Татьяна Комиссарова и Игорь Гонохов о зимнем лонге

Литературный Фестиваль Рунета
ТЕПЕРЬ ЧЕГО УЖ...

                Понятия большинства людей о поэзии так туманны,
                что туманность служит им определением поэзии.

                Поль Валери

ТК: Приступали мы к обзору долгожданного лонга, полные оптимизма. К концу стали брать сомнения, то ли мы вообще затеяли.
ИГ: А затеяли мы пройти по всему лонгу без исключения. Чтобы никого без внимания не оставить.
ТК: И не оставили… А надо было выбрать фаворитов и хорошенько их похвалить, тогда и мы были бы хорошие.
ИГ: Думаешь, достанется нам на орехи?
ТК: А ты как думал?
ИГ: Ну да теперь чего уж. Начнём.


1. Игорь Брен "Адомрайим" http://www.stihi.ru/2015/11/06/436

ИГ:
Хорошее начало лонга. Не скажу, что я поклонник Игоря, но к его поискам всегда относился с уважением. Не зря. Этот стих стал будто увлекательнее, задорнее предыдущих, а образы яснее. Единственное, все время вспоминается Заболоцкий: "спит животное Собака, дремлет рыба Камбала". Это несколько портит впечатление.
ТК:
Так может, это сознательное развитие темы?
Мне показалось, что финал смотрелся бы выигрышней, если бы уже в начале не было сказано главное - про запирание в себе. Но в любом случае - да, интересно.


2. Анна Арканина "Переводчик снега" http://www.stihi.ru/2014/10/03/5161

ИГ:
в бестелесном небе с глубоким белесым дном
будто смотришь на дно трехлитровой немытой банки
Только это сразу запомнилось. Остальное не затронуло. Не почувствовал стих совершенно.
ТК:
Мне понравилась ровно половина стихотворения – первая.


3. Владимир Сорочкин "Потаённое небо…" http://www.stihi.ru/2015/07/31/5530

ТК:
Ты, Игорь, как-то мне попенял, что я рассматриваю частности вместо того, чтобы оценить текст в целом. Помнится, я с тобой не согласилась). Тут как раз редкий случай, когда видишь стихотворение целиком и понимаешь шестым чувством: вот оно, то неуловимое, что больше текста. Послевкусие останется, даже если не запомнишь ни строчки. Это то, чего мне не хватило в предыдущем стихотворении. А придираться к частностям не хочется вовсе.
ИГ:
Вполне понимаю, почему тебе понравилось. Но для меня слишком красиво, слишком гладко. Не хватает изюминки, даже, я бы сказал, угловатости, мне не очень близок язык, обкатанный, как галька. Вот в виде романса было бы замечательно. Но если ты примешь в шорт, против не буду.


4. Александра Герасимова "два серебра" http://www.stihi.ru/2015/09/28/6694

ИГ:
Хорошее, цветное, мастеровитое, но очень для себя, очень закрытое. Я бы сказал даже - «нечто», вбирающее в себя информацию, но не отдающее. Как чёрная дыра. Сложное для восприятия.
ТК:
Для меня слишком много красивостей.
вослед за мной в прихожей снимет
дневная смута каблуки - ?
Нет, боюсь, не моё.


5. Савитур Джай "Утренняя околица" http://www.stihi.ru/2015/11/10/5108

ИГ:
А что, неплохой стих, "копошащийся". Словно курица на задворках роется. Атмосферный. Но хочется чего-то большего, не просто удачного пейзажа. Хотя и это уже совсем неплохо.
ТК:
И мне глянулось. Жаль, во второй строфе не выдержана внутренняя рифма. Небольшой перебор с уменьшительными, но разговор-то от женского лица, так что пусть. Не понравились копухи после копушек, подсолнухи ромашками, секунды в щепочки. В целом же согласна, попытка достойная.


6. Марина Намис "Спрячь меня" http://www.stihi.ru/2015/10/16/6661

ТК:
Сразу иголка в мою филологическую душу: правильно-то «опояшь», а не «опоясай», нет? «Лоскуток заката» - понравилось, следом «горизонта ленточкой» - уже того… перебор.  Крылышки, шёрстка, сердечки-колечки… Омут тишайший, туман - само собой, нежнейший. Ох уж эти женские штучки). Что думаешь, Игорь?
ИГ:
Думаю, никакой женской поэзии не существует. Просто есть хорошие стихи, а есть плохие стихи. В этом случае мне и сказать-то нечего. Не понравилось.


7. Нина Лёзер "Крутится - вертится" http://www.stihi.ru/2014/06/01/3050

ТК:
Куда нам без воспоминаний о детстве). Исток всего. В принципе мне эти безыскусные ретроспекции милы. Но этот текст, осложненный дополнительными ходами, местами языково невыверенный, показался мне тяжеловесным, духом детства не меня не повеяло, нет.
ИГ:
А что не так с языком?
ТК:
Как тебе такое прямореченное высказывание: «Купи ей шарик тоже, / Шары должны похожи быть у преданных подруг»? А вот девочка шепчет: «Как лёгок! Как он кругл!». Остается сказать: не верю).
ИГ:
Пожалуй. Такие фразы были бы вполне на месте в фильме или спектакле, пародирующем искусственную кукольно-целлулоидную жизнь, где все общаются чуть ли не рекламным сленгом. Но автор мне, кажется, не это хотел сделать. Может, я слегка перегибаю палку, но только слегка.


8. Сибирский Волк "Июльский камень, далее круги..." http://www.stihi.ru/2015/12/04/5494

ТК:
Этот стих я без долгих разговоров забираю в шорт. Как объяснить, что есть знак настоящей поэзии? А и объяснишь – не поверят.
Плывём сквозь это яблоко, что вдох
свой оставляет под водой непрочной,
чьи веки прорастают, словно Бог
осокою источенной и точной –
как будто дом оставлен, как подлог
который завершается судьбою
проточной, там где зрение – зазор
меж камнем – уткой – комнатой пустою…
Ммм… Восторг и зависть, зависть и восторг. Спасибо, автор.
ИГ:
Насчёт Волка соглашусь. Не поклонник подобной поэзии, но и не отрицаю её. У меня есть к ней интерес. А на стихах Александра знак качества. Поддерживаю тебя, Таня.


9. Олег Паршев "Ночная ящерица пела" http://www.stihi.ru/2015/07/05/5706

ИГ:
? Именно так - большой знак вопроса. Зачем это написано? Зачем ящерица? Зачем явные отсылки к Блоку? Стихотворение вызывает недоумение.
ТК:
Да, и мне прием не показался удачным. Стихотворение Олега, конечно, о другом, но основа всё-таки перевешивает, забивает собственное, авторское.


10. Андрей Мартынов Слово "закончив смену я приеду" http://www.stihi.ru/2014/09/18/1943

ИГ:
Хорошее стихотворение. История иронична, но она ещё и обаятельна. Вроде бы, посмеиваешься над героями, а вроде, и сопереживаешь. Получается неоднозначность. Но неоднозначность здесь не размытость (сюжет прописан чётко), а простор для читательских чувств и ощущений.
ТК:
Ммм… Могло бы быть совсем хорошо, если бы не сучочки, которые при всем желании назвать особенностями стиля не могу. Ну вот, смотри:
мы по дороге свежих санкций
осудим пошлое ярмо
Амфиболия, смысловая невнятица. Ну и еще много чего. Стих хорошо начался и хорошо закончился. А вот середина, на мой взгляд, провисла.
Хм. Кажется, я буду "плохим полицейским").
ИГ:
А я всё же возьму стих Андрея в шорт.


11. Настя Каменская "Город Онегина" http://www.stihi.ru/2011/08/18/7641

ИГ:
Мне кажется,  у автора проблема с образами.
мне бы платье как у многих,
шляпку с розовой каймой.
воздух чист, и каплет в легких.
а душа - над мостовой
чайкой, ветреною птицей,
словно маятник столицы.
Не могу представить, как каплет воздух в лёгких и чайку словно маятник...
ТК:
Понравились четыре строчки в конце:
надышусь, пройдусь вдоль Невки,
мимо сада, на ветру.
где-то здесь живёт Онегин,
в сердце пестуя хандру.
Остальное, к сожалению, мимо.


12. Зинаида Палайя "В рождественский пост" http://www.stihi.ru/2014/12/01/5655

ТК:
Приятный текст. Чтобы попридираться, отмечу неловкую инверсию: «не сгниёт пока». Вообще понимание начала приходит только к концу 5-ой строки – поздновато. Это особенно заметно в ясном и логичном тексте. И еще чего-то мне не хватило…
ИГ: Хороший автор. Тему затронула серьёзную. А чего не хватает? Маловато будет. Тут нужно произведение побольше, гораздо больше.
ТК: Нет, не то… Пожалуй, меня насторожило «расслоение» лиргероини, распадение на несколько образов. Конструкция текста, на мой взгляд, могла бы быть попрочней.
ИГ:  И я почти о том же – если появляются несколько образов, то нужно выбирать жанр пообъёмнее, чтоб было, где развернуться.


13. Евгения Костюкова "родя" http://www.stihi.ru/2015/12/03/2875

ТК:
Почему-то стих, который должен завораживать (Женя это умеет), не заворожил. Может, виной тому несложившаяся картинка: клюква в болоте и дом седой лисы, докука, цветики, замечательный Родя – и вдруг эльф, татуировки, мины, дельфины и поединок морали со временем. К последнему у меня дополнительные претензии: суконная фраза-то, выспренняя. Как и «зло не может достичь цели». Надо бы поиносказательней, что ли.
ИГ:
У Жени сказка - плетёная, "шифрованная" точно древний узор на рушнике. Мне Николай Клюев вспомнился:
А в киноваренном озерке,
Где золотой окуний сказ,
На бессловесный окрик — зорко
Блеснет каурый щучий глаз.
Спасибо за это воспоминание. При всех плюсах стих Евгении всё же не зацепил. А почему, объяснить невозможно. Может, просто написано не для меня, а для другого?


14. Галина Иззьер "Струйка-реченька, струны хлесткие..."
http://www.stihi.ru/2015/11/27/2048

ТК:
Ох, есть у меня вопросов, есть. Но – спорить не буду, поэзия. Если выберешь в шорт, поддержу. Интересно услышать твои соображения.
ИГ:
Мне трудно выбрать стихотворение Галины. Слишком оно личное, что ли. Как вещь сама в себе, как шкатулка закрытая изнутри. Изящное произведение, не спорю, но читателю – мне, по крайней мере - трудно в него попасть.


15. Bor G "В заброшенном парке" http://www.stihi.ru/2015/11/10/6325

ИГ:
Давно знаю этого автора. Завсегдатая конкурсов. Мастер. Прекрасный ремесленник. Для поэта это не всегда похвала, но этом случае текст очаровывает. Он ладно сбит и крепко скроен. Но главное, в нем есть атмосфера, таинственность заброшенного парка. Прямо Припять какая-то.
ТК:
Хм... Сорок строк пятистопного дактиля без альтернанса - чтобы держать такую громаду, нужен крепкий стержень. А вот этого-то стержня мне и не хватило. Рыхлость такому кораблю не к лицу.
ИГ: Среди экспертов, мне думается, не я один выберу «В заброшенном парке».
ТК: На вкус, на цвет…


16. Светлана Тимашева "царёк окрестных мест..."
http://www.stihi.ru/2015/11/30/2739

ТК:
хоть белый день со мной на "ты",
и солнцем, словно маслом, сдобрил
заборов хилые хребты,
ветрами сломанные рёбра -
минуты вспрыскивают яд,
дома стареют год от года.
Попробую перевести: хоть денёк и хорош, минуты таят опасность, а дома стареют год от года. Ну, дома стареют независимо от погоды. Неубедительно как-то, да и синтаксически небезупречно. Задумалась, где у заборов хребты. Концовка броская, но, на мой взгляд, не вполне по тексту. И винительные падежи уже давно стали общим местом.
ИГ:
Согласен, проблема в образах. Избитые образы соседствуют с сомнительными. "Горизонт, как свиток", "листьев сор" и да - "винительные падежи". Всё это, прямо скажем, не очень хорошо. Текст, к сожалению, не гармоничен, от него не получаешь эстетического удовольствия.


17. Юлия Долгановских "Всё развеется поутру"
http://www.stihi.ru/2015/12/12/11892

ТК:
Мазаю, конечно, далеко до Герасима, но это тоже вечный образ, под который невольно подкладываешь определенные ассоциации. Добрые. Тут у нас Мазай то ли плотник («руки думают топором»), то ли деревенский Раскольников. Порешил ушастиков и ловит багром. Тут и война явилась – ее надо выколотить непременно колотушкой (богатый, однако, инструментарий). Как ночной морок – почему нет? Во сне чего ни увидишь. Но мне это не слишком интересно.
ИГ:
Да уж. Мазай с топором, бессмысленный и беспощадный. Зоологический снафф? Смерть ради смерти? (Иван Затевахин такое любил). Не нравится, скажу честно. Есть в этом какая-то нарочитая беспричинность, желание напугать читателя, но напугать не получается, а неприятный осадок остаётся.
Может, конечно, резко высказался. Но уж договорились начистоту…


18. Александр Копп "Судьба копилки" http://www.stihi.ru/2014/10/02/5057

ТК:
Что ж, конец закономерен. Жадность и зависть наказаны. И тот, кто не скопил злата, улыбнется: так им и надо, кровососам. И я улыбнулась.
ИГ:
Ну, пипец копилке! Сам знаю, бывает, копишь, копишь, потом хрясь - все просадишь. Но сейчас не коплю, финансовая ситуация в стране не та. Да и копилки вышли из моды.


19. Ольга Суханова "А от школьной любви..." http://www.stihi.ru/2015/12/26/11117

ТК:
Школьная любовь, неудачное замужество, тоска о несбывшемся… Женская судьба. Наверное, многие узнали себя, и сердце дрогнуло. А мне вот не показалось. Еще чуть-чуть, и стих скатился бы в самопародию:
Все бывало. Швыряло порой от небес до бессилия.
Я прощала, терпела, но втайне хотела тепла…
И это нарочитое «А» в начале и поднадоевшее «не…» в конце... Тут всё так же предсказуемо, как в предыдущем стихе.
ИГ:
Ну, тут не соглашусь с тобой. На мой взгляд, неплохо. Ольга хотела поймать щемящее, неуловимо-прекрасное чувство первой любви. Чувство, всегда связанное с юностью, с ощущением полноты жизни и прикосновением чего-то, что мы, к сожалению, с годами чаще всего теряем. Неплохо, на мой взгляд. Но сравнения, например, с известнейшей песней Нины Бродской "Девятый класс" не выдерживает, тускнеет, блекнет. Скажешь, зачем сравнивать с песней, где помогает музыка и голос, да ещё с одним из лучших образцов советской эстрады? Но я сравниваю не жанры, а эмоциональное впечатление, и, если уж сравнивать, то по высшему счёту. Тем более тема такая, что приемлет только блестящее исполнение.


20. Алёна Рычкова-Закаблуковская "патрициальное"
http://www.stihi.ru/2015/12/12/2592

ИГ:
Очень даже милая картинка. Компактно, метко. Аллюзии с поэтами шестидесятых Ахмадулиной, Окуджавой, Бродским.... Даже больше не с поэтами, а с тем литературным духом.
ТК:
Да, мастерская зарисовка, почти идеальная. Породистая, как сам патриций). Да и не зарисовка вовсе - тут много всего. Дополнительный плюс за краткость.


21. Алекс Трудлер "Веласкес" http://www.stihi.ru/2015/11/25/6122

ТК:
Как ни старалась, не смогла встать на позицию автора и взглянуть его глазами. Не пускает меня текст, сопротивляется. При этом мысль ясна. Что-то в самой структуре текста мешает, кажется случайным. День почернел до темноты. Видимо, имеется в виду до наступления темноты, но читается двояко. «Признание украсило холсты Веласкеса, который также чёрен». Картинный вздох, условности приличий, метаморфозы рушатся… Нет у меня ключа к этому тексту.
ИГ:
Мне-то как раз всё понятно. Есть стиль, уже хорошо. И к сюжетным вещам очень даже хорошо отношусь. Я сказал бы, что нет внутренней поэтической дрожи, эмоции автора, которая тебя охватывает. Все холодно, разумно, выверено. Я бы сказал сконструировано, но нет, стиль не сконструируешь… Мне почти понравилось. Почти... Но Алекс всё равно молодец.
 

22. Кумохоб (Сергей Симанов) "Листопад. Осень в Крыму"
http://stihi.ru/2015/11/27/7613

ТК:
Я помню этот текст в Литкафе. Я там его похвалила за легкость, единый стержень, рифмы. Но и пощипала (текст, не автора). Претензии были к логическим связям внутри текста, оправданности некоторых образов. Вот это место мне трудно признать удачным:
А кто-то всё ж не никнет ниц...
нет, не весталки,
то птицы (оперенье птиц,
их перепалки…)
Но в целом попытка неслабая.
ИГ:
Как-то это всё ветхо. Образы затасканы, как старое пальто. Хотя можно и банальный образ подать в новом свете, но тут этого не случилось. Всё это было, было и было... Не удивляет и не радует.
ТК: Ну ты и строг).


23. Йегрес Вокашу "Бабочка в декабре" http://www.stihi.ru/2014/12/27/4767

ИГ:
Бабочка ничем не поразила. Почти бытовая зарисовка. Почему почти? Потому что претензия на философскую подоплёку есть, однако по этой теме столько поэтических исследований... можно ли сказать новое слово? И точно ли белая бабочка в соннике обозначает нечто радостное, а?
ТК:
Специально заглянула в толкование снов. Белая бабочка — болезнь, несбывшееся желание. Впрочем, возможно, мы пользовались разными сонниками).
На мой взгляд, излишняя усложнённость не на пользу этому в целом немудрёному стиху.


24. Лана Степанова "По бывшему тракту Петербург-Варшава"
http://www.stihi.ru/2016/01/01/648

ТК:
Хорошее стихотворение. Трогающее. Только последняя строфа с непонятно откуда взявшимися лычками-петличками представляется мне лишней, уводящей в сторону. Как хорошо было бы закончить на Млечном пути.
ИГ:
Много не скажу. Заворожила интонация. Помню в детстве видел, качается трава от ветра медленно, туда-сюда, так наяву не качается, наверное, это был сон. Но действо завораживающее, вот этот ритм уловила Лана. Понравилось.


25. Александр Крупинин "Пунцовый филин" http://www.stihi.ru/2016/01/01/7379

ИГ:
Жутко. Перечитал ещё раз - ещё страшней. Прямо не Мясковский - Франсиско Гойя или Апокалипсис Копполы по грандиозности и кровавости.
ТК:
Несмотря на ограниченность моего культурного багажа картина не мутна, наоборот – всё явственнее поступь Dies irae, всё ближе поминальный хор. Очень мощно. Самое запомнившееся стихотворение лонга. И – ждем обещанного автором раскрытия образа филина). Возможно, это воплощение духа кровавых потрясений, «далёких революций отголоски». Далёких ли?


26. Елена Албул "Через океан" http://www.stihi.ru/2015/12/25/7048

ТК:
Интересно сравнить это стихотворение со стихом Зинаиды Палайи: два лика воды. Масса ассоциаций. Хорош текущий и тут же ломающийся амфибрахий. Мужские рифмы подчеркивают непреложность выбора. Да, голос далеко не женский. И повторяющееся, как волна: и... и... и... Волшебно.
ИГ:
Хорошо. Вот нет у Елены "родимых пятен" женской поэзии, ни слезливости, ни экзальтации. Мудрые, спокойные и достойные строки.
Душа радуется, один за другим пошли настоящие стихи!!!


27. Наиль Мелиханов "Косточка" http://www.stihi.ru/2013/12/11/1953

ТК:
Обдумывать стихи Наиля – одно удовольствие). Здорово стих закольцован. А внутри – история. И тут у меня случилось огорчение. Первая строфа – одна картинка: развилка дорог среди холмов, Окуджава. Вторая – другая песня. Крёстный заяц? Ну-ну.
В третьей строфе смутил старик. Я могла бы подумать, что это второе я лиргероя, но нет. И ничто в начале не предвещало, что этот «ты», с которым ЛГ высаживал косточку и строил дом, окажется тем самым стариком. Вот к стиху Сибирского Волка у меня не возникло вопросов – там проглатываешь предложенное блюдо целиком, а тут «хотелось бы, так сказать, в общих чертах понять» (цитатко, если что).
ИГ:
Вспоминаются и солёная косточка Евтушенко, и виноградная – Окуджавы. У Наиля, несомненно, своя  абрикосовая  косточка. Только всё нагромождение вокруг косточки: герои, колоритные пейзажи (которые и создают атмосферу), - несколько путают читателя. Меня вот совсем запутали. Честно, мне трудно пробираться сквозь дебри, и интерес ослабевает.
 

28. Лёша Исхаков "Зимоход" http://www.stihi.ru/2015/02/01/3714

ТК:
Януарий и Изида. Если есть логика в появлении этих персонажей, то, на мой взгляд, обратная. Потому что моя прямолинейная а) немедленно отсылает меня на берега Неаполитанского залива, где я с замиранием жду дальнейшего развития событий; б) заставляет искать каких-то еще отсылок к египетским мифам, помимо «членораздельного». Для меня эти две фишечки не сыграли. На мой взгляд, автор немного заигрывается. На общем изобретательном фоне финал мне видится неоправданно слабым. Прочла с интересом, но без сочувствия.
ИГ:
Как-то очень странно. Вначале была надежда, мне показалось, я увижу  ясную живую картину. И всё, что ты назвала «фишечками», сработает и встанет на места. Но нет, надежда не оправдалась, и всё закончилось, а текст ни к чему так и не вывел…


29. Братислава "Молитва слабого" http://www.stihi.ru/2016/01/02/6157

ИГ:
Ну что сказать? Тема-то хорошая и мне близка, но, моё мнение: автор не справился. Безвидный текст. Без лица. Прочёл и забыл.
ТК:
Я, наверное, в корне не права, но мне показалось, что слова тут идут скорее не от сердца, а от ума. Вернее – вперемешку. Попыталась осмыслить финальный вопрос. Не получилось. Но это, конечно, мои собственные заморочки.


30. Николай Лосинский "Стеклянный заяц" http://www.stihi.ru/2015/12/28/11287

ТК:
Мне кажется, это тот случай, когда автору написанное яснее ясного, а читатель "плавает". Кто с кем говорит? Почему просьба быть осторожней с игрушкой выражена в такой грубой форме? Неблагополучная семья? Почему слезы? Портовые гудки – откуда? - и стоваттные лампочки – как-то очень специализированно. И оригами, оригами…
А стеклянный заяц очень симпатишный).
ИГ:
Честно говоря, даже трудно в сюжете разобраться. Не хочу обижать автора, но косноязычно, стихотворение не вовлекает, мне как читателю неинтересно. А жаль, видно, что Николая эта история волнует и фото хорошее, старые ёлочные игрушки я тоже люблю.


31. Андреа Бичелли (Виталий Адренин) "из афанасия никитина"
http://www.stihi.ru/2015/12/16/2272

ТК:
Да, плоховато живут «в стране скребла и калача». Странная характеристика места обитания, не находишь? Типа кнута и пряника. И что? Власть всегда кнут и пряник.
Дальше идет темный для меня кусок:
весной стригутся наголо,
оказывают честь,
ценя превыше ремесло
и тёрку № 6…
НаголО, по-моему, бывают шашки, а стригутся, вроде, нАголо. Впрочем, не в этом дело. Какая честь и кому, что за ремесло и превыше чего его ценят, наконец, что за тёрка намбер шесть… Я пас. Игорь, может, ты расшифруешь?
ИГ:
Плохой я шифровальщик, Таня. Для меня это винегрет. Ритмичный, но винегрет. Смешение всего и отсутствие гармонии.
ТК:
Хм, я бы не была так категорична. Смотри, как хорошо: никлый бугорок, бережно плюют… И интонация такая славная, бернсовская. В любом случае, интересно.


32. Таня Арсак "Временщики" http://www.stihi.ru/2015/09/11/3058

ТК:
О! Опять сонник. Что ж, задиристо, броско. Такое, наверное, могли читать в литературных подвалах начала прошлого века. Всё же мне здесь чудится эпатаж ради эпатажа. Много выдумки, чуть побольше бы дисциплины.
ИГ:
Угадывается, о чём хотел сказать автор, и символы прочитываются, их много, эдакая вязь символов. Переизбыток тоже нехорошо. Но могу сказать, что Таня Арсак хороший поэт. Может, стихотворение неудачно выбрано, ну, это, конечно, исключительно на мой вкус.


33. Повельская (Наталья) "Перебинтуй" http://www.stihi.ru/2015/10/11/6715

ТК:
Страсти-мордасти. Разбитое сердце, пьяные слезы. Нет, это не ко мне. Говори лучше ты, Игорь.
ИГ:
Мне никак не хочется обижать Наталью, но такого на просторах стихиры ну просто завались (на мой взгляд). Возможно через год или два Наталья превратится в настоящего поэта, и такое бывает. Но сегодня мне сказать нечего.


34. Аюна Аюна "Царство" http://www.stihi.ru/2014/10/05/10716

ТК:
Удивительный всё же русский язык. Скажешь «таволга» - и сразу щемяще грустно становится. Звук такой печальный. С ним может сравниться только иволга. «Я слышу иволги всегда печальный голос». И такая пара сказочная: таволга и зверобой. Нежность и сила. А вот вторая пара – полынь-ромашка. Горечь и светлая надежда. Потеряешься и очнешься. Время то же, а ты другой, и кругом всё чужое. Ох, что-то я разговорилась. Совершенно мой стих.
ИГ:
Вспомнился Хлебников. Многие его представляют, как такого Малевича от поэзии, математика и пророка в одном лице. Но он был и тонким лириком, прекрасно чувствующим природу:
Как осень изменяет сад,
Дает багрец, цвет синей меди,
И самоцветный водопад
Снегов предшествует победе,
И жаром самой яркой грезы
Стволы украшены березы,
Вот и "Царство" Аюны изящно и утончённо, язык приравнивается к волшебству. Единственное, что меня расстраивает - короткое дыхание, мне мало, мало... Думается, стихотворения Аюны не должны подаваться читателю по одному, лучше, если бы это были подборки, гораздо лучше...


35. Анна Дэ "Ноябрь" http://www.stihi.ru/2015/12/31/8566

ТК:
«Да не остави» - верная конструкция? Что-то меня в ней смутило. Вообще хорошо, хотя небезупречно. Зрело, без надрыва. Мне показались недостаточно прочными связи между строфами, часть после кукушки мне видится отдельным стихотворением. Тем не менее, как говорят, зачот.
ИГ:
Да, настоящая поэзия, хотя совершенно не в тон моему нынешнему настроению. Всё ж сказать: не моё - решительно нельзя. Хорошие стихи и точка.


36. Катя Солдатенко "Предновогодняя эпистола Неизвестному писателю"
http://www.stihi.ru/2016/01/01/8258

ИГ:
Не в восторге. Несколько сумбурно, много эмоций и много слов, но по сути ничего не сказано. А сказать неизвестному писателю можно было много. Может, я и по-другому представляю этот разговор, чем Катя, другие темы меня волнуют. Но меряю по себе. Отклика я не нашёл.
ТК:
Соглашусь с тобой. Мне показалось, что тут чуть больше назидательности, чем надо, а вот иронии (которая была бы уместна, на мой взгляд), не хватает. И - так же, как у тебя - возникли проблемы с пониманием логических связей внутри текста.


37. Михаил Минаичев «Пастернаковское» http://www.stihi.ru/2016/01/22/5906

ИГ:
Никак не задело. Кроме одной строки: "весна растопит лёд в стаканах с ромом". Из этой строки может получиться целое самобытное стихотворение.
ТК:
Пусть простит меня Михаил, я не знаю, зачем это написано. Упражнение на заданную тему?


38. Ольга Денисова 2 "Зайчиха" http://www.stihi.ru/2010/05/15/6113
(квота Сашки Михайлова)

ИГ:
Неплохое. Но кое-что не нравится, например, глагол "нюхнула", словно кокаин, может, осторожно потянула воздух носом, как-то так. Потом "запахло кочерыжкой спелой", где, в лесу? И, вроде, там ещё снег был, может так снег пахнет (у кого-то он пах арбузом), но вот чтоб кочерыжкой - не слыхал.
ТК:
Да, про кочерыжку мне тоже не понравилось. В целом зарисовка яркая и самобытная.


39. Липа Липовая «Cломанное» http://www.stihi.ru/2011/09/20/7379 (номинация Ольги Домрачевой)

ТК:
Наверное, нарочитая механистичность, отсутствие привычной человеку жизни тоже должны как-то тронуть. Ужаснуть. Что делать, меня не тронуло.
ИГ:
Да, интересный механистичный мир забрезжил у Липы Липовой. Но именно что забрезжил, наклюнулся, дальше дело не пошло. Дальше пошла игра словами. Годо, гедонизм и легендарное «дас ист фантастиш» далеки от стимпанка. Можно ли их объединить? Можно. Настоящему поэту всё под силу. Липа Липовая поэт хороший, без сомнения, но на этот раз не получилось.


40. Сара Бет Бернар «Блуждания на ощупь» http://www.stihi.ru/2015/01/28/743 (номинация Маргариты Шмерлинг)

ИГ:
Поэзия, не выпущенная на волю. Сжатая пружина, нераспрямившаяся и представившая читателю всё богатство образов, звукописи, смысловых оттенков, которые, несомненно, есть в потенциале данного текста.
ТК:
Я не буду себя сдерживать. Изумительно. Стройно, тонко, музыкально. Проникновенно. Я в восхищении. Спасибо автору, спасибо номинатору. Алмазный стих.


41. Александр Ра 2 «О тишине» http://www.stihi.ru/2013/01/06/7055
(квота Маргариты Шмерлинг)

ТК:
В чем схожесть старых слов с деньгами, спьяну брошенными в огонь? На мой взгляд, стихотворение выиграло бы, если бы автор оставил ровно половину и остановился на строчках, которыми, в общем, всё сказано:
как будто им от этого спокойней,
как будто нам от этого теплей.
ИГ:
Тут тот случай, когда даже трудно что-то сказать, настолько мимо меня. Я просто не понял, о чём.


42. Либолев 2 «будь...» http://www.stihi.ru/2014/01/19/11844
(номинация Ирины Рыпки)
ТК:
Охо-хо… Проклятый опыт критиканства. Хорошо же задумано, и до сердца доходит, и слова нетривиальные. О недостатках не хочется. Перевешивают ли их достоинства? Не знаю.
ИГ: Должно было получиться хорошо. И очень. Но то ли интонация неверно выбрана, то ли ещё что-то,  но читать тяжело… долго… И интерес умирает…


43. Ляля Цыпина "Смешаю тушь с томлением, с тоской..." http://www.stihi.ru/2012/10/16/5912 (номинация Сашки Михайлова)

ТК:
«Мой прадед был ранен под Аустерлицем…»  Ну, тут понятно. А вот частое упоминание Аустерлица в наше время, признаться, меня удивляет. Тебя нет, Игорь? У меня есть объяснение, не имеющее отношение к рассматриваемому тексту: много с чем нужным рифмуется.
Стихотворение же изящно. Даже изысканно. На этом фоне странной показалась рыбья кровь, да и какого такого она особого цвета и что хотел подчеркнуть автор? Рецепт раствора, в который добавляется чуть нежности, глубокий взгляд, мотыльковые крылья…
Не моё.
ИГ:
Нет, этот набросок мне не понравилось, хотя в финале и повеяло чем-то пушкинским.
 

44. Палад «Двери» http://www.stihi.ru/2015/11/24/10901

ТК:
Ну, допустим – музло и винчик в тему. Но двери в потаи? А доведись вслух читать, как это прозвучит? Кто такой Мирон? Сейчас мне скажут – неважно. Да как же - неважно? Я каждого слова жду, как откровения. Зыбко – щвыряя или зыбко роняете? То и другое непредставимо. «В отсутствии боле престижной персоны» - зачем такое насилие над языком (не тянущее на окказионализм), если можно без ущерба сказать «более важной»?
В парке кошерная скрипка
рвёт душу, как юность студенту кальсоны…
Если меня хотели удивить, это удалось.
ИГ:
Что ж, задумка понятна: столкновение низкого и высокого. Эффект заниженных ожиданий. Герой не ожидает ничего хорошего от предстоящих событий, что тщательно подчёркивается автором, и вдруг, вопреки всему, эти события ошарашивают, вдохновляют героя своим великолепием. Вполне привычный голливудский приём. Ничего плохого в этом нет, автор волен выбирать любые средства. Но написано так, будто все слова не те, а они и есть не те, и болтаются, неаккуратно пришитые белыми нитками. Да простит меня Палад, но складывается впечатление, что он не чувствует слова и не умеет их подбирать.


45. Наталья Малинина «Скучает пристань» http://www.stihi.ru/2015/04/04/6414

ТК:
Игорь, у нас наметились тренды лонга. Снова перевод).
В стихотворении больше всего понравилось начало и повечеревшее лицо. Говорят, в стихах о любви любовь должна ощущаться, а не называться. Как и нежность.
ИГ:
Тренды наметились? А мне хочется чего-то нетрендового!
Сразу видно, Наталья хороший профессионал. Умело, гармонично, стильно. Очень спокойный романс в приглушённых тонах. Настолько в приглушённых, что во мне ничего не отозвалось.


46. Ирина Кузнецова 17 «Умывается день, закатав обшлага...»
http://www.stihi.ru/2016/01/18/1740

ИГ:
Платонов виден, точнее подразумевается, и Ирина Кузнецова тоже есть, но прячется. Реальности недостаёт. Чтобы живые, настоящие были Платонов и Ирина и сошлись бы в одном месте, в одном тексте. Но перед нами спектакль, а не настоящий пейзаж, не настоящие люди, а действующие лица. Жаль.
ТК:
Я бы еще поработала над стихом. Не думаю, что обшлага можно закатать. Дважды заданный в начале образ театра совершенно забыт. Зачем он был нужен, непонятно. Стихотворение ясное, логические связи должны быть простыми, а они вызывают вопросы. Мне текст кажется немного небрежным, что ли. 
 

47. Ольга Вирязова "Города далёкий завиток..." http://www.stihi.ru/2016/01/02/6037

ТК:
Ага, вместе с двумя предыдущими это уже похоже на триптих). Как в предыдущем тексте был заброшен образ театра, так тут хороший образ город-аммонит не находит развития. Дальше как-то для меня путано: глубина, в которой высота припала ко дну, невнятные синтаксические конструкции. «Некое окаменение». Тебе не кажется, что слова «некое» лучше избегать, если знаешь, что хочешь сказать?
ИГ: Нет, не невнятные, а смутно колышущиеся и затягивающие. А слов любых не стоит избегать вообще. Просто они должны быть к месту. Но оценить сложно, это правда... С одной стороны есть вопросы, может, действительно несостыковки, может, я недопонял. С другой стороны, образ зримый, притягивающий и интонация очень удачно подобрана. Я ещё подумаю...


48. Активированный Уголь «Внутренний перенос»
http://www.stihi.ru/2016/01/22/8236

ИГ:
Замечательно. Мысль стара: "все мы родом из детства". Не только наше нутро, но и наше окружение родом из детства. Но автор так по-новому подошёл, что мысль внезапно помолодела, похорошела и стала очаровательной. Ну вот, оказывается, не нужно изобретать велосипед, а просто нужно иметь душу и поэтическую индивидуальность.
ТК:
Окаменелости и море? Занятная перекличка с Ольгиным стихом. Нравится. Замечательное ощущение времени. Слова – те самые, нужные и важные. Перенос смысла состоялся.


