Прости, великий и могучий! Андрей Румянцев

Блиц-Молния
Прости, "великий и могучий"!

Прослеживается  закономерность: чем легче и вариативнее  задание, тем слабее его исполнение. И тему организаторы задали такую, что  под нее подходит практически  все, и дали целую кучу вполне удобоваримых ключевых слов на выбор. Пиши – не хочу!
А в  экспромтах – нелепость на нелепости, ключевой "пустяк" торчит из каждого  второго.
Но более  всего удручает незнание многими  авторами русского языка даже на уровне очень средней школы (а мне всегда казалось, что на сайте собрались люди грамотные и любящие слово). Печально все это…

1. Колесница  судьбы – 4 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/08/3684
Написано  легко, цельно, с юмором и не без  глубины. Ставлю 4 балла, но за строку "В вертикальных лучах озаряется лес" школьная учительница могла бы и "пару" влепить.  По-русски  будет "лес озаряется лучами". Ключевой "пустяк" торчит очень криво. Может быть, стоило взять другое слово из кучки?

2. Одна кровь  – 2 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/08/3700
"И  наука здесь не причем" –  действительно, абсолютно не при  чем в этом стихотворении наука  – только для ключевого словца.
"Кто  за горло вцепится вдруг"  не по-русски. "Вцепиться в горло" – не иначе!
"Тем  подольше прожить получится…  кто" – очередной ляп. "У  того, кто".
В пределах моего понимания ритма и размера  – они гуляют здесь.
И финальная  метафора весьма сомнительна – АкеЛЛа для Маугли не отец.

3. К эпиграфу  – 1 б. 
http://www.stihi.ru/2010/02/08/3709
В этом наспех наструганном салатике из слов и словосочетаний различной степени грамотности стихотворения не разглядел.
За  формально выполненное задание  – единица.

4. Пальмиры Северной туман – 4 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/08/3717
Написано  достаточно связно, хотя и туманно  слегка.
Режет слух совершенно напрасно искалеченная фраза "В шелках  купается  Невы" и там же рифма "Невы-мосты". Не совсем понятно  "На  чудном  острове    земли" – где это? Но на фоне творящегося в этом конкурсе беспредела – очень даже неплохо.

5. Моя дорога  – вертикаль – 3 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/08/3727
Похвально стремление к лаконичности. "Bзлeтeть пoд coлнцe" – не по-русски. "В  душе – всех" очень плохая рифма. "Мeлoчь и пycтяк" – тавтология.
И не стоит слепо верить в грамотность  Wordа. Если он исправил "паденье" на "падение" – это его личное дело и ошибка автора.

6. По туманной  дороге жизни... – 2 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/08/3735
"Как фортуна  нам соизволит
С этой радостью повстречаться."
Фортуна встречается с радостью, а нам какое до этого дело?
"По туманной  дороге… смотрит" – еще  одна школьная ошибка.
Финал весьма противоречив и непонятен. Жизнь, которая  учит не смиряться, разрушать обстоятельства "на спокойной дороге к раю"?!

7. Колесница  жизни – 3 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/08/3745
"В  повозке легкой два единорога"  – они едут в повозке? Что  помешало написать "запряжены  в повозку"?
Впечатление, что стихотворение можно безболезненно сократить как минимум вдвое – слишком уж много необязательных повторов – горы, ухабы, круто вверх, спуск отвесный, пропасть…
Финал наводит на мысли о суициде.

8. А жизнь  - дорога. Впереди - туман. – 2 б. 
http://www.stihi.ru/2010/02/08/3752
Обратный пример борьбы с  Wordом. Вместо требуемого "уныния" зачем-то вставлено ломающее строку "унынье". Авторы, пожалуйста, проверяйте свои творения!
"Туман-пустяк", "берегись-тебе" – никак не  рифмы.
Если специально задуманы чересчур длинные строки в  конце 1-го и 4-го катренов, то задумка  не удалась – звучит излишне тяжеловесно.

9. Для Фортуны  все дети - равны... – 2,5 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/09/2437
Единственный  случай, когда не смог решить – 2  или 3 ставить. Благо по новым правилам дробить можно.
Понравилось наличие  общей идеи, относительная связность  речи.
Но.
"Жабa дyшит  oдниx - дaть взaймы" – не по-русски.
"И coбaкaм  - живeтcя - нe тyжитcя" – фраза не вписывается в контекст.
"Им нocы  зaмeняя мopкoвкaми" – издевательство над снеговиками – им отрывают носы и заменяют морковками.
"Когда-баб"  – не рифма.

10. Вертикаль  в небо – 2 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/09/2443
С первых строк  видно, что автор – не Пушкин, хотя что-то знакомое есть:0)
Нептун появился в этом экспромте только ради Фортуны.
"Мудрый  шмельнахмель" – из-за игры  ударений читается как диковинная  фамилия.
В раю выращивают мак? Для меня это новость.
Финальное четверостишие  – мораль?! Ну, очень тяжело воспринимается.

11. Дорожный  романс – 4 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/09/2449
Автор, думаю, догадывался, что голосов за это стихотворение будет подано мало. Тема – на грани.
Написано хорошо, живо, местами даже верится. Из общего смыслового и стилевого рисунка  выбиваются 1-я и последняя строки – опять "пустяк" подвел.

12. Троечник (БЕЗ  КРИТИКИ) – 3 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/09/2453
Троечник без  критики так и останется троечником, хотя может и до двоек докатиться.

13. Ах, ты, жизнь.  – 3 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/09/6010
После "жахнуть  по башке" просто необходим восклицательный  знак!
Жизнь, получается, и дорога и колесница одновременно?
"Бегут,  торопятся, спешат" – тройная  тавтология.
"Букашки-какашки"  – рифма ясельного уровня.

14. Кто кого... – 2 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/09/6026
"Неоднозначный"  пишется слитно. Хотя, как ни пиши, смысл фразы:
Науке жизненной  путёвки
Не однозначный шлю привет!
до меня совершенно не доходит. Какую дорожку правят граблями?
А жабу жалко…
 
15. Мчит моя  Россия – 2 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/09/6033
Очень долго  смеялся над строкой: "Высятся  коттеджи! Каждый – не барак!".
"Пустяк" опять криво торчит – на  этот раз из бани.
по дороге лихо
Мчит моя Россия!
И она – в беде!
Не совсем удачная вариация на тему "птицы-тройки".
"Гон"  – очень специфичное слово,  чтобы употреблять его в патриотическом  стихотворении. И вообще окончание – совсем смазанное.

16. Оглянувшись  назад, всё мне кажется в  розовом цвете... – 3 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/09/6056
Хорошее стихотворение, пропитанное ностальгическими нотками, чувствами.
Но зачем  же вытаскивать в заглавную строку такую вопиющую безграмотность?!!! Ошибка уровня начальной школы – здесь  оглянулось назад "все", а не ЛГ.
"Мерседес  у друзей… не волнует меня  он всерьёз" – звучит, как  будто ЛГ отдала свою машину друзьям и больше не волнуется.
Плохо по звучанию "ненесусь".

17. Замело февралем  жизнь пустячную... – 5 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/09/6116
Безальтернативный фаворит. Кратко, емко, образно.
Придирочка  – слишком близко в тексте стоят "вновь" и "опять"

18. Вот телега  заскрипела... – 2 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/10/1747
Примитивный детский размерчик не хромает, хотя этого слова в стихотворении многовато.
Рифма "горизонталь-вертикаль" – не фонтан.
"То ль…  то ли" – обозначает сомнения. "Упала… встала" в этом контексте  выглядит странно.
Жабы могли  бы говорить как-то более грамотно. Ну и на финал – одна из моих любимейших рифм "окошко-немножко" (а куда без нее в детском-то стишке?) и вновь проявившаяся хромота.

19. Перед троном  раболепствовал паяц... – 3 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/10/1753
Головоломка. Видно как автор сам с трудом продирается меж своих строк и образов. А читателю каково?
Двукратно повторенная  рифма "роль-король" становится просто нестерпимо банальной.
"Сполз вот-вот  с печи" – не по-русски. Либо "вот-вот сползет", либо "только-только  сполз".
Концовка слабовата.
"Трояк"  – только из уважения к большой  проделанной работе.

20. Бабья доля. – 4 б.
http://www.stihi.ru/2010/02/10/1760
Душевно, образно, цельно написано. В первом катрене  неправильное ударение "лучикИ".
"Стол гостям  накрыть старалась, словно скатерть  – самобранка" – ЛГ сравнивает  себя с волшебной скатертью?  Как-то не очень сравнение.
"Дыра в  карманах" – не по-русски –  в карманах дыры.
"Пустяк" опять же не совсем удачно  пристроился.
А еще слишком  длинные, на мой взгляд, строки – сюда бы рифм внутренних.

Неблагодарное и, как иногда кажется, мало кому нужное это дело – арбитраж.
В следующий  раз – только участвовать!
Всем удачи!
Ваш Андрей Румянцев.