Взгляд из-за кулис Мы - дети Галактики

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА КЛУБА СФ
«МЫ – ДЕТИ ГАЛАКТИКИ»
АВТОРА НАТИКО

Веками люди смотрели на звёзды. Одни – с тоской по неизведанным мирам. Другие – через телескопы. Третьи – как на систему «Глонасс», которая никогда не поломается. А есть люди, которые смотрят на звёзды и пишут об этом стихи.
Далёкие звёзды для Автора – это фантастика. Что главное в жанре фантастики? Может быть, невероятные миры, невиданные растения и существа, развивающиеся по своим законам природы? Таким, что мы даже в фантастическом романе придумать не в состоянии? Согласитесь, что многие, даже вымышленные, даже нарисованные самой смелой фантазией автора «звёздные миры» частенько похожи на наши земные пейзажи, а образы главных героев снова и снова возвращают нас к нам самим. Главное в жанре фантастики – человек. А «звёздный антураж» – это всё только декорации, помогающие ему проявить свои лучшие качества. Или худшие – как повезёт. Но чаще всё-таки лучшие. Наверное, нужно иногда оторваться от земли, посмотреть на звёзды, чтобы немножко приблизиться к себе самому.
Завершился конкурс «Мы – дети Галактики».
Напомним анонс к конкурсу:
«Принимаются стихотворения с различными космическими мотивами: о полётах в космос, о внеземных цивилизациях, о далёких звёздах, о неведомых планетах, о жизни космонавтов».
Передо мной – пакет конкурсных произведений. В нём – 37 стихотворений.
Итак, кто же мы, согласно представленным картам звёздного неба?
***
Профессия звездочёта – уважаемая и загадочная. Его всегда изображают немножко волшебником, немножко учёным. СТИХОТВОРЕНИЕ №1 так и называется – «ЗВЕЗДОЧЁТ». Кто может знать звёздные карты лучше, чем он? Тем более что произведение – победитель конкурса, если что, на всякий случай.
Он хлебнул охлаждённый воздух,
Что бодрит и не клонит в сон.
В человека вселились звёзды,
Раз под звёздами он рождён.

Неземной наливался силой
Млечный Путь на его глазах.
И, казалось, что все светила
Он держал на своих плечах.

Что с ближайшей звездою станет,
Он сейчас бы хотел узнать.
Потому ему, как титану,
Тяжело на земле стоять…

В звёздном небе найти непросто,
Где скрывается связь времён.
В человека вселились звёзды,
Чтобы к звёздам стремился он!
Собственно говоря, ни убавить, ни прибавить...

«ВПЕРЁД, В ПРОШЛОЕ»
А теперь попробуем посетить «звёздные миры» наших поэтов. Но сперва необходимо спуститься с небес на Землю и посмотреть, а откуда же мы, собственно говоря, стартуем. СТИХОТВОРЕНИЕ №8 «ПРИЗЕМЛИЛА» о том, что о Земле забывать ну никак нельзя.
Хочешь, Луну обогнув, на хвостатой комете;    
звёздному Льву подмигнём и, потрогав рукой 
спины идущих по млечной дороге Медведиц,
вместе покормим с ладоней Пегаса нугой?
Я не знаю, ест ли Пегас нугу, но рифма к слову «рукой» неплоха.
Хочешь свернём на часок навестить Андромеду,
дивного чая попьём с голубым молоком,
или к Возничему сев в золотую карету,
по зодиаку к Стрельцу долетим с ветерком?
Не хватает запятой после «хочешь» и после «или» (если уж «сев в золотую карету» у нас деепричастный оборот). «Дивного чая» смотрится неточным прилагательным. Может быть, не скрывая своих космических чувств, так и написать – «вкусного»? Не знаю, что такое «голубое молоко», почему именно «голубое» и почему оно должно быть именно в этом созвездии, но «вкусное» всё-таки логичнее, чем «дивное», в выборе всех остальных слов и фраз Автор очень точен. А «дивное» как-то общо. Но на вкус и диво товарищей нет. Читаем.
Может быть, хочешь умчаться со скоростью света,
вместе со мной, за десяток парсек от Земли?
Там, возле жёлтой звезды, есть живая планета.
Вместе с тобой, мы на ней поселиться б могли.
И тут – финал:

Встретились взгляды. Померкли далёкие звёзды.
Ноги лизнула, на пляж накатившись, волна.
Ты прошептала: "Мой милый, мне хочется прозы,
и на Земле нам отмеряно счастья сполна".
Вот так… И никакого тебе вдохновения, путешествия за десять парсеков от Земли, никаких созвездий… Земная женщина считает, что рай находится там, где находится она. И кто же более прав?

Прав Мася Пупсик. СТИХОТВОРЕНИЕ №31 «МАСЯ ПУПСИК БЫЛ-НЕ-ПРАВ» вообще не фантастическое, но геройских скафандров «пупсонавтов» в стихотворении достаточно. Что самое интересное, в нём мы наблюдаем интересный случай словотворчества. Ну просто Велимир Хлебников… Я тут удивлялась слову «дивный» - видно, не дочитала до «планеты звенилопой»:
На планете звенилопой
Крылозвонный звенидень,
Шкафа дверцею не хлопай,
Не пугай звенилюдей.
Стихотворение детское, для очень маленького детского возраста. Но, на мой вкус, излишне перегружено «игрословием». Нет, «пупсонавты» мне очень понравились! Но, может быть, сделать его в большей степени сюжетным, чем словотворческим? Что такое «звеникрылые носы», даже я не могу понять, а мне несколько больше, чем пять лет. Так на кого рассчитано стихотворение, на взрослых или на детей? Если на детей, то задача детских стихов не только игровая, но и познавательная. Что нового мы узнаём об окружающем мире, кроме того, что «пупсонавтовский» десант играет в космонавтов? И шкаф – вместо ракеты, космического корабля и неизведанного фантастического мира?
В общем, если бы стихи были чуть более сюжетны, это бы им не помешало. Идея симпатичная – вот только «звеникрылые носы» уж слишком научно для моего познания. И в чем был не прав Мася Пупсик, осталось тайной. Ответа я не нашла. Он превратил ракету в шкаф, или же всё-таки наоборот – шкаф в ракету?
Но, однако же, главное, что на выходе по трапу «пупсонавтов» ждали вкусные пироги. Это лучший итог любого космического путешествия.

СТИХОТВОРЕНИЕ №11 «МЕРЦАЮТ СОЗВЕЗДЬЯ» хочется привести целиком. Оно настолько земное, насколько же и космическое. И, по странному стечению обстоятельств, в нём тоже фигурирует шкаф – точнее, мамин комод. Только лирический герой, конечно же, заметно подрос.
Мерцают созвездья в ночной тишине,
Теряются в сумерках звери  и люди.
Цепочкой слоны в растянувшемся сне
Все движутся к цели на странном безлюдье.
(добавлю от себя, что двигаться к цели можно «по странному безлюдью». «Он шёл по безлюдью» – но не «Он шёл на безлюдье». Чистая грамматика)
И мягкие профили сгустками тьмы
Баюкают неба немую громаду.
(Невероятный оборот! Очень красиво, загадочно и образно)
И лунный погонщик с ночной стороны
Бредет под сияньем безмолвной лампады.
Сплетаются тени, и зыбкий рассвет
Мелодией вспыхнет на тропке пустынной.
Под холодом неба сияющий свет
Внезапно разбудит ночные долины.
Как в детстве, проснусь на крутом вираже
Запутанных снов, заблудившейся птицей,
В квартире своей, на восьмом этаже.
И  мамин комод. И слоны вереницей…
Человеку снятся звёзды – может быть, с этого и начинается любое космическое путешествие? А когда под рукой нет ракеты, и отнять её у героев предыдущего стихотворения как-то неудобно, можно путешествовать во сне.

А вот СТИХОТВОРЕНИЕ 24 – «РАЗГОВОР С ЛУНОЙ». Лирический герой уже совсем взрослый, женат. Идёт по дороге домой. Не космической – обычной земной дороге. И жена – не инопланетянка, а обычная земная женщина – ждёт где-то его прихода. И тут он слышит голос…
Вправду Луна или нет говорила со мною?
Нет! Невозможно! А всё-таки думаю так:
"Я побеседую -- пусть понарошку -- с Луною."
Ну, а Луна говорит: "Быть одной -- не пустяк.

Я-то способна понять одиночества  чувство.
В небе -- одна я , хоть звёздам тут нету числа.
Им я -- чужая совсем, ведь сама не свечусь я:
Солнечный свет отражаю, тогда и светла."
Автор выбрал пятистопный дактиль – размер достаточно сложный, хотя и очень подходит для передачи неспешного повествования. Лирический герой никуда не спешит, да и размер предполагает неспешное чтение, неторопливое развитие действия. Однако Автор ещё и ухитряется создать действие, интересную развязку и вообще удержать внимание читателя этим неспешно льющимся лунным свечением. Досадная неточность «Ну, а Луна говорит…» - все эти «ну», «но», «же», конечно же, засоряют повествование, служат только задаче заполнения слогов, но они неизбежны. Лучше, чем ямка в лунном грунте.
И -- закатилась Луна... Как она говорила --
Надо жене рассказать. Не поверит, поди!
В это мгновение двери жена отворила:
"Я заждалась, муженёк! Поскорей заходи!"

Стали светлей облака с небосводом и ветром.
Сердце светлеет: в нём суетных нет мелочей.
И горизонт -- весь по кругу -- становится светлым:
Я отражаю сияние милых очей.
«Ветром-светлым» - безусловно, рифма, но третье «светлым» на один катрен явно избыточно. Впрочем, во всём стихотворении много «свет», «светлый», «свечусь». Версий, как исправить это, у меня нет, сама грешу тавтологией, потом сама же гоняюсь за собой с фонарём или прошу кого-нибудь посветить. Поэтому просто отмечаю как речевой недочёт, но ругать Автора, разумеется, не могу, ему нужно самому спокойно после конкурса пересмотреть стихотворение на повторы, версии попробую предложить индивидуально, после публикации обзора. Тем более что такой прекрасный жизнеутверждающий финал... И всё становится на свои места – и путь домой, и разговор с небесным светилом, и осознание себя в этом мире. И, наконец, свет отражённой любви – самый красивый во всех мирах и пространствах.

Но давайте вспомним всё-таки о первом человеке в космосе! СТИХОТВОРЕНИЕ №13 «ПРОСТО ОТ ДУШИ» - просто от души поговорим о том, что сегодня благополучно забыто, закрашено, затёрто. Мне попалась на глаза такая картинка в Интернете. На фото – знаменитая широкая гагаринская улыбка и надпись: «Ну что, внуки, вы там небось уже и на Марс летаете»? Как-то люди, стремящиеся в космос, мечтающие быть лётчиками и космонавтами, незаметно стали мечтать быть «крутыми», брокерами и маклерами, ездить на дорогом авто на дорогую дачу и окунаться в дорогое джакузи. Это всё хорошо, и, может быть, важно и нужно. Но почему-то необратимо меняет людей и внутренне тоже. Или всё-таки обратимо, и где-то в глубине души продолжают спать отважные путешественники и неутомимые бесстрашные исследователи?
Реставрируют фасад на облезлом доме,
Три узбека и таджик трудятся весь день.
Штукатурки серый блик, дом ЗАПЯТАЯ поживший в коме,
Слышен звук прошедших лет между этажей.

Вот весёлая бежит бабушка Ирина,
Две косички и портфель, булочка в руке.
В подворотне рыжий кот и соседский Дима.
Нынче Дима генерал, где-то в Нальчике.
(Лирический герой возвращается воспоминаниями в далёкое прошлое – в котором он сам ни разу не был, раз его «бабушка Ирина» бежит по двору с косичками и портфелем, а потом открывает нам будущее, как Ванга. Он-то знает, что потом стало и с соседским Димой, и с бабушкой Ириной, интересный ход! Царапает слух ударение «в руке – в НальчикЕ": рифма имеет право быть только при таком ударении. «В руке – пареньке» было бы более точно. Нальчик является названием города с чётко определённым ударением. Если Вы правильно произнесёте название города в Вашем стихотворении, рифма исчезает, обратите внимание. Следовательно, надо искать варианты).
По столу костяшек стук, крик задорный: «Рыба».
- Петька пива принеси, банку не разбей.
На сарай залез Егор: «Что, боишься? Прыгай!
Да пойдём потом к реке, наловить ершей».

Три узбека и таджик трудятся задаром.
Дом купил какой-то фонд, чисто за гроши.
Штукатурки верхний слой, а под ним Гагарин.
Улыбается нам всем, просто от души.
Он не думал о «платно» и «бесплатно», он стремился к звёздам. То, о чём я говорила выше – «первый человек космоса» под толстым слоем старой штукатурки, шелухи и мишуры. Отчистим ли?

В СТИХОТВОРЕНИИ №18 «МОЙ ГАГАРИН» - картинка почти идеальная. В нём нет знаменитого космонавта, нет изобретателя, в нём – «дитя шестидесятых», «один из». Подобно тому, как «дети девяностых» сегодня синоним потерянного поколения, чьи пробелы в воспитании и образовании зачастую очевидны, «дети шестидесятых», выросшие на подвиге первых космонавтов, во всём были другие. И разве так важно, что человек не полетел в космос и не построил ракету? Он построил семью, и наверняка семью достойную, он оборудовал свой «космический корабль» с названием «дом». То есть стремление к звёздам не всегда приводит к ним, но помогает удержаться в обычной земной жизни.
Мастерил обычный мальчик с твёрдым топливом ракеты.
Улетали выше крыши, ведь мечте не скажешь: "Стоп!"
Он читал ночами книжки про далёкие планеты
И поглядывал на звёзды в самодельный телескоп.

Дети из шестидесятых все в Гагарины готовы.
Жаль, по зрению загвоздка, в космонавты не возьмут,
Но мальчишка не сдаётся: "Значит, буду Королёвым!"
Сразу в авиационный поступает институт.

Ну а тот, кто научился делать двигатель ракете,
Может сделать всё. К тому же, умных видно за версту.
Рассказала я о муже. На него похожи дети.
Пусть не стал он космонавтом – полюбила за мечту!
Последняя строчка делает финал немножко не лирическим, а частушечным, в целом стихотворение легко читается, несмотря на восьмистопный (!) размер. Но – тем легче воспринимается то, что Автор хотел до нас донести.

«НАЗАД, В БУДУЩЕЕ»
Какими мы были – а какими мы были? В продолжение гагаринской темы – ведь конкурс проводился в преддверии Дня космонавтики – СТИХОТВОРЕНИЕ №6 «МАЛЬЧИК ЮРА», лауреат конкурса.
Война.
Дорисовав  кота Буржуя
На мятом и единственном клочке,
Он крепко засыпал под речь чужую
С краюхой хлеба в сжатом кулачке…
И снились сны…такие, что под утро
Не мог проснуться.
Окрик помогал -
То мать просила заглянуть на  хутор*,
Где старец одинокий проживал…
Взяв узелок с нехитрою едою,
Он мальчику рассказывал про мир,
Про склоны гор,  покрытые слюдою;
Про лакомство по имени  Пломбир;
О звёздах говорил, летящих птицах,
О том, что правда побеждает ложь,
Что скоро «наши» прочь  погонят фрицев,
И след их смоет благодатный дождь!
А мальчик слушал с жадностью ребячьей,
Учился жизни.
Стойкости.
Добру!
Не плакал, если взяв в полёте мячик,
С ним падал на  колючую траву. 
…Всё впереди – распахнутые выси,
Клубком в иллюминаторе Земля.
…Шумят листвой, перебивая мысли,               
Далёкие  родные  тополя.
«Поехали!»…
Неброская фигура.
Улыбка от души, не напоказ!
......................................
…А на крылечке дома  мальчик Юра
Не сводит с неба  любопытных  глаз.

*здесь, как отдельно стоящий дом
За пояснение спасибо, а также за экскурс в историю полётов. Может быть, потому и победили, что не переставали мечтать и верить, когда, казалось бы, и то и другое было невозможно. Но ведь и сам факт полёта в космос, который страна осилила после самой разрушительной в истории нашей цивилизации войны – тоже «невозможное». Просто, интересно, жизненно – живая фантастика, которая рядом с нами, только мы о ней забыли.
А вот ещё один знаменитый покоритель космоса. СТИХОТВОРЕНИЕ №17 так и называется – «ВОСПОМИНАНИЯ О ФЕОКТИСТОВЕ».
Человек рождается, чтоб верить
И звезда судьбы в его руке.
Вспомнить я хочу об инженере,
О моём великом земляке.

Был обычным худеньким парнишкой,
Грезил о полётах на Луну,
Звёздный путь прокладывал по книжкам,
Но ушёл в шестнадцать на войну.

Бросил школу, чтоб служить в разведке,
До конца мечту не воплотив.
Сберегла судьба и случай редкий -
Был расстрелян, но остался жив.
Сразу скажу, что для меня чтение было затруднено недостатком знаний. Автор хорошо владеет биографией героя стихотворения, а я нет, и для меня скупые чёрточки единой картины не складывают, пояснений не дают. Поэтому полезла в Википедию.
Константин Петрович Феоктистов родился 7 февраля 1926 года в Воронеже. Герой Советского Союза. Летчик-космонавт СССР №9. Доктор технических наук. Инженер-разработчик космических кораблей и орбитальных станций, сам участвовал в первом в истории освоения космоса полёте экипажа из трёх человек. «Участвовал в Великой Отечественной войне: сбежал на фронт при эвакуации из занятого немцами Воронежа, был разведчиком войсковой части. Во время выполнения задания в Воронеже был схвачен немецким патрулём и чудом выжил после расстрела. В 1943 году окончил школу в эвакуации, в Коканде, и затем поступил в МВТУ имени Баумана».

Давайте честно признаемся – и не только я не знаю, давайте не лукавить. Мы и биографию лётчика-космонавта №1 нетвёрдо знаем. Безусловно, вспомнят «космонавта №2» Германа Титова и Валентину Терешкову. Но уж куда нам помнить о Феоктистове, Комарове, Леонове…
Чувствуя своё предназначенье,
После школы он покинул дом.
Преодолевая тяготенье,
На орбиту шёл своим путём.

Чтобы в космос лучшие пилоты
Улетали гордостью Земли,
Посвящая Родине полёты,
Надо было строить корабли

И науке верить неизменно,
И всю жизнь пытаться доказать,
Что планете надо не военных,
А учёных в космос посылать.
Эти две строки – самые блестящие во всём стихотворении. Есть, конечно, в произведении громкие «трескучие» фразы, но люди совершали такое, что, наверное, эти фразы им очень подходят. А мы сейчас подвиги совершаем редко, поэтому нас «гром аплодисментов» местами может и отпугивать, казаться избыточным, излишне пафосным… Для сравнения – два катрена одного и того же Автора, последний и предпоследний в этом стихотворении.
Был в своих исканиях неистов,
Вёл страну в космический наш век
Константин Петрович Феоктистов -
Космонавт, герой и Человек.
Весь набор громких фраз, как видим – в одном катрене.

Он ушёл в космический фарватер,
Но напоминать о нём должны
Улица в Воронеже и кратер
На обратной стороне Луны.
А здесь – то же самое, но, сказанное спокойным вроде бы, констатирующим тоном, без «громких фраз», но выразительно. Для меня это лучшее подтверждение величия человека, не менее, чем громкие слова из предыдущего четверостишия, где он назван «Космонавтом, героем и Человеком» с большой буквы. А здесь – его именем назван космический объект. Человек всё-таки оказался в космосе, как и мечтал – во всяком случае, его имя. 

Но, допустим, мы всё-таки взлетели. Что взять в поход? СТИХОТВОРЕНИЕ №32 «МЫ ТЕПЕРЬ НА ДАЛЬНЮЮ ПЛАНЕТУ» - об этом.
Оставляй, мой друг, котомку с горем –
не излечит лопнувшие струны.
Мы пойдем, как ходят синим морем
моряки за кладом златорунным.

Видишь, провожают альбатросы
наше незатейливое судно.
Мы пойдем туда, где пали росы
бриллиантами на тени будней.
(…)
В сказку, в тридевятую обитель –
наслаждаться музыкой и пеньем.
Оставляй котомку, где обиды,
где потери и где сожаленья.
Крайне неудобная инверсия: «где потери и где сожаленья». Во-первых, ударения не совпадают с ритмическими, получается странное слово «Игде». Во-вторых, опять-таки: два «где» - я считаю это ненужным усилением. Можно попробовать так: «Где потери есть и сожаленья». «Есть» - тоже ради заполнения слога, но лучше, чем «Игде».
Удивил и финал:
Где-то… есть заветная планета –
для того и Путь нам Млечный даден.
Мы возьмем лишь Божии заветы
из душевной, самой ценной клади.
Помимо немотивированного многоточия (смысловой нагрузки оно не несёт, а выглядит, как будто Автор сам себя сокращал при цитировании) стоит бесподобное слово «даден». «КлАди» - «даден», безусловно, рифма. Но, наверное, уже неземная, а с той самой планеты.
Вот ещё одно стихотворение на ту же тему: СТИХОТВОРЕНИЕ №4 «КОСМИЧЕСКИЙ ТАЛИСМАН». Сочинялось оно быстро, впопыхах, шёл конкурс «Космический десант» на литературной площадке, надо было спешить, что изваялось, то изваялось.
Я выбираю талисман…
Ты подожди, мой капитан,
Позволь подумать и не торопи.
Что взять с собой? Какой предмет
С Земли мне передаст привет,
Напомнит солнце и земные дни?
Ну как бы я с себя ответственности за рифму «дни-торопи» не снимаю. Это не рифма. Думать, думать и думать, но пока ничего в голову не приходит – «чужое видится на расстоянии» куда лучше… А вот это мне нравится – местами:
Что взять мне, капитан, в поход?
Комок Земли ладошку жжёт.
Но микроорганизмы брать нельзя.
Нельзя – собаку, дом и сад,
Нельзя – друзей, и всех подряд,
Кто здесь остался, чтоб вернулась я.

Нельзя ни лодки, ни весла,
Ни встречи пятого числа,
Ни с камыша у речки – стрекозу...
Я выбираю талисман.
И выбрала, мой капитан!
С собой я Землю в сердце увезу...

СТИХОТВОРЕНИЕ №9 «ЗАКОН КОСМИЧЕСКОГО БРАТСТВА» весь построен на сюжете. Произведение не маленькое, цитировать буду очень частично и ограничено. Оно – о вечном: где бы ни оказался астронавт, в любых условиях он спешит на помощь – своему ли кораблю, чужому ли…
Ужасный мир: темно и днём, и ночью.          
Уснуло время, скованное тьмой.               
Вулканами планета кровоточит               
в системе с остывающей звездой.
               
Отсюда SOS послал корабль-разведчик,   
попавший в пояс каменных дождей.             
Никто не застрахован от "осечек".               
Мы ближе всех, и нам спасать друзей.
Как в открытом море, так и в открытом космосе без взаимовыручки далеко не улетишь. Стихотворный текст включает в себя технические моменты – Автору это удалось, при том, что и в фантастическом романе это потребовало бы «очень много букв» и немалую фантазию. В данном случае прорисован сюжет, технические подробности даны обтекаемо и ненавязчиво, науку в поэтический размер уложили. Вызывают досаду только небольшие ошибки: «плАто» вместо «платО» по словарю ударений. Вот выдержки из открытых источников: «Вариант «плАто» отмечен в словаре «Русское словесное ударение» М.В. Зарвы и других нормативных изданиях как неправильный», «Слово пришло в русский язык из французского и унаследовало ударение на последнем слоге».    
Далее – «трапп», который пишется с одной «п». Если говоришь о ракетах, то можно ошибиться в орфографии и в запятой, но лучше не ошибаться в терминах. В общем, он знает слово «сигнатура», но ошибся в слове «трап» - будем считать опечаткой, случается.
Хребтом прижато маленькое плато.               
С надеждой штурман тихо прошептал:          
"Дай шанс нам, Боже!"               
                Круглою заплатой -
глубокий кратер. Там,  на дне,  металл.      
               
Две капсулы спустились на поверхность.    
По траппу  вниз сползает вездеход.               
Всем кажется, минуты длятся вечность.       
Сигналит лампа - вызов, первый борт:    
(…)
Четыре корабля - лишь два земные.               
Немыслимо, разыскивая след               
разумной жизни, отыскать  впервые               
его на самой жуткой из планет.   
Автор цитирует даже переговоры по рации или иному переговорному устройству, настоящий фантастический роман. Вспоминается советский мультфильм о планете Геона, которую русские и американские космонавты осваивали, пока не поняли, что там есть цивилизация. Кто видел – вспомнит. Здесь также попытка поэтизировать фантастику – удалась ли она? Безусловно, да, связный рассказ состоялся. Мешает восприятию только оборванный финал. Получается, все корабли мертвы, а один жив? Или люди погибли почти на глазах прибывших, в шаге от спасения? Или же надежда есть?
Сквозь шум помех и бесконечных скрипов,             
как вздох последний, принят был синал:          
" Друзья, вы ... здесь! Вы нас ... нашли! Спасибо! 
Девятый сектор...трое...", - и пропал. 
Что это означает – надежду или последнее «прощай»? Я уже прочла весь конкурсный пакет стихотворений, признаюсь, а всё продолжала думать – спасли они тех троих или же не спасли. Нельзя же так подвешивать читателя в невесомости, Автор, мне же интересно…

А вот то, что было не с нами, а может, и не было, а может, никогда и не будет. СТИХОТВОРЕНИЕ №3 «КОГДА-ТО И ГДЕ-ТО». Начало «сорок пятого века» интригует:
Начало  сорок пятого века,
Она и её сынишка в сверхсветовом аэромобиле:
- Мам, расскажи мне про древних человеков,
Эти  предки, интересно, какими они были?
Ну что же это такое, начало сорок пятого века, а мальчик склонять слово «человек» не научился. Аэромобили строить научились, а учителя русского и литры перевелись. Ну да ладно… Сам факт, смелость размаха и полёт фантазии Автора впечатляет. И это не придуманный «на коленке» мир только ради конкурса! Нет, стихотворение очень логичное, мы сейчас доберёмся до финала. Пока я прошу обратить внимание на размер. Я его так и не определила, у меня таких футуристических знаний не хватило. Рифмы есть, и достаточно неслабые. Хотя «века-человеков» явно пришла из нашей эпохи))) Но дальше Автор только радует: «войны-больно» - наречие и существительное в падежной форме, недурно. «Драка-плакать» - глагол и существительное. Разнородные рифмы вообще украшают, так что этот «неопознанный поэтический объект» точно является «стихотворением». В остальном я воспринимаю больше как ритмическую рифмованную прозу, или даже разновидность рэпа… Почему нет? Может быть, в будущем «языком пушкиных и лермонтовых» станет именно он.
- Мам, а правда, что они придумали войны?
Я читал, война - это такая большая-большая драка...
Мамочка, наверно, там  всем было страшно и больно -
Мне их так жалко, что даже хочется плакать.

- Милый мой, не стоит грустить понапрасну
Из за того, что случились когда-то и где-то,
Слава богу, наш мир теперь добрый и совсем не опасный...
 - Мам, скажи, а эта Земля ещё обитаемая планета?
Блестящий неожиданный финал. Человечество, покинувшее земную планету, обитающее где-то. Кого же там оставили? Или кто же остался? Как будет выглядеть жизнь на планете через двадцать веков? Хотя иногда приходит в голову мысль: «Лучше бы не знать».
Но зачем же всё-таки это нам надо… СТИХОТВОРЕНИЕ №12 «ТЕНЬ АЭЛИТЫ» отвечает на вопрос, зачем.
Купаясь в объятиях рыжего солнца,
Врываемся в яркую бездну вселенной.
И прямо за нами по звёздам несётся,
Костлявая тётка с косой сокровенной. – (почему «сокровенной», Автор?)

Теряем ступени, меняем скафандры.
Раздавленных тюбиков высятся горы.
Кометы блестят, как на ёлке гирлянды.
Конечно, вернёмся, но только не скоро.

Земля где-то кружится, синею точкой.
Не может сорваться с расчётной орбиты.
Торопятся люди, им хочется срочно,
Увидеть неясную тень Аэлиты.
По технике стихосложения вопросов нет, читается легко, «единым духом», как хорошая книга. Последняя строка связывает произведение с лучшими образцами классиков фантастического жанра. Действительно, зачем? А вдруг удастся обнаружить марсианскую принцессу и спросить у неё, как же устроен этот видимый мир. Вопросы, ответы на которые не очевидны и зачастую практически бесполезны, но притягательны, как любая тайна. И люди бросаются в очередное путешествие на поиски «тени Аэлиты».
СТИХОТВОРЕНИЕ №10 «НА МЛЕЧНОМ ПУТИ» подводит нас к следующей части:
Падают, падают с неба
Купальницы желтые ...,
Я среди звезд
Уплывающей вижу себя...
Млечные нити волос моих,
Жестко заколотых,
Тянут Галактики,
Мучаясь,плача,скорбя.
(…)
Падают, падают с неба
Купальницы желтые.
Снятся подряд
Золотые, нездешние сны.
Млечные нити дорог моих
Все перепутаны...
...Падают, падают с неба-
Посланцы весны.
Единственная неверная нота – «купальницы жёлтые – все перепутаны». Это не рифма, и в финале она смазывает впечатление. Очень поэтичная, яркая, образная картинка. «Я уплывающей вижу себя» - лирическая героиня (явно героиня, а не герой) видит себя со стороны? Впрочем, во сне всё бывает. Всё стихотворение действительно как «нездешние сны», приятно читается.

«ЧЁРНАЯ ДЫРА»
Какой же может быть космос без опасностей? И самая страшная – и непознанная из них – это чёрные дыры. Что это – пожиратели Вселенной или просто неизведанное место, где действуют другие законы физики? СТИХОТВОРЕНИЕ №35 «ЗЕМЛЕ» не оставляет человечеству надежды, но и человечество не даёт себе шанса на спасение.
Своих детей закапываешь в недра,
им сострадая… Голос твой тревожный
взывает к небу, там раскатом нервным
он будорожит разум; совесть гложет
вопрос «Зачем?»... Войной ломаем судьбы
ещё не живших - добрых и наивных.
(Несовпадение окончания строки и окончания предложения – поэтический приём. Но в пяти строках подряд затрудняет восприятие)
Скажи, Земля, что с нами дальше будет?
Как жить, когда в содеянном повинны?
Мы с головой погрязли, как в болоте,
в опасной жажде перемен и казней.
Испачкал вид космических полотен
наш род людской тенётой лжи и грязью.
(«Тенётами», наверное? «Тенёта» - «сети». Но «сеть» я знаю, а одну «тенёту» - нет. Насколько мне известно, в единственном числе они не встречаются)
Земля несёт в себе детей безумных,
(Скорее уж НА себе)
лишь иногда бунтуя и взрываясь, -
быть может, знает: день настанет Судный,
когда исчезнем, так и не покаясь…
Ох, нужны ли будут тогда Земле наши покаяния? Скорее уж они нужны нам, и несколько раньше, чем наступит конец света. Читая первые же строки, я как-то живо представила себе запорожского казака Тараса Бульбу: «Я тебя породил – я тебя и убью». И космическое терпение не беспредельно…
В СТИХОТВОРЕНИИ №2 «ЛЕТЯЩИЕ В БЕЗДНУ» - прямо-таки гибельный, разрушительный девиз.
Мир, устроенный не нами,
А иными существами,
Мир, в котором мы живём,
Возомнив себя богами,
Прочих всех сочтя врагами,
Мы назло врагам взорвём!
В дальнейшем тексте раздражает рифма «подрывая-погибая-смещая-воскресая» и опять «сминая-сжимая-продолжая-порождая». Автор, это же не рифма, тем более в таких количествах в двух смежных катренах, это чистая грамматика, сплошные деепричастия. Всё равно, что поставить рядом столько же глаголов в неопределённой форме одинакового спряжения – они и оканчиваться будут одинаково. Но это не рифма, она делает мрачное и, в общем-то, серьёзное стихотворение считалочкой. И вдруг Автор ещё раз поразил меня в самое сердце – в финале:
…Мир, устроенный не нами,
А иными существами,
Мир, в котором мы живём,
Объявив себя богами,
Воспарив над небесами,
От злых чар обережём!
«Мы взорвём назло врагам» - «От злых чар обережём». Ну, во-первых, в случае именно такой постановки слов нарушается ритмический рисунок: «Отзлых ЧАР убЕрежЁМ». «Злых» - безударное, «От» - ударное при такой постановке вопроса. Понятно, что и вся фраза воспринимается ломает ритм, тем более в последней строчке! Ой, некомильфо, уважаемый Автор, ой, некомильфо… Да и как же мы её собираемся уберегать от злых чар, если мы её уже взорвали в первой части? Понятное беспокойство, я его даже разделяю, но всё-таки вывод необоснованно хорош. Я и не знала, что, оказывается, у всего этого «ада на Земле» есть цель: «спасти её от чар», буду знать. Горькая сатира на современность?

СТИХОТВОРЕНИЕ №16 «ВСЕМИРНЫЙ РАЗУМ» о том, что инопланетяне уже среди нас. Посмотрите вокруг себя – не рядом ли?
То ли думы землян были кем-то додуманы,
То ли мысли людей были кем-то услышаны,
Может полем каким-то, всемирным, разумным,
Или тайным, всевидящим разумом высшим?
«Додуманы» и «разумным» допускается, конечно, хотя «выпавший слог» в слове «разумным» я лично слышу. Но в целом – приятная рифма.
Предметом своего размышления Автор выбирает «тайную связь сознаний» - возможно, с иными цивилизациями, возможно, с представителями предыдущих рас, живших на Земле. Так или иначе, а именно этой связью он объясняет многое, но вопросительными знаками оставляет себе пути к отступлению. Всё-таки в науке на сегодня «правит бал» научный материализм.
Наступил резонанс с потаённым сознанием,
С кем-то скрытая связь напрямик установлена?
И возможно есть шанс получения знания,
А наука пополнится взглядами новыми?

Но зачем возникают такие возможности,
Где они пролегли – эфемерные кабели?
Для чего углубляемся в разные сложности,
Что с далёких времён так умы лихорадили?
В общем, вопросов много – ответа нет. Однако в последнем катрене даётся всё-таки намёк на объяснение происходящего:
Варианты различные крестиков-ноликов,
Перебор ДНК в комбинации разные,
Кто-то держит нас в роли подопытных кроликов,
Под недремлющим оком всемирного разума…
Пессимистичный вывод, если честно. И «всемирный разум» из мудрого и всезнающего источника новых тайных знаний в начале стихотворения превращается в надзирателя в финале. А с какой целью это немигающее око смотрит на Землю? Так ли уж оно стремится осчастливить всех людей и научить их чему-то новому, или же цель его совершенно в другом? В общем, если сомневаться в высшем разуме – тогда ни в чём нельзя быть уверенным, делаю я вывод вслед за Автором. Но запретить ему так думать, разумеется, не могу.

А вот ещё парадоксальный для меня вывод: СТИХОТВОРЕНИЕ №27 «ЧЁРНАЯ ДЫРА». Честно говоря, стихотворение подкупило именно своей отточенностью, качественной работой со словом и ритмом. Оригинальна и форма записи. Кроме того, интересно, что лирический герой изобразил на своём «космическом горизонте» практически всё доступное глазу пространство. Только финал парадоксален, непредсказуем и странен.
Добрый

ангел

мне подарит

крылья…

Босиком

по Млечному Пути

с ночью-ведьмой

буду резать мили

Космоса

извечной пустоты.
«Пути» и «пустоты» - не рифма, портит «космический горизонт». Однако же, читаем дальше.

Крыльев легких

тоненькие нити-

из мечты моей

и вещих снов…

Выбираю путь свой

по наитью:

крыльев нить прочней

любых оков…
Герой летает со страховкой, страховка надёжна, маршрут непонятен, но, в случае чего, подаренные добрым ангелом крылья вынесут лирического героя из любой опасности. Опасностей как таковых нет, он последовательно обходит все созвездия – гостит у Венеры, скандалит с Марсом, соблазняет Андромеду. Да ещё грозится «похвастать победой».
Дальше лирический герой собирается «накупить колечек у Сатурна, чтоб своим подружкам раздарить». В любом случае ничего апокалиптического в его поведении нет – он путешествует, осматривает новые места, строит планы на ближайшее будущее, даже чего-то обещает читателю.
Накуплю колечек у Сатурна,

чтоб своим подружкам

раздарить…

Ведьма – ночь,  устав

от гонки бурной,

мне распустит

легких крыльев нить…

Замерев у края

страшной бездны

на мгновенье,

выкрикну: «Пора!»

Равнодушно и без

сожаленья

втянет душу

черная дыра…
Так и хочется заорать, как Карлсон, когда прекрасная девушка в телевизоре пропала: «А мы тут с Малышом плюшками балуемся… КУДА???!!!». Не поняла совершенно, почему такой финал. Но поняла одно: обещанные подружкам колечки Сатурна останутся неподаренными, рассказа о тесном общении с Андромедой не ожидается, да и репортажа из «чёрной дыры» мы тоже, судя по всему, уже не дождёмся, а хотелось бы продолжения космического банкета. Но Автор лишил нас этого удовольствия, позволив лирическому герою «кануть» в бездну. Жаль. Не бережёте Вы своих героев, люди, не бережёте. А ведь никто не знает, что там, в «чёрной дыре», как там течёт время, какое там пространство, какие миры, и есть ли они, или одна чёрная холодная пустота. Бррррр…

ВЕЧНЫЕ ЗВЁЗДЫ…
Давайте закончим обзор на оптимистической ноте. СТИХОТВОРЕНИЕ №28 «ПО КОДУ, ПО СЛОВУ, ПО ПАМЯТИ… И ПО ГЛАЗАМ» - вообще-то не столько о космосе, сколько о душе:
души из разных миров - и, вдруг, бок о бок.
может, на чьи-то и нет родительских прав.
кто-то звучит вполголоса - кто-то громок,
мелок - велик и по-своему каждый прав.

души эфирными нитями штопают раны -
люди врачуют болезни, и веруют, каждый в своё: - (строка по длине сильно выбивается из контекста!!!)
люди - в богов, а души сиротские - в маму,
всё повторяя друг другу: моя придёт.

будто волной смешало во время шторма...
берег ли это... да кто бы об этом знал.
ищут теперь своих, поменявших форму.
по коду, по слову, по памяти... и по глазам.
Поиск родственной души «среди миров, в мерцании светил» - очень романтичная тема. Получилось красивое произведение. Дольник вообще позволяет, не ломая размера, сохраняя ритм, играть строками и количеством слов. Только одна строка не очень удачно выбивается по протяжённости, как художественный приём мне это классифицировать трудно, лучше над ней поработать. Тенденция начинать каждое предложение строчной буквой в поэзии наблюдается, но, однако же, я только со второго прочтения обратила на это внимание. «Слона-то я и не заметил»… Значения это, по сути, не имеет – меня захватило содержание. Странствия души в поисках родственной ей сущности – интересная тема. Причём Автору её удалось подать именно «космически», ни разу не упомянув «круг сансары» и прочие земные представления об этом тонком процессе. Зачем ждать, если можно начинать искать прямо сейчас – ведь в данный момент времени она где-то есть, говорит Автор.

А вот ещё одна интересная точка зрения: СТИХОТВОРЕНИЕ №25 «СЛУЖИТЬ ВСЕЛЕННОЙ».
Упавшая  звезда меня убила,
На атомы в пространстве разнесла,
А  душу, как сосуд, опустошила
И космосу навеки отдала.
Там,  в пустоте души моей нетленной,
Взорвались  свет и темнота Вселенной.
Я увидал раскрепощённым взглядом
Далёкие миры – как будто рядом.
А мимо них неслась цветная вьюга
Галактик, пожирающих друг друга.
Теперь я мог усилием ума
Зажечь звезду, пригладить хвост кометы –
И  сила гравитации сама
Построила мне мостиком планеты…
Куда же мне лететь или идти?
Нет у Вселенной севера и юга –
И потому не так легко найти
Дорогу прочь из замкнутого круга.
Но оказалось, что его и нет:
Вселенная разомкнута наружу,
А сонмы душ и скопища планет
В согласии друг с другом вечно кружат.
И есть здесь Некто – более, чем Бог, –
Он знает Мир до самой дальней точки:
Вселенная – его большой чертог,
Галактики – его родные дочки.
Но лишь в одном из множества миров
Материя сама себя познала,
И путь земной, хотя для душ суров,
Он только здесь берёт своё начало.
И уж потом, подбив земной итог,
Душа получит первую из практик:
Служить Вселенной, называясь «Бог»,
В одну из самых молодых галактик…
Небольшой разнобой с рифмовкой: то она перекрёстная, то смежная… Причём закономерности в этом не прослеживается: перекрёстная рифмовка в начале, затем парная на протяжении шести строк, а затем опять – перекрёстная. Если бы была какая-то закономерность, можно было бы говорить о приёме. Кроме того, мне кажется, что «первая из практик» души – всё-таки земное воплощение, тот самый «один из множества миров», под которым Автор подразумевает наш уголок пространства, а уже потом – молодые галактики. Вообще интересная космогония, в которой ставкой является внутреннее развитие человека: поднимется ли он до запланированной, заложенной в нём искры Божьей – творца – или не поднимется. «Вселенский разум» здесь не пугает, наоборот, он необходим, чтобы в необозримом пространстве сохранялся порядок, а душа проходила следующий уровень развития под присмотром. Но, опять-таки, повторюсь, это совсем не тот присмотр, которым нас напугал Автор стихотворения №16.

СТИХОТВОРЕНИЕ №7 «ВОЛОПАС, ВОЛ, ТЫ И Я» - самое доброе в этой подборке и на этом конкурсе.
Мы сидим на одной повозке,
Что по звёздному небу едет,
Захватив на «авось» в авоське
Банки с мёдом для двух Медведей,

Кости сахарные для Гончих,
Ленту шёлковую – Барашку.
…Ты испачкал о тёплый пончик
Свою клетчатую рубашку.
Читается как «свОю» - это не совсем правильно. «Ты испачкал о тёплый пончик Эту клетчатую рубашку» - «Эту» тоже не вариант, варианты ищите, Автор, но лучше заменить. До этого «спотыкача» стихотворение читалось очень легко.
Я трусишка. Всё охи, ахи!
Знаю, это смешно немножко,
Но сегодня забыты страхи,
Ты ведь держишь мою ладошку.

Ловим ртом ледяные капли,
Серебристых Ворон считаем.
…Бродит крошечная Окапи
Между банок с цейлонским чаем.

Звёздных мух бахромой ресничек
Вол отпугивает несмело.
Мы с тобой пара глупых птичек,
Что до звёзд долететь сумела.

А над нами глаза стрекозки.
А под нами хребты Алтая!
…На скрипучей большой повозке
Мы ногами с тобой болтаем.
 
Скоро утро. В туман низовий
Опускает повозку Пахарь*.
…Отражаясь в глазах воловьих,
Достаёшь из кармашка сахар.

*созвездие Волопаса
Не удержалась, процитировала полностью, очень легко написано, легко читается, и космическая, и земная тема переданы блестяще. Особенно подкупает последнее четверостишие:
...И уверую в одночасье,
За рукав тебя мягко тронув,
В две дороги, ведущих к счастью, -
Ту, что в небо
                и ту, что к дому.


КОСМИЧЕСКИЕ ПУТИ ОТКРЫТЫ?
Космос неисчерпаем и непознаваем, и кто в нём ещё обитает, кроме нас? Ведь не могла же Вселенная быть такой «неэкономной», что на миллионы и миллионы звёздных систем она сотворила только одну обитаемую планету? «Но ведь это же неэкономно!» - «Значит, они были неэкономны» (из произведения Стругацких «Малыш»). Где другие обитаемые и как выглядят необитаемые? Ответы на эти вопросы будут искать люди, которые наверняка пойдут за нами и будут лучше нас. Может быть, даже найдут. СТИХОТВОРЕНИЕ №15 «КОСМОС» по праву завершает наш обзор. Более всего мне был интересен ритм этого стихотворения и, разумеется, та самая последняя фраза, которая запоминается из вышесказанного.
Необозримый, таинственный мир,
Как многолик и един ты!
Тянет уйти из привычных квартир
В космоса лабиринты…

Столь бесконечен и вечен простор –
Непостижим для сознания,
Необъяснимы для нас, до сих пор,
Сущности мироздания.

В небе далёкие тлеют костры,
Вдаль устремляются взоры –
В дальний предел, на иные миры,
В призрачные просторы.

Очень волнует: а что он таит –
Мутный космический омут?
Это, бесспорно, узнать предстоит –
Жаль, что кому-то другому…
***

Стихотворения, принявшие участие в обзоре конкурса «Мы – дети Галактики!»
1. http://www.stihi.ru/2011/12/14/2937
8. http://www.stihi.ru/2017/01/07/12048
31. http://www.stihi.ru/2016/03/30/3925
11. http://www.stihi.ru/2016/10/11/8325
24. http://www.stihi.ru/2015/03/18/5861
13. http://www.stihi.ru/2016/07/12/4232
18. http://www.stihi.ru/2016/04/04/3763
6. http://www.stihi.ru/2015/04/16/9304
17. http://www.stihi.ru/2015/04/12/2874
32. http://stihi.ru/2008/02/29/731
4. http://www.stihi.ru/2014/08/20/3295
9. http://www.stihi.ru/2016/12/08/11267
3. http://www.stihi.ru/2017/03/12/3860
12. http://www.stihi.ru/2017/01/04/3655
10. http://www.stihi.ru/2015/03/18/8572
35. http://www.stihi.ru/2014/12/19/6650
2. http://www.stihi.ru/2011/08/22/3907
16. http://www.stihi.ru/2012/04/23/1304
27. http://www.stihi.ru/2017/02/01/4149
28. http://www.stihi.ru/2014/01/27/3708
25. http://www.stihi.ru/2013/04/22/2461
7. http://www.stihi.ru/2011/03/03/95
15. http://www.stihi.ru/2010/04/12/1252

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО