство? Таков «Гранатовый браслет» Куприна. Ему хором вторят поэты:

Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам! (А. Пушкин)

Она придёт, даю тебе поруку.
И без меня, в её уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват. (С. Есенин)

И даже то, что написано отнюдь не пером, а вырублено из русского языка исключительно топором, - всё о том же («Рыбка моя, я твой глазик, банька моя, я твой тазик»).
Божество, как правило, любит ушами исправно и, надо сказать, часто попадается. Тогда из сморщенного жёлудя вырастает мощное дерево в три обхвата, а Пьеро перестаёт быть молчаливым, бросает сочинять стихи и начинает есть. Но пока цель не достигнута, как сладостно лежать в кармане! В моём детстве была популярна карамель «Дубок», округлая, совсем как жёлудь. А всякому известно, что у женщины в сумке и карманах всегда найдётся конфетка, бывает, что и не одна. Иная за подкладку завалится, перезимует ненароком. И каждая хочет подаваться навстречу подушечкам пальцев. Хоть на краткий миг, да похрустеть на любимых зубах!
Но это и великая тема – тема жертвы, без которой, как известно, нет творения. И мужчина, как существо безусловно более романтическое, понял это первым («Если вдруг я судьбу мою оборву с полпути, я твою фотографию схороню на груди»). Жертвуя собой, наполняешься духовной энергией, если жертва осознана и принята всем сердцем. Всякое самоуничижение, бичевание  является составной частью устремлений духовного порядка.
Во всех легендах и сказках герои, святые, исключительные люди обычно страдают.
Поэтому сморщенный жёлудь – не столько падение вниз, в прах и тьму, сколько устремление вверх, к другим приделам. Ведь как он облагородил карман, пальто и всю его хозяйку своим чувством!


2. Петр Лодыгин,  Москва. ОСЕНЬ МАЛЕНЬКАЯ В САДУ http://www.stihi.ru/2013/10/08/9751 (Номинация Петры Калугиной)

Не такой как все дворник, который метёт дорожки исключительно по велению сердца – персонаж, духовно близкий Ёжику (тому, что однажды заблудился в тумане). В другой сказке он каждый вечер протирал звёзды, забравшись на высокое дерево. При этом Ёжик ворчал, но в то же время не забывал орудовать тряпочкой: «Если я не протру звёзды, то кто же протрёт звёзды?»
Поэт, который защищается от мира колючками непрестижной профессии и делает что-то просто так для всех – фигура известная. Это вариант миссии по спасению мира, а в мире том учтена каждая букашка. Но как бы ни мал был Ёжик, вышедший из тумана, он всегда покровитель. Он ни одну маленькую осень в обиду не даст, приголубит, отогреет, всем покажет и расскажет, что золото бывает разным. Носорог с удивительно тонкой кожей, который не раздавит ни одну многоножку, даже если бы и захотел (мол, надоело всё, устал, бесполезно). Кроме того, замечающего каждую букашку непременно будут стыдить братья по пищевой цепочке:
 - Вспомни, кто ты такой!
 - Одумайся, тонкокожий!
 - Ты ведь позоришь не только себя –
Весь наш род
Носорожий…

А он – знай себе звёзды протирает, листья подметает и прочее, и прочее, и прочее…
Дружит он с птичкой Калау,
С братьями
Редко встречается
И,
Говоря между нами,
Не особенно огорчается!


3. Марина Писарева, Москва.  Ты просишь свежую постель http://www.stihi.ru/2004/07/29-1288 (Номинация Петры Калугиной)

Ах, милый, как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!
Что за душа!..
Вот так часто и бывает  - грудь перевесит любой самый богатый внутренний мир. Меж тем для истинного ценителя и любителя женщин Пушкина идеалом является не такая как все Татьяна. А у неё даже и маникюра-то, наверное, никогда не было. Она и по хозяйству-то не очень умела. Ещё не факт, что у неё были совершенно стройные, абсолютно шёлковые после депиляции ноги. Не блондинка. Поведение странное. Зато другой такой в природе не сыщешь. Поэтому не  очень мужественный и не очень умный Ленский выбрал не её. А мужчину когда пугал возраст, небезупречная кожа, размер ноги больше Золушкиного и растрёпанная причёска ( в комплекте с глубокой таинственной  душой, естественно)?
Нормальная, живая женщина часто и предположить не может, что именно найдёт в ней привлекательным настоящий, живой мужчина.

«Между шестнадцатью и двадцатью двумя годами на моем жизненном пути довольно часто появлялись интересные девушки, но они быстро исчезали, не оставляя после себя даже воспоминаний. Единственным исключением из этого правила оказалась Урсула Пендрагон Уайт. На протяжении нескольких лет она регулярно то возникала, то снова исчезала из моей жизни, как кукушка из ходиков, и из всех моих приятельниц только ей удавалось вызвать во мне весь спектр чувств от тревоги и уныния до захватывающего дух восторга и леденящего ужаса.
Впервые Урсула привлекла мое внимание на крыше двадцать седьмого автобуса, величественно плывшего по улицам Борнмута, респектабельнейшего курортного города, где я в то время жил. Я занимал в этом автобусе место сзади, а Урсула и ее спутник сидели впереди. Я мог бы и не обратить на нее внимания, если б не ее голос, мелодичный и всепроникающий, как песня механической канарейки. Оглядываясь в поисках источника этих сладчайших звуков, я наткнулся взглядом на профиль Урсулы и уже не мог от него оторваться.
Ее лицо, и прекрасное, и необычное, обрамлял темный ореол коротких, вьющихся от природы волос. Огромные глаза под удивленно приподнятыми бровями оттенялись очень густыми и длинными ресницами и были того темно-синего, почти фиолетового цвета, какой бывает на ярком солнце у незабудок. Рот у нее был безупречной формы, с белыми ровными зубами; таким ртом никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя есть копченую рыбу, лягушачьи лапки или кровяную колбасу.
Но больше всего поражал воображение ее нос. Я никогда прежде не видел такого носа. Он был длинным, но не чересчур, и сочетал в себе три разных стиля. Начинался он как классический греческий, но потом с ним происходило нечто невероятное. Он вдруг шел вверх, как нос очень элегантного пекинеса, а затем, казалось, кто-то деликатно срезал самый кончик, чтобы сделать его плоским. Боюсь, что в моем неумелом описании он выглядит не слишком привлекательно, но смею вас заверить, результат был потрясающий. Молодые люди, единожды взглянувшие на нос Урсулы, влюблялись в него слепо и без оглядки. Это был такой прелестный и необычный нос, что вам сразу хотелось познакомиться с ним поближе.» (Джеральд Даррелл «Урсула»)


4. Настя Каменская. Первый мальчишка http://www.stihi.ru/2012/07/10/1243

Когда я училась в четвёртом классе, мне очень нравился Илюша из фильма «Девчата». Я до сих пор с удовольствием пересматриваю это чудесное кино, только уже немного другими глазами: в детстве в основном обращала внимание на то, какой Илюша бравый, как он качественнее и быстрее всех валит деревья, как он лучше всех в мире играет в шашки. Взрослый же взгляд больше фиксирует другое, например, что Тосю свою этот видный парень приглашает на танец, не потрудившись снять шапку и вынуть изо рта папироску. Бог тебя храни, Илюша, я и в жизни предпочитаю не встречаться со своими детскими увлечениями, пусть так и остаются в памяти знатными бригадирами. «Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне». А если выглядит хуже Волка из «Ну, погоди!», хуже молодого рабочего из производственной комедии, который, услышав фамилию Васнецов (а во рту, естественно, папироска), уточняет: «Это какой Васнецов? С автобазы?»
А если встанет передо мной, как лист перед травой, герой школьного романа в пиджачке пятилетней давности, я сразу увижу, как мальчик вырос. Под мышкой – метровые гладиолусы. Эй, мальчик, я первая любовь твоя, а не первая учительница. Жигулёвский запах, вездесущая папироска, татуировка, руки не знает куда девать… Сказано: с любимыми не расставайтесь. Обещано: за расставаньем будет встреча. Значит, зачем-то эта встреча нужна. И грустно после неё, и светло: было же время, когда мы не замечали нечищеных ботинок своих единственных…

 
5. Мари Малиновская. Пироманка http://www.stihi.ru/2013/07/07/8652 (Номинация Насти Каменской)

Герои не смотрят друг на друга, они подсматривают.
Что же там было с тобой?!
Не было сил подсмотреть – еле плелась домой.
Толстый чиновник, поблёскивающий стёклами пенсне – господин Кламм из «Замка» Кафки, которого землемер с Фридой рассматривают в дверной глазок, а потом падают на грязный пол под барную стойку. Ремни уже заготовлены, в большом количестве, хватит на всех. Человек в пенсне всемогущ, он доктор твоего тела, он делает самые сложные и тайные операции на сердце. Любая женщина чувствует себя черновиком его жизни, поэтому самое сильное из всех желаний, которое преследует: сжечь. Сжечь место изобилия, место любви, сжечь себя, не оставив ничего про запас, потому что под барной стойкой только пивные лужи да огрызки.
Объятия человека в пенсне светят, но не греют. У него очень плохое зрение, он не отличит человеческое лицо от пёсьей морды, он всё делает на слух, он может сотворить только перевёрнутый мир, в котором лодки вниз рыбаками. «Всех благ» в его устах звучит как смертный приговор. Он может бесконечно долго, взатяг смотреть сквозь стёкла очков, не пройдёт ни один солнечный луч. История о том, как герой дал огонь человеку, не повторится.


6. Татьяна Бирченко.  В Андалузии ночью жаркой http://www.stihi.ru/2013/09/30/4351

Можно назвать это стихотворение продолжением темы, которую задаёт легко опознаваемый Лорка. На мой взгляд, продолжение удачное – цыгане свободно перекочевали из одного текста в другой, с песнями, с плясками, с глубокой печалью в сердце. Потому что рано или поздно табор уйдёт в небо, а цыганка погибнет,неважно, Эсмеральда она или Земфира. Цивилизованные недолюбливают кочевых, им трудно представить, что земля может быть ничей, общей. Цивилизованным вообще трудно принять правду жизни, поэтому цыганок-гадалок они боятся, а специалистов нет. Я тоже, честно говоря, побаиваюсь цыган, потому что мне кажется, что они на самом деле что-то знают. По правде, а не по диплому. Это они только так поют:«К нам приехал, к нам приехал Сергей Сергеич дорогой», а сами вовсе не так просты.
Самое главное свойство цыган – абсолютная встроенность в природу. Поэтому тугая тоска, которая вошла в сумрак сада, так же спокойно войдёт к ним под рёбра. Им любая луна – бубен и собеседница, и похитительница детей. Танцующей цыганкой и ветер прельстится, и она будет спасаться бегством, дрожать и сверкать глазами. Но честь спасена. А для обычной жительницы обычного города что такое ветер? Так, пролетел, причёску вот испортил. Не заинтересовался, в общем.


7. Владимир Демидов Пп,  г.Павловский Посад М.О. Листва пылает... http://stihi.ru/2013/10/22/3180


На первый взгляд может показаться, что перед нами обычная пейзажная зарисовка, если бы не вампирские губы осени, которые появляются в первых строчках. Даже если сказать: «Я боюсь!» и закрыть глаза, они будут плавать в темноте под веками фантомом. Никто не спасётся. Мы все станем людьми осени, и не поможет никакой петух. Спелые яблочки, преподнесённые переодетой колдуньей, навевают волшебный сон. Осень усыпила, она же и оплачет. Люди в это время года становятся особенно хрупкими. Хрустальными. Они могут разбиться от одного неловкого движения, они могут порезаться паутиной, обрезком дождя; их может развеять по свету порыв ветра. Все закутаны, как человек-невидимка. Тень становится главнее своего обладателя, она грозит издалека самым коротким днём в году. Человек не вписывается в осенний пейзаж. Любая капля, упавшая с неба, может оказаться осколком волшебного зеркала, но не тем, в котором мир наоборот, а тем, в котором мир живой, в нём и кустам холодно, и берёзам одиноко. А человек в стороне, он наблюдатель, его так тянет обо всём этом написать.


8. Андрей Пасынок, г. Курган.  Интервеция http://www.stihi.ru/2013/10/30/6223

Не так давно прочитала я в интернете историю о том, как некий мужчина пришёл в гости к своему 11-летнему крестнику и, поговорив с ним, был поражён: оказывается, мальчик искренне считает, что всё было изобретено и открыто в Европе и Америке, а Россия только пользуется. Мальчик никогда не слышал фамилии Ломоносов. Стал мужчина выговаривать отцу: мол, неправильно ты сына воспитываешь (при том, что он, крёстный, сам где-то 11 лет проспал), но главная беда даже не в этом. А в том, что всё увеличивается количество детей, убежденных в том, что история России началась в год их появления на свет. Будущее туманно, а купить два непонятно чего, третье в подарок можно уже сейчас. Русские люди всегда обладали способностью заимствовать чужое и чудесным образом переплавлять его, превращая в своё, оригинальное и уникальное. Инородное должно привиться, по-новому окультуриться, только тогда оно принесёт плоды. Если бы в том, чтобы заново родиться, было спасение… Спасение в тех, кто ещё не утратил способности интуитивно беречь своё и отторгать чуждое. Когда моя дочь, вернувшись однажды из школы, сообщила, что завтра все классы в обязательном порядке идут «встречать» олимпийский огонь, я подумала о том, что много лет назад, когда страна встречала Юрия Гагарина, людям наверняка не нужно было грозить тем, что явка строго обязательна. Это ему бросали от всей души цветы, а не он швырял в толпу бесплатные бутылки с «Колой» и разную мигающую ерунду. Я живу рядом с площадью, где происходило действо, и были отчётливо слышны бодрые голоса участников детского эстрадного центра:
В ногу, опять идём в ногу.
Упёртые рогом.
Выходим красиво,
Готова Россия!
Мы влупим гол скоро,
Всё сделаем клёво,
Всех сделаем снова,
Россия готова!
По-моему, греха здесь гораздо больше, чем смеха. Последние времена наступят тогда, когда люди окончательно утратят чувство стыда за то, что они делают.


9. Александр Копп. Свеча горела http://www.stihi.ru/2013/06/07/6329

Слова «кэб» и «кэбмен» с детства ассоциируются  у меня с рассказами о Шерлоке Холмсе. Пёстрая лента, пляшущие человечки, «если жизнь и рассудок дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот»… Темно, Ватсон, детективно, но мы попробуем пролить свет на это дело. Вот уже руками другого доктора – Живаго -  зажигает свечу Б. Пастернак.Подпевает, обнимая жёлтый изгиб, О. Митяев:
И века прошлого конец, и в освещённом здании
Всё дышит ожиданием.
И скоро Рождество. И ждут только его, его.
Но в ночь накануне, как известно, гуляют бесы. Классическая троица, взываем к тебе и просим защиты! Дух Пушкина-Гоголя-Достоевского, приди! «Тает жёлтый воск свечи, стынет крепкий чай в стакане…» «Мчатся тучи, вьются тучи, неведимкою луна освещает снег летучий. Мутно небо, ночь мутна…»
Холодное время тела. Из всех певчих только Босх не подался на юг – птица непуганая, таинственная, страшная. Он лучше всех толкует наши сны, он знает, как тёмен бывает человек внутри. «Он подмигнул мне, мы явились, дескать, не чаркой стукнуть, не служанку тискать, а на доске грунтованной на плоскость всех расселить – в засол или на слом». И требует последних денег одноногий Джон Сильвер, грозит ножом да пистолетом. Души идут нынче недорого – по луидору штука, а те, что с чёрной меткой, и того дешевле.
Но тот, кто в круге света – спасён. И доктор сказал, что мы будем жить. А все ужасы – только ледяные узоры на зимнем окне, чего там только не померещится.
Весь текст стихотворения как будто за таким заснеженным стеклом – свет, тени, и страшно там, и надежда там. А на огонёк свечи охотно, как бабочки, слетаются литературные ассоциации, выходят из мрака подзабытые строчки.


10. Нина Аксёнова.  Полосатый сюр http://www.stihi.ru/2013/11/05/8708 (Номинация лены Май)

Учитывая тот факт, что день в любом случае становится ночью, а горе счастьем, можно говорить о том, что принцип полосатости положен в основу человеческой жизни. Так легче прятаться от хищников или подстерегать жертву, так легче надеяться. Городские «зебры» перетекают в полосатый шарф прохожего, в жезл полицейского, в пунктирные звонки мобильных телефонов, в заборы, решётки садов и парков, мостики, спину бродячего кота, трёхцветный мармелад, тельняшку играющего на баяне дедушки, в рельсы метрополитена… Всё в полоску, и люди все в полоску. Так захотел ребёнок, раскладывающий под бдительным маминым взором разноцветные счётные палочки. Так записано стилосом на восковых дощечках, но письмена те стёрты временем, а малыш считает плоховато, путается в палочках, злится, плачет, боится, ненавидит. Потому что заставили. Потому что мир так неустойчив. «Зебры» сотрутся, заборы сгниют, телефон потеряется, шарф выйдет из моды, мармелад канет в желудке. Полосатое направление в жизни и в искусстве придёт в упадок. Будет клетка, горошек, огромные красные маки по зелёному полю, мишки и символы наступающего года. Но на нейтральной полосе пережидает смутное время группа в полосатых купальниках, некто в полосатой пижаме пьёт чай, прежде чем лечь на полосатый матрас. А мальчик всё увереннее раскладывает палочки, и его мелкая моторика развивается с непостижимой быстротой.


11. Лена Май, Пятигорск . Они не говорили... http://www.stihi.ru/2013/11/07/264

Есть у А. П. Чехова совершенно гениальный рассказ, из ранних, написанный человеком, которому чуть за двадцать. Называется «Он и она».
Она – известная певица; на фотографиях и на сцене красавица (пудра, тушь, парик, румяна), в жизни – урод. Устраивает обеды для избранных. А за пять стульев от неё сидит человек, который много ест, пьёт, молчит и ни на кого не обращает внимания. Муж. «Глядя на его фигуру, чувствуется, что ему нечего делать, скучно, лень, надоело…»
И какие могут быть сомнения? Конечно же, она только держит его при себе, как слугу, платит жалование – ведь кто-то должен возиться с её договорами и контрактами. Удобно и не мешает.
А он? Тоже неплохо устроился. Уютное, тихое, сытное местечко при богатой жене. Конечно, приворовывает, кутит, развлекается с горничными…
Разве любому из нас не приходилось хоть раз в жизни изрекать подобные глубокомысленные суждения: «Они просто привыкли друг к другу за столько лет», «Она бы давно от него ушла, если бы не дети (если бы подвернулся кто-то стоящий)», «Что он в ней нашёл?», «Сразу видно, что они не пара, долго не проживут», «У неё такой незамысловатый деревенский муж» и т. д?  Твердокаменное всезнайство и уверенность подростка, который снисходительно ухмыляется: «У предков не любовь, и вообще жизнь серая. Вот у меня, когда вырасту… Да у меня уже сейчас такое, что им и не снилось никогда».
Устыдись, человече, оставь людей в покое. И сколько бы ни было тебе лет, посмотри ты внутрь себя.
Муж молчит и скучает за пять стульев, а в письме пишет так: Чтобы любить её, нужно быть или мной, или сумасшедшим, что, впрочем, одно и то же. Она некрасива… Она неряшлива… Она пьёт… Она невежлива… Она капризна, непостоянна, не имеет ни одного прочного убеждения. Тысячу раз испорченная женщина! Когда она, моя жена, начинает петь, когда по воздуху пробегают первые трели…тогда поглядите на моё лицо и вам откроется тайна моей любви.»
Вот что пишет она: «Такие, как он, не рождены для того, чтобы иметь право на взаимную любовь. Он день и ночь пьян как сапожник… Он вечно оборван… Он – лентяй… Он нигде не кончил курса… Впрочем. Бог знает, за что я его люблю. Я плохой психолог, а в данном случае затронут, кажется, психологический вопрос.»
Мы все психологи, когда дело касается нашего чувства, и очень хорошие, когда речь идёт о любви чужой. А как на самом деле – не знает даже время, ничего-то оно не показывает. Не зря ведь в часах живёт не попугай, не соловей, не Алконост, не иная птица, а кукушка. Ведает, кому сколько осталось, но своего гнезда нет у неё. И люди часто ждут фейерверков, забывая, что нет ничего обыкновеннее, обыденнее, проще любви. Она настолько тиха, что порой кажется, будто бы её и нет вовсе.
Подтверждение того, что всё-таки это не так – чудесное стихотворение автора «Белого Мамонта» Оксаны Стоминой.

Лирическое послепледовое
 
Ну, здравствуй, старость! Вот он – мой чертог –
Блаженное скучание на даче.
Сижу под пледом, пью горячий грог,
Вникаю в суть какой-то передачи.
 
За окнами  начало ноября
Цитирует Ахматову и Кафку.
И, честное старушечье, не зря
Я давеча связала безрукавку!
 
Мое большое счастье – в пустячках.
Большое счастье – точная наука,
О том, что милый старичок в очках
Счастливый дед моих счастливых внуков,
 
Мозолит мне глаза уже лет сто,
Делясь со мной реальностью и снами,
Что на веранде наш огромный стол
Едва вмещает всех, любимых нами.
 
Что хочется то яблок, то ухи,
То пирогов с малиновым вареньем!
Что за душою водятся стихи -
Чудные, с разноцветным опереньем.
 
Что гром грохочет, что река течет,
Цветут каштаны и звенят капели!
Что то, что нам положено на счет,
Мы, к счастью, растранжирить не сумели.
 
Что я хранима кем-то с высоты
Не птичьего, а божьего полета!
И что оттуда мне ниспослан ты,
Как самая нелегкая работа –
 
Любовь. И что, просыпавшись в эфир
И став началом замкнутого круга,
Мы снова возвратимся в этот мир
И, как обычно, выберем друг друга.
 

12. Гражданин России. Твоя http://www.stihi.ru/2009/12/08/6276

Мне вспомнилась одна очень красивая притча о том, как маленький мальчик шёл по берегу, усыпанными морскими звёздами, поднимал их с земли и бросал обратно в море. Увидевший это мужчина сказал: «Ты зря тратишь время. Здесь тысячи звёзд. Что ты можешь изменить?», а мальчик ответил: «Я могу изменить многое. Для одной звезды».
Нам всем в каком-то смысле не хватает солнца. В основном этим обстоятельством объясняются все нехорошие и безумные поступки людей. Душевный рахит. Человек только тем и занимается, что бросается на берег, особенно когда приходят холода. И лежит – без признаков жизни. До тех пор, пока кто-то не поверит: «Пациент скорее жив, чем мёртв», не пожалеет времени, поднимет с мокрых камней и швырнёт обратно в море. Вся наша жизнь – долгий путь от веры до веры.
Понравилась музыка стихотворения. Очень удачное сочетание анапеста с парными рифмами, словно внутри текста плещется море. С кладом на дне, естественно: «и вчера, и сегодня ноябрь – тебе цена» - просто золотая строчка.
А в финале невольно мысленно дописалось: «а моя печаль».


13. Грановская Ирина. Камни http://www.stihi.ru/2013/08/23/8161

Наше тело – пробный камень. Оно дано. Оно зафиксировано в пространстве. С него начинается строительство – алхимия человеческой жизни, поиски иного камня, философского, вечное блуждание мыслей и желаний.
Соединение двух элементов всегда даёт нечто третье – духовный поиск, разочарование, второе рождение… Все «пластаются по сценам», столичным и провинциальным – смешат и смеются, с надрывом читают монологи, в корчах распластываются у ног жестоких возлюбленных. И в этом смысле изрезанные в кровь пальцы, конечно, очень театральны, как разорванная на груди тельняшка, как показанный белогвардейцу пролетарский непримиримый кукиш. Но если присмотреться, так и есть. Человек с удовольствием глумится над своим телом, и делает это, как правило, напоказ. Надо сказать, что тело в долгу не остаётся и щедро разбрасывает свои камни во всех потайных и не очень закоулках. Но ведь так и становятся мэтрами, магистрами, парацельсами. Что-то взорвалось, что-то выпало в нерастворимый осадок, кто-то и вовсе сгинул во время химического опыта. И уже точно известно, что нет никакого философского камня, панацеи и гомункула, но поиск идёт. И строительство тоже. Иначе не было бы людей, одни каменные памятники.


14. Маджента. Поэт и штаны http://www.stihi.ru/2010/02/18/2416 (Номинация Ирины Грановской)

Штаны вообще такой предмет гардероба, с помощью которого проще всего бросить вызов обществу. Поэтому неудивительно, что на планете Плюк была принята цветовая дифференциация именно штанов. Узкие или, наоборот, широкие, драные, клетчатые, ярко-оранжевые – всё это «ку» (в крайнем случае, «ку с натяжкой»), а вот сползающие или с расстёгнутой ширинкой – безнадёжное «кю». Поэтому сказанное с высокой трибуны быстро испарится из памяти соратников по цеху, а расстёгнутые штаны останутся там надолго. Яркой лампочкой осветят долгий рабочий день, будет о чём за кружкой пива поговорить. Можно, конечно, сказать соратникам по цеху, что они примитивны, зациклены на грубой телесности и не способны оценить метафору. Можно им сказать также, что древние греки вообще не носили никаких штанов, но это не умаляет их заслуги перед мировой поэзией. Всё это можно сказать. Только какая будет после этого трудовая и личная жизнь?
Нет, лучше примкнуть к какому-нибудь литературному кружку. Там не засмеются, не обзовут. Там интеллигентно скажут: «Простите, Миша, но у вас, кажется, не всё в порядке с брюками. Простите ещё раз». И покраснеют – за компанию или вместо. А потом будут внимать и скажут своё критическое слово, но в уме-то! В уме будут держать расстёгнутую ширинку и одёргивать себя: «Подумаешь! Со всяким может случиться! Зато какой талант!» И подхихикивать интеллигентно.
Вот почему всякий поэт с удвоенной бдительностью должен относиться к своему гардеробу!


15. Наталья Илларионова. Белый http://www.stihi.ru/2013/10/07/9291

К сожалению, большинство людей как художники не продвигаются дальше предмета под названием ИЗО, который прочно ассоциируется с акварелью школьной медовой. Я сама принадлежу к этому большинству. А когда моя дочь стала заниматься живописью в школе искусств и мы купили коробку с акварелью профессиональной, я была изумлена, обнаружив, что белого цвета там нет. Зашоренный законченным средним рисованием мозг был озадачен. Но потом я поняла, что всё правда. Белого на самом деле нет. Мы его придумали, как дети придумывают перед сном страшные истории. Белому не нужен человек как есть, белый – пограничное состояние человека, грань, которую предстоит перейти: операционная, арктическая пустыня, наряд невесты, чистый лист бумаги на рабочем столе…
Но человеку свойственно сопротивляться. Он противостоит белому и старается подчинить его себе. Он забирает у природы белое молоко и белую соль; он перемалывает зёрна в белую муку; он с удовольствием оставляет свои рубчатые следы на свежем снегу.
Первый снег похож на переезд в новую квартиру. Гулко, любопытно, непривычно, грустно-радостно, пусто. И другой вид из окна. И прекрасное чувство освобождения от хлама. Можно  ходить из угла в угол, удивляться, слушать звучащую внутри музыку, пригласить жизнь на белый танец. Но жизнь не хочет белого, и мы спохватываемся, и возвращаемся к прежнему сложному сочетанию красок. И начинаем обрастать новым милым барахлом.


16. Бодайбинка. Господин Петербург http://www.stihi.ru/2008/07/31/1417

Всё великое множество стихов о Петербурге (Ленинграде), которое существует в природе – совместное градостроительство самых разных авторов. За нашим личным, внутренним Петербургом всегда просматривается Петербург Гоголя, Андрея Белого, Пушкина… И есть он, и нет его. Сколько ни пиши, всё равно не поймаешь, всегда кажется, что главное упущено. Всё по Достоевскому: «Мне сто раз, среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая грёза: «А что, как разлетится этот туман и уйдёт кверху, не уйдёт ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото?..»
Но, несмотря на всю призрачность, главная задача всякого пишущего о Петербурге, как мне кажется, - не нарушить его гармонию, то, что академик Д. С. Лихачёв называл «небесной линией города на Неве» - полоса стыка домов и неба. И в то же время сохранить горизонталь, которой город подчёркнут снизу. Одним словом, вписаться в интерьер.
Стихотворение, о котором мы сейчас говорим, в этом смысле очень классическое: каждая строфа отчёркнута (сверху, правда, но весь Питер отражается в воде, иногда трудно разобрать, где низ, а где верх) обращением, а затем любовь к городу и тоска по нему, струясь, образовывают ту самую «небесную линию». Но, по моим личным ощущениям, строка «Вы мне дороги так, что не смею Вам вымолвить «ты» не очень гармонично вписывается в архитектурный ансамбль, а слово «рок» кажется мне стилистически чуждым. Так обычно называют несчастливую, трагическую судьбу. А разве Город сделал героиню несчастной?
Но тихий, потаённый финал очень соотносится со словами Лихачёва: «Историческое прошлое города, сравнительно короткое – всего три столетия, - воспринимается как своеобразное драматическое действо, при этом завершившееся, ибо совершенно ясно, что, каково бы ни было его будущее значение в нашей стране, внутренняя драматургия города закончилась».


17. Козина Анна, Каменск-Шахтинский. ковчег  http://www.stihi.ru/2013/10/29/2745

Все ли знают, что рекомендованная докторами температура жилого помещения (особенно, если в нём обитает маленький ребёнок) составляет восемнадцать-двадцать градусов (восемнадцать, говорят, лучше)? Я знаю. Но не хватает силы воли настолько заботиться о своём здоровье. Спасибо государству, минимум раз в год оно делает это за меня, от души и совершенно бесплатно. Дни перед началом отопительного сезона незабываемы! Невероятно обостряется слух – чуткое ухо настороже: не забурчит ли, не забулькает ли в батареях? Я брожу по квартире, как призрак солдата армии Наполеона, одежда моя многослойна. Я грею руки о чашку с чаем и настольную лампу, а домочадцы спрашивают в это время, где, по моему мнению, находится их второй шерстяной носок. И, погружаясь вечером в сугроб постели, пожалев, что ночные колпаки нынче не в моде, я верю, что счастье не за горами.
При этом ребёнок, тот, кому рекомендована температура стука зубовного, спокойно ходит по дому в одних трусах, с криком: «Не замёйс!!!» сдирая с себя остальную одежду. Видимо, кто-то установил в нём внутренний обогреватель.
Стихотворение получилось очень тёплым, несмотря на ледяные батареи. Женщина ведь больше всех переживает, когда в доме холод, она всё сделает для того, чтобы очаг хранился качественно. Принесёт обогреватель, начнёт активно печь пироги (чтобы дух шёл!) и варить кисель из клюквы. Заберётся с ребёнком под одеяло, как в чум, и расскажет сказку про Печальную Рыбу Солнце, а то и споёт: «Ложкой снег мешая, ночь идёт большая», на груди согреет. Не случайно ковчег является символом материнского лона и сердца. Значит, род человеческий в очередной раз будет спасён.
Понравилась игра слов «семейство ноя» - «всем семейством ныть устали». А мигрирующие на юг слоны завораживают.


18. Аркадий ГЕНДЕР. Татуировка на бумаге http://www.stihi.ru/2003/02/15-716

      
Хорошее сравнение: бумага – вторая кожа автора, записанный текст – татуировка. Особенно понравились «наколки мыслей». Любое произведение зашифровано; цепочка символов, по которым тебя сразу и безошибочно опознают соплеменники. Так в фильме «В поисках капитана Гранта» Паганель чудесным образом избежал гибели: туземцы-людоеды пали ниц, увидев у него на груди знак верховного вождя, сделанный вообще-то на другом краю земли. Мы украшаем свою вторую кожу таинственными письменами, чтобы время не съело нас. Мы поворачиваемся к миру всем самым уязвимым, мы надеемся, что мир нас распознает. Но есть ещё один чистый лист – внутри человека, медленно и верно он заполняется с самого рождения. И самая большая награда автору – если удастся оставить какой-то знак, след, узор, а то и записать целую строчку на том листе. И тогда у другого человека тоже может появиться вторая кожа.
Я до сих пор не научилась писать сразу в компьютер, хотя прекрасно понимаю, сколько времени потом уйдёт на перепечатку. Но бумага как-то ближе к телу, а надавливая на клавиши, я не чувствую боли.


19. Римма Романова. Одуванчики http://www.stihi.ru/2013/07/23/3061 (Номинация   Нины Злаказовой)

Дело в том, что в детстве земля плоская и солнечная. Она надёжно держится на черепахе, которая живёт в коробке под кроватью. Земля  золотистая и мягкая, как одуванчик – первый после зимы, а рядом на подсохшем асфальте – кривые классики, и девочки прыгают в резиночку. И всё ещё будет цвести, всё ещё очень долго будет цвести. И на всех хватит толстых, упругих, прохладных венков, у которых внутри замер горьковатый сок; они делают голову нарядной и тяжёлой.
«Мальчики заулыбались и с жаром взялись за дело. Они рвали золотистые цветы, цветы, что наводняют весь мир, переплёскиваются с лужаек на мощёные улицы, тихонько стучатся в прозрачные окна погребов, не знают угомону и удержу и всё вокруг заливают слепящим сверканием расплавленного солнца» («Вино из одуванчиков»)
Радость не кончается, пока не исчезнет.
Но лето уходит, детство ускользает. И прочный, золотистый, надёжный и плоский превращается в лёгкий пушистый шар, который в любой момент может улететь прочь, оставив в руках горький ненужный стебель. К тому времени мы уже знаем, что планета круглая и вращается вокруг Солнца, поэтому в мире и наступает осень. Нельзя сказать, что это знание делает нас особенно счастливыми. Внезапно открывается, что мир очень хрупок, а мы только семена, и кто-то уже приготовился дунуть изо всех сил; за каждой щекой у него по атмосфере, а глаза зажмурены. И вся планета – обдуваемый случайными ветрами одуванчик.
Я думаю, мне совсем не случайно встретилось сегодня  это стихотворение:
Александр Беляев2

Цикл Чюрленис. Одуванчики

Мне говорят: «Вначале было слово –
Первичное звено». А до звена?
Ответа нет. В молчании основа…
Итак, вначале стыла тишина.
………………………………
Мне снятся три ничтожные травинки,
Три шарика на тонких черенках,
И - ни души, ни явственной тропинки
К безделице из детского венка.

Где моря розовеющее лоно?
Где утреннее марево небес?
Все спуталось… лишь вздрагивает сонно
Какая-то мерцающая взвесь.

В ней видятся то замки исполины,
То города, то башни-маяки…
Все кануло, все стало серой глиной,
Остались только эти стебельки
На узенькой границе меж мирами –
Намек на тлен и тайну бытия,
Опушенные белыми шарами,
В которых растворились ты и я.
………………………………….
Сейчас подует ранний летний ветер
И полетят пушинки-семена.
И будет день, тревожен, звонок, светел.
И будет ночь – пустынна и темна.

20. Рита Круглякова. Кай http://www.stihi.ru/2013/08/26/3853

Девочка обязательно должна обжечься о «Снежную королеву», чем раньше, тем лучше. Традиционно считается, что эта чудесная история о том, как горячее сердце способно преодолеть все невзгоды, победить, спасти, что настоящее чувство… и.т.д. и т.п. Колоссальное количество стихов, написанных женщинами (именно так!), в которых фигурируют названые брат и сестра, свидетельствует о том, что сказка не так однозначна. Почему не пишут мужчины? Я думаю, что Герда для них не такой уж привлекательный персонаж, в ней ещё нет ничего истинно женского – друг, бойскаут, свой парень. Другое дело Снежная Королева – величественная, загадочная, ледяное лицо, как у цветаевской бабушки. А эта – пришла, когда её никто об этом не просил, работать (играть) мешает, головоломку собирать. И там ведь ещё коньки в придачу были обещаны. Рыдает, просит.
Но девочке-то для того, чтобы стать потом настоящей женщиной, нужно обязательно побыть Гердой – пробираться босиком по снегу, с оленем, в драном платье, найти, вырвать из объятий соперницы, выплакать с ним вместе осколок из глаза. Герда ещё не знает, что если Кай однажды стал другим, то это навсегда. Рано или поздно он снова сядет собирать свою Вечность, он будет говорить: «Не мешай! Я не знаю, когда освобожусь! Нам нужно отдохнуть друг от друга!»
«Ну, здравствуй. Герда?» Да разве любящие так говорят?
Поэтому рано или поздно мы все отрекаемся от самоотверженной наивной девочки, меняем имя, стараемся забыть путешествие к ледяному чертогу. Но она всё равно где-то там, глубоко в сердце, как осколок волшебного зеркала, она болит иногда. Поэтому всё пишутся и пишутся стихи об этих двоих.


21. Алана Эзер. Tremolo http://stihi.ru/2006/10/17-341
Как и положено настоящему тремоло, текст дрожит. Перепад – от ветра, который со страшным «с-с-с» пытается сорвать с деревьев последнее, до приложенного к губам пальца: осторожно, дети спят.
Самокопание, которое настойчиво бьёт в один и тот же участок мозга, неизведанный нисколько, местный, тесный: я или не я? много или мало? кто виноват? что делать? тварь я дрожащая или право имею? Так прокручивают дыру в голове, и в ней начинает свистеть пустота. Из пустоты той рождается пешая птица, прыткая свинка. Где-то там затерялся сухой остаток личности – переспелый, похожий на электрическую лампочку плод. Скушать его ни в коем случае нельзя – только включить-выключить, погреть руки или, бросив камень, услышать, как зазвенело.


22. Александр Панков. Это просто http://www.stihi.ru/2010/01/21/5255 (Номинация Аланы Эзер)

Люди могли придумать маятник, но не закон, по которому он движется, никогда не меняя направления. Люди могли придумать часы, но повлиять на скорость движения времени им не дано. Есть что-то такое Великое и Ужасное (или Прекрасное?), встреча с которым неминуема, когда время кончится.
Мы ничего не знаем ни о времени, ни о законе маятника, поэтому придумываем опору в виде вещей. Мы ничего не знаем о слове, поэтому придумываем образы. Найти верный невод, свою систему координат – вот к чему стремится всякий глубинный индивид, каким бы ни был он Базаровым, потому что интуитивно чувствует: правила есть всегда. Белые ходят первыми, за сегодня следует завтра, а за жизнью одного человека жизнь другого человека. Искомая точка А может быть спрятана где угодно: на пересечении двух дорог, ливня и провода, вены и иглы.
Это стихотворение, на мой взгляд, самое сильное в лонге, решает одну из самых главных задач поэзии – свободно переходит из одного времени в другое, от одной жизни к другой, оставаясь при этом нигде. Лунная бомба из рассказа А. Платонова, запаянный в которой инженер Крейцкопф передаёт на Землю очередную радиограмму: «Скажите же, скажите всем, что люди очень ошибаются. Мир не совпадает с их знанием. Видите или нет вы катастрофу на Млечном Пути: там шумит поперечный синий поток. Это не туманность и не звёздное скопление…»

24. Ветвь Сирени.  P.S. Занавес  http://www.stihi.ru/2013/09/14/6247

Раньше я никогда не думала, что список друзей в социальных сетях может стать запоминающимся поэтическим образом. Вот уж, казалось бы, формальность из формальностей. Может, оказывается. Потому что героиня в списке своего любимого значится под двести каким-то номером, но при этом он, скорее всего, про неё не вспоминает. Есть и есть. Пусть будет. Всё равно. А было бы больно, были бы эмоции – удалил бы из друзей. Всякое вКонтакте оборвал, чтобы не из сердца вон, так хоть с глаз долой. Как она удалила.
Вообще, мне кажется, что этот список – главный герой стихотворения и есть (очень в духе времени, между прочим). На его примере как-то особенно явственно видно, что люди играют друг с другом и друг в друга. Статус вверху странички важнее цвета глаз; внешность оценивается в «лайках»; образ жизни можно придумать любой и гордо повесить «на стену», вступить в группу, сделать перепост. Финала не предвидится, ибо лента новостей бесконечна. Конечно, кажется. Конечно, заигрались.

С наступающими праздниками, наши дорогие авторы!
Всем здоровья и вдохновения! Встретимся на «Белом мамонте» в новом году!