Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"-Фауборг, Фауборг, - повторял Топкин заученное наверняка неправильно название улицы, которая доведёт до косо пересекающей её Рю де Клерю или как там её, а дальше - два шага до Лувра.


Добраться, сделать хоть что-то за эти дни. Хоть что-то увидеть..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


Вот так и я наверняка неправильно излагаю и понимаю философию символистов. А понять, ощутить хочется.


"Придя в себя сегодня, глянув в почти разрядившийся телефон, Топкин с настоящим, от которого шевелятся волосы, ужасом увидел, что уже понедельник, и значит пробухал, провалялся, провспоминал, просрал три дня из пяти". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Вчера по программе была экскурсия в собор Парижской Богоматери и по Латинскому кварталу. вчера он мог побродить по воскресному блошиному рынку и купить какую-нибудь старинную безделушку на память. А вместо этого..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Чёрт, как же холодно! Вряд ли их группа получала удовольствие от прогулок, да и блошиный рынок вряд ли был - дубак". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Так, вот какая-то широкая улица пересекает Фауборг… Нет, это не та". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Бросить кочевряжиться и поехать к жене и сыну. Наладить отношения. Сойтись. Чего теперь, кому нужны его принципы, его эта глупая решимость..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Вот-вот уедет Игорь Валеев - ему года полтора до пенсии, и почти готов дом под Краснодаром; Пашка Бобровский скурится, его выгонят с работы; Славян тоже дослуживает, скорее всего, последний срок по контракту, жалуется: намекают, что больше не продлят - кому нужен сорокалетний полусумасшедший прапор..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Паха Бахарев не выдержал и уехал года два назад, Саня Престенский - года три, Юлька Солдатова тоже, слышал, уехала, и Ленка Старостина... Да почти все..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


Народ задолбался существовать в этих Возвышенных Мистических Категориях символизма, христианства, цветаевской лирики.


"Что тридцатилетие, Топкин помнил наверняка - ему самому вскоре предстояла эта дата, и она не сулила ничего хорошего. Один, в не совсем своей квартире, работающий на странном для себя месте, которое хотелось бросить - не мог привыкнуть к высоте, чувствовал неуверенность, понимал, что до пенсии там просто физически не дотянет..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"День рождения сослуживца тоже тёк без всякой радости. Дом стоял неподалёку от ТЭЦ, труба которой, несмотря на лето, выбрасывала столб чёрного, жирного дыма. Время от времени, - видимо, направление ветра менялось - столы и сидящих за ними, словно чёрным снегом, посыпало крупинками пепла.


-Сколько говорили про фильтры, экологию, а всё вот так, - громко вздыхала мать Виталика (или Вадика). - Ещё когда селились сюда - обещали... На огороде вон не растёт ничего, вянет, сохнет". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Андрей слушал, выпивал, когда предлагали, сгонял вилкой с тарелки чёрные шарики пепла. Было скучновато, виновника торжества он знал довольно плохо, лишь по работе, с остальными же, кроме ребят из бригады, вообще познакомился только здесь, да и то не со всеми... Паха Бахарев оказался далековато, так что поговорить было не с кем. Вот и слушал". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Екатерина Игнатьевна роилась в восемьсот девяносто восьмом и умерла в пятьдесят седьмом.


-Она жила во Владимировке... это тут недалеко село такое... и приехала в Кызыл на базар. В Белоцарск, то есть. - Почему-то Алине важны были те, прежние названия. - И они познакомились. Он к ней ездить стал. Оба были из староверов, но разных этих... ветвей... согласий. И родители были против, чтоб они общались, женились. После революции они поженились. Прадедушка за красных стал, воевал с Кочетовым в одном отряде...


Алина рассказывала так, будто сама, своими глазами наблюдала историю их жизни. Ясно, что много раз слышала её в детстве, вспоминала сейчас, как что-то близкое не только по крови, но и по времени". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"После месяца с лишним свиданий-прогулок она пригласила в гости.


-У отца день рождения, и как раз познакомитесь, - добавила она. - Они давно про тебя интересуются". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Лувр открылся неожиданно, когда Топкин решил, что снова заблудился, учесал не туда. Открылся сразу рядом, огромный, какой-то бездушный, мёртвый... Серовато-жёлтые стены, свинцового цвета крыши". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Вспомнилось вычитанное в путеводителе, что Лувр изначално строили не как дворец, а как крепость". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Топкин мялся на тротуаре, почему-то боясь пересечь улицу, оказаться под этими стенами; разглядывал доступную глазу часть площади перед Лувром. Пусто. Лишь несколько фигурок. Но они не гуляют, а скорчившись так же, как Топкин, стараются уворачиваться от порывов ветра, куда-то спешат". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Зубы стучали, мышцы были стянуты, будто уменьшились в несколько раз, глаза слезились. В продутой голове постукивала одна короткая мысль: "На хрена мне такой отдых... На хрена..."" (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Шаталовы трудились с утра до ночи. Этакие осколки настоящего крестьянства. Не крепостного, а свободного, того, что когда-то превращало дикую Сибирь в плодородный край". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Их владения окружал глухой, внахлёст, двухметровый забор с колючей проволокой поверху; ворота были железными, окна избы закрывались на ночь ставнями со стальными пластинами и штырями. Штыри просовывались в просверленные в стенах сруба отверстия и закручивались изнутри болтами". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Летом две тысячи шестого на южной окраине города, по дороге в аэропорт началось строительство грандиозного сооружения - многие сомневались, что не бросят, достроят - спортивного комплекса с искусственным катком". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


Там зелень щавеля смущает зелень лука.
Жужжание пчелы там главный принцип звука.
Там копия, щадя оригинал, безрука.


И.Бродский


Там украшают герб, обнявшись, серп и молот.
Но в стенку гвоздь не вбит и огород не полот.
Там, грубо говоря, великий план запорот.


И.Бродский


"Не бывали они там и позже, даже когда стал подрастать Данька. К моральным причинам добавились и вполне конкретные: оказалось, что спорткомплекс построен из вредных материалов, у искусственного льда повышенная токсичность... В "Субедее" Топкин окажется через несколько лет после открытия, по работе - будут менять часть окон, которые, по определению бригадира, строители поставили "жопой"". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"выходить не хотелось; он и не знал, что так боится холода - аж подташнивало от мысли о нём. Ждёт, караулит за дверью и сразу накинется, полезет под куртку, сожмёт, как железные пальцы, голову..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Леннарт говорил не то чтобы с акцентом, но необычно для уха. Слишком старательно выговаривал слова... По сути, Андрей с эстонцами толком ещё не общался - в прошлые приезды его окружали русские". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Бегло оглядел Лувр - снаружи, - и потрусил в сторону Елисейских Полей. Они были дальше, за парком.


-Или как его... - пытался вспомнить; окоченевший мозг работал плохо. - Сад Тюильри. Да, видимо, он... Не поскупились на землю, просторно… Ветру есть где разгуляться..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"И сейчас, вспомнив, как драл нутро этот голос из магнитофона, Андрей передёрнулся. А он зазвучал в голове, заскрёб мозг наждачкой слов:


И вот опять сижу в тюрьме,
Не светит больше солнце мне
На нарах..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Когда он впервые услышал эти песни? Дет в двенадцать, наверное, а может, и раньше. Короче, в довольно нежном возрасте. Потому и песни эти стали страшным открытием какой-то другой стороны жизни. Вернее, про "ту" сторону он, конечно, уже знал, но не предполагал, что там тоже есть песни, состоящие из человеческих слов, а не звериного рычания". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


Разговор с гением


Глыбами — лбу
Лавры похвал.
«Петь не могу!»
— «Будешь!» — «Пропал,


(На толокно
Переводи!)
Как молоко —
Звук из груди.


Пусто. Суха;.
В полную веснь —
Чувство сука;».
— «Старая песнь!


Брось, не морочь!»
«Лучше мне впредь —
Камень толочь!»
— «Тут-то и петь!»


«Что; я, снегирь,
Чтоб день-деньской
Петь?»
— «Не моги,
Пташка, а пой!


На;зло врагу!»
«Коли двух строк
Свесть не могу?»
— «Кто когда — мог?!»


«Пытка!» — «Терпи!»
«Скошенный луг —
Глотка!» — «Хрипи:
Тоже ведь — звук!»


«Львов, а не жён
Дело». — «Детей:
Распотрошён —
Пел же — Орфей!»


«Так и в гробу?»
— «И под доской».
«Петь не могу!»
— «Это воспой!»


1928 год


*
Вот тоже, как оно у светских:


"-Буквально каждый метр в деле, а не скажешь, что тесно, - говорила Алина, - и для садиков место есть, для дворов, площадей. По уму всё". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Туристическую карту не покупали - не хотелось задаваться целью что-то посетить конкретно. На музеи, церкви натыкались случайно: шли-шли и обнаруживали то башню Толстая Марта, то дом зажиточного эстонца, у которого гостил Пётр Первый, то храм Александра Невского, то родовой дворец баронов Унгернов..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Но встреча упоминания об Унгерне, Андрей сразу представлял себе мрачный дремлющий дом в Таллине, а потом промёрзшую степь, по которой ветер метёт редкий сухой снег, и горстку мужчин в оборванной форме русских солдат..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


"Когда Старый город надоел, стали обследовать его окрестности". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"В новом родительском доме, который он смутно помнил ещё по детству - застал бабушку с дедушкой - было не скучно, а тяжко. Тёмная мебель, будто из железа выкованные шторы, высоченные потолки, которые, кажется, не белили сто лет, множество мелких вещичек, покрытых, как смолой, какой-то липучей пылью..." (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Медленно шли по бульвару. Папа, до сих пор сохранявший офицерскую выправку, всё же заметно одряхлел. Особенно это бросалось в глаза сейчас, когда он пытался быть бравым и крепким. Готовился поговорить с сыном о важном". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*
"Прошли метров сто по улице Ванемуйне.


-Бывшая Садовая, - сказал папа. - А сейчас называется в честь театра. Ванемуйне - бог музыки... Выйдем на Кююне, - папа произносил эстонские слова всё-таки с некоторым усилием, - покажу тебе кое-что.


-А Кююне эта как называлась?


-Александровская, кажется.


Андрей хотел спросить, как переводится "Кююни", но не стал. Чувствовал, что особое любопытство проявлять не стоит". (Роман Сенчин "Дождь в Париже")


*




Другие статьи в литературном дневнике: