Взгляд из-за кулис конкурса Путеводная звезда

Клуб Слава Фонда
ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА КУЛИС КОНКУРСА
"СВЕТИТ ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА"
АВТОРА НАТИКО

Что прекраснее молчаливых, безмолвных, вечно глядящих на Землю «небесных глаз» - звезд? Только одно – стихи о них. Наш обзор мы решили начать с этого конкурса. В виду того, что такой обзор – первый, мы не называем имени уважаемых Авторов, только цитаты их стихов – или же первые строчки из них, чтобы было понятно, о ком идёт речь. Ещё – номер в том пакете стихотворений, который получает жюри.

НАПОМНИМ АНОНС
«Принимаются произведения о Рождественской звезде и Рождестве Христовом, Святках и Крещении, об обрядах и обычаях в эти праздничные дни.
Также принимаются стихотворения со словом «звезда» и любыми его формами, например: «звёздный городок» или «бешеный звездопад».

Рождественская звезда и Рождество Христово – эти две темы стали лейтмотивом пакета голосования. Но были и другие трактовки образа «звезда», да и Вифлеемская Звезда тоже была у всех Авторов – разная.

В нашей «звездной» подборке особняком стоит одно из актуальных и злободневных на сегодняшний день стихотворений.

СТИХОТВОРЕНИЕ №4 под названием «Камо грядеши». Стихотворение написано в формате А4, без привычной разбивки на строфы, но с внутренним ритмом и очень чёткой, слышимой рифмой. Работа профессиональна и прожита, прочувствована. Оно и читается как вылитое на бумагу письмо-раздумье о судьбе страны: «Камо грядеши, любимая Русь?» - этот вечный вопрос для каждого поколения ставится по-новому. Данное произведение может быть программным, включенным в учебники по литературе ответом авторов нашей эпохи на этот многовековой вопрос.
«Мы прорастаем сквозь чьи-то границы, издревле – наши чужие столицы. Русская водка горька до оскомы, и у горилки такая же грусть.
          Родины капли блестят на ресницах, – с детства родным не пристало родниться!
          Ныне мне очи твои не знакомы…. Камо грядеши*, любимая Русь?»
Как и сто, и двести лет назад, ответа на этот вопрос – нет.

СТИХОТВОРЕНИЕ №5 и СТИХОТВОРЕНИЕ №27– ими я бы хотела открыть «Рождественский» цикл стихов. Стихи простые, как хлеб, и незатейливые, но необходимые, как воздух. Легкое строение, обычная рифмовка, не слишком новые и неожиданные рифмы и довольно привычные образы – волхвы, пещера, связанная и с Рождеством Христовым, и с Пасхой – Воскресением. «Над облаками Ангел пролетал» (стих 27) – образ классический (вспомните «…небосвод Так чист, что Ангела полет Прилежный взор следить бы мог»). Простой и вечный символ Рождества. Но главное в нем – это финальная строка, мощный религиозный и поэтический аккорд стихотворения. Нужно было дождаться первой звезды – и нужно было дочитать стихотворение до конца ради этой строки.
«Но уже – вы видите? – светает,
Навсегда светает, на века».

СТИХОТВОРЕНИЕ №19 – «Две трепетных руки, как два крыла»… Иконописный стих. Божья Матерь с младенцем смотрит задумчиво и мудро на свое Дитя – и на читателя. И мы видим тонкий и земной образ Матери, переживающий за своего Ребенка, но понимающий, какой путь ему предстоит пройти. И очень по-человечески звучит вопрос – не финальный, но, я думаю, ключевой в стихотворении:
А Он лежал с улыбкой на устах,
И в небе звёздном видел отраженье
СВОЕЙ Голгофы… Чёрного креста…
Ах, люди, люди, стоили ль мы жертвы?
Вопрос без ответа. Точнее, ответ подразумевается, но каждый отвечает на этот вопрос по-своему.

СТИХОТВОРЕНИЕ №3 – «Три деревца у пещеры». Яркая сценка-история, в стиле тех сцен, которые показывают европейские театры в Рождество. Легенда о появлении традиции наряжать елку в Рождество – сказка о появлении на ёлке звёзд – подана очень ярко. Форма диалога вообще очень удачна для «сюжетных» стихотворений. А это как раз таки сюжетный стих, а не стих-рассуждение или стих-картинка природы. Беседа трёх деревьев – пальмы, оливы и ели – передана мастерски. Два дерева попросили небесные звезды украсить свою «соседку», которой нечего было подарить родившемуся Младенцу. Стихотворение не имеет смысл цитировать, его надо приводить целиком, что не позволяет формат обзора, читать – и получать удовольствие. Финальное напоминание – о том, что Христос тоже был ребенком, поэтому «все мы родом из детства»…

СТИХОТВОРЕНИЕ №37 – «ТЫ и Я в морозном синем храме…» напоминает о том, что Бог есть Любовь, а она возможна между двоими. Искренне переданные чувства двоих людей перед церковью-храмом-алтарем-миром. Чувства чисты и светлы, вера – искренна. Ткань стихотворения ажурная и тонкая, как фата, описание очень лирично и нежно. И обряд венчания сливается с неслышно падающими снежинками. Здесь присутствует Рождественская звезда и тихое Amen, которое выдыхают в морозном воздухе – ДВОЕ.

СТИХОТВОРЕНИЕ №36 – «Как я люблю забытые места». Религия этого стихотворения немного другая – покаяние и прозрение, настигшие литературного героя слишком поздно. Уединенные, но такие знакомые герою места, наверное, уже забытые людьми – всеми, кроме одного. Образы – могилы, кладбище, «плавает в сугробах тень креста Опорой истощившихся молений». Что-то сокрушительное обрушилось на него, но в одночасье ли, или же испытания сыпались одно за другим? Образ «ямы» «потерпевшего крушенье» не случаен. Что и какие события привели литературного героя сюда – за кадром стихотворения. Но вот стих светлеет, и к последней строфе
«На небо поднимается звезда,
И ветви, как волхвы, идут за нею».
Красивый образ «веточки помощи».

СТИХОТВОРЕНИЕ №8 – «Не помню, как лист пожелтевший слетел». По сути – о том же, о чем и предыдущее стихотворение. Но – другими словами, штрихи резче, стих – смелее и, если можно применить это слово, современнее. Это не кающийся, сокрушенный духом, осознающий – или желающий осознавать, как он мал перед мирозданием. Это человек, который все остро и резко чувствует, понимает, что и почему происходит на этом свете.
«Но даже согнувшись до самой земли
И чувствуя почву горячей ладонью,
Я помню, как в небе когда-то цвели
Холодные звёзды… Я помню, я помню».
Он не перестаёт искать, и «звезду своего воскресения», ту, «вкруг которой вращаются звезды», видит уже из ямы – со дна. Но все-таки видит. Как это похоже на современных нас, которые все понимают, все видят, делают все возможное – но иногда так поздно… С точки зрения техники стихотворение очень выверенное, образы – больше философские, чем религиозные, но для литературного героя ЭТОГО стихотворения философия есть религия, и «звезда воскресения» где-то над капюшоном – точка опоры, благодаря которой можно БЫЛО БЫ перевернуть мир. Вот это БЫЛО БЫ и придает стихотворению трагическую ноту.

СТИХОТВОРЕНИЕ №20 – о другом. О создании Вселенной – ни много ни мало. «…Так бывает, что сходятся звёзды в единый миг – и рисуют Вселенную новую с тихим светом… Озадачено Время – безмолвный вселенский мим: как вести себя с этой, родившейся вдруг, планетой? Ведь по замыслу Неба ее не должно и быть…».
Формат А4 – ритм и рифма четкие, легкие, пользоваться этим форматом под силу профессионалам. Сколько бы ни читал литературоведческих исследований на эту тему, но стихотворение всё равно воспринимается нестандартно, невольно напрягаешься в поиске внутреннего ритма, привычного деления на строфы – и Автор тебя, читателя, «не подводит».
Собственно говоря, стих не «протестный». Да, планета появилась «вопреки» каким-то задумкам Неба, да, есть люди, которые не хотят смириться с видимым миром, они мечтают, продолжают творить свои «миры», не удовлетворяясь тем, что видят. И финал стихотворения – собственно, и есть венец творения мироздания: в результате человек находит человека. Все случается «вопреки» задумке Неба – но в то же время совершенно «в русле» этой задумки. Такое вот философское и стихотворное кольцо получилось у Автора, который сперва провел нас через «протесты» и «вопреки» - и привел к «согласию» и «вместе». Это, собственно говоря, и есть религия и философия, сплавленные в одну концепцию.

СТИХОТВОРЕНИЮ №33, точнее, его Автору, было достаточно «звёздной пыли» для осознания себя частью мироздания. Тут интересен переход – в одном коротком стихотворении выразить этот переход сложно. Сложный круг понимания себя в мире невозможен без «Авва Отче», стих тоже на религиозную тему, но как будто ощущение, что его литературный герой – это не молитвенно и кротко воздевший очи к небу, и так далее, а вчерашний бунтарь, который долго «пробовал на прочность» переменчивый мир, и мир оказался прочным, но познаваемым. Присутствует образ «звёздной пыли», повторюсь, но более как фон для религиозных и философских жестоких сомнений.

СТИХОТВОРЕНИЕ №30 наконец-то обращает нас непосредственно к созвездиям. «Семь мерцающих звёзд, семь жемчужин на бархате ночи» - так красиво Автор начинает своё повествование о знаменитом Ковше – Большой Медведице. На самом деле о созвездиях в подборке мало сказано. Есть почти классическое упоминание Плеяд. Помните?
«И царственным гербом
Горят холодные алмазные Плеяды
В безмолвии ночном…»
Это сказали поэты Серебряного века. Есть немного «гороскопов» и «зодиака». Созвездий тут действительно мало, но их с лихвой мог бы компенсировать один только этот Ковш. Здесь всё – и красота неба, и тепло земли. И густые деревья, кромка леса, и зимние избушки. И небесное, и земное. И над всем этим – Большая Медведица, как символ чего-то постоянного, неподвижного, неизменного. Небесный ковчег, тысячи лет освещающий один и тот же дым над крышами разных домов, в котором живут все время разные, но такие похожие люди. И распорядок жизни людей – и движения звезд Ковша – веками не меняется.
Этот ковш над Землёй – колыбель внеземных мирозданий,
Наблюдатель безмолвный за нашим землянским житьём.
Но сдаётся мне, там,  в тех мирах, в тех просторах бескрайних
Тоже стряпают хлеб.  И  мечтают.  И  любят  свой  дом.

СТИХОТВОРЕНИЕ №39 – «Мы приходим – одни и уходим – свидетелей выгнав» - вроде бы тоже о звездах. Сразу обо всех (почти) знаках Зодиака. Вон и Дева шлет клин Лебедей к Стрельцу, чтобы сообщить о своих чувствах. И Рыбки,  и Львы, и где-то – Львенок. Но эта множественность «звездной рати» - кажущаяся. А единственное развлечение в пространстве – это взвешивать на Весах звезды. Так смотрит Автор на проблему одиночества в мире, где даже звезды не понимают и не слышат друг друга. И заканчивает тем же, с чего начал:
...мы приходим – одни
 и уходим - свидетелей выгнав...
 от рождения - до смерти –
 одиноки...

СТИХОТВОРЕНИЕ №55 – это то самое, о Плеядах. «Взлетишь! Воспрянешь, павши ниц. И станешь былью». Нет, ничего не заканчивается, даже если впереди – бездна, считает поэт. Стих восторженный, Автор либо не растерял еще искры «звезд», либо верит, «несмотря ни на что», в самое лучшее. Много известных образов, часто возникающих, начиная от крыльев в шкафу до Млечного пути. Но всё равно, «из искры возгорится пламя», а пока для поэтов горят Плеяды:
И там, в непознанном краю,
средь звёздных радуг,
творят поэты! И поют
стихи Плеядам!
Оптимистичный стих.

СТИХОТВОРЕНИЕ №10 – «Вечерний свет погас. Дом погрузился в тайну». Еще одно удачное совмещение «домашнего» со «звездным». Звездный свет проникает всюду, и в том числе и в дома, в которых так удачно не спят поэты. В этом стихотворении – андерсеновское умение слышать и видеть «полуночной звезды волшебные осколки» в загудевшей внезапно струне рояля, скрипящих полах, диванах, в небольших, привычных, повседневных, но таких поэтичных звуках родного дома.


СТИХОТВОРЕНИЕ №17 обращено к творчеству, которое Автор сравнивает с упавшей звездой…
«Как с высоты упавшая звезда,
Как в тишине услышанное слово,
Стихи ко мне приходят лишь тогда,
Когда я к их приходу не готова».
Оно отточено по форме, построено просто, в нем сталкиваются «сон» и «явь», поэзия и реальность. Стих светлый, но «реальность» присутствует в нём фоном, общими словами, а не убийственными деталями - «унылый мир», «легко бывает не всегда». Весь стих – яркие образы, начиная от «падающей звезды» до «чар зелья колдовского», вроде бы привычные, но легко сплетающиеся в «звездный хвост» той самой падающей звезды. Однако реальность всё же ставит свою грустную точку, и оттого мажорный вообще-то стих приобретает сильное «минорное» звучание: «Мои стихи, пришедшие, когда Я к их приходу не была готова»... Эта же фраза – в конце стихотворения, только уже как точка. Обычный, реальный мир всячески сопротивляется соприкосновению с «хвостом кометы».

СТИХОТВОРЕНИЕ №2 – по нему тоже звезды только «промелькнули», но сам стих, несмотря на общую «минорную» тональность, светлый. Тема вечная – расставание, промокшие бальные туфли, музыка печали, стелящийся под ногами снег… Ряд образов совсем другой, чем у предыдущего Автора, и печаль вызвана конкретными причинами: Он ушел, покинул Ее где-то на пороге бальной залы, в бальных туфельках, и теперь Его не догнать и не найти в этой круговерти. Но стих светлее предыдущего, потому что печаль понятнее, конкретнее. Каждый понимает – ничего, это пройдет:
последний возглас ноября
был подозрительно-морозным,
и ты меня покинул зря,
и возмутились хором звёзды...
Легкие стихотворные кружева из «льдинок, грустинок, снежинок», брошенных на ветер слов. Но точка в этом стихотворении не поставлена: «А снег мне кажется лиловым» - продолжение следует… Обнадёживающая безнадёжность.

СТИХОТВОРЕНИЕ №18 и №51 – о Святочных гаданиях. «Изловчась, да через правое плечо» и «Я в гадания не верил. Святки, свечки – полный бред!». По сути, оба стихотворения юмористичны. А как же – мы уже с усмешкой смотрим на увлечения наших прабабушек. Хотя, может быть, не один из нас обязан был появлением на свет далекого предка тем, что кого-то тюкнул по носу перелетевший из-за забора башмачок. Или кто-то имя ночью назвал, как в сценке гадания «Евгения Онегина». Но здесь не «онегинская» лирика, здесь юмор.
Сразу скажу – техника каждого из стихотворений никаких замечаний не вызывает. Юмор первого стихотворения – сплав «благородного штиля» и простонародных верований и представлений. «Просторечное» и «низовое» «ну и чё!» соседствует с «гарсоном», «месье», который должен возникнут в результате гадания:
«Изловчась, да через правое плечо
девки со двора бросают башмачок.
Что жених подхватит тут же – весь расчёт.
У забора должен быть, коль наречён!
                Ну и чё ?!!»
С высоты своего интеллекта и отсутствия предрассудков современный человек пытается стать на место барышни, которая едва ли не ставила на кон всё свое будущее счастье, в зависимости от результата гаданий. Ну и игра слов – налицо. «С нагой ногой» - сразу понятно: башмачок бросила. «Кофию наварят для гаданья столь» - юмор в «коверкании» слов. Даже во сне приходит какой-то «гарсон» «мсье Бурдон» или «английский Чайльд Гарольд». В общем, юмористический стих времен 19 века.
А если обратиться с №51, он начинается как «деревенские потешки» и выдерживается в стиле обычного рассказа:
«Покурить присел у двери –
Невзначай узнал секрет!
Девки в баню сговорились –
Вот умора! - погадать!
Мысли вихрем закрутились:
Как урок им преподать?»
Далее план, разумеется, воплощается, а девушки и не подозревают, что за «дух прадеда» говорит с ними из-под банной полки. Сюжет развивается стремительно, и вот уже «дух прадеда» беседует с одной из особо любопытных девушек, которая просто не успела убежать и заметила «шутничка». Однако главный сюрприз Автор припас для финала: не такая уж ерунда эти гадания, ребята!
«Не гадаю, не шаманю,
В гороскопах - правды нет.
Но…историю про баню
Мне поведал в Святки дед…»
Вот так – гадание в действии. Стих простой, не искусственный, не натянутый, повествование идет легко, как будто это сам дед рассказывает историю своего необычного сватовства: понятно, по простому, но очень поэтично.

СТИХОТВОРЕНИЕ №47 открывает совсем другой пласт, и в подборке стихов, и в жизни. «Падают звёзды всё чаще и чаще»… - нет, это не пейзажная зарисовка. Люди
«И не глядят на шатёр из созвездий.
Их заменили вечерние «Вести».
Образы падающих звезд как символа несбывшихся надежд упираются в финале в другую реальность: искусственно созданную. Хорошо это или плохо? Ну, во всяком случае, бывает очень интересно. Собственно, трагизма замены одного другим нет. Просто это факт. Это УЖЕ есть.

СТИХОТВОРЕНИЕ №65 – «Велели мне стоять ночную стражу». Стихотворение подкупает своей сюжетностью. Даже не столько сюжетностью, сколько недосказанностью, возможностью додумать сюжет или с нетерпением начать искать в интернете Автора по первым строчкам, чтобы узнать начало и продолжение.
Велели мне стоять ночную стражу -
Седому старику полуглухому -
Чтоб в городе не деяться лихому...
Теперь взойду на западную башню.
Но Автор – а за ним и читатель – видит, что каждую ночь на башне неизвестного города его жителей, о которых тоже ничего не известно, охраняет от врагов, которые тоже остаются «за кадром», «хромой на лапу волк с седою мордой». В коротком стихотворении – неожиданный финал в духе романов-фэнтези и – огромный простор для фантазии. Автор слишком на многое намекнул и слишком многое оставил недосказанным, чтобы просто не заметить его стихотворение. Хороший он или плохой? Может, он оборотень. Что за город? Что за люди в нем? И при чем тут звезды? А просто волк глядит на звездное небо с башни каждую ночь.

СТИХОТВОРЕНИЕ №25 использует булгаковскую тему. «Зачем пеняют мне, что поздно засыпаю» - спрашивает героиня. Горящая на столе лампа – это «маячок» Маргариты, чтобы она не заплутала случайно в провалах и огоньках чужих окон, чтобы утром не пришлось пенять на не туда свернувшую метлу… Ну, собственно, от Булгакова тут ночь, метла и героиня. Мелькает кот, но вполне себе домашний, не в рост человека. Вот только непонятно, что важнее для героини: те звезды, которые она может достать рукой в своих полетах, или та звездочка-лампа, которая помогает ей вернуться наутро?

СТИХОТВОРЕНИЕ №60 – детское, про морскую звезду, которая на дне мечтает о встрече с падающей небесной «сестренкой», «подружкой» и «соседкой». Не вдаваясь в подробности падения Тунгусского метеорита, автор выбрал легкий вариант подачи, больше для детей, чем для взрослых. Но это единственная МОРСКАЯ звезда в подборке, а потому стихотворение тоже хотелось бы отметить.

Ну а СТИХОТВОРЕНИЕ №44 я бы привела целиком. Просто потому, что оно исчерпывающе коротко отвечает на все вопросы, зачем нужна эта подборка, зачем этот обзор, зачем мы здесь собрались и по какой причине в мире происходит очень многое, в том числе и поэзия? Итак, дадим слово Автору, он всё сказал:
Тихим шёпотом грёз свет далёкой звезды
Своим слабым мерцаньем сквозь звёздные сети,
Будто солнце в мороз с лёгким флёром весны,
Мои крылья расправил, как солнечный ветер.

Смело взмыв к небесам за Икаром вослед,
Я лечу к яркой точке моей во Вселенной.
И не важно, достигну её или нет,
Но сидеть не могу, созерцая смиренно.


Список стихотворений, участвующих в обзоре конкурса "Путеводная звезда":

№4 http://www.stihi.ru/2014/01/04/2095
№5 http://www.stihi.ru/2008/01/06/3259
№27 http://www.stihi.ru/2011/01/07/7449
№19 http://www.stihi.ru/2006/02/06-2055
№3 http://www.stihi.ru/2012/08/12/1255
№37 http://www.stihi.ru/2012/12/26/209
№36 http://www.stihi.ru/2014/02/02/6160
№8 http://www.stihi.ru/2013/11/30/4778
№20 http://www.stihi.ru/2012/12/04/10008
№33 http://www.stihi.ru/2014/02/08/8877
№30 http://www.stihi.ru/2014/01/01/1574
№39 http://www.stihi.ru/2013/01/21/7035
№55 http://www.stihi.ru/2014/01/12/10521
№10 http://www.stihi.ru/2012/05/25/7279
№17 http://www.stihi.ru/2010/10/14/4559
№2 http://www.stihi.ru/2010/10/24/7961
№18 http://www.stihi.ru/2012/01/12/1919
№51 http://www.stihi.ru/2014/01/07/10457
№47 http://www.stihi.ru/2008/08/05/773
№65 http://www.stihi.ru/2012/12/15/971
№25 http://www.stihi.ru/2012/05/18/1044
№60 http://www.stihi.ru/2012/01/01/3655
№44 http://www.stihi.ru/2013/12/06/6375

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша Натико.