49. Жаноль Алексанж Виовит «весеннее в никуда»
http://www.stihi.ru/2011/01/24/7101

ТК:
Вот, Игорь, это только мне кажется, что в стихотворении три финала? Началось хорошо, я аж обрадовалась: вот оно. Третья строфа – большое разочарование. Случайные лишние слова:
дружище луч, не поздний и не ранний,
начнет меня запаивать с утра
переборщит, но сожалеть не станет
прекрасно понимая, что пора
и я, очнувшись радужною бульбой,
объяв часть неба над клочком воды
(так случай оторачивает судьбы),
начну елозить свой последний дых…
И потом еще два довеска. Всё-таки умение вовремя остановиться – большое искусство.
За начало взяла бы в шорт, целиком – нет. Жаль.
ИГ: Тут мне кажется проблема с формой. Поэт не нашёл форму и упрятал произведение в первый попавшийся объём. Большое стихотворение. Я не против больших стихов, наоборот, мне нравится длинное дыхание. Но нужен ещё и интерес. Но интереса нет. И единственное, что запомнилось:
а капли всё летели и летели,
и лужа пузырилась и звала,
и были пузыри, на самом деле,
воздвигнутые богом купола


50. Женис Казанкапов «Адажио» http://www.stihi.ru/2016/01/15/1956
(квота Ольги Домрачевой)

ТК:
Будь этот текст на итальянском, я бы смогла произнести «адажио Альбинони» так, что лишний слог не почувствовался бы. А на русском споткнулась. Не слишком удачно для концовки. Отчасти можно понять, почему автор вспомнил только четвертый и шестой дни. Но сложновато и запутывает.
ИГ: 
Чувства автора вполне понятны и достойны уважения. Стихотворение написано гладко, ритмично, романтические образы к месту, хоть и не блещут новизной. И всё бы ничего. Но финал:
такой любви и нежности исполнен,
.....................
мурлыкавший адажио альбинони
совсем некрасиво смотрится. Проблемы с размером и с рифмой. Хороший финал делает весь текст отличным, ну а плохой - режет без ножа.


51. Эльхан Ширинов "Рыжее мясо" http://www.stihi.ru/2014/11/15/8726
(квота Ирины Рыпки)

ТК:
Начало заинтриговало: а что же там, за советским древо-окном? А ничего такого. Пасмурный ноябрьский день, сибирский пень и небо – видно, в пику хмурому денечку – как светлый топаз. И индийская травка в конце. Вот такая шаолиньско-советско-гишпанско-индийский эпос. А кошек обижать нехорошо. Пойду перечитаю «Зайчиху».
ИГ: 
Сумбурно, но точно выделяется яркостью и неординарностью. Мне думается, здесь больше настроения, чем мысли. Нет, конечно, мыслей здесь много. Но поэтическая мысль - это всё же стиль. А при такой разношерстности образов общего гармонического стержня не вырисовывается. К сожалению.


ТК:
Это всё? Я бы еще почитала). Что ж, посмотрим, что у нас получилось.
ИГ:
Получилось 13 (тринадцать!) текстов. Еще семь в дополнительном списке.
Спасибо всем за стихи!


ШОРТ

3. Владимир Сорочкин "Потаённое небо…" http://www.stihi.ru/2015/07/31/5530
8. Сибирский Волк "Июльский камень, далее круги..." http://www.stihi.ru/2015/12/04/5494
10. Андрей Мартынов Слово "закончив смену я приеду" http://www.stihi.ru/2014/09/18/1943
15. Bor G "В заброшенном парке" http://www.stihi.ru/2015/11/10/6325
20. Алёна Рычкова-Закаблуковская "патрициальное"
http://www.stihi.ru/2015/12/12/2592
24. Лана Степанова "По бывшему тракту Петербург-Варшава"
http://www.stihi.ru/2016/01/01/648
25. Александр Крупинин "Пунцовый филин" http://www.stihi.ru/2016/01/01/7379
26. Елена Албул "Через океан" http://www.stihi.ru/2015/12/25/7048
34. Аюна Аюна "Царство" http://www.stihi.ru/2014/10/05/10716
35. Анна Дэ "Ноябрь" http://www.stihi.ru/2015/12/31/8566
38. Ольга Денисова 2 "Зайчиха" http://www.stihi.ru/2010/05/15/6113
(квота Сашки Михайлова)
40. Сара Бет Бернар «Блуждания на ощупь» http://www.stihi.ru/2015/01/28/743 (номинация Маргариты Шмерлинг)
48. Активированный Уголь «Внутренний перенос»
http://www.stihi.ru/2016/01/22/8236


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЕМЁРКА:
(эти стихи не вошли в шорт, но их хотелось бы особенно выделить)

1. Игорь Брен "Адомрайим" http://www.stihi.ru/2015/11/06/436
5. Савитур Джай "Утренняя околица" http://www.stihi.ru/2015/11/10/5108
14. Галина Иззьер "Струйка-реченька, струны хлесткие..."
http://www.stihi.ru/2015/11/27/2048
21. Алекс Трудлер "Веласкес" http://www.stihi.ru/2015/11/25/6122
27. Наиль Мелиханов "Косточка" http://www.stihi.ru/2013/12/11/1953
47. Ольга Вирязова "Города далёкий завиток..." http://www.stihi.ru/2016/01/02/6037
45. Наталья Малинина «Скучает пристань» http://www.stihi.ru/2015/04/04/6414


Это только мнение двух необъективных читателей, не больше, не меньше.

На своём представлении обзористы решили сэкономить. Вы нас и так знаете.