Взгляд из-за кулис конкурса Порукой - ваша честь

Клуб Слава Фонда
ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА КУЛИС КОНКУРСА
"ПОРУКОЙ - ВАША ЧЕСТЬ"
АВТОРА НАТИКО


Честь – позабытое слово или то, чем должен руководствоваться каждый? То, ради чего стоит умереть, или то, что мешает красиво жить «здесь и сейчас»? Красивый оборот из цветистых романов и фильмов об офицерах – или жизненное кредо? Не часто в жизни услышишь понятие «дело чести», «честь мундира», «вопрос чести», «слово чести». Кажется, в обороте другие слова, а эти канули в прошлое вместе со страшными и блистательными временами. Но часто мы действительно останавливаемся перед выбором, и каждый для себя решает вопрос, быть или не быть, исходя из своего понятия о чести – или отсутствии такового...
Напомним анонс к конкурсу «Порукой – ваша честь».
«Любая ситуация - это ситуация выбора. Нам довольно часто предлагается выбор, от которого зависит дальнейшая судьба человека, его окружения, судьба страны в целом. Причем дилемма возникает не только на уровне должностных и профессиональных вопросов, но и в личной жизни. Хотелось бы поговорить на эту непростую тему, не морализируя, "по-живому" и предельно ЧЕСТНО.
   В конкурсе участвуют произведения, раскрывающие нравственный выбор человека в любой ситуации. Из произведения должно быть понятно между чем и чем заключается этот выбор и что в итоге человек выбирает».
Честь – честный – почести…
Из конкурсных стихов ясно, что слово «честь» авторы понимают по-разному: от воинской чести и долга до личных взаимоотношений, доброго имени.
Сразу скажем, в этой подборке нечасто звенели клинки, которые для нас, поколения, выросшего еще на «Мушкетерах», являются символом чести. Очень много было исторических примеров и контекстов – зачастую прямо противоположных: за любой из баррикад найдется «дело чести», только называют им зачастую – разное. Неожиданно много лирики – и в отношениях мужчины и женщины, как и в семейных делах, живо понятие чести. Проблема выбора, поиска опоры внутри себя, религиозные размышления – таких стихов было немного, но они заметны. И, наконец, смешная зарисовка на тему «как я стал моржом»: а что, разве сдержать слово, данное любимой женщине, и искупаться зимой в проруби – не дело чести? Вот что такое наша сегодняшняя подборка. Попробуем разобраться, что удалось Авторам лучше всего. Будем стараться ставить взаимоисключающие или перекликающиеся стихи рядом: такой «парный» обзор диктует тема. Проблема чести – выбора – это всегда «или – или». Или быть, или не быть.

В начале обзора приведу большую цитату: СТИХОТВОРЕНИЕ 34 «ВЫБОР» целиком – древние понятия в современном антураже. Автор отлично понял цели и задачи конкурса, полностью раскрыл тему и поставил острые вопросы перед каждым, кто прочтёт. Художественный строй и выбор слов резкий, мастерский, рука решительная. «Неритмичный ритм», хорошие рифмы – и проблема «Выбора».
Это не между романтиком-Васей с пятого этажа
И Серёгой – обладателем нового «мерса» чёрного…
Выбор – убить внутриутробно или рожать
Ребёнка с врождённым пороком (читай: почти обречённого).

Выбор – война, стена, пустые глаза
Мужа, матери и детей. Карканье фашистского ворона,
Который предлагает именно тебе указать,
Кому – единственному – из них отойти от свинца в сторону.

Выбор – изогнувшийся над пропастью «серпантин»,
Пешеход, застывший на тормозном пути без движения,
Когда в живых может остаться только один,
В зависимости от поворота руля и твоего решения.

Выбор – броситься ли безоружным на подлеца,
Спасая девчонку, что зря по городу ночью шастала.
Выбор – оперировать ли больного раком отца,
С высочайшими рисками и минимальными шансами.

Выбор – когда у входа в подвал души
Совесть включает навязчивый пожизненный зуммер -
Потому что, в чью бы пользу ты ни решил -
Ты всё равно вместе с кем-то из них уже умер.


Когда все твои «это пройдёт» и «никогда не сдавайся»
Лежат на песке памяти снулыми рыбами…

…Дай Бог, чтобы выбор между Серёгой и Васей
Был для тебя самым серьёзным выбором!

СТИХОТВОРЕНИЕ 43 «ОСКОЛОК» тоже можно привести целиком, без комментариев. Читаешь стихи Авторов – и душа радуется их миролюбию, жертвенности и тому, что они против войны. Но на деле – в этом мире идёт война, и она недалеко. И красивые слова проверяет жизнь. …Эхо этих строк может быть эпиграфом и лейтмотивом не только к нашему «военному блоку», но и к целой жизни.
У меня в груди осколок… …сколок… …колок… …колет! Больно!
Слишком близко мир взорвался!.. …рвался… …ался… …алым! Сталью!
Я уйду непобеждённым!.. …ждённым… …дённым… …доля! Должен!
Чтобы Вы смогли запомнить… …помнить… …омнить… …войны – ГОРЕ!

СТИХОТВОРЕНИЕ 1 «ЧЕРНЫЙ ВОРОН» и СТИХОТВОРЕНИЕ 2 «РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ» - это наше недавнее прошлое. Всего-то каких-то несколько десятков лет. Многие ещё оглядываются, озираются, даже на кухнях предпочитают не откровенничать в присутствии сковородок. Однако судить подобные времена действительно удобнее из «будущего». И виднее. Далеко ли это, что это значит? Для поколений, когда понятия и принципы меняются буквально в течение нескольких лет, полезно иметь перед глазами все точки зрения, чтобы сделать СВОЙ выбор – что же такое понятие чести, глядя на тех, кто сохранял его в самых страшных обстоятельствах. 

