Рецензии на произведение «Слова семитского происхождения в армянском языке»

Рецензия на «Слова семитского происхождения в армянском языке» (Илана Шалэхет)

Начнем с того, что слово суббота, шабат, шебет и подобные в семитский язык пришли как раз из индо-европейского семейства и изначально значат "семь". Это легко распознается по арабскому "сабатун" [sabea] (سبعة).
По сути, суббота, это есть нечто иное, как 7 дней. Небольшие изменения в звучаниях и корнях числительных есть и в русском языке, например "семь" и "седьмой". А "шева" на иврите, легко читается как "севен" или "зибен". Насколько известно, родитель матиматики и цифр - Индия. Хоть нас и ошибочно учили всегда, что это арабы, но науку не обмануть. Арабы лишь посредники, которые передали дальше. Таким образом, семиты, используя индо-европейский язык и финикийское семидневную неделю якобы придумали свой шаббат. Но это не более, чем плагиат. В свою очередь, армянский язык классический индо-европеец, что по сути ставит его родственным языку оригинала, а семиты лишь перенявшие. А поскольку арамейский язык частично семитский и был международным, то и разошлось с его говором и звучанием. Ничего особого. Не надо приписывать то, что им не принадлежало изначально.

Давид Анджу   22.02.2023 16:59     Заявить о нарушении
На современном этапе считается, что слово шабат было заимствовано евреями во время вавилонского плена из аккадского sebūtu "седьмой день лунного месяца". Так что индоевропейцы заимствовали слово у семитов, а не наоборот. Не знаю вообще, почему Вы приводите как пример англ. и немецкое звучание, которые, несомненно, более поздние, чем еврейское. "Семиты, используя финикийскую семидневную неделю..." - так и финикийцы тоже были семитами. А первое упоминание семидневной недели было в Книге Бытия, первой книге Торы.

Что означает - арамейский язык - частично семитский ? А частично - еще чей ? Арамеи - группа западносемитских племен, а арамейские языки - группа языков в составе семитской языковой семьи.

Никто и не отрицает, что армянский - индоевропейский. Я просто, перечислила те слова в армянском, которые имеют схожие корни с аналогичными по значению словами на иврите. А причины совпадений могут быть разные. И сейчас доказано наличие двух пластов семитского происхождения в древнеармянском языке - более древний, относящиеся к 6.-1.вв до н.э., и более поздний, пришедший вместе с христианством.

Не знаю, кто это Вас учил, что современные цифры придумали арабы. Нас всегда учили, что цифры возникли в Индии, а пришли в Европу через арабские страны.

И последнее. Во всем Вашем тексте открыто проскальзывает неприязнь к семитам. Что для меня совершенно неприемлемо.

Илана Шалэхет   24.02.2023 12:48   Заявить о нарушении
Что доказано? Кем? Кто эти доказуны? Их мнение, вряд ли потянет на гипотезу.
О евреях своих Вы говорите и читаете то, что хотите прочесть, особенно там, где этого нет. Я никак не выделяю евреев больше других. Для меня, что еврей, что китаец. Правда последнее дали целый мир.
А вообще, мне мало интересно рассуждать об агрессивном народе, постоянно воюющем со всеми соседями.

Давид Анджу   29.04.2023 09:45   Заявить о нарушении
Языковыми проблемами занимаются лингвисты. Они и доказали.
А вообще-то, это совершенно логично. Евреи впервые оказались в Армении в 6.в. до н.э. И принесли свой язык.
А потом распространилось христианство.
Вам мало интересно ? Так Вы ж первым написали отзыв. я не напрашивалась.
Вот и не будем рассуждать. У каждого своя дорога.

Илана Шалэхет   29.04.2023 10:44   Заявить о нарушении
Вы себя "слышите"? Какие евреи распространили христианство? Такого абсурда не найти нигде. Христианство Распространили не евреи, а христиане. Что у Вас за каша в голове? Где логика? Или Вы думаете, что евреи, это какой-то генотип, может кровь или раса? Евреи, это религиозное течение совершенно не имеющее никакой привязки к генетике. Еврей по крови, это генетическая гомеопатия. В таком случае, скорее на Земле нет ни единого еврея, чем есть. Более того, именно евреи виной казни невинноубиенного Иисуса, в то время как преступника решили отпустить. Это вся суть еврейства. К тому же, они не только не распространили христианство, а всячески подвергали его гонению и массовыми убийствами. Вы свою чушь еврейскую прекратите толкать. С Азербайджаном занимались геноцидом армян на уровне государств, убивая христиан. Забыл кто-то это? Мало того, никто не забудет, но и не простят. Армяне, это арабы - Ваши семитские родственники. Это другой мир, куда вторглись. И за это государство Израиль исчезнет. Будет Палестина.
Что же по лингвистике, то один из них я. И говорю Вам, что чушь это всё.

Давид Анджу   30.04.2023 02:07   Заявить о нарушении
А что, Йошуа и апостолы не были евреями ?
А для вашей словесной агрессивности найдите более значимую цель, чем мой скромный очерк. Больше не заходите. Дверь закрыта.

Илана Шалэхет   01.05.2023 10:22   Заявить о нарушении
Они были христианами. Еврейство, это религия, основанная на более древней, которую они модифицировали исключительно под себя, следуя трендам единобожия.
Хочу захожу, хочу пишу. Вы своими словами нарушаете свободу слова. А то, что Вы сочли агрессией, это не более, чем Ваши фантазии.

Давид Анджу   01.05.2023 14:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слова семитского происхождения в армянском языке» (Илана Шалэхет)

Очень интересная статья, спасибо большое за труд! Прошло 10 лет с момента публикации, но тема так же актуальна) Хотел бы дополнить некоторые моменты и поделиться мыслями.
Во-первых, слово «урбат». Никогда не задумывался над его этиологией, но версия с «приготовлением» действительно возможна: арамейское "aruwatha" очень похоже на армянское "առավոտ" (arravot), что означает «утро». На самом деле, утро - своего рода приготовление ко дню.
Далее, слово бустан-бостан. В армянском есть слово "ոստան" (vostan), означает крупный (королевский) город, столица. Появилась догадка, что слова связаны (б-в), так как первое означает сад, то есть цветущий, а второе главный (процветающий) город. Однако слово происходит от персидского ōstāndār (губернатор, правитель). Кстати, на армянском губернатор - гаварапет - governor (первый корень явно индо-европейский :)
Слово жаманак (время), скорее всего, с парфянского jm’n. В турецком тоже, кстати, zaman.
Касательно хазак-хзор (сильный), в армянском есть более похожее слово "խիզախ" - хизах (храбрый).
Ну и наконец, когда Вы писали про слово галут-гахут, я вспомнил про закономерность gh-l в армянском [ղ]-[ł]. Очень часто однокоренные слова, которые в других языках пишутся с буквой л/ль, в армянском пишутся и произносятся с gh (почти как украинская Г). Например, пиль-пих (слон), экклисиа-екехеци (церковь), Елизавета - Ехизабет, Кирилл - Кюрех, калаки-кахак (город), салмон - сахмон (лосось) и т.д. Русскую х использовал для простоты, тут, конечно же, не звук х, а ղ.
На этом мои наблюдения заканчиваются, и да, я тоже далеко не лингвист и не филолог) это так, к слову. Ещё раз спасибо за прекрасную статью!

Эрик Сардарян   22.07.2022 17:48     Заявить о нарушении
Доброго Вам дня, Эрик.
Большое спасибо за интересный отзыв. Действительно, слово aruwatha похоже не только на слово ուրբաթ, но и на слово առավոտ. Возможно, корень у этих трех слов общий. Я посмотрела в Հրաչյա Աճառյան Հայերեն արմատական բառարան, он связывает առավոտ с еврейским, санскритом (даны соответствующие слова на санскрите), а также с латинским названием утренней зари - аврора. В любом случае, корни слова առավոտ уходят в такие далекие времена, что у меня явно не хватает знаний (к сожалению), чтобы разобраться в его происхождении.

Слово գավառ Ачарян выводит из кавказских языков (ряд примеров из грузинского) или же из халдейских (т.е. снова семитских). В то же время, корень присутствует и в древнегреческом, kyverno - управлять. Так что вновь - догадки, предположения ...

Насчет же галут - գաղութ, да, Вы совершенно правы, закономерность ղ - л здесь налицо.

Еще раз, с искренней благодарностью к Вам и самыми добрыми пожеланиями. Палеолингвистика и сравнительная лингвистика чрезвычайно интересны - когда чувствуешь, как твои корни уходят в невообразиме, неведомые глубины древности, переплетаясь там с другими корнями ...
С уважением, Илана.

Илана Шалэхет   15.08.2022 13:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слова семитского происхождения в армянском языке» (Илана Шалэхет)

Замечательно!!! Для того чтобы вам написать, зарегистрировался на Стихи.ру!! Помогите разобраться со словом «урбат». Как это слово пишется на арамейском и как на иврите. Я не смог найти… Пятница на иврите (кроме как «шестой день») имеет еще одно название: «эрэв шабат» (канун шабата)… Что же является первоисточником для «урбат»? Заранее благодарен за ответ.

Вад Меши   18.06.2017 21:50     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Вад ! Спасибо за внимание к моему маленькому очерку, мне очень жаль, что я ничем не смогу Вам помочь. Сведения о том, что армянское слово "урбат" (ուրբաթ) является заимствованием из ассирийского языка, я нашла в "Корневом словаре армянского языка" (1925-1935), автором которого является известнейший армянский лингвист, академик Храчья Ачарян. Приведу строчки из его словаря : ""Урбат" означает "приготовление", так назывался этот день, потому что приготовлялись все те вещи, которые запрещено было делать в субботу. В свою очередь, ассирийское слово восходит к общесемитскому 'rb - меркнуть, темнеть." Так что ивритское слово ערב имеет тот же корень 'rb, что и армянское слово "урбат".
У меня имеется учебник древнееврейского языка, но и в нем я не нашла дни недели на древнееврейском. Так что, извините, что не могу ответить на Ваш вопрос (к тому же, должна признаться, что я плохо знаю иврит, так что, наверняка, есть еще много общих корней в этих двух языках). Искренне рада, если Вы нашли что-либо интересное в этом очерке. Я не лингвист, но люблю сравнительную лингвистику, она позволяет дойти до дальних глубин истории ...

С уважением и самыми добрыми пожеланиями, Илана.

Илана Шалэхет   20.06.2017 16:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слова семитского происхождения в армянском языке» (Илана Шалэхет)

Огромное спасибо за материал, за титанический труд и любовь к нашим корням. Ряд находок просто уникальны. Например, слово "свинья"-"хазир". Оно наконец раскрыло тайну восприятия иудеями названия народа хазар и хазарского каганата. Да, у давних евреев (хиберов, иберов, обров) не было в почёте свиноводство, но слово для чего-то существовало: оказывается для обозначения гойской территории, свинофермы, свинарника, приносящего прибыль. Не удивительно, что история свинофермы Хазирского каганата не вошла в учебники ни одного уважающего себя цивилизованного государства. Вы своим трудом ответили на вековой вопрос: почему историю народа, которых иудеи рассматривали, как свиней, как касту неприкасаемых в Индии, не изучают ни в одной школе мира. Но. Главной заслугой этого труда я считаю сопоставление в нём иврита и армянского языка: семитского и индоевропейского. Результат настолько красноречив: близость языков настолько очевидна, что и вывод очевиден. Армянский язык потомков Ноя, хранивших традицию в горах, за века физически не мог измениться больше, чем язык диаспоры проживающей среди многих народов и попавшей под влияние множества культур в среде которых она проживала. Профессор Векслер из Ерусалимского университета безапелляционно доказал это совсем недавно. Современный иврит - это, своего рода "эсперанто" или "латынь" для избранных. И правда заключается в том, что, даже если современный иврит есть возможность называть семитским языком, то библейский язык таковым не являлся, о чём и свидетельствует армянский язык. Письменный "древнеевреский" является тайнописью священных текстов, а говорил библейский народ, как свидетельствует Библияия, в одно время на рамейском, в иное время на греческом, а виных местах - на иных языках тех народов, где рассеивались. К слову, понятие "иудейская диаспора" и обозначает "рассеянные избранные споры". Возвращаясь с выводам профессора Векслера, стоит заметить, что на своём, а не арамейско-соседских языках, израильский народ заговорил лишь, приблизительно, в 10-м веке. И это был идиш. Но это осознание ставит перед потомками еще раз задачку - о симитскости ранних иудеев. И снова - как и в случае с армянским языком - сюрприз! По Векслеру, идишь происходит от германской ветви сорбского языка, являющейся западной ветвью славянского. Т.е. задачка библейского языка проверена двумя способами, что в математике является подтверждением правильности решения. Библейский устный язык - индоевропейский, хотя, письменная тайнопись библейских священных текстов создавалась, опираясь на Ближне-Восточные традиции...


Вячеслав Плескач   05.09.2016 11:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вячеслав. Постараюсь по очереди ответить на сказанное Вами.
Народ хазары на иврите называется כוזרים "кузарим", а свинья - חזיר "хазир", т.е. корни у этих слов разные : каф-вав-заин-реш в первом случае, и хет-заин-йуд-реш во втором случае. Так что, я уверена, что слово "хазир" не имеет отношения к Хазарскому Каганату. Название "хазар" является самоназванием, и наиболее распространенная версия этимологии этого слова является происхождение его из тюркской основы "каз" со значением "свободный, вольный, независимый", или же, по другим источникам, "бездомный, бесприютный, скиталец". Эта же основа и у казахов. Кстати, хазары были именно тюркским народом.

Далее. Множество общих корней в иврите и в армянском я считаю обусловленным тем обстоятельством, что предки обоих народов, очевидно, весьма продолжительное время жили черезполосно в одном и том же регионе. На общность слов, наверняка, повлияло и то, что евреи очень рано попали в Армению, уже в 6.в. до н/э., после разрушения вавилонянами Первого Храма, а далее уже и собственно сами армянские цари приводили в Армению множество пленников и расселяли их по древнеармянским городам. Кстати, немало из рассмотренных слов являются общими не только для евреев и армян, но также и для персов, арабов или турок, и, чтобы определить, кто в каждом случае от кого позаимствовал, нужно специальное исследование и гораздо более обширные знания разных языков, чем те, которыми я обладаю.
Но Вы правы в том, что армянский язык в труднодоступных горах южного Кавказа мог лучше и полнее сохранить древние языковые формы. Кстати, считается, что среди диалектов армянского языка, карабахский диалект больше всего сохранил в первозданном виде многие корни индоевропейского протоязыка, ветвью которого (возможно, через народ мушков) является армянский язык.

Зря Вы считаете, что на древнееврейском не говорили. В течении 1. тысячелетия до н.э. древнееврейский язык находился как в устном, так и в письменном пользовании, выйдя впоследствии из устного пользования в связи с падением древнееврейской государственности и уходом большинства его носителей в галут, и был вытеснен арамейским языком, впрочем, весьма близким к ивриту. Идиш (также, как ладино) ни в коем случае нельзя назвать "своим", еврейским языком : идиш возник лишь целое тысячелетие после отправки евреев в галут, возник он на основе немецких диалектов, и лишь 15-20 % в нем составляют слова собственно еврейские.

Несколько слов я хотела бы сказать о так любимом Вами профессоре Векслере из Тель-Авивского Университета. Вы уже упомянули, что, по-нему, идиш вообще относится к группе славянских языков, а восточноевропейские евреи являются потомками не иудеев, а западных славян, а также хазар ; сефарды же, по Векслеру, являются потомками прозелитов. Но современные генетические расследования показали высокую степень генетической близости еврейских общин (кроме эфиопской и индийской), в т.ч. сефардов и ашкеназов. Взгляды Векслера не поддерживаются специалистами по еврейской филологии и истории, однако его труды нашли широкое распространение в околонаучных кругах, среди левых и антисионистов, которым очень импонирует его антисионизм и призывы к европейским ученым бойкотировать их израильских коллег. Очень жаль, что человек с такими взглядами работает профессором в израильском вузе. Впрочем, Векслер там не единственный ...

... Одни и те же факты истории можно рассмотреть из совершенно противоположных позиций, и истолкование их, к сожалению, слишком часто зависит от собственных политических взглядов толкователя.
Спасибо за отзыв. Он мне тоже многое дал в русле поиска ответов на многочисленные вопросы.

Илана Шалэхет   06.09.2016 12:38   Заявить о нарушении
Доброго здоровья Илана. Спасибо за общение. Рад.Что Вы есть.Делитесь. Ведь замкнувшийся в себе, как и раковая клетка, гибнет. Человек без веры - мёртв для Бога. Поэтому с уважением отношусь к Вашему мнению, основанному на вере. Но обвинять во лжи профессора Векслера я не стану, как не сделал это ни один еврей, имеющий достаточной компетенции для подобных оскорблений. Да, во взглядах на правду может быть, как минимум, две позиции. И позиция Векслера подтверждена правдой генетической. Конечно же, не просто найти ответ в вопросе: кто по национальности - ребёнок украинки, например, рождённый от палестинца. Но галаха в этом случае неподсудна: ребёнок - украинец. Вы же согласны? Галаха свидетельствует и в пользу Векслера: колено Левитов - ваны по матери, а это значит, что Левиты - ваны(индоевропейцы, жившие в 1 веке до н.э - 4 веке н.э. в Низовье Дона). Несомненно, что отцовские симитские гены так же присутствуют у современных евреев. Современный израильсктий народ - это сплав генов, национальный признак которого определяется традиционно по матери. И, с учётом того, что около 80% современных евреев происходят от индоевропейских колен Ашкенази, говоривших на вариациях ванского языка, выводы Векслера не просто логичны. А хазиры? Бог попустил, чтобы их историю и имена царей их не изучал цивилизованный мир. Не будем ворошить прошлое и мы. Мир Вашему дому.

Вячеслав Плескач   09.09.2016 12:29   Заявить о нарушении
Запишу еще одну мысль, рождённую общением с Вами. Если современное евейство представлено пропорционально, как 80 и 20, где 80% - это Ашкенази - иудеи индоевропейского происхождения, то почему так резко сократилось число так называемых колен Сефардов? Не кроется ли разгадка в истории Христа, в распятии которого не принимали предки современных 80% Ашкенази, но непосредственно чинили расправу симитские предки современных Сефардов, численность которых, как видим, катастрофически снижается. Очевидно, Бог попустивший распятие во укрепление веры, воздаёт по степени покаяния потомкам колен соучастников распятия. Спаси Господи.

Вячеслав Плескач   09.09.2016 12:59   Заявить о нарушении
... Странная у Вас логика, Вячеслав. Кстати, все современные евреи являются потомками 3 колен - Йехуды, Биньямина и Леви.

Во первых, если Б-г наказывает за убийство, тогда он также должен был наказать, например, римлян, за распятие около 6000 человек после восстания Спартака. Йешу ха-Ноцри был еврейским проповедником времен Второго Храма, и лишь впоследствии исторические обстоятельства сложились таким образом, что его последователям удалось создать религиозное движение, отделившееся от иудаизма. Значит, Б-г наказал сефардов за распятие проповедника. А как Б-г наказал, скажем, христиан, за жестокое убийство женщины-ученого Ипатии Александрийской ? За тысячи и тысячи сожженных на кострах инквизиции ?

Во-вторых, если Вы считаете, что сефардов меньше именно по этой причине, тогда я хочу задать вопрос. Китайцев гораздо больше чем, например, вас, русских ; значит ли это, что Б-г вас наказал за что-то, а к китайцам был более благосклонен ?

Почему же левиты - ваны ? Выполнявшее роль священнослужителей и не имеющее земельного надела колено Леви было рассеяно среди других колен по всему единому Израильскому царству, впоследствии - по Израилю и Иудее. Те, кто находился на территории Иудеи, затем вошли в состав современных евреев ; те же, кто был угнан в плен и потерян для дальнейшего этногенеза еврейского народа, насчет них есть такое огромное количество гипотез, что их даже перечислять на этой страничке нет смысла. Откуда вы вдруг взяли здесь ванов ? К тому же, индоевропейская принадлежность ванов не доказана, есть и другие версии.

Илана Шалэхет   09.09.2016 16:53   Заявить о нарушении
Илана, дорогая, Наш с Вами Бог никого не наказывает! Но справедливо воздаёт за выбор пути, за отношение друг к другу.В Евангелие от Иоанна 13:1-38: По тому узнают все, что Я среди Вас, "если будете иметь любовь между собою». Патриарх Алексий истинно свидетельствовал, что некоторые христиане, не любящие иудеев - пока не достаточно христиане, как и некоторые евреи, не любящие Иисуса - еще не достаточно иудеи. Да, русскими не рождаются, ими становятся. Как стали русскими Пушкин, Даль... и смуглые Святогорцы, рождённые Луганчанками и Дончанками от студентов из Хамовых пределов, и еврейские дети, которым родители дали популярное у Ашкеназов России имя Слава...
Кого Наш с Вами Бог любит больше: китайцев или русских с евреями? - равно всех. пребывающих в покаянии. А иным, не внявшим чужим ошибкам, даёт их собстенный урок. С любовью.

Вячеслав Плескач   18.03.2018 13:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слова семитского происхождения в армянском языке» (Илана Шалэхет)

Прочла с интересом. Вы знаете, с казахским языком тоже некоторые слова иврита совпадают. Например, на иврите мыло - сабон, а на казахском - сабын. Пиль - слон и на иврите, и на казахском.

Лиэль Степкина   01.09.2016 14:58     Заявить о нарушении
Добрый день, Оксана ! Я, очевидно, неправильно назвала свой очерк, надо было - слова, имеющие общие корни в иврите и в армянском (что вовсе не значит, что слово обязательно семитского происхождения). Кроме того, чтобы заниматься сравнительной лингвистикой, 2 языка - это очень мало ... надо знать несколько языков региона, в данном случае очень помогло бы знание арабского, а также персидского и турецкого. Но, я написала то, что знала ... слово "сабон" или "сапон" или "сабын", скорее всего, тюркского происхождения, и на турецком, и на азербайджанском - "сабун", правда, и на арабском тоже "сабун", посмотрела через переводчик. На армянском есть собственное слово "очар", но в просторечии часто употребляется турецкое слово "сапон". Оказалось, что "слон" и на турецком/азербайджанском, и на арабском - "фил".

Надо все эти добавления и поправки внести в статью. Спасибо Вам большое за отзыв, с теплом и самыми добрыми пожеланиями, Илана.

Илана Шалэхет   02.09.2016 13:04   Заявить о нарушении
Вам спасибо за Ваш интересный труд!

Лиэль Степкина   02.09.2016 14:31   Заявить о нарушении
Еще вспомнила одно совпадение! На казахском время - заман, а на иврите - зман! )

Лиэль Степкина   10.09.2016 14:16   Заявить о нарушении
Удивительно, что, оказывается, есть достаточное количество слов, имеющих общий корень в иврите и в тюркских языках. И на армянском тот же корень - жаманак. Тут, конечно, нужна группа лингвистов, чтобы разобраться со всем этим, а я постараюсь найти время доработать статью по всем отзывам ...
... Знаете, Оксана, честно признаюсь, когда писала этот очерк, записывала похожие слова только для себя, не представляла, что для кого-то вообще будет интересно сравнение еврейского и армянского языков. А тут оказалось, что множество читателей оставили интереснейшие отзывы, я очень тронута и удивлена, и искренне благодарна всем !

Илана Шалэхет   15.09.2016 16:17   Заявить о нарушении
Илана, Вы вообще молодец, Вы проделали очень важный для изучающих иврит людей труд. Удачи и успехов в дальнейших начинаниях!

Лиэль Степкина   16.09.2016 06:29   Заявить о нарушении
Всё вспоминаю похожие слова, покоя не даёт эта тема. Еще вспомнилось: на казахском зверь - хаюан, а в иврите - хайа.

Лиэль Степкина   27.09.2016 11:40   Заявить о нарушении
Оксана, а что, если Вам тоже написать статью на тему - общие корни в иврите и в тюркских языках ? Теперь я уверена, что многим читателям это было бы интересно, и я сама была бы из первых читателей. Как Вам такая мысля ?

Кстати, интересно, что на армянском самоназвание народа - "хай" = "армянин", Хайастан = Армения. Хотя, я не представляю, что это могло бы быть как-либо связано с ивритским "хай".

Илана Шалэхет   27.09.2016 20:08   Заявить о нарушении
Да Вы знаете, Илана, я совсем не знаю тюркских языков, чтобы сравнивать их с ивритом. ((( Просто знаю некоторые казахские слова, вот на ум и приходят сравнения.

Лиэль Степкина   28.09.2016 07:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слова семитского происхождения в армянском языке» (Илана Шалэхет)

Спасибо за интересную статью. :)

только небольшое уточнение, если можно:

в современном иврите
"мята" звучит просто как "нана", несмотря на написание.
"Постоянный - каям (иврит)" - постоянный это "кавуа", "каям" - "существующий".
"шошана" сегодня используется и в значении "роза" тоже. :)

а что до "“Бустан” на иврите – “фруктовый сад”", так Вам, возможно, будет понятен псевдоним вот этого человека, а может (ну вдруг), и журнал его будет интересен (хотя там часть на иврите, часть на русском, и немало анонсов лекций):
http://bustanai.livejournal.com/
а здесь есть, в том числе, неизвестные средневековые еврейские сказки, в его лит. обработке, и многое другое по теме еврейской истории и мистики:
http://proza.ru/avtor/bustanai
:)))

Инна Дайгина   03.05.2016 03:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Инна, я исправила уже слова, как Вы сказали. Прошла по ссылкам, автор этих материалов, я обратила внимание, д-р Юрий Дайгин, лектор Цфатского Академического Колледжа. Ну, Цфат всегда был центром раввинов-мистиков-каббалистов, да и сейчас является одним из центров еврейского обучения. А д-р Дайгин ... Ваш родственник, или однофамилец ? В любом случае, мне будет интересно ознакомиться и с его статьями, и с еврейскими сказками, спасибо за ссылки ! В моей библиотеке есть и еврейские народные сказки, и литературные.

... Бустанай - Фруктовый Сад ... красивый псевдоним с глубоким смыслом )

Весеннего Вам, солнечного настроения !

Илана Шалэхет   03.05.2016 13:41   Заявить о нарушении
ага, он мой муж. :)))

но безотносительно этого, мне кажется, Вам будут интересны его связанные с Израилем и евреями материалы.

Инна Дайгина   03.05.2016 13:50   Заявить о нарушении
кстати, если захотите, добро пожаловать и в мой журнал :)
http://z-u.livejournal.com/

ну, или на мою страничку здесь на Стихире. :)
буду рада - в том числе, и комментам.

Инна Дайгина   03.05.2016 13:52   Заявить о нарушении
чуть не забыла - маленькое уточнение. :)

Бустанай - это садовник.
Спасибо, что почувствовали глубокий смысл, он и впрямь туда вкладывался изначально, при выборе имени. :)
Ещё это имя одного из Глав Изгнания, которого очень уважали мусульмане, захватившие Персию и Вавилонию. Ему отдали в жёны персидскую принцессу, чтобы унизить персов, но он очень её полюбил и обращался с ней с большим уважением. (историческая справка - от мужа).

Инна Дайгина   03.05.2016 14:11   Заявить о нарушении
Ну конечно. Конечно - садовник, как же я допустила такую ошибку ...
Непременно зайду на ваши с мужем странички, спасибо за приглашение )

Илана Шалэхет   03.05.2016 15:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слова семитского происхождения в армянском языке» (Илана Шалэхет)

Да, Илана, огромное спасибо за ваш просто потрясающий труд. Я работаю над одной статьей и ваше название, что на еврейском "день первый -йом ришон" это воскресение, просто дал мне ответ на многие вопросы. Отсюда естественно вытек ответ на определение первого дня недели в Библии. Тогда получается, что он назывался воскресение до появления современных календарей. Если обратиться к библейским источникам, то при строительстве Вавилонской башни и последующем разделении языков, это произошло среди сыновей Ноя и их третьего- четвертого поколения потомков. Вполне возможно , что все поздние языки произошли от трех родовых линий. Если вы читали книгу Бытие, вы понимаете о чем я говорю. Потому не удивительно, что каждый язык имеет родственные корни с другими языками. Если я что-то не так понимаю, поправьте меня, пожалуйста. С глубоким уважением к вам и вашему интереснейшему труду.

Алла Попова 6   27.02.2016 07:36     Заявить о нарушении
Добрый день, Алла ! Я рада, если мой скромный очерк Вам чем-то пригодился. Вообще, сравнительная лингвистика чрезвычайно интересная вещь, вот только языков надо знать побольше, только тогда можно делать более-менее правильные выводы.

... Нет, Книгу Бытия (на иврите - Бе-решит, "В начале", первая книга Торы), я не читала, хотя, конечно, в общем знаю ее содержание. Что касается происхождения языков, я придерживаюсь чисто научной точки зрения. Считается, что прародина афразийских языков (раньше они назывались семито-хамитскими) расположена в Передней Азии. Обнаружены следы очень древних контактов единого еще тогда афразийского языка (а распался этот язык, как сейчас принято считать, в 10 - 8 тысячелетии до н.э,)с кавказскими языками. Что же касается контактов именно с армянами, я коротко коснусь этногенеза армян : считается, что носители протоармянского языка - мушки прибыли в Анатолию из Балканского полуострова. Однако, легендарный прародитель армянского народа Хайк пришел на побережье озера Ван из Двуречья, в 2492.г. до н.э., где до этого предки армян жили черезполосно с предками евреев, мигрировавших из Двуречья чуть позже, в 19.в. до н.э.

В Устной Торе рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Храма часть евреев пригнал в Армению. Далее, царь Великой Армении Тигран II, отступая из Израиля (1.в. до н.э.), уводит в Армению около 10 000 евреев. Так что контакты армян, начиная с контактов их предков, населявших Армянское нагорье еще в период неолита, с носителями афразийского языка, далее уже с семитскими народами во время пребывания в Двуречье, с евреями в 1. тысячелетии до н.э. породили множество общих корней, но какой из них относится к какому периоду - это уже дело лингвистов ...

