Светл. Волтухова. Педагог-мама со скрипкой в руках

Миоль
Светлана Васильевна Волтухова – педагог, про которого говорят: «от Бога». И это не преувеличение. Она не только может научить малыша играть на скрипке, но знает, к а к помочь ему полюбить то, чем он пришёл заниматься в детскую музыкальную школу.

Почему-то труднее всего писать и говорить о тех, кого любишь и кто особенно дорог: слова теряются, а если и находятся, то кажутся какими-то нелепыми. Не фальшивыми, нет! Просто понимаешь вдруг, что слов не хватает и они не те, какие нужны бы, потому что никакие, даже самые искренние слова не смогут передать твоего благоговейного чувства: любви, уважения, обожания, преклонения. Может быть, и правда чувство обостряется тогда, когда ему перестаёт мешать язык? Может быть… И очень часто мы языку не мешаем, а в результате получается, что так и не успеваем сказать дорогим нам людям то, что давно сказать необходимо.

Сегодня с её днём рождения совпала и ещё одна знаменательная дата – без малого пятьдесят пять лет в профессии, которую Светлана Васильевна выбрала уже в детстве.
Её папа – музыкант-самоучка, игравший на скрипке с малых лет, когда отец сделал ему первую скрипочку и научил играть на ней. И всю свою долгую жизнь Василий Петрович не расставался с инструментом, играл в народных коллективах, в оркестре Горьковского (Нижний-Новгород) Государственного университета, куда поступил учиться на химика, а когда вернулся дипломированным специалистом в Рязань, стоял у истоков создания первого в городе симфонического оркестра под руководством Н. М. Фейгина. И всю жизнь жалел о том, что война и тяжёлые послевоенные годы не позволили ему стать профессиональным музыкантом. Для своих девочек он сделал всё возможное, чтобы они получили хорошее музыкальное образование по классу скрипки и фортепиано. Старшую, Светлану, водил на занятия сам, присутствовал на уроках, записывал всё, что говорил педагог, и усиленно занимался с ней дома. Это помогало и ему в совершенствовании своей игры на инструменте. Дочь до сих пор помнит красивейший Концерт для скрипки Мендельсона в прекрасном исполнении отца.
Светлана окончила первую музыкальную школу у педагога К.А. Садовникова и поступила к нему же в музыкальное училище.
Из её музыкальных воспоминаний детства – впечатление, которое произвёл на неё Володя Бобылёв, «гонявший» трёхоктавную гамму на втором году обучения в ДМШ. Сегодня его имя носит пятая музыкальная школа города, в которой проработали всю жизнь известные в городе педагоги В.Ф. Бобылёв и С.В. Волтухова.

После училища была Москва, куда уехали повышать исполнительское искусство и Светлана Блинцова (Волтухова), и Владимир Бобылёв, и маститый педагог нынешнего РМК им. Пироговых Владимир Семёнов, который отличался, как вспоминает С.В.Волтухова, очень проникновенным сольным исполнением, со свойственной ему технической свободой, беглостью, красивыми трелями.
Всё лучшее, что получили рязанцы в Москве, они старались передать ученикам, заявив о себе как о самобытных талантливых педагогах, в классы которых музыканты города стремились отдать своих детей.

От педагога, к которому приводят малышей мамы и папы, во многом зависит успех последующего обучения и желание ребёнка не бросить ежедневную, очень кропотливую работу по приобретению навыка и умения с последующим переходом их в профессиональное мастерство.
Лучшие ученики Светланы Васильевны Волтуховой получили высшее музыкальное образование в престижных консерваториях России, но память о самом первом педагоге остаётся в их сердцах.

Вспоминает выпускница Казанской Государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Александра Шаруха:

– Светлана Васильевна – это педагог-мама. Только спустя много лет начинаешь понимать, сколько труда, терпения, нервов потрачено этой маленькой женщиной на каждого из нас. Её занятия проходили с особой родительской теплотой и заботой, а когда нужно, то и с твёрдостью и строгостью. Но с урока мы всегда шли в хорошем настроении. Позднее, когда я ходила в музыкальную школу одна, никогда не возникало желания прогулять урок.
А подготовка учеников к конкурсам! Только сейчас осознаёшь, какой это многолетний, каждодневный, кропотливый труд педагога!
Из самых ранних детских воспоминаний осталось изучение длительностей нот. Светлана Васильевна объясняла это на яблоке, разрезая его на множество частей. А потом мы эти «нотки» съедали вместе и смеялись.
Ещё помню момент уже из старших классов. Прихожу на урок, не доучив какую-то пьесу. Светлана Васильевна начала было меня ругать, а потом замолчала и…заплакала. Мне стало очень горько и совестно, что своим нежеланием заниматься я довела её до слёз. С тех пор я старалась готовиться к каждому уроку. Мы занимались даже летом. Я приходила к ней домой, вставала в центр большой комнаты с высокими потолками, и чувствовала себя как на сольном концерте, а моей игре подпевал её большой рыжий кот, привыкший к музыкальным занятиям любимой хозяйки

Две младшие сестры Александры тоже учились у С.В. Волтуховой, но стали художниками, а когда поступили в питерский вуз, попросили, чтобы родители привезли им скрипки, без которых они уже не могли представить своей жизни.

Вспоминает выпускник Саратовской Государственной консерватории им. Л. В. Собинова Илья Мищенков:

– Я бы сказал, что педагогика – призвание Светланы Васильевны. И это – труднейшая из профессий – быть именно детским педагогом, начинать учить ребёнка с нуля, когда ещё не знаешь, как скрипку в руки взять. Мне повезло, что у истоков моего музыкального образования стоял именно такой человек. Саша Шаруха правильно сказала: никогда не было желания не пойти на урок, не подготовиться, схалтурить. Мы ходили на специальность каждый день и это было настоящим счастьем, когда я в шесть лет играл на конкурсе «Концертино» Яньшинова, а в восемь – «Непрерывное движение» Новачека. И всё благодаря Светлане Васильевне, которая не давала мне стоять на месте.
За девятнадцать лет, что длилось моё обучение, я повстречал многих педагогов и с уверенностью могу сказать, что не окажись рядом, на начальном этапе моего развития, Светланы Васильевны, я бы никогда не стал музыкантом. Она прежде всего очень добрый человек, обладающий редким талантом вызывать в учениках желание заниматься и становиться лучше. Не помню, чтобы она хоть раз унизила ученика, даже если он что-то сыграл не так.
Сейчас, став музыкантом, я вижу, как мои коллеги боятся сольных выступлений. Светлана Васильевна с детства прививала нам любовь к сцене. Никогда не пугала нас, а делала так, что мы сами хотели выступать. За время обучения у нас было невероятное количество концертов в престижных залах города, мы получали удовольствие от каждого выхода на сцену.
Она с лёгкостью могла бы сделать карьеру в любой престижной столичной музыкальной школе, а для нас огромное счастье, что наши пути пересеклись в Рязани, в ДМШ N;5. Уверен, что все мы, её ученики, будем с благодарностью вспоминать нашего выдающегося педагога Светлану Васильевну Волтухову.

Выпускник Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского Максим Шагаев (Москва):

– Такого трепетного, внимательного отношения к своим подопечным, какое было у Светланы Васильевны, я больше не встречал никогда, хотя мне везло с педагогами и в училище, и в консерватории. Она так могла организовать учебный процесс, что мы оказывались одной дружной семьёй, в которой не было зависти по отношению друг к другу. Она на корню пресекала негативные оценки кого-то. Если спросить, какое главное качество у нашего педагога, я бы сказал – доброта. Она находила подход к каждому, ни с кем не занималась в ущерб другому. Мне посоветовала сменить в дальнейшем инструмент на альт, потому что я вырос и скрипка стала мне мала по рукам. И в консерваторию я уже поступал как альтист. Когда я вспоминаю счастливые детские годы, проведённые в рязанской ДМШ № 5 и думаю о моём самом первом педагоге по специальности, меня переполняет благодарность.

Можно перечислять вехи её биографии и анализировать методику преподавания игры на скрипке, но самыми искренними и правильными словами окажутся те, что прозвучали из уст её благодарных учеников, которым она подарила возможность заниматься любимым делом, открыв перед ними необъятный по красоте музыкальный мир, жизни вне которого они сегодня даже представить себе не могут.


22.05.2018
г. Рязань

Специально для «Новой газеты»



М У З Ы К А Н Т Ы : к 100-летию РМК им. Пироговых (юбилейный сборник)



2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229


3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712


4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429


5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766


6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035


7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655


8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545


9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279


10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459


12. Людмила Константиновна Шокшуева
http://www.stihi.ru/2017/02/05/13145


13. Александр Рувимович Попох
http://www.stihi.ru/2017/05/15/4602


14. Светлана Трач
http://www.stihi.ru/2017/06/27/6340


15. Александра Симутова
http://www.stihi.ru/2017/07/10/10536


16. Геннадий Гинзбург
http://www.stihi.ru/2017/07/14/2678


17. Александр Грущин
http://www.stihi.ru/2017/10/26/1384


18. Лариса Якубовская
http://www.stihi.ru/2017/11/02/103


19. Ирина Антонова
http://www.stihi.ru/2017/11/09/50


20. Елена Коновалова
http://www.stihi.ru/2017/12/14/120


21. Людмила Журавлева
http://www.stihi.ru/2017/12/28/48


22. Надежда Леонидовна Сергунова
http://www.stihi.ru/2018/01/18/123


23. Светлана Васильевна Волтухова
http://www.stihi.ru/2018/05/24/2951