Словно в противовес им – СТИХОТВОРЕНИЕ 48 «НЕ СМЕЙТЕ ПОЛИВАТЬ СССР!» и СТИХОТВОРЕНИЕ №4 «СОВЕТСКИМ ПОЭТАМ» - альтернативное мнение. В стихотворении 48 Автор напоминает, что каждая эпоха имеет оборотные стороны. Сумеют ли те, кто клеймит одно государство, не только преодолеть то, что плохо, но и повторить то, что хорошо? Автор резок в суждениях, и, собственно говоря, использует тот же болевой приём. Показывает тем, кто «поливает СССР»: а вы, мол, еще хуже. Хотя всё это – одна страна, то есть мы. «Хорошо» пока получается не всегда и не у всех. По мастерству стих заметно уступает «ЧЕРНОМУ ВОРОНУ», силу ему придают эмоциональная выразительность и категоричность, чёткая позиция Автора. А соглашаться или нет – дело Читателя.
Всё - ради денег! Все вокруг - враги!
Украсть и обмануть способен каждый!
Как молодым запудрили мозги:
Всё - тело, ум и честь - всё на продажу!
Главное – искренность: эту мысль подчёркивает и Автор послания «СОВЕТСКИМ ПОЭТАМ». Автор смотрит на творчество, отметённое не глядя современным веком, другими глазами, не выбрасывает его с обломками времени и памятников. Где поэты, за книгами которых выстраивалась очередь, стихи переписывались от руки и заучивались наизусть? Где тот уровень? Можно ли вместе с «совковым» прошлым целиком отмести Асадова, Твардовского, Симонова и Гамзатова? Тот, кто говорил о стране и партии, помнил о дружбе, любви и чести.

СТИХОТВОРЕНИЕ 36 «В КОНЦЛАГЕРЕ. 1942» - короткое. Но в нём одном – жёсткая проверка «на прочность» мирных понятий чести и достоинства. Уцелеют ли они под штыком и под каблуком фашистов? Картинка концлагерной жизни – очень ёмкая и живая, в коротком стихотворении – как кадры из старых фильмов о войне. В начале – строка-цитата: «Не отрекаются, любя», но переложена она не на любовь к женщине, а на любовь к Родине. Умирать, но не предать внутри себя эту память – или сделать шаг вперёд в обмен на паёк и обещание врага оставить в живых? Страшный выбор, лучше о нём читать, чем его делать, но и читать жутко. Последние строчки звучат не как спасение, а как приговор.
- …Ужели в лагере сдыхать? Иль вам по нраву строй колхозный?
Вас дома ждут жена и мать – подумайте, пока не поздно!...
Глядел советских пленных строй на плац со съеденной травою…
- Ну, кто придет домой живой?
.... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... И из шеренги вышли двое.

Мощная картинка войны – и в СТИХОТВОРЕНИИ 37 «ЛЕНИНГРАДСКИЕ МАТЕРИ. ДВА РАССКАЗА». Каждый из стихов такого «диптиха» неоднозначен.
Вот одна мама: малыш, завёрнутый в пелёнки, для неё всего лишь – прикрытие. Видя маму с ребёнком, патруль не остановит, пропустит, не поверит, что мамочка носит с собой ракетницу и «наводит» точные удары гитлеровских батарей. Что ей пообещали, чем запугали, как «поймали на крючок» - остаётся загадкой. Но видно желание жить и спасти СВОЕГО малыша – ценнее чужих жизней, людей, которые умирают под точно наведёнными бомбами. Я знаю Автора этого стихотворения, он историчен и мастерски излагает в стихах реальные случаи. Данный конкретный случай – не идеал ни материнской, ни человеческой ценности. Мамочка послушно работает на врага и приносит в жертву чужих матерей и чужих детей. А что бы выбрали мы?...
Вот второй случай. Ребёнок, родившийся холодной зимой в блокадном Ленинграде. Дальше Автор описывает почти что кадр из «Семнадцати мгновений весны» - когда малыша пытались застудить у открытого окна, чтобы развязать язык радистке. Помнится, тогда у немецкого солдата сдали нервы, и он застрелил офицера-экзекутора… У мамы из стихотворения нервы не сдали.
Только к вечеру плач прекратился. Не знаю, что было
С ней потом; только помню, что метко умела стрелять,
Как и все мы тогда – нас страна обороне учила...
А на что не способна ребенка убившая мать?»
Судить оба случая – невозможно. Один ребёнок выжил – а его мама «работала» на врага, другой умер – и его мама воевала, только вот кому была адресована её месть? На художественной части стихотворений я не останавливаюсь, очень грамотно и профессионально. Самая лучшая техника – та, которой не замечаешь, сосредоточившись на смысле.

СТИХОТВОРЕНИЕ 23 «УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ, 1996 г.» и СТИХОТВОРЕНИЕ 31 «РОМАНС ИСХОДА» - о загадочных путях России. Оба Автора осуждают политику государства. Первый – на корню, цитируя Тютчева. «Умом Россию не понять» - и далее наша страна как средоточие национализма, нетерпимости к чужакам, вандализма, победившей дикости и права сильного. От себя добавлю – мы уже гонялись за благами, красивыми обёртками и «строем для людей». Пока не догнали. И цитируемые и приводимые в пример страны – тоже не весьма в этом преуспели, хотя в чём-то и лучше нас. Стоит ли впадать в другую крайность и считать русских средоточием всего самого плохого – мне лично сказать трудно. Япония как пример «блага для людей» в моё лично понимание не укладывается, но приводится. Впрочем, чтобы им было не так тесно, Автор может вполне отдать им Курильские острова. А что? «Государство не обеднеет – забирайте!» - как говаривал Иоанн Васильевич Бунша. Только потом не жалуйтесь, что благополучие других народов вполне может быть основано на нашем неблагополучии, дешёвом газе, ввозимых иномарках, не дающих подняться нашему автопрому, отставшему уже на десятилетия. Конечно, если наша страна не смогла создать достойных условий для учёных и оценить свои завоевания – кто её будет ценить? «Цени себя сам», и тебя оценят другие. Но в современном контексте фраза «Живёт Европа без войны» выглядит почти сатирой. Технический строй стихотворения подробно анализировать не буду. Да и Читатель спросит – а когда же речь пойдёт о чести? Честь мундира, честь страны? Тем не менее она проходит лейтмотивом через весь стих. Мы так привыкли самоуничижаться перед иностранцами, с петровских времён верить, что за границей хорошо, а у нас топорно, что забываем о «чести страны». Этот стих её поддерживает только в одном плане: реальной болью «почему у НИХ хорошо, а у НАС плохо?». Но корни «плохо» Автор ищет в природе русского человека, поскольку ему кажется, что он эту природу понял.
«РОМАНС ИСХОДА» написан профессионально и безупречно. Это тоже выстрел в нас, недавних – всё тот же тридцать седьмой год. Звучат разрозненные мысли, они кажутся обрывочными, но они об одном: безнадёжность. Автор уходит, не спросив мнения противоположной стороны. Ему всё ясно. Но он многое оставляет за скобками, за кадром стихотворения, сохраняя красоту слога – «дело чести» поэта. Очень сильное стихотворение, несмотря на безнадёжность.

СТИХОТВОРЕНИЕ 7 «ПРОСТЫЕ ПАРНИ» и СТИХОТВОРЕНИЕ 49 «МОЯ СЕСТРА» - о другом виде героизма. Повседневном, я бы сказала, не провозглашаемом, но если ты встретишь в жизни этот момент выбора – сразу его угадаешь.
С точки зрения изложения стихотворение надо бы доработать. Мысль, выраженная в нём, достойна большего. «И восемь принял ран» - неудобочитаемая инверсия и пафос. «Земля» и «хвала» все-таки не рифмуется, хотя мысль понятна. Кроме того, написано немножко пафосно, но случаи таковы, что я понимаю, почему пафос. В одном из них пилот ценой жизни отводит горящий самолёт от деревни. Подобный случай был в послевоенной Германии, ГДР, фамилия лётчика была Капустин, и этот случай лёг в основу песни «Огромное небо». Случаи похожи – и напрашивается сравнение, а вот сравнения с «Огромным небом» стих, при всех высказанных в нем правильных мыслях, не выдерживает. Хотя мысли эти достойны огранки.
Обычные российские ребята,
Ничем не выделяются в толпе,
Но вдруг проходят точку невозврата
В миг чести,  не подумав о себе...
В СТИХОТВОРЕНИИ 49 «МОЯ СЕСТРА» - тоже случай из жизни, стихотворение написано как биографическое, как воспоминания. Построение несколько сложнее обычных строф: каждый фрагмент из шести строк, рифмы выдержаны, повторы окончаний придают стихотворению какую-то окончательность и необратимость. Кажется, что свою «точку невозврата» лирический герой стихотворения уже прошёл и более не вернётся, хотя он и остался жив. Выбора у него, собственно говоря, было немного, и главный судья его выбора – совесть, а не люди. А что он мог сделать? Ребёнок – в плену, потерявший мать, убегающий от страшного вооружённого врага со старшей сестрёнкой? Став взрослым, он считает, что мог бы. Вот только что?
Автор делает упор не на пафос, а на документальность, описательность, подробности, чтобы рассказ «говорил сам за себя». Описание подвалов, где прятались женщины и дети, их захват, поезд в концлагерь, который попал под бомбёжку наших самолётов. Двое ребят предприняли попытку убежать. Собственно, в стихотворении и героического-то ничего нет, мальчик – герой стихотворения – думает о том, что не покормили, не напоили, пропала мама. Но за этими бытовыми подробностями видно, что героям стихотворения довелось пережить. Разве они не герои? Простые и обычные, попавшие в мясорубку войны. И вот – роковой выстрел.
Я оступился и упал,
Сестра осела как-то странно:
В боку цветок кровавой раны.
Пока я дальше уползал,
В ночи сестрички голос звал…
Добил конвойный из охраны.

Я не сгорел в огне войны,
И памяти семейной ради
Судьбы исписаны тетради.
Когда тревожат душу сны,
Мне, как прощение вины,
Сестра седины тихо гладит.
Очень доверительный и честный разговор с читателем иногда сильнее, чем громкие хвалы. Лучше доходит, когда пропущено через себя.

Сразу несколько стихотворений хочется отметить своеобразно. Скажем так: идеи, высказанные ими, глубоки, но, высказывая такие идеи, Авторы, читавшие Пушкина и слушавшие Высоцкого, должны позаботиться о том, чтобы звучали эти темы достойно. К строению и художественному оформлению я не придираюсь, надеюсь, Авторы сами перечитают и поймут, что не так. Или не перечитают и обидятся. Некоторые стихи «отлежатся», некоторые подвергнутся серьёзной переделке. А вот в защиту высказанных идей хотелось бы выступить – с идеями аккуратнее. Некорректное исполнение может убить замысел стиха.
СТИХОТВОРЕНИЕ 8 «ПРИКАЗ» - солдат, который остаётся на передовой, потому что был приказ остаться, зная, что это верная смерть. Но был приказ – стоять насмерть. На эту тему много сильных стихов и ещё более сильных песен. У Автора – повтор изученного, собственно, новых мотивов не внесло его стихотворение. Сочинялся ли стих с «живого» примера, как предыдущий, или является обобщением всего услышанного и увиденного о войне? «Ожил» ли тот солдат, который в этом стихотворении? Я не отвечу на этот вопрос. Формально стих гладкий, тема – «ударная». Но складывается ощущение, что это просто набор образов и «общих мест». Я тоже не была на войне, и знания мои – из увиденного, услышанного, прочитанного, осмысленного. Но думаю, что в рискованный, угрожающий жизни миг в голову приходят не диалоги в духе Гамлета с совестью – «Ты можешь спастись». Нет, скорее всего, мелькает какое-нибудь «Ах, какое счастье, что шнурок на ботинке не развязался, ещё остались патроны, а вон тот пригорок послужит естественной баррикадой». Всего этого нет. Солдат в стихотворении так и остался «нарисованным». А вот немцы получились хорошо. Их Автор показал живее. 
Они всё ближе. Сытые, дородные,
Тупой невозмутимостью полны.
Они идут, идут рядами плотными,
Живое воплощение войны.
Наверняка в немецких рядах были и худые очкарики, так что немцы – тоже понятие собирательное. Рефлексия солдата не получилась: неоправданное «вот», лишние слова. 
Коль,  если вдруг возьму да и сбегу. (пунктуация сохранена).
Я боюсь за этого солдата и очень хочу, чтобы он все-таки, несмотря ни на что, выжил в этом бою. Но я не верю Автору, что он так же, как и я, чувствует живые человеческие эмоции по отношению к своему герою. Вот тут мне немножко не хватило либо пафоса либо документальности и точности. Самоотверженный подвиг здесь был дан умозрительно и рассуждательно.
СТИХОТВОРЕНИЕ 17 «О МЕДЛИТЕЛЬНОМ АСЕ» тоже само по себе медлительно. В данном случае трёхстопный размер «раскачивает» строку, снижая накал торжественности момента. «Светло и торжественно смотрит на них Огромное небо – одно на двоих». Теперь сравните:
С высот не видать человеческой массы
пилоту и снайперу, лучшему асу.
И даже Земля, как топографа дело,
фигурами, цветом покрыта умело.
Как говорится, задумка хороша, но лишние и неоправданные слова отвлекают от главного смысла, бить Автору в прицел нужно точнее, как его герою, наводить резкость, отметать лишнее и оставлять нужное. «Я тоже как все в сопричастности важной Гляжу на ландшафт словно ангел вальяжный» - тут критик-рецензент во мне медленно, но верно упал в обморок… И отношение к летчику в стихотворении у меня лично складывается резко отрицательное. И я до сих пор не могу понять, куда он и зачем летит. Внимательнее со словами и их подбором, если уж пишете на такую тему! Однако что-то остановило от того, чтобы удалить стих из подборки и не рецензировать его. Последний куплет. Нет-нет, тут все живы! Пилот эвакуировался, всё нормально, город, как водится, спасён, и герой жив. А вот машинку жалко – как хорошо и классно летала…
Да я без патетики чётко всё знаю,
теперь с парашютом свой путь продолжаю,
хоть горько мне видеть, что в землю, как шило
уходит любимая нежно машина.
Вот в этих словах наконец-то зазвучал живой человек, «человек и его самолёт», «человек и его машина». Железный напарник, который не подводит в бою. Вот эту мысль бы – да изложить не коряво… В остальном же стихотворении Автор просто удерживается в заданном ритме, а то, что стих сильно «болтает» и бросает в «воздушные ямы» - так это ничего, лётчик ас, выберется. Правда, я так до конца стиха и не поняла, к какой стране он относится, вся символика, сочетание цинизма профессии и романтики полёта, больше напоминает немецкого аса.
СТИХОТВОРЕНИЕ 18 «ГРУППА. АЛЬПИНИЗМ» - художественный строй я не комментирую. Во всяком случае, смачно сказал:
И в горах все бывали не раз,
Где пейзажем любуется глаз,
Но бессонница да гипоксия
Отнимают последние силы.
Безусловно, описывается увиденное, но это не есть мастерский подбор слов. Сюжет – трагический. Один человек замёрз, получил травму там, «где нет докторов». Группа осталась с ним, никто не ушёл. Но они, оставшись, тоже замёрзли. Очень трагический стих, но из-за недостатка мастерства, техники эти мысли теряются и теряют всю силу выразительности.
СТИХОТВОРЕНИЕ 33 «О РУССКИХ» - оппонент СТИХОТВОРЕНИЯ 23 «УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ». Нет, подчёркивает этот Автор, мы – с открытою душой, спешим откликнуться на боль другого, рискуем жизни ради товарища. Неблагодарность тех, кому протянул руку в трудную минуту, плевки в эту самую «русскую душу»… Но такой мотив Автор тоже не дотянул. Радует то, что люди задумываются о подобных понятиях. Обидно, что «мастерство слова» - честь мундира поэта – не всегда в чести. Мешают моему лично восприятию неточности в словах, грамматические ошибки («на душу русскую плюет» - вообще-то «в душу»), незавершённость финала. Не открытость, а обрубленность. 
А русский дух всё неизменен,
Он долготерпит и молчит.
Но бьёт набат... Его, знать, время.
Ему так сердце, долг велит.
ЧТО велит сердце и долг – осталось непонятным, перо подвело Автора, а ведь, повторюсь, мысль заслуживает другого оформления.

СТИХОТВОРЕНИЕ 9 «МАЛЬЧИШКА». Граждане, проверяйте орфографию. Я уже научилась делать небольшие скидки – ну опечатался, ну забыл, ну не до того было, поскольку накрыло вдохновением… Но первая же фраза
Он ни рисует, ни поёт, ни пляшет,
- зовёт меня исправить в ней ошибки. Здесь, согласно правилам русского языка, должна стоять отрицательная частица «НЕ» - все три раза. Ах, да, еще во второй строчке «ни сочиняет» - здесь тоже «НЕ». И «троечник», а не «троешник».
При этом сам стих очень хороший. Спасение ребенка и серого кота из огня этим неприметным, постоянно терпящим насмешки, даже, подозревают, немного трусоватым мальчиком меня тоже удивило, не меньше, чем ребят из класса нашего литературного героя. Есть моменты, которые из хвастунов делают трусов, а есть моменты, которые из неприметных мальчишек делают героев. Наверное, он не думал о том, что совершает героический поступок, а просто хотел помочь и спасти ребенка и кота. И всех спас… Этот момент в стихотворении очень силен. И «серый пушистый кот» своим домашним и уютным образом только подчеркивает героизм незаметного мальчишки.

СТИХОТВОРЕНИЕ 10 «ПОКАЯНИЕ». Политический стих. Я не ценитель политических стихов. Что делает классику классикой? Не когда пишут про царей, президентов, конкретную страну, парламент. А когда ЧЕРЕЗ президентов, царей, парламенты и страны показывают человеку – ЧЕЛОВЕКА. Классиков делает классикой то, что они видят общее, общечеловеческое, и глубоко личное.
На первый взгляд «Покаяние» похоже на пропаганду. Особенно фраза «Я Родину предал, продав свою душу». Как говорят строгие учителя, дети, запишите эту фразу в тетрадку тридцать раз, а дома выучите наизусть, и еще прочтите в классе вслух раз двадцать.
Дальше этот короткий 6-строчный стих напоминает Осееву, ее рассказ «Плохо». «Вот это и плохо» - гневно сказала женщина двум мальчишкам, которые стояли и смотрели, как огромная собака лает на крошечного отчаянного котенка. Стоять и смотреть – не меньшее преступление, чем стрелять самому, в этом Автор стиха прав.
«Смотрел на врагов и не видел врага» - сильная строчка, способная сделать Автора «живым классиком». Все остальное – стрельба по Белому дому, танки, и так далее – преходяще. Историки это десять раз оценят и переоценят. А вот фраза о том, что можно в упор не видеть, не разглядеть в человеке черное дно – вечна. «Лицом к лицу лица не увидать» - кажется, тоже классик…
 
СТИХОТВОРЕНИЕ 12 «А П Rh» - нестандартно мыслит Автор. Собственно, здесь слово «честь» нигде не встречается, но это о ней. «Жди меня, и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть черные дожди… Жди, когда других не ждут, позабыв вчера».
В этом стихотворении нет войны, нет трогательного девичьего образа, нет героя-солдата в пилотке чуть набекрень, обязательно с чубом. Есть что-то татуированное, и «след раненья», и девичья слезинка, и храм со «следами коленей». В общем, кажется, это другой стих. Но он тоже – об ожидании.
не потому что
алтари –
всегда спасали...
святая вера –
только верным
помогает ...
«за дальним гаем ...
за горами и лесами
твоя любовь
меня  хранила,
дорогая  ...»

пусть скажет так…
Последняя фраза повисает в воздухе. Финала нет. Додумайте его сами. Представьте себя в этой ситуации выбора – и выберите, какой бы финал Вы бы хотели видеть.

СТИХОТВОРЕНИЕ 13 «МУРАВЬИНЫЕ ИГРЫ» - вот где нет пафоса, но где есть стихи про войну! Автор смотрит на них чуть сверху, представляя их себе в пространстве и бесконечности. Как они выглядят? Борьбой муравейников. Только жертвы – настоящие.
Муравьиные игры – серьезные бойни людские,
где взаправду хоронят отважных и смелых солдат
Есть легкие сбои ритма и ударения. «Ему кажутся» в начале третьей строчки – просьба обратить внимание. Стих достаточно отточен, и это небольшая «помарка». «И береза чернеет, как над похоронкою мать». По-другому не скажешь, но ритм в этой строке зашатался и упал, как та самая черная обугленная береза. Привычные образы даны опять-таки без пафоса (очень слежу, чтобы он не появился, ну неуместен он тут, стих и без него достаточно «надорван»).
Но растут и растут вместо хлеба по весям могилы,
над которыми плачет гроза, словно старая мать.
- вот это прошибает! «Плачет гроза, словно старая мать»… Стихи в честь тех -
тех, кто пашет и сеет, и пушечным мясом зовется,
тех, кто учит детей зарабатывать черный кусок
и любить эту землю и доброе-доброе солнце,
и не падать лизать почерневший от крови сапог!..
В общем, честный стих. Рекомендовала бы.

СТИХОТВОРЕНИЕ 14 «В ЭТОЙ СТРАННОЙ СТРАНЕ». Я сразу обращаю внимание на гладкость строк и певучесть. Здесь сбоев практически нет. И точку зрения я комментировать не буду – авторская, Автор так видит, читается социальная и общественная подоплёка.
Но позволю себе и, надеюсь, Автор позволит с ним немножко подискутировать. Проблема «спасения России» - вопрос, который ставится ребром в переломные времена. Спасти Россию люди хотят еще с 19 века, и тысячи лет назад были те, кто готов и хотел спасти Россию. Оттого она и существует доныне. Но вопрос – КАК ее спасать? С кем воевать за ее спасение? Когда враг – в окопе через поле, тогда все понятно. Когда враг уже у ворот дома – как быть?
В этой странной стране, где колоссы – на глиняных сваях,
где вопросов не счесть, а ответов на них не сыскать,
я живу, как могу, и другого, к несчастью не знаю,
и таких на Руси – миллионная нищая рать.
Остаточного впечатления, как же спасать Россию, я себе так и не составила. Наверное, невнимательно читала. Сама считаю (в отрыве от стихотворения, вообще), что переживания об общем (стране, России) заслоняют переживания о частном (народе), ну а каждый из нас и составляет этот народ. Спасать Россию – спасать её народ. И тут любая система полезна, если она не вредит. Просто за идеями и спасением страны нужно помнить и о маленьких, её составляющих людях, которые ждут конкретной помощи, пока мы оперируем мирами, историей и империями. Стих – никакой, даже самый классный – страну не спасёт. Спасут люди, которые учат, читают и пишут эти стихи.

СТИХОТВОРЕНИЕ 15 «ЧУВСТВО ДОЛГА». Очень удачный конкурс – каждый стих хочется комментировать. Я считаю своим долгом отметить то, что понравилось, и то, что я считаю находками с точки зрения своего опыта. Такое вот у меня чувство долга. А у героини оно – бытовое. Встать с постели – уже героизм, прогнать дурные мысли – уже победа. Жить ради близких – долг.
К технике не придиралась. Одно могу сказать – трёхстопный размер стихотворение не утяжеляет, оно читается легко и непринужденно. Победить лень, апатию, бездействие – подвиг скромной лирической, но такой героической леди:
Сердце скажет: «Иди и живи,
В снег и в зной, при погоде любой…»
Чувство долга как чувство любви –
Навсегда остаётся с тобой

И бежим мы вперёд, а не вспять
К повседневным свершеньям своим –
Нас в заложниках держит опять
Чувство долга! На том и стоим!!!

СТИХОТВОРЕНИЕ 21 «ЮНОМУ ГЕРОЮ» - первое назидание потомкам в подборке, потому и отмечаю. Конечно, уступает «Завещанию» Редьярда Киплинга в переводе, уступает пушкинскому «Хвалу и клевету приемли равнодушно»... Да и Ленин сказал афористичнее, просто тремя словами «учиться, учиться и учиться». Просто все остальные Авторы говорят со взрослым, знающим собеседником, рассчитывают на подкованную и читающую публику, а этот заговорил с юношами, представил себе одного из них и начал УЧИТЬ УЧИТЬСЯ. «Учиться, учиться и учиться» - содержание всего стихотворения. Вообще-то принципы и положено передавать последующим поколениям, попытка засчитана. Но мне очень понравились две строчки из стиха:
Возверуй, как заблудший рыцарь,
И сомневайся, как Фома!
Не знаю, почему. Просто понравились, потому и указываю.

Лирическая подборка и понятие личной, семейной, фамильной чести тоже можно объединить в один блок.
СТИХОТВОРЕНИЕ 16 «Я ПРОСТО ЕГО ЛЮБЛЮ» и СТИХОТВОРЕНИЕ 39 «СОШЁЛСЯ КЛИН» - женский и мужской взгляд на вещи. Стихи выступают не парой, и ни в коем случае не диптихом. Просто могут быть «декларацией» в извечном противостоянии сильного и прекрасного пола. Содружество возможно.
«Я ПРОСТО ЕГО ЛЮБЛЮ» - мастерский стих. Он очень гладкий, простой и отточенный одновременно, не спотыкаешься, плавно доводит до главной мысли в финале: «Плевать мне на ваши ЕСЛИ – Я просто его люблю!». Несмотря ни на что. Чётко и выразительно лирическая героиня борется с целым миром.
«СОШЁЛСЯ КЛИН» - тут всепобеждающая любовь мужчины. Посмотрим, с кем же борется и что же побеждает мужчина. Здесь – как у Гамзатова: «Я – защитник верный твой, я же – твой обидчик самый главный». Главный противник мужчины – он сам. Непостоянное существо, нарушающее и переворачивающее все его представления о мире – находится ПОД ЕГО ЖЕ защитой, и защита эта нерушима. Финал можно было сделать чётче, но в целом тоже выразительно. «Ответ простой, я побеждаю муку Лишь потому, что я тебя люблю».

СТИХОТВОРЕНИЕ 47 «О ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ» - разгрузочная и лёгкая зарисовка, между прочим, мастерски написанная. Проснулся. Её больше нет в его жизни. Она бесстыдно обнималась с другим в ресторане. И тут он вспомнил: это ему кошмар приснился! А всему виной – алкоголь. Читатель спросит – при чём тут понятия чести? А он в конце дал честное слово.
Кота попутно чмокнул в морду:
- Как хорошо на свете жить!
И в тот же миг решился твёрдо,
Что с этих пор бросает пить.

СТИХОТВОРЕНИЕ 19 «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» и СТИХОТВОРЕНИЕ 25 «ПРОСТИ ЕГО. РОМАНТИЗМ» - по сути, об одном и том же. Оба написаны профессионально, хорошо, без заметных изъянов и вопросов. Оба – о самоотверженности женщин и неверности мужчин. Женщины не говорят «это дело чести», они от души прощают – в который раз, уходящих и поворачивающихся к ним спиной «невольников» каких-то жизненных понятий и игр…
Интересен сонет в СТИХОТВОРЕНИИ 38 «У НАС С ТОБОЙ РАЗЛИЧНЫЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ». Он – о праве сильного. Мужская точка зрения. Единственный выход, который может принять сильный мужчина – это отказаться от борьбы с женщиной. Да, она упряма и не идёт на компромисс. Тогда на компромисс должен пойти он… «С любимой не сражаюсь – не предатель». Доказать, что ты сильнее, можно иногда только одним способом – отказавшись это доказывать. По форме – окончание, характерное для итальянского сонета, (если я не путаюсь в показаниях, для сонетов Петрарки), обратите внимание на рифмовку:
Я не хочу. Я ненавижу споры.
Моих орудий, спилены затворы.
Остынь, я ухожу и спора нет.

С любимой не сражаюсь - не предатель!
У нас с тобой различный знаменатель,
Но мне не нужно над тобой побед.

СТИХОТВОРЕНИЕ 44 «ЛЯЛЯ ЗНАЕТ» добавляет «свинцовых подробностей». Семья, спасающая безнадёжно больного ребёнка, не оставившая больную лялю, и судьба многих таких детей – вне конкурсов, тем и их раскрытий. Автора я знаю, его принципы выбора «болевых точек» для своих стихов. Эта точка и этот стих – очень «болевой».

А вот пример очень профессионального раскрытия героической темы. СТИХОТВОРЕНИЕ 28 «ГОРНАЯ БАЛЛАДА». Оно построено по всем законам жанра, Автор ни разу не оступился на горных кручах, и техника, и образы на высоте. Сразу же читателя захватывает сюжет – один друг падает в бездну, потеряв сознание, другой из последних сил удерживает его, даже не зная, жив ли тот, кого он пытается спасти. Неожиданный и, кажется, такой несправедливый финал: погиб державший из последних сил руку товарища, второй пришел в сознание. В конце – мораль, которая читается как готовый афоризм:
Жизнь обменял на жизнь жестокий рок.
Так в чём же смысл у выбора такого?
Сильнее страха смерти для иного
Жить с чувством, что не сделал всё, что мог...
Афористично, точно, в общем, стих «правильный» в хорошем смысле этого слова. Может быть образцом «горных стихов», если захочет. Можно попробовать найти композитора, есть завершённый рассказ, в духе бардовских песен.

СТИХОТВОРЕНИЕ 27 «ОДИН! НО Я НЕ ОДИНОК» и СТИХОТВОРЕНИЕ 45 «НА ПЕРЕПУТЬЕ» - стихи-размышления, стихи-итоги. Одно – очень доброе, плавное, без резких, бьющих по нервам образов. Такой мыслитель, который понимает, что жизнь – это месяц в окошке, вера в доброго Бога, собака и кошка. Где-то есть океаны, моря, горы и реки, а у него всё, что нужно, под рукой. В финале – не точка, а многоточие: «Укрыли облака луну. Гуляет кошка. Спит собака». Стих продолжается в жизни. Есть небольшие погрешности в стихотворении, но ведь Автор сам не скрывает, что есть в этом мире грехи)))
СТИХОТВОРЕНИЕ 45 «НА ПЕРЕПУТЬЕ» - декларация веры. Ну что ж, если Автор определил для себя ценности и приоритеты – это хорошо. Религии не учат злу…

СТИХОТВОРЕНИЕ 29 «Я НЕНАДОЛГО ЗАМОЛЧУ» могло бы быть финалом к нашему «военно-политическому блоку».
Как ни молись, ни славословь -
ложь разъедает дни, как соль.
Нет правды, есть лишь угол зренья.
А найти правду Автор отчаялся, остаётся только брести по той борозде, в которую его «столкнули». С точки зрения техники – это достаточно чёткий стих. Только мысли грустные и безнадёжные…

СТИХОТВОРЕНИЕ 41 «СЛЕПОЕ ЗЕРКАЛО» - моё. Сейчас кажется, что есть нагромождение образов – зал, шандалов, такого «дворцового антуража». Но мне казалось, что честь – это шпага, которая традиционно в литературе воспевалась как способ защитить от обидчика доброе имя.
Уж лучше, верь мне,
Зеркало слепое,
Натужная улыбка – как оскал.
Тот «оптимизм»,
Он ничего не стоит,
Он – отражение кривых зеркал.

Не выгоняй
Оборванную правду,
Как нищенку, пинками за порог.
И лучше уж
Изрубленная гарда,
Чем опоясанный гламурным бантом,
В боях не бывший, «чистенький» клинок.
Ну, свои «косяки» и неточности я, безусловно, вижу. Только мало тех, кто решил, что честь – это шпага))) Кроме этого, всего один стих.

СТИХОТВОРЕНИЕ 42 «НЕ ПОКИДАЙ ИТАКИ, ОДИССЕЙ!» и СТИХОТВОРЕНИЕ 51 «ПРИЗЫВНО» - попытка рассмотреть понятия чести с романтической, литературной, сюжетной точки зрения.
СТИХОТВОРЕНИЕ 42 «НЕ ПОКИДАЙ ИТАКИ, ОДИССЕЙ» - о вреде путешествий. Автор обратно таки я, полностью абстрагироваться и критически смотреть не получается, но отметить ради справедливости надо – используется литературный мотив, дедушка Гомер выносит этот стих на читательскую волну. Героика дальних дорог, покорение всего мира для Одиссея всё-таки отступило, когда честь семьи поставлена на кон. В стихотворении была попытка расставить акценты в пользу того, что главная ценность путешественника находится дома, и надо, чтобы кто-то ждал и было куда возвращаться. Рваться в поход, чтобы в походе рваться обратно к жене – надолго ли он усидит дома, когда прогонит женихов? В общем, такая вот попытка решения вечной семейной драмы «папа уехал, мама ждет» на примере античных мифов.
СТИХОТВОРЕНИЕ 51 «ПРИЗЫВНО» - итальянский антураж, фламандские кружева, каблуки инфанта, печатающие шаги по дорогому мраморному полу… Брак не по расчету, но в угоду династическим соображениям, и чувства, навеки принесенные в жертву долгу и чести – лейтмотив стихотворения. Стих красивый, цветистый – но не перегружен, наоборот, насыщен образами, мастерский. Мне он кажется «всехним», я не могу угадать конкретный исторический персонаж. Чувство, что все принцы и принцессы так заключали браки. Потому сказочники и были так популярны, по их версии, принцессы выходили замуж по любви – это было средневековое фэнтэзи.

СТИХОТВОРЕНИЕ 53 «ЧЁРНЫЙ СОН БЕЛОЙ ЛЕБЕДИ» я уже читала. Знакомый стих, знакомый антураж. В иллюстрации к этому стихотворению на сайте Автора – картинка Отелло и Дездемоны. Только сам стих мною не читается как написанный по следам Шекспира, это больше аллегория, чем сюжет.

И исторично, и литературно, и жизненно СТИХОТВОРЕНИЕ 50 «ОФИЦЕРСКАЯ ЖИЗНЬ». Все образы, связанные с лучшим в понятии «офицер» - с одном стихотворении. Немножко декларативно, но в хорошем смысле «программное». Большая часть образов, впрочем, уже знакомы, но живые строчки всегда радуют….
Арестуй моё сердце, укрась им наряд подвенечный -
Я тебя нареку боевой офицерской женой.

СТИХОТВОРЕНИЕ 52 «МОРЖОВЫЙ КРЕН – ИЛИ ГДЕ ЗИМУЕТ РАК!» - казалось бы, при чем тут тема… При том! ОНА пообещала: прыгнешь в прорубь вслед за мной – буду я твоей женой. А ОН что? Дал слово! Пацан сказал – пацан сделал. «Из полыньи – да в брак» - отличный, тоже «разгрузочный» и забавный стих, и очень мудрый! Неважно, разделять ли любовь своей супруги к блинам или к «моржеванию» - а завоевать сердце дамы невозможно, если подавлять то, что она любит больше всего. Лучше присоединиться и возглавить, чем воевать и проиграть.

СТИХОТВОРЕНИЕ 58 «НИЧТОЖНЫ ПОЛУЧАЮТСЯ СТИХИ» - на самом деле раздумье о ценности (!) собственного творчества. Ну и что, что  рифма не такая, и проч.? Зато «в них нет вранья», в них мечты и тайные мысли поэта, честность с самим собой.

СТИХОТВОРЕНИЕ 55 «ПОБЕДА НАД СОБОЙ» - о другой проблеме. Об итогах поединка  нравственного выбора. Когда долг, честь, чувства, иные эмоции, желания и принципы перестанут сотрясать раздираемую противоречиями душу, кто ж выиграет, а кто проиграет? Автор опирается на религию, но хороша и философская, и психологическая основа стиха. А вот размер стихотворения – трескуче-бодряческий. Не совсем стыкуется. Напоминает интернетное «А мне казалось – главное в сражении с судьбой Малярно-ювелирная работа над собой». Вот такой размер…

Закончу такую большую подборку, как и начала – цитатой. И здесь тоже – «ВЫБОР». Здесь тоже шпага как символ чести (колющее оружие, вообще-то, но Дюма и другие классики приключенческого жанра сильнее меня!). И тоже – проблема выбора. Итак, СТИХОТВОРЕНИЕ 24 «ВЫБОР».
Прости, я выбираю этот фетиш -
Зеркально-отраженный свет клинка…
Ты сам зеркально-точно мне ответишь,
Когда крылом становится рука,
Когда металл становится когтями,
Когда удар становится огнем,
А нежность жжет паучьими сетями,
И холод прорастает летним днем.

Прости, я выбираю эти игры,
Когда постройки прошлого в золе,
Когда твой знак на сердце с мясом выдран
И кровью истекает на земле.
Внимательно следят чудовищ взгляды
Полет наш прямо в бездну головой.
Мы оба, переполненные ядом,
Не лучше, и звучит злорадный вой…

Прости, я выбираю сей наркотик,
Ту горечь, что в груди моей горит…
Как вышло вдруг, что мы стоим напротив
И взгляд  - глаза в глаза – непримирим?
Изогнутая сталь остра как бритва,
А тело приросло уже к броне…
Мы сами превратили счастье в битву,
И оба победили в той войне…


 Список стихотворений, участвующих в обзоре конкурса "Порукой - ваша честь"

№34 http://www.stihi.ru/2013/01/02/3640
№43 http://www.stihi.ru/2014/02/28/5326
№1 http://www.stihi.ru/2013/11/17/9653
№48 http://www.stihi.ru/2011/11/19/6402
№4 http://www.stihi.ru/2012/04/02/8137
№36 http://www.stihi.ru/2009/04/12/3352
№37 http://www.stihi.ru/2013/07/25/3753
№23 http://www.stihi.ru/2010/01/11/4794
№31 http://www.stihi.ru/2008/07/05/1338
№7 http://www.stihi.ru/2013/11/09/5907
№49 http://www.stihi.ru/2012/05/10/8223
№8 http://www.stihi.ru/2011/09/25/6154
№17 http://www.stihi.ru/2008/02/16/2192
№18 http://www.stihi.ru/2008/02/06/2460
№33 http://www.stihi.ru/2014/02/27/4629
№9 http://www.stihi.ru/2012/11/02/9033
№10 http://www.stihi.ru/2011/02/05/6694
№12 http://www.stihi.ru/2013/02/27/856
№13 http://www.stihi.ru/2009/09/09/4201
№14 http://www.stihi.ru/2011/11/09/1803
№15 http://www.stihi.ru/2013/03/10/5442
№21 http://www.stihi.ru/2009/06/20/1168
№16 http://www.stihi.ru/2012/01/16/5909
№39 http://www.stihi.ru/2013/07/24/2683
№47 http://www.stihi.ru/2013/03/11/935
№19 http://www.stihi.ru/2012/03/03/5121
№25 http://www.stihi.ru/2013/08/24/7847
№38 http://www.stihi.ru/2013/08/23/2160
№44 http://www.stihi.ru/2014/01/26/4764
№28 http://www.stihi.ru/2012/09/02/8159
№27 http://www.stihi.ru/2009/07/05/5522
№45 http://www.stihi.ru/2013/11/10/2066
№29 http://www.stihi.ru/2009/11/09/859
№41 http://www.stihi.ru/2012/03/11/3983
№42 http://www.stihi.ru/2012/03/21/2455
№51 http://www.stihi.ru/2011/02/27/711
№53 http://www.stihi.ru/2014/03/30/9497
№50 http://www.stihi.ru/2014/02/01/1846
№52 http://www.stihi.ru/2014/02/16/5820
№58 http://www.stihi.ru/2014/03/26/4327
№55 http://www.stihi.ru/2010/02/13/5923
№24 http://www.stihi.ru/2013/04/14/6592

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша Натико.