Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"Стук в дверь. Входит жена:


-Любимый, пойдём смотреть? А то меня уже рубить начинает. Засыпаю реально". (Роман Сенчин "В залипе")


*
"Взгляд отскакивает как обожжённый вспышкой". (Роман Сенчин "В залипе")


"Ночной ветерок приятно обдувает лицо. Моргаю и чувствую, как устали глаза. Если их зажмурить, а через несколько секунд открыть, то кажется, что ослеп. Ничего не различаю. Потом зрение возвращается. Огни, силуэты зданий, деревьев, чёрные пятна на тёмном небе - облака..." (Роман Сенчин "В залипе")


"Тушу окурок. Не тушу, а зло давлю в пепельнице. Накурил мало, не стоит тратить пакетик. Пусть лежат..." (Роман Сенчин "В залипе")


*
"-Любимая, я зубы почистить - и к тебе.


-Да. Я уже загрузила серию.


-Я быстро". (Роман Сенчин "В залипе")


*
" после своего литературного дебюта: 14 сентября в "Орловском вестнике" было напечатано стихотворение в прозе "Последняя песня" за подписью "Одинокий".


Этот псевдоним был позаимствован у шведского писателя Стриндберга - как раз в 1903-м вышел роман с таким названием.


Первые публикации Тинякова-Одинокого были в надсоновско-декадентском ключе". (Роман Сенчин "Автоматически реабилитированный")


Мои школьные стихи:


И мне протянут руку с высей тех,
Куда самой не вышагнуть, как хочешь.
...И будут маски жуткие, и смех -
Тот хохот дикий над оскалом ночи,


И будет недопитое вино
Отчаянья на столике искриться -
На столике, раскрашенном пестро
Какими-то дурацкими жар-птицами,


На столике... Условный час пробил,
Вскочили маски, закрутились в пляске,
Их пляске вторит пляс ночных светил
Безумных, неумолчный гомон красный,


Гримасы масок, и смешенье вех -
Смешенье смеха, пошлостей, пророчеств...
...Но мне протянут руку с высей тех,
Куда самой не вышагнуть из ночи.

*
И, припомнив все Страданья, мрак и холод Умиранья,
Высоко в простор небесный мёртвым взглядом я взгляну,
И к лучам звезды прелестным из темницы своей тесной остов рук я протяну,
И, нарушив сон чудесный раздирающим рыданьем,
Воплем жалобы, стенанья тишь Молчанья всколыхну...


Тиняков-Одинокий


*
"Но писал он и другое" (Роман Сенчин "Автоматически реабилитированный"):


Чёрные впадины окон
Нежно целуют закат,
Землю и дали облёк он
В розово-грустный наряд.


Сумерки - тёмные чёлны
Близят к закатным огням,
Сумерек мягкие волны
Солнечным ранам - бальзам!


Кротким молитвенным гимном
Встречу прибытие их;
В воздухе вечера дымном
Тихо зареет мой стих.


Александр Тиняков


*
Были у меня в школе неплохие атмосферные вещи, например:


Ночь падает птицей подстреленной
И крыльями тёмными машет.
Лай собак, стук и темень в деревне.
Над свечами - от них отдельно -
Пламя вспыхивает и пляшет.


*
"Брюсов на долгое время стал моим литературным учителем и предметом моего поклонения". (Александр Тиняков)


*
Мне мистически откликался Серебряный Век. Это было так, как бы Поэты сами читали мне мои стихи; или может быть скажем поясняли мне свои тексты. Я воспринимала такое взаимное общение как публикации в журналах, дающие мне возможность участвовать в "круглых столах", обсуждениях: "В 1904 году состоялась публикация в московском альманахе "Гриф", затем стихотворения печатались в "Весах", "Золотом Руне", "Перевале", "Голосе жизни", "Аполлоне"". (Роман Сенчин "Автоматически реабилитированный")


*
Так, видимо, прошло соприкосновение моего творчества с оценкой Романа Сенчина:


"В конце 1904 года Тиняков посылает своему знаменитому земляку Ивану Бунину подборку для журнала "Правда", и вскоре получает сердитый, но честный ответ:


"... А кое-что мне прямо не нравится - как напр стих "Мертв-бледн крылья"... с его "скорпионовскими" выкрутасами в роде какой-то "свечи" в какой-то совершенно для меня непонятной "Заброшенной" дали, написанной почему-то с больш буквы, и мелких декадентских новшеств, состоящих в употреблении во множеств числе таких слов, как "шум", "дым" и т.д.".


Впрочем, некоторое время Бунин не терял надежды сделать из Тинякова реалиста". (Роман Сенчин "Автоматически реабилитированный")


*
"Тиняков в 1904-1016 годах - достаточно заурядный стихотворец, плодовитый литературный журналист и рецензент (особенно после переезда в Петербург в 1912-м), эксцентрическая личность". (Роман Сенчин "Автоматически реабилитированный")


*
"Периоды поистине каторжного писательского труда сменяются шумными запоями, от которых его лечат в психиатрических клиниках; заискивание перед более успешными собратьями по перу перерастает в озлобление". (Роман Сенчин "Автоматически реабилитированный")


Я, думаю, писала не хуже многих. Я могла бы жить на своё писательство. У меня вдохновение пёрло. Я бы ещё много чего могла написать.


*
"Себя же оправдывал тем, что он не низок по своей природе, а - "неустойчив"". (Роман Сенчин "Автоматически реабилитированный")


Я врач. Человеку для психического здоровья надо обладать полной истиной. Я таких людей не знаю и сама таковой не являюсь. Каждое политическое убеждение, каждая культура обладает только частичной истиной. Допустим, полная истина - это некий стандарт-набор нравственных ценностей. Каждое политическое движение, каждая культура выбирает из этого набора несколько "главных" ценностей. Некоторые другие ценности при "главных" второстепенны, а остальных ценностей вообще нет. Скажем, Рим был храбр, но жесток. Христианство в итоге стало мягко, но трусливо. И так во всём и со всеми культурами, причём философски-нравственные концепции этих культур многократно сложнее приведённых мною примеров, там без полбанки или докторской диссертации не разберёшься. "Главные" ценности культуры - это костяк личности принадлежащего к культуре человека. Пока этот костяк личности цел, человек сравнительно вменяем и может развиваться, постигая постепенно и другие стороны жизни.


Мне как врачу надо прежде всего, чтобы каждый конкретный человек оставался вменяем хотя бы до определённой достижимой в нашем мире степени.


Возможно, было малое число сравнительно вменяемых фашистов со сложной нравственно-философской концепцией - какой именно, я могу только догадываться. Возможно, именно иуадаизм не причислияет к нравственным ценностям - ни к "главным", ни к "второстепенным" - именно тех ценностей, которые были "главными" для сравнительно вменяемого малого числа фашистов. Также возможно, что на территории послевоенной Германии действовала - нельзя наверняка сказать, точно ли иудейская, или эта мерзость только маскировалась под иудеев - секта. Здесь под наименованием "секта" я имею ввиду организацию, которая берёт сравнительно вменяемую живую культурную философию и выворачивает её так, что получается полное непотребство. Например, какого бы там ни было сложное христианство со всеми его течениями и ответвлениями - - широко образованный в философии христианства! - Шаховской понял это как "я буду Высшим человеком, Господом Богом, которому всё можно за счёт того, что смиренные христиане радостно отдадут мне всё сами". Я ненавижу эту и подобную ей мерзость. Всё сложно, и если меня приняли за ЭТО и начали уничтожать, у меня нет возражений. Возможно, сравнительно вменяемые фашисты приняли за ЭТО евреев. К тому же, если существует некий централизованный сионизм - он, конечно, в ответе за "свои" секты и должен их уничтожать не дожидаясь, пока съехавший с катушек в каком-то мистимческом концлагере Гитлер начнёт уничтожать всё и всех подряд. Это, собственно, сложный вопрос: насколько предполагаемая секта была еврейская и кто там куда маскировался. Мне почему-то представляется Гитлер за столом, заваленным б...ской сектантской литературой. Гитлер не вполне здоров психически даже по средним меркам, он берёт эту литературу, вычёркивает из неё "иудеи", ставит на их место "истинные арийцы" и издаёт полученное, наименовав это "Моя Борьба".


Есть у меня также допущение, что секта "раскрутила" Гитлера, поэтому Гитлер так моментально пришёл к власти. Секта была частью организации, намеревающейся править миром. Если бы Гитлер был побеждён, как это и случилось, вышло быто - как оно собственно и вышло - что теперь чихнуть нельзя в смысле права на самооборону с оружием, чтобы не оказаться фашистом. Если бы Гитлер победил, секта бы сместила психически неустойчивого, находившегося под её влиянием Гитлера, и стала бы править вместо него. И секта, и общая организация, в которую секта входила, плевать хотела на миллионы замученных фашизмом простых евреев. Всячески надеюсь, что организация была не сионистская.


*
Никогда я не писала и не поддерживала ничего подобного статье Тинякова в "Земщине", наименованной "Русские таланты и восторги", которой я не буду даже цитировать, зная, как выдирают цитаты из контекста.


*
Ну, что же сказать тут о Тинякове? Вот на таких Тиняковых-дебилах массовый необразованный фашизм и держится, из них он и состоит:


"В деле Бейлиса почти все здравомыслящие если не уверились в невиновности подсудимого, то уж точно видели и осуждали предвзятость суда (в том числе такой крайний антисемит-теоретик, как Василий Шульгин, сделавший для оправдания Бейлиса очень много), а Тиняков - не хотел видеть и осуждать. Закатив глаза, клекотал об арийской расе, которой суждено спасти цивилизацию, а ей мешают..." (Роман Сенчин "Автоматически реабилитированный")


*
Со шпаной в канавке возле кабака,
С пленными на лавке гру-зо-ви-ка!


Под густым туманом над Москвой-рекой,
С батькой-атаманом в петельке тугой.


Я была со всеми, с этими и с теми,
А теперь осталась я сама с собой.


Анна Ахматова


*
У меня была "юнкерская морда". Мне не было смысла менять идеологию, я участвовала в белой мистике, и это на мне отпечаталось. В мистике участвовала, в расстрелах и антисемитизме - нет.


"фотография почти благостная, и человек на ней вполне мирный. Хотя есть во взгляде какой-то огонь - "ястребинка в глазах", которую подметил поэт Алексей Лозина-Лозинский ещё в дни "тиняковской истории"". (Роман Сенчин "Автоматически реабилитированный")


И мистика здесь ни при чём. "Немецкий язык", язык Гёте, не виноват.



Другие статьи в литературном дневнике: