Цитаты

Агата Кристи 4: литературный дневник

"Но где та грань, когда диалектизм (а возьмём и шире - жаргонизм, сленг) необходим, а когда становится сором?" (Роман Сенчин "По поводу и без")


"По-моему, если пишешь о молодёжи и используешь общеупотребительные слова, получается враньё; когда механики говорят "сгущение", а не "конденсация" слышится неправда. В сибирских деревнях диалектные слова по-прежнему очень сильны, и заменять их на нормативные - значит изменять реальности". (Роман Сенчин "По поводу и без")


"Может быть, где-то Михаил Тарковский и сгущает обилие "местных речений", но в целом в его художественную речь верится. В повести "Полёт совы" тем более главный герой - приезжий. Молодой учитель Сергей, горожанин, выбравший жизнь в таёжном посёлке. И он впитывает местный язык, старается говорить, как окружающие его люди". (Роман Сенчин "По поводу и без")


*
У Цветаевой сын Мур интересовался политикой, систематизацией, симпатизировал Советам. Она это принимала: принимала ДРУГОГО, имеющего право на собственную жизненную, духовную позицию человека, Личность. В своей автобиографической прозе она пишет о жизни в постреволюционной Москве. У неё были тогда две платонические любви, два знакомства: актриса Сонечка Голлидэй и некто Володя. Володя, пишет Цветаева, замечательно общался, всегда на Вы, не переходил эту грань, вот какой молодец. Сонечка, такая молодец, обращалась всегда на "ты" и по имени без отчества. Это были два разных человека, два разных формата общения, две разных духовности, Цветаева восхищалась обоими. Однажды эти двое пересеклись в доме Цветаевой и начали Цветаеву друг к другу ревновать. "Мне уйти?", поинтересовался один. "Может быть, мне уйти?", поинтересовался другой. "А мне, господа, уйти?", спросила тогда Цветаева.


"Сколько бы ещё сравнительно недавно ни ёрничали про так называемую "производственную тему", не выживали её из кинематографа, литературы, театра, оказывается, она продолжает жить и трогать душу". (Роман Сенчин "По поводу и без")


"Фильм про людей, которые работают (очень редкий случай в современном искусстве)". (Роман Сенчин "По поводу и без")


"Их работа отражается на личной жизни". (Роман Сенчин "По поводу и без")


"Есть ощущение документальности. Документальности, облачённой в форму художественного фильма". (Роман Сенчин "По поводу и без")


"Таких фильмов, кстати сказать, было очень много в 60-70е годы - в период расцвета советского кинематографа". (Роман Сенчин "По поводу и без")


*
Писательские группировки... Нормально и естественно, если несколько писателей сгруппировались по интересам, сдружились, может быть, выработали в своей группе общую философию, общий художественный метод. Но это должно происходить "снизу". В такой группе сами писатели выбирают друг друга, чтобы сгруппироваться. А на творческом методе, спущенном "сверху" разнарядкой, начинают паразитировать бездарности. Талантливые писатели тонут в этом болоте бездарщины, начинают пить, гонять чертей и саморазрушаться.


"Под конец прошлого года в литературных журналах появилось две статьи, возвращающие тему писательских группировок - "Победы и поражения "нового реализма"" Андрея Тимофеева ("Вопросы литературы", 2017, №5) и "Технология успеха и технология романа" Галины Абкулатовой ("Урал", 2017, №12).


И там и там объединения, группы писателей трактуются как зло для литературы и самих писателей". (Роман Сенчин "По поводу и без")


"Впрочем, для меня большой проблемы в этом вопросе нет. История литературы показывает, что писатели, особенно молодые, объединялись с давних пор. возьмём отечественную литературу: был кружок адмирала Шишкова и был "Арзамас", были кружки авторов журнала "Современник" и "Москвитянин", были "Среды", были символисты, кубо- и эгофутуристы, имажинисты, обэриуты, "Серапионовы братья", были группы "Настоящее" и "Памир"... В 60-80е годы были шестидесятники, "Иркутская стенка", СМОГ, "Московское время", сорокалетние, "Новые амазонки" и так далее..." (Роман Сенчин "По поводу и без")


"По-моему, группировки очень полезны и состоящим в них, и движению литературы. В них рождаются новые идеи, новые методы, новый язык даже". (Роман Сенчин "По поводу и без")


"Пишешь, конечно, как правило, один, но заряжаешься на писание в обществе близких тебе". (Роман Сенчин "По поводу и без")


*
"Я лично не раз пытался написать полностью документальный рассказ о том, что происходило со мной или чему я был очевидцем. Не получалось. Всегда что-то придумываешь, что-то отбрасываешь, что-то усложняешь, а что-то упрощаешь. Это неизбежно". (Роман Сенчин "По поводу и без")


*
"Козловский не хотел давать повода, чтобы им заинтересовались органы. Так совпало". (Роман Сенчин "По поводу и без")


*
"Тут как раз приходит сообщение, что в Сирии турки сбили наш военный самолёт, и главный герой, сменщик этого бывшего офицера, прокручивает в памяти, как там всё начиналось в Крыму, Донбассе, вспоминает, какие звучали лозунги". (Роман Сенчин "По поводу и без")


Лозунги звучали идиотские. От большевиков звучало "кто не работает тот не есть", от Добровольчества - "Единая и неделимая". Какого беса они передрались друг с другом?


