Обзор по 3 туру от Ильдара Харисова

Литературный Фестиваль Рунета
Друзья.
к сожалению, обзор первоначально запланированного пятого эксперта по независящим от нас причинам отменяется. Мы надеемся, что с экспертом всё в порядке и что он сможет принять участие в работе фестиваля на одном из следующих туров. А пока, чтобы не затягивать подведение итогов третьего тура, недостающий обзор написал один из исполнительных редакторов фестиваля Ильдар Харисов (никнейм на Стихи.ру – Арабский Алфавит).

........................................

Арабский Алфавит осваивает русский.

А-рхаизмы:
вельми изрядно их в виршах лонга. "Насколь" (Александр Петрушкин), "зерцало" (Артемона Иллахо), "древо" (Евгений Плотников), "песнь" (Алексей Шубин, Ольга Домрачева), "боле" (Андрей Мартынов, Ольга Домрачева) и т.д.
Где-то они оправданы общим строем стиха: "натёр мне хладное чело" рядом с "хренасе повело меня к утру" – да, точно: "наш номер был построен на контрастах"  (Анна Рубинштейн, "Фасонное" http://stihi.ru/2012/08/19/271).
Где-то нет. Скажем, в стихотворении Александры Герасимовой "мало света" http://www.stihi.ru/2012/10/04/6717 архаическая форма "ложнозлаты" звучит чужеродно.
Хороша юмористическая стилизация под ранний 19-й век "В саду гуляет младая дева" Андрея Васильева http://www.stihi.ru/2009/07/20/2575 . Там бы финал ещё подточить (возможны разные решения, например, без "ведь" или без "же"). Кстати, стих Андрея допускает самые разные прочтения. Одно из: красота, даже двухсотлетней давности, – всегда младая дева. Приникай – не приникай – она пройдет "сквозь"; не нам, смертным, дано ее оплодотворить. А вот в каком райском саду она срывает плод да с какого древа – об этом автор предусмотрительно умалчивает. :)

Б-олезненная реакция на критику:
удалено самоцензурой.

В-торичность:
удалено самоцензурой.

Г-урман
отметит удачные строчки во всех стихотворениях лонга:
"Фонарь облетает в ночи мотыльками" (Алекс Амур "Давай обменяем" http://www.stihi.ru/2012/08/24/5746 – даю эту строчку без запятых, они в ней не нужны)
"ровно в полночь с неба сбросили снег" (Александр Попрухин "самайн" http://www.stihi.ru/2012/11/02/6685 )
"Вдвоём нас не увидят наши звёзды,
дыханья наши не смешает ветер." (Борис Поляков "Осень" http://stihi.ru/2010/04/27/6470 )
"Я смелею, а как же мне  не смелеть, если смотрит какая-то стерва – смерть!
И пытается что-то моё спереть, как же мне на нее не злиться?" (Вес На "Полусмертно немножко..." http://www.stihi.ru/2010/12/05/473 )
"Вот возьмет и решится – а если накажет Бог…
Вот возьмет и родит – а вдруг разозлится Джон…" (Девочка С-Голубыми Глазами "Роберта" http://www.stihi.ru/2012/08/25/6144 )
"осень жмётся побитой собакой" (Дом Астрели "Тётя Клава" http://www.stihi.ru/2012/09/10/3311 )
"там, где живут галактики на полках" (Евгения Костюкова "две стрекозы, сплетённые любовью..." http://stihi.ru/2012/07/06/8446 )
"как на шурупе плохом резьба,
опять срываюсь" (Егор Мирный "металл" http://www.stihi.ru/2012/07/08/3520 )
"Ты меня столько раз
выпрашивал у беды..." (Екотерина Волкова "Всякий дом" http://www.stihi.ru/2012/02/16/4405 )
"борта – как щёки, содранные в драке" (Жаноль Алексанж Виовит "нищенское" http://www.stihi.ru/2012/09/04/6530 )
"Как с тополем прощались облака!" (Игорь Журба "Приговор" http://www.stihi.ru/2010/02/06/8654 )
"не прорастает лотоса цветок,
наверно,
удобрения не очень." (Игорь Брен "Дуда" http://www.stihi.ru/2012/09/05/3668 )
"отстирали мне туманы
и подшили им края" (Ла Светлана Ветка Ветка "родина" http://www.stihi.ru/2011/12/20/5818 )
"и тихо изменяла мужу, не ради страсти, для здоровья" (Лев Сыроежин "Но дети этого не знали" http://stihi.ru/2011/07/26/3187)
"Механика слов, заведенных иллюзией  до
обрыва пружин" (Липа Липовая "Сломанное" http://www.stihi.ru/2011/09/20/7379 )
"...и будет фуга
На мягких кошачьих лапах прокладывать путь в тишине" (Маргарита Шмерлинг "Про кота и отчасти по Гессе" http://www.stihi.ru/2012/07/17/2227 )
"грохочет гроза, а не времени стёртая лопасть" (Ольга Домрачева "Светлая бабочка" http://stihi.ru/2012/06/17/2233 )
"И дерево пело под сталью,
Под стружечной пенной волной" (Семён Кац "Рубанок" http://www.stihi.ru/2012/08/09/1857 )
и ещё, ещё...

"Д-еда" Владимира Звягина (http://www.stihi.ru/2012/07/14/646):
есть вопросы по тексту. Например, "на небесах" – как будто не детское слово, мог ли мальчик его употребить? Но, с другой стороны, мальчик мог "подхватить" его у взрослых. Затем, неужели мальчик настолько не чувствует страха после смерти матери, что он как будто беззаботно спрашивает об игрушках в детском доме? Впрочем – возражу себе – иной раз ребенок, пытаясь психологически "переварить", "преодолеть" страшное, действительно отвлекается на мелочи... 
Композиционно – согласен с некоторыми читателями – стоило о смерти матери сказать только в самом конце, а не в середине ("А как так - мамы совсем не будет?"). Других замечаний нет. Сильное впечатление.

Е-жедневник Галины:
("Четыре дня в марте"  http://www.stihi.ru/2012/03/19/5059)
виртуозно написанный текст. Но, по-моему, ему чего-то не хватает, чтобы восприниматься как обособленное, вполне законченное художественное произведение. Может быть, a la Nabokov cтоило дать больше смысловых и образных "рифм" между отдельными "днями"? "Дневник" – только зацепка, "топор", для того чтобы "каша" заварилась. А потом не грех и "подмухлевать" – добавить ингредиентов до полной готовности.
См. также на букву Н.

Ё
какая-то неудобная буква

"Ж-урчал  ручей
и смеялись девушки"
("между Мытной и Неглинной" http://www.stihi.ru/2011/10/07/5620 ):
акустический мираж в конце стихотворения Аюны, как ни странно, возвращает героиню и читателя в т.н. реальность. Не о ней ли у Анны Андреевны:
"...простая жизнь и свет
прозрачный, теплый и веселый..."
Возможно, эта простая жизнь ("а казалось – живу") находится как раз здесь и сейчас, между Мытной и Неглинной. Или все-таки поверить прозревшим глазам – показавшим небо и пустыню, бесконечный, как будто бессмысленный путь в вечности, и – новую СЕБЯ, нового ЕГО. "А мы живем торжественно и трудно..."
Прозрение – вещь неудобная. И бесповоротная?

З-с:
иной раз стыки одинаково звучащих согласных было неудобно читать:
"из синей..." и т.п. Впрочем, такие случаи не были основанием для невключения в шорт.

И-нверсий любитель старинных в лонга
стихах обнаружит немало весьма их:
"окрыленности звездной", "покой белостенный" (Алекс Амур), "лист куста багровый" (Алекс Шубин), "в доме зимнем" (Александр Попрухин), "сеть свою", "на паутинке тоненькой", "с перышком фазаньим", "ключик золотой", "из пьесы ненаписанной",  (Анна Корнет), "сомнений зябкий ветер" (Борис Поляков), "в пламени греховном", "прах мой бесполезный" (Валериус), "зубьев сине-железных ряды", "мясу детскому", "тельце хрупкое" (Дом Астрели), "истины отблеск" (Евгений Плотников), "дуновенье любое", "молитве бессловесной" (Евгения Костюкова), "костров осенних" (Риммристая), "утратившей времени такт", "гильотинная зеркала сталь" (Rewsky), "пледом укрылся тонким" (Светлана Илларионова), "веток птичий крест", "Египта кошка" (Симон Слуцкин), "запах облепиховый" (Татьяна Демина), "единого порядка феномен" (Юрий Семецкий), "в приземистом домике старом" (Юрий Хохолков) и др. Инверсии – дело тонкое. Одни звучат органично. Другие как раз своей вычурностью работают на сверхзадачу текста. Третьи оставляют впечатление, что автор просто не может иначе справиться с ритмом и рифмой. Инверсий последнего типа в стихах лонга, конечно, нет... или?

К-ритика –
не наука, объективность ей противопоказана.

Л-ишние эпитеты:
"бестелым миражом" (Аглая Паюшина),
"страшная беда" (Александр Кожейкин),
"шумно гомонящей" (Риммристая) – ср. Ожегов: "ГОМОН – Громкий шум от множества голосов, звуков".
И еще немного.
Спорные случаи:
- "на круглый валик" (Клавдия Смирягина Дмитриева): м.б., лучше дать эпитет по материалу? Ведь и так понятно, что валик круглый. Правда, старый валик мог и слежаться, сплющиться...
- "Мне с моим братишкой" (Наталья Малинина): по смыслу и так ясно, что братишка – "мой". Может, стоит сократить строку до:
"Мне с братишкой не кликать деда…"?

М-етры стихотворные в стихах лонга:
ямб четырехстопный – 13
ямб пятистопный – 16
ямб шестистопный – 2
ямб неравносложный – 3
хорей четырехстопный – 2
хорей пятистопный - 1
дактиль четырехстопный – 1
амфибрахий трехстопный – 1
анапест с чередованием двух- и одностопных строк – 1
анапест пятистопный – 3
дольник – 7
тонический стих – 9
логаэд – 5

неметрические стихи (верлибры) – 2

сочетание метрический стих+проза в одном и том же произведении – 0

Некоторые произведения состоят из нескольких частей, каждая из которых написана в своем метре.
В целом: статистика подтверждает – традиционный ямб рулит.

Н-епонятки (избранное):
"сб.
кричали о сакральной жертве – вот она
невинная, почти глухонемая
толпа молчит, слезами проклиная
расстрельную команду главаря
простой конверт – на четверти листа
среди рекламы в ящике для почты
ваш сын вчера расстрелян... ни креста,
ни тела, ни веночка на погосте,
ни певчей птицы" (Галинас "Четыре дня в марте" http://www.stihi.ru/2012/03/19/5059 ) – к этому фрагменту желательно примечание – хотя бы та ссылка, которую Галина дала, отвечая на вопросы на свой странице: http://www.stihi.ru/2012/03/19/5059
См. также на букву У.

О-кказионализмы:
сколько читателей споткнулось о "стигматить" (Екотерина Волкова – впрочем, слово встречается в лексике молодых) и "каём" (Дом Астрели)! Добавим к ним "хладость" (Жаноль Алексанж Виовит), "шелеству" (Кира Леонидова), "рас-спешить" (Александр Петрушкин)... Кто знает, может быть, через сто лет эти слова будут стоять в Большом академическом толковом словаре русского языка.

П-розаических миниатюр
в этом лонге нет. А жаль.

Р-ифмы в стихах лонга – на любой вкус. Почти.
И точные, среди них т.н. "богатые" – вязок/подвязок (Юрий Семецкий),
и ассонансы – запах/завтрак (Наталья Малинина),
и составные – выпростал/вы про что? (Павел Хоренко),
и симпатичная мне неравносложная – тельце/стелется (Валериус),
и т.н. "бедные",
и тавтологические,
и...
(класссификация – http://rifma.com.ru/SLRZ-01.htm ).
Хороши, конечно, те рифмы, которые нужны именно данному тексту. Смешение разных типов рифмы в одном стихотворении не только "допустимо", но часто и желательно – для разнообразия. Ведь так?

С-трофика:
сколько можно – в стихах стихирских четверостишия, четверостишия, четверостишия... Как радуешься какой-нить строфической нестандартности. Приятно, что они есть и в лонге: пятистишия, шестистишия, восьмистишия (скажем, строфа ааабсссб в стихотворении Ольги Хворост "Я здесь была..." http://www.stihi.ru/2012/07/10/9600)... Даже двустишия, часто критикуемые за "простоватость", на фоне таки преобладающих в лонге четверостиший выглядят приятным исключением.
Отмечу твердые формы – сонет Алекса Шубина и секстину Бориса Полякова. Внешние требования, которые форма предъявляет к автору, выполнены, уже одно это – достоинство. У Алекса есть интересные "смычки" слов и образы, но как цельный художественное произведение стихотворение меня все-таки не убедило. У Бориса не хватило изюминок на многих уровнях – словосочетание, образы, сюжет, – чтобы стихотворение попало в шорт. Правда, жаль. Технически оно написано безукоризненно.

"Т-роллейбус нагло сделал рогами финт"
(Светлана Илларионова "Успеть..." http://stihi.ru/2009/10/21/3807):
точно, готов прямо-таки придушить водителей таких троллейбусов, заодно автобусов и трамваев, которые отъезжают в самое неподходящее для тебя время. :)
Бытовая картинка хороша... а конец мог бы быть "ударнее".
"Тем, кто встречает счастье,
                тем, кто его так ждал" – на грани тавтологии. Ясно, что люди, встречающие самолеты в аэропорту, прибывают заранее и, если самолет привозит кого-то или что-то, кто/что предвкушается встречающим как "счастье", ждут его с особенным чувством ("так"). Поэтому одну из финальных полустрок можно, наверное, потратить более энергоёмко. Но как?..

У-рал:
Во втором десятилетии 20 века Александр Александрович пишет: "Идите все, идите на Урал", не скупясь при этом на предостережения: " Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы... И мясо белых братьев жарить!.. О, старый мир! Пока ты не погиб..."
Во втором десятилетии 21 века другой Александр отвечает с Урала: "как эта поросль нас во тьмы несёт... пока там жарят голубей... пока живот со смертью порознь..." (http://www.stihi.ru/2011/07/30/3637 ).
Наш Александр добрее. Людей у него никто не ест, а голуби... что ж, поедая тотем, перенимаешь его свойства – здесь, например: окрыленность и миролюбивость (веганы, правда, последовательней). Современному Александру чуждо и романтическое воспевание разрушения. Он вообще уютнее чувствует себя в веке Просвещения, рядом с Гаврилой Романовичем:
"Иль, накормя моих пшеницей голубей,
Смотрю над чашей вод, как вьют под небом круги..." (http://rvb.ru/18vek/derzhavin/01text/148.htm )
Не случайно, что и словарь – с архаизмами.
Начинаем с "насколь" – и этим открываем дверь столь же архаичным "живот" в смысле "жизнь" и уже названные "тьмы" (у Даля, кстати, и: "тмы" от "тма" – пропасть, бездна...).
Начинаем с "насколь" и задаем принцип – времени и меры: "насколь – пока – пока – пока – все дольше – пока – до самой крыши – пока..."
Начинаем с вопроса о мере, добавляем превосходную степень, получаем звуковую "серию" НАСКОЛЬ ПРЕ... – и работаем с ней: 

НАСКОЛЬ ПРЕКРАСНА голубятня
и тРЕбуха и эта ПОРОСЛЬ
НЕСущая НАС НА РуКАх
ПОКА живот СО СМЕРтью ПОРОзНЬ

ПОКА ПРЕКРАСНО СМЕРтНы мы
ухватывай СНАРужи тела
КАК эта ПОРОСЛЬ НАС во тьмы
несёт (и т.д. – выделяю наиболее заметные очаги действия серии).

Непропряды "сль н(ес)", "сль н(ас)" оправданы всё той же серией. Как и тавтологическая рифма скважин/скважин и многое другое, они – особый прием. Домотканое полотно. Понимаю, что кто-то предпочтёт Версаче. Но вспомним принцип Просвещения: назад к природе.

"как эта поросль нас во тьмы
несёт заложено и спело

так рас-спешит в округе жизнь
в кружок..." (Александр Петрушкин "Голубятня" http://www.stihi.ru/2011/07/30/3637 ) – из-за отсутствия знаков препинания не знаю, к какому глаголу относятся "заложено" и "спело" (если они вообще оба относятся к одному и тому же глаголу). А что здесь значит "заложено" – теряюсь в догадках...

У Александра в целом мне нравятся стихи более ясные – как http://www.stihi.ru/2012/01/23/2793 . "Голубятня" – меньше. Но написано сильно.

Ф-иналы:
некоторым авторам они особенно удались. Например:
"Ты скажешь:
                «Вот и добралась.»
И прикоснёшься
                лбом горячим." (Аглая Паюшина "К тебе" http://www.stihi.ru/2011/02/26/6402 )
"Возьми, Господь,  старьё – прими, вот – за пятак". (Алекс Шубин "Ремесло" http://www.stihi.ru/2012/01/01/5757)
"она скончалась в понедельник, 
чтоб выходные им не портить" (Андрей Мартынов "Потёртый серенький диванчик" http://www.stihi.ru/2012/01/31/3031 )
"И тихий омут тих на удивленье,
А кто уж там, сам чёрт не разберёт." (Анна Корнет "Паучок" http://www.stihi.ru/2011/07/04/5317 )
"... Битлы давно не жгут
но пепел продолжает осыпаться" (Артемона Иллахо "Праздник" http://www.stihi.ru/2010/12/10/6074 )
"Ты никогда не думал – каково
За сотни вёрст от моря быть Ассолью?" (Братислава "Допустим" http://stihi.ru/2012/05/16/11166 )
"Не узнать, как метко ранят словом.
Не увидеть, как смешной журавлик,
Вздрогнув, стал из белого багровым." (Риммристая "Журавлик оригами" http://www.stihi.ru/2012/09/13/9005 )
"слом во мне дочитает своё подобие
или я досчитаюсь своих слонов" (Серёжка Попов "сло" http://stihi.ru/2011/07/17/7665 )
"и небо саднит
как горло путника
глотнувшего последнюю каплю
за день до родника" (Не Все Ли Равно "за день до родника" http://www.stihi.ru/2012/08/19/2558 )
"Чтоб водой живою – слово под языком."
и
"Ты и словом коснёшься, как будто коснёшься рукой." (Юлия Елина "От Ансуза до Алефа" http://www.stihi.ru/2012/07/03/4892)
Браво.

Х-оренко, Павел:
"остать от стаи" http://www.stihi.ru/2012/09/03/5759
Допустим, я не знаю, сколько лет автору. Нравится ли мне стихотворение? Да. В стихотворении есть ритмическая упругость (что-то мало кто пользуется короткой строкой...), свежесть, искренность. Отличные рифмы, образы логичны и зримы.
Наряду со стихом Аюны – мой фаворит в этом лонге.

Ц-елую вечность
см. ниже. 

"Ч-уть совы станут тише,
чуть ставен скрип умолкнет на ветру" –
так и заснешь....
Елена, хорошее стихотворение ("Гнёздышко на крыше" http://www.stihi.ru/2012/08/30/5882 ). Но самое первое "чуть" – "чуть тронешь печь" – вот его бы убрать. Три "чуть" на это стихотворение – многовато. :)


Ш-ортлист:
см. ниже.

Щ

Ъ

Ы

зачем нам такие дырЪ булЪ щЫрЪ...

Ь:
немало стихотворений лонга написано в мягких, пастельных тонах. Элегии, полные любви, грусти и памяти. Спасибо авторам.

Э-то:
короткие слова на э- часто снижают поэтичность текста.
"Руки – это кисти...
Небо ёё – это ветер...
Взгляд – это лезвие..." (Вадим Мельников, http://stihi.ru/2012/06/15/3747 ). Без "это" строки были бы упруже. Как, скажем, у Ольги Барминой http://stihi.ru/2012/09/08/4103 :
Пища их – твоя нежность, взмокшая челка, свет в глазах,
Пища их – твой электронный сумбурный, горстями, почерк...
Спорный случай у Сергея Богомолова :
"я гляжу на всё это оторопело,
– и куда эта оторопь заведёт?" (http://stihi.ru/2012/09/01/1722 ). Звучит? Не звучит? Узлы с "т...т" в соседних строчках – будто заикание. Наверное, так надо. Именно оторопь.

Ю-рий Семецкий, "Свидание в знойный полдень"
(http://www.stihi.ru/2012/08/01/8330 ):
все разностильные элементы элементы этого стихотворения, вызвавшего на Стихире немало споров, кажутся (мне) уместными, они работают на общий образ. Разве что порядок их следования меня не во всех случаях убедил. Последние две строчки в строфе
"И ты скользишь, и чувствуешь момент,
Когда в порыве страсти воздух вязок,
А запах феромонов и подвязок
Единого порядка феномен"
могли бы быть ударными в каком-нибудь другом месте, они звучат как хороший иронический афоризм. Но именно тут из-за них – рассудительных, обобщающих – из строфы уходит "порыв страсти". По-моему, преждевременно.
Финальное двустишие тоже хотелось бы видеть другим. Каким? Объяснять долго, легче, наверное, самому написать (рифму на "изм" я бы не оставил). Но тогда это будет не текст Юрия. :)
+ Мелочь: знаки препинания надо бы уточнить. И, может быть, ещё поработать с союзами? Много "а", "и" – где-то они нужны по смыслу, а где-то только для ритма.

...
О чем бы человек не говорил, он говорит о себе.

ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
читаю эти стихи – и на странице приема, и в Литкафе, и в ходе Народного голосования, и в связи с обзорами других членов жюри...
Мнение о каждом из этих текстов – есть. На зубок попробована каждая строчка... Но что выбрать в шорт? Во всех стихотворениях лонга есть свои достоинства. В большинстве мне видятся и недостатки.
Выбрал те, которые больше других в положительном смысле "задели": восхитили, обрадовали, рассмешили, заставили сопереживать – поверх рациональных представлений о хорошем и плохом в стихах. Может быть, в другой ситуации выбор был бы другой. Все мы быстро меняемся... 

ШОРТ-ЛИСТ

Аюна Аюна "между Мытной и Неглинной" http://www.stihi.ru/2011/10/07/5620
Павел Хоренко "остать от стаи" http://www.stihi.ru/2012/09/03/5759
Юлия Елина "От Ансуза до Алефа" http://www.stihi.ru/2012/07/03/4892
Галинас "Четыре дня в марте" http://www.stihi.ru/2012/03/19/5059
Александр Петрушкин Кыштым "Голубятня" http://www.stihi.ru/2011/07/30/3637
Клавдия Смирягина Дмитриева "Перевал" http://www.stihi.ru/2011/12/01/3122
Наталья Малинина "Больше никогда в георгинной роще..." http://stihi.ru/2012/09/03/232
Елена Наильевна "Гнёздышко на крыше" http://www.stihi.ru/2012/08/30/5882
Анна Рубинштейн "Фасонное" http://stihi.ru/2012/08/19/271
Кира Леонидова "так.." http://www.stihi.ru/2011/06/08/6010
Алёна Рычкова "Вот дом, вот сад..." http://www.stihi.ru/2012/07/13/7982
Анна Корнет "Паучок" http://www.stihi.ru/2011/07/04/5317 
Владимир Звягин "Деда" http://www.stihi.ru/2012/07/14/646
Светлана Илларионова "Успеть..." http://stihi.ru/2009/10/21/3807
Мудрый Чукча "О золотой рыбке" http://www.stihi.ru/2012/08/11/4482

Желаю всем авторам и "болельщикам" всего самого доброго. Благодарю за терпение и – если она вдруг проявится – за снисходительность к автору обзора. 

Ильдар Харисов