Алла, извините за такой путаный ответ, я не специалист по языкам, просто, показалось любопытным, что есть такие неожиданно похожие слова в 2 языках.
Желаю Вам успеха в написании статьи, и вообще, в творчестве. Всего Вам самого светлого и доброго. С уважением и теплом,
Илана

Илана Шалэхет   29.02.2016 12:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слова семитского происхождения в армянском языке» (Илана Шалэхет)

С огромным интересом прочитала не только Вашу статью, но и комментарии. Воистину, подобное тянется к подобному, и Ваш текст как магнитом притянул замечательных собеседников.
Спасибо всем, тода раба ле кулам!
Вопросы заимствований - самые пожалуй интересные в лингвистике. И еще это - важные вехи для историка, неподдельные свидетельства.
А для нас, простаков-читателей - родник и радость познания.
С уважением - Ира,

Олевелая Эм Стихи   18.12.2015 00:39     Заявить о нарушении
Добрый день, Ира ! Вот Вы сказали - подобное тянется к подобному, а мне сразу промелькнуло, что, действительно, ведь и прародитель армян Хайк вышел из Месопотамии, и родоначальник еврейского народа Авраам тоже вышел оттуда же, из города Ура, только Хайк отправился в путь на несколько столетий раньше, в 25.в.до н.э., а Авраам - в 19.в.до н.э. Получается, до выхода Хайка из Месопотамии, предки обоих народов жили бок о бок. Интересно, восходят ли какие-либо общие корни армянского языка и иврита к тем древнейшим временам ?

... а вообще, сравнительная лингвистика, по-моему, чрезвычайно интересна, с ее помощью погружаешься в такие бездонные глубины времени ... Вы правы, комментарии к этому очерку весьма интересные, но они еще раз доказывают, что знать только 2 языка - это очень мало, нужно владеть несколькими языками региона, только тогда получится более - менее содержательная и исторически оправданная работа. В данном случае незнание арабского наносит огромный ущерб всему очерку.

Тода раба лах, Ира, за добрый, интересный отзыв. Я очень рада, если Вы нашли что-либо полезное для себя в моем небольшом очерке ; вот, только думаю, что Вы вовсе не простак - читатель :)

Всего Вам самого доброго и светлого. С уважением и теплом, Илана

Илана Шалэхет   18.12.2015 15:48   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Илана!
Знаете, иногда кажется, что весь мир вышел из Месопотамии )))
Первое пригодное к обитанию место - к многочисленному обитанию, сколько бы ни говорили об Олдувайском ущелье и прочих прелестях Африки. Даже если мы когда-то пришли из Африки - все равно, мир расцвел и стал говорящим именно в прекрасном Междуречье.

Если задуматься, окажется, что все мы знаем побольше, чем 2 языка. Причем - из разных языковых групп. В этом, в частности, чудо маленького Израиля. Внутри моего двора, усилиями ближайших соседей, могут зазвучать иврит, ладино, идиш, венгерский, испанский, румынский, французский, английский, русский (и с ним - украинский, белорусский и польский, но они - родня). И, кстати, арабский - у нас тут живут ливанские беженцы, а через дорогу - арабская деревня. Когда вслушиваешься, начинаешь понимать, что арабский (местный, разговорный) - такой же родственник иврита (через общий арамейский), как скажем чешский - родственник русскому.

Происхождением слова б у с т а н я не так давно интересовалась для своего рассказа. Корень его - очень древний, из того самого общего источника. Означает - место, где выращивают пряности (те самые "тавлиним", из-за которых духовитый кисет называется "тавлинка").
Кстати, "кисет" и "кис" - карман - чувствуете родство?
Так вот, мне кажется, армянский огород, где растут пряные травы, гораздо более "бустан", чем нынешний израильский фруктовый сад. И в старых ивритских текстах это - именно место, где произрастают пряности...

Лингвистику почитаю как исключительно интересный и глубокий предмет.
И - неподдельный: не позволит ни исказить истину, ни солгать.
Вообще, преклоняюсь перед чудом письменной речи.

Теплом - на тепло, рада нашему общению!
Ира

Олевелая Эм Стихи   18.12.2015 20:30   Заявить о нарушении
К сожалению, арабский я не знаю вообще; поэтому, лишь прочитав отзывы на свой очерк, я обнаружила , что многие слова, которые я считала еврейскими, в действительности имеют арабское происхождение, что не удивительно, так как армяне также сталкивались с арабскими завоевателями, в 7.в. став частью Арабского Халифата.
Вобщем, вывод один: чтобы сравнивать 2 языка, очень мало знать только эти 2 языка ... надо обладать лингвистическими знаниями по региону.
Спасибо за Ваши отзывы. Удачи Вам, тепла и любви. Илана

Илана Шалэхет   23.10.2013 17:03   Заявить о нарушении
Интересно, почему вы всеми силами пытаетесь доказать, что армяне заимствовали слова у евреев?
Это какой-то комплекс?!
Наверное, поэтому дронами Азербайджана управляли еврейские специалисты.
Я про войну 2020 года.

Ервандович   12.11.2023 14:05   Заявить о нарушении