У симпатичных дворян - симпатичных мне и Цветаевой - жизнь как служение народу, стране, человечеству. Они вообще никогда не намеревались есть, не работая.


Большевики не планировали разделить страну.


"Не буду оправдываться, говорить о том, что цитаты вырваны из контекста". (Роман Сенчин "По поводу и без")


Цветаева цитирует в "Перекопе" высказывание одного из бывших Добровольцев: "А д о б р а я в о л я - везде одна". "Добровольчество. Добрая воля к смерти", говорит Цветаева. Она подчёркивает в "Перекопе", что для неё рыцарское служение Добровольчества - самим за Россию погибнуть, а не кучу народа перебить. "Всю, всю покроем телами - вслед теням", и в сноске к этой строке приписано - по памяти говорю не дословно - "С в о и м и телами, кто не понял".


*
Тяжёлый фильм, мне не понравился. И так жить хреново.


"На излёте проката фильма "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" сходил в кинотеатр. Знаю, что фильм этот буду помнить долго. Носить в себе.


В кои веки увидел про жизнь... Ну, не в кои веки, конечно, но всё же. В любом случае редкое явление". (Роман Сенчин "По поводу и без")


-Цветаевская рыцарская смерть гораздо легче. Юный, романтический, высокодуховный человек погибает. И остаётся в вечности в том своём возвышенном духовном состоянии, в котором погиб.


А тут в фильме бытовуха. Проклятая жизнь сжирает постепенно духовность, мелочи, грязь духовность уничтожают. Меня саму сжирает. Чтоб я ещё смотрела об этом так подробно.


Ну, типа, да:


"В конце концов мы вообще можем оказаться в мире сплошных мультиков и случающиеся у нас проблемы, душевные переживания будут казаться нам некой патологией. И ни в книгах, ни в кино мы не сможем найти не то что ответов, но и подтверждения того, что у других людей бывает то же самое". (Роман Сенчин "По поводу и без")


*
Не могу больше. Послужила в меру своих сил народу и человечеству. Если теперь помогаю людям - то людям своего социального уровня, в "ад" не спускаюсь.


"Через полчаса, выпив наконец долгожданную кружку пива и пожелав соседу в полосатой пижаме спокойной ночи, я спокойно засыпал в чистых простынях, на мягкой, приятно пружинящей постели. Я не вспоминал о том, что в этом же, в нашем составе трясётся так называемый так называемый "комбинированный" , с бабкой, свернувшейся калачиком, с жёлтыми ногами, загородившими проход, с девушкой в красном байковом халатике, с демобилизованным парнем, с женщиной, кормящей сынишку из мягкой голубоватой груди..." (Владимир Солоухин "Комбинированный вагон")


*
Вот так я и росла под этим влиянием Серебряного Века у себя дома, как в детском доме. Очень остро чувствовала, что меня как будто вырвали из моей природной среды и поместили куда-то в чужую. А чё, вообще-то, у меня был клёвый детский дом. Приёмные родители, которые родные - нестандартные, креативные. С идеями.


"Где родилась, где её родители, Зоя Сергеевна не знала. Её вырастили в детском доме, куда попала трёхлетней, весной сорок второго. Может быть, была из эвакуированных детей Ленинграда, может, ещё кем-то; потом, много десятилетий подряд, она слушала по радио передачи Агнии Барто и Левитана и ждала, ждала, что вот сейчас услышит, что ищут её, девочку по имени Зоя, которая была одета в бордовое пальто и белую вязаную шапочку, у неё родинка на левой руке возле локтя..." (Роман Сенчин "Ёлка")


*
"Хватаясь за печку, буфет, стену, дошла до кровати. И покатилась то ли в сон, то ли в смерть, но вспомнила, что на полу осталась сумка, а в ней - пельмени.


Привыкнув отодвигать болезни, горе, усталость выполнением необходимых и срочных дел, поднялась, разобрала продукты, а потом уж легла". (Роман Сенчин "Ёлка")


Тихотворение мое, мое немое,
однако, тяглое — на страх поводьям,
куда пожалуемся на ярмо и
кому поведаем, как жизнь проводим?


Как поздно заполночь ища глазунию
луны за шторою зажженной спичкою,
вручную стряхиваешь пыль безумия
с осколков желтого оскала в писчую.


Как эту борзопись, что гуще патоки,
там не размазывай, но с кем в колене и
в локте хотя бы преломить, опять-таки,
ломоть отрезанный, тихотворение?


И.Бродский

*
"В конце января собралась с силами и духом, вышла за калитку. К хлебовозке. Долго перед тем убеждала себя, что очень хочет пирожок с луком и яйцами. Вот съест его, и вернутся силы, желание жить.


Могла попросить Ольгу - хлебовозка раз в три дня в одно и то же время объезжала село. Кроме хлеба, в будочке были пирожки, печенье, сухарики, но нужно было купить самой. Обязательно... Зоя Сергеевна посмеивалась над этой мыслью, над тем, что таким способом хочет обмануть себя, вернуть душу, и всё же убеждала: вставай, оденься, выйди". (Роман Сенчин "Ёлка")


*






Другие статьи в литературном дневнике: