Обзор первого конкурса

Сетевая Поэзия
Завершен первый конкурс, попробую написать о своих впечатлениях. Все, конечно - очень субъективно.

Все произведения были приняты на конкурс после предварительного отбора, но уровень их, конечно, отличался. И все же – мне понравилось очень многое.
Конкурс не был тематическим, в нем приняли участие совершенно разноплановые стихотворения: философская, любовная и пейзажная лирика, классическая и экспериментальная поэзия, венок сонетов-тавтограмм, поэма... В чем-то это намного усложнило задачу арбитров.

Сделать подробный разбор всех 128-ми произведений в рамках одного обзора, наверное, было бы трудно, поэтому напишу только о самых запоминающихся, на мой взгляд.


Анука, «городской взгляд на корову» http://www.stihi.ru/2008/05/03/3567

Блестящее, с моей точки зрения, очень образное произведение, ряд неожиданных и красивых ассоциаций. Читается легко и увлекательно начиная с первой строки: «корова – это каравелла и королева у ромашек…» Интересно, необычно, аллитеративно. Еще мне очень понравились неточные рифмы («ромашек» - «Махи», «на пляже» - «та же», «человечье» - «печка», «но больше» -«колокольчик»).
Мне кажется, цель любого конкурса, вне зависимости от результатов – в развитии и общении, Анука была одним из авторов, которых я лично для себя на нашем конкурсе открыла.

BorG «Ключ к двери» http://www.stihi.ru/2008/04/29/1224

Очень иносказательное, на мой взгляд, стихотворение, с достаточно сложной композицией и рядом связанных образов. Ключ к пониманию стихотворения – в строках «Но взвод подходов и открытий извечно нежил в самоволке неосвящённую обитель с дверями, сбитыми без толку, а также тупо, криво, косо с пути, где истина в финале...», «парк отрешённых возвращений», «Ключ, ни от мира, ни от сердца. Дверь, без замка и без прохода».
Вообще, образы в стихотворении очень сильные («Как кошки, ластятся химеры», «Ключ. На брелке из ожиданий в скрипичный не успел свернуться», «И не выводит отраженья вода, которая стекает», «лишь ночь скрипит по воле ветра»).
Стихотворение, конечно – сразу о многом: жизни, памяти, понимании себя, других, происходящего вокруг…
«..Печальней повести не сыщешь. Ключ заржавел. Дверь не сдержалась и растворилась – только мыши. И пустота. И бьёт на жалость безвременье круговорота ключей в замках, дверей на петлях. Подъезд, стена в цветах болота. Лишь ночь скрипит по воле ветра...»
Трудно поверить, что стихотворение, как видно из рецензий, написано экспромтом за полчаса.
Поздравляю с заслуженной победой на конкурсе.

Smoker, «Огонек сигаретный» http://www.stihi.ru/2008/07/01/3673
Замечательная философская лирика, на первый взгляд, написано просто, но с очень глубоким подтекстом. Тоже о многом – жизни («И кажется путь бесконечным…»), надежде… (в чем-то именно с ней у меня проассоциировался образ маленького сигаретного огонька, бессменного спутника автора («Летит – до последнего вдоха – незримый ночной самолёт..»)
Александр, поздравляю, бесспорно, Ваше стихотворение было одним из лучших на конкурсе.

Миронова Елена, «И пока…» http://www.stihi.ru/2008/06/22/662
Очень образное, ассоциативное произведение, с совершенно потрясающей внутренней экспрессией, производит очень сильное впечатление.
«и пока нас (незрячих) Господь не снимает с огня»…
«Не снимает с огня» - сильный образ, помимо очевидного смысла есть ещё и второе значение (мне прочиталась скрытая ассоциация, очень женская, с процессом варки варенья… получилось очень грустно и иронично). Тоже высокотехнична композиция, все образы связаны и красиво переплетаются в контексте. При этом – есть эмоции, настроение, читается на одном дыхании.

Натали Осанна «И живопись, похожая на сон. Модильяни» http://www.stihi.ru/2008/06/28/415
Красивое, образное произведение, одно из четырех или пяти поданных на конкурс произведений на тему живописи, чем-то действительно очень похоже на стиль Модильяни, в котором нет классически правильных линий, академизма. Написано легко и свободно, композиция достаточно оригинальна (в строфах разное количество строк, своеобразный ритм, чередуется смежная, кольцевая, перекрёстная рифмовка), есть ряд находок:
«И кончик ночи – вдруг пошёл на слом,» - красивая ассоциация с карандашом;
«Вдруг оживала, приближаясь… ближе –
Уже к рассвету, чем к полночным склянкам,» - интересный образ;
«Качаются на гибких стеблях шеи –
Головки женщин… странные бутоны» - очень точная метафора.

Наталия Юрьевна Иванова «По окраине города…» http://stihi.ru/2008/06/23/212
Очень лиричное стихотворение, написанное четырехстопным анапестом без деления на строфы. Хорошо передано настроение, красиво подобраны образы. Интересны ассоциации: «на окраине города» - «на обочине ночи», «да каштан погасил незаметно свою свечу» - «но привычно сгорят, не оставив золы, в печи…»
В тексте много аллитераций: «тополя пушат, словно душат и слышат…», «на обочине ночи часы начинают петь»…

Владимир Липатов «сонник» http://www.stihi.ru/2008/06/17/172
Сложное при кажущейся простоте, психологически очень тонкое, красивое без красивостей, грустное, лиричное произведение. Самая запоминающаяся строка, на мой взгляд – «не её коллекция сновидений…», вспомнилось булгаковское «сны мои становятся все тяжелее…»

«а она ты знаешь жила негромко собирала мысли слова дела», «эти сны кому их потом куда их никому наверное никуда» - с моей точки зрения, главная ассоциация в стихотворении - жизнь как сон, пролетевшая так же незаметно, и уже неважно, по чьей вине (может быть, просто так сложились обстоятельства…), и о многом заставляет задуматься обобщение в последних строчках – «до чего мы господи невесомы несладимы призрачны неполны».

Александр Спарбер «Брейгель» http://www.stihi.ru/2007/12/12/2912
Еще одно стихотворение по мотивам творчества известного художника, очень выразительное, графичное, контрастное.

Как видно из рецензий, автор очень долго работал над стихотворением и многое правил.
Написано произведение незадолго до Рождества, возможно, именно поэтому так хорошо передано настроение:

ну, словом, всем, что есть - и что подаст
Тот, кто сегодня сядет рядом с ними
по случаю рожденья своего
за все столы, неслышно и незримо…
Взойдет звезда. Начнется Рождество.

Хорошо получилось противопоставление в последних строках:

И, погружаясь в сонные тенета,
подумают, что жизнь прошла не зря….

….. Она куда реальнее, чем эта,
где я сижу, рассеянно смотря
на мятую скорлупку штукатурки…
Но взгляд, переведенный за окно,
утонет, как во сне, в "белым-бело"…

Александр Ланге «Перешагнуть однажды пустоту...» http://www.stihi.ru/2007/09/26/2443
Красивая философская лирика, одинаково замечательны форма и содержание. «Потери клёна ветер снова кружит», «стрелять придётся… Меткость – не порок», «Пошлют в полёт – ищи маршрут на карте Пошлют в полёт – ищи маршрут на карте, чтоб в яблочко», «Прожилки у листа сомнутся каблуком, и смяты строчки меж первой прописной и этой точкой», - самые интересные образы в стихотворении, по-моему, еще мне нравится недосказанность, то, что автор не расставляет в стихотворении всех точек над «i» и предоставляет читателю право свободной трактовки.

Степ «Преломление света» http://stihi.ru/2008/02/02/338
В стихотворении Степа понравилась ирония, привлекает внимание словообразование: «катафотом», звуковая организация стихотворения («преломляется луч лучше», «я порочен в его порче», «равноденствию быть, впрочем, равновесию - бог знает»). Хорошо передано настроение, интересен ритм.

Кавин «Листаю тишину» http://www.stihi.ru/2007/11/10/804
В первых строках интересные трансформации образов: тишина – страница книги – осиновый лист, потом неожиданный контраст: «Такая белизна… стирает память лица и всё черней вода к Покрову на реке.» Дальше образы красиво переплетаются в композиции стихотворения, нет ни одного случайного.
«Осенний переплёт.» - еще один образ, связывающий страницы книги и тишину;
«По фунтику на грош бренчит шальная медь.» - образ осенних листьев;
«А время по руке бежит пугливой мышью
И, кажется, вот-вот готово замереть.» - строки связаны логически со строкой «осиновым листом дрожит в моей руке.», «пугливая мышь» - еще одна ассоциация с тишиной.

К недостаткам отнесла бы однокоренную рифму «безмолвье» - «молвлю» в последних строках, немного неоригинальный образ «стирает память лица».
Вообще, у Кавина понравилось многое прочитанное.
На страничке автора – юмор и красивая лирика.
Не могу удержаться и и не процитировать:

Дорогой писатель Пушкин,
Осень, славя неустанно,
С няней пил портвейн из кружки
И закусывал бананом.

Потому-то, словно чайник,
Был горяч он и беспечен.
С трезвых глаз очарованье, -
Не узришь в дождливый вечер…

(«Осень, съёжилась лиана,» - юмористическая поэзия)

Призрак Гуманизма – еще один автор, которого в процессе конкурса я для себя открыла. В конкурсном произведении (написанном как подражание стихотворению Александра Ланге) понравилась метафоричность, образы «тест на счастье», «сметая ворох выбранных имен, как фантики просроченной надежды», «редактору с ухваткой лангольера», «и время подчищает жизни текст, вымарывая дни - за строчкой строчку».
Кстати, обсуждение этого стихотворения было на конкурсном проекте «Голоса»:
http://www.stihi.ru/rec.html?2008/07/14/4986
Мне не кажется, что текст «перегружен» прилагательными, понравился поток образов. Не согласна, что они сюрреалистичны – по-моему, хорошо прослеживается логическая связь.
Но согласна, что настроение лучше воспринимается после чтения первоисточника, это скорее стихотворение-продолжение поднятой темы, стихотворение-ответ.

Иван Дарумов «Пыльца» http://www.stihi.ru/2008/05/23/1598
Очень серьёзное, лиричное, образное произведение.
«Чертополох божится. Супротив отца
И плоть его, и кровь, и руки-реки...» - очень ассоциативно, вообще, автор отнес произведение к любовной лирике, но любовь в нем - достаточно сложное понятие … не случайно, наверное, в авторском резюме строки из Библии.
«Мы одного коханья, из одних ресниц.
И шёпот наш, и крик – одним изгибом...» - здесь очень хорошо, по-моему, прозвучало украинское слово «кохання» (любовь), и ещё получилась внутренняя рифма (с первой строкой катрена).

Татьяна Нова «Старинный заговор на любовь» http://www.stihi.ru/2008/05/31/3629
Любовная лирика с элементами русского фольклора:

А где-то в чистом поле летает белый кречет...
Найду его и плакать начну, как бабка учит,
Что древними словами любовь-кручину лечит:

Лети туда, где ветер рассеивает тучи,
За горы, лес, за много больших болот и речек,
Ищи дурную силу в чужих песках зыбучих...

Лети, мой белый кречет, без устали, без лени -
У силы нехорошей, у окаянной силы,
Как я тебе велела, проси соизволенья…

Как написала сама Татьяна в рецензиях, она «пересказала стихами настоящий любовный заговор "на разожжение сердца" из сборника М.Забылина за 1880 год».
Интересна композиция (стихотворение состоит из ряда строф-трёхстиший), рифмовка: aba bab.

Ян Бруштейн, «Сухари» http://www.stihi.ru/2007/12/24/116
Здесь производит сильное впечатления простота и точность, отсутствие пафоса (которого не всегда удавалось избежать многим авторам, писавшим на эту тему), автору сразу веришь. «Как было, так и написал», - сказал по этому поводу сам автор в ответах на рецензии.
У стихотворения достаточно сложная композиция (в шести четверостишиях кольцевая рифмовка, и ко второму и третьему катрену еще добавлены два двустишия), ритм то и дело меняется.
С точки зрения формы - удачны, по-моему, строки:
«Зашлась голодным плачем непогода
Над белой и промерзшею землей.» (очень яркий, выразительный образ)
«И столько пережить, и столько вынести».
Не поднялась рука из дома вынести…» (хорошо прозвучал повтор «вынести», в первом случае – в переносном, во втором – в буквальном смысле слова).

Смотритель Маяка «Черника» http://www.stihi.ru/2006/09/18-1503
Любовная лирика, черника в стихотворении – еще и образ, ключ к пониманию которого – в эпиграфе стихотворения: «Жалко, что только чернику для нас и придумал тот, кто на небе за эти дела отвечает…» (И.Рубанова).
Можно говорить о несовершенстве формы конкурсного произведения (однокоренной рифме «полетом» - «налетом», не слишком удачных рифмах второго катрена) но в нем, с моей точки зрения, есть главное, то, что делает поэзию – поэзией: настроение, эмоции, образы…

Сечер «Городская пастораль» http://stihi.ru/2007/11/11/2644
Городская лирика с рядом интересных образов и своеобразным ритмом:
От стекла , от неоновых светосплетений
и от прочей витринопластики
отражались/рождались вечерние тени
и к ногам как котята ластились .

Из случайных объятий , невольных жестов
и объятий уже переулочных
ночь лепила сюжеты , как лепит из теста
оболочки к снам своим булочник.. .
Легкий и свободный поток впечатлений, необычный визуальный ряд.

Миргондель «Succubus» http://www.stihi.ru/2004/06/25-35
Красивый образец любовной лирики, небанальный центральный образ, интересны рифмы: «темно» - «быть может, но», «губы» - «зарубок», «узнал» - «узла».
С точки зрения формы – есть неровности, нарушен ритм в последней строке второго и третьем катрене.

Неразговорчивая «Быть может…» http://www.stihi.ru/2007/12/19/3310
Любовная лирика, написанная двустопным амфибрахием, есть интересные рифмы («билет и» - «бабьелетьи», «заоконный» - «законный»), композиционно произведение делится на две части, вторая кажется мне более образной:

А утром, туманно-зябким,
ступив на чужой перрон,
расплакаться без оглядки
на взгляды со всех сторон…
С отчаянной верой Ноя,
не ведая, что творя,
уткнуться в плечо родное
под лезвием фонаря.

Евгений Аввакумов «Чёрный квадрат» http://stihi.ru/2007/03/12-1765
Мне понравился стиль написания (хотя совершенно не согласна со смыслом произведения), идея заключена в строках четвертого катрена:

…Почему и откуда приходят такие
Абсолютно нелепые вещи? Найти бы ответ...
Предположим на время: возможно, что есть мастерские
Перевёрнутых истин, где сидя в дыму сигарет

И ужасно ругаясь, седые лукавые гномы
Мастерят идиотские мысли…

Но написано, с моей точки зрения, на достаточно высоком художественном уровне, на конкурсе произведение дошло до 3го тура.

Черная Лиса «Та девочка» http://stihi.ru/2008/05/05/2387

Мы всё забудем... Память коротка,
Услужлива, рассеянна и лжива.
Я снова стану девочкой счастливой,
Что так любила падать в облака
Ещё каких-то триста дней назад...

Любовная лирика, построенная в форме диалога, похоже на легкую, немного нелогичную импровизацию, интересно начиная с первой строки: «Когда деревья с листьев облетят…»

Андрей Аю «Я помню, когда мне было два года» http://stihi.ru/2008/03/04/2022
Стихотворение-зарисовка, в 8 строчках создана очень достоверная картинка::

Чёрная кочерга, круты рога ухвата.
Бабушка не строга, шанежка сладковата.
Спать на полатях лёг. Кальция не хватает,
Печку лизну за бок - вкусная, меловая.
Запахов нет таких нынче, так пахло детство-
Бабушкин половик, тканое полотенце.
Дедушка держит пчёл - пахнет легко и манко.
Вот и сентябрь прошёл... скоро приедет мамка.

Автор пишет о детских впечатлениях, стихотворение кажется понятным и близким.

Хан Юрий «Аренда» http://www.stihi.ru/2007/07/09-1132
Интересна идея («Продлеваю договор - мне оставьте это лето…»), написано просто и красиво, есть ряд запоминающихся образов:

Разлиновано дождями,
заштриховано ветвями
лето - детская картинка,
человечек - посреди...
Да, оформите. В кредит.

Юлия Приходько «Кружевница» http://www.stihi.ru/2008/06/21/2948

Ей надо из года в год
Из прели, из влажных корней травы,
Из усиков мотыльков
Плести - и до дрожи перстов живых -
Без петель, без узелков.
И каждый до кружев истертый лист
Ложится в её узор…

Легко, ассоциативно, живописно. Еще одно стихотворение с возможностью свободной трактовки, прочитанное можно понять как в буквальном, так и в переносном смысле…
Мне немного напомнило другое: http://stihi.ru/2007/09/19/2131

Игорь Даньшин, «Эхо в подсолнухах» http://stihi.ru/2007/04/24-307
Еще одно стихотворение на тему искусства, очень образное и эмоциональное, написанное пятистопным дактилем. В 12-ти строчках - страницы биографии голландского художника-импрессиониста, темы картин, творческий итог… («громкое эхо упало туманом в подсолнухи, над кипарисами звёзды, луна стали вечностью, лето с шестнадцатью солнцами замерло в воздухе,» - одним из самых известных произведений художника стала серия картин с изображением подсолнухов, кипарисы есть на многих его пейзажах, один из самых известных так и называется – «Пейзаж с дорогой, кипарисом и звездой», «в воздухе запах абсента,» - в XIX в. абсент стал напитком богемы и был очень популярен в среде актеров, художников, поэтов и писателей, считалось, что абсент стимулирует творческий процесс; «жизнь не похожа на жизнь…» - при жизни творчество художника оставалось невостребованным, была продана лишь одна картина – "Красные виноградники в Арле").

Марина Ратнер «Коровы на пастбище летом тёрлись об облака» http://www.stihi.ru/2003/07/27-710
Марина – еще один автор, которого я впервые прочитала на конкурсе, понравился стиль. По тематике – немного похоже на произведение Ануки, интересно, что в первом туре стихотворения попали в пару.

Коровы на пастбище летом
Тёрлись об облака,
Поэтому белого цвета
Пятна у них на боках,
Поэтому здесь рассветы
С примесью молока…

Ким Смирганд «Узелки на память. Венок сонетов – тавтограмм» http://stihi.ru/2008/06/18/589

Очень интересное и сложное произведение, втройне эксперимент (венок сонетов, тавтограмма, акростих).
Венок сонетов—цикл, состоящий из 15 сонетов. Тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее — до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк.
(примеры, которые я встречала на сервере:
http://stihi.ru/2006/05/18-1098
http://www.stihi.ru/2008/08/14/124)

Тавтограмма (от греч. tavto – то же самое) – стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы.

Акростих (греч. akrostichis – крайний стих) – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора.

В произведении Ким Смирганд каждый сонет является тавтограммой на определённую букву, все в целом создает акростих – «Узелок Смирганд».

Эльдорадуга «Чириллица» http://www.stihi.ru/2007/10/20/1273
Экспериментальная поэзия, интересна идея стихотворения (буквы Ч и Р в разных вариациях повторяются в тексте), звуковая организация произведения.

Я рычу,
Мне так хотелось
Отомкнуть этот край, раскрывая кольцо
Чересчур
Что-то я разгорелась,
Но остыну, читая пустое лицо.

Речь и чары
Это только картинка,
Дно двойное, читай неживое в живом,
Расчерчу
Лист на две половины,
Потайное налево, справа – будет потом.

В стихотворении, безусловно, есть творческий поиск, оно очень своеобразное (интересно само название – «Чириллица»), в нем совсем нет штампов.

Единственным недостатком стихотворения, по-моему, можно считать отсутствие Четкого Ритма;

Игорь Хаджи «Компиляция. Собрату по клавиатуре». http://stihi.ru/2008/02/29/3203
Конкурсное произведение, как написал сам автор - «компиляция, и почти целиком состоит из адаптированных цитат.» (то есть отчасти центон (от лат. cento – одежда или одеяло из лоскутков), стихотворение, составленное из отрывков известных произведений).
Получилось, по-моему, очень интересно, цитаты, реминисценции, аллюзии почти всегда неожиданны в тексте и гармонично дополняют друг друга. В последних строчках – некий итог стихотворения:

В родстве со всем что есть, условясь,
вотще лежат передо мной
слова – рассыпанная повесть
на гладкой корке ледяной.

Иван Грозный «В мире шершавом по всем измерениям» http://www.stihi.ru/2008/06/10/1256

Я выбираюсь из кокона времени
В метапространство за пачкой с пельменями -
В мир бесконечно ненужный и чуждый
Не выходил бы, когда бы не ужин…

Необычны образы, оригинально, нравится ирония. Написано достаточно технично, при этом в стихотворении есть эмоции. Интересна композиция (десятистишия со смежной рифмовкой).

Мессалина «Лету конец» http://www.stihi.ru/2005/09/04-1207
Стихотворение-зарисовка, образное и лиричное, интересна аллюзия в первой строке, нравится обобщение в последних («Валко-тряско шажком черепашьим удаляюсь от прелестей лета…»)

Ольга Дивинская «Импульс» http://www.stihi.ru/2008/04/03/3176
Интересен размер – восьмистопный ямб, в стихотворении есть внутренние рифмы, достаточно необычен сюжет (произведение построено на событии, которое длится всего несколько секунд, в нем описаны скорее эмоции, внутреннее состояние…)

Пусть лица движутся уныло, неся бездушье напоказ,
но зреет внутренняя сила и расцветает блеском глаз
во мне, легко и беззаботно, признанье теплится внутри,
наверно, это старомодно, встать истуканом посреди
широкой улицы и глупо глазеть на солнечный салют
под акапельный стук по трубам и вдруг почувствовать...люблю.

Ольга Шевелева «Перед прибытием» http://www.stihi.ru/2008/06/25/4497
На первый взгляд, сюжетное стихотворение (ночь на теплоходе, бар, за столиком двое, которым завтра предстоит расстаться…) Но во второй части стихотворения – ряд обобщений, размышлений, особенно понравились строки:

Странно, все-таки, то, что на нашей жестокой земле
Место есть соловьиным ночам и таким теплоходам…
Было солнце на палубе, и берега на восток
Устремлялись, с обеих сторон теплоход обтекая…
Ну-ка, хором, все дружно, еще раз*: "Всему есть свой срок,
И вообще, вот такая, она, наша жизнь".
Вот такая.

В рецензиях прочитала, что, по мнению автора, без последней строки стихотворение было бы академичнее, а мне кажется, именно в ней раскрыт смысл стихотворения, его итог.

Абашин Алексей «Споткнулась песня…» http://www.stihi.ru/2008/05/23/3138
Философская лирика, есть ряд находок (идея, образы, прием оборванного в конце строки текста):

Усталый дьявол смотрел кино:
мелькают лица бродяг, сирот…
На свежий холмик кладут венок –
и смерть глумливая щерит рот…

Пощёлкал пультом. Нашёл канал:
танцуют пары под тихий блюз…
Такой уютный банкетный зал…
Споткнулась песня на слове «лю…»

Элеонора Счастливая «Иногда не плачу» http://www.stihi.ru/2008/06/18/88
Красивая любовная лирика, эмоционально, интересен использованный в последних строчках приём с переносом ударения:

Одиночество – пытка ночей одиноких пророчеств,
Две недели ночей – либо анабиоз, либо труп.
И исход уже ясен, налажен, разучен, отточен…
ПередОхнуть?
___________А передохнУть?
_______________________Или выбрать из двух…

Никола «Переговоры» http://www.stihi.ru/2008/07/02/1705
Интересная, ироничная философская лирика:

Лики дьявола и бога
так растерянно суровы
У столов переговорных
по вопросу о поставках
наших тел огнеупорных
для тепла в подземных плавках
и его транспортировки
вверх, для отопленья рая...

Лучшая Часть Товарища Мяу «Штормовое предупреждение» http://www.stihi.ru/2007/06/26-92
Произведение, по определению самого автора – верлибр, но по-моему, скорее вольный стих, так как рифма все же присутствует.
Эмоционально, необычно, образно:

Звезды встали неровно.
Раздача сегодня горька.
Больно так, что хоть в эту боль не верь...
Горечь дыма и горечь неверья смешав,
добавляю карибский ром я в стакан коньяка...

Леля Булатова «Гризетка» http://www.stihi.ru/2007/12/03/3160
легкая, живая зарисовка в форме монолога. Интересное, хоть и не лучшее, как мне кажется, произведение у автора – филолога, хорошего поэта и критика. Её стихотворения – всегда очень искренние и эмоциональные, автор очень точно сформулировала своё кредо в стихотворении «Эго»:

Я буду жить! Неровно и не в такт.
Дыханьем сбитым… выпавшею нотой…
Сбегать кривой к манящей асимптоте –
И с демонами продлевать контракт…

Пусть буду так – чуть рвано, горячо,
Хлестать, как кровь из нестяжённой вены.
По мне пусть лучше пожелтеют стены,
Чем – к жизни на крючок… Дверной крючок!

Многие произведения Лёли, кстати, как и конкурсное, написаны в форме монолога, отличаются иронией, лёгкостью, можно говорить о своём узнаваемом стиле.

Владислав Декалов «Побег на галерах по небу из ситца» http://www.stihi.ru/2008/06/29/2779
Необычное стихотворение, не все образы, с моей точки зрения, связаны логически, местами есть легкая дисгармония, но есть очень удачные: «Замёрзшие встали на якорь галеры», «ольдевшие чайки наивных мечтаний запутались в сети», «летим же скрипучим заснеженным штилем».
С одной стороны – интересна рифма «колени» - «кол лени», с другой – при прочтении невольно «спотыкаешься» на повторе согласной, вообще, по-моему, не очень удачен первый катрен (слишком сложные ассоциации, с трудом воспринимается смысл…)
Понравились рифмы в четвертом катрене, составная рифма «за садом» - «засада» в третьем.

Плохая Балерина «В параллельной вселенной» http://www.stihi.ru/2008/07/02/125
Сразу философская и пейзажная лирика, очень хорошо переданы оттенки настроения, красивый визуальный ряд, музыкально по звучанию (написано произведение четырехстопным анапестом):

В параллельной вселенной осень полощет листья,
Проливными дождями с веток смывает лето…

Росса Воронова *** («Мы с тобою, наверное, спятили…» http://www.stihi.ru/2008/06/18/2778
По настроению достаточно серьезно для 10-летнего автора, небанально по смыслу, по форме – есть нарушения ритма. Интересно, что в первом туре произведение победило технически безупречный и очень сложный венок сонетов-тавтограмм Ким Смирганд. Как мне кажется, на этом примере можно продолжить споры о том, что важнее в стихотворении - искренность, эмоции, вдохновение, импровизация или техника, комбинаторика…

Светлана Абрамова «С ночи» http://www.stihi.ru/2008/05/23/1221
Лиричное, «камерное», очень личное стихотворение, есть ряд очень интересных, с моей точки зрения, образов:

Город спит. Будильники на грани.
Через два часа здесь будут пробки.
А пока… у города в кармане
Люди спят, попрятавшись в коробки.

Город спит. И редкие машины
Как жуки ползут по перекрёсткам.
Остановок вымытые спины.
Фаршированные клумб напёрстки.

Евдокимов Александр «Случай в городе Z» http://www.stihi.ru/2007/12/30/1088
Философская лирика, в стихотворении описан поток впечатлений, мне особенно понравились последние строки:

Я сбегал по тропинке, и тьма опускалась на город,
Я держался за травы, по скользкому склону скользя.
Я смеялся от жизни, роса затекала за ворот
И открылся мне смысл, но я понял: туда мне нельзя.

Синий Альберио «Безумие красок»
Необычно, символично, достаточно многозначно. Похоже на легкий, непритязательный эксперимент:

Синий ударил о желтый водою,
Белым сияло в огне голубое.
Темно-зеленый вздыхал и кружился,
Красный водой ароматной напился.
Серый без устали смотрит к вершине,
Снова о желтый ударился синий.
Кружит и кружит на черном стальное,
Белым сияет в огне голубое…

Хэллин «Королева и ведьма» http://www.stihi.ru/2008/04/17/4513
Интересное, хоть и немного «сюжетное» фантазийное стихотворение, написано очень хорошо, хоть есть совсем незначительные недостатки (например, нарушено ударение в строке «Истерика, девчонка, - дурной тон…», есть не очень удачные рифмы «дурной тон» - «лепесток», «про туфли» - «ноют ступни» - но есть, наоборот, и очень интересные неточные).

Еще раз прошу прощения у авторов, написать о произведениях которых в этом обзоре не получилось (в первую очередь из-за большого количества участников).
В следующей теме – «Произведения первого конкурса – обсуждение и критика» предусмотрена возможность повесить отдельный пост с просьбой подробной критики конкурсного произведения.

Большое спасибо всем и ещё раз поздравляю победителей.


Екатерина Ладных, арбитр, второй редактор.