Андрей Санников. Экспертный обзор. Май-2019

Большой Литературный Клуб
1. 2 балла (из возможных 10 баллов).
СКАРИ «Кошка души моей»
http://www.stihi.ru/2019/05/12/1161 – отборочный тур

Неуплотнённость, не кристалличность текста силлабо-тонического (а с-т текст обязан быть твердейшим, до предела структурированным кристаллом), нерегулярность использования приёмов, технических методов – в рифмах, например. Мы должны понимать, что 16 рифм текста – это 16 пуговиц, скажем так. Два ряда по 8 пуговиц. Будь добр – проследи, чтобы ни одна не болталась. А тут 6 (например) из этих пуговиц круглые, синие, с 4 дырками, пришитые крестообразно пересекающимися стежками зелёных ниток. А остальные 12 пуговиц - кое-как и из чего попало: 3 жёлтых овальных с 2 дырками, 2 квадратных алюминиевых с ушком на обратной стороне, одна красная маленькая прозрачная и т. д. Вот если бы ВСЕ ДО ОДНОЙ были разные – да ради Бога. Значит автор, сознательно, управляя текстом, отказывается от унификации такого приёма, как рифма. А здесь автор – не уважающий себя неряха. Да ещё пытающийся мне своё «пальто» продать. Душе-ушей, плюш-луж, дОма-фантомы, тон-пальто. Плохо, неприятно, неприлично.
Содержательно – банальность, такая как бы «дамская» банальность, предназначенная для употребления такими как бы «дамами». Перчатки, котятки, дождик идёт. Текст должен быть очень странным, невероятным, запомните это. Поэзия – подвиг, а не скрапбукинг.
Стихотворению парадоксально неправильно выбрана дикция, интонация – текст-то о том, как хорошо бы было в тёпленьком тепле котяткам-перчаткам. А стихотворение неудержимо, как пахнет лубяной мочалкой военнослужащий срочной службы – пахнет Бродским. Неуместно использована его переутомлённая, задыхающаяся, отчаявшаяся, тусклая и очень при этом мужская дикция/интонация.

2. 6 баллов.
ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20 «Нагасаки. 9 августа 1945 года»
http://www.stihi.ru/2018/12/01/1355 – отборочный тур

Меня заинтересовал этот текст. Хотя я не смог понять, какова его причина – требовательное религиозное чувство или резкий гротеск, стёб – результат оказался важным и высоким. Вторая строка с (позорным, конечно же) ляпом – «…в вечности горящие собаки». На выслушивании эта «в вечность» превращается в пародийных «собак вечности», по-соловьёвски пародийных – какие-то просто-напросто «ослы терпенья и слоны раздумья».

3. 7,5 баллов.
МАРИНА ИЗЕРГИЛЬ «Наскальная живопись»
http://stihi.ru/2019/02/05/1815 – отборочный тур

Ах, как хорошо! У таких стихов есть особенность – они обязательно должны писаться в больших количествах, десятками. Я надеюсь – у Марины так и есть, так и происходит. У таких стихотворений боОльшая скорость и мЕньшая плотность, чем у силлабо-тонического стандарта, поэтому их и надо писать и читать помногу.

4. 5 баллов.
ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «таинственный вайфай»
http://www.stihi.ru/2019/03/11/3495 – отборочный тур для резидентов

Текст производит на меня впечатление великого и величественного стихотворения, плохо и нехрабро запомненного и записанного. Вместо Full HD получились фото на газетной бумаге. Надо уже начать говорить в полный голос (но не выкрикивая, не торопясь, с паузами и длиннотами). В голове Дмитрия Близнюка действительно существует величественная, крылатая, обширная, как полярные страны или воспоминания о нищем честном отрочестве поэзия. Ёлки-палки – включите уже, поставьте уже её и нам!

5. 0 баллов
НАТАЛЬЯ МАТВЕЕВА «Разъезды, мосты...»
http://www.stihi.ru/2015/01/20/4183 – отборочный тур для резидентов

Не о чем говорить. Цыганки-баранки, рефлекторная речевая деятельность.

6. 0 баллов.
КЛАВДИЯ СМИРЯГИНА «Монолог скрипучего паркета»
http://www.stihi.ru/2010/03/13/617 – отборочный тур для резидентов

Начинаем читать текст Смирягиной:
«Ох, как ноет каждая дощечка, не иначе снова к непогоде…»
Ба, Иосиф Александрович! Здрасьте! «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря…»
Клавдия! Срам есть?

7. 8 баллов
ВАЙЛИТ «Пироги»
http://www.stihi.ru/2019/04/10/365 – отборочный тур для резидентов

Мощный текст, до оторопи. Религиозный, бесстрашный. Спасибо!

8. 0 баллов.
НИКОЛАЙ БИЦЮК «Эпизод»
http://www.stihi.ru/2019/05/02/7716 – отборочный тур для резидентов

Рефлекторная речевая деятельность, не имеющая никакой ценности. У человека нет ушей. Николай не знает, что звуки отличаются от букв?! Что строки «За мужа, что погиб под Брестом!/ Старлей с завидным интересом» на произнесении/выслушивании звучат «за мужа, ждо богип бод престом старлей ззавит нымин терестом».  Содержательно – тупая похабщина. Фронтовики бы Николаю тяжкие телесные причинили, услышав такое. Это помои, не поэзия.

9. 0 баллов.
СЕМЁН КАЦ «Ворон»
http://www.stihi.ru/2018/12/09/7095 – отборочный тур для резидентов

Весь текст мог бы занимать одну строфу четырёхстрочную с опоясывающей (например) рифмовкой. Ан нет. Получите 20 строк. Дряблые рифмы – какие попало, рифмы-дешёвка (цитирую подряд): и т. д.  Использованные «отнюдь», «кумир», «морок» вместо того, чтобы придать стихотворению «возвышенность» и «культурность» - только ухудшают ситуацию. Очень плохая, безответственная писанина.

10. 0 баллов.
ХЕЛЕНА ФИСОИ «Ночи, чёрные, как ртуть»
http://www.stihi.ru/2018/06/30/1200 – отборочный тур для резидентов

В таблице Менделеева ртуть обозначается Hg, а сурьма Sb. В старину для лечения сифилиса использовали ртуть, а для чернения волос - сурьму. Т. е. Хелена путает Hg и Sb.
Не могу удержаться от того, чтобы не рассказать о курьёзе – во времена Пушкина ртуть называли «металлом Меркурия», или просто – Меркурием. Пушкин, когда заболел, жаловался – лежу «с лекарствами в желудке, с Меркурием в крови». А теперь имя «Пушкин» носит кратер на – спокойно! – Меркурии. Не вру!
Продолжаем. Хелена неверно выбрала графику текста – я, кстати, впервые встречаю такую как бы обратную ошибку. Дело в том, что в русской силлабо-тонике существует формула: 1 строка = 1 выдох. На переходе к следующей строке делается вдох. Неопытные поэты умудряются внутрь невыдохнутой полностью строки поставить ещё одну рифму (это нормально, только бы строка продолжалась/выдыхалась дальше) и (а вот это ошибка) «отломив» после вставленной рифмы недовыдохнутую строку, поставить её ниже, в качестве отдельной строки, самостоятельной. У Хелены ошибка обратная. У неё рифма так же вмонтирована в середину строки, но строки длиннейшей. В результате строка состоит из двух выдохнутых полностью половин! И в середине строки необходимо сделать вдох!
Есть живые, приятны рифмы в этом тексте – Гоголь/горлом, италий/талой.
И это всё. Остальное – рефлекторная речевая деятельность.

11. 0 баллов.
САША НЕМЕСТНЫЙ «Памяти Пастернака»
http://www.stihi.ru/2018/03/30/6618 – отборочный тур для резидентов

У Саши проблемы с управлением/подчинённостью в тексте. Например, пассаж «на шкуре собственной полученное знанье дороже тех, что книги могут дать» заставляет меня просто «виснуть». Т. е. есть шкура. Эта шкура является собственностью автора. Ага. Шкура какая – медвежья, коровья? – не уточнено. На этой шкуре получено знанье. Как получено? Знание написали на шкуре? Кто написал? Почему написали на шкуре, она же волосатая, на волосатой шкуре неудобно писать, лучше на пергамене же? «Дороже тех, что книги могут дать» - кто такие те? Те – это люди, которые могут дать некоторое количество книг автору? А почему они могут дать некоторое количество книг автору, они библиотекари?
Автор графоман. Стишки его – ненужная бессмыслица. Так африканские пастухи ходят с выструганными из деревяшек «автоматами Калашникова».

12. 8 баллов.
ЕГОР МИРНЫЙ «ох, принцесса, как ты меня...»
http://www.stihi.ru/2017/12/10/8071 номинатор Ильдар Харисов

Та часть поэзии, к которой принадлежит текст Егора, ясна мне по своей «генетике» и неубывающей, но и не увеличивающейся площади, занимаемой на карте русского стихосложения. Футуризм («немаяковского» типа) и обэриутство – упрямые, честные, нахмуренные. С трудом и неохотой говорящие о личном, но честно говорящие об общем и всеобщем. У этих стихов нет сияющей девичьими глазами, затаившей дыхание, аудитории. Писать такие тексты – решение, выбор. Это сознательный отказ от освежающей «обратной связи», сочувствия и энтузиазма почитателей. Я говорю «Браво!» и говорю «Бог в помощь!» Егору, его виртуозности и сосредоточенности.

13. 0 баллов.
МАРИЯ ЛУЦЕНКО-СОРОЧИНСКАЯ «Пойдём со мной, пойдём»
http://www.stihi.ru/2019/04/27/6342 номинатор Евгений Овсянников

Незамутнённая, влажная, как любовь сельской продавщицы, графомания.

14. 5 баллов.
МАША НЕ «Сказание о дурочке»
http://www.stihi.ru/2015/11/30/7305 номинатор Евгений Овсянников

Красивые, цветные, дружелюбные и деятельные рифмы. Ассонансные – не вычурны и не вымучены. Сквозь «балладно-цыганское ай-нэ-нэ», преодолевая и растворяя его - чудесная интонация, освежающее благозвучие всего текста. Спасибо!

15. 10 баллов.
НАРИНЭ КАРАПЕТЯН «Мадонна Литта»
http://www.stihi.ru/2019/04/09/376 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Абсолютного уровня текст. Это русская поэзия первого ряда.

16. 2 балла.
ГЕВОРК (Юрий Беридзе) «Какое небо»
http://www.stihi.ru/2019/05/14/4237 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Благозвучие. Округлость и комфортность метрики. Большая банальность и вторичность (третичность/четвертичность и т.д.).

17. 10 баллов.
СЕРГЕЙ ПАГЫН «Сад»
http://www.stihi.ru/2018/09/18/3277 номинатор Геннадий Руднев

Поразительный текст. Абсолютный. Я сам хотел бы его написать.

18. 9 баллов.
МАРИЯ МАРКОВА «Пересыпать воспоминаний…»
http://www.stihi.ru/2019/05/04/6884 номинатор Геннадий Руднев

Это просторная, мудрая, мужественная поэзия – настоящая русская поэзия первого ряда. Поставил не 10, а 9 баллов потому, что не увидел/не «ощутил» максимальности сердечного труда, усилия, полноты крылатости именно в этом тексте. Думаю, что не ошибаюсь, полагая, что есть другие тексты Марии, превосходящие этот. Но и этот текст, повторюсь – поэзия первого ряда.

19. 10 баллов.
АЛЕКСАНДР КУРБАТОВ 4 «Уподобился»
http://www.stihi.ru/2019/05/07/3413 номинатор Диана Рыжакова

Безупречно. Важно и высоко. И без воспаленнности и «форсажа».

20. 6 баллов.
РИТА ВОЛКОВА (Маргарита Богданович) «Утренний этюд»
http://www.stihi.ru/2018/11/15/6221  номинатор Диана Рыжакова
Я всё понимаю про этот текст Риты Волковой – да, это Анна Андреевна, да – «научилась просто, мудро жить». Но текст исполнён с таким мастерством, с такой безупречной точностью и здоровьем – что я развожу руками и говорю – «Ну и что, что Ахматова? Текст-то – прекрасен?». Текст прекрасен. Спасибо, Маргарита!

21. 8 баллов.
АЛЯ ВЕТЕР «Гербарий»
http://www.stihi.ru/2018/09/27/6829 номинатор Марина Намис

При (порой) открыто, демонстративно «бытовом» тоне, текст обладает царственной интонацией. Финальные 4 строки – с грохотом и грозовым треском, с взлетающей вверх и куда-то вбок граммофонной иглой – ошеломляюще хороши.

22. 6 баллов.
КАЧУР ДОНАЛД «приходи ко мне зимою снежной»
http://stihi.ru/2019/01/13/4265  номинатор Марина Намис

Очень «живой», пластичный, весело оглядывающийся по сторонам текст. С прекрасным звуком. Проблема – в скомканном финале, а, точнее – в отсутствии финала. Автор мне интересен, взял бы его к себе на курс.

23. 6 баллов.
СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «фонарный мост в отсутствие тепла»
http://www.stihi.ru/2019/02/04/7111 номинатор Термитник поэзии

Мне нравится «фаворсковская» картинка, прочная, надёжная, которая возникает в моей голове при чтении этого текста. Классическая, м. б. – с чуть утрированной оптикой. Мне не нравится воткнутый в этот прочный текст обескураживающий букет банальностей – «рутина блёклых дней».

24. 5,5 баллов.
НАИЛЬ ИШМУХАМЕТОВ «Когда пойму…»
http://www.stihi.ru/2019/05/03/8025 номинатор Термитник поэзии

Совершенно провальное начало текста – и мощнейший финал!

25. 2,5 балла.
REWSKY «Кручина»
http://stihi.ru/2019/03/01/4675 квота Дмитрия Ревского за ведение рубрики "В гостях у..."

Если спросят – что такое «посредственность?», отвечайте: «Вот, у Ревски есть текст «Кручина», эталонная посредственность». И ведь не скажешь, что человек не старался. Видно, что старался.

26. 3,5 баллов.
АННА АРКАНИНА «искусство беседы в облаках»
http://www.stihi.ru/2019/04/18/4072 квота ГР за редактирование отборочного тура

Приятный текст, обещающий автор. 

27. 0 баллов.
ВИКТОР КОЛЛЕГОРСКИЙ «Первозданность»
http://stihi.ru/2019/01/08/2510 номинатор Елена Ительсон

Автор не понимает и не слышит звука. Это же невыговариваемо – «благоухают вновь, как при начале мира». Аютвн. Овьк. Акпр.
Автор полагает, что использование «изящных» слов типа – пленэр, аграф, Пальмира, бальзамин поможет сделать стихотворение «культурным». Не поможет. И, кстати, зинзивер пишется вот так, а не зензивер. Хлебникова-то в руки приходилось брать?
Виктор, не надо Вам стихами заниматься.

28. 0 баллов.
АЛЕКС ТРУДЛЕР «В осенний день»
http://www.stihi.ru/2017/10/29/9952 номинатор Юрий Семецкий

И Вам не надо, Алекс.

29. 4,5 балла.
ИРИНА СУВОРОВА 4 «Гуси»
http://www.stihi.ru/2018/02/20/7612 номинатор Юрий Семецкий

Мне нравится текст Суворовой – при том, что это поэтическая публицистика. Не достигая надмирных высот и подземных полостей, такая поэзия, тем не менее, продолжает нести родовые, врождённые, неотменяемые свойства настоящей поэзии. Спасибо, Ирина!

30. 2 балла.
ИНГА КАРАБИНСКАЯ «Время слов» 
http://www.stihi.ru/2017/03/13/3595 номинатор "Литосфера" / журнал "Тропы"

Инга, это никак. Это слова (грамотные, уместно расставленные), которые не обладают качествами поэзии – странностью, энергией, крылатостью. Вам нужно что-то сделать со своими представлениями о поэзии, Вам нужно найти причину, по которой Вы будете писать. Понимаете – мы отчитываемся перед Богом, разговаривая стихами с самими собой. А Вы – зачем Вы вот эти строчки и слова собрали?

31. 3 балла.
РОМАН СМИРНОВ 4 «Рыбы»
http://www.stihi.ru/2016/12/05/7521 номинатор "Литосфера" / журнал "Тропы"

Вполсилы, в треть, в четверть силы записанное, очень обычное стихотворение. Без особенных ляпов, с «образами» вполне второсортными – «пальцы труб», «мутные проруби дней». И совсем уж сэкондхэндные – «долгие зимы», «серые здания». Зачем Вы пишете? Зачем записываете это? Это какая-то «Лада-Гранта». Пожалуйста, совершайте подвиги, пишите поразительные стихи!

32. 2,5 балла.
ДАРИ-ЭКС «Питерское вечно-занудное»
http://stihi.ru/2017/07/25/301 квота Марины Кош за редактирование отборочного тура

Дорогая Дари! Вы записываете/пишете неинтересные, не обладающие уникальностью тексты. Но ведь Вы единственный и самый важный и самый интересный человек в мире! Понимаете? Напишите точно, необычно, храбро об этом человеке. Он, ей Богу, этого заслуживает!

33. 1,5 балла.
АЛЁНА ВОСКОБОЙНИК «Домой»
http://www.stihi.ru/2019/04/16/9760 квота Полины Орынянской за редактирование отборочного тура

Алёна, писание таких текстов для Вас (по моему ощущению) – дело попутное, неглавное. Я не могу считать это поэзией. Это разговоры, заправленные в рифмы. Это неплохое занятие. Как макраме. Рукоделье самодеятельное.

34. 1,5 балла
ВИКА ТИМЧЕНКО «Обрыв»
http://www.stihi.ru/2017/11/01/10765 квота Сергея Черскова за редактирование отборочного тура

Вика, Ваше стихотворение неразличимо в 10 000 таких же текстов «про Крым/Неаполь/Юрмалу/Шарм-эль-Шейх» и т. п.

ШОРТ-ЛИСТ (6-10 баллов)

10 баллов
НАРИНЭ КАРАПЕТЯН «Мадонна Литта»
http://www.stihi.ru/2019/04/09/376 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

СЕРГЕЙ ПАГЫН «Сад»
http://www.stihi.ru/2018/09/18/3277 номинатор Геннадий Руднев

АЛЕКСАНДР КУРБАТОВ 4 «Уподобился»
http://www.stihi.ru/2019/05/07/3413 номинатор Диана Рыжакова

9 баллов
МАРИЯ МАРКОВА «Пересыпать воспоминаний…»
http://www.stihi.ru/2019/05/04/6884 номинатор Геннадий Руднев

8 баллов.
АЛЯ ВЕТЕР «Гербарий»
http://www.stihi.ru/2018/09/27/6829 номинатор Марина Намис

ВАЙЛИТ «Пироги»
http://www.stihi.ru/2019/04/10/365 – отборочный тур для резидентов

ЕГОР МИРНЫЙ «ох, принцесса, как ты меня...»
http://www.stihi.ru/2017/12/10/8071 номинатор Ильдар Харисов

7,5 баллов
МАРИНА ИЗЕРГИЛЬ «Наскальная живопись»
http://stihi.ru/2019/02/05/1815 – отборочный тур

6 баллов
РИТА ВОЛКОВА (Маргарита Богданович) «Утренний этюд»
http://www.stihi.ru/2018/11/15/6221  номинатор Диана Рыжакова

КАЧУР ДОНАЛД «приходи ко мне зимою снежной»
http://stihi.ru/2019/01/13/4265  номинатор Марина Намис

ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20 «Нагасаки. 9 августа 1945 года»
http://www.stihi.ru/2018/12/01/1355 – отборочный тур

СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «фонарный мост в отсутствие тепла»
http://www.stihi.ru/2019/02/04/7111 номинатор Термитник поэзии

/Примечание: в шорт-листе по баллам получилось не 10, а 12 стихотворений; в данном случае использован принцип формирования шорт-листа по образцу НГ.
И.Х./