Проводник музыкальных смыслов. Лариса Петунина

Миоль
                К 100-летию РМК им. Пироговых

Лариса Витальевна Петунина – заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Рязанского музыкального колледжа имени Г.и А. Пироговых, музыковед, окончившая академию, а затем и аспирантуру РАМ им. Гнесиных (2004 г., класс доктора искусствоведения, профессора Н.С. Гуляницкой). Свой профессиональный путь она начала в стенах РМУ им. Пироговых в классе З.В. Ельцовой и О.И. Вороновой. И сегодня, накануне столетнего юбилея колледжа и в юбилейный год самой Ларисы Витальевны, хотелось бы рассказать о ней, – не мыслящей себя вне музыки, более 30 лет посвятившей музыкальной культуре города и родной Alma mater, ярким представителем которой она является.

Трудно выделить самое главное, – спектр профессиональных и научных интересов Ларисы Витальевны широк, а в фокусе её познания – философия науки и искусства, что само по себе говорит о свободном интеллектуальном поиске личности, открывающей новые точки зрения на уже известные предметы.

«Мы научились хорошо анализировать форму, музыкальный язык, сложнейшие техники композиции. Но главное – художественный смысл, эта ускользающая субстанция, не поддающаяся словесному выражению, – зачастую остается за гранью наших исследований. Проблема музыковеда – то, что приходится использовать слова для описания музыки. Отсюда и расхожие «оправдания»: «Музыка начинается там, где кончаются слова» или «Музыка – это язык эмоций». Но далеко не только эмоций! Музыка – не всегда искусство выражения, высказывания особого рода. Это ещё и искусство созидания - созидания новой реальности. Что хочет выразить ребенок, строя домик из кубиков? Ничего, просто сделать то, чего ещё не было, и чтобы это было красиво. Вот и композитор создает и обустраивает целый мир – мир произведения. Если ему это удается сделать по законам красоты – получается шедевр. «Что выражает музыка?» - может, я скажу банальность, но, по-моему, она в любом случае выражает красоту в разных её ипостасях: красоту звучаний, красоту развертывания музыкальной мысли, красоту пропорций формы, красоту числовых отношений в звуке и т.п. Перефразируя известное выражение, я бы сказала: «Красота - единственная новость, которая всегда нова», – увлечённо говорит Л.В.Петунина.

Она являлась руководителем, научным консультантом и рецензентом студенческих научных работ не только в родных стенах, но и в РГУ им. С.А. Есенина. Ею написаны нескольких учебных программ, увидели свет её работы «Музицирование на уроках сольфеджио» (2012) и «Пьесы и аранжировки для струнных ансамблей» (2014).

Лариса Витальевна – один из неизменных редакторов сборников материалов Международных и Всероссийских научно-практических конференций «Актуальные проблемы современного образования в сфере культуры и искусства» г. Рязань. Её статьи можно прочитать в сборниках международных научных конференций (Московский Дом композиторов, РАМ им. Гнесиных, ТГМПИ им. С. Рахманинова, РМК им. Пироговых), участницей которых она становилась не однажды.
 
Среди грамот и благодарностей есть «Почетная грамота Министерства культуры РФ» (2009) и Памятный Знак губернатора Рязанской области «За наивысшие достижения» (2015 г.)

Когда-то я прочитала: «Счастливый, кто может быть композитором и исполнителем» (Шопен), а потому нельзя не сказать и о получении Ларисой Петуниной Первой премии в I Областном конкурсе «Я – композитор». Талантливый человек талантлив во многом, и тому подтверждение – сочетание научно-практической деятельности с тем созидательным творчеством, которое открывается её сочинительством. Она – автор вокальных, фортепианных и камерно-инструментальных произведений для детей, аранжировок для инструментальных ансамблей. Её перу принадлежит и полнометражное музыкальное полотно – детская опера «Петр и Феврония» (1995) –результат творческого сотрудничества с прекрасным музыкантом – О.В. Сорокоумовой – руководителем капеллы мальчиков, из которой впоследствии вырос замечательный коллектив «Любомир».

С 1995 г. Лариса Петунина – концертмейстер и аранжировщик ансамбля скрипачей ДШИ №4 им. Е. Попова г. Рязани.

«Аранжировки пишу сейчас уже реже – просто нет времени. Но когда удается, я получаю огромную радость от этой работы. Здесь я могу реализовать все то, что у меня есть – знания гармонии, формы, поэкспериментировать в стилях и научиться чему-то новому. А впервые подвигла меня на этот труд Г.Г. Кудинова – прекрасный педагог, руководитель ансамбля скрипачей ДШИ №4 им. Е. Попова. Без неё ничего бы не было! В 2014 г. был издан мой сборник «Пьесы и аранжировки для струнных ансамблей», и теперь иногда случайно приходится слышать их на YouTube в самых различных исполнениях. Это радость, ни с чем не сравнимая!», – признаётся Лариса Витальевна.
В этом году были написаны аранжировки для ансамбля скрипачей (Ч. Чаплин и П. Шольц), и детского хора (Дж. Гершвин), попурри для ф-но и камерного оркестра, Гимн I Областного фестиваля «Моя сцена», к юбилею РМК написан Гимн колледжа на слова А. Трофимова.

Много лестных отзывов довелось услышать мне о Ларисе Петуниной в стенах РМК и за его пределами, и особенно приятно, что коллеги не скупились на добрые слова о ней, отмечая её природный изысканный вкус и чувство стиля, интеллигентность и культуру общения и, конечно же, высочайший профессионализм. Всё это берёт своё начало в гармоничной атмосфере семьи и детства.

Корни Ларисы Витальевны восходят к донскому казачеству, но выросла она в Рязани, где родители остались работать после окончания Радиотехнического института. И всё шло к тому, что и девочка продолжит инженерную династию, тем более, что точные науки ей давались очень легко. Правда, параллельно им всегда звучала в доме музыка, потому что семья была поющей, папа играл на гитаре, а мама и сейчас поет в двух любительских хорах.

Лариса рано начала подбирать по слуху всё, что слышала, и что хотелось повторить самой. Играла много, а сейчас с удивлением и даже благодарностью вспоминает соседей, которые не только не ограничивали её в занятиях, но часто и без иронии спрашивали, почему она стала меньше играть, не случилось ли что. 
Потом в жизни девочки появилась детская музыкальная школа  (ныне – ДШИ № 5), и прекрасные педагоги, о которых сегодня она не может говорить без волнения и трепета: Нина Алексеевна Конова – по фортепиано, и Александр Сергеевич Панкратов – по сольфеджио, который и определил будущие профессиональные шаги Ларисы, внушив ей, что она – прирождённый теоретик и что именно в этом направлении ей нужно видеть свою дальнейшую музыкальную дорогу.
«Он увидел склад моего ума и сразу ориентировал меня в этом направлении, поскольку мне легко давались теоретические дисциплины. В 1978 году я поступила в наше училище на теоретическое отделение в класс к Зое Васильевне Ельцовой. Я попала в совершенно особую атмосферу, появились новые интересные люди. Уровень преподавания был настолько высок, что потом, когда я поступила в легендарную Гнесинку на историко- теоретико- композиторский факультет, у меня совсем не возникало проблем с обучением, такую хорошую базу я получила в стенах родного училища», - говорит Лариса Витальевна.

С большой благодарностью вспоминает Лариса Витальевна преподавателя по фортепиано Г.Н. Болховитинову, которая открыла юной студентке новый музыкальный мир, дала понимание стиля, научила фразировке, поставила технику: «Именно с тех пор я помню много музыки наизусть, она осталась со мной навсегда. Это мой основной багаж, без которого немыслима работа теоретика. Чтобы иметь право говорить о музыке, её надо знать. От первой до последней ноты.  Мои слова благодарности преподавателю по анализу музыкальных произведений  Л.Г. Князевой, которая открыла мне путь к научному мышлению. Окончила я училище в 1982 году с красным дипломом и поступила в Москву. Именно там я поняла, с каким серьёзным багажом приехала из Рязани! Низкий поклон всем моим педагогам, которых я от души поздравляю с приближающимся вековым юбилеем РМК».

 В 2018-2019 учебном году Лариса Витальевна работает куратором в ДШИ Спасска и Скопина (Центр искусств для детей, проявивших творческие способности).
 
Л. Петунина: «В педагогической работе радость – увидеть блеск в глазах ученика, его заинтересованность, неравнодушие к музыке, не говоря уж о результате. К сожалению, сейчас мало студентов, занимающихся только музыкой, многие где-то работают, учатся. Конечно же, качество обучения от этого страдает. Печально, что не все ученики это понимают – настолько занижена их планка. Что поделаешь, все это можно понять, но… Музыка стоит того, чтобы посвятить ей жизнь. И когда находишь в студенте единомышленника – это просто счастье!»

   Кто-то сказал, что женщин с чувством юмора ещё меньше, чем красивых. И если тело можно сделать, то юмор – никогда. Когда происходит редкое сочетание красоты и юмора, то получается  редкая огранка бриллианта. У Ларисы Витальевны и с самоиронией всё в порядке:
«В свободное время – семья, внук, кройка и шитье (сказалась любовь к геометрии), дача – цветы и помидоры – это моё! В 40 лет освоила компьютер, в 50 – автомобиль, в 55 – кофейный автомат!»

А ещё она пишет замечательные СтишКиксы.
Вот, к примеру, некоторые из них:

*** Мне это параллельно. Но не в квинту!!!
 
*** Я даже в «Чижике» гармонию ценю!

*** Рояль мечтал играть без пианиста…

*** Вернись скорее, выйдя из себя.

*** Свет мой, зеркальце… Молчи.
 
*** И бьет ключом. А лучше б открывала!!!

*** Подумать страшно! Слава богу, нечем.

*** Говорил он, как пел – фальшиво…
 
*** И даже скромность уж меня не украшает…

*** Он был как овсянка полезен, И столь же безрадостно сер…

*** Расстроенным рояль опять остался:
    Он гения так ждал и не дождался…

За время работы в РМК им. Пироговых Л.В. Петунина выпустила более ста специалистов, девять её учеников в настоящее время обучаются в лучших консерваториях страны, набирая при поступлении по сто баллов по музыкально-теоретическим дисциплинам. Надеемся на их возвращение в Рязань и продолжение дела, начатого их прекрасным педагогом Ларисой Витальевной Петуниной.


19-20. 11. 2018
Специально для «Новой газеты»


М У З Ы К А Н Т Ы : к 100-летию РМК им. Пироговых (юбилейный сборник)

1. Пустой звук
http://www.stihi.ru/2018/02/14/11234


2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229


3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712


4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429


5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766


6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035


7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655


8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545


9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279


10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459


12. Людмила Константиновна Шокшуева
http://www.stihi.ru/2017/02/05/13145


13. Александр Рувимович Попох
http://www.stihi.ru/2017/05/15/4602


14. Светлана Трач
http://www.stihi.ru/2017/06/27/6340


15. Александра Симутова
http://www.stihi.ru/2017/07/10/10536


16. Геннадий Гинзбург
http://www.stihi.ru/2017/07/14/2678


17. Александр Грущин
http://www.stihi.ru/2017/10/26/1384


18. Лариса Якубовская
http://www.stihi.ru/2017/11/02/103


19. Ирина Антонова
http://www.stihi.ru/2017/11/09/50


20. Елена Коновалова
http://www.stihi.ru/2017/12/14/120


21. Людмила Журавлева
http://www.stihi.ru/2017/12/28/48


22. Надежда Леонидовна Сергунова
http://www.stihi.ru/2018/01/18/123


23. Светлана Васильевна Волтухова
http://www.stihi.ru/2018/05/24/2951


24.Галина Кудинова
http://www.stihi.ru/2018/11/07/10229


25. Лариса Петунина
http://www.stihi.ru/2018/11/28/10373


26. Ирина Нестерова
http://www.stihi.ru/2017/02